Что относится к техносфере как определить
Понятие «техносфера». Структура техносферы и ее основные компоненты.
Структурные элементы:
А. Технические изделия, являющиеся конечным звеном преобразования природного вещества. Объекты техносферы в качестве техноценозов как спонтанно образующихся сообществ и технологических видов как единиц этих сообществ.
Б. Территориально-промышленные комплексы (ТПК). Определяющими являются внешняя функция загрязнения окружающей среды, а также общая для каждого из них функция цели и управления со стороны человеческого общества.
Более мелкими структурные элементы технотрофических цепей – предприятия = организм в биосфере.
Единичным элементом структуры техносферы можно считать элементарный технологический процесс преобразования вещества
Техносфера — внутренне сложная структура, основными компонентами которой являются:
— техническая (не только специально инженерная, но и управленческая, хозяйственно-бытовая и т. п.) деятельность.
16.Роль цветового оформления производственного интерьера
В производственной среде цвет используется как средство информации и ориентации, как фактор психологического комфорта и как композиционной средство. Цвет оказывает влияние на работоспособность человека, на утомление, ориентировку, реакцию. Холодные цвета (голубой, зеленый, желтый) действуют успокаивающе на человека, теплые цвета (красный, оранжевый) действуют возбуждающе. Темные цвета оказывают угнетающее действие на психику. При выборе цвета, цветовом оформлении производственных помещений нужно руководствоваться указаниями по рациональной цветовой отделке поверхностей производственных помещений и технологического оборудования. Цветовое решение характеризуется цветовой гаммой, цветовым контрастом, количеством цвета и коэффициентами отражения.
При выборе цветового решения интерьеров нужно учитывать категорию работы, ее точность, санитарно-гигиенические условия.
Значительная роль в интерьере принадлежит выбору коэффициентов отражения поверхностей. Потолки помещений окрашиваются в белый цвет или близкие к белому цвету. Нижняя часть стен окрашивается в спокойные тона (светло-зеленый, светло-синий).
Металлорежущие станки окрашиваются в светло-зеленый цвет, литейное оборудование в бежевый, термическое в серебристый, транспортные механизмы в зеленый.
Красный цвет используется для предупреждения о явной опасности, запрещении, желтый предупреждает об опасности, обращает внимание, зеленый цвет означает предписание, безопасность, синий информацию. Желтый цвет призывает к повышенному вниманию, в него окрашивают сигнальные лампы, предупреждающие знаки и др.
Красный цвет сигнализирует об опасности и возможной аварии. Этим цветом окрашивают открытые части электрооборудования, внутренние поверхности ограждений, предельные отметки на шкалах приборов, запрещающие знаки (запрещают курить, прикасаться к опасным поверхностям, запрещающие дорожные знаки и т.д.). Противопожарное оборудование так же окрашено в красный цвет.
Рациональной считают такую цветовую окраску, которая позволяет обеспечить: гармоничное единство производственного помещения и производственного оборудования; уменьшить утомляемость глаза; исключить отблески от окрашенных поверхностей при солнечном и искусственном освещении. В общем это создает оптимальные условия для зрительной работы и способствует повышению работоспособности.
17.Виды,источники основных опасностей техносферы и ее отдельных компонентов.
Техносфера является частью социокультурного пространства, обуславливающей процессы жизнеобеспечения, социализации, коммуникации членов общества. Техносфера — внутренне сложная структура, основными компонентами которой являются:
— техническая (не только специально инженерная, но и управленческая, хозяйственно-бытовая и т. п.) деятельность.
Социодинамика техносферы обусловлена как внутренними, находящимися в самой техносфере, так и внешними социокультурными факторами.
Социокультурные смыслы техники, технического знания и инженерии выявляются через понимание их как:
— определенных социокультурных ценностей;
— уровня развитости научно-технического знания;
— степени совершенства инженерной деятельности в трех ее проявлениях: проектировочной деятельности, изобретательско-конструкторской, технолого-эксплуатационной.
18.Закрытые повреждения мягких тканей(ушибы, растяжения, вывихи суставов).1-я помощь при названных травмах.
К закрытым повреждениям относят все виды травм, происшедшие без повреждения кожных покровов и слизистых оболочек.
Ушибы. Под ушибом понимают повреждения мягких тканей без видимых анатомических повреждений в результате удара. наблюдаются локальная боль, припухлость тканей, изменение чувствительности кожных покровов, кровоизлияние (гематома). Возможно нарушение функций пострадавшего участка тканей. Цвет гематомы (кровоподтек) в связи с постепенным разрушением пигмента крови динамически меняется от багрово-красного, синюшного, зеленого до желтого.
Первая помощь:Поврежденному участку тела создают покой, возвышенное положение, накладывают давящую повязку. К месту ушиба прикладывают пузырь с холодной водой или льдом. При большой гематоме иногда отсасывают кровь или же производят рассечение тканей с выпусканием гематомы и остановкой кровотечения. Через 2—3 дня после ушиба применяют тепловые процедуры (грелки, согревающие компрессы, диатермия, УВЧ) для лучшего рассасывания гематомы.
Растяжение и разрыв связок. При движении в суставе, превышающем его объем, происходит растяжение (надрыв), а иногда и разрыв укрепляющего его связочного аппарата. отмечаются боль и припухлость в области сустава, ограничение движений. При разрыве связок возникают гематома и избыточная подвижность.
Первая помощь:Необходимо обеспечить покой конечности. На область сустава накладывают давящую повязку. В первые дни местно применяют холод, в последующие — тепловые процедуры. При разрыве связок накладывают гипсовую повязку, а при безуспешности консервативного проводят оперативное лечение.
Вывихи. Под вывихом понимают патологическое смещение суставных поверхностей с нарушением одной или нескольких костей, их нормальных анатомических взаимоотношений. Различают полные и частичные (подвывих) вывихи.
Известны следующие виды вывихов: 1) травматические— вследствие травмы; 2) патологические — при заболеваниях, связанных с разрушением связочного аппарата и суставных концов костей, например при опухолях, воспалительных процессах; 3) врожденные; 4) привычные — при большом растяжении связочного аппарата, часто возникающие после неправильно леченных травматических вывихов; 5) застарелые — своевременно не вправленные.
Первая помощь:Необходимо произвести иммобилизацию конечности. С целью уменьшения болей к зоне вывиха прикладывают пузырь со льдом или холодной водой, вводят анальгетики, после чего больного срочно доставляют в лечебное учреждение. Вправление вывиха производит врач.
В зависимости от вида вывиха и его локализации существуют определенные приемы вправления. Вправление производят после хорошего местного обезболивания новокаином, введенным в полость сустава. При вывихах в крупных суставах, например тазобедренном, приходится применять общее обезболивание с миорелаксантами для снятия тонуса скелетной мускулатуры. После вправления вывиха конечность фиксируют повязкой или нием пигмента крови динамически меняется от багрово-красного, синюшного, зеленого до желтого.поврежденному участку тела создают покой, возвышенное положение, накладывают давящую повязку. К месту ушиба прикладывают пузырь с холодной водой или льдом. При большой гематоме иногда отсасывают кровь или же производят рассечение тканей с выпусканием гематомы и остановкой кровотечения. Через 2—3 дня после ушиба применяют тепловые процедуры (грелки, согревающие компрессы, диатермия, УВЧ) для лучшего рассасывания гематомы.
Техносфера и ее состав
Объектами могут быть различные системы и их элементы, в частности: сооружения, установки, технические изделия, устройства, машины, аппараты, приборы и их части, агрегаты и отдельные детали.
Системы функционируют в пространстве и времени. Процесс функционирования систем представляет собой изменение состояния системы, переход ее из одного состояния в другое. В соответствии с этим системы подразделяются на статические и динамические.
Современная техносфера многообразна: её представителями являются города, в состав которых входят промышленные и селитебные зоны, транспортные узлы и магистрали, торговые и культурно-бытовые зоны и отдельные помещения, ТЭС и ТЭЦ,
зоны отдыха и т.п.
С появлением человека и развитием человеческого общества в биосфере появляется качественно новый и самый сложный тип процессов – техногенез. Под техногенезом понимается воздействие хозяйственной деятельности человека во всех её формах на природную среду. Проблемы, порождаемые техногенезом:
— проблема химического загрязнения природных сред;
— проблема теплового загрязнения биосферы;
— проблема вероятного роста парникового эффекта;
— проблема запыления атмосферы в результате выбросов предприятий и других видов промышленной деятельности;
— проблема уменьшения общего количества биомассы и биоразнообразия в биосфере Земли в результате двух основных типа процессов:
а. техногенные процессы, не свойственные биосфере: производство веществ, не существующих в природе, перемещения вещества, создание техногенных объектов, не имеющих природных аналогов, использование атомной энергии и т.д.
б. техногенно трансформированные биосферные процессы: любые процессы перемещения и преобразований вещества и энергии, которые продолжают осуществляться в целом в тех же формах и по тем же законам, что и в природе, но их ход, так или иначе, изменён в результате техногенного влияния.
Техносфера характеризуется по сравнению с биосферой более широкой номенклатурой опасностей и негативных воздействий, высокой вероятностью, величиной уровня и последствий (ущерба) их реализации.
Техногенные негативные факторы в техносфере формируются из-за наличия отходов производства и быта, из-за использования технических средств, из-за концентрации энергетических ресурсов и др. Наибольшую концентрацию негативные факторы техносферы имеют в сфере производства.
Производственная среда – это часть техносферы, обладающая повышенной концентрацией негативных факторов. Основными носителями травмирующих и вредных факторов в производственной среде являются машины и другие технические устройства, химически и биологически активные предметы труда, источники энергии, нерегламентированные действия работающих, нарушения режимов и организации деятельности, а также отклонения от допустимых параметров микроклимата рабочей зоны.
Травмирующие и вредные факторы подразделяют на физические, химические, биологические и психофизические.
Физические факторы – движущиеся машины и механизмы, повышенные уровни шума и вибраций, электромагнитных и ионизирующих излучений, недостаточная освещённость, повышенный уровень статического электричества, повышенное значение напряжения в электрической цепи и др.
Химические факторы – вещества и соединения, различные по агрегатному состоянию и обладающие токсическим, раздражающим, сенсибилизирующим, канцерогенным и мутагенным воздействием на организм человека и влияющие на его репродуктивную функцию.
Биологические факторы – патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы и др.) и продукты их жизнедеятельности, а также животные и растения.
Психофизиологические факторы – физические (статические и динамические) и нервно-психические перегрузки (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки).
С позиций безопасности задачи исследования технических систем за-ключаются в том, чтобы увидеть, каким образом элементы системы функционируют в системе во взаимодействии с другими ее частями и по каким причинам может произойти отказ, грозящий негативными последствиями для окружающей среды.
Источники техногенной опасности:
— потенциально опасные объекты;
— предприятия, организации, учреждения, осуществляющие соответствующий вид деятельности.
Факторами окружающей среды называется любой элемент среды, способный оказывать прямое воздействие на живые организмы, хотя бы на протяжении одной из стадий развития.
Факторы техногенной опасности:
Структура техносферы обычно рассматривается как целостная глобальная система в двух системных связках:
Структурными элементами техносферы являются:
А. Технические изделия, являющиеся конечным звеном преобразования природного вещества. Объекты техносферы в качестве техноценозов как спонтанно образующихся сообществ и технологических видов как единиц этих сообществ.
Б. Территориально-промышленные комплексы (ТПК). Определяющими являются внешняя функция загрязнения окружающей среды, а также общая для каждого из них функция цели и управления со стороны человеческого общества.
Более мелкими структурные элементы технотрофических цепей – предприятия = организм в биосфере.
Единичным элементом структуры техносферы можно считать элементарный технологический процесс преобразования вещества
— разложения отслуживших вещей.
Виды техносферных зон.
1. Промышленная зона. Включает промышленные предприятия, обслуживающие их культурно-бытовые учреждения, улицы, площади, зеленые насаждения.
2. Городская зона условная территориальная единица города:
— отражают историческое развитие и внутреннюю организацию города;
— различаются по интенсивности использования занимаемой площади, составу населения и другим социально-экономическим характеристикам.
Занимает, примерно, до 60 % территории города.
Современные принципы формирование техносферы:
1. Разработка стратегии развития современной цивилизации предварительно изучает стратегию развития биосферы (миллиардолетия), высших животных (многие десятки миллионолетий) человека (сотни тысячелетий), былых цивилизаций (многие тысячелетия).
2. Научная рекомендация предполагает реальную возможность ее реализации.
3. Целесообразно иметь два вида концепций: идеальные (утопии) и реальные (теории).
4. Помимо научно-технических мероприятий: духовное возрождение и обновление человека, резкое возрастание значения его интеллекта, приоритет духовных потребностей, переход на новый уровень познания природы.
5. Архитектурно- планировочное зонирование территории
6. Информационное обеспечение учета и информационная поддержка правоотношений.
7. Состояние территории характеризуется составом, пространственным распределением, показателями ее компонентов.
8. Использование территории характеризуется составом функций, их пространственным распределением, показателями их воздействия на окружающую среду.
9. Внешние условия характеризуются пространственным распределением, показателями влияния на территорию факторов ее окружения.
Приоритетность вопросов безопасности и сохранения природы при формировании техносферы:
1. Оценка техносферы переходит от ее полного одобрения к полному осуждению.
2. Предложенные программы невыполнимым или недостаточными для изменений.
3. Под вопросом находится контролируемость искусственной среды.
5. Долгосрочное планирование развития техносферы
Технология. 5 класс
Конспект урока
Технология, 5 класс
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Техносфера – это часть природной среды, преобразованная, приспособленная людьми. Она возникла в результате их деятельности для удовлетворения их потребностей.
Потребительские блага – это товары и услуги, приобретаемые человеком для своих потребностей.
Материальные блага – это еда, напитки, одежда, обувь, дом, автомобиль, сотовый телефон, телевизор и другие желаемые и необходимые человеку вещи.
Нематериальные блага – услуги, которые человеку оказывают. Такие как стирка и чистка одежды, стрижка и укладка волос, перевозка людей и грузов, продажа товара в магазине, консультация специалистов, лечение, обучение и др. Ни одну услугу нельзя потрогать руками. Можно лишь осознать или ощутить её результат.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.]; под ред. В.М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Все что нас окружает можно разделить на две группы. Это мир природы и рукотворный мир.
Мир природы – это всё, что появилось без участия человека. Это небо, солнце, луна и звёзды, дождь и снег, дикие животные и насекомые.
Всё, что относится к природе, существовало много столетий и будет существовать независимо от человека.
Человек – это тоже часть природы. Но он вносит в этот мир изменения. И всё, что сделал человек – это уже рукотворный мир. Ваши учебники и тетрадки, школа и дом, компьютер и телефон созданы человеком.
Человек преобразует окружающий мир, испытывая различные потребности.
* Потребности – это нужды человека в чем-либо. Они мотивируют его на активные действия.
Развиваясь, человек приобретает все новые потребности.
Человек испытывает потребность в пище. Он научился ловить рыбу, выращивать растения, печь хлеб.
Чтобы защититься от непогоды, диких зверей, человек строит себе жилища и постоянно совершенствует их.
Часть природной среды, преобразованная, приспособленная людьми – это техносфера.
Она возникла в результате деятельности человека для удовлетворения его потребностей.
К техносфере относятся все здания, сооружения, дороги, машины, корабли и другие окружающие нас неживые объекты.
Используя природные ресурсы человек создаёт новые объекты.
Камни в горах, деревья в лесу, вода в реке – это мир природы. Но использование этих ресурсов человеком для своих потребностей: строительства жилья, получения электроэнергии на гидроэлектростанции уже относиться к техносфере.
Техносфера все больше преобразует природу, изменяя прежние и создавая новые ландшафты, активно влияя на другие сферы и оболочки Земли, причём не всегда это влияние носит положительный характер.
Известный психолог А́брахам Масло́у внедрил в широкое пользование «пирамиду потребностей».
Согласно этой иерархии, на первом месте у человека стоит потребность физиологическая. Это пища, вода, жилье, одежда.
На втором месте – это потребность в безопасности. Защита от болезней, врагов, преступности. Эти 2 основные потребности считается первичными у человека, то есть врождёнными. Далее следуют потребности вторичные, а именно приобретённые в процессе развития человека.
На третьем месте в пирамиде стоят социальные потребности, потребности в общении, дружбе, любви.
На четвёртом потребность в уважении – самоуважении, уважении другими и других.
На вершине пирамиды находится потребность в саморазвитии. Это духовный рос, самосовершенствование.
Чтобы удовлетворять потребности человека существуют разнообразные блага.
Товары и услуги, приобретаемые человеком для своих потребностей, называются потребительскими благами.
Эти блага могут быть доступны для человека в ограниченном и неограниченном количестве.
Примером благ потребляемых в неограниченном количестве является солнечный свет, воздух.
А вот товары, услуги, некоторые природные ресурсы могут быть доступны только в ограниченном количестве.
Иногда в жизни человека встречается то, что несёт ему вред или урон: стихийные бедствия, техногенные катастрофы, бешённые собаки, испорченная еда и т.п. Эти явления называются антиблагами.
Не все, что необходимо человеку в жизни возможно потрогать руками или на вкус. Поэтому по форме проявления блага делятся на материальные и нематериальные.
Материальные блага – это еда, напитки, одежда, обувь, дом, автомобиль, сотовый телефон, телевизор и другие желаемые и необходимые человеку вещи.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 3. Зачеркните понятия, которые не относятся к благам человека (антиблага).
Правильный вариант ответа (понятия, которые должны быть зачёркнуты): фаст-фуд, ураган, пожар, эпидемия
Подсказка: Антиблаго –это всё, что несёт вред человеку. Даже то, что человек желает, но это ему так же наносит вред, является антиблагом.
Задание 6. Расставьте подписи к изображениям.
Пояснение: Материальные блага – это еда, напитки, одежда. Нематериальные блага – услуги, эти блага нельзя потрогать. Антиблаго – это то, что наносит вред человеку.
Презентация потезнологии на тему: Техносфера
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Техносфера (естественная и окружающая среда) Разработала: Рыбакова Нина Николаевна Учитель технологии МОБУ «СОШ № 62» города Оренбурга 5 класс
Техносфера Давайте подумаем, что окружает людей на улице и дома. Какие объекты созданы природой, а какие человеком? Посмотрите вокруг себя. Всё, что нас окружает, создано природой и человеком. Люди, преобразуют окружающий мир, создают искусственные объекты своими руками.
Промышленный район города
Техника в квартире
Техносфера Мир, в котором есть искусственные технические объекты, изготавливаемые и используемые человеком, называется техносферой. К техносфере относятся здания, сооружения, дороги, машины, корабли и другие окружающие нас объекты. Частью техносферы являются также выведенные и выращенные людьми объекты живой природы: домашние животные, культурные растения.
Неживые объекты техносфнры
Неживые объекты природы
Объекты живой природы
Объекты живой природы
Техносфера Техносфера – это часть природной среды, преобразованная, приспособленная людьми. Камни в горах являются частью природной среды. Такие же камни, использованные при строительстве стены, уже относятся к техносфере.
Объекты природной среды и техносферы
Объекты природной среды и техносферы Стены соловецкого кремля
Вывод Сделайте вывод: Случайно выросшая в лесу яблоня – это объект природы или техносферы? Обоснуйте свой вывод.
Литература Технология. 5 класс: учеб. Пособие для общеобразоват. организаций под ред Казакевича В.М. – М.: Просвещение, 2017.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Презентация для учащихся 5 класса по технологии на тему: Технология (естественная и окружающая среда) поможет понять и усвоить учебный материал по данной теме урока. Она заставляет их задуматься о том, что создано природой, а что человеком. Они познакомятся с такимпонятием как техносфера и её живые и неживые объекты. презентация сопровождается красочными рисунками.
Номер материала: ДБ-108386
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах
Время чтения: 5 минут
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.