Что относится к техническим средствам обучения относится

Использование технических средств в процессе обучения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Технические средства обучения: сущность, виды и функциональная роль в образовательном процессе

Технические средства обучения – это ресурсы, устройства, приборы, используемые в качестве инструментов овладения знаниями и навыками в различных сферах и направлениях деятельности.

В образовательном процессе используется большое количество технических средств. Каждое из них имеет свое целевое назначение и функциональную роль.

Выделяют следующие виды технических средств:

Технические средства, используемые в образовательном процессе, должны обладать всей необходимой функциональностью т.е. выполнять те операции, которые требуется для достижения целей и задач образования. У них должны быть разные режимы работы и возможности применения. Кроме того, технические средства должны быть удобными в применении и безопасными в использовании в образовательной деятельности.

Функциональная роль технических средств обучения сводится к выполнению ими следующих функций:

Готовые работы на аналогичную тему

Направления применения технических средств обучения

Технические средства применяются в образовательной системе в целом и в отдельном учебном заведении в частности. Их применение реализуется по следующим направлениям:

Рисунок 1. Методика применения ТСО. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Условия эффективного использования технических средств обучения

Чтобы технические средства были эффективным инструментом в руках педагога, необходимо использовать их с соблюдением ряда условий:

Рисунок 2. Требования к преподавателю при использовании ТСО. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Источник

Технические средства обучения (ТСО) – это носители учебной информации (дидактического материала) и устройства, с помощью которых данная информация преобразовывается в удобную для восприятия форму. К ТСО относится практически вся техника, используемая учителем во время урока.

Применение ТСО оказывает значительное влияние и на организацию деятельности обучаемых. Использование ТСО в виде обучающего комплекса позволяет достигать высокого уровня индивидуализации обучения, строить его в соответствии с возможностями каждого учащегося. ТСО можно применять для организации и коллективной, и групповой, и индивидуальной деятельности обучаемых.

Существуют следующие виды ТСО: информационные, программированного обучения, контроля знаний, тренажеры и комбинированные. К ним относятся: кинопроекторы, диапроекторы, эпипроекторы, видеомагнитофоны, телевизионные комплексы, графические и мультимедийные проекторы, интерактивные доски, аудиосистемы, телевизоры, видеопроигрыватели, персональные компьютеры и целые классы для изучения определенного предмета. Они постоянно совершенствуются; в школы систематически поступают новые, апробированные и рекомендованные ТСО как общего назначения, так и специализированные: лингафонные кабинеты для изучения иностранных языков, комплексы для изучения физики, математики и других предметов.

По функциональному назначению ТСО обычно делят на три основных класса: информационные, контролирующие и обучающие.

Контролирующие ТСО предназначены для определения степени и качества усвоения учебного материала. Контролирующая группа ТСО позволяет получать сведения о степени и качестве усвоения учебной информации. Данные устройства могут быть использованы в любом отрезке учебного цикла. Контроль обеспечивает обратную связь между педагогом и учащимися и является неотъемлемой частью образовательного процесса. С помощью ТСО можно проводить текущий контроль усвоенного материала, а также итоговый – по завершению определенного этапа обучения. Контролирующие ТСО различны по сложности: от простейших систем до специальных контролирующих комплексов. Использовать такие средства можно как для индивидуального, так и группового контроля.

1. Выготский Л.С. Собр. соч. т.6, М., 1984.

2. Габай Т.Е. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988.

3. Громова О.А. Аудиовизуальный метод и практика его применения. – М., 1977.

4. Городилова Г.Г. Обучение речи и технические средства. – М., 1979.

5. Карпов Г. В., Романин В. А., Технические средства обучения и контроля, 2 изд., М., 1972.

Смирнов А.В. Технические средства в обучении и воспитании детей: учебное пособие – Москва 2005. – 24с.

Источник

Что относится к техническим средствам обучения относится

Классифицировать технические средства обучения сложно в силу разнообразия их устройства, функциональных возможностей, способов предъявления информации. Перечислим их основные классификации:

Что относится к техническим средствам обучения относится1) по функциональному назначению (характеру решаемых учебно воспитательных задач);

2) принципу устройства и работы;

5) характеру воздействия на органы чувств;

6) характеру предъявления информации.

Технические средства передачи информации:

Технические средства контроля объединяют всевозможные технические устройства и комплексы, позволяющие по определенной программе и заданным критериям с той или иной степенью достоверности оценивать степень усвоения учебного материала. С этой целью используются как старые модификации устройств типа «АМК-2», так и новейшие компьютерные технологии. Контролирующие ТСО бывают индивидуальные и групповые. Они отличаются типом обучающих программ и методом ввода ответа учащихся. По степени сложности ТСО контроля знаний варьируются от простых карт, кассет и билетов автоматизированного контроля до специальных компьютерных программ. Однако применение этих устройств, как показала практика, целесообразно лишь в узких пределах и не может заменить непосредственные контакты учителя с учащимися во время анализа и оценки результатов их работы.

Технические средства обучения и самообучения обеспечивают предъявление учебной информации обучаемым по определенным программам, заложенным в технические устройства, и самоконтроль усвоения знаний. Такие программы подают учебный материал в виде небольших доз, после каждой из которых следует контрольный вопрос. Скорость усвоения материала устанавливается в зависимости от индивидуальных возможностей, потребностей и способностей обучаемого. Обучающие программы бывают:

Тренажерные технические средства специализированные учебно-тренировочные устройства, которые предназначены для формирования первоначальных умений и навыков. Использование тренажеров в обучении основано на применении специально разработанных программ действий, составляемых на основе процесса моделирования осваиваемой деятельности. Особенно широко используются в процессе обучения техническим специальностям.

Вспомогательные технические средства объединяют средства малой автоматизации (механизации) и аппараты, используемые для вспомогательных целей:

По принципу устройства и работы ТСО бывают:

По роду обучения выделяют технические устройства индивидуального, группового и поточного (для больших групп обучаемых, например, в вузах для целого потока) пользования.

По логике работы ТСО могут быть с линейной программой работы, т. е. не зависеть от обратной связи, и с разветвленной программой, обеспечивающей различные режимы работы в зависимости от качества и объема обратной связи.

По характеру воздействия на органы чувств выделяют:

По характеру предъявления информации ТСО можно разделить на:

Источник

Что относится к техническим средствам обучения относится

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Информационно-коммуникационные технологии в образовании

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Information and communication technologies in education. Training equipment. General statements

ОКС 35.240.99
ОКП 96 6000

Дата введения 2011-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования Московским государственным технологическим университетом «Станкин» (Специализированный центр новых информационных технологий)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТО)»

4 В настоящем стандарте реализованы нормы Федерального закона Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с Изменениями от 9 мая 2005 г., 1 мая, 1 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г., 18 июля 2009 г.), Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (с Изменениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 18, 21 июля, 31 декабря 2005 г., 16 марта, 6 июля, 3 ноября, 5, 28, 29 декабря 2006 г., 6 января, 5, 9 февраля, 20 апреля, 26 июня, 30 июня, 21 июля, 18 октября, 1 декабря 2007 г., 28 февраля, 24 апреля, 23 июля, 27 октября, 25 декабря 2008 г., 10, 13 февраля, 17 июля 2009 г.)

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2018 г.

Введение

Применение информационно-коммуникационных технологий в сфере образования способствует появлению широкого спектра дистанционных образовательных технологий и различных форм электронного обучения. Формирование единой информационно-образовательной среды на уровне образовательного учреждения, региона и системы образования в целом обусловливает необходимость разработки комплекса национальных стандартов, устанавливающих требования к образовательным технологиям и средствам обучения.

Технические средства обучения представлены широкой номенклатурой разнородной продукции, характеризующейся конструктивной сложностью и предназначенной для реализации современных технологий обучения преимущественно в ИКТ-насыщенной среде. Одним из основных направлений модернизации национальной системы образования является развитие ее материально-технической базы и создание в образовательных учреждениях всех уровней практико-ориентированных систем обучения, предусматривающих широкое применение технических средств обучения. Обеспечение качества и безопасности технических средств обучения должно основываться на соблюдении требований технических регламентов, стандартов, сводов правил, федеральных государственных образовательных стандартов и других нормативных документов.

Настоящий стандарт входит в комплекс стандартов «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» и устанавливает общие положения по стандартизации технических средств обучения.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие положения применительно к техническим средствам обучения, используемым в образовательных учреждениях всех уровней для реализации образовательных программ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

В настоящем стандарте определено функциональное назначение, принципы классификации, основные характеристики и правила подтверждения соответствия технических средств обучения.

Стандарт предназначен для применения разработчиками, поставщиками и потребителями технических средств обучения в целях обеспечения развития и применения новых технологий обучения, повышения качества образовательного процесса и подтверждения соответствия продукции, процессов, работ и услуг в сфере образования.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения»

ОК 005-93 Общероссийский классификатор продукции

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52653, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 технические средства обучения (ТСО): Специализированные технические средства, предназначенные для использования в образовательном процессе в целях повышения качества и эффективности обучения.

1 Технические средства обучения являются подклассом учебной техники.

2 Технические средства обучения могут быть в виде устройства, аппаратуры, оборудования, информационно-программного обеспечения или комбинации этих средств с учетом их функционального назначения в образовательном процессе.

3 Технические средства обучения могут быть конструктивно выполнены и функционировать на основе принципов механики, оптики, электротехники, радиотехники, электроники, вычислительной техники, телекоммуникации и их комбинаций.

4 Технические средства обучения должны обеспечить повышение качества процессов подготовки учебных материалов преподавателем, усвоения и запоминания новых знаний учащимися, управления образовательной деятельностью и контроля результатов обучения.

3.2 унификация ТСО: Установление относительного числа видов ТСО, необходимого для обеспечения потребностей системы образования и определенных в общероссийском классификаторе продукции или ином нормативном документе по стандартизации.

3.4 качество ТСО: Степень соответствия присущих ТСО характеристик требованиям стандартов, сводов правил, договоров и иных нормативных документов.

3.5 безопасность ТСО: Состояние технических средств обучения на всех этапах жизненного цикла, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью обучающихся, преподавателей и сотрудников образовательного учреждения, имуществу образовательного учреждения, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.

3.6 оценка соответствия ТСО: Прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту.

4 Общие положения

4.1 Функциональное назначение ТСО

4.1.1 Технические средства обучения составляют из основных компонентов материально-технической базы системы образования и обеспечивают эффективность и качество образовательного процесса.

4.1.2 Основные функции ТСО в образовательном процессе:

— передача информации обучаемым;

— подготовка обучаемых к выполнению заданий и организация их выполнения;

— получение обратной связи в процессе восприятия и усвоения информации, коррекция этих процессов;

— хранение, документализация и систематизация учебной и учебно-методической информации;

— преобразование получаемой с помощью ТСО информации обучаемыми с исследовательской целью.

4.1.3 Создание технических средств обучения должно осуществляться в соответствии с потребностями национальной системы образования с соблюдением требований законодательства, технических регламентов, международных и национальных стандартов, сводов правил, а также с учетом научно-технических достижений и лучших практик применения технических средств обучения в образовательном процессе.

4.1.4 Разработка номенклатуры технических средств обучения должна выполняться на основе унификации их видов с учетом функционального назначения, уровней образования и образовательных стандартов, рубрик общероссийского классификатора продукции.

4.1.5 Разработка технических средств обучения должна выполняться с учетом их совместимости с другими компонентами образовательной среды, обеспечения функционирования на уровне рабочих мест, учебных классов и лабораторий, зданий и сооружений образовательных учреждений.

4.2 Классификация ТСО

4.2.1 Классификация необходима для унификации ТСО, совершенствования классификаторов продукции, идентификации, оценки качества и подтверждения соответствия конкретных моделей ТСО.

4.2.2 ТСО могут быть классифицированы по следующим признакам:

— по функциональному назначению;

— по принципу действий;

— по способу организации процесса обучения;

— по степени интерактивности;

— по характеру воздействия на органы чувств;

— по способу представления информации;

— по уровню образования.

4.2.3 По функциональному назначению ТСО подразделяют на:

— технические средства передачи учебной информации;

— технические средства контроля знаний;

— технические средства обучения и самообучения;

4.2.4 По принципу действия ТСО подразделяют на:

Источник

Технические средства обучения в школе

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Глава 1. Основное понятие и виды средств обучения

Определение понятия средств обучения……………………………………4

Классификация и виды средств обучения…………………………………..5

Глава 2. Технические средства обучения

Технические средства обучения, их виды и функции……………………10

Особенности применения технических средств обучения на уроке…….15

Наряду с целями, содержанием, формами и методами обучения средства обучения являются одним из главных компонентов дидактической системы. Главная задача учителя заключается в том, чтобы сделать предмет интересным для ребенка, заставить его увидеть за формулами и теоремами настоящие живые явления природы.

Использование современных обучающих мультимедийных технологий требует использования в школах современных технических средств обучения, которые позволяют: обогатить педагогический, технологический инструментарий учителей; автоматизировать процессы администрирования, избавляет от рутинной работы. Способствуют повышению методического мастерства учителей-предметников; появлению нового электронного педагогического инструментария; использованию электронных учебных программ, тестов, упражнений.

Каждая школа желает, чтобы в ее кабинетах были современные технические средства обучения.

Глава 1. Основное понятие и виды средств обучения

1.1 Определение понятия средств обучения

Понятие «средство обучения» используется в дидактике для обозначения одного из компонентов процесса обучения наряду с другими компонентами. Средства преподавания имеют существенное значение для реализации информационной и управленческой функции учителя. Они помогают возбудить и поддержать познавательные процессы учащихся, улучшают наглядность учебного материала. Делают его более доступным, обеспечивают наиболее точную информацию об изучаемом явлении. Интенсифицируют самостоятельную работу и позволяют вести её в индивидуальном темпе.

1.2 Классификация и виды средств обучения

Классификация средств обучения:

1.По характеру воздействия на обучаемых:

аудиальные: музыкальный центр, радио;

2.По степени сложности:

простые: учебники, печатные пособия, картины, модели;

сложные: механические визуальные средства, лингафонные кабинеты, компьютеры.

натуральные природные средства (предметы, непосредственно взятые из самой действительности: коллекция камней, растений, шишек, желудей, семечек);

символические (представляют действительность с помощью символов, знаков: рисунки, схемы, карты;

технические: визуальные, аудиальные, аудиовизуальные средства.

4.Классификация А.Е.Дмитриева и Ю.А.Дмитриева [11]:

естественная: натуральные объекты или их изображения (реальные предметы, картины, портреты, произведения искусств);

объемная (геометрические фигуры, чучела);

изобразительная (фото, кадры кино-, теле-, диафильмов, диапозитивов); графическая (схемы, чертежи, таблицы, диаграммы);

символическая (географические карты, глобус);

звуковая (магнитофонная запись);

мультимедиа, основанная на компьютерных технологиях, использующая интерактивность и средства дистанционного обучения.

Учителю надо иметь в виду, что перегрузка урока или занятия наглядностью, разнообразными средствами обучения приводит к снижению эффективности процессе обучения за счет рассеяния внимания учащихся, отвлечения их на второстепенные детали.

I.Вербальные средства обучения:

Остаются главным в арсенале: устное слово, речь учителя. Главный инструмент общения, передача знаний.

2.Визуальные средства обучения позволяют реализовать принцип наглядности в обучении. Учащиеся более 80 % информации воспринимают зрительно.

К визуальным средствам относятся: Естественные предметы и объекты в природной и искусственной среде (гербарии, коллекции).

Карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия.

Диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, видеофильмы.

При использовании наглядных средств (иллюстраций, таблиц, схем) необходимо соблюдать ряд условий [11]:

применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует только в соответствующий момент занятия или урока;

необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов;

демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

наглядность должна быть эстетически выполнена;

наглядность должна быть хорошо видна с последней парты; привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

К проведению демонстраций предъявляют следующие требования: Демонстрируемые на классной доске или учительском столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты (Пидкасистый И.П., 2014).

Для малых объектов применяют различного вида проекции, оптическое увеличение или организуют поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу.

Во время демонстрации учителю следует выбирать позицию лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся.

При показе не следует стоять спиной к учащимся и загораживать демонстрируемое, иначе возможны ошибки в представлении материала, нарушения дисциплины.

В ряде случаев ТСО незаменимы, т.к. позволяют показать явления, быстро протекающие процессы. Их не следует применять там, где без них можно обойтись (провести опыт или наблюдения). Рационально сочетать компьютерную технику, ИКТ с другими средствами обучения, не преувеличивать значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя, общение, недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности.

4. Современные информационные средства обучения. Использование персональных компьютеров в обучении приобретает широкое распространение (Малышева Т. В., 2010).

Современные персональные компьютеры являются мультимедийными: позволяют показывать цветное динамическое изображение со стереозвуком.

Имеется большое количество разнообразных компьютерных обучающих программ по большинству школьных предметов. С помощью Интернета ученики могут получать информацию с любого компьютера и баз данных – все это значительно расширяет возможности учителя и учащихся на уроке.

Обычный кодоскоп теперь стал портативным и в сложенном виде имеет толщину менее 10см, и вместо прозрачной пленки помещают жидкокристаллическую панель, подсоединяемую к компьютеру или видеомагнитофону. Появились электронные проекторы (их называют еще мультимедиа-проекторы), которые подключаются к компьютер и позволяют демонстрировать яркие цветные динамически компьютерные изображения с высоким разрешением, иногда с аудиосистемой (динамики и звуковые колонки) (Малышева Т. В., 2010).

Появились электронные копировальные классные доски. Такие доски внешне выглядят как обычные белые доски. Все что пишется учителем на ее поверхности мгновенно переносится на компьютер и может быть сохранено в его памяти или распечатано на обычном принтере. Надписи на доске могут делаться специальными цветными маркерами, а копии распечатываться на цветном принтере.

Есть копировальные доски, позволяющие выдавать бумажную копию на специальную термобумагу. Нажатием одной кнопки на устройстве, встроенном в доску, написанную информацию можно распечатать и раздать классу. Классная доска то же претерпела сильное изменение, она теперь имеет магнитную поверхность и стала светлой, на ней пишут вовсе не мелом, а разноцветными фломастерами, а написанное стирают мокрой губкой

Функции средств обучения

1. Познавательная функция состоит в том, что средства обучения служат непосредственному познанию действительности; обеспечивают передачу более точной и полной информации об изучаемом объекте и явлении, позволяют наблюдать объекты и явления, недоступные или труднодоступные непосредственному наблюдению с помощью органов чувств (например, школьный микроскоп позволяет увидеть объекты, недоступные невооруженному глазу).

2.Формирующая функция заключается в том, что средства обучения формируют познавательные способности, чувства и волю учащихся, их эмоциональную сферу.

3. Дидактическая функция состоит в том, что средства обучения являются важным источником знаний и умений, облегчают проверку и закрепление учебного материала, активизируют познавательную активность. Все функции выступают в учебном процессе в единстве, дополняя друг друга.

Глава 2. Технические средства обучения

2.1 Технические средства обучения, их виды и функции

Технические средства обучения — это устройства, помогающие учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения. В них имеются специальные блоки, позволяющие хранить и воспроизводить программы информационного обеспечения, управления познавательной деятельностью учащихся и контроля. (Пидкасистый И.П., 2014).

Технические средства обучения совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебном процессе для предъявления и обработки информации.

Технические средства обучения принято классифицировать по следующей схеме:

Что относится к техническим средствам обучения относится

Рис. 1 Классификация ТСО

1) по функциональному назначению (характеру решаемых учебно воспитательных задач);

2) принципу устройства и работы;

5) характеру воздействия на органы чувств;

6) характеру предъявления информации.

По функциональному назначению ТСО подразделяют на технические средства передачи учебной информации, контроля знаний, тренажерные, обучения и самообучения, вспомогательные. Кроме того, существуют технические средства, совмещающие функции различного назначения – комбинированные [11].

Технические средства обучения и самообучения обеспечивают предъявление учебной информации обучаемым по определенным программам, заложенным в технические устройства, и самоконтроль усвоения знаний. Такие программы подают учебный материал в виде небольших доз, после каждой из которых следует контрольный вопрос. Скорость усвоения материала устанавливается в зависимости от индивидуальных возможностей, потребностей и способностей обучаемого. Обучающие программы бывают линейные, разветвленные и комбинированные. Линейные программы не зависят от правильности ответа по каждой порции материала. Разветвленные программы дают возможность продвигаться по ним только при условии правильного ответа. Если ответ ошибочный, обучаемый возвращается программой к предыдущему материалу до тех пор, пока не будут ликвидированы возникшие пробелы в знаниях и не получены правильные ответы при каждом предъявлении проверяющих вопросов. Комбинированные программы, как ясно из их названия, сочетают оба варианта.

Тренажерные технические средства специализированные учебно-тренировочные устройства, которые предназначены для формирования первоначальных умений и навыков. Использование тренажеров в обучении основано на применении специально разработанных программ действий, составляемых на основе процесса моделирования осваиваемой деятельности. Особенно широко используются в процессе обучения техническим специальностям.

Вспомогательные технические средства объединяют средства малой автоматизации (механизации) и аппараты, используемые для вспомогательных целей: движущиеся ленточные классные доски, устройства для перемещения карт, плакатов; устройства дистанционного управления комплексами ТСО и затемнением предметных кабинетов; радиомикрофоны, микрофонную проводную технику, усилители, полиэкраны, электронные доски и т. п.

К комбинированным техническим средствам (универсальным), выполняющим несколько функций, относятся лингафонные устройства, замкнутые учебные телевизионные системы, компьютерные системы.

По роду обучения выделяют технические устройства индивидуального, группового и поточного (для больших групп обучаемых, например, в вузах для целого потока) пользования.

По логике работы ТСО могут быть с линейной программой работы, т. е. не зависеть от обратной связи, и с разветвленной программой, обеспечивающей различные режимы работы в зависимости от качества и объема обратной связи.

По характеру воздействия на органы чувств выделяют визуальные, аудиосредства и аудиовизуальные ТСО.

По характеру предъявления информации ТСО можно разделить на экранные, звуковые и экранно-звуковые средства.

Основные требования к ТСО можно разделить на пять групп:

I. Функциональные. Способность аппаратуры обеспечивать необходимые режимы работы.

II. Педагогические. Соответствие возможностей технических средств тем формам и методам учебно-воспитательного процесса, которые согласуются с современными требованиями к обучению и воспитанию учащихся.

III. Эргономические. Удобства и безопасность эксплуатации ТСО, уровень шума, удобства транспортировки, ремонта, минимальное количество операций при подготовке их к работе.

IV. Эстетические. Товарный вид, гармония формы, масштаб, соразмерность, целостность композиции.

V. Экономические. Относительно невысокая стоимость при высоком качестве и долговечности [11;12].

Функции ТСО очень разнообразны и их большое количество. Выделим основные четыре:

а). Коммуникативная – функция передачи информации. Она даёт возможность воспринимать анализаторами учебный материал.

б). Научно-исследовательская – функция, которая даёт возможность получаемую информацию использовать с исследовательской целью, а также с целью поиска вариантов использования учебного материала для различных форм познавательной деятельности, а также моделирование содержания и форм подачи информации.

в). Управленческая – функция, предполагающая подготовку учащихся к выполнению заданий и саму организацию их выполнения, а также получение обратной связи в процессе восприятия и усвоения информации и коррекцию этих процессов.

2.2 Особенности применения технических средств обучения на уроке

Применение технических средств обучения не противоречит традиционной методике преподавания. Опыт высшей и средней школы подтверждает высшую эффективность сочетания словесно-логического и наглядного способов передачи учебной информации, подкрепления словесных объяснений преподавателя соответствующими наглядными образами.

Несмотря на широкую область применения и разнообразные функции, которые выполняют ТСО, они не могут заменить преподавателя. Он всегда будет центральной фигурой этого сложного процесса. ТСО не подменяют, а расширяют его возможности. Они – одно из средств обучения, педагогический инструмент в руках преподавателя, которым он должен уметь пользоваться, опираясь на исходные положения, лежащие в основе их применения.

Применение ТСО должно быть методически обосновано. При использовании ТСО преподаватель должен принимать во внимание целый ряд факторов, в том числе возрастные особенности учащихся, уровень их подготовки, специфику предмета (излагаемого вопроса), закономерности учебного процесса. Важный критерий мотивированности использования ТСО – их влияние на усвоение материала в конкретных условиях.

Использование ТСО – органическая составная часть урока. ТСО должны органически вписываться в систему построения занятия. Поэтому необходимо учесть их влияние на структуру занятия, методику изложения учебного материала и т. д. Следует четко определить их место на занятии, продумать возможность органического включения в деятельность и преподавателя, и обучаемых (Пидкасистый И.П., 2014).

Для правильного использования ТСО важно установить взаимосвязь их с другими средствами обучения, используемыми на занятии. Эффективность учебного процесса во многом зависит от того, насколько удачной будет взаимосвязь всех применяемых средств.

Найти возможность осуществить логический переход от одного средства обучения к другому, ввести в занятие именно те средства, которые вместе с ТСО могут дать наибольший эффект, определить оптимальный вариант сочетания различных средств – одно из важнейших положений применения ТСО, требующих опыта и мастерства.

Эпизодическое использование ТСО, как правило, не дает нужного результата. Поэтому должна быть разработана система их применения. Эта система имеет два аспекта: организационно-педагогический и методический.

Организационно-педагогический предполагает проведение анализа всех тем по определенному предмету и распределение ТСО по темам, т. е. создание системы включения ТСО как составного элемента при изучении материала.

Методический заключается в разработке и создании определенной методической системы применения ТСО, которая может быть индивидуальной, но обязательно должна базироваться на общих принципах применения ТСО на занятии.

Информационная функция технических средств может реализоваться двумя способами:

а) материал ТСО служит наглядной иллюстрацией к изложению материала преподавателем, учебнику и т. д.;

б) ТСО выполняют роль самостоятельного источника учебной информации. Поэтому различны методы применения ТСО в учебном процессе.

При наглядно-иллюстративном методе применения ТСО главными являются рассказ преподавателя, беседа, работа с учебником и т. д. При этом материал экранных пособий будет играть вспомогательную роль, выполняя роль наглядной иллюстрации. Разъяснения преподавателя непосредственно по этому материалу и степень познавательной самостоятельности обучаемых незначительны.

При познавательно-активном методе использования ТСО главную роль в передаче какой-то части знаний играют аудиовизуальные пособия и работа обучаемых по усвоению материала. Они в таких случаях будут основным источником учебной информации, подлежащей усвоению.

В обоих случаях преподавателем должна быть организована познавательная деятельность обучаемых по усвоению материала. Но во втором случае познавательная самостоятельность обучаемых должна быть более высокой, так как ТСО выступают в роли основного источника учебной информации. Следует отметить, что здесь подчеркнута доминирующая, определяющая деятельность: в первом методе – обучающая деятельность преподавателя, во втором методе – познавательная деятельность обучаемых.

Фрагментарное использование видеофильмов, органически включаясь в рассказ преподавателя, является методическим приемом, который может быть использован как при наглядно-иллюстративном, так и при познавательно-активном методе.

Подобным образом может быть использован и прием комментирования учебного видеофильма обучаемым во время его демонстрации. Комментирование кинофильма обучаемыми можно применять как способ проверки понимания и усвоения материала, как средство развития речи, как способ обучения приемам работы с учебным видеофильмом и т. д. Многообразие приемов позволяет сделать использование ТСО на учебных занятиях разноплановым, интересным и более эффективным (Кудрявцева Т. Ю., 2008).

В учебной работе применение ТСО связано со следующими методическими приемами:

демонстрацией речевого образца в виде диалога, аналогичного высказывания, отдельных реплик, целостного коммуникативного сюжета;

устно-речевым взаимодействием в системе «диктор – обучаемый»;

аудиовизуальной иллюстрацией с целью развития образно-стилистического мышления обучающихся;

созданием тематической и другой наглядности для обучаемых и т.д.

Основные требования к применению технических средств, используемых в процессе обучения:

1. Прежде чем показывать фрагмент фильма, диапозитивы, схемы и т.п. в аудитории, преподаватель должен предварительно просмотреть их сам, чтобы найти им место в материале занятия и продумать комментарии к ним.

2. Наглядные изображения должны органически сочетаться с логическими объяснениями преподавателя.

3. Нельзя допускать, чтобы кадры шли вразрез с логикой и последовательностью устного изложения вопроса.

4. Прокомментированный кадр не должен долго оставаться на экране, чтобы не отвлекать внимание аудитории, если преподаватель уже перешел к другому вопросу, не связанному с изображением данного кадра.

5. Не рекомендуется продолжать объяснения в то время, когда учащиеся должны списать что-либо с экрана. Целесообразно медленно прочитать текст и повторить его другими словами, пока не будет сделана запись.

6. Наиболее эффективной является демонстрация кадров по ходу изложения вопросов занятия. В этом случае соблюдается основное методическое требование к применению технических средств – непосредственного сочетания зрительного и логического ряда, который обеспечивает наибольший эффект при обучении.

7. Важно, чтобы преподаватель тщательно продумывал приемы применения средств наглядности, а не слепо их копировал.

Основными средствами визуализации в высших и средних учебных заведениях стали мультимедийные проекторы и доски прямой проекции.

В целом, доски используются в следующих целях:

делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений;

демонстрация работы одного учащегося всем остальным учащимся;

демонстрация картин, видеороликов, фильмов;

создание рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши;

создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке.

использование групповых форм работы;

совместная работа над документами, таблицами или изображениями;

управление компьютером без использования самого компьютера (управление через интерактивную доску)

использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат, распечатать изображение на доске на принтере и т.д.;

изменение текста в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски;

изменение любых документов или изображений на экране, использование любых пометок;

сохранение на компьютере в специальном файле всех пометок, которые преподаватель делает во время урока, для дальнейшей демонстрации на других уроках;

Эффективность использования технических средств обучения зависит от:

длительности их использования на уроке (частое использование технических средств обучения ведет к снижению интереса учащихся к учебному материалу, редкое использование создает эффект чрезвычайного события, отвлекает внимание учащихся от процесса обучения);

сочетания технических средств обучения с традиционными средствами обучения (учебником, таблицами, доской, экскурсией);

применения различных видов технических средств обучения в течение всего урока (рекомендуется применять разные виды технических средств обучения, чередуя их с объяснениями учителя).

Таким образом, при использовании ТСО необходимо обучать учащихся пользоваться ими и воспринимать их. Например, перед просмотром видеофильма дать учащимся инструктаж: когда и на что обратить внимание; дать задание: что запомнить, что записать.

Избегать длительного показа учебных фильмов, так как учащиеся быстро утомляются и их внимание рассевается (в младших классах рекомендуемая длительность не более 10 минут, в старших классах не более 30 минут).

Использовать прием немого демонстрирования фильмов с комментарием учителя. При демонстрации сложного материала следует делать паузы для комментария учителя и записи учениками информации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *