Что относится к священному преданию нужен ответ

Священное предание

Что относится к священному преданию нужен ответ

Свяще́нное Преда́ние (лат. Traditio ) — в православии и католицизме один из источников вероучения и церковного права, наряду со Священным Писанием.

Содержание

Понятие

Под Священным Преданием подразумеваются те сведения и канонические положения, исповедуемые Кафолической Церковью, которые прямо не содержатся в Ветхом или Новом завете; включает в себя каноны, авторизованные Церковью литургические тексты, творения Отцов Церкви, Жития Святых, а также обычаи Церкви.

Под именем Священного Предания разумеется то, когда истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому, и предки потомкам, учение веры, закон Божий, таинства и священные обряды.

О Предании говорят уже апостолы в своих посланиях: «…братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Фес.2:15), «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1Кор.11:2). Святитель Василий Великий, обосновывая необходимость Священного Предания, пишет:

Из всех хранимых Церковью догматов и традиций, одни получены из письменного источника, а другие приняты от переданного тайно Апостольского предания. Для благочестия же те и другие имеют одинаковую силу, и этому не будет противоречить никто, мало-мальски разбирающийся в церковных правилах. Поскольку если мы осмелимся отвергнуть неписаные обычаи, как якобы не имеющие большого значения, то обязательно повредим Евангелию в самом главном, — более того, оставим от апостольской проповеди одну внешнюю оболочку. [1]

Священное Предание имеет три уровня: [2]

Состав

Что относится к священному преданию нужен ответ

В состав Священного Предания входит:

Источником предания могут быть и христианские апокрифы: «церковь умеет извлечь из них то, что может полнить и иллюстрировать события, о которых умалчивает Писание, но которые Предание считает достоверными». [3]

Отношение к Священному Преданию в различных конфессиях

В католицизме Священное Предание признаётся постоянно развивающимся элементом веры, тогда как в православии — законченным и не подверженным дальнейшим изменениям.

Так называемая латинская схема отношения к Священному Преданию окончательно сформировалась в XVI — XVII веках. Она считает, что часть учения, полученного от апостолов, была зафиксирована в книгах Священного Писания, а другая, не войдя в Писание, передавалась через устную проповедь и была записана в послеапостольскую эпоху. Эта вторая часть учения составляет Священное Предание.

В Русской православной церкви попытки кодифицировать Предание в письменных документах, исторических памятниках и свести его к дополнительному источнику Откровения, параллельного Священному Писанию, возникли под влиянием римо-католической схоластики.

Для святоотеческой восточно-православной традиции характерно понимание Предания как опыта жизни во святом Духе («Предание есть жизнь Святого Духа в Церкви» [4] ).

В исконно православной традиции Предание понимается не как передача знаний (гносиологически), но литургически – как опытное соучастие жизни Духа в Церкви. В таком понимании «у Предания два смысла: это а) совокупность образов, через которые Христос проходит в жизнь людей, и б) восприятие этих образов от поколения к поколению». [5] В этом контексте Предание – источник Писания, а Священное Писание оказывается одним из выражений Предания. Или, по определению митрополита Филарета (Дроздова) Священное Писание — есть «особенным устроением (Святаго) Духа Божия упроченный вид Предания». [6]

Предание объемлет собою всю жизнь Церкви настолько, что и самое Священное Писание является лишь одною из форм его… Священное Писание не глубже и не важнее Священного Предания, но одна из его форм. [2]

Из попытки найти компромисс русской схоластической позиции со святоотеческой традицией в догматическом богословии рождаются определения Предания в «узком» и «широком» смысле. В узком смысле Предание определяется в смысле учения (лат. sensu strictissimo ), передаваемого от одного поколения другому посредством живого устного слова, позже частично отраженного письменно. В широком смысле Предание – это полнота знания об Истине, включающая в себя как Писание, так и устное свидетельство апостолов.

Такое понимание предания встречает трудности, в частности, в том, что можно составить список апостольских преданий, которые не исполняются: крещение только в проточной воде, запрет на земные поклоны по воскресеньям, молитва только на восток. Все частности могут меняться. Таким образом, апостольское происхождение предания не означает его неизменность.

Большинство протестантских конфессий отрицает значение Священного Предания как источника вероучения.

Источник

Священное Предание: игнорировать нельзя чтить! Где ставить запятую?

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Что относится к священному преданию нужен ответ

Фрагмент картины Эль Греко «Апостолы Пётр и Павел»

Апостол Павел, обращаясь к христианам, говорит: «…Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предание так, как я передал вам» (1 Кор. 11:2). А вот Мартин Лютер послания самого св. Павла к области «Предания» не относил, но считал частью «Писания». Подобно ему думают современные протестанты. Так что же это такое – «Предание»?

Определение понятия

Слово имеет два значения:

Что такое Священное Предание в христианстве

Вот как определял его богослов II в. Тертуллиан:

А Апостол Павел, пишет своим духовным детям из Фессалоник: «…стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15).

Таким образом, христиане первых веков не делали различий между «правилами веры», что зафиксированы письменными текстами, и такими, что передавались устно.

Что относится к священному преданию нужен ответ

Эль Греко
Апостолы Пётр и Павел. Около 1587—1592 года
Холст, масло. 121,5 × 105 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Что передает Священное Предание

Прежде всего, основу веры – Истину о Боге, явленную Самим Иисусом Христом, переданную Им ученикам, а затем – через преемство традиции дошедшую до наших дней.

Как передается вера?

Хорошо известно: она – дар Божий. В ней нельзя «убедить», не стоит рассказывать тем, кто не испытал на себе прикосновения Благодати. Этот дар Духа от дня Пятидесятницы доныне передается, как известно, через возложение рук, молитву – Апостолов, их учеников, поставленных ими епископов. Благодатное освящение до наших дней – основа жизни Церкви. Характерно, что протестанты, исходящие из принципа «только Писание», ныне не имеют священства, не почитают святых – то есть отказались от даров, сообщенных Апостолам от Самого Бога.

Если же говорить о словесной проповеди веры, исторически первым способом передачи ее истин было устное слово – Христа, затем Его учеников, через многие годы – уже их духовных детей.

Известны ли писания Христа?

От Самого Основателя христианства не осталось никаких письменных сочинений, Его проповедь была живым словом, а не письменными текстами, а записана была по крайней мере через несколько десятилетий. Большинство Евангелий появилось в 60-е гг. I в., последнее по времени – св. Иоанна Богослова – даже на рубеже I и II вв. Правда, существует рассказ о письме Христа Авгарю, правителю города Эдессы (сейчас – Урфа).

Что относится к священному преданию нужен ответ

Эдесский царь Авгарь отправляет письмо Христу. Миниатюра из Алавердского Евангелия. 1054 г. (Л. 316 об.)

По крайней мере, несколько десятилетий письмо хранилось над вратами Эдессы вместе с Нерукотворным Образом Спасителя (художник так и не смог написать Его, так что Христос Сам отерся платом, на котором чудесно отпечатался образ). Но обе реликвии не дошли до наших дней. А вот слова Господа, когда-то поизносившиеся на улицах городов Иудеи – дошли, благодаря писаниям Его учеников.

Как создавалось «Писание»?

Более 20 лет также устной была проповедь Апостолов. Лишь с распространением христианства за пределы Иудеи, когда христиан было уже много по всей Римской империи, естественным образом потребовались письменные послания. Понятно, что, так как из всех Апостолов на проповеди среди язычников более всего потрудился св. Павел, ему принадлежат первые из них. Как полагают церковные историки, древнейшим из них может быть Послание ап. Павла к Галатам, созданное около 48 г. – примерно на 10 лет раньше Евангелий.

Через некоторое время христиане ощутили потребность также в письменном изложении истин, передававшимся Спасителем изустно. Так появились Евангелия. С.С.Аверинцев обращает внимание, что в оригинале это – рифмованный текст (к сожалению, при переводах рифма утрачена). Ученый писал:

А это значит, что Евангелия сначала были устным, а не письменным текстом – то есть собственно устное слово, оказывается, старше Писания.

Священное Предание, Священное Писание и Библия – в чем разница

Итак, устное слово – как передача веры – предшествует передаче ее же истин на письме. Более того, исходя из слов Тертуллиана о том, что оно восходит к Самому Христу, можно сказать, что устное слово – вообще первая форма передачи христианских истин, долгое время – даже основная, если не единственная. Впоследствии же появляются письма, потом книги – сначала послания Апостолов, затем – Евангелия, наконец – подобным же образом, через писания, наряду с устным словом, передают веру последующие святые отцы.

Уже к 60-м гг. ап. Лука (Лк.1:1) констатирует: таких сочинений масса, о Христе, Его земной жизни, проповеди пишут «многие». А за последующие века вопрос об отделении истины от лжи в этих писаниях (и устных рассказах) для Церкви стал уже довольно остро.

Что относится к священному преданию нужен ответ

Что такое Библия, Священное Писание и Священное Предание. Схема

Отношение к Священному Преданию в разных конфессиях

До начала Реформации (31 октября 1517 г.) как католики, так православные держались традиционной для раннего христианства позиции, не различая, передается вера устно или письменно.

Считается, что именно так, в полемике, появилось учение протестантов о том, что Писание важнее чем его «человеческие толкования», таким образом, из дошедшего через века большого Предания была выделена одна часть – письменные тексты.

Понятно, что это совершенно не соответствовало общецерковному пониманию.

Однако в дискуссиях католиков со сторонниками Реформации постепенно сложилось убеждение, ныне характерное для западных христиан: Писание и Предание – два разных источника веры, чаще всего – неравнозначных:

Что относится к священному преданию нужен ответ

Мартин Лютер на Вормсском рейхстаге

Что к Священному Преданию относят в Православной Церкви

Западные идеи о разделении Писания и Предания с XVII-XVIII вв. проникли также в православное богословие:

У современных же православных богословов можно встретить понимание Предания:

Таким образом, присутствуют как понимание, традиционное для раннего христианства, так позиции, возникшие под западно-христианским влиянием.

Но, как правило, к области Предания относят:

Что относится к священному преданию нужен ответ

Из чего состоит Священное Предание

Что такое «Апостольское предание»

У этого понятия два значения:

Священное Предание и «предания человеческие»

В широком смысле «человеческим» является является весь опыт Церкви, как переданный людьми – Апостолами. Сам Господь также был и остается также совершенным Человеком. Вместе с тем, Он же не раз говорит фарисеям, что они «устранили заповедь Божию преданием» своим, чтут Бога тщетно, «учаще учениям, заповедям человеческим» (Мф.15:6,9). Итак, далеко не все, известное с древности – боговдохновенно, многое внесено «от ума», поврежденного грехом.

Что же является для Церкви критерием того, что тот или иной обычай, текст, богослужебный чин принадлежат к области Предания? Это:

Так что далеко не все «предание человеческое», пусть даже благочестивое, становится Священным, но лишь то, что принимается полнотой Церкви, имеет Божие благословение. Недаром еще на первом Апостольском Соборе (около 42 г.)впервые прозвучала формула: «Изволися Духу Святому и нам».

Что относится к священному преданию нужен ответ

Первое Апостольское Собрание (Собор)

Отношение Священного Предания к апокрифам

О Христе писали как Его приверженцы, так противники или превратные толкователи. Около 400 лет потребовалось Церкви, чтобы определить «канон» признанных священных письменных текстов. Туда не вошло многое из написанного за первые века христианства. Такие произведения именуются «апокрифами» на основании:

Первый род апокрифов, хотя не относится собственно к Писанию, признается хранящим древние христианские традиции, память о событиях.

Протоевангелие Иакова и Евангелие от Никодима – самые «популярные» источники Священного Предания

Первый из этих памятников относится, как установлено, ко II в., второй – к IV в.

Вопрос авторства

Тексты приписываются Иакову, брату Господню, и Никодиму – тайному ученику Христа соответственно. Однако, церковными историками установлено, что:

Таким образом, ученики Христовы явно не могли быть авторами этих текстов, а имена подлинных их создателей история не сохранила.

Что относится к священному преданию нужен ответ

Евангелие от Никодима. Фрагмент 9 или 10 века. Древнейшие части текста впервые появились на древнегреческом языке. Текст содержит несколько неоднородных по стилю написания частей, что заставляет предполагать, что они были написаны разными авторами. Самая старая часть текста предположительно датируется IV веком. Предполагаемый ранними христианами оригинал на еврейском языке приписывался Никодиму, отсюда название текста, которое он получил в средневековье — «Евангелие от Никодима».

Другие известные

Среди других апокрифов, признаваемых Церковью как содержащие истины веры:

Что относится к священному преданию нужен ответ

События, описанные в Священном Предании

Где используются

Сказания апокрифов, повествующие о событиях, не вошедших в Евангельские тексты, стали основой целого ряда праздников, посвященных Богородице, а также древней иконографии Воскресения Христова, показывающей Его сошествие в ад.

Что относится к священному преданию нужен ответ

Художник Тициан Вечеллио. Введение Марии в храм. 1485-1490. Фрагмент

Итак, хотя среди богословов иногда можно встретить взгляд на Предание как на иной источник веры, нежели Писание, сама практика богослужебной жизни Православной Церкви хранит древнюю христианскую традицию, считающую Преданием всю совокупность духовного опыта Церкви.

Источник

Предание Священное

Свяще́нное Преда́ние

1) (в узком зна­че­нии) та часть апо­столь­ской про­по­веди, спа­си­тель­ного апо­столь­ского опыта, пере­дан­ного Церкви, кото­рые не зафик­си­ро­ваны в текстах кано­ни­че­ских Книг Нового Завета;
2) (в более широ­ком зна­че­нии) вся апо­столь­ская про­по­ведь, весь спа­си­тель­ный апо­столь­ский опыт вообще, пере­дан­ные Церкви;
3) (в самом широ­ком зна­че­нии) сово­куп­ность всех спа­си­тель­ных знаний, всего спа­си­тель­ного опыта Церкви;
4) способ сохра­не­ния и рас­про­стра­не­ния Боже­ствен­ного Откро­ве­ния.

«Древ­ней­шим и пер­во­на­чаль­ным спо­со­бом рас­про­стра­не­ния Боже­ствен­ного Откро­ве­ния явля­ется Свя­щен­ное Пре­да­ние. От Адама до Моисея не было свя­щен­ных книг. Сам Гос­подь наш Иисус Хри­стос Свое Боже­ствен­ное учение и уста­нов­ле­ния пере­дал уче­ни­кам Своим словом и при­ме­ром, а не книгой. Тем же спо­со­бом сна­чала и апо­столы рас­про­стра­няли веру и утвер­ждали Цер­ковь Хри­стову» — гово­рится в Про­стран­ном хри­сти­ан­ском кате­хи­зисе. Поскольку Свя­щен­ное Пре­да­ние по своему содер­жа­нию пол­но­стью соот­вет­ствует содер­жа­нию апо­столь­ской про­по­веди, и, сле­до­ва­тельно, пред­став­ляет собой бого­от­кро­вен­ное учение, то оно назы­ва­ется также Апо­столь­ским.

Свя­щен­ное Пре­да­ние – непре­рыв­ная цепь пере­дач в лоне Церкви спа­си­тель­ного знания и опыта от одного поко­ле­ния людей к дру­гому. При этом началь­ное звено этой цепи – в Боге. Меха­низм пре­ем­ствен­ного рас­про­стра­не­ния Боже­ствен­ного Откро­ве­ния засви­де­тель­ство­ван в Свя­щен­ном Писа­нии, где гово­рится, что именно таким обра­зом должно сохра­няться и рас­про­стра­няться в мире Боже­ствен­ное Откро­ве­ние ( 1Кор.11:23 ; Ин.17:8 ).

Свя­щен­ное Пре­да­ние – это не только види­мая и сло­вес­ная пере­дача знания и исто­ри­че­ских памят­ни­ков, свя­зан­ных с этим зна­нием, но и пере­дача опыта духов­ной жизни и бла­го­дат­ного освя­ще­ния. Пре­да­ние позна­ется только в опыте духов­ной жизни. Чтобы изу­чать Пре­да­ние, необ­хо­димо прежде самому войти в поток Пре­да­ния, войти в Цер­ковь. Задача хри­сти­а­нина – стать самому живым носи­те­лем Пре­да­ния, сде­латься звеном в непре­рыв­ной цепи пере­дачи Бого­от­кро­вен­ной Истины.

Пре­да­ние хра­нится в Церкви Хри­сто­вой, кото­рая есть «столп и утвер­жде­ние истины» ( 1Тим.3:15 ). Оно древ­нее Писа­ния и необ­хо­димо «для руко­вод­ства к пра­виль­ному пони­ма­нию Свя­щен­ного Писа­ния, для пра­виль­ного совер­ше­ния Таинств и для соблю­де­ния свя­щен­ных обря­дов в чистоте пер­во­на­чаль­ного их уста­нов­ле­ния» (Про­стран­ный хри­сти­ан­ский кате­хи­зис).

Апо­столы Хри­стовы пере­дали боже­ствен­ные дог­маты пись­менно (Свя­щен­ное Писа­ние) и устно (Свя­щен­ное Пре­да­ние). «Братия, стойте и дер­жите пре­да­ния, кото­рым вы научены или словом или посла­нием нашим», – пишет апо­стол Павел ( 2Фес.2:15 ). Устный способ не умень­шает авто­ри­тета и обя­за­тель­но­сти учения, пере­дан­ного так. «Нужно дер­жаться и пре­да­ния, ибо не все может быть заим­ство­вано из Боже­ствен­ного Писа­ния. По сему святые апо­столы одно пре­дали в писа­ниях, а другое в пре­да­ниях» (свт. Епи­фа­ний Кипр­ский. Об Апо­сто­ли­ках). Не все поло­же­ния пра­во­слав­ной веры пред­став­лены в Библии в широко раз­вер­ну­том виде (напри­мер, учение о молитве за умер­ших или прис­но­дев­стве Бого­ма­тери, более того – сам состав книг Свя­щен­ного Писа­ния утвер­ждался на основе Пре­да­ния), тем не менее, они очень важны, и полу­чают свой авто­ри­тет и утвер­жде­ние от Свя­щен­ного Пре­да­ния, про­ис­хо­дя­щего от Гос­пода Иисуса Христа и апо­сто­лов. После­ду­ю­щие соборы только объ­яс­няли более про­странно то, что пере­дано от начала.

По словам епи­скопа Иоанна (Соко­лова), «Свя­щен­ное Пре­да­ние имеет ту осо­бен­ную важ­ность, что в своем непре­рыв­ном пре­ем­стве, сохра­няя неиз­мен­ные осно­ва­ния веры и всего цер­ков­ного управ­ле­ния, оно спо­соб­ствует сохра­не­нию един­ства Пра­во­слав­ной Кафо­ли­че­ской Церкви. Его непре­рыв­ность, и неиз­мен­ность делает то, что Пра­во­слав­ная Цер­ковь во все вре­мена и во всех местах сохра­няет то же чистое испо­ве­да­ние веры, те же пра­виль­ные свя­щен­но­дей­ствия, те же основ­ные законы своего бла­го­устрой­ства, то же свя­щен­но­на­ча­лие, какие полу­чила в самом начале своего устро­е­ния на земле» (Опыт курса цер­ков­ного зако­но­ве­де­ния).

О смысле выра­же­ний «Апо­столь­ское Пре­да­ние» и «Свя­щен­ное Пре­да­ние»

Данные выра­же­ния могут рас­смат­ри­ваться в бого­сло­вии по-раз­ному. Так, под Апо­столь­ским Пре­да­нием может под­ра­зу­ме­ваться Пре­да­ние, при­об­ре­тен­ное Цер­ко­вью непо­сред­ственно от апо­сто­лов. Это узкое зна­че­ние рас­смат­ри­ва­е­мого выра­же­ния. В этом случае оно не тож­де­ственно выра­же­нию «Свя­щен­ное Пре­да­ние», пони­ма­е­мому широко. С другой сто­роны, учи­ты­вая, что Свя­щен­ное Пре­да­ние в широ­ком смысле соот­вет­ствует апо­столь­скому учению и спа­си­тель­ному апо­столь­скому опыту по духу, его также допу­стимо обо­зна­чать как Апо­столь­ское (в данном случае выра­же­нию «Апо­столь­ское Пре­да­ние» при­да­ётся более широ­кое зна­че­ние).

Как опре­де­лить явля­ется ли пре­да­ние апо­столь­ским?

Истинно-апо­столь­ским при­зна­ется то пре­да­ние, кото­рое не про­ти­во­ре­чит и согла­су­ется со Свя­щен­ным Писа­нием и дру­гими несо­мнен­ными апо­столь­скими пре­да­ни­ями, и, кроме того, вос­хо­дит исто­ри­че­ски к вре­ме­нам апо­столь­ским и суще­ство­вало в церк­вях, осно­ван­ных апо­сто­лами. Если не сохра­ни­лось древ­ней­ших источ­ни­ков, кото­рые могли бы засви­де­тель­ство­вать апо­столь­ское про­ис­хож­де­ние какого-либо пре­да­ния, то доста­точ­ным осно­ва­нием для при­зна­ния счи­та­ется сви­де­тель­ство отцов и учи­те­лей Церкви III, IV, V веков, если все или многие из них счи­тали некое пре­да­ние апо­столь­ским; в осо­бен­но­сти же то, чего дер­жится вся Кафо­ли­че­ская Цер­ковь.

Свя­щен­ное Пре­да­ние и пре­да­ния

От Свя­щен­ного Пре­да­ния сле­дует отли­чать пре­да­ния чело­ве­че­ские (см. Мф.15:1-20 ; Мк.7:1-23 ). Тем более нельзя пред­по­чи­тать послед­ние пер­вому.
Отвер­га­ю­щий всякое пре­да­ние цер­ков­ное, писа­ное или непи­са­ное, а также «соборы святых Отец и их пре­да­ния, Боже­ствен­ному Откро­ве­нию соглас­ная, и Пра­во­славно-Кафо­ли­че­скою Цер­ко­вью бла­го­честно хра­ни­мая», под­ле­жит отлу­че­нию от Церкви (10‑й ана­фе­ма­тизм Недели Пра­во­сла­вия).

В каких источ­ни­ках содер­жится Свя­щен­ное Пре­да­ние?

Фор­мами сохра­не­ния Свя­щен­ного Пре­да­ния явля­ются: Свя­щен­ное Писа­ние, опре­де­ле­ния Все­лен­ских и ряда Помест­ных Собо­ров, литур­ги­че­ские тексты (молитвы, чино­по­сле­до­ва­ния бого­слу­же­ний, гим­но­гра­фия и т.п.), при­ня­тые Цер­ко­вью тво­ре­ния святых отцов и учи­те­лей Церкви, жития святых, ико­но­гра­фия, и т. п.
Однако, не всё то, что содер­жится в этих источ­ни­ках, явля­ется самим Пре­да­нием. Так, труд по цер­ков­ной исто­рии или жития святых могут содер­жать наряду со сви­де­тель­ствами Пре­да­ния, све­де­ния прямо не отно­ся­щи­еся к хри­сти­ан­ской вере.

Аспекты Пре­да­ния

Свя­щен­ное Пре­да­ние не сво­дится к неко­то­рому пере­да­ва­е­мому учению или к сово­куп­но­сти мате­ри­аль­ных памят­ни­ков, в кото­рых оно зафик­си­ро­вано. Оно больше, чем просто пере­дача инфор­ма­ции, поскольку гово­рит нам о Боге, о бого­по­зна­нии. Поэтому Пре­да­ние пред­став­ляет собой непре­рыв­ную после­до­ва­тель­ность не только идей, но и опыта духов­ной жизни. Гос­подь Иисус Хри­стос не только пере­дал апо­сто­лам Свое учение, не только пока­зал им пример Своей жизни и сооб­щил опыт жизни в Боге. Он также пове­лел им при­нять бла­го­дать Свя­того Духа ( Деян.1:8 ). В силу этого, важным аспек­том Пре­да­ния явля­ется также неви­ди­мое и дей­ствен­ное сооб­ще­ние бла­го­дати, кото­рая един­ственно откры­вает путь к разу­ме­нию Боже­ствен­ной истины.

Таким обра­зом, в Пре­да­нии раз­ли­ча­ется три уровня пере­да­ва­е­мого:

а) пере­дача боже­ствен­ного учения и тех исто­ри­че­ских памят­ни­ков, в кото­рых оно заклю­чено;
б) пере­дача опыта духов­ной жизни, сооб­ща­е­мого личным при­ме­ром, в соот­вет­ствии с бого­от­кро­вен­ным уче­нием;
в) пере­дача бла­го­дат­ного освя­ще­ния, пре­иму­ще­ственно через цер­ков­ные таин­ства.

сщмч. Ириней Лион­ский:
«В таком порядке и в таком пре­ем­стве цер­ков­ное пре­да­ние от апо­сто­лов и про­по­ведь истины дошли до нас. И это служит самым полным дока­за­тель­ством, что одна и та же живо­твор­ная вера сохра­ня­лась в Церкви от апо­сто­лов доныне и пре­дана в истин­ном виде… Многие пле­мена вар­ва­ров, веру­ю­щих во Христа, имеют спа­се­ние свое без хартии или чернил, напи­сан­ное в серд­цах своих Духом, и тща­тельно блюдут древ­нее пре­да­ние… При­няв­шие эту веру не пись­менно суть вар­вары отно­си­тельно нашего языка, но в отно­ше­нии учения, нрава и образа жизни они по вере своей весьма мудры и уго­ждают Богу, живя во всякой правде, чистоте и муд­ро­сти. И если бы кто стал про­по­ве­до­вать этим людям ере­ти­че­ские измыш­ле­ния, говоря с ними на их соб­ствен­ном языке, тотчас бы, зажи­мая уши, убе­жали, как можно далее, не терпя даже слы­шать бого­хуль­ную беседу. Таким-то обра­зом, вслед­ствие того древ­него апо­столь­ского пре­да­ния, они даже не допус­кают в ум свой чудо­вищ­ной речи ере­ти­ков» (Против ересей).

прп. Викен­тий Лирин­ский:
«Что же делать, спро­сит кто-нибудь, людям – пра­во­слав­ным и сынам матери Церкви, если боже­ствен­ными гла­го­лами, изре­че­ни­ями, обе­то­ва­ни­ями поль­зу­ются и диавол и уче­ники его, из коих одни – лжеа­по­столы, другие – лже­про­роки и лже­учи­тели, все же вообще – ере­тики? Как им отли­чать истину от лжи по отно­ше­нию к святым Писа­ниям? Так, как мы в начале насто­я­щей памят­ной записки напи­сали – по пре­да­нию святых и ученых мужей. То есть, они осо­бенно должны забо­титься о том, чтобы тол­ко­вать свя­щен­ное Писа­ние по Пре­да­ниям все­об­щей Церкви и по пра­ви­лам (regula) все­лен­ского дог­ма­ти­че­ского учения, в самой же Все­лен­ской и Апо­столь­ской Церкви они необ­хо­димо должны сле­до­вать все­общ­но­сти, древ­но­сти, согла­сию. И если вос­ста­нет когда-нибудь часть против все­общ­но­сти, новизна против ста­рины, погре­ши­тель­ное раз­но­мыс­лие одного или мень­шин­ства против согла­сия всех или по край­ней мере боль­шин­ства пра­во­слав­ных, то погре­ше­нию части они должны пред­по­честь непо­греш­ность все­общ­но­сти, а в самой все­общ­но­сти бла­го­ве­рие ста­рины – непо­треб­ству новизны; нако­нец в самой же древ­но­сти, без­рас­суд­ству одного или мень­шин­ства пред­по­чи­тать во-первых общие, если есть они, реше­ния все­об­щего собора, а если их нет, то, во-вторых, сле­до­вать самому спод­руч­ному, – соглас­ным между собой мыслям боль­шин­ства вели­ких учи­те­лей. Если наблю­дем это, при помощи Божией, верно, бла­го­ра­зумно и тща­тельно; то без боль­шого труда можем узнать заблуж­де­ния появ­ля­ю­щихся ере­ти­ков» (Памят­ные записки Пере­грина о древ­но­сти и все­общ­но­сти кафо­ли­че­ской веры против непо­треб­ных новизн всех ере­ти­ков).

прот. Нико­лай Мали­нов­ский:
«От Пре­да­ния, пони­ма­е­мого в этом (узком — ред.) смысле, нужно раз­ли­чать еще Пре­да­ние в общем или широ­ком смысле, или сви­де­тель­ство Все­лен­ской Церкви… Свое внеш­нее выра­же­ние голос Все­лен­ской Церкви об исти­нах веры имеет: 1) в древ­ней­ших сим­во­лах веры; 2) в т. н. пра­ви­лах апо­столь­ских и в дея­ниях и поста­нов­ле­ниях собо­ров, как Все­лен­ских, так и Помест­ных; 3) в древ­них литур­гиях; 4) в тво­ре­ниях всех древ­них отцов и учи­те­лей церкви; 5) в древ­ней­ших актах муче­ни­че­ских, и, нако­нец, 6) во всей прак­тике древ­ней хри­сти­ан­ской церкви, каса­ю­щейся свя­щен­ных времен (постов, празд­ни­ков), мест (устрой­ства храмов с их при­над­леж­но­стями), свя­щен­ных дей­ствий и обря­дов, и вообще в сохра­нив­шихся цер­ков­ных чино­по­сле­до­ва­ниях. Само собою понятно, что не все то, что содер­жится в ука­зан­ных источ­ни­ках или памят­ни­ках, есть уже потому самому истинно апо­столь­ское учение или уста­нов­ле­ние. Выра­же­нием голоса Все­лен­ской Церкви служит лишь то, что, явля­ясь соглас­ным со Св. Писа­нием, удо­вле­тво­ряет усло­виям повсюд­но­сти, непре­рыв­но­сти и все­общ­но­сти ».

Петр Пашков:
Гре­че­ское слово παράδοσις, кото­рое обык­но­венно пере­во­дят как “пре­да­ние”, озна­чает, как гово­рит наи­бо­лее зна­чи­мый сло­варь гре­че­ского языка Liddell & Scott-Jones, а также «Patristic Greek Lexicon» Лампе, «that which is handed down or bequeathed, tradition, doctrine, teaching» — «то, что пере­дано, тра­ди­ция, док­трина, учение» и «teaching… transmitted as a recived doctrine» — «учение… пере­да­ва­е­мое как вос­при­ня­тая из про­шлого док­трина». Ничего общего с рус­ским словом «пре­да­ние» — «легенда, рас­сказ» это не имеет. Речь идет о тра­ди­ции веро­уче­ния, а не о пере­да­ва­е­мых из поко­ле­ния в поко­ле­ние исто­риях, даже не о житиях святых или рас­ска­зах о чуде­сах. Основ­ное зна­че­ние слова «пре­да­ние», его смысл как бого­слов­ского тер­мина, по мнению гре­че­ских Отцов, — дог­ма­ти­че­ские и эти­че­ские док­трины, пере­дан­ные от апо­сто­лов. Слово «пре­да­ние» иногда при­ме­ня­лось к лже­уче­ниям ере­ти­ков, но крайне редко. Чаще в языке Отцов оно исполь­зу­ется спе­ци­ально как анто­ним ере­ти­че­ским уче­ниям.
Поэтому ана­фема VII Все­лен­ского Собора — Εἴ τις πᾶσαν παράδοσιν ἐκκλησιαστικὴν ἔγγραφον ἢ ἄγραφον ἀθετεῖ, ἀνάθεμα ἔστω («Если кто отвер­гает всякое пре­да­ние цер­ков­ное, писа­ное или непи­са­ное, да будет ана­фема») — отлу­чает только тех, кто не верует цер­ков­ному веро­уче­нию и учению о нрав­ствен­но­сти, кото­рые в Церкви по опре­де­ле­нию неиз­менны, не растут и не умень­ша­ются со дня Пяти­де­сят­ницы. Не сле­дует счи­тать, что пре­да­ния (в смысле легенды, исто­рии, рас­сказы о чуде­сах) так же непо­гре­шимы и ограж­дены отлу­че­нием. Им ограж­дены только поло­же­ния пра­во­слав­ного веро­уче­ния.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *