Что относится к свойствам товара в аптеке
Что относится к свойствам товара в аптеке
от 23 декабря 1999 года N 99/190
Правила розничной торговли лекарственными средствами,
изделиями медицинского назначения и другими товарами,
реализуемыми аптечными учреждениями
Введение
Качество лекарственного обеспечения населения в условиях рыночных отношений в значительной степени зависит от четкого выполнения правил торговли при розничной реализации лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других товаров из аптечных учреждений: аптек, аптечных пунктов, аптечных киосков, аптечных магазинов.
В Методических указаниях изложены правила розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и другими товарами, реализуемыми аптечными учреждениями населению.
Описание метода
Впервые разработаны правила розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и другими товарами, реализуемыми аптечными учреждениями в условиях рыночных отношений, отражающих спецификацию реализации лекарственных средств как товара, который является основой лекарственной помощи и способствует сохранению здоровья человека.
Правила розничной торговли лекарственными средствами,
изделиями медицинского назначения и другими товарами,
реализуемыми аптечными учреждениями
1. Настоящие правила разработаны в соответствии с «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», Федеральными законами «О лекарственных средствах», «О защите прав потребителей» и регулируют отношения между покупателями и продавцами при розничной торговле лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и другими товарами, реализуемыми аптечными учреждениями.
2. Основные понятия:
3. Режим работы государственных муниципальных аптечных учреждений устанавливается по решению соответственно органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Режим работы аптечных учреждений иной организационно-правовой формы устанавливается ими самостоятельно.
Режим работы продавца доводится до сведения покупателей.
4. Ассортимент предлагаемых к продаже товаров, перечень оказываемых услуг, а также формы обслуживания определяются продавцом в соответствии с профилем своей деятельности.
5. Продавец обязан соблюдать требования, установленные действующим законодательством Российской Федерации в области фармацевтической деятельности и розничной торговли.
6. Продавец должен располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими сохранность качества и безопасность лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других товаров при их хранении и реализации, соблюдать надлежащие условия торговли.
7. Продавец обязан иметь и содержать в исправном состоянии средства измерения, своевременно и в установленном порядке проводить их метрологическую поверку.
8. Продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию. Она должна находиться на видном месте и быть оформлена в соответствии с требованиями к этому документу.
9. Настоящие Правила, а также порядок отпуска лекарственных средств доводятся продавцом в наглядной и доступной форме до сведения покупателей.
10. Продавец обязан довести до сведения покупателя наименование своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске организации. Продавец, зарегистрированный как индивидуальный предприниматель, должен, кроме этого, предоставить покупателю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
Продавец должен предоставить информацию о номере и сроке действия лицензии на право реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения и других товаров, реализуемых аптечными учреждениями населению, а также об органе ее выдавшей.
Указанная информация размещается в удобных для ознакомления покупателей местах.
11. В торговом зале должна быть следующая информация:
— телефон и адрес вышестоящей организации;
— копия лицензии на фармацевтическую деятельность;
— фамилия, имя, отчество, должность сотрудников, обслуживающих покупателей;
— группы населения, имеющие право на льготное обеспечение в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
— номер телефона и режим работы справочной фармацевтической службы.
Продавец обязан довести до сведения покупателей необходимую и достоверную информацию о лекарственных средствах, изделиях медицинского назначения и других товарах и об их изготовителях.
13. Информация о лекарственных средствах, изделиях медицинского назначения и других товарах должна быть на русском, при необходимости на государственных языках республик в составе РФ или на языках населения данной местности.
14. Информация о наименовании и цене реализуемых лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других товарах предоставляется покупателям путем размещения товаров на витринах. Лекарственные средства для внутреннего применения размещаются отдельно от средств для наружного применения. Внутри этих групп лекарства располагаются по терапевтическому признаку (средства от кашля, сердечные, от головной боли и т.д.). Отдельно в витринах размещают витамины, органопрепараты, дезинфицирующие средства, лекарственные травы, перевязочные материалы, предметы ухода за больными, санитарии и гигиены, мелкий инструментарий и оптику. Лекарственные средства, требующие особых условий учета и хранения, не подлежат размещению в витринах.
15. Продавец обязан обеспечить наличие ценников на реализуемых лекарственных средствах, изделиях медицинского назначения и других товарах с указанием цены в рублях и копейках, даты, подписи материальноответственного лица.
16. Покупатель имеет право проверить правильность цены. Ответственность за соответствие цен на упаковке с ценой в документах несет должностное лицо, назначенное приказом руководителя аптечного учреждения.
17. При отпуске лекарственных средств продавец обязан информировать покупателя о правилах приема и особенностях хранения лекарственных средств.
18. По требованию покупателя продавец обязан предоставить дополнительную информацию о лекарственных средствах, изделиях медицинского назначения и других товарах:
— сроке годности или сроке службы, если они установлены;
— гарантийном сроке, если он установлен для конкретного товара;
— сведения об основных потребительских свойствах товара;
— правилах и условиях эффективного и безопасного использования товара.
19. При продаже лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других товаров, подлежащих обязательной сертификации, продавец, в случае необходимости, доводит до сведения покупателя информацию о сертификации товаров. В подтверждение факта сертификации продавец должен иметь один из следующих документов:
— копию сертификата, заверенную держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации, выдавшим сертификат;
— товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком на основании подлинника сертификата или его заверенной копии и содержание по каждому наименованию лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других товаров, сведения о наличии сертификата с указанием его номера, срока действия и органа, выдавшего сертификат. Товарно-сопроводительные документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя или поставщика с указанием его адреса и телефона.
20. Цены на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и другие товары, реализуемые продавцом, а также иные условия реализации должны быть одинаковыми для всех покупателей.
Оплата за отпускаемые лекарственные средства и изделия медицинского назначения производится покупателем за полную стоимость наличными деньгами через кассовый аппарат или с учетом льгот для отдельных категорий покупателей в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Продавец обязан выдать покупателю кассовый или товарный чек, или иной удостоверяющий покупку документ. В товарном чеке указываются наименование продавца, наименование товара, его количество, цена, дата продажи и фамилия лица, продавшего товар.
21. Лекарственные средства отпускаются покупателю также в соответствии с нормами и правилами, относящимися к приобретению, хранению, изготовлению, контролю качества, отпуску и реализации лекарственных средств, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации и зарегистрированными Министерством юстиции Российской Федерации в установленном порядке.
22. Запрещается обусловливать продажу одних товаров обязательным приобретением других.
23. Запрещается принимать от физических лиц какие-либо препараты и субстанции медикаментов для изготовления лекарств, расфасовки и их реализации.
24. Лекарственные средства, товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, аппаратура, медицинские средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми) надлежащего качества, проданные покупателю, возврату не подлежат.
25. В случае продажи покупателю товара ненадлежащего качества, обнаружившегося при вскрытии упаковки покупателем на месте приобретения, или в случае установления скрытых дефектов товара покупатель вправе потребовать обмена на аналогичный товар или возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы при предъявлении кассового чека, выданного продавцом.
26. Требования покупателя рассматриваются только при предъявлении им кассового чека, а по товарам, на которые установлены гарантийные сроки, кассового чека и технического паспорта или иного заменяющего его документа.
27. Сроки удовлетворения продавцом требований покупателя определяются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
28. При замене товара надлежащего качества на товар аналогичной марки перерасчет цены товара не производится.
29. При замене товара ненадлежащего качества на такой же товар другой марки (модели, артикула) в случае, если цена товара, подлежащего замене, ниже цены товара, предоставленного взамен, покупатель должен доплатить разницу в ценах. В случае, если цена товара, подлежащего замене, выше цены товара, предоставленного взамен, разница в ценах выплачивается покупателю.
30. Продавец обязан обеспечить высокую культуру обслуживания покупателя с соблюдением норм фармацевтической деонтологии и этики.
31. За невыполнение или нарушение настоящих Правил продавец несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Эффективность используемого метода
Повышение качества обслуживания населения позволит повысить рейтинг аптечного учреждения и увеличить приток населения, что даст дополнительные резервы, которые могут быть направлены на дальнейшее развитие аптечного учреждения.
Показания к применению метода
Методические указания предназначены для качественной оценки уровня лекарственного обслуживания населения в аптеках, аптечных пунктах, аптечных магазинах, аптечных киосках государственной, муниципальной и других организационно-правовых форм, имеющих статус юридического лица или входящих в состав других организаций.
Экономика фармации Организация Деятельности Аптеки
О разделе
Требования к товарам медицинского назначения формулируют, исходя из их важнейших потребительных свойств. К их числу относятся: социальные, функциональные, эргономические, антропометрические, экологические, эстетические, безопасности, надежности, эффективности и др.
Социальные свойства товаров
Социальные свойства характеризуют соответствие данного товара совокупным потребностям общества, что обусловливает экономическую и социальную целесообразность его производства.
Другими словами, товар должен обладать совокупной общественной потребительной стоимостью. Отличительной особенностью социальных потребительных свойств медицинских и фармацевтических товаров является то, что эти свойства имеют четко выраженную направленность на ту часть населения, которая нуждается в медицинской помощи.
Поэтому, наряду с социальной направленностью, эти товары должны иметь и нозологическую направленность.
При анализе социальных свойств товаров медицинского назначения необходимо учитывать не только общее количество населения, но и заболеваемость по отдельным классам болезней, а также пути реализации этих товаров, способность удовлетворять как личные, так и общественные потребности, сочетая их.
Функциональные свойства товаров
Функциональные свойства характеризуют основное назначение товаров, способствуют успешному использованию товаров в процессе потребления.
Важной характеристикой функциональных свойств медицинских изделий является универсальность применения, характеризуемая широтой диапазона условий и возможностей использования прибора по назначению.
Универсальность применения определяется возможностью выполнения ряда вспомогательных функций.
Свойства надежности
Эти свойства характеризуются такими показателями как надежность, долговечность, износ, безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность и др.
Надежность — способность товара выполнять заданные функции в заданных режимах и условиях применения, сохраняя свои эксплуатационные свойства в течение заданного промежутка времени, т.е. способность товара противостоять действию факторов внешней среды в течение срока эксплуатации (для медицинских изделий) или сроков годности (для лекарственных препаратов), оказывающих отрицательное влияние на качество товара.
Долговечность характеризует способность изделия сохранять свою работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта (для технически сложных товаров).
Под работоспособностью понимают состояние изделия, в котором оно способно выполнять заданные функции, сохраняя значения заданных параметров в пределах, установленных нормативными документами.
Полная или частичная потеря работоспособности называется отказом. Отказы классифицируют по причинам и характеру возникновения, характеру проявления, возможности и сложности устранения.
Причинами возникновения отказов могут быть конструктивные ошибки и недостатки, производственные недостатки, неправильная эксплуатация и техническое обслуживание, внешние факторы, некачественный ремонт.
Механические воздействия, которые испытывают изделия при эксплуатации, вызывают внешний и внутренний износ. При внешнем износе начинает разрушаться поверхность изделия. При этом может уменьшаться толщина изделия, масса, прочность на участке износа. Степень износа в этом случае зависит от структуры поверхности, свойств материала и интенсивности изнашивающих воздействий. Например, износ под действием трения.
К физико-химическим факторам относятся действие света, температуры, атмосферы воздуха, влаги, моющих средств, загрязнений, органических растворителей и т.д.
К биологическим факторам износа относят воздействие плесневых грибов, микроорганизмов, повреждения насекомыми и др.
К комбинированным факторам относят действие атмосферных факторов: света, влаги, температуры, воздуха, а также стирки, истирание, утомлением и др.
Наряду с физическим износом происходит и моральный износ изделий, т.е. изделия устаревают по форме, конструкции технико-экономическим показателям и др.
Моральный износ связан с изменением отношения потребителя к товару при изменении потребностей.
Сохраняемость характеризует способность изделия выполнять заданные функции после хранения и транспортирования.
Ремонтопригодность характеризует особенности конструкции и способа изготовления изделия, которые заключаются в приспособленности его к техническому обслуживанию и ремонту.
Эргономические свойства товаров
Эргономические свойства характеризуют удобство и комфорт эксплуатации изделия. К эргономическим свойствам относятся антропометрические, теплозащитные, физиологические (гигиенические), психофизиологические и психологические.
Антропометрические свойства характеризуют соответствие размеров и формы изделия размеру и форме тела человека. Конструкция изделия и его размеры (габариты) должны обеспечивать удобство пользования им и рациональное расходование энергии.
Антропометрические свойства имеют важное значение при оценке качества ортопедической обуви, медицинской мебели и др.
Теплозащитные свойства (теплопроводность, температуропроводность, теплоемкость) изделия регулируют обмен тепловой энергией между человеком и внешней средой.
Гигиенические свойства (загрязняемость и очищаемость) характеризуют способность изделий загрязняться и очищаться, имеют большое значение для предметов ухода за больными и медицинских инструментов.
Загрязнение изделий могут вызывать различные вещества (жировые вещества, пыль, остатки пищи и др.). Накапливаясь на материалах, загрязнения являются благоприятной средой для развития микроорганизмов. Необходимость частой очистки повышает расходы на эксплуатацию изделий.
Простота и удобство очистки, а также возможность поддержания чистоты обязательно учитываются при оценке гигиенических свойств. Способность изделия очищаться зависит от вида материала, из которого оно изготовлено, от конструкции изделия, от наличия специальных покрытий и т.д.
Психофизические свойства характеризуют соответствие изделия силовым, слуховым, зрительным, вкусовым, обонятельным возможностям человека.
Эстетические свойства товаров
Эстетические свойства характеризуют способность изделия через чувственно воспринимаемые образы удовлетворять потребности человека и общества в эстетическом образе. Каждому периоду развития общества соответствует свой эстетический идеал.
Эстетические свойства товаров характеризуются свойствами уровня: информационной выразительностью, целостностью композиции, рациональностью формы, совершенством производственного исполнения и стабильностью товарного вида.
Информационная выразительность — способность изделия отражать сложившиеся в обществе культурные нормы и эстетические представления. Информационная выразительность складывается из более простых свойств: знаковость, оригинальность, соответствие моде и стилю.
Под знаковостью понимают отражение в форме изделий различных эстетических идей и представлений, например упаковки лекарственных средств, сосок и других изделий для детей.
Оригинальность изделия характеризуется наличием в его форме совокупных признаков, которые обусловливают отличия (непохожесть) от изделий аналогичного назначения, материалов, техники исполнения. Оригинальные, творчески своеобразные изделия имеют функционально совершенную, удобную в эксплуатации форму, в которой отражена индивидуальность разработки.
Соответствие моде и стилю является важным критерием соответствия изделия эстетическим требованиям.
Цель дизайна — создание эстетической конструкции, а не художественного образа. В результате такого эстетического проектирования изделие должно обладать красивым внешним видом, целесообразной конструкцией, экономичностью, акцентированной функциональностью, удобством пользования, четкой социальной ориентацией.
Суть дизайна заключается в приведении к гармонии функции, конструкции и формы изделия. Колорит характеризуется определенной системой цветовых тонов, их сочетаний, взаимоотношений.
Колорит является важнейшим средством эмоциональной выразительности изделия, средством воздействия на потребителя. Колорит может быть теплым (красные, желтые и оранжевые тона) и холодным (синие, зеленые и фиолетовые тона), спокойным и напряженным, ярким и блеклым.
Одним из элементов колорита является цвет — основное средство художественного оформления. Цвет способен активно и сильно воздействовать на сознание и эмоции человека, создавать настроение. С цветом у человека связаны сложные ассоциации.
Например, черный цвет у европейцев ассоциируется с трауром. Таким образом, цвет может быть характеристикой эстетических и эргономических (психологических) свойств.
Рациональность формы характеризует особенность выразительности формы и конструкции изделия и соответствие их функциональному назначению. Это свойство определяет эстетическую целесообразность изделия.
Свойства безопасности товаров
Однако при эксплуатации или потреблении любых товаров не может быть достигнута абсолютная безопасность. Безопасность в товароведении подразумевает сведение к минимуму риска для жизнедеятельности человека, если он пользуется этим товаром в строгом соответствии с правилами безопасной эксплуатации.
Правила безопасности должны быть изложены в соответствующих инструкциях, правилах, нормах, входящих в комплекс информации, обязательно доводимой до сведения потребителей. Но даже при строгом соблюдении этих норм имеется небольшая вероятность повреждений, риск.
Экологические свойства товаров
Экологические свойства товаров характеризуют способность товаров влиять на окружающую среду при их производстве (выращивании, переработке), хранении, транспортировании, потреблении или эксплуатации и утилизации.
Экологические свойства характеризуют степень зашиты окружающей среды от вредных воздействий человека, последствий научно-технического прогресса. Загрязнение окружающей среды (почвы, водоемов, воздуха) неизбежно влияет на качество продуктов питания и в целом на качество жизни.
Приемочный контроль в аптеке: проверка качества товаров аптечного ассортимента — порядок, правила и алгоритм проведения приемки лекарственных препаратов
Приказ о приемочном контроле в аптеке позволяет гарантировать поступление к конечному потребителю качественных средств, с полным отсутствием контрафакта. Кроме этого, правильная организация процесса получения продукции от поставщиков помогает обеспечить порядок в их дальнейшем хранении и реализации. Обеспечивает выполнение постановлений маркировка всех поступающих медикаментов еще на моменте их изготовления. Тем более что в самое ближайшее время она станет обязательной для каждого поставщика лекарств, продаваемых на территории страны.
Приемочный контроль лекарственных средств: что это
Если говорить простым языком, это полноценная проверка всех товарных единиц, которые поступают на склад. Она осуществляется не только через сверку документации, но и путем осмотра внешнего вида, цельности упаковок, изучения запаха. Иногда дополнительно привлекаются специализированные лаборатории, проводящие профессиональное исследование всех лекарств.
Главная цель приемки
Основное назначение строгого контроля всех поступающих лекарств – не допустить попадание к потребителям контрафакта, который может навредить здоровью. Но, кроме того, проверка помогает уже на этапе получения от поставщика отследить брак, который так же, как и подделка, опасен для людей.
В результате покупатели на 100% защищаются от приобретения некачественной продукции. При этом, в отличие от продукции, поступающей в обычные магазины, аптечные сети обязаны проверять весь объем лекарственных средств, а не отдельную часть партии.
Приемка товара в аптеке: приказ, порядок и назначение комиссии
Первым шагом в реализации проверки всегда становится создание ответственной группы руководителем аптечного пункта. В ее состав должны входить только сотрудники, знакомые с нормативными актами и разбирающиеся в ассортименте, в том числе в требованиях, которые предъявляются к каждому средству. Что касается стадий приемочного контроля, он включает в себя поочередно:
Только продукция, получившая положительную оценку на каждом из этапов приемки товаров в аптеке, регистрируется во внутренних журналах и размещается на складе для последующей реализации.
Условия получения медикаментов в аптечной организации
Принятие лекарственных средств осуществляется только в том случае, когда в полном объеме выполнены установленные законодательством правила. Главными среди них являются:
Специальные условия и правила устанавливаются для получения иммунобиологических, наркотических веществ, а лекарственных продуктов, относящихся к группе жизненно важных.
Правовая база
Взаимоотношения между изготовителями медикаментов и аптечными сетями, в которых они реализуются, строятся на основе нескольких нормативных документов. Главным среди них является Федеральный Закон «Об обращении лекарственных средств», далее следует несколько подчиненных ему министерских приказов. Но в последнее время важное значение имеет также закон о маркировке, который требует произвести значительные изменения в организации процесса закупки продукции.
Когда проводится прием товара аптечного ассортимента
Осмотр осуществляется сразу после прибытия медикаментов в торговую точку и в присутствии представителя поставщика. В сопроводительных документах проставляется дата и время начала и окончания проведения процедуры. При желании член комиссии может потребовать вскрытия тары. Несвоевременная проверка полученных медикаментов иногда становится причиной наложения на организацию внушительных штрафов.
Что важно учитывать в процессе: факторы
При поступлении оцениваются и изучаются четыре главных параметра: соответствие указанному описанию, состояние упаковочной тары, наличие маркировки и правильность оформления сопроводительной документации, в том числе наличие сертификатов и лицензий. Если члены комиссии сомневаются в качестве одного или нескольких продуктов, образцы направляются в специализированную лабораторию. В этом случае определяющим становится также ее вердикт.
Зона и правила приемки товара в аптеке
Для проведения процедуры получения, распаковки, предварительного осмотра поступающих лекарств в каждом аптечном пункте должно быть предусмотрено отдельное помещение. Внутри нее располагается дополнительное карантинное помещение, куда члены комиссии могут поместить продукцию, вызвавшую подозрения. Здесь она хранится до момента отправки образцов в лабораторию, чтобы пройти полноценную проверку на предмет качества и соответствия всем стандартам и требованиям. Если площадь торговой точки не позволяет реализовать пространство подобным образом, карантин можно переместить в другое место.
Приемка товаров аптечного ассортимента: этапы и алгоритм в аптеке
Как уже говорилось ранее, для проведения процедуры необходимо назначить комиссию, каждый член которой обладает достаточными знаниями и навыками для проверки. Именно они выполняют пошаговую инструкцию, проверяя документацию и состояние самих медикаментов.
Изучение документов
Проверяющие осматривают сопроводительные бумаги на предмет правильности их заполнения поставщиком, а также сверяют декларации с реестрами, чтобы убедиться в высоком качестве. Кроме того, задача приемщиков состоит в том, чтобы, просмотрев накладные, учесть условия последующего хранения изделий.
Описание
Приемочный контроль лекарственных препаратов в аптеке включает также осмотр внешнего вида поступающей продукции, оценивание цвета и запаха медикаментов. При этом члены комиссии имеют право изучить любую упаковку или несколько, чтобы убедиться в качестве. Обнаружение недостатка служит поводом к помещению изделия в карантинную зону и составлению претензий.
Упаковка
Ответственные за приемку сотрудники убеждаются в том, что заводская тара не повреждена, она соответствует установленным требованиям для этой формы медикамента и нет признаков фальсификата. Если обнаруживаются следы порчи, такой объект также помещается в карантинную зону, чтобы затем осуществить возврат поставщику.
Маркировка
В этой части проверка качества товаров аптечного ассортимента проводится по установленным законодательством требованиям. Маркируется не только первичная, но и вторичная упаковочная тара. С внедрением новых правил перед членами комиссии стоит также задача регистрации штрих-кода с каждого изделия в национальной системе цифровой маркировки.