Что относится к субъективным данным самоконтроля

Субъективные и объективные показатели самоконтроля

Что относится к субъективным данным самоконтроля Что относится к субъективным данным самоконтроля Что относится к субъективным данным самоконтроля Что относится к субъективным данным самоконтроля

Что относится к субъективным данным самоконтроля

Что относится к субъективным данным самоконтроля

Содержание педагогического контроля

Контроль за физической подготовленностью

В практике физического воспитания на учебных занятиях используются контрольные упражнения и нормативы учебной программы, в частности, подтягивание в висе лежа, сгибаниё и выпрямление рук в упоре на брусьях, силовой переворот в упор на перекладине, поднимание ног в висе до касания перекладины, подъем туловища из положения лежа на спине (руки за головой, ноги закреплены), приседания на одной ноге. Контроль за общей выносливостью осуществляется с помощью контрольных упражнений 2-х типов: преодоления средней, длинной дистанции или преодоления возможно большего расстояния за определенное время. Примерами этих упражнений являются: бег и кросс на 1000, 2000, 2500, 3000, 5000м; плавание на 200, 400, 500 м.

Контроль за гибкостью. Гибкостью называют способность выполнять движения с широкой амплитудой. Мерой гибкости является максимум амплитуды движений. С практической точки зрения наибольшее значение имеет гибкость позвоночника, которую определяют измерением амплитуды движений при максимальном сгибании, разгибании, наклонах в стороны и поворотах туловища вокруг продольной оси тела. Обычно гибкость определяют по способности человека наклониться вперед, стоя на простейшем устройстве. Перемещаются планка, на которой в сантиметрах нанесены деления от нуля (на уровне поверхности скамейки), показывает уровень гибкости.

Контроль за ловкостью предполагает определение способности занимающихся быстро осваивать новые движения, точно выполнять координационно-сложные физические упражнения, быстро перестраивать двигательную деятельность при изменении внешних условий. Одним из тестов по оценке ловкости является количество попаданий при бросках баскетбольного мяча в корзину со штрафной линии или с другой постоянной точки. Оценка производится по проценту попадания от количества бросков в зависимости от степени владения техникой бросания баскетбольного мяча в корзину.

Виды педагогического контроля:

1. Поэтапный – оценивается состояние спортивно-технической и тактической подготовки занимающихся на конкретном этапе.

2. Текущий – определяет повседневные изменения в подготовке занимающихся.

К методам педагогического контроля относятся: анкетирование занимающихся; анализ рабочей документации учебно-тренировочного процесса; педагогические наблюдения во время занятий; регистрация функциональных и других показателей; тестирование различных сторон подготовки.

Он необходим для того, чтобы занятия оказывали тренирующий эффект и не вызывали нарушения в состоянии здоровья. Самоконтроль необходимо вести во все периоды тренировки и даже во время отдыха. Самоконтроль имеет не только воспитательное значение, но и приучает более сознательно относиться к занятиям, соблюдать правила личной и общественной гигиены, режима учебы, труда, быта и отдыха.

Результаты самоконтроля должны регулярно регистрироваться в специальном дневнике самоконтроля, задачами которого является:

1. Расширить знания о физическом развитии.

2. Приобрести навыки в оценивании психофизической подготовки.

З. Ознакомиться с простейшими доступными методиками самоконтроля.

Что относится к субъективным данным самоконтроля

4. Определить уровень физического развития, тренированности и здоровья, чтобы корректировать нагрузку.

Цель самоконтроля самостоятельные, регулярные наблюдения простыми и доступными способами за физическим развитием, состоянием своего организма, влиянием на него физических упражнений или вида спорта. Самоконтроль позволяет своевременно выявить неблагоприятные воздействия физических упражнений на организм.

Самоконтроль является существенным дополнением к врачебному и педагогическому контролю, но ни в коем случае их не заменяет. Самоконтроль может носить врачебный или педагогический характер, а может включать в себя и то, и другое. Данные самоконтроля оказывают большую помощь преподавателю в регулировании физической нагрузки, а врачу — своевременно сигнализирует об отклонениях в состоянии здоровья.

Показатели самоконтроля условно можно разделить на 2 группы: субъективные и объективные.

К субъективным показателям можно отнести: самочувствие (хорошее, удовлетворительное, плохое); сон (продолжительность, глубина, нарушения); аппетит (хороший, удовлетворительный, плохой); умственная и физическая работоспособность; положительные и отрицательные эмоции — стрессы.

Низкая субъективная оценка каждого из этих показателей может служить сигналом об ухудшении организма, быть результатом переутомления или формирующегося нездоровья.

Самочувствие. Является одним из важных показателей оценки физического состояния, влияния физических упражнений на организм. У занимающихся плохое самочувствие, как правило, бывает при заболеваниях или при несоответствии функциональных возможностей организма уровню выполняемой физической нагрузки. Самочувствие может быть хорошее (ощущение силы и бодрости, желание заниматься), удовлетворительным (вялость, упадок сил), неудовлетворительное (заметная слабость, утомление, головные боли, повышение ЧСС и артериального давления в покое и др.).

Если человек долго не может уснуть, то можно пользоваться следующим методом. Лежа в постели, закрыв глаза, представить ветряную мельницу, по которой течет вода. Входишь внутрь этой мельницы и текущая вода тебя омывает. Это улучшает быстрое засыпание.

Аппетит. Чем больше человек двигается, занимается физическими упражнениями, тем лучше он должен питаться, так как потребность организма в энергетических веществах увеличивается. Аппетит, как известно, неустойчив, он легко нарушается при недомоганиях и болезнях, при переутомлении. При большой интенсивной нагрузке аппетит может резко снизиться. Есть после занятий не рекомендуется, лучше подождать 30-50 минут.

Работоспособность. Оценивается как повышенная, нормальная и пониженная. При правильной организации учебно-тренировочного процесса в динамике работоспособность должна увеличиваться.

Переносимость нагрузок. Является важным показателем, оценивающим адекватность физических нагрузок функциональным возможностям занимающегося.

Боли в левой части живота – обычно следствие переполнения кровью селезенки. При возникновении подобных болей на преодолеваемой дистанции следует несколько раз глубоко и плавно вздохнуть, на ходу сделать несколько массирующих движений в месте болевого ощущения. Если боли не проходят, необходимо снизить интенсивность выполнения упражнений и дать себе отдых.

Почти всегда у студентов, начавших активные занятия физическими упражнениями, на следующий день возникают боли в мышцах. Явление это временное, чисто физиологическое. Облегчить его протекание можно несколькими способами: самомассаж болевых мест, ванна, парная баня.

Важным показателем, характеризующим функцию сердечно-сосудистой системы, является уровень артериального давления. Быстрое восстановление (в течение нескольких минут) показателей давления говорят о подготовленности организма к физическим нагрузкам.

Ведение дневника самоконтроля. Результаты самоконтроля рекомендуется фиксировать в дневнике самоконтроля, чтобы была возможность их периодически анализировать самостоятельно или совместно с преподавателем, тренером или врачом.

Дневник самоконтроля помогает занимающимся лучше познать самого себя, приучает их следить за собственным здоровьем, позволяет своевременно заметить степень усталости от умственной работы или физической тренировки, состояние переутомления и заболевания, определить, сколько времени требуется для отдыха и восстановления умственных и физических сил, какими средствами и методами при восстановлении достигается наибольшая эффективность.

Представителям циклических видов спорта (бег, лыжные гонки, плавание и др.) необходимо тщательно контролировать частоту сердечных сокращений, артериальное давление, жизненную емкость легких, а также показатели развития выносливости. Студентам, занимающимся физическими упражнениями по учебной программе самостоятельно в оздоровительных целях.

Источник

Субъективные и объективные показатели самоконтроля

1. Расширить знания о физическом развитии.

2. Приобрести навыки в оценивании психофизической подготовки.

З. Ознакомиться с простейшими доступными методиками самоконтроля.

4. Определить уровень физического развития, тренированности и здоровья, чтобы корректировать нагрузку.

Цель самоконтроля самостоятельные, регулярные наблюдения простыми и доступными способами за физическим развитием, состоянием своего организма, влиянием на него физических упражнений или вида спорта. Самоконтроль позволяет своевременно выявить неблагоприятные воздействия физических упражнений на организм.

Самоконтроль является существенным дополнением к врачебному и педагогическому контролю, но ни в коем случае их не заменяет. Самоконтроль может носить врачебный или педагогический характер, а может включать в себя и то, и другое. Данные самоконтроля оказывают большую помощь преподавателю в регулировании физической нагрузки, а врачу — своевременно сигнализирует об отклонениях в состоянии здоровья.

Показатели самоконтроля условно можно разделить на 2 группы:

субъективные и объективные.

К субъективным показателям можно отнести: самочувствие (хорошее, удовлетворительное, плохое); сон (продолжительность, глубина, нарушения); аппетит (хороший, удовлетворительный, плохой); умственная и физическая работоспособность; положительные и отрицательные эмоции — стрессы.

Низкая субъективная оценка каждого из этих показателей может служить сигналом об ухудшении организма, быть результатом переутомления или формирующегося нездоровья.

Самочувствие.Является одним из важных показателей оценки физического состояния, влияния физических упражнений на организм. У занимающихся плохое самочувствие, как правило, бывает при заболеваниях или при несоответствии функциональных возможностей организма уровню выполняемой физической нагрузки. Самочувствие может быть хорошее (ощущение силы и бодрости, желание заниматься), удовлетворительным (вялость, упадок сил), неудовлетворительное (заметная слабость, утомление, головные боли, повышение ЧСС и артериального давления в покое и др.).

Если человек долго не может уснуть, то можно пользоваться следующим методом. Лежа в постели, закрыв глаза, представить ветряную мельницу, по которой течет вода. Входишь внутрь этой мельницы и текущая вода тебя омывает. Это улучшает быстрое засыпание.

Аппетит. Чем больше человек двигается, занимается физическими упражнениями, тем лучше он должен питаться, так как потребность организма в энергетических веществах увеличивается. Аппетит, как известно, неустойчив, он легко нарушается при недомоганиях и болезнях, при переутомлении. При большой интенсивной нагрузке аппетит может резко снизиться. Есть после занятий не рекомендуется, лучше подождать 30-50 минут.

Работоспособность. Оценивается как повышенная, нормальная и пониженная. При правильной организации учебно-тренировочного процесса в динамике работоспособность должна увеличиваться.

Переносимость нагрузок. Является важным показателем, оценивающим адекватность физических нагрузок функциональным возможностям занимающегося.

Боли в левой части живота – обычно следствие переполнения кровью селезенки. При возникновении подобных болей на преодолеваемой дистанции следует несколько раз глубоко и плавно вздохнуть, на ходу сделать несколько массирующих движений в месте болевого ощущения. Если боли не проходят, необходимо снизить интенсивность выполнения упражнений и дать себе отдых.

Почти всегда у студентов, начавших активные занятия физическими упражнениями, на следующий день возникают боли в мышцах. Явление это временное, чисто физиологическое. Облегчить его протекание можно несколькими способами: самомассаж болевых мест, ванна, парная баня.

Важным показателем, характеризующим функцию сердечно-сосудистой системы, является уровень артериального давления. Быстрое восстановление (в течение нескольких минут) показателей давления говорят о подготовленности организма к физическим нагрузкам.

Ведение дневника самоконтроля.Результаты самоконтроля рекомендуется фиксировать в дневнике самоконтроля, чтобы была возможность их периодически анализировать самостоятельно или совместно с преподавателем, тренером или врачом.

Дневник самоконтроля помогает занимающимся лучше познать самого себя, приучает их следить за собственным здоровьем, позволяет своевременно заметить степень усталости от умственной работы или физической тренировки, состояние переутомления и заболевания, определить, сколько времени требуется для отдыха и восстановления умственных и физических сил, какими средствами и методами при восстановлении достигается наибольшая эффективность.

Заключение

Цель самоконтроля — самостоятельные регулярные наблюдения простыми и доступными способами за физическим развитием, состоянием своего организма, здоровья, влияния на него физических упражнений или конкретного вида спорта.

Чтобы самоконтроль был эффективным, необходимо иметь представления об энергетических затратах организма при нервно- психических и мышечных напряжениях, возникающих при выполнении учебной деятельности в сочетании с систематической нагрузкой. Важно знать временные интервалы отдыха и восстановления умственной и физической работоспособности, а также приемы, средства и методы, с помощью которых можно эффективнее восстанавливать функциональные возможности организма.

Самоконтроль помогает решить следующие задачи:

1. Более внимательно относиться к своему здоровью, гигиене физических упражнений.

2. Привить необходимые навыки личной и общественной гигиены.

3. Обучить простейшим методам самонаблюдения при занятиях физическими упражнениями.

4. Научить регистрировать и оценивать получаемые данные.

6. Научить использовать данные самоконтроля для определения степени физического развития, уровня тренированности и состояния здоровья.

1. Требования спортивной классификации и правила соревнований в избранном виде спорта.

2. Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.

3. Врачебный контроль как условие допуска к занятиям физической культурой и спортом, его содержание и периодичность.

4. Методы стандартов, антропометрических индексов, номограмм, функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития и физической подготовленности.

5. Самоконтроль, его цели, задачи и методы исследования.

6. Методика оценки состояния центральной нервной системы по пульсу и кожно-сосудистой реакции.

7. Оценка функциональной подготовленности по задержке дыхания на вдохе и выдохе.

8. Оценка физической работоспособности по результатам 12-минутного теста в беге.

Источник

Что относится к субъективным данным самоконтроля

Библиографическая ссылка на статью:
Безрутченко А.Ю. Субъективный и объективный самоконтроль // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/04/86317 (дата обращения: 16.12.2021).

Руководитель: Степанюк Александр Дмитриевич

Помимо занятий в спортивных комплексах, тренажерных залах, секциях под руководством тренеров и под пристальным вниманием врачей студенты также самостоятельно упражняются дома. К сожалению, многие из них недостаточно хорошо знакомы с нормами и правилами проведения самостоятельных занятий, что может отрицательно повлиять на эффективность последних и даже пагубно сказаться на здоровье студентов. Поэтому имеет смысл рассказать о методике самоконтроля, позволяющей наилучшим образом оптимизировать самостоятельное выполнение упражнений. В данной статье будут рассмотрены некоторые способы осуществления самоконтроля, которые автор считает наиболее важными.

Самоконтроль – это практика, направленная на самостоятельное наблюдение за собственным здоровьем, учёт показателей физической подготовки и их изменений во время занятий спортом с целью достижения наилучших спортивных результатов без вреда здоровью.

Самоконтроль делят на субъективный и объективный. Суть субъективного самоконтроля заключается в оценке собственного здоровья и психологического состояния, основанной на ощущениях. Объективный же самоконтроль базируется на измерениях, тестах, упражнениях и пробах, позволяющих получить достаточно точные независимые сведения о состоянии физического развития спортсмена.

К показателям субъективного самоконтроля относятся:

Каждому показателю может быть присвоена словесная оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо»), которая, в свою очередь, может быть занесена в дневник субъективного самоконтроля. Обычно такой дневник представляет собой двумерную таблицу (табл.1).

Дневник субъективного самоконтроля

Для большей наглядности показатели субъективного самоконтроля можно оценивать по пятибалльной шкале.

Дневник субъективного самоконтроля позволит студенту проследить за динамикой своих субъективных ощущений в течение определённого периода времени и, проанализировав результаты, выбрать подходящий для себя режим занятий (например, увеличить или уменьшить нагрузку).

Объективный самоконтроль, как уже было сказано выше, подразумевает оценивание состояния физического развития спортсмена посредством измерения параметров его организма. К таким параметрам относятся:

Ведение дневника объективного самоконтроля аналогично ведению дневника субъективного самоконтроля с тем лишь отличием, что в ячейках таблицы следует указывать конкретные значения показателей физического развития. По этим данным студент может получить достоверное представление об уровне своей физической подготовки путём сравнения их с установленными нормами. Соответствующие каждому параметру медицинские нормы читатель может найти в медицинских справочниках, пособиях.

Когда идёт речь об объективном самоконтроле, нельзя не упомянуть об известном 12-минутном тесте Купера, разработанном американским доктором Кеннетом Купером для армии США в 1968 году. Данный тест позволяет определить уровень подготовки испытуемого по дистанции, преодоленной им за 12 минут, в зависимости от его пола и возраста. Ниже приведена таблица для теста Купера (табл.2).

Что относится к субъективным данным самоконтроля

По данным приведённой выше таблицы студент может определить уровень собственной физической подготовки и в соответствии с ним выбрать наиболее подходящий для себя режим занятий.

Итак, автором статьи были рассмотрены ключевые моменты практики самоконтроля, которые могут быть учтены студентами при проведении самостоятельных спортивных занятий для повышения их эффективности.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

&copy 2021. Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации».

Источник

Что относится к субъективным данным самоконтроля

Что такое самоконтроль

При занятии спортом человеку необходимо контролировать свое состояние, отслеживать показатели пульса, сердцебиения, дыхания и так далее. Поэтому изучению самоконтроля, его целей, задач и методов исследования уделяется много внимание среди врачей и даже профессиональных спортсменов.

Эффективность упражнений, выполняемых человеком, определяется их воздействием на организм. Если занятия ухудшают общее самочувствие, работоспособность или даже приводят к нарушениям основных функций организма, то следует пересмотреть условия выполнения упражнений.

Что относится к субъективным данным самоконтроля

Если спортсмен осуществляет самоконтроль при занятии физической культурой, ведет дневник, фиксируя основные признаки, то он ответственно подходит к своим нагрузкам. Результат от тренировок, которые формируются с учетом выявленных признаков, будет более выражен и не нанесет организму ущерб.

Говоря об осуществлении самоконтроля и оценке состояния организма, необходимо определить две группы показателей: объективные и субъективные.

Об этом много говорится в учебной литературе, образовательных программах, предусматривающих написание рефератов и докладов самими спортсменами, а также в рекомендациях врачей.

Объективные показатели

Первая группа признаков самонаблюдения носит объективный характер. Они предусматривают совокупность биометрических данных, которые определяют общее влияние нагрузки на здоровье человека.

Объективная группа признаков самоконтроля предусматривает несколько критериев. К ним следует относить следующее:

Что относится к субъективным данным самоконтроля

Какой именно прием определения состояния организма выбрать, решает сам спортсмен. Для большей эффективности следует учитывать все критерии.

Также потребуется учесть физическое развитие, которое зависит от роста и веса человека. Нужно установить показатель, который будет называться весоростный индекс. Имеет значение и крепость телосложения. Например, если из роста вычесть вес и окружность грудной клетки, то получится показатель, характеризующий телосложение (до 10 — крепкое, от 10 до 20 — хорошее, от 21 до 25 — среднее, свыше 25 — слабое).

Субъективные признаки

Вторая группа признаков самонаблюдения носит субъективный характер. Сюда входят данные, которые индивидуальны для каждого человека.

Фиксация рассматриваемых критериев — самостоятельный процесс. Соответственно, следует знать, что к субъективным показателям самоконтроля относится следующее:

Что относится к субъективным данным самоконтроля

Также к субъективным данным самоконтроля относятся болевые ощущения. Напряжение и дискомфорт в мышцах нормально. Они должны пройти на следующий день. Все зависит от степени нагрузки. Если же тренировка вызывает иные болевые ощущения, то следует пересмотреть режим, а может обратиться к врачу.

Что относится к субъективным данным самоконтроля

Таким образом, самоконтроль, осуществляемый посредством определения субъективных и объективных признаков, особенно важен для спортсменов. Он влияет как на эффективность тренировок, так и на поддержание здорового состояния организма.

Источник

Субъективные показатели самоконтроля

Показатели самоконтроля и правила его ведения

Субъективные показатели – эти показатели в основном зависят от собственных ощущений занимающегося, не малое значение при этом имеют его мотивы, настроение, эмоционально-психическая обстановка условий его жизни и прочее. К ним относятся:

Субъективные показатели оцениваются по 4-х бальной системе:

2 – неудовлетворительно, плохо.

Как правило, при несоответствии нагрузок возможностям индивида оценки субъективных показателей снижаются. Однако следует помнить, что при хорошем настроении, психологическом фоне тренировки, хорошем результате, достигнутом во время тренировки, оценки субъективных показателей могут быть и хорошими даже при реальном переутомлении занимающегося. Поэтому, наибольшую значимость при самоконтроле, все-таки имеют объективные показатели.

Самочувствие характеризует правильность дозирования физических нагрузок. Если нагрузки соответствуют функциональным возможностям организма, то самочувствие остается хорошим, и наоборот.

Самочувствие квалифицируют как:

— отличное («5») – чувство бодрости, повышенная работоспособность, ощущение прилива «жизненных сил»;

— хорошее («4») – хорошая работоспособность, уверенность в себе, удовлетворенность качеством проявляемых усилий;

— удовлетворительное («3») – адекватное проявление физических качеств, однако имеется небольшая вялость, нежелание «выкладываться» до конца;

— плохое («2») – слабость, вялость, низкая работоспособность, упадок сил, недомогание.

Настроение выражает психическое состояние занимающегося., при этом следует помнить, что оно может ухудшиться не только из-за личностных причин, но из-за плохого самочувствия.

При плохом настроении занимающийся, как правило, проявляет меньшее усилие при выполнении физических нагрузок, поэтому результативность проявления кондиционных физических качеств – силы, выносливости, быстроты, – понижается, следовательно снижается и эффективность тренировки. При хорошем настроении – ощущение радости, бодрости, уверенности в своих силах, стимулируют занимающегося к большим усилиям.

Настроение можно квалифицировать как:

— отличное («5») – уверенность в себе, жизнерадостность, желание учиться, работать, общаться;

— хорошее («4») – уверенность в себе, спокойствие, адекватность восприятия действительности;

— удовлетворительное («3») – спокойствие, желание побыть одному, отсутствие оптимизма;

— неудовлетворительное («2») – неустойчивое эмоциональное состояние, растерянность, подавленность.

Работоспособность – это способность человека выполнять конкретную работу по заданным параметрам нагрузки в единицу времени. В данном случае речь идет об ощущении индивидом своих возможностей выполнять ту или иную нагрузку, т.е. о субъективном оценивании степени своих физиологических и психологических напряжений.

Работоспособность зависит от ряда факторов:

1) физиологического состояния функций организма – состояние здоровья, ССС (сердечно-сосудистая система), ДС (дыхательная система) и др;

2) физиологических характеристик места тренировки – степень и характер освещенности помещения, температура и влажность воздуха, уровень шума и пр. – комфортности условий тренировки;

3) психического состояния индивида – самочувствие, настроение, мотивация…

Работоспособность оценивается как отличная, хорошая, удовлетворительная и пониженная (плохая, неудовлетворительная):

— отличная работоспособность («5») – занимающийся с легкостью справляется с заданием, ему не требуется делать над собой волевого усилия для выполнения сложных заданий, восстанавливается быстро;

— хорошая работоспособность («4») – занимающийся уверенно справляется с заданием, способен сделать над собой волевое усилие и выполнить полностью сложные задания, восстановление адекватное нагрузке;

— удовлетворительная работоспособность («3») – задания выполняются при условии волевого напряжения, реакции организма адекватны нагрузке, однако общий фон восприятия нагрузки снижен, требуется дополнительное время на восстановление;

— пониженная работоспособность («2») – задания, даже не очень тяжелые выполняются с трудом, есть желание отказаться от выполнения задания или снизить параметры нагрузки, приходится делать серьезные волевые усилия над собой перед последующим заданием.

2.1.4. Желание тренироваться

Желание заниматься характеризует правильность дозирования физических нагрузок. Если тренировочная нагрузка определена правильно, у занимающегося возникает большое желание тренироваться. При этом у него отличное самочувствие, крепкий сон, хороший аппетит. При неправильной тренировочной нагрузке наступает переутомление, нежелание заниматься физическими упражнениями.

Показатель “желание заниматься” квалифицируют как большое, хорошее, безразличное, нет желания:

— большое желание («5») – занимающийся с удовольствием и оптимизмом идет на тренировку, с готовностью выполняет любые запланированные задания, готов выполнять необычные и сложные задания;

— хорошее желание («4») – тренировка воспринимается как обыденность и необходимость, четко выполняются все запланированные задания, однако дополнительная работа не приветствуется;

— безразличие («3») – каждое задание на тренировке выполняется благодаря мотиву долженствования, используется любой повод для невыполнения или уменьшения задания, занимающийся не заинтересован в результате своих действий;

— нет желания («2») – занимающийся пытается найти любой повод, чтобы не пойти на тренировку, параметры нагрузки не выполняются, паузы отдыха необоснованно затягиваются.

Желание тренироваться обычно поддерживается тогда, когда нет отклонений в состоянии здоровья, а сон, аппетит, самочувствие хорошие. Однако бывают моменты, когда у спортсмена снижается желание тренироваться и участвовать в соревнованиях. Возникают они, как правило, при недостаточной психологической подготовке, связанной с преодолением трудностей, возникающих в процессе тренировки.

Что относится к субъективным данным самоконтроля

При отклонениях в состоянии здоровья, перетренированности желание тренироваться снижается или исчезает.

2.1.5. Переносимость нагрузки

Переносимость нагрузки важный показатель готовности организма к тренировке. Он помогает понять, на сколько восстановились функции и сам занимающийся после предыдущей тренировки. При этом речь идет о переносимости нагрузок субмаксимальной и максимальной мощности, поскольку выполнение нагрузок умеренной и малой мощности не требует серьезных напряжений организма и воспринимаются они сравнительно легко.

Квалифицируют переносимость нагрузки следующим образом:

— отличная («5») – задания выполняются без дополнительных волевых усилий, фаза компенсированного и декомпенсированного утомления не вызывает психологического напряжения и ухудшения самочувствия, готовность к выполнению последующих заданий наступает быстро;

— хорошая («4») – задания выполняются с адекватными нагрузкам волевыми усилиями, в фазе декомпенсированного утопления приходится делать дополнительные волевые усилия для поддержания заданной интенсивности, паузы отдыха воспринимаются не только как физиологическая необходимость в восстановлении, но и как возможность «перевести дух»;

— удовлетворительная («3») – задания выполняются в соответствии с заданием, однако ощущается тяжесть в мышцах и замедленная реакция, уже на стадии компенсированного утомления требуются серьезные волевые усилия занимающегося, при наличии объективных показателях восстановления имеется субъективное чувство недовосстановления;

— плохая («2») – задания выполняются с трудом, при этом результаты в худшую сторону отличаются от ранее показанных, сознательно затягивается фаза отдыха между упражнениями.

В случае, если плохая и удовлетворительная переносимость нагрузки фиксируется на протяжении нескольких тренировок, то это свидетельствует, скорее всего, о недостаточном здоровье или неадекватности нагрузок уровню тренированности индивида. В этом случае необходимо уделить повышенное внимание планированию тренировки и контролю восстановления.

Потоотделение устанавливает равновесие между содержанием кислот и щелочей в организме, поддерживает нормальную температуру тела и является выражением водно-солевого обмена. Все это увеличивает работоспособность, позволяет осуществлять длительную и напряженную физическую деятельность.

Потоотделение зависит от индивидуальных особенностей и функционального состояния человека, климатических условий, вида физической нагрузки и т.д. На первых тренировочных занятиях потливость выше, по мере тренированности потоотделение уменьшается. Потоотделение зависит также от количества жидкости, потребляемой спортсменом в течение дня.

Потоотделение при физической работе является нормальным явлением и зависит от состояния организма. Повышенное потоотделение при хорошем функциональном состоянии и нормальных метеоусловиях (температура и влажность воздуха) может указывать на переутомление.

Повышенное потоотделение, при сходных условиях, может свидетельствовать об отклонениях в деятельности вегетативной нервной системы. Оно наблюдается при заболеваниях и после болезни.

Потоотделение бывает обильное, большое, умеренное и пониженное.

2.1.7. Болевые ощущения

Боль в мышцах связана с накоплением в них недоокисленных продуктов обмена. Для “восстановления” мышц необходимо попариться в бане с веником или прогреться в теплой ванне, сделать самомассаж.

При возникновении боли в боку необходимо несколько раз глубоко и плавно выдохнуть, а затем сделать несколько массирующих движений в месте болевого ощущения. Если боли не проходят, дайте себе отдых.

Головные боли и боли в сердце связаны с нарушением режима: недосыпанием, неправильным питанием, приемом алкоголя, курением, а также при чрезмерных физических нагрузках.

Во избежание болевых ощущений необходимо соблюдать режим дня, принимать пищу следует за 2-3 часа до физической нагрузки, обязательно выполнение разминки и др.

Если боли не исчезают в течение 2 дней необходимо обратиться к врачу.

В дневнике самоконтроля отмечается, во время каких упражнений появилась боль, ее локализация, характер, интенсивность и длительность.

2.1.8. Усталость и утомление

Существует биологический закон – закон адаптационных приспособлений. Согласно этому закону, в организме, при испытании стресса, запускаются реакции адаптации (приспособления), это приводит к тому, что восстановительные процессы усиливаются, причем только в случае, когда организм в целом или отдельные его системы доведены до существенного утомления. Однако следует отметить, что речь идет о строго дозированном положительном стрессе – эустрессе, в противном случае может наступить переутомление, приводящее к снижению функциональных возможностей организма или к наступлению патологии, например травмы.

При усиленном восстановлении функции организма восстанавливаются с превышением исходного уровня – возникает временная фаза суперкомпенсации или сверхвосстановления с повышенными возможностями организма. Данный механизм лежит в основе всего тренировочного процесса.

Таким образом, утомление и процесс восстановления работоспособности находятся в обратной биологической связи. Если лишить организм утомления, восстановительные процессы замедлятся и пройдут на низком уровне, и наоборот: чем больше утомление (до определенного предела, конечно), тем сильнее происходит процесс восстановления и выше уровень последующей работоспособности. Значит, умеренное утомление не разрушает организм, а стимулирует восстановительные процессы в нем.

Следует отметить, что при хорошем настроении усталость притупляется, а при плохом – обостряется и усиливается.

Сон характеризует состояние здоровья и переносимость выполняемой физической нагрузки. Во время сна в организме продолжаются восстановительные процессы, и если человек плохо спит, то нарушаются процессы восстановления, что особенно влияет на функцию центральной нервной системы. Незначительные отклонения в состоянии здоровья, еще не подтвержденные другими симптомами, сразу же отражаются на сне.

В дневнике самоконтроля фиксируется продолжительность и качество сна, процесс засыпания, пробуждение (причина), сновидения, прерывистый или беспокойный сон, бессонница.

Качественная квалификация сна:

— отличный («5») – быстрое засыпание, сон спокойный и глубокий, без сновидений, утром ощущается бодрость, полнота сил и энергии;

— хороший («4») – нет проблем с засыпание, сон нормальный, сон спокойный, сновидения не вызывают ухудшения настроения, процесс пробуждения не затруднен;

— удовлетворительный («3») – затрудненное засыпание, сон с незначительными перерывами, несколько затруднен процесс пробуждения, возможно раннее пробуждение;

— плохой («2») – длительное засыпании, сон беспокойный, тяжелые сновидения, частое прерывание сна, тяжелое пробуждение, бессонница.

Следует отметить, что не только повышенные физические нагрузки способны ухудшить сон. К такому же нежелательному результату могут привести:

— нарушение режима дня и режима питания,

— положительные и отрицательные эмоциональные всплески,

— нарушение гигиены и условий сна,

— резкие климатические изменения.

Все эти причины необходимо записывать в дневник самоконтроля и учитывать при анализе.

Аппетит квалифицируют как повышенный – «5», хороший – «4», удовлетворительный (умеренный) – «3», плохой (отсутствует) – «2».

Аппетит также может характеризовать состояние организма. Хороший аппетит указывает на нормальный процесс обмена веществ. Отсутствие аппетита утром и после тренировки в течение 2-3 часов дает основание считать, что произошло нарушение нормальной функции организма, поэтому следует проанализировать параметры тренировочных нагрузок и самочувствие.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *