Что относится к структурным элементам урока физической культуры

Содержание и структура урока физкультуры.

В содержании урока физического воспитания условно выделяют три взаимосвязанных компонента, каж­дый из которых включает в себя однородные по функциональной на­правленности более мелкие элементы этого содержания:

1. Учебный материал, представленный конкретным составом физи­ческих упражнений и связанных с ними знаний. Будучи объектом изучения, физические упражнения выражают специфику образо­вательной сущности урока физического воспитания, его предмет­ное содержание.

2. Организационно — управленческая и контролирующая деятель­ность педагога: постановка задач урока, объяснение учебных за­даний, показ образцов практических действий, оказание помощи и страховки, замечания и указания корректирующего характера;

действия по подготовке и уборке мест занятий, раздаче и сбору ин­вентаря; руководство занимающимися на месте выполнения учеб­ных заданий; расположение, порядок выполнения, перемещения; организация взаимоконтроля и взаимоанализа действий учеников; наблюдения, оценка и учет успеваемости; изложение домашнего задания и подведение итогов урока. Реализация каждого из эле­ментов деятельности педагога сопровождается воспитательными воздействиями на личность занимающихся и решением оздорови­тельных задач.

3. Учебно-познавательная деятельность учеников: восприятие и осмысливание дидактических задач; мысленное составление и последующая реализация проекта решения конкретных задач; саморегуляция учебно-познавательной деятельности на основе корректирующих указаний учителя и самооценки выполнения учебных заданий. Результаты учебно-познавательной деятель­ности занимающихся служат главным критерием оценки качес­тва проведения урока.

Структура урока — это дидактически обоснованное соотношение и последовательность расположения во временных рамках урока элемен­тов его содержания. Структура обеспечивает внутреннюю функцио­нальную связь всех элементов, а следовательно, и наибольшую продук­тивность их взаимодействия в решении намеченных задач.

Таким образом, основными структурными единицами урока по физкультуре явля­ются элементы его содержания в виде взаимообусловленных действий педагога и учеников. Эти действия выражаются в двух проявлениях: внешних и внутренних. Внешние проявления отражают содержатель­но-организационную сущность учебно-воспитательного процесса и ви­зуально наблюдаемы: предъявление педагогом различных видов учеб­ной информации в речевом выражении, наглядном объекте, моторном действии; применение учителем методов и методических приемов обу­чения, воспитания и организация занимающихся.

Одной из отличительных черт современного урока физкультуры яв­ляется вариативность его структуры. Она обусловлена необходимостью учета дидактических задач и специфики содержания, возрастных воз­можностей и уровня готовности занимающихся к усвоению учебного материала.

Овладение физическими упражнениями требует организации актив­ной деятельности учеников в соответствии с определенными психоло­гическими и физиологическими закономерностями. Учет этих законо­мерностей обусловливает выделение в структуре урока трех функцио­нально связанных составных частей ( вводно-подготовительной, основ­ной, заключительной), являющихся наиболее крупными его структур­ными единицами. Последовательность расположения этих частей от­ражает закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физической нагрузки, а потому стабильна для любого типа урока. Длительность каждой части можно варьировать в зависимости от возраста занимающихся, уровня их подготовленности и конкретных задач урока.

Вводно-подготовительная часть урока по физкультуре обеспечивает предпосылки для продуктивной деятельности занимающихся в основной части. За­дачи и содержание:

1. Начальная организация занимающихся (построение, рапорт о го­товности к занятиям, строевые упражнения на месте).

2. Создание целевой установки (сообщение задач урока).

3. Обеспечение благоприятного психического и эмоционального со­стояния (выполнение упражнений фронтально, с использованием мелкого инвентаря или игрового метода).

4. Общее разогревание, постепенное втягивание и умеренная активи­зация функций организма (выполнение усвоенных ранее или под­дающихся быстрому овладению несложных физических упражне­ний, различных сочетаний ходьбы, бега, подскоков с постепенно возрастающей, но умеренной нагрузкой).

5. Обеспечение решения специфических задач основной части уро­ка (подводящие и подготовительные упражнения к основной части урока).

Основная часть урока по физкультуре предназначена для углубленного решения об­разовательных, воспитательных и оздоровительных задач, предусмот­ренных учебной программой и планом урока: а) общее и специальное развитие опорно-двигательного аппарата, совершенствование функци­ональных возможностей организма; б) обучение технике упражнений в целях развития способности управлять движениями собственного тела; в) формирование специальных знаний; г) развитие основных и специ­альных двигательных качеств; д) воспитание нравственных, интеллек­туальных и волевых качеств. Содержание этой части урока определяет­ся учебным материалом программы.

Заключительная часть урока физкультуры имеет целью приведение организма в оптимальное для последующей деятельности функциональное состоя­ние и создание установки на эту деятельность. Типичные задачи и со­держание: а) снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц (различные варианты передви­жений с постепенным снижением темпа, упражнения на расслабление мышц и осанку); б) регулирование эмоционального состояния (успока­ивающие подвижные игры, упражнения на внимание); в) подведение итогов урока с оценкой учителем и самооценкой результатов деятель­ности занимающихся; г) сообщение домашнего задания.

В настоящее время не существует общепринятой классификации уроков физического воспитания, основанной на каком-либо одном, на­иболее существенном признаке их сходства и различия. Это обусловле­но тем, что каждый урок обладает одновременно несколькими харак­терными признаками и с одинаковым основанием может быть включен в разные классификации, составные, например, и по признаку пред­метного содержания, и по признаку преимущественной дидактической направленности уроков.

I. Уроки общего физического воспитания, используемые в целях обес­печения базы здоровья, общего физического образования, разно­стороннего физического развития, а также для решения частных задач в других направлениях физического воспитания. Подобные уроки используются чаще всего в физическом воспитании детей или взрослого контингента занимающихся, не специализирую­щихся в каком-либо виде физических упражнений. Их содержа­ние строится на основе комплексирования самых разнообразных средств физического воспитания, включая естественные силы при­роды и гигиенические факторы.

II. Уроки физического воспитания с профессиональной направленнос­тью, имеющие целью обеспечение физической готовности к овла­дению различными видами трудовой и оборонной деятельности. Их содержание определяется характером конкретных профессий и предполагаемых влияний факторов окружающей среды.

III. Уроки физического воспитания со спортивной направленностью, обеспечивающие специализацию в избранном виде упражнений и готовность к участию в соревнованиях для достижения максималь­ных результатов в конкретном виде спорта.

IV. Уроки лечебной физической культуры, представляющие физкуль- турно-реабилитационное направление физического воспитания, применяются для восстановления нарушенных в результате трав­мы или заболевания форм и функций организма. Их содержание обусловлено характером нарушений восстановительных процес­сов, связью с другими средствами лечения.

В границах каждой из охарактеризованных групп выделяют под­группы уроков, различаемых по частным признакам.

Например, по признаку преимущественного использования конкрет­ных видов упражнений в рамках общего физического воспитания раз­личают уроки гимнастические, игровые, легкоатлетические и др., а так­же комплексные, включающие элементы гимнастики, легкой атлетики, игр и других видов упражнений. Далее выделяют уроки с еще более уз­ким предметным содержанием: основной или снарядовой гимнастики, акробатических упражнений, подвижных игр, баскетбольных упражне­ний и т.д. В рамках спортивной подготовки выделяют по предметному содержанию уроки спортивной гимнастики, легкой атлетики, баскетбо­ла и т.д., а также тренировочные уроки бегуна, метателя и т.п. Уроки физического воспитания с профессиональной направленностью класси­фицируются по роду профессий и воинских специальностей, а уроки ле­чебной физической культуры — по роду заболеваний.

По признаку преимущественной направленности на решение оздо­ровительных, воспитательных или образовательных задач различают четыре разновидности уроков:

1. Уроки комбинированные, в которых примерно в одинаковой мере представлены все три группы задач физического воспитания. На­иболее часто такие уроки применяются в процессе общего физичес­кого воспитания.

2. Уроки с преимущественно оздоровительной направленностью мо­гут проводиться в двух вариантах: первый — развивающие (форми­рующие) уроки, служащие развитию различных систем организма, второй — восстанавливающие (реабилитационные) уроки, направ­ленные на восстановление сил и работоспособности. Те и другие, естественно, способствуют общему выздоровлению.

1) вводные уроки проводятся в начале учебного года, четверти, изу­чения нового раздела программы, серии уроков. Главным на этих уроках является ознакомление учащихся с основными задачами и содержанием учебной работы на предстоящий период, норматив­ными требованиями, а также выявление способности класса и от­дельных учеников, степени готовности их к усвоению нового ма­териала. Типичное содержание: рассказ, беседа, выполнение уча­щимися практических заданий (обычно групповых), дающих пред­ставление об их подготовленности;

2) уроки изучения нового материала. Основная задача — ознакомле­ние учащихся с новыми двигательными действиями с выделением главного, требующего особого внимания. Это осуществляется осо­бым путем показа и демонстрации в сочетании с методами слова, обязательным практическим опробованием двигательных действий в целом или по частям на основе восстановления ранее усвоенных знаний и умений;

3) уроки совершенствования применяются для углубленного изуче­ния и закрепления пройденного в усложненных условиях (введе­ние лимита времени, изменение внешних условий и т.п.) или спе­циального воспитания физических качеств с помощью усвоенных упражнений. Задачи обучения ставятся предельно конкретно с ак­центом на совершенствование отдельных компонентов техники. Повышаются интенсивность выполнения упражнений и моторная плотность уроков. Широко используются групповой и индивиду­альный способы организации учебно-познавательной деятельности учащихся, задания творческого характера по выбору вариантов ре­шения двигательных задач. Вводно-подготовительная часть урока сокращается по времени, а заключительная требует относительно больших затрат времени на восстановление;

4) контрольные (проверочные, учетные, оценочные) уроки предназна­чены для выявления поэтапных и конечных результатов и оценки качеств учебной работы по теме или разделу программы.

В уроках создаются оптимальные условия для демонстрации каж­дым учащимся собственных достижений: специальная разминка, опро­бование снарядов и мест выполнения упражнений, пробные попытки и т.п. Предварительно учащихся знакомят с критериями оценки, а пос­ле выполнения контрольного задания аргументируют выставляемую оценку и разъясняют пути повышения успеваемости.

Смешанные уроки содержат примерно в равной пропорции элемен­ты уроков других типов. Разноплановость образовательных задач обус­ловливает своеобразие размещения учебного материала в таких уро­ках. Например, помимо вводно-подготовительной части урока часто используются дополнительные разминки в основной части непосредс­твенно перед решением очередной задачи; обучение новому материа­лу или выполнение упражнения на оценку должны предшествовать за­креплению пройденного; развитие равновесия, быстроты и ловкости планируется до заданий, по развитию силы и выносливости.

Знание типологии уроков позволяет учителю выбрать ту организацию урока, которая в наибольшей мере соответствует поставленным задачам.

Педагогическая оценка урока по физкультуре : а) сопоставление и оценка средств и методов, применяемых для решения поставленных задач; б) эффектив­ность применения средств и методов; в) усвоение учащимися учебного материала; г) индивидуализация требований.

Источник

Что составляет содержание урока физической культуры? Что называется структурой урока физической культуры? Назовите элементы структуры урока физической культуры по их частям

Содержание урока физической культуры – понятие старое, возникшее, видимо, вместе с появлением классно-урочной системы. В практике работы общеобразовательных школ довольно часто говорят о содержании урока. Вместе с тем в работах, посвященных теории урока, данное понятие не выделено в качестве аспекта, заслуживающего специального внимания и анализа. Вопросы, связанные с понятием «содержание урока», не нашли должного отражения в учебниках и учебных пособиях по педагогике. Однако в работах ученых по теории и методике физического воспитания предприняты попытки восполнить этот пробел. Несмотря на то, что вопросы содержания урока физической культуры изложены в учебниках и учебных пособиях, многие учителя физической культуры под данным понятием подразумевают лишь физические упражнения, выполнение которых составляет предмет деятельности учащихся. Последнее выражается хотя бы в том, что часть поурочного плана, где написано «Содержание», обычно посвящается описанию физических упражнений.

Содержание урока – совокупность сущностных сторон процесса обучения.

В содержание урока входят:

1) деятельность учителя и учащихся;

2) результаты, на достижение которых ориентировано взаимодействие педагога и учащихся, выраженные в знаниях, навыках (умениях), а также морфологических и функциональных изменениях в организме учащихся;

3) физические упражнения, выполнение которых обеспечивает достижение намеченной цели урока.

Деятельность учителя – важнейший компонент содержания урока физической культуры. Она предшествует активной познавательной деятельности учащихся и направляет ее. Наиболее значимыми моментами деятельности учителя следует считать:

— определение и конкретизацию цели урока;

— обоснование педагогических задач урока, решение которых обеспечивает достижение соответствующей цели;

— подготовку места проведения урока;

— организацию учащихся для активной учебной деятельности;

— постановку перед учащимися учебной задачи;

— обеспечение ее восприятия;

— осознание учебной задачи;

— психофизиологическую подготовку учащихся к решению задач основной части урока;

— организацию активной учебной деятельности;

— получение конкретной информации о качестве учебной деятельности школьников;

— оценку полученной информации;

— анализ и обсуждение результатов учебной деятельности с учащимися;

— коррекцию собственных педагогических воздействий на коллектив учащихся класса (на группу учащихся или на отдельных из них);

— определение содержания самостоятельных учебных заданий для учащихся;

— помощь и страховку при выполнении практических учебных действий;

— регулирование учебной нагрузки учащихся;

— подведение итогов урока;

— организованное завершение урока определением групповых, общих и индивидуальных заданий на дом.

Данный перечень элементов деятельности учителя может быть дополнен, а последова-тельность их проявления на уроке может быть иной.

Под структурой урока понимается ориентировочный план, которым можно пользоваться как основой при составлении отдельного урока. Структура урока помогает учителю в рациональном подборе упражнений, наиболее правильном расположении материала и определении возможной нагрузки на уроке.

Каждый урок физи­ческой культуры состоит из трех функционально связанных со­ставных частей:подготовительной, основной, заключительной.

1. Подготовительная часть урока. Основная ее цель — подгото­вить занимающихся к выполнению упражнений в основной части занятия. Исходя из этого в подготовительной части решаются сле­дующие методические задачи:

— обеспечение первоначальной организации занимающихся их психического настроя на занятие;

— активирование внимания и повышение эмоционального состояния занимающихся;

— обеспечение общей функциональной готовности организма активной мышечной деятельности (выполнение несложных фи­нских упражнений);

— обеспечение специальной готовности к первому виду упражнений основной части урока (выполнение подводящих и подготовительных упражнений).

Рекомендуется такой порядок выполнения общеразвивающих упражнений: ходьба, бег, упражнения для рук и плеч, упражне­ния для туловища, упражнения для ног, прыжки, дыхательные упражнения и упражнения на расслабление.

Общая продолжительность подготовительной части составляем 10—20% от общего времени урока и зависит от продолжительности занятия, вида учебного материала, температуры окружающей среды и др.

2. Основная часть урока. Цель основной части — решение наиболее значимых оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, предусмотренных учебной программой и планом данного урока.

В основной части вначале разучиваются новые двигательные действия или их элементы. Закрепление и совершенствование усвоенных ранее навыков проводится в середине или конце основной части урока. Упражнения, требующие проявления скоростных, скоростно-силовых качеств, тонкой координации движений выполняют в начале основной части урока, а упражнения, связанные с силой и выносливостью, — в конце. Причем воспитание специальной выносливости, если она запланирована, осуществляется раньше, чем воспитание общей выносливости. Состав всех упражнений в основной части урока должен быть таким, чтобы они оказывали разностороннее влияние.

Продолжительность основной части урока зависит от продолжительности занятия, объема и интенсивности нагрузки, пола и возраста, занимающихся и др. В рамках школьного урока физической культуры она обычно длится 25—30 мин.

3. Заключительная часть урока. Цель заключительной части урока

— постепенное снижение функциональной активности организмазанимающихся и приведение его в относительно спокой­ное состояние. В соответствии с этой целью решается ряд методических задач:

— снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц (медленный бег, спокойная ходьба, упражнения в глубоком дыхании и на расслабление, самомассаж);

— регулирование эмоционального состояния (успокаивающие подвижные игры, игровые задания, упражнения на внимание);

— подведение итогов урока с оценкой преподавателем результатов деятельности занимающихся (здесь необходимо предусмотреть дальнейшее стимулирование сознательной активности зани­мающихся на последующих уроках);

сообщение домашнего задания для самостоятельных заня­тий физическими упражнениями, для подтягивания «слабых мест».

Длительность заключительной части урока 3—5 мин.

Каковы действующие в настоящее время формулировки педагогической цели предмета «Физическая культура»? Перечислите основные требования к формулировке цели предмета «Физическая культура».

Цель предмета «Физическая культура» — выполнение функции системообразования, диагностирования конечных, этапных, промежуточных и текущих результатов учебно-воспитательного процесса, управления образованием, воспитанием и развитием учащихся, мотивации деятельности преподавания и учения, их взаимодействие с тенденцией на взаимосодействие учителя и учащихся.

Данная категория формирует педагогическую систему учебного предмета; выполняет функцию интеграции целей внеурочных форм организации физического воспитания учащихся общеобразовательных школ: способствует достижению цели высшего уровня — школьного звена национальной системы физического воспитания; регулирует содержание и работу по физическому воспитанию детей школьного возраста.

Формулировка собственно цели данного уровня организации физического воспитания населения страны требует: ее связи с целевыми установками национальных систем образования и физического воспитания; диагностичности; деятельностного подхода; возможности дифференцирования на цели форм организации физического воспитания школьников; конкретности, обусловливающей однозначность восприятия и осознания субъектами ее реализации (учителями, руководителями органов образования и физической культуры).

Возможной формулировкой цели школьного звена могло быть обеспечение должного уровня физического совершенства учащихся общеобразовательных школ. При этом важно знать параметры «должного уровня», на достижение которого ориентирован процесс, для диагностики и управления им. Другой реальной для достижения и корректной целью может быть формирование физической культуры личности учащегося. Обе цели, на наш взгляд, реальны для достижения в результате взаимосвязанной работы на уроках физической культуры и во внеурочных формах организации физического воспитания школьников.

Назовите документы, отражающие содержание образования по физической культуре. Каковы взаимоотношения государственного образовательного стандарта и содержания образования по предмету «Физическая культура»?

Под образовательным стандартом по предмету «Физическая культура» понимается совокупность основных параметров, применяемых в качестве государственной нормы образованности, выражающей идеал и учитывающей возможности личности и системы образования.

Требования ГОСа служат эталоном оценки основных сторон общего среднего образования по физической культуре: системы знаний, навыков и умений, уровня физической подготовленности, а также сформированности видов физкультурноспортивной деятельности и здорового образа жизни школьников.

Документами, регламентирующими содержание образования по предмету «Физическая культура», выступают: базисный учебный план, обязательный минимум содержания образования по дисциплине, примерная учебная программа, рабочая учебная программа, учебник по физической культуре.

Базисный учебный план (БУП) — это основной государственный нормативный документ, содержащий перечень изучаемых предметов (в том числе физической культуры), последовательность и сроки их изучения и минимальное недельное количество часов на каждый из них. Он включает три основных вида учебных занятий: обязательные, обязательные по выбору, факультативные. Физическая культура относится к обязательным предметам. БУП в нормативном порядке устанавливает продолжительность обучения, количество часов в неделю (3 ч), выделяемое для изучения каждого учебного предмета. Кроме того, в этом плане распределено время на обязательные занятия по предметам, отнесенным к инвариантной части, обязательные занятия по выбору, факультативные занятия; недельную нагрузку учащегося по годам обучения; итоговое количество часов, финансируемое государством.

1 Приказом Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России, Российской академии образования № 27/15/227/166/19 от 16.07.2002 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации», п. 3.1. предусмотрено включение в действующие учебные планы общеобразовательных учреждений в установленном порядке проведения обязательных уроков по образовательной области «Физическая культура» в объеме не менее трех часов в неделю на всех ступенях общего образования.

Обязательный минимум содержания образования по предмету «Физическая культура» — это минимум, установленный ГОСом для усвоения учащимися по данной дисциплине и утверждаемый Министерством образования РФ.

Примерная (или типовая) учебная программа по предмету «Физическая культура» — это документ, который детально раскрывает обязательный (федеральный, или базовый) компонент содержания образования и параметры качества усвоения учебного материала по данной дисциплине. Примерные программы служат ориентиром для составления авторских программ, разработки документов перспективного, оперативного и текущего программирования учебного процесса на уроках физической культуры. Такие программы создают условия для развития творческого потенциала учителя, свободы выбора им форм организации и методов реализации учебной деятельности школьников на уроках.

Учебная или авторская программа — это нормативный документ, регламентирующий содержание образования по предмету «Физическая культура» и объем времени, выделяемого как на изучение предмета в целом, так и на каждый раздел и тему изучаемого материала.

Рабочая учебная программа — это документ, который определяет особенности обучения по предмету «Физическая культура» в конкретном образовательном учреждении в реальных условиях социально-педагогической действительности. Данная программа разрабатывается учителем физической культуры на базе примерных (типовых) учебных программ, утвержденных Министерством образования РФ.

Учебники по физической культуре выступают в качестве важнейшего средства обучения, основных источников знаний и организации самостоятельной работы учащихся по предмету.

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 3229 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *