Что относится к структуре деятельности
Что собой представляет структура деятельности
Что такое деятельность
Деятельность — это активное взаимодействие человека с окружающим миром, выражающееся в познании и стремлении преобразовать мир, себя, жизненные условия согласно своим целям. В отличие от других представителей животного мира, человеческая деятельность носит творческий характер.
Человеческая активность служит толчком для создания предметов культуры, чего-то нового, что формируется только под влиянием активности человека. В разные периоды философы рассматривали это понятие с различных точек зрения.
Аристотель выделял такие виды деятельной жизненной активности:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Карл Маркс под деятельностью понимал такие взаимоотношения человека с миром, в процессе которого он выступает деятельным субъектом, а природные явления — объектом его активности.
Философ Бенедетто Кроче изучал деятельность с позиции её духовной формы. Как основной структурный компонент выделялась воля. Внутреннее строение деятельных процессов, по мнению итальянского ученого, зависит от нравственности целей, которые она преследует. Теоретическая активность ищет истину и красоту, практическая — пользу и справедливость.
Классификация по Кроче имеет такой вид:
Структура
Структурными элементами деятельности выступают:
Потребность поясняет причину деятельной активности. Американский психолог-бихевиорист Абрахам Маслоу создал классификацию базовых потребностей человека:
Мотив деятельности
Мотив деятельности — внутренний импульс, который побуждает достигать цели.
Мотивы формируются под влиянием:
Цель деятельности
Цель — гипотетическое представление желаемого конечного результата процесса деятельности.
Целеполагание свойственно лишь человеку. Достижение цели может осуществляться многоэтапно. Промежуточные результаты такой активности называются задачами.
Для достижения цели используют средства. Существует два обязательных требования при выборе средств, приводящих к цели:
Действие, как элемент деятельности
Действие — целенаправленный элемент деятельности, смысл которого может не осознаваться.
Различают несколько видов действий:
Социолог М. Вебер создал свою классификацию действий:
Психологи выделяют следующие типы действий:
Педагогика придерживается своей классификации:
Этапы деятельности
Любая деятельность состоит из нескольких этапов. Их последовательность:
Итогом деятельности выступает результат — удовлетворение потребности. В случае, если потребность не была удовлетворена, следует пересмотреть последоввательность этапов деятельной активности, возможно, в одном из них кроется ошибка.
Примеры из жизни
Среди основных видов деятельности в жизни человека выделяют:
1. Игра. Такая активность имеет свою характеристику — её процесс не видит целью получение практических результатов. Цель игры заключается в самой деятельности. Ребенок получает удовольствие от игровой активности.
2. Учение. Этот вид преследует цель — накопление опыта, перенимание знаний, правил поведения. Учебный процесс невозможен без целенаправленных действий.
3. Труд. Данная активность способствует созданию идейной или материальной продукции, которая необходима обществу. Сущность трудовои деятельность является одной из главных составляющих развития человека как вида.
4. Творческая.
5. Коммуникативная (процесс общения).
Деятельность человека
9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Деятельность — это способ взаимодействия с окружающим миром, который присущ только человеку. Только человек может ставить цели и задачи, планировать свою деятельность, подбирать средства для ее осуществления и корректировать деятельность по мере необходимости.
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Структура деятельности
Схематично можно представить структуру деятельности таким образом:
Разберем компоненты этой схемы по порядку.
Субъект деятельности — это человек. Также в роли субъекта может выступать социальная группа или общество в целом.
Объект деятельности — предметы, процессы и явления, а также другие люди и социальные группы, общество.
Мотив деятельности — потребности человека, то, что побуждает его к действиям.
Цель деятельности — образ желаемого результата.
Средства (инструменты) — то, с помощью чего субъект осуществляет деятельность.
Действие (процесс) — конкретные шаги, которые предпринимает субъект для достижения результата.
Результат деятельности — итог, продукт, то, что получилось в результате действий субъекта.
Чтобы лучше понять структуру деятельности, давайте рассмотрим ее на конкретном примере — поиск работы.
Субъект деятельности
Объект деятельности
Статус на рынке труда
Цель
Трудоустройство в хорошую компанию на высокую зарплату
Мотивы
Мотивы могут быть разными у каждого субъекта деятельности. Для примера пусть мотивами нашего соискателя будут желание купить квартиру в центре города и необходимость помогать старенькой маме
Средства
Сайты поиска вакансий
Действия
Поиск вакансий на соответствующих сайтах, рассылка резюме, участие в собеседованиях
Результат деятельности
Смена статуса с безработного на имеющего полную занятость
Деятельность человека и активность животного
Может показаться, что не только люди могут быть субъектами деятельности. Ведь животные тоже могут вполне увлеченно и осознанно — на первый взгляд — выполнять какие-то действия: умываться, будить хозяина, охотиться, заботиться о потомстве.
Действительно, между деятельностью человека и активностью животного есть сходства, но человека отличает творческо-преобразующее отношение к миру.
Деятельность человека
Активность животного
Человек приспосабливается к окружающему миру через его масштабную переработку, вплоть до создания искусственной среды вокруг себя
Животное приспосабливается к миру через перестройку своего организма (мутационные изменения)
Человек осознанно ставит цели и задачи на основании анализа ситуации
Животное, каким бы осознанным оно ни выглядело, подчиняется инстинкту
Человек создает орудия труда, которые усиливают его физические возможности
Животное воздействует на окружающую среду непосредственно через свое тело
Деятельность человека носит созидательный характер
Активность животного носит потребительский характер
Отличительные признаки деятельности
Для деятельности характерны такие отличительные черты:
Сознательность, то есть сознательная постановка целей.
Продуктивность, то есть направленность на получение результата.
Преобразующий характер, то есть в процессе деятельности человек преобразует окружающий мир и самого себя.
Общественный характер — необходимость вступать в коммуникацию с другими людьми для достижения результата.
Виды (формы) деятельности
В рамках курса обществознания обычно выделяют четыре основных формы деятельности — игру, учение, труд и общение.
Игра — это свободная развивающая деятельность, которую субъект выполняет по желанию и ради удовольствия от процесса. Обычно у игры есть четкий набор правил. Во время игры дети зачастую готовятся к взрослой деятельности — учебе, работе, семейным отношениям.
Учение (познание) — это осознанный и целенаправленный процесс получения новых знаний и навыков.
Труд — это процесс взаимодействия субъекта с окружающим миром, в ходе которого первый создает продукты, необходимые для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.
Общение — процесс установления и развития контактов между людьми, который включает в себя обмен информацией, переживаниями, эмоциями.
Мотивы деятельности
Как мы уже упомянули выше, мотивы деятельности могут существенно различаться от субъекта к субъекту. В таблице собрали основные виды мотивов, которые могут вдохновлять человека на деятельность.
Потребности — нужда человека в необходимом для жизни и развития.
Социальные установки — ориентация человека на что-либо.
Убеждения — эмоционально-ценностные отношения к действительности
Интересы — реальная причина действий, которая стоит за мотивами.
Влечения — психические состояния, которые выражают неосознанную необходимость.
Классификация деятельности
В обществознании существует не одна классификация деятельности, но мы рассмотрим наиболее популярную — по объектам и результатам деятельности.
В зависимости от того, что является результатом — материальные блага или культурные ценности — деятельность бывает материальной (практической) и духовной.
Материальная деятельность предполагает создание вещей и материальных ценностей, которые нужны для удовлетворения потребностей человека. Подразделяется на материально-производственную, связанную с преобразованием окружающей природы, и социально-преобразовательную — направленную на преобразование общества.
Продукты духовной деятельности — идеи, образы, научные, художественные и нравственные ценности. Духовная деятельность бывает:
познавательной — связанной с отражением окружающего мира в мифологической, религиозной, научной или художественной форме;
ценностно-ориентировочной — выражающей отношение человека к явлениям окружающего мира;
прогностической — участвующей в прогнозировании возможных изменений действительности.
Творческая деятельность
Особым видом деятельности является творчество — процесс создания чего-то качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Творческой деятельностью занимаются художники, писатели, ученые.
Также творчество можно рассматривать как компонент другой деятельности. Так, наш соискатель из примера выше может проявить творчество в процессе подготовки резюме и придумать совершенно новый подход, который покорит работодателя.
Ключевыми для творческой деятельности являются такие способности:
комбинировать уже существующие знаний;
создавать новые образы в сознании (воображение);
создавать яркие, сильные представления (фантазия);
получать знания неосознанно (интуиция).
Поможем закрепить новый материал на уроках обществознания в онлайн-школе Skysmart.
Вопросы для самопроверки
Вспомните четыре основных вида деятельности и раскройте значение каждого из них.
Кто может быть субъектом деятельности?
Ученики 5А класса средней школы №151.
В чем особенность игры как вида деятельности? Как связана детская игра с другими видами деятельности?
В чем уникальность творчества как вида деятельности? Какими двумя способами можно понимать творчество в контексте деятельности?
Какие два основных типа деятельности вы знаете и в чем их принципиальное различие?
Приведите пример активности животного, которая похожа на деятельность человека. Объясните, почему при внешнем сходстве активность животного все же нельзя назвать деятельностью.
Что относится к структуре деятельности
Ключевые слова конспекта: деятельность человека, структура деятельности, формы деятельности человека, мотивы, цель, виды действий, результат.
Деятельность человека — это его активность, направленная на достижение поставленных целей, которые связаны с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства.
(альтернативное определение): Деятельность — человеческая форма активности, направленная на преобразование окружающей среды.
Развитие общества — результат деятельности людей. Деятельность человека:
Основными компонентами деятельности являются субъект и объект. Субъект — тот, кто осуществляет деятельность: человек, группа людей, организация, государственный орган. Объект — то, на что направлена деятельность: природные материалы, различные предметы, сферы общественной жизни, различные группы людей, другой человек, сам субъект.
Деятельность имеет определённую структуру.
Мотивы деятельности — это внутренние побудительные силы субъекта деятельности. Мотивами деятельности являются: потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения, эмоции и идеалы.
Цель — это то, чего субъект деятельности хочет достичь. Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. Человек, начиная любую деятельность, всегда ставит (полагает) цель.
Достижение цели зависит от выбора средств. Средства достижения цели — это сумма знаний, которой обладает субъект деятельности: орудия труда, физическая сила, жизненный опыт и трудовая квалификация.
(альтернативное определение): Средства — это приемы, способы действий, деньги, орудия, предметы, приспособления для осуществления деятельности. Чем шире набор средств, тем больше вероятность достижения цели.
Деятельность состоит из ряда действий. Действием называется процесс, который направлен на достижение поставленной цели. Действие — это проявление волеизъявления людей.
Различают следующие виды действий:
Структура протекания деятельности
Результат деятельности
Результат является завершающим звеном в структуре деятельности, которое подтверждает достижение поставленной цели. Иначе: Результат — конечный итог, завершающий деятельность.
Это конспект по математике на тему «Деятельность человека». Выберите дальнейшие действия:
Понятие деятельности. Структура деятельности.
Содержание:
↑ Понятие «деятельность»
Деятельность человека имеет определённое сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.
Человек сохраняет свою природную организацию неизменной, поменяв в то же время свой образ жизни
↑ Структура деятельности
Любая деятельность включает такие компоненты, как субъект и объект, мотив, цель, методы и средства, результат и сам процесс деятельности.
Прежде чем начать действовать, субъект определяет цель деятельности — это идеальное, мысленное предвосхищение результата, ради которого предпринимаются те или иные действия. Затем, когда цель определена, субъект решает, какие методы и средства ему необходимо использовать для достижения поставленной цели. Цель и средства — понятия соотносительные: средства призваны способствовать достижению цели, а сама цель определяется в соответствии с имеющимися у субъекта средствами.
В основе любой деятельности лежит мотив.
Другими словами, это то, что подталкивает человека к деятельности. В качестве мотива может выступать желание удовлетворить какую-либо потребность или какой-либо предмет, который нам хочется получить.
Мотивами могут выступать:
Деятельность состоит из цепи действий. Действие — это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.
Деятельность людей развёртывается в различных сферах жизни общества, её направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.
Что относится к структуре деятельности
Раздел ЕГЭ: 1.5. Мышление и деятельность
Человеку свойственно преобразовывать и подчинять окружающий мир в соответствии со своими внутренними установками. При этом индивид взаимодействует с природой и другими живыми существами.
Деятельность — целенаправленный процесс, ориентированный на познание и изменение окружающего мира человеком, а также на преобразование самого себя.
Дeятeльнoсть человека является ключевым условием развития общества, а также самореализации индивида.
СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Деятельность включает в себя обязательные компоненты, без которых невозможно её осуществление.
Субъект деятельности – это кто осуществляет. Объект — на что направлена деятельность.
Выяснив кем, где и зачем будет осуществляться деятельность, нужно определить структурные элементы для её исполнения.
Например, абитуриент поставил себе ЦЕЛЬ: поступить в вуз. Он должен пройти следующие стадии:
КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Поскольку свобода каждого человека определяется им самим и его внутренними установками, деятельность, которую он осуществляет для удовлетворения своих потребностей, также многогранна. Во главе всей деятельности стоят интересы людей. Существует разделение по основным признакам деятельности в соответствии с её конечной целью.
Также вся деятельность бывает двух видов:
По ведущему процессу деятельность подразделяют на три основных вида.
Вы смотрели конспект «Деятельность».