Что относится к стройкам первых пятилеток
Первая пятилетка
Пятилетки СССР | |||
Первая пятилетка (1928—1932) | |||
Вторая пятилетка (1933—1937) | |||
Третья пятилетка (1938—1942) | |||
Четвёртая пятилетка (1946—1950) | |||
Пятая пятилетка (1951—1955) | |||
Шестая пятилетка (1956—1960) | |||
Седьмая пятилетка (1959—1965) | |||
Восьмая пятилетка (1966—1970) | |||
Девятая пятилетка (1971—1975) | |||
Десятая пятилетка (1976—1980) | |||
Одиннадцатая пятилетка (1981—1985) | |||
Двенадцатая пятилетка (1986—1990) | |||
Тринадцатая пятилетка (1991—1995) | |||
См. также | |||
Госплан СССР | |||
Экономика СССР | |||
Плановое хозяйство | |||
Индустриализация СССР | |||
Великие стройки коммунизма |
Содержание
Предыстория
До 1928 года СССР проводил относительно либеральную «Новую экономическую политику» (НЭП). В то время как сельское хозяйство, розничная торговля, сфера услуг, пищевая и лёгкая промышленность находились в основном в частных руках, государство сохраняло контроль над тяжёлой промышленностью, транспортом, банками, оптовой и международной торговлей. Государственные предприятия конкурировали друг с другом, роль Госплана СССР ограничивалась прогнозами, которые определяли направления и размер государственных инвестиций.
С внешнеполитической точки зрения, страна находилась во враждебном окружении. По мнению руководства ВКП(б), существовала высокая вероятность новой войны с капиталистическими государствами, что требовало основательного перевооружения. Однако, немедленно начать такое перевооружение было невозможно в силу отсталости тяжёлой промышленности. В то же время существующие темпы индустриализации [2] казались недостаточными, поскольку отставание от западных стран, в которых также был экономический подъём, увеличивалось. Серьёзной проблемой был рост безработицы в городах. Правительство также считало, что одним из факторов, сдерживающих развитие промышленности в городах, были недостаток продовольствия и нежелание деревни обеспечивать города хлебом по низким ценам.
Первый пятилетний план
Главной задачей введённой плановой экономики было наращивание экономической и военной мощи государства максимально высокими темпами, на начальном этапе это сводилось к перераспределению максимально возможного объёма ресурсов на нужды индустриализации. О первом пятилетнем плане (1 октября 1928 — 1 октября 1933) было заявлено на XVI конференции ВКП(б) (апрель 1929 года) как о комплексе тщательно продуманных и реальных задач. Этот план, сразу после его утверждения V съездом Советов СССР в мае 1929 года, дал основания для проведения государством целого ряда мер экономического, политического, организационного и идеологического характера, что возвысило индустриализацию в статус концепции, эпоху «великого перелома». Стране предстояло развернуть строительство новых отраслей промышленности, увеличить производство всех видов продукции и приступить к выпуску новой техники.
Поскольку капиталовложения в тяжёлую индустрию почти сразу превысили ранее запланированную сумму и продолжали расти, была резко увеличена денежная эмиссия (то есть печать бумажных денег), и в течение всей первой пятилетки рост денежной массы в обращении более чем в два раза опережал рост производства предметов потребления, что привело к росту цен и дефициту потребительских товаров.
Параллельно государство перешло к централизованному распределению принадлежащих ему средств производства и предметов потребления, осуществлялись внедрение командно-административных методов управления и национализация частной собственности. Возникла политическая система, основанная на руководящей роли ВКП(б), государственной собственности на средства производства и минимуме частной инициативы.
Первая пятилетка была связана со стремительной урбанизацией. Городская рабочая сила увеличилась на 12,5 миллионов человек, из которых 8,5 миллионов было из деревень. Процесс продолжал идти в течение нескольких десятилетий, так что в начале 1960-х численность городского и сельского населения сравнялись.
В конце 1932 года было объявлено об успешном и досрочном выполнении первой пятилетки за четыре года и три месяца. Подводя её итоги, Сталин сообщил, что тяжёлая индустрия выполнила план на 108 %. За период между 1 октября 1928 года и 1 января 1933 года производственные основные фонды тяжёлой промышленности увеличились в 2,7 раза.
Продукция | 1928 год | 1932 год | 1932 к 1928 (%) |
---|---|---|---|
Чугун, млн. т. | 3,3 | 6,2 | 188 % |
Сталь, млн. т. | 4,3 | 5,9 | 137 % |
Прокат чёрных металлов, млн. т. | 3,4 | 4,4 | 129 % |
Уголь, млн. т. | 35,5 | 64,4 | 181 % |
Нефть, млн. т. | 11,6 | 21,4 | 184 % |
Электроэнергия, млрд кВт·ч | 5,0 | 13,5 | 270 % |
Бумага, тыс. т. | 284 | 471 | 166 % |
Цемент, млн. т. | 1,8 | 3,5 | 194 % |
Сахарный песок, тыс. т. | 1283 | 1828 | 142 % |
Станки металлорежущие, тыс. шт. | 2,0 | 19,7 | 985 % |
Автомобили, тыс. шт. | 0,8 | 23,9 | 2987,5 % |
Обувь кожаная, млн. пар | 58,0 | 86,9 | 150 % |
Украина
Оценки
Газета «Файненшл таймс» (Англия), 1932 год «Успехи, достигнутые в машиностроительной промышленности, не подлежат никаким сомнениям. Восхваления этих успехов в печати и в речах отнюдь не являются необоснованными. Не надо забывать, что прежде Россия производила только самые простые машины и орудия. Правда, и теперь абсолютные цифры ввоза машин и инструментов увеличиваются; но пропорциональная доля импортированных машин по сравнению с теми, которые были произведены в Советском Союзе, непрерывно уменьшается. СССР в настоящее время производит все оборудование, необходимое для своей металлургической и электрической промышленности. Он сумел создать свою собственную автомобильную промышленность. Он создал производство орудий и инструментов, которые охватывают всю гамму от самых маленьких инструментов большой точности и вплоть до наиболее тяжелых прессов. Что же касается сельскохозяйственных машин, то СССР уже не зависит от ввоза из-за границы. Вместе с тем Советское правительство принимает меры к тому, чтобы запаздывание в производстве угля и железа не препятствовало осуществлению пятилетки в четыре года. Не подлежит сомнению, что построенные вновь огромные заводы гарантируют значительный рост продукции тяжелой промышленности».
Журнал «Форвард» (Англия), 1932 год «Бросается в глаза огромная работа, которая происходит в СССР. Новые заводы, новые школы, новое кино, новые клубы, новые громадные дома — всюду новые постройки. Многие из них уже закончены, другие ещё окружены лесами. Трудно рассказать английскому читателю, что сделано за последние два года и что делается дальше. Надо это все видеть для того, чтобы этому поверить. Наши собственные достижения, осуществленные нами во время войны, — лишь пустяк по сравнению с тем, что делается в СССР. Американцы признают, что даже в период самой стремительной созидательной горячки в западных штатах там не было ничего похожего на теперешнюю лихорадочную творческую деятельность в СССР. За последние два года в СССР произошло так много изменений, что отказываешься даже представить себе, что же будет в этой стране ещё через 10 лет… Выбросьте из головы фантастические страшные истории, рассказываемые английскими газетами, которые так упорно и нелепо лгут об СССР. Выбросьте также из головы всю ту половинчатую правду и впечатления, основанные на непонимании, которые пущены в ход дилетанствующими интеллигентами, покровительственно глядящими на СССР сквозь очки среднего класса, но не имеющими ни малейшего представления о том, что происходит там… СССР строит новое общество на здоровых основах. Чтобы осуществить эту цель, надо подвергаться риску, надо работать с энтузиазмом, с такой энергией, которых мир до сих пор не знал, надо бороться с огромнейшими трудностями, неизбежными при стремлении построить социализм в обширной стране, изолированной от остального мира. Посетив эту страну вторично за два года, я получил впечатление, что она идет по пути прочного прогресса, планирует и строит, и все это в таком масштабе, который является ярким вызовом по адресу враждебного капиталистического мира».
Гиббсон Джарви, председатель банка «Юнайтед доминион» (Англия), 1932 год «Я хочу разъяснить, что я не коммунист и не большевик, я капиталист и индивидуалист… Россия движется вперед, в то время как много наших заводов бездействует и примерно 3 млн нашего народа ищут в отчаянии работы. Пятилетку высмеивали и предсказывали её провал… Но вы можете считать несомненным, что в условиях пятилетнего плана сделано больше, чем намечалось… Во всех промышленных городах, которые я посетил, возникают новые районы, построенные по определенному плану, с широкими улицами, украшенными деревьями и скверами, с домами современного типа, школами, больницами, рабочими клубами, и неизбежными детскими яслями и детскими домами, где заботятся о детях работающих матерей… Не пытайтесь недооценивать русских планов и не делайте ошибки, надеясь, что Советское правительство может провалиться… Сегодняшняя Россия — страна с душой и идеалами. Россия — страна изумительной активности. Я верю, что стремления России являются здоровыми… Быть может, самое важное в том, что молодежь и рабочие в России имеют одну вещь, которой, к сожалению, недостает сегодня в капиталистических странах, а именно — надежду».
Журнал «Нейшн» (США), 1932 год «Четыре года пятилетнего плана принесли с собой поистине замечательные достижения. Советский Союз работал с интенсивностью военного времени над созидательной задачей построения основной жизни. Лицо страны меняется буквально до неузнаваемости… Это верно относительно Москвы с её сотнями заново асфальтированных улиц и скверов, новых зданий, с новыми пригородами и кордоном новых фабрик на её окраинах. Это верно и относительно менее значительных городов. Новые города возникли в степях и пустынях, по меньшей мере 50 городов с населением от 50 до 250 тыс. человек. Все они возникли в последние четыре года, каждый из них является центром нового предприятия или ряда предприятий, построенных для разработки отечественных ресурсов. Сотни новых райэлектростанций и целый ряд гигантов, подобно Днепрострою, постоянно воплощают в жизнь формулу Ленина: „Социализм есть советская власть плюс электрификация“… Советский Союз организовал массовое производство бесконечного множества предметов, которые Россия раньше никогда не производила: тракторов, комбайнов, высококачественных сталей, синтетического каучука, шарикоподшипников, мощных дизелей, турбин в 50 тыс. киловатт, телефонного оборудования, электрических машин для горной промышленности, аэропланов, автомобилей, велосипедов и нескольких сот типов новых машин… Впервые в истории Россия добывает алюминий, магнезит, апатиты, йод, поташ и многие другие ценные продукты. Путеводными точками советских равнин являются теперь не кресты и купола церквей, а зерновые элеваторы и силосные башни. Колхозы строят дома, хлева, свинарники. Электричество проникает в деревню, радио и газеты завоевали её. Рабочие учатся работать на новейших машинах. Крестьянские парни производят и обслуживают сельскохозяйственные машины, которые больше и сложнее, чем то, что видела когда-либо Америка. Россия начинает „мыслить машинами“. Россия быстро переходит от века дерева к веку железа, стали, бетона и моторов».
Газета «Нойе фрайе прессе» (Австрия), 1932 год «Большевизм можно проклинать, но его нужно знать. Пятилетка — это новый колосс, который необходимо принимать во внимание и, во всяком случае, в хозяйственный расчет».
Первая пятилетка в СССР
Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут. Вот что диктуют нам наши обязательства перед рабочими и крестьянами СССР
Первая пятилетка в СССР длилась с 1928 по 1932 годы как первый этап индустриализации страны. Основная задача на этом этапе была догнать и перегнать западные страны. Лозунг “догнать и перегнать” был официальным и использовался повсеместно. Поэтому нужно понимать, что основная задача 1-го пятилетнего плана было создание базы тяжелой промышленности, на основе которой можно было бы в дальнейшем улучшать качество. Фактически первая пятилетка это была погоня за количеством, а последующая за ней вторая пятилетка была погоней за качеством.
Сегодня будем говорить о том, что собой представлял пятилетний план развития СССР с 1928 по 1932 годы, чего удалось добиться, и какие были достигнуты результаты. Будет очень много цифр но я рекомендую всем с ними ознакомиться. Это будет полезно тем людям, которые сегодня говорят, что 5 лет это недостаточный срок для того чтобы оценивать деятельность руководителей стороны. Официально первый план пятилетнего развития был выполнен за 4 года и 3 месяца. То есть всё о чём мы будем говорить ниже было достигнуто за чуть более чем 4 года. Это было время окончательной победы Сталина над Троцким, поэтому страна ушла от развития исключительно военного комплекса к развитию промышленности и гражданскому строительству.
Что было построено
Первая Пятилетка (1928-1932), которая была завершена за 4 года и 3 месяца (4,25 года) позволила выстроить серьезную промышленную базу СССР. Всего по всей стране было построено примерно 1500 предприятий, а крупнейшие стройки этого периода следующие:
По итогам первой пятилетки введены в эксплуатацию были Беломоро-Балтийский канал и Туркестано-Сибирская железная дорога (Турксиб). И все это только крупные стройки, которые фактически были завершены за 4 года и 3 месяца.
Первая пятилетка фактически заново создала целые сегменты промышленности: автомобильная, авиационная, станкостроение, тракторная, металлургия, сельскохозяйственное машиностроение, химическая промышленность. В результате Советский Союз заложил фундамент, на основе которого происходило дальнейшее развитие страны.
Доклад Крижановского
Когда мы говорим про первый пятилетний план индустриализации СССР, то для большинства людей этот рывок ассоциируется исключительно с силой советского народа и гением товарища Сталина. Отчасти это так, но были люди, которые этот план непосредственно продвигали и были его идейными вдохновителями. Одним из таких людей был Крижановский Глеб Максимович, который с 1925 года занимал пост Председателя Государственной плановой комиссии при Совете Народных Комиссаров СССР. На 15 съезде пленума ВКП(б), который проходил 23 октября 1927 года, Крижановский с Рыковым выступили с докладом по составлению первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР. Именно с этого времени первая пятилетка начала свое существование. В докладе было отмечено, что на СССР давят внешние факторы (угроза войны и возможность неурожайности), которые заставляют страну в ускоренных темпах проводить индустриализацию. Для этого были обозначены цели 1-ой пятилетки: расширить производство и потребление, обеспечение темпов роста промышленности быстрее чем в западных странах, активное привлечение иностранных специалистов.
Приоритеты Крижановский обозначил следующие:
Это были основные направления развития 5-тилетки. В дальнейшем план неоднократно корректировали, но суть не менялась.
Законодательная часть Пятилеток
Развитие любого важного направления происходит с сопровождением по законодательной линии: принимаются законы, указы, инструкции и так далее. С первым пятилетним планом развития было тоже самое. Его основные документы следующие:
План пятилетки
Объект промышленности | Планы строительства | Плановые задачи |
---|---|---|
Электростроителсьтво | Построить 42 электростанции (ДнепроГЭС, Сивирская, в Бобриках, на Донбассе и другие). | Увеличить объем получаемой энергии с 5 млрд кв/ч до 22 млрд квт/ч. |
Черная металлургия | Магнитогорский, Тельбесский, Днепропетровске, Криворожский и др заводы | Увеличить выплавку чугуна с 370 тыс тонн до 10 млн тонн. |
Каменный уголь | Заводы в Донбассе, на Урале, Кузбассе и в Подмосковье. | Увеличить добычу угля с 35 млн тонн до 75 млн. |
Машиностроение | Автомобильные заводы, тракторные заводы в Сталинграде и на Урале, Ростсельмаш, Свердловский завод тяжелого машиностроения, инструментальные заводы. | Увеличение валовой продукции машиностроения в 3 раза, а продукции сельскохозяйственного машиностроения в 4 раза. |
Химическая промышленность | Строительство комбинатов в Донбассе, на Московских Егорьевске фосфоритах, и Березниковского комбината. | увеличение производства химических удобрений с 175 тысяч тонн до 8 млн тонн |
Отдельно в плане оговаривалось строительство железных дорог. За 5 лет страна должна была увеличить протяженность железнодорожных линий с 76 тыс километров до 92 тыс км. Одновременно шло развитие программы по улучшению морских и речных путей.
Общие итоги
Итоги первой пятилетки можно подвести кратко тем, что этот план был выполнен за 4 года и 3 месяца. Это была официальная позиция советских властей, в которой говорилось, что план выполнен полностью. Реально оцените его сложно, поскольку в советский период все статистические показатели сильно завышались. Тем не менее главные характеристики это то что план был выполнен с опережением, а в цифрах это было выражено так.
Показатель | На начало пятилетки | План к концу пятилетки | Фактический показательна конец периода |
---|---|---|---|
Показатели промышленности | |||
Рост промышленной продукции в процентах к началу пятилетнего плана | — | 230 | 224 |
Удельный вес тяжелой промышленности | 44,4% | 47,5% | 54,1% |
Удельный вес социалистического сектора: | |||
в промышленности | 79,5% | 92,4% | 99,5% |
в сельском хозяйстве | 1,8% | 14,7% | 76,1% |
в розничной торговле | 75% | 91% | 100% |
в национальном доходе | 44% | 66,3% | 93% |
В сельском хозяйстве | |||
Процент крестьянских хозяйств, прошедших коллективизацию | 1,7% | 20% | 61,5% |
Доля производства зерна совхозами и колхозами | 7,5% | 42,6% | 84% |
Удельный вес отечественной продукции | |||
в поставке оборудования | 67,5 % | — | 92% |
в поставках станков | 33% | — | 46% |
Занятость населения | |||
Число безработных в городах в тыс человек | 1133 | 511 | 0 |
Аграрное перенаселение в млн человек | 8,5 | 2,6 | 0 |
*- данные представлены по материалам Госплана СССР.
Источники финансирования
Какие же были источники финансирования первых пятилеток? В основном это были внутренние резервы, которые очень дорого обходились стране, но без которых качественный рывок сделать было невозможно. Основные источники получения средств для индустриализации и первой пятилетки:
Рассматривая финансовую сторону пятилетки нужно отметить, что это было время, когда в США началась Великая депрессия. Из-за этого многие крупные специалисты оказались без работы и с удовольствием приехали в СССР. Практически все советские заводы, которые были построены в этот период, строились иностранцами и на иностранном оборудовании. У нас не было тогда специалистов. Они появились позже. Достаточно сказать, что Сталинградский тракторный завод был полностью построен в США, затем там был демонтирован и по частям доставлен в СССР. Активное участие в развитии промышленности СССР осуществлял завод Ford, подставляя свое оборудование, в частности, для Горьковского автозавода.
Американцы провели нашу индустриализацию?
Аналогичная ситуация и с квалифицированными рабочими, которые приезжали с Запада. Советское правительство понимало, что молодая Социалистическая страна не имеет трудовых квалифицированных резервов. Ученые и квалифицированные рабочие, которые были в Российской империи, за годы Революций и Гражданской войны либо погибли, либо уехали. В распоряжении СССР был пролетариат. Это отличные люди чтобы воевать, чтобы делать мелкую черновую работу, но построить наукоемкое предприятие они не могут. Этим должны были заняться иностранцы. Они этим и занялись. И им за это очень хорошо платили (платили настолько хорошо, что специалисты жили в бывших дворянских имениях и имели прислугу). Эти рабочие ехали в СССР не из-за своей любви к стране Советов, а из-за того что на западе элементарно не было работы. В СССР работа была и денег платили столько, что их хватало для того чтобы ехать сюда как на заработки. Например, Альберт Кан, который фактически занимался проектированием всей индустриализации СССР, был известен как разработчик заводов Ford, но в 1929 году, после начала Великой депрессии он остался без работы.
Источники и дополнительный материалпо теме:
ПЕРВЫЕ ПЯТИЛЕТКИ
Пятилетние планы экономического развития, осуществлявшиеся в СССР в 1929-1938 гг. (последующие пятилетки в СССР осуществлялись до 1990 г.).
Первая пятилетка разрабатывалась с середины 20-х гг. в структурах Госплана и ВСНХ как план экономического развития 1928-1933 гг. Специалисты Госплана предусматривали возможности разных темпов роста: отправной план и «оптимальный» (рассчитанный на благоприятные условия). В сентябре 1928 г. по инициативе И. Сталина и В. Куйбышева ВСНХ опубликовал контрольные цифры на грядущий хозяйственный год, которые уже исходили из «оптимального» подхода. Основные затраты должны были быть направлены на развитие тяжелой промышленности, на «производство средств производства». Этот подход подвергся критике со стороны Н. Бухарина, но после поражения «правого уклона» возобладал плановый максимализм – даже «оптимальные» цифры промышленного роста неоднократно поднимались.
XVI партконференция (23-29 апреля 1929 г.) приняла план пятилетки. За основу была принята не «вилка» отправного и оптимального планов, а только «оптимальный» план ВСНХ, да и эти «контрольные цифры» были повышены под давлением ведомственных требований. V съезд советов СССР, проходивший 20-28 мая, принял этот план в качестве закона. Если за предыдущее десятилетие капиталовложения составили 26,5 млрд. руб., то теперь планировалось 64,6 млрд., при этом вложения в промышленность повышались значительно быстрее — с 4,4 млрд. до 16,4 млрд. руб. 78% вложений в промышленность направлялись на производство средств производства, а не потребительской продукции. Это означало изъятие огромных средств из хозяйства, которые могли дать отдачу через несколько лет. Промышленная продукция должна была вырасти за пятилетку на 180%, а производство средств производства — на 230%. 16-18% крестьянства должно было быть коллективизировано. Производительность труда должна была вырасти на 110%, зарплата — на 71%, а доходы крестьян — на 67%. В результате, как обещала резолюция конференции, «по чугуну СССР с шестого места передвинется на третье место (после Германии и Соединенных штатов), по каменному углю — с пятого места на четвертое (после Соединенных Штатов, Англии и Германии)». Качество продукции при этом в расчет не принималось. Сельское хозяйство должно было расти на основе подъема индивидуального крестьянского хозяйства и «создания общественного земледелия, стоящего на уровне современной техники», то есть, говоря иными словами: количество колхозов не может превышать количество тракторов. Но именно коллективизация должна была привести к резкому росту производства продовольственных ресурсов, которое должно было по замыслу Сталина и его сторонников обеспечить нужды промышленного строительства. Одновременно в несколько раз вырос экспорт леса, нефти и другого сырья.
Среди важнейших «строек пятилетки» — Днепрогэс, Магнитогорский металлургический комбинат (“Магнитка”), Туркестано-сибирская железная дорога (Турксиб), Сталинградский тракторный завод, производивший не только трактора, но и танки, автомобилестроительные, авиастроительные, химические, электротехнические предприятия. Они строились самоотверженным трудом миллионов рабочих, большинство которых только вчера пришли из деревни, талантом как старых, так и только что выучившихся инженеров, иностранных специалистов, организационной энергией партийных и хозяйственных руководителей, для которых успех их стройки был дверью для карьерного продвижения, более широких возможностей реализовать свои способности в стремительно разраставшейся экономической системе. Партийная пропаганда убеждала миллионы людей в том, что сегодняшние тяготы и трудности позволят создать счастливую жизнь уже через несколько лет, и это вдохновляло тружеников на самоотверженную работу в тяжелейших условиях. Благодаря созданию гигантских предприятий и транспортных артерий СССР стал страной с мощной промышленностью.
Индустриальный рывок дорого обходился стране – доля накопления превысила треть национального дохода. При этом индустриализация требовала огромных затрат и на ввоз техники, и на поддержание минимального жизненного уровня рабочих, занятых как на самих стройках, так и на добыче сырья для них. Проблемы финансового дефицита частично решались с помощью внутренних займов, увеличения продажи водки, эмиссии (в 1929-1932 гг. денежная масса увеличилась в 4 раза), налогов, экспорта лесоматериалов, нефти, пушнины, а также хлеба, огромные объемы которого требовались и внутри страны. Резкое усиление эксплуатации села и форсированное проведение коллективизации привело к разорению села и голоду 1932-1933 гг. Стремительное возведение гигантов индустрии привело к разорению остального хозяйства.
В условиях новой разрухи Сталин решил объявить об успешном окончании индустриального рывка. Выступая на пленуме ЦК и ЦКК 7 января 1933 г., он заявил, что пятилетка выполнена досрочно за четыре года и четыре месяца.
Фактические итоги «досрочно выполненной» пятилетки были гораздо скромнее сталинских замыслов 1930 г. Оптимальный план 1929 г. был выполнен по производству нефти и газа, торфа, паровозов, сельхозмашин. По производству электроэнергии, чугуна, стали, проката, добычи угля, железной руды не был выполнен даже отправной план 1929 г. Производство тракторов только-только дотянуло до него. К планам 1930 г. не удалось даже приблизиться. Производство нефти даже по опубликованным данным достигло 22,2 млн. т. при запланированных в 1930 г. 40-42 млн. т., стали — 5,9 млн. т. при запланированных 12 млн. т., тракторов — 50 тыс. шт. при запланированных в ноябре 1929 г. 201 тыс. шт., выработка электроэнергии 13,1 млрд. квт. ч. при запланированных в 1930 г. 33-35 млрд. “Правые” и поддерживавшие их спецы оказались во многом правы. Важным итогом первой пятилетки можно признать создание военно-промышленного комплекса – военной промышленности и ее инфраструктуры, которая могла обслуживать также гражданское хозяйство. В 1930 г. было объявлено о ликвидации безработицы.
Вторая пятилетка, принятая в феврале 1934 г. на XVII съезде ВКП(б), должна была обеспечить налаживание производства на предприятиях, возведенных в ходе Первой пятилетки, преодоление возникших в 1930-1933 гг. диспропорций. Было несколько улучшено финансирование производства средств потребления, ослаблен нажим на сельское хозяйство. Планировалось удвоить промышленное производство.
В 30-е гг. были созданы новые отрасли промышленности (автомобиле- и авиастроение, электротехническая, химическая промышленность и др.). Была проведена частичная электрификация промышленности и городов. Из страны, ввозящей оборудование, СССР превратился в страну, которая обеспечивает свои основные потребности в нем.
Исторические источники:
Индустриализация Советского Союза. Новые документы, новые факты, новые подходы. М., 1999;