Что относится к средствам цифровой дидактики
Публикации сообщества
Цифровая дидактика: ресурсы и характеристики
во-первых, была начата серия материалов про цифровую дидактику (см. Цифровая дидактика. Вступление), и под валом других дел, она не закончена, приношу свои извинения тем, кто, возможно, ждал продолжения.Оно случилось:)
во-вторых, и тут я позволю себе самоцитату из материла Новая дидактика, где речь идет о видео работах участников конкурса iУчитель-2018
Получается, что учитель в в предложенных видео зачастую пытается отвлечь учеников от гаджетов, т.е мотивирует их обратить внимание на урок, с помощью тех же ИКТ.
Вся дидактика сводится в этом объяснении к мотивации школьников «смотреть куда надо», не отвлекаясь.
Вина ли эта молодой учительницы? Скорее беда, кто ж ее научил другому, как только слушать учителя и вникать в то, что он говорит, пусть и таким навороченным путем.
Так вот, в нашем МК «Цифровая дидактика: создаем вместе!», о котором и идет речь, мы сначала разобрались в том, что такое цифровая дидактика, результаты повторю и здесь
Затем начали подробно разбираться с содержанием предложенных мною электронных ресурсов
предварительно их просмотрев и аргументированно описав свой выбор, см.результат
РЭШ выбрало 7 участниц и Brest Stories Guide-5, «Люди гибнут за футбол», видимо, совсем не школьная тема, но это только на первый взгляд, там столько истории, обществознания, права, основанных на судьбах людей!
После выбора ресурса следовало согласно предложенному плану
визуализировать содержание ресурса с помощью различных сервисов web 2.0
Ресурс 1:
Ресурс 2:
Основополагающим для дальнейшей работы станет утверждение:
Участницами выведены характеристики цифровой дидактики, которые стали ориентиром при создании собственных обучающих продуктов (не считаем их истиной в последней инстанции!):
Также участницы МК выделили в ходе выполнения практикума недостатки предложенной для анализа разработки. При создании собственного продукта стоило их учесть:
Итак, впереди у нас было создание собственного сценария занятия в реалиях цифровой дидактики на основе двух выбранных ресурсов, с результатами познакомлю в следующем материале.
А пока можно обсуждать характеристики цифровой дидактики, делать предложения ресурсов и материало в в тему.
Статья «Интерактивные приемы цифровой дидактики»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Жистина Л.Ф., учитель математики МБОУ СОШ № 18 г. Пензы,
Интерактивные МЕТОДы цифровой дидактики
Аннотация: в данной статье автор размышляет об интерактивных приемах обучения в современном цифровом мире
Ключевые слова: интерактивные приемы, цифровая дидактика
Факторами, порождающими потребность в построении цифрового образовательного процесса образования и обучения, выступают три составляющих цифрового общества: цифровое поколение (новое поколения обучающихся, имеющее особые социально-психологические характеристики); новые цифровые технологии, формирующие цифровую среду и развивающиеся в ней; цифровая экономика и порождаемые ею новые требования к кадрам.
В условиях цифровизации, распространения телекоммуникационных и сетевых технологий и средств обучения, содержание предмета дидактики существенно расширяется. Это расширение происходит в следующих направлениях:
от организации деятельности преподавания и учения к организации процессов проектирования, формирования и освоения образовательных маршрутов; от преподавания как ведущей деятельности педагога к многообразию педагогических функций педагога в цифровом образовательном процессе.
Основными средствами цифровой дидактики образования и обучения, обеспечивающими достижение поставленных целей, являются персонализованный образовательный процесс; цифровые педагогические технологии и метацифровые образовательные комплексы.
построения индивидуальных образовательных маршрутов;
использования распределённых форм образовательного процесса в образовательной сети;
использования адаптивных технологий обучения;
создания насыщенной образовательной среды для самостоятельной работы, самообразования и саморазвития обучающихся.
В цифровом образовательном процессе образования и обучения могут использоваться три различных группы технологий:
во-первых, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) универсального назначения, такие как офисные программы, графические редакторы, Интернет-браузеры, средства организации телекоммуникации, дополненная реальность и т.д.;
во-вторых, педагогические технологии (технологии обучения), в том числе, предполагающие использование ИКТ или основанные на их использовании;
в-третьих, производственные технологии (в т.ч. цифровые, а также материальные и социальные, или гуманитарные), обеспечивающие формирование у обучающихся необходимых компетенций, знаний, умений и навыков.
Общий принцип отбора педагогических технологий для цифрового профессионального образования и обучения состоит в том, что необходимо отбирать такие технологические решения, которые содержат в себе условия и алгоритмы формирования универсальных и профессиональных компетенций, востребованных цифровой экономикой.
Базовый минимум педагогических технологий, необходимый для построения цифрового образовательного процесса образования и обучения:
технология дистанционного (онлайн) обучения, в том числе с использованием адаптивных систем обучения;
технология «смешанного обучения» ( blended learning ), в том числе «перевёрнутое обучение» ( flipped learning );
технология организации проектной деятельности обучающихся, в том числе телекоммуникационные проекты.
Ведущими функциями педагога в условиях цифровизации становятся:
проектирование форм, методов обучения, рабочих материалов, а также средств диагностико-формирующего оценивания, и на этой основе создание локальной образовательной среды конкретного учебного курса, насыщенной развивающими возможностями;
проектирование сценариев учебных занятий на основе многообразных, динамических форм организации учебной деятельности и оптимальной последовательности использования цифровых и нецифровых технологий;
организация индивидуальной и групповой (в т. ч. самостоятельной, проектной, распределенно-сетевой) деятельности обучающихся в цифровой образовательной среде;
проектирование и организация ситуаций образовательно значимой коммуникации, в т. ч. сетевой;
организация рефлексивных обсуждений личностно значимого опыта;
формирование и развитие критического мышления в процессе поиска и отбора информации в цифровой среде;
управление учебной мотивацией обучающихся, в том числе, при работе с группой, с использованием инструментов фасилитации, а также в качестве носителя ролевых образов «успешного взрослого» и «успешного профессионала»;
постоянное конструктивное взаимодействие с другими педагогами, работающими с тем же обучающимся (учебной группой, проектной командой и т. п.).
В то же время, в цифровом образовательном процессе утрачивают свою значимость многие традиционные функции педагога: «носителя знаний», информатора, объясняющего, контролёра, порицающего и «карающего» за невыполнение требований и т.д.
Современный образовательный процесс немыслим без технологической основы. Он должен быть спроектирован, просчитан по всем этапам с четко выверенными воспитательными, дидактическими и развивающими целями с учетом психолого-педагогических особенностей конкретного класса и каждого ученика в отдельности.
Между тем, технологичность образовательного процесса в современных условиях немыслима без информационно-коммуникационных технологий.
В ходе дискуссий о проблемах отечественного образования мы традиционно задаем два извечных российских вопроса «Кто виноват?» и «Что делать?», когда актуальнее задать еще один важный вопрос: «Как сделать?».
ПЛАКАТ (нем. Plakat), вид графики, броское изображение на крупном листе с кратким пояснительным текстом, выполняемое в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях.
В соответствии с педагогической технологией П.М. Эрдниева, знания, новая информация предъявляются обучающимся в виде так называемых укрупненных дидактических единиц (УДЕ) – систем понятий, объединенных на основе их смысловых, логических связей и образующих целостно усваиваемую единицу информации. Исходя из принципа УДЕ, учащиеся могут
изучать одновременно взаимно обратные действия и операции;
сравнивать противоположные понятия, рассматривая их одновременно;
сопоставлять родственные и аналогичные понятия;
сопоставлять этапы работы над упражнением, способы решения и т.д.
Интерактивный плакат, как УДЕ, может нам обеспечить индивидуальный темп обучения, гибкое реагирование на изменившуюся ситуацию на уроке, и, что немаловажно, системный подход в обучении.
Элементами такого интерактивного плаката могут быть
Создание режима «скрытого изображения» (возможность включения и выключения разъясняющей информации;
Иллюстрированный опорный конспект;
Набор иллюстраций, интерактивных рисунков, анимаций, видеофрагментов;
Конструктор (инструмент, позволяющий учителю и ученику делать пометки, записи, чертежи поверх учебного материала)
Главное условие: чтобы все эти составляющие были объединены в единое целое. То есть это может быть одна тема, один раздел и т.д.
Известные российские компании по производству электронных образовательных программ помимо производства электронных учебников, охватывающих содержание всего предмета, всё чаще стали предъявлять на образовательный рынок обучающие тематические модули, дидактические игры, тренажёры, тестеры и т.д.
Вполне естественно желание учителя разрабатывать собственные интерактивные плакаты. Но для их подготовки иногда требуется приложить гораздо больше усилий, чем работа над отдельным мультимедийным уроком.
Интерактивный плакат может использоваться в течение нескольких уроков. Дидактически оправдано будет применение такого плаката на обобщающем уроке, когда необходимо обобщение, подведение итогов, провести с учениками операции анализа, синтеза, классификации и т.д.
Структурно интерактивный плакат состоит из плаката первого плана и ряда подчиненных ему сцен. Это может быть похоже на «меню», которое, как правило, представляет собой первый слайд. Это своего рода структура, из которой вырисовываются общие контуры большой темы. И в то же время отдельные компоненты плаката первого уровня позволяют получить начальное представление об общем содержании и смысле большого информационного блока.
Здесь по ссылке можно найти очень удачную интерактивную таблицу: http://www.periodicvideos.com/index.htm
И результат работы на платформе Тинглинк:
Интерактивная опорная схема
Подача материала большими блоками способствует целостному и осознанному восприятию материала, делает понятным для учащихся введение и изучение многих математических фактов, понятий, их свойств, правил, теорем и т.п., а также раскрывает их внутреннюю взаимосвязь друг с другом. При изучении темы ученик на уроке и дома (используя возможности передачи информации по глобальной сети) видит перед собой интерактивные опорные плакаты и схемы; не раз, готовясь к письменному ответу, выполняя домашнее задание или сдавая теоретический зачет, он самостоятельно выполняет ту или иную часть такой схемы. Многократно он слышит изложение материала учителем и своими одноклассниками, а также проговаривает его сам. Такая организация учебного процесса способствует, с одной стороны, развитию всех видов памяти ученика; с другой стороны, более быстрому и качественному запоминанию и пониманию каждой конкретной темы. Кроме того, использование интерактивных опорных схем способствует формированию ИКТ-компетентности учащихся, поддерживает интерактивный режим работы на уроке и дома, сокращает время подготовки к ответу, тем самым способствуя решению проблемы загруженности ребят.
Интерактивный опорный конспект
Многоуровневые дидактические игры
Специалисты заметили, что текст объёмом более пяти страниц легко умещается в одном графическом рисунке.
Уникальный, необычный подход в подаче информации может быстрее привлечь внимание.
Понятие о цифровой дидактике
Просмотр содержимого документа
«Понятие о цифровой дидактике»
Цифровая дидактика профессионального образования
Министр просвещения России:
«… в структуру национального проекта «Образование» входят
десять федеральных проектов
Цель и показатели регионального проекта
«Цифровая образовательная среда»
Цель: создание условий для внедрения к 2024 году во всех муниципальных образованиях современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций региона, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, использования возможностей федеральной цифровой платформы.
«Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности проф. образования)»
Модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ в образовательных организациях Ростовской области, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, к 2024 году, внедрение итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена
обеспечение вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования к 2024 году,
… участие педагогических работников региона в региональном конкурсном движении профессионального мастерства
ИКТ + ОБРАЗОВАНИЕ=ЦИФРОВАЯ ДИДАКТИКА «Наиболее конкурентоспособной в ближайшем будущем станет та страна, которая сумеет объединить информационные и образовательные технологии»
ПУТЬ К ЦИФРОВЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
Современные дети: цифровое поколение
Иметь профессиональную квалификацию и коммуникативные способности – hard skills и soft skills – скоро будет недостаточно, считают авторы доклада «Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире».
Информационно-коммуникационные компетенции, цифровая и медиаграмотность,
Эмоциональный интеллект, коммуникативность
креативность, самоорганизация, саморазвитие
Профессиональные навыки будем менять не менее 5 раз в жизни
Организация своего времени
Какие умения следует развивать в процессе обучения? Что меняется в дидактике?
Грань «ученик – содержание – технология » отражает взаимодействие между студентом, содержанием и технологией, которое можно назвать e-обучением , здесь может подразумеваться урезанная версия модели самоорганизованного обучения в виртуальном пространстве (контексте/ среде).
Цели цифровизации профессионального образования
Основные компоненты ЦОС образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС
Удовлетворение требованиям ФГОС
Официальный сайт школы
Обеспечивает информационно-методическую поддержку образовательного процесса.
Обеспечивает информационно-методическую поддержку образовательного процесса.
Обеспечивает планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения, мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса.
Обеспечивает планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения.
Система электронного документооборота
Обеспечивает современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации.
Система дистанционного обучения для учащихся
Обеспечивает дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования.
Обеспечивает формирование ИКТ-компетенции педагогов.
Система поддержки пользователей компьютерной техники
Обеспечивает условия для практического применения компьютерной техники участниками образовательного процесса.
Цифровые технологии пример «перевернутое обучение»
Цифровые технологии пример «смешанное обучение»
Цифровые технологии в профессиональном образовании
Какие преподаватели нужны в век цифровых технологий?
Цифровая дидактика: 11 основных принципов
Цифровизация образовательного процесса представляет собой обоюдную трансформацию образовательного процесса, формирующегося под современные условия, и современных технических средств, которые внедряются в образовательный процесс.
Целью преобразования образовательного процесса является применение возможностей цифровых технологий с максимальной эффективностью. В свою очередь, целью развития технологий в сфере образования является полная их адаптация и максимально удобное встраивание в процесс обучения для максимально комфортного решения поставленных педагогических задач.
Преимущества цифровизации образования
С началом процесса внедрения современных технологий существенно расширились образовательные возможности учреждений. В частности, активно развиваются такие форматы обучения, как корпоративное онлайн-обучение, перевернутое образование, всевозможные мобильные платформы, микрообучение и многие другие. Это обеспечивает мобильность и непривязанность к одному месту как обучающегося, так и преподавателя.
Внедрение электронных образовательных ресурсов предоставляет студентам и преподавателям удобный доступ к широкому выбору учебных материалов. Вузы, в свою очередь, пополняют библиотечные фонды электронными книгами. Вузы схожей направленности объединяют свои труды на электронных площадках, где получают возможность свободно обмениваться друг с другом образовательным контентом.
В связи с этим происходят мощные и значительные перемены в образовательном процессе, призванные подготовить современных студентов к жизни в цифровом обществе, а также организации профессиональной деятельности в условиях цифровой экономики.
Цифровая дидактика — это отрасль педагогики, нацеленная на организацию образовательного процесса в условиях цифровизации общества. Данная научная дисциплина пользуется традиционными для дидактики принципами и основными понятиями, но трансформирует и дополняет их, адаптируя под современные реалии. Цифровая дидактика является основой для построения современных методик и стратегий обучения.
Дидактические принципы цифрового образовательного процесса
К основным принципам цифрового образовательного процесса относятся:
2. Принцип персонализации предполагает возможность студента самостоятельно определить цель обучения, выбрать стратегию образовательного процесса, темп и уровень освоения образовательной программы. Такой подход позволит преподавателю отслеживать персональные показатели развития и учебные результаты студента.
3. Принцип целесообразности пересекается с традиционным дидактическим принципом целенаправленности: в процессе обучения требуется использование только таких цифровых технологий, которые максимально обеспечивают достижения поставленных целей в образовательном процессе конкретного студента. Данный принцип не подразумевает использование малоэффективных педагогических технологий и средств без четко поставленных образовательных целей.
4. Принцип гибкости и адаптивности позволяет развивать индивидуальный подход в зависимости от условий цифрового образовательного процесса. Цифровой образовательный процесс позволяет автоматически подстроить программу под каждого обучающегося, принимая во внимание такие аспекты, как порядок, способ и темп предоставления учебного материала. Также данный принцип учитывает уровень и характер поддержки педагога.
5. Принцип успешности в обучении пересекается с дидактическим принципом прочности и требует достижения поставленных целей, а также полного усвоения знаний, умений и навыков. В цифровом образовательном процессе данный принцип является завершающим элементом в дидактической цепочке «объяснение – закрепление – контроль». Выделяются дополнительные учебные часы для закрепления материала, нередко организовывается очная встреча преподавателей и студентов. Преподаватель внимательно отслеживает оптимальное соотношение групповых и индивидуальных форм закрепления. Цифровые средства значительно ускоряют этот процесс и делают его менее рутинным.
6. Принцип обучения в сотрудничестве и взаимодействии (аналог дидактического принципа интерактивности) требует построение учебного процесса на основе активной многосторонней коммуникации — реальной и сетевой — между преподавателем и обучающимся. Данный принцип предполагает использование групповых форм сетевого обучения.
7. Принцип практикоориентированности, прямым образом связанный с традиционным дидактическим принципом связи обучения с жизнью, требует четкой настройки целей и конкретных результатов. Для этого необходимо организовать:
10. Принцип полимодальности (мультимедийности) является более развернутым дидактическим принципом наглядности и задействует в учебном процессе зрительный, слуховой и моторный (кинестетический) способы восприятия. Для этого задействуют различные устройства, такие как тренажеры, датчики, симуляторы, а также средства дополненной реальности.
11. Принцип включенного оценивания требует непрерывное оценивание успешности учащегося на протяжении всего учебного процесса. Цифровые технологии обеспечивают мгновенную обратную связь, непрерывно передавая педагогу необходимые данные о результатах выполнения задания. Благодаря этому преподаватель делает выводы о сильных и слабых сторонах студента, позволяя прямо в процессе обучения корректировать сценарии развития и ближайшие учебные цели. Таким образом, цифровые технологии обеспечивают объективность и прозрачность окончательной оценки выполнения того или иного задания.
Cтатья на тему; Дидактические принципы цифрового образовательного процесса
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Дидактические принципы цифрового
Преподаватель руского языка и литературы,
Магистр педагогических наук
Педагогический высший колледж имени Б. Ахметова
Статья посвящена ц ифровизаци и образовательного процесса, целью
которой является применение возможностей цифровых технологий с максимальной эффективностью и развити е технологий в сфере образования для полн ой их адаптаци и и максимально комфортного решения поставленных педагогических задач.
Цифровизация образовательного процесса представляет собой обоюдную трансформацию образовательного процесса, формирующегося под современные условия, и современных технических средств, которые внедряются в образовательный процесс.
Целью преобразования образовательного процесса является применение возможностей цифровых технологий с максимальной эффективностью. В свою очередь, целью развития технологий в сфере образования является полная их адаптация и максимально удобное встраивание в процесс обучения для максимально комфортного решения поставленных педагогических задач.
Преимущества цифровизации образования
С началом процесса внедрения современных технологий существенно расширились образовательные возможности учреждений. В частности, активно развиваются такие форматы обучения, как корпоративное онлайн-обучение, перевернутое образование, всевозможные мобильные платформы, микрообучение и многие другие. Это обеспечивает мобильность и непривязанность к одному месту как обучающегося, так и преподавателя.
Внедрение электронных образовательных ресурсов предоставляет студентам и преподавателям удобный доступ к широкому выбору учебных материалов. Вузы, в свою очередь, пополняют библиотечные фонды электронными книгами. Вузы схожей направленности объединяют свои труды на электронных площадках, где получают возможность свободно обмениваться друг с другом образовательным контентом.
В связи с этим происходят мощные и значительные перемены в образовательном процессе, призванные подготовить современных студентов к жизни в цифровом обществе, а также организации профессиональной деятельности в условиях цифровой экономики.
Цифровая дидактика — это отрасль педагогики, нацеленная на организацию образовательного процесса в условиях цифровизации общества. Данная научная дисциплина пользуется традиционными для дидактики принципами и основными понятиями, но трансформирует и дополняет их, адаптируя под современные реалии. Цифровая дидактика является основой для построения современных методик и стратегий обучения.
Дидактические принципы цифрового образовательного процесса
11. Принцип включенного оценивания требует непрерывное оценивание успешности учащегося на протяжении всего учебного процесса. Цифровые технологии обеспечивают мгновенную обратную связь, непрерывно передавая педагогу необходимые данные о результатах выполнения задания. Благодаря этому преподаватель делает выводы о сильных и слабых сторонах студента, позволяя прямо в процессе обучения корректировать сценарии развития и ближайшие учебные цели. Таким образом, цифровые технологии обеспечивают объективность и прозрачность окончательной оценки выполнения того или иного задания.
Заключение Дидактические принципы цифрового профессионального образования являются открытыми и в силу своей новизны требуют дополнений по мере развития теоретических и практических возможностей цифрового образования.
Результатами цифровизации образования станет эффективное самостоятельное образование, построенное на индивидуальных образовательных процессах и непрерывном мониторинге деятельности обучающегося. Цифровизация значительно расширяет возможности использования групповых и индивидуальных форм занятий, обеспечивает полное усвоение профессиональных знаний и навыков, а также значительно влияет на развитие инклюзивного обучения.
1. Степанов С. Ю. Дистанционное обучение как ресурс развития непрерывного образования: риски и возможности.
2. Колыхматов В. И. Развитие системы непрерывного педагогического образования в условиях цифровизации образования