Что относится к средствам применяемым в заключительной части урока физической культуры

Содержание и структура урока физкультуры

Что относится к средствам применяемым в заключительной части урока физической культурыВ содержании урока физического воспитания условно выделяют три взаимосвязанных компонента, каж­дый из которых включает в себя однородные по функциональной на­правленности более мелкие элементы этого содержания:

Учебный материал, представленный конкретным составом физи­ческих упражнений и связанных с ними знаний. Будучи объектом изучения, физические упражнения выражают специфику образо­вательной сущности урока физического воспитания, его предмет­ное содержание.

Организационно — управленческая и контролирующая деятель­ность педагога: постановка задач урока, объяснение учебных за­даний, показ образцов практических действий, оказание помощи и страховки, замечания и указания корректирующего характера;

действия по подготовке и уборке мест занятий, раздаче и сбору ин­вентаря; руководство занимающимися на месте выполнения учеб­ных заданий; расположение, порядок выполнения, перемещения; организация взаимоконтроля и взаимоанализа действий учеников; наблюдения, оценка и учет успеваемости; изложение домашнего задания и подведение итогов урока. Реализация каждого из эле­ментов деятельности педагога сопровождается воспитательными воздействиями на личность занимающихся и решением оздорови­тельных задач.

Учебно-познавательная деятельность учеников: восприятие и осмысливание дидактических задач; мысленное составление и последующая реализация проекта решения конкретных задач; саморегуляция учебно-познавательной деятельности на основе корректирующих указаний учителя и самооценки выполнения учебных заданий. Результаты учебно-познавательной деятель­ности занимающихся служат главным критерием оценки качес­тва проведения урока.

Структура урока — это дидактически обоснованное соотношение и последовательность расположения во временных рамках урока элемен­тов его содержания. Структура обеспечивает внутреннюю функцио­нальную связь всех элементов, а следовательно, и наибольшую продук­тивность их взаимодействия в решении намеченных задач.

Таким образом, основными структурными единицами урока по физкультуре явля­ются элементы его содержания в виде взаимообусловленных действий педагога и учеников. Эти действия выражаются в двух проявлениях: внешних и внутренних. Внешние проявления отражают содержатель­но-организационную сущность учебно-воспитательного процесса и ви­зуально наблюдаемы: предъявление педагогом различных видов учеб­ной информации в речевом выражении, наглядном объекте, моторном действии; применение учителем методов и методических приемов обу­чения, воспитания и организация занимающихся.

Одной из отличительных черт современного урока физкультуры яв­ляется вариативность его структуры. Она обусловлена необходимостью учета дидактических задач и специфики содержания, возрастных воз­можностей и уровня готовности занимающихся к усвоению учебного материала.

Овладение физическими упражнениями требует организации актив­ной деятельности учеников в соответствии с определенными психоло­гическими и физиологическими закономерностями. Учет этих законо­мерностей обусловливает выделение в структуре урока трех функцио­нально связанных составных частей ( вводно-подготовительной, основ­ной, заключительной), являющихся наиболее крупными его структур­ными единицами.

Последовательность расположения этих частей от­ражает закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физической нагрузки, а потому стабильна для любого типа урока. Длительность каждой части можно варьировать в зависимости от возраста занимающихся, уровня их подготовленности и конкретных задач урока.

Вводно-подготовительная часть урока по физкультуре обеспечивает предпосылки для продуктивной деятельности занимающихся в основной части. За­дачи и содержание:

Основная часть урока по физкультуре предназначена для углубленного решения об­разовательных, воспитательных и оздоровительных задач, предусмот­ренных учебной программой и планом урока:

Заключительная часть урока физкультуры имеет целью приведение организма в оптимальное для последующей деятельности функциональное состоя­ние и создание установки на эту деятельность. Типичные задачи и со­держание:

В настоящее время не существует общепринятой классификации уроков физического воспитания, основанной на каком-либо одном, на­иболее существенном признаке их сходства и различия. Это обусловле­но тем, что каждый урок обладает одновременно несколькими харак­терными признаками и с одинаковым основанием может быть включен в разные классификации, составные, например, и по признаку пред­метного содержания, и по признаку преимущественной дидактической направленности уроков.

I. Уроки общего физического воспитания, используемые в целях обес­печения базы здоровья, общего физического образования, разно­стороннего физического развития, а также для решения частных задач в других направлениях физического воспитания. Подобные уроки используются чаще всего в физическом воспитании детей или взрослого контингента занимающихся, не специализирую­щихся в каком-либо виде физических упражнений. Их содержа­ние строится на основе комплексирования самых разнообразных средств физического воспитания, включая естественные силы при­роды и гигиенические факторы.

II. Уроки физического воспитания с профессиональной направленнос­тью, имеющие целью обеспечение физической готовности к овла­дению различными видами трудовой и оборонной деятельности. Их содержание определяется характером конкретных профессий и предполагаемых влияний факторов окружающей среды.

III. Уроки физического воспитания со спортивной направленностью, обеспечивающие специализацию в избранном виде упражнений и готовность к участию в соревнованиях для достижения максималь­ных результатов в конкретном виде спорта.

IV. Уроки лечебной физической культуры, представляющие физкуль- турно-реабилитационное направление физического воспитания, применяются для восстановления нарушенных в результате трав­мы или заболевания форм и функций организма. Их содержание обусловлено характером нарушений восстановительных процес­сов, связью с другими средствами лечения.

В границах каждой из охарактеризованных групп выделяют под­группы уроков, различаемых по частным признакам.

Например, по признаку преимущественного использования конкрет­ных видов упражнений в рамках общего физического воспитания раз­личают уроки гимнастические, игровые, легкоатлетические и др., а так­же комплексные, включающие элементы гимнастики, легкой атлетики, игр и других видов упражнений. Далее выделяют уроки с еще более уз­ким предметным содержанием: основной или снарядовой гимнастики, акробатических упражнений, подвижных игр, баскетбольных упражне­ний и т.д. В рамках спортивной подготовки выделяют по предметному содержанию уроки спортивной гимнастики, легкой атлетики, баскетбо­ла и т.д., а также тренировочные уроки бегуна, метателя и т.п. Уроки физического воспитания с профессиональной направленностью класси­фицируются по роду профессий и воинских специальностей, а уроки ле­чебной физической культуры — по роду заболеваний.

По признаку преимущественной направленности на решение оздо­ровительных, воспитательных или образовательных задач различают четыре разновидности уроков:

1. Уроки комбинированные, в которых примерно в одинаковой мере представлены все три группы задач физического воспитания. На­иболее часто такие уроки применяются в процессе общего физичес­кого воспитания.

2. Уроки с преимущественно оздоровительной направленностью мо­гут проводиться в двух вариантах: первый — развивающие (форми­рующие) уроки, служащие развитию различных систем организма, второй — восстанавливающие (реабилитационные) уроки, направ­ленные на восстановление сил и работоспособности. Те и другие, естественно, способствуют общему выздоровлению.

3. Уроки с преимущественно воспитательной направленностью, диф­ференцируемые в зависимости от конкретных задач нравственного или эстетического воспитания.

4. Уроки с преимущественно образовательной направленностью. Они подразделяются на пять типов по признаку выделяемых дидакти­ческих задач, что характерно, прежде всего, для школьного урока физической культуры, в котором при единстве оздоровительной, воспитательной и образовательной направленности ведущими все же являются задачи обучения:

1) вводные уроки проводятся в начале учебного года, четверти, изу­чения нового раздела программы, серии уроков. Главным на этих уроках является ознакомление учащихся с основными задачами и содержанием учебной работы на предстоящий период, норматив­ными требованиями, а также выявление способности класса и от­дельных учеников, степени готовности их к усвоению нового ма­териала. Типичное содержание: рассказ, беседа, выполнение уча­щимися практических заданий (обычно групповых), дающих пред­ставление об их подготовленности;

2) уроки изучения нового материала. Основная задача — ознакомле­ние учащихся с новыми двигательными действиями с выделением главного, требующего особого внимания. Это осуществляется осо­бым путем показа и демонстрации в сочетании с методами слова, обязательным практическим опробованием двигательных действий в целом или по частям на основе восстановления ранее усвоенных знаний и умений;

3) уроки совершенствования применяются для углубленного изуче­ния и закрепления пройденного в усложненных условиях (введе­ние лимита времени, изменение внешних условий и т.п.) или спе­циального воспитания физических качеств с помощью усвоенных упражнений. Задачи обучения ставятся предельно конкретно с ак­центом на совершенствование отдельных компонентов техники. Повышаются интенсивность выполнения упражнений и моторная плотность уроков. Широко используются групповой и индивиду­альный способы организации учебно-познавательной деятельности учащихся, задания творческого характера по выбору вариантов ре­шения двигательных задач. Вводно-подготовительная часть урока сокращается по времени, а заключительная требует относительно больших затрат времени на восстановление;

4) контрольные (проверочные, учетные, оценочные) уроки предназна­чены для выявления поэтапных и конечных результатов и оценки качеств учебной работы по теме или разделу программы.

В уроках создаются оптимальные условия для демонстрации каж­дым учащимся собственных достижений: специальная разминка, опро­бование снарядов и мест выполнения упражнений, пробные попытки и т.п. Предварительно учащихся знакомят с критериями оценки, а пос­ле выполнения контрольного задания аргументируют выставляемую оценку и разъясняют пути повышения успеваемости.

Смешанные уроки содержат примерно в равной пропорции элемен­ты уроков других типов. Разноплановость образовательных задач обус­ловливает своеобразие размещения учебного материала в таких уро­ках. Например, помимо вводно-подготовительной части урока часто используются дополнительные разминки в основной части непосредс­твенно перед решением очередной задачи; обучение новому материа­лу или выполнение упражнения на оценку должны предшествовать за­креплению пройденного; развитие равновесия, быстроты и ловкости планируется до заданий, по развитию силы и выносливости.

Знание типологии уроков позволяет учителю выбрать ту организацию урока, которая в наибольшей мере соответствует поставленным задачам.

Педагогическая оценка урока по физкультуре :

Источник

Основная часть урока (задачи, средства, методика проведения).

Общими задачами основной части урока гимнастики, определя­ющими направление деятельности занимающихся, являются:

1. Воспитание волевых и физических качеств занимающихся.

2. Формирование жизненно необходимых и спортивных двига­тельных навыков.

На каждом занятии гимнастикой, с кем бы оно ни проводилось, решаются обе эти задачи. При этом следует учитывать, что процесс обучения упражнениям на гимнастических снарядах требует значи­тельного времени на операции, непосредственно не связанные с вы­полнением упражнений (показ, объяснение техники, анализ попы­ток, постановка задач, а главное — поочередность выполнения уп­ражнений). Моторная плотность этого отрезка урока едва достигает 3—4%. В результате занимающиеся хотя и приобретают умения и навыки в выполнении тех или иных упражнений, однако воспитание физических качеств при таких режимах занятий осуществляется крайне медленно. Для исправления создавшегося положения необ­ходимо резервировать время на выполнение специальных упражне­ний, обеспечивающих развитие физических качеств, выбирать отно­сительно простую форму упражнений и использовать фронтальный метод.

Средства

В основной части урока гимнастики применяются такие упраж­нения, для выполнения которых требуются значительные волевые и физические усилия: упражнения на гимнастических снарядах, опор­ные прыжки, акробатические упражнения, прикладные общеразви-вающие упражнения повышенной интенсивности. Выбор упражне­ний для конкретно взятого занятия зависит от частных задач основ­ной части урока, от индивидуальных возможностей занимающихся и других условий.

Чередование упражнений

Программа занятий гимнастикой предполагает формирование у занимающихся большого количества разнообразных двигательных умений и навыков. Правильное определение количества различных видов упражнений и их чередование в пределах одного урока во многом предопределяют его успех. При решении этих вопросов по-мимо задач урока, состава занимающихся и других условий его про­ведения следует учитывать:

1. Условия сохранения высокой работоспособности занимающих­ся в основной части урока. Нужно так чередовать упражнения, что­бы упражнения физподготовки во всех случаях заключали основную часть урока: игры с бегом, преодолением препятствий, прыжками следовали бы после видов, в которых занимающиеся овладевают техникой упражнений на гимнастических снарядах; однотипные по характеру нагрузки упражнения не выполнялись бы непосредствен­но одно за другим.

2. Степень овладения занимающимися упражнениями, намечен­ными планом урока. Не следует в программу основной части одно­го урока включать большое количество не освоенных упражнений.

Общие методические указания к проведению основной части урока

Для выполнения требований, предъявляемых к проведению ос­новной части урока гимнастики, преподаватель должен уметь: поль­зоваться всеми методами обучения; оказывать помощь; анализиро­вать и давать оценку действиям занимающихся; устранять ошибки; применять меры, обеспечивающие безопасность выполнения упраж­нений.

На первом этапе обучения упражнению ведущим анализатором поступающей информации является зрительный. Поэтому для соз­дания у занимающегося четкого представления о том, что ему пред­стоит делать, преподавателю необходимо обеспечить прежде всего хорошую наглядную информацию.

2. Оказание помощи занимающимся. Чтобы обеспечить выполне­ ние упражнения каждым занимающимся, преподаватель оказывает помощь проводкой (физическая помощь) и подсказом. Физическая помощь оказывается занимающемуся в тех случаях, когда уровень развития его двигательных качеств находится ниже требований, предъявляемых к изучаемым двигательным, действиям, и тогда, когда занимающийся впервые пытается выполнить задан­ ное упражнение.

Наиболее существенным компонентом техники является ритм действий. Чаще всего занимающиеся не справляются именно с рит­мом. По ходу выполнения упражнения преподаватель может в нуж­ный момент звуковым сигналом или касанием рукой занимающего­ся подсказать ему нужный ритм действия.

3. Анализ и оценка действий занимающихся. Чтобы повысить ка­ чество выполнения упражнений в каждой очередной попытке, необ­ ходимо каждый раз оценивать действия занимающегося и ставить перед ним конкретные задачи.

4. Наблюдение и устранение ошибок. Заметить невыполнение

или плохое выполнение упражнения как следствие какой-либо ошибки в технике довольно легко. Для этого не нужны ни особые знания, ни особые умения. Да и пересказ результатов такого наблю­дения ничего, кроме огорчения, ученику не даст. Нужно увидеть причину неудачного выполнения упражнения и принять меры к ее устранению.

5. Меры, обеспечивающие безопасность выполнения упражне­ний. Соблюдение нормального режима занятий и правильный под­бор упражнений являются важнейшими условиями, обеспечиваю­щими безопасность их проведения. Кроме этого, необходимо тща­тельно готовить места занятий и отлично владеть приемами стра­ховки. Во избежание травм при первой попытке в выполнении нового упражнения следует страховать каждого занимающегося. В дальнейшем страховку можно применять лишь тогда, когда в этом появится необходимость.

Методика проведения отдельных видов упражнений основной части урока

Все виды упражнений, применяемых в основной части урока гимнастики, по своим характерным особенностям в организации и методике проведения можно разделить на следующие три группы:

1. Упражнения на гимнастических снарядах, прыжки, акробати­ческие упражнения и некоторые прикладные упражнения.

2. Комбинации вольных упражнений.

3. Упражнения физической подготовки.

Упражнения на гимнастических снарядах. При проведении уп­ражнений на гимнастических снарядах преподавателю рекоменду­ется:

1. добиваться организованной и быстрой подготовки места за­нятий. Гарантией этому служит четкое распределение обязанностей между занимающимися и контроль за их выполнением;

2. создавать оптимальные условия занимающимся для наблюде­ния за ходом выполнения упражнений. Этому может способствовать правильно выбранная позиция наблюдающегося, обеспечивающая удобный ракурс наблюдения и ослабляющая вредное воздействие постоянных раздражителей на остроту восприятия;

3) проводить специальную разминку перед выполнением основ­ ных упражнений. Со специальной разминки начинаются занятия в каждом виде упражнений основной части урока. Специальная раз­ минка осуществляет дополнительную подготовку двигательного ап­ парата и позволяет определить занимающемуся свои сегодняшние возможности к выполнению именно данного вида упражнений (по выражению гимнастов — «почувствовать снаряд»). В средства раз­ минки могут входить: общеразвивающие упражнения без предме­ тов, с предметами и отягощениями, на снарядах массового типа и обязательно упражнения того вида, к которому готовится занимаю­ щийся. Для начинающих заниматься гимнастикой выбор и дозиров­ ку упражнений определяет преподаватель (тренер). Опытные гим­ насты обычно проводят специальную разминку самостоятельно;

Что относится к средствам применяемым в заключительной части урока физической культуры4) проводить основные упражнения, руководствуясь установлен­ными методическими рекомендациями, с учетом обстановки заня­тий.

Комбинации вольных упражнений.При разучивании комбина­ций вольных упражнений, в которых нет сложных акробатических элементов, преподаватель проводит занятие, используя фронталь­ный метод, действуя при этом следующим образом:

1. Показывает и одновременно предлагает занимающимся вы­полнить вместе с ним движения первого счета. Если эти движения асимметричны, то преподаватель показывает их стоя спиной к группе. В зависимости от сложности движений и состава занимаю­щихся это действие повторяется несколько раз.

2. Предлагает занимающимся выполнять движения без показа.

3. Исправляет ошибки и повторяет движения первого счета до возможной, по условиям занятия, степени их усвоения.

4. Изучает таким способом первые четыре счета. При повторе­нии начинает с движений любого счета.

5. Предоставляет 1—2 мин. для самостоятельного освоения дви­жений.

6. Изучает так же следующие четыре счета.

7. Предлагает занимающимся выполнить освоенные движения с музыкальным сопровождением, помогая счетом. То же без счета.

8. Действует в указанном порядке до конца комбинации. При повторении начинает с любой фразы.

Упражнения физической подготовки. Поскольку уровень разви­тия отдельных двигательных качеств у занимающихся неодинаков, желательно во всех случаях индивидуализировать содержание этих упражнений, темп и дозировку. К сожалению, осуществить это бы­вает настолько сложно, что в большинстве случаев (в общеобразо­вательной школе, в средних и высших учебных заведениях, в секци­ях начинающих гимнастов) приходится от этого отказываться, на­значая для всех одни и те же упражнения. Эти упражнения по своему двигательному составу не представляют особой сложности, что освобождает преподавателя от многократного их показа и про­странных объяснений.

Заключительная часть урока (задачи, средства, методика проведения).

На заключительную часть урока обычно отводится неоправданно мало времени. Тем не менее в этой части решаются весьма важные задачи:

1. Содействие более быстрому восстановлению.Интенсивная двигательная деятельность, как известно, вызывает утомление, про­являющееся в снижении работоспособности занимающихся. Если перерывы между смежными уроками больше суток, то все функции организма восстанавливаются полностью. Когда же время переры­вов исчисляется всего несколькими часами, тогда следующий по плану урок может попасть на стадию недовосстановления. Чтобы

избежать этого, необходимо принимать меры, обеспечивающие ус­коренный процесс восстановления.

Выполнение гимнастических упражнений почти всегда связано снекоторым риском. Волевое усилие, проявляемое занимающимися для подавления чувства неуверенности, утомляет его психику. Сле­довательно, нужна разрядка, которуюсуспехом можно провестивзаключительной части урока.

2. Подведение итогов данного урока и установка на предстоя­щий.Подводя итоги, преподаватель должен высказывать свое отно­шение ко всему, что было на уроке (дисциплина занимающихся, их активность, ожидаемый и фактический результат урока).

Вместе с информацией о том, что предстоит делать на очередном уроке, желательно дать ученикам задание для самостоятельной работы.

Для решения поставленных задач в заключительной части урока гимнастики применяются:

1. Успокаивающие упражнения: ходьба, умеренный шаг, масси­рующие упражнения (потряхивание, расслабление, массаж). Явля­ясь средством активного отдыха, эти упражнения способствуют ускорению восстановительных процессов.

2. Отвлекающие упражнения: на внимание, спокойные игры, му­зыкальные задания и др. Эти упражнения способствуют подготовке занимающихся к предстоящей деятельности.

3. Упражнения, способствующие повышению эмоционального со­стояния занимающихся: игры и эстафеты, танцы, ходьба спесней и др. Не следует беспокоиться о возможном повышении частоты пульса при выполнении этих упражнений: она бывает относительно умеренной и быстро приходит в норму.

Педагогическое значение этих упражнений трудно переоценить. Они сплачивают коллектив, создают бодрое, жизнерадостное на­строение, а главное — усиливают желание занимающихся регуляр­но посещать уроки гимнастики.

27.Количественные показатели урока по гимнастике (плотность, нагрузка).

Величина нагрузки, которую получают занимающиеся на уроке, определяется трудностью выполняемых упражнений и количеством их повторений. В свою очередь, трудность одного и того же по на­званию упражнения не является величиной постоянной. Она может изменяться в зависимости от уровня развития физических качеств занимающихся, от степени овладения двигательным действием и да­же от темпа выполнения упражнения.

Таким образом, количество повторений упражнений, трудность и темп выполнения служат мерой объема и интенсивности нагрузки.

Основным условием правильного распределения нагрузки на уроках гимнастики является постепенное ее нарастание. Организм человека может сравнительно легко выдержать значительную на­грузку при условии предварительной подготовки его путем выпол­нения более легких физических упражнений с дальнейшим посте­пенным повышением их интенсивности.

Общая плотность.Общая плотность урока (в процентах) опре­деляется по формуле:

Что относится к средствам применяемым в заключительной части урока физической культуры

где Робщ — общая плотность урока; ТП — время, расходуемое на полезную (имеющую прямое отношение к уроку) деятельность, ку­да входит: выполнение упражнений, необходимый отдых после их выполнения, переработка наглядной и словесной информации пре­подавателя;Т0 — общее время, отведенное на урок по расписанию.

В идеале общая плотность урока должна приближаться к 100%. Снижение этого показателя является следствием допущенных оши­бок в работе преподавателя.

Причинами, приводящими к снижению плотности урока, явля­ются:

1. Неоправданные простои на уроке, вызванные несвоевремен­ ной подготовкой мест занятий и спортивного инвентаря, ожиданием очереди перед выполнением упражнений и т. д.

2. Неподготовленность преподавателя (тренера) к уроку. Непро­ думанные содержание и организация урока приводят к естествен­ ным в этих случаях паузам. Если преподавателю и удается их избе­ жать, то все равно потеря времени будет неизбежной, так как в уро­ ке будут использоваться случайные (по ходу придуманные), мало эффективные упражнения.

3. Излишняя словесная информация преподавателя.

4. Неудовлетворительная дисциплина занимающихся на уроке. При слабой дисциплине занимающихся нерационально использует­ся рабочее время вследствие многократного повторения команд и распоряжений, замечаний и выговоров ученикам, повторений объ­яснений и т. п.

Моторная плотность.Моторная плотность определяется отноше­нием затраченного времени непосредственно на выполнение упраж­нений к общему времени ур’ока (в процентах) по формуле:

Что относится к средствам применяемым в заключительной части урока физической культуры

где Рмот *- моторная плотность урока; Ту — время, потраченное на выполнение упражнений.

28.Музыкальное содержание урока по гимнастике.

Музыкальное сопровождение на занятиях гимнастикой эстетическому воспитанию занимающихся. На уроках гимнастики занимающиеся не только слушают музыку, но и выполняют различные упражнения, под­чиняя свои действия ее характеру. Такое активное восприятие музыки позволяет занимающимся глубже познать содержание, по­строение, характер, ритм и другие характеристики различных му­зыкальных произведений.

29. Основные документы планирования и учета по гимнастике

Учет. Однако, как бы хорошо ни была спланирована работа, без учета результаты ее будут малоэффективны.

1. Отношение занимающихся к занятиям.

2. Динамику физического развития и состояния здоровья зани­мающихся.

3. Степень спортивно-технической подготовки.

4. Объем и глубину знаний, полученных занимающимися в ре­зультате занятий и самостоятельной работы.

В практике работы по гимнастике применяются три вида учета: предвари­тельный, текущий и итоговый.

^ Предварительный учет предусматривает получение необходимых данных, которые помогут сформировать представление о контингенте занимаю­щихся.

К ним относятся: возраст, результаты медицинского осмотра, результаты проверочных испытаний, определяющих уровень развития ведущих для гимна­стики двигательных способностей (силы, гибкости, координации движений и прыгучести), показатели антропометрических измерений. Все данные фиксируют­ся в журнале или личной карточке спортсмена. По результатам предваритель­ного учета формируются учебные группы. В дальнейшем при составлении дан­ных предварительного учета и последующих испытаний можно проследить ди­намику спортивно-технического роста занимающихся.

^ Текущий учет предназначен для контроля за ходом учебно-воспита­тельного процесса, состоянием здоровья, ростом спортивно-технической и физи­ческой подготовленности, развитием способностей гимнаста и его воспитанности. Данные текущего учета позволяют своевременно вносить нужные коррективы в планирование и методику проведения занятий, применять дифференцированный, индивидуальный и личностный подход в учебно-тренировочном процессе.

^ Итоговый учет проводится по завершении определенного этапа тре­нировочной работы. Он дает возможность объективно судить о достигнутых результатах совместной работы тренер — ученик, оценить правильность плани­рования, наметить перспективу дальнейшей работы.

Таким образом, учет объективно отражает правильность выбо­ра средств, форм и методов ведения занятий, стимулирует творче­скую мысль педагога-тренера. Анализ документов учета — весьма действенная форма проверки работы каждого преподавателя, вы­явления лучших из них. Документами планирования являются: учебный план, учебная программа, рабочий план, рабочая программа, план-конспект за­нятия.

^ Учебный план, составляемый на весь период учебно-трениро­вочного процесса, определяет: количество дисциплин (видов упраж­нений), подлежащих изучению, и время их прохождения; темати­ку теоретического курса; количество часов, отводимых на каждую дисциплину; вид занятий на весь срок обучения; примерные сро­ки зачетов, экзаменов, прикидок, соревнований; расписание за­нятий.

^ Учебная программа, составляемая на те же сроки, что и учеб­ный план, определяет: содержание учебного материала; зачетные нормативы.

Рабочий план, составляемый на сравнительно короткие отрез­ки времени (четверть, семестр, тренировочный период, цикл), оп­ределяет: количество видов упражнений, подлежащих изучению на планируемом отрезке времени; количество часов или занятий, отво­димых на каждый вид упражнений (тему); последовательность прохождения учебного материала; точные сроки зачетов, экзаме­нов, прикидок, соревнований; расписание чередования видов уп­ражнений на занятиях.

^ Рабочая программа, составляемая на такое же время, как и рабочий план, определяет: содержание учебного материала по те­мам, согласно рабочему плану; последовательность изучения уп­ражнений в каждом их виде.

План-конспект, составляемый на одно-два занятия вперед, оп­ределяет: конкретные задачи данного занятия; подробное содержа­ние всех упражнений данного занятия; последовательность прове­дения упражнений; количество времени (в минутах), отводимого на каждый вид упражнений.

Основными исходными документами планирования учебно-тре­нировочного процесса являются учебный план и учебная програм­ма. На основе этих документов составляются: рабочий план, рабо­чая программа и план-конспект занятия. Таким образом, учебный план и учебная программа являются руководящими документами и, как правило, утверждаются вышестоящими органами управле­ния. На долю преподавателя гимнастики выпадает составление остальных трех документов: рабочего плана, рабочей программы и плана-конспекта занятия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *