Что относится к средствам информации о товарах и материально техническим средствам
ТЕМА 1.3. ОСНОВЫ И МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ
Оглавление
1.3.1. Основные понятия
В современных информационных системах (ИС) информация обладает двумя противоречивыми свойствами – доступностью и защищенностью от несанкционированного доступа. Во многих случаях разработчики ИС сталкиваются с проблемой выбора приоритета одного из этих свойств.
Под защитой информации обычно понимается именно обеспечение ее защищенности от несанкционированного доступа. При этом под самим несанкционированным доступом принято понимать действия, которые повлекли «…уничтожение, блокирование, модификацию, либо копирование информации…»(УК РФ ст.272). Все методы и средства защиты информации можно условно разбить на две большие группы: формальные и неформальные.
Рис. 1. Классификация методов и средств защиты информации
Формальные методы и средства
Это такие средства, которые выполняют свои защитные функции строго формально, то есть по заранее предусмотренной процедуре и без непосредственного участия человека.
Техническими средствами защиты называются различные электронные и электронно-механические устройства, которые включаются в состав технических средств ИС и выполняют самостоятельно или в комплексе с другими средствами некоторые функции защиты.
Физическими средствами защиты называются физические и электронные устройства, элементы конструкций зданий, средства пожаротушения, и целый ряд других средств. Они обеспечивают выполнение следующих задач:
Криптографические методы и средства
Криптографическими методами и средствами называются специальные преобразования информации, в результате которых изменяется ее представление.
В соответствии с выполняемыми функциями криптографические методы и средства можно разделить на следующие группы:
Неформальные методы и средства защиты информации
Неформальные средства – такие, которые реализуются в результате целенаправленной деятельности людей, либо регламентируют ( непосредственно или косвенно) эту деятельность.
К неформальным средствам относятся:
Организационные средства
Это организационно-технические и организационно-правовые мероприятия, осуществляемые в процессе создания и эксплуатации ИС с целью обеспечения защиты информации. По своему содержанию все множество организационных мероприятий условно можно разделить на следующие группы:
Законодательные средства
Это законодательные акты страны, которыми регламентируются правила использования и обработки информации ограниченного использования и устанавливаются меры ответственности за нарушение этих правил. Можно сформулировать пять ”основных принципов”, которые лежат в основе системы законов о защите информации:
Морально – этические нормы
Эти нормы могут быть как не писанными (общепринятые нормы честности, патриотизма и т.п.) так и писанными, т.е. оформленными в некоторый свод правил и предписаний (устав).
С другой стороны, все методы и средства защиты информации можно разделить на две большие группы по типу защищаемого объекта. В первом случае объектом является носитель информации, и здесь используются все неформальные, технические и физические методы и средства защиты информации. Во втором случае речь идет о самой информации, и для ее защиты используются криптографические методы.
1.3.2. Угрозы безопасности информации и их источники
Наиболее опасными (значимыми) угрозами безопасности информации являются:
Приведем ниже краткую классификацию возможных каналов утечки информации в ИС – способов организации несанкционированного доступа к информации.
Косвенные каналы, позволяющие осуществлять несанкционированный доступ к информации без физического доступа к компонентам ИС:
Каналы, связанные с доступом к элементам ИС, но не требующие изменения компонентов системы, а именно:
Каналы, связанные с доступом к элементам ИС и с изменением структуры ее компонентов :
1.3.3. Ограничение доступа к информации
В общем случае система защиты информации от несанкционированного доступа состоит из трех основных процессов:
При этом участниками этих процессов принято считать субъекты – активные компоненты (пользователи или программы) и объекты – пассивные компоненты (файлы, базы данных и т.п.).
Задачей систем идентификации, аутентификации и авторизации является определение, верификация и назначение набора полномочий субъекта при доступе к информационной системе.
Идентификацией субъекта при доступе к ИС называется процесс сопоставления его с некоторой, хранимой системой в некотором объекте, характеристикой субъекта – идентификатором. В дальнейшем идентификатор субъекта используется для предоставления субъекту определенного уровня прав и полномочий при пользовании информационной системой.
Аутентификацией субъекта называется процедура верификации принадлежности идентификатора субъекту. Аутентификация производится на основании того или иного секретного элемента (аутентификатора), которым располагают как субъект, так и информационная система. Обычно в некотором объекте в информационной системе, называемом базой учетных записей, хранится не сам секретный элемент, а некоторая информация о нем, на основании которой принимается решение об адекватности субъекта идентификатору.
Авторизацией субъекта называется процедура наделения его правами соответствующими его полномочиям. Авторизация осуществляется лишь после того, как субъект успешно прошел идентификацию и аутентификацию.
Весь процесс идентификации и аутентификации можно схематично представить следующим образом:
Рис. 2. Схема процесса идентификации и аутентификации
1- запрос на разрешение доступа к ИС;
2- требование пройти идентификацию и аутентификацию;
3- отсылка идентификатора;
4- проверка наличия полученного идентификатора в базе учетных записей;
5- запрос аутентификатора;
6- отсылка аутентификаторов;
7- проверка соответствия полученного аутентификатора указанному ранее идентификатору по базе учетных записей.
Из приведенной схемы (рис.2) видно, что для преодоления системы защиты от несанкционированного доступа можно либо изменить работу субъекта, осуществляющего реализацию процесса идентификации/аутентификации, либо изменить содержимое объекта – базы учетных записей. Кроме того, необходимо различать локальную и удаленную аутентификацию.
При локальной аутентификации можно считать, что процессы 1,2,3,5,6 проходят в защищенной зоне, то есть атакующий не имеет возможности прослушивать или изменять передаваемую информацию. В случае же удаленной аутентификации приходится считаться с тем, что атакующий может принимать как пассивное, так и активное участие в процессе пересылки идентификационной /аутентификационной информации. Соответственно в таких системах используются специальные протоколы, позволяющие субъекту доказать знание конфиденциальной информации не разглашая ее (например, протокол аутентификации без разглашения).
Общую схему защиты информации в ИС можно представить следующим образом (рис.3):
Рис. 3. Съема защиты информации в информационной системе
Таким образом, всю систему защиты информации в ИС можно разбить на три уровня. Даже если злоумышленнику удастся обойти систему защиты от несанкционированного доступа, он столкнется с проблемой поиска необходимой ему информации в ИС.
Семантическая защита предполагает сокрытие места нахождения информации. Для этих целей может быть использован, например, специальный формат записи на носитель или стеганографические методы, то есть сокрытие конфиденциальной информации в файлах-контейнерах не несущих какой-либо значимой информации.
В настоящее время стеганографические методы защиты информации получили широкое распространение в двух наиболее актуальных направлениях:
Последним препятствием на пути злоумышленника к конфиденциальной информации является ее криптографическое преобразование. Такое преобразование принято называть шифрацией. Краткая классификация систем шифрования приведена ниже (рис.4):
Рис. 4. Классификация систем шифрования
Основными характеристиками любой системы шифрования являются:
В настоящее время принято считать, что алгоритм шифрации/дешифрации открыт и общеизвестен. Таким образом, неизвестным является только ключ, обладателем которого является легальный пользователь. Во многих случаях именно ключ является самым уязвимым компонентом системы защиты информации от несанкционированного доступа.
Из десяти законов безопасности Microsoft два посвящены паролям:
Закон 5: «Слабый пароль нарушит самую строгую защиту»,
Закон 7: «Шифрованные данные защищены ровно настолько, насколько безопасен ключ дешифрации».
Именно поэтому выбору, хранению и смене ключа в системах защиты информации придают особо важное значение. Ключ может выбираться пользователем самостоятельно или навязываться системой. Кроме того, принято различать три основные формы ключевого материала:
Пароль – секретная информация, запоминаемая пользователем и таким образом неразрывно с ним связанная,
Ключ – секретная информация, хранящаяся на некотором носителе, которой могут воспользоваться без ведома пользователя,
Биометрия – биометрическая информация (отпечаток пальца, сетчатка глаза, голос и т.п.)
1.3.4. Технические средства защиты информации
В общем случае защита информации техническими средствами обеспечивается в следующих вариантах:
источник и носитель информации локализованы в пределах границ объекта защиты и обеспечена механическая преграда от контакта с ними злоумышленника или дистанционного воздействия на них полей его технических средств
Эти варианты реализуют следующие методы защиты:
Под объектами защиты понимаются как люди и материальные ценности, так и носители информации, локализованные в пространстве. К таким носителям относятся бумага, машинные носители, фото- и кинопленка, продукция, материалы и т.д., то есть всё, что имеет четкие размеры и вес. Для организации защиты таких объектов обычно используются такие технические средства защиты как охранная и пожарная сигнализация.
Носители информации в виде электромагнитных и акустических полей, электрического тока не имеют четких границ и для защиты такой информации могут быть использованы методы скрытия информации. Эти методы предусматривают такие изменения структуры и энергии носителей, при которых злоумышленник не может непосредственно или с помощью технических средств выделить информацию с качеством, достаточным для использования ее в собственных интересах.
1.3.5. Программные средства защиты информации
Эти средства защиты предназначены специально для защиты компьютерной информации и построены на использовании криптографических методов. Наиболее распространенными программными средствами являются:
1.3.6. Антивирусные средства защиты информации
В общем случае следует говорить о «вредоносных программах», именно так они определяются в руководящих документах ГосТехКомиссии и в имеющихся законодательных актах(например, статья 273 УКРФ «Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ»). Все вредоносные программы можно разделить на пять типов:
В настоящее время вредоносные программ в «чистом» виде практически не существуют – все они являются некоторым симбиозом перечисленных выше типов. То есть, например: троян может содержать вирус и в свою очередь вирус может обладать свойствами логической бомбы. По статистике ежедневно появляется около 200 новых вредоносных программ, причем «лидерство» принадлежит червям, что вполне естественно, вследствие быстрого роста числа активных пользователей сети Интернет.
В качестве защиты от вредоносных программ рекомендуется использовать пакеты антивирусных программ ( например: DrWeb, AVP – отечественные разработки, или зарубежные, такие как NAV, TrendMicro, Panda и т.д.). Основным методом диагностики всех имеющихся антивирусных систем является «сигнатурный анализ», то есть попытка проверить получаемую новую информацию на наличие в ней «сигнатуры» вредоносной программы – характерного куска программного кода. К сожалению, такой подход имеет два существенных недостатка:
Закон 8: «Не обновляемая антивирусная программа не намного лучше полного отсутствия такой программы»
Одним из известных путей повышения эффективности диагностирования вредоносных программ является использование так называемого «эвристического метода». В этом случае предпринимается попытка обнаружить наличие вредоносных программ, учитывая известные методы их создания. Однако, к сожалению, в случае если в разработке программы принимал участие высококлассный специалист, обнаружить ее удается лишь после проявления ею своих деструктивных свойств.
Статья 2. Материально-техническое оснащение
Статья 2. Материально-техническое оснащение
1) хозяйственное содержание зданий и земельных участков, служебных и иных рабочих помещений (в том числе арендуемых) в состоянии, соответствующем противопожарным, санитарным, экологическим и иным установленным законодательством требованиям; оплату электроэнергии, коммунальных услуг, услуг связи, технического обслуживания, проведения всех видов ремонта имущества (капитальный ремонт зданий, помещений на основании актов обследования и дефектных ведомостей, текущий ремонт зданий, сооружений, помещений, инвентаря, оборудования и т. д.); охрану помещений (установка, наладка и эксплуатация охранной, пожарной сигнализации, системы контроля доступа, приборов видеонаблюдения); благоустройство территории; оснащение рабочих общеотраслевых профессий спецодеждой, хозяйственным инвентарем, материальными запасами;
2) аренду зданий, помещений в случаях, когда за Учреждением не закреплено на праве оперативного управления муниципальное здание (помещение) или недостаточна имеющаяся площадь помещений; аренду (прокат) других нефинансовых активов (светового, звукового, сценического оборудования, транспорта, костюмов и др.);
3) организацию и содержание рабочих мест, в том числе оборудование мебелью; обеспечение канцелярскими принадлежностями и расходными материалами, специальную оценку условий труда;
4) транспортное обслуживание в служебных и хозяйственных целях;
5) оснащение компьютерной техникой, программным обеспечением, комплектующими и расходными материалами и ее обслуживанием; информационное сопровождение нормативно-правовых баз данных, лицензионное программное обеспечение, обновление справочно-информационных баз данных с учетом изучения спроса, потребности с учетом морального износа и технического состояния;
6) кадровое обеспечение с учетом квалификационных требований, организацию профессионального образования, дополнительного профессионального образования, повышение квалификации работников;
7) организацию и ведение бухгалтерского учета;
8) организацию делопроизводства, в том числе обеспечение режима секретности;
9) архивное обеспечение;
10) машинописные и множительно-копировальные работы;
Информация об изменениях:
Решением Городской Думы города Южно-Сахалинска от 26 августа 2015 г. N 226/14-15-5 в пункт 11 части 1 статьи 2 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после опубликования в газете «Южно-Сахалинск сегодня» названного решения
11) приобретение и изготовление бланочной продукции (бланки учетной и отчетной бухгалтерской документации в бюджетных и автономных учреждениях и организациях), проведение подписки на периодические издания и литературу в пределах нормативов оснащения и нормативов финансовых затрат;
12) возмещение расходов, связанных с командировками работников учреждений культуры и централизованной бухгалтерии, осуществляемых на основании порядка и условий, устанавливаемых муниципальными правовыми актами;
13) проведение различных культурно-досуговых и информационно-просветительских мероприятий, обеспечение награждения участников.
2. На основании настоящего Порядка осуществляется расчет объемов необходимого финансирования предоставления услуг в сфере культуры и искусства на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» в соответствии с утвержденными в настоящем Порядке нормативами оснащения и нормативами финансовых затрат.
Нормативы финансовых затрат ежегодно индексируются в размере утвержденного в установленном порядке формирования бюджета на очередной финансовый год индекса-дефлятора.
3. Муниципальное имущество (служебные помещения, транспорт и пр.), закрепляется за Учреждениями на праве оперативного управления в порядке, установленном действующим законодательством и муниципальными правовыми актами.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Что относится к материально-производственным запасам
Материально-производственные запасы (МПЗ) — общеэкономический термин, объединяющий в своем названии активы организации, которые в ходе обработки при участии людского труда и с содействием средств труда преобразуются в конечный продукт, а также активы, приобретенные с целью реализации или для собственных организационных нужд.
Что включают в себя производственные запасы — классификация
Существует множество классификаций МПЗ. Например, по стадиям производства их можно разделить:
С точки зрения роли в производственном действии вещественные припасы делятся на группы, приведенные ниже:
1. Сырье и основные материалы. Сырьевой и основной материал образует основание продукта. Сырьем именуются изделия добывающих отраслей и сельского хозяйства. Материалы — продукт обрабатывающих сфер.
2. Вспомогательные материалы — вещества, используемые как помощники с целью придания конечному продукту уготовленных качеств, для совершенствования технологического движения или для поддержания рабочего состояния орудий труда.
3. Покупные полуфабрикаты и комплектующие. Это приобретенные изделия, прошедшие определенные этапы производства, необходимые для создания конечного продукта.
4. Возвратные отходы производства.
Узнать, что такое возвратные и безвозвратные отходы, специфику их бухгалтерского и налогового учета можно в статье «Отражаем в учете возвратные отходы производства (нюансы)».
5. Топливо. Его подразделяют на технологическое (для технических целей), моторное (горючее) и хозяйственное (на топку).
6. Стройматериалы, используемые в ходе строительных и монтажных работ.
7. Тара и тарные материалы. Тара и тарные субстанции — вещи, применяемые для упаковки, транспортировки, сбережения разных вещей и продуктов (мешки, ящики, коробки).
8. Запасные части. Вспомогательные части применяют для наладки и смены сносившихся компонентов машин и оборудования.
9. Инвентарь и хозяйственные принадлежности. Это инструментарий, используемый как орудие труда на протяжении не более 12 месяцев или простого операционного цикла, если он превосходит этот отрезок времени.
Таким образом, круг материально-производственных запасов определяется спецификой конкретной организации, ее целевым назначением, отраслью, в которой она занята. В силу этого организация применяет самые разные МПЗ, среди которых выделяются основные (сырьевые и основные материалы, комплектующие, горючее и резервные части, хозинвентарь) и прочие.
Подробнее о том, что причисляется к прочим материалам, как они отражаются в бухгалтерском учете, — в статье «Прочие материальные запасы — что к ним относится?».
По принадлежности можно выделить МПЗ, относящиеся к собственности данной организации (учет ведется на балансовых счетах) и не являющиеся ее собственностью (учет ведется на забалансовых счетах).
Во всякой группе материальные запасы отделяются по видам, сортам, маркам, им присваивается номенклатурное значение и номер.
Узнать о классификации товарно-материальных припасов по разнообразным показателям можно в материале «Классификация товарно-материальных запасов».
Материальные запасы в бухгалтерском учете
С 2021 года бухгалтерский учет материально-производственных припасов регламентирован новым ФСБУ 5/2019, согласно которому к запасам относятся:
Различие с учетом основных средств — нормы ФСБУ 5/2019 не ставят стоимостные границы с целью отнесения активов к МПЗ. Так, готовая продукция и товары, сырье и материалы включаются в состав МПЗ независимо от своей стоимости. Пункт 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (приказ Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н) позволяет отнести к МПЗ и приобретенные основные средства с ценностью до 40 тыс. руб. В организации стоимостной порог причисления активов со сроком пользования свыше 12 месяцев к МПЗ может быть и ниже, он должен быть отмечен в учетной политике (п. 5 ПБУ 6/01).
Важно! С 2022 года ПБУ 6/01 утратит силу, а заменяющий его ФСБУ 6/2020 разрешит организациям самостоятельно устанавливать любой лимит стоимости ОС — с учетом существенности информации о таких активах. Подробнее об изменениях в учете ОС читайте в Обзоре от экспертов КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
Узнать, какими документами оформляется поступление МПЗ, перемещение и расход, можно в статье «Документальное оформление материально-производственных запасов».
Для учета каждого вида МПЗ предусмотрен свой бухсчет:
Для учета МПЗ, не принадлежащих организации, предусмотрены счета за балансом:
Подробно порядок учета МПЗ с 2021 года по правилам нового ФСБУ 5/2019 описан в Путеводителе от КонсультантПлюс. Посмотреть материалы можно бесплатно, получив пробный доступ к системе.
Итоги
Для бесперебойной и эффективной работы в фирме создаются припасы сырья, материалов, горючего, товаров и прочих ценностей. Материально-производственные припасы систематизируют по различным основаниям. Для целей бухгалтерского учета состав МПЗ и порядок их принятия, перемещения и списания определен ПБУ 5/01.
Что относится к средствам информации о товарах и материально техническим средствам
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Information and communication technologies in education. Training equipment. General statements
ОКС 35.240.99
ОКП 96 6000
Дата введения 2011-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования Московским государственным технологическим университетом «Станкин» (Специализированный центр новых информационных технологий)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТО)»
4 В настоящем стандарте реализованы нормы Федерального закона Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с Изменениями от 9 мая 2005 г., 1 мая, 1 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г., 18 июля 2009 г.), Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (с Изменениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 18, 21 июля, 31 декабря 2005 г., 16 марта, 6 июля, 3 ноября, 5, 28, 29 декабря 2006 г., 6 января, 5, 9 февраля, 20 апреля, 26 июня, 30 июня, 21 июля, 18 октября, 1 декабря 2007 г., 28 февраля, 24 апреля, 23 июля, 27 октября, 25 декабря 2008 г., 10, 13 февраля, 17 июля 2009 г.)
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2018 г.
Введение
Применение информационно-коммуникационных технологий в сфере образования способствует появлению широкого спектра дистанционных образовательных технологий и различных форм электронного обучения. Формирование единой информационно-образовательной среды на уровне образовательного учреждения, региона и системы образования в целом обусловливает необходимость разработки комплекса национальных стандартов, устанавливающих требования к образовательным технологиям и средствам обучения.
Технические средства обучения представлены широкой номенклатурой разнородной продукции, характеризующейся конструктивной сложностью и предназначенной для реализации современных технологий обучения преимущественно в ИКТ-насыщенной среде. Одним из основных направлений модернизации национальной системы образования является развитие ее материально-технической базы и создание в образовательных учреждениях всех уровней практико-ориентированных систем обучения, предусматривающих широкое применение технических средств обучения. Обеспечение качества и безопасности технических средств обучения должно основываться на соблюдении требований технических регламентов, стандартов, сводов правил, федеральных государственных образовательных стандартов и других нормативных документов.
Настоящий стандарт входит в комплекс стандартов «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» и устанавливает общие положения по стандартизации технических средств обучения.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие положения применительно к техническим средствам обучения, используемым в образовательных учреждениях всех уровней для реализации образовательных программ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
В настоящем стандарте определено функциональное назначение, принципы классификации, основные характеристики и правила подтверждения соответствия технических средств обучения.
Стандарт предназначен для применения разработчиками, поставщиками и потребителями технических средств обучения в целях обеспечения развития и применения новых технологий обучения, повышения качества образовательного процесса и подтверждения соответствия продукции, процессов, работ и услуг в сфере образования.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения»
ОК 005-93 Общероссийский классификатор продукции
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52653, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 технические средства обучения (ТСО): Специализированные технические средства, предназначенные для использования в образовательном процессе в целях повышения качества и эффективности обучения.
1 Технические средства обучения являются подклассом учебной техники.
2 Технические средства обучения могут быть в виде устройства, аппаратуры, оборудования, информационно-программного обеспечения или комбинации этих средств с учетом их функционального назначения в образовательном процессе.
3 Технические средства обучения могут быть конструктивно выполнены и функционировать на основе принципов механики, оптики, электротехники, радиотехники, электроники, вычислительной техники, телекоммуникации и их комбинаций.
4 Технические средства обучения должны обеспечить повышение качества процессов подготовки учебных материалов преподавателем, усвоения и запоминания новых знаний учащимися, управления образовательной деятельностью и контроля результатов обучения.
3.2 унификация ТСО: Установление относительного числа видов ТСО, необходимого для обеспечения потребностей системы образования и определенных в общероссийском классификаторе продукции или ином нормативном документе по стандартизации.
3.4 качество ТСО: Степень соответствия присущих ТСО характеристик требованиям стандартов, сводов правил, договоров и иных нормативных документов.
3.5 безопасность ТСО: Состояние технических средств обучения на всех этапах жизненного цикла, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью обучающихся, преподавателей и сотрудников образовательного учреждения, имуществу образовательного учреждения, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.
3.6 оценка соответствия ТСО: Прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту.
4 Общие положения
4.1 Функциональное назначение ТСО
4.1.1 Технические средства обучения составляют из основных компонентов материально-технической базы системы образования и обеспечивают эффективность и качество образовательного процесса.
4.1.2 Основные функции ТСО в образовательном процессе:
— передача информации обучаемым;
— подготовка обучаемых к выполнению заданий и организация их выполнения;
— получение обратной связи в процессе восприятия и усвоения информации, коррекция этих процессов;
— хранение, документализация и систематизация учебной и учебно-методической информации;
— преобразование получаемой с помощью ТСО информации обучаемыми с исследовательской целью.
4.1.3 Создание технических средств обучения должно осуществляться в соответствии с потребностями национальной системы образования с соблюдением требований законодательства, технических регламентов, международных и национальных стандартов, сводов правил, а также с учетом научно-технических достижений и лучших практик применения технических средств обучения в образовательном процессе.
4.1.4 Разработка номенклатуры технических средств обучения должна выполняться на основе унификации их видов с учетом функционального назначения, уровней образования и образовательных стандартов, рубрик общероссийского классификатора продукции.
4.1.5 Разработка технических средств обучения должна выполняться с учетом их совместимости с другими компонентами образовательной среды, обеспечения функционирования на уровне рабочих мест, учебных классов и лабораторий, зданий и сооружений образовательных учреждений.
4.2 Классификация ТСО
4.2.1 Классификация необходима для унификации ТСО, совершенствования классификаторов продукции, идентификации, оценки качества и подтверждения соответствия конкретных моделей ТСО.
4.2.2 ТСО могут быть классифицированы по следующим признакам:
— по функциональному назначению;
— по принципу действий;
— по способу организации процесса обучения;
— по степени интерактивности;
— по характеру воздействия на органы чувств;
— по способу представления информации;
— по уровню образования.
4.2.3 По функциональному назначению ТСО подразделяют на:
— технические средства передачи учебной информации;
— технические средства контроля знаний;
— технические средства обучения и самообучения;
4.2.4 По принципу действия ТСО подразделяют на: