Что относится к средствам физической культуры и спорта
Средства физической культуры
К средствам физической культуры относятся: гигиенические факторы, естественные силы природы и физические упражнения.
Гигиенические факторы включают режим занятий, отдыха, питания, сна, одежды и обуви, физкультурного оборудования, помещений, площадок, где проводятся занятия физическими упражнениями. Учет гигиенических факторов является обязательным условием для решения задач физического воспитания, повышает эффективность воздействия физических упражнений на организм человека, оказывает содействие нормальной работе всех органов и систем.
Спортивная одежда должна отвечать следующим основным требованиям:
а) соответствовать внешним условиям среды;
б) весить не более 10% веса человека;
в) иметь покрой, не затрудняющий кровообращение, не стесняющий дыхания и движений и не вызывающий смещения внутренних органов;
г) легко очищаться от пыли и загрязнений, быть прочной.
Ткани должны обладать необходимой теплопроводностью соответственно климатическим условиям, известной воздухопроницаемостью, определенной гигроскопичностью и водоемкостью, малой газопоглощаемостью, отсутствием раздражающих свойств. Ткани должны быть мягкими, эластичными и вместестем прочными, не изменяющими своих гигиенических свойств в процессе носки.
Гигиенические требования к обуви заключаются в следующем. Обувь должна защищать ноги от механических воздействий, ударов и неровностей почвы, от холода и промокания, быть мягкой, легкой, удобной в носке, соответствующей погоде и условиям труда. Она не должна способствовать перегреванию и сильному потению ног, нарушать их нормальные функции, стеснять свободу движений. Узкая и тесная обувь ведет к деформации стопы.
Естественными силами природы являются солнце, воздух и вода. Они оказывают закаливающее воздействие на организм. Закаливание — это система гигиенических мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям различных метеорологических факторов. Закаливание оказывает на организм специфический и неспецифический эффект.
Специфический эффект закаливания проявляется в повышении устойчивости организма к воздействию определенных метеорологических факторов под влиянием закаливающих процедур.
Неспецифический эффект заключается в оздоравливающем влиянии на организм, повышении физической и умственной работоспособности, снижении заболеваемости.
Физические упражнения являются основным специфическим средством физической культуры, оказывающими многостороннее воздействие на человека. Физические упражнения используются для решения задач физического воспитания — оздоровительных, образовательных, воспитательных; содействуют умственному, эстетическому, нравственному, трудовому воспитанию; являются средством лечения при многих заболеваниях.
Физические упражнения подразделяются на две большие группы.
1. Стандартные физические упражнения:
– движения циклического характера (повторение одного и того же цикла движений). Физиологической основой этих движений является ритмический двигательный рефлекс. Передвижение осуществляется посредством ног (ходьба, бег) и рук (плавание, гребля);
2. Нестандартные физические упражнения:
Выполнение физической и умственной работы приводит к утомлению организма или какого-либо органа.
Средства физической культуры
В качестве средств физической культуры используются:
•естественные силы природы;
•факторы личной и общественной гигиены.
Их комплексное воздействие обеспечивает наибольший эффект занятий физической культурой.
Физические упражненияявляются основным специфическим средством. В процессе выполнения специально подобранных упражнений можно не только воздействовать на физическое развитие растущего организма, укрепление здоровья, на развитие функциональных и двигательных способностей человека, но и совершенствовать его психические способности, активизировать восстановление при утомлении. Весь процесс занятий физическими упражнениями строится на единстве физической к психической деятельности человека.
В современных условиях жизни физические упражнения применяются также в борьбе с недостаточностью двигательной активности, т.е. восполняют у многих категорий людей необходимый для нормального функционирования организма объем движений.
Специально подобранные физические упражнения являются действенным средством профилактики, а иногда и лечения различных, в том числе наследственных и профессиональных, заболеваний. Об этом знали еще с древних времен. О профилактической значимости физических упражнений писал Авиценна: «Если заниматься физическими упражнениями, нет никакой нужды в употреблении лекарств».
В России еще в 1705 г. в ученом собрании Российской академии академик А.П. Протасов выступил с докладом «О необходимости движения для здоровья».
В настоящее время в физкультурной практике физические упражнения применяются в виде многообразных упражнений, гимнастики, различных видов спорта, игр и туризма. Подбор физических упражнений на каждом конкретном занятии определяется его задачами, особенностями контингента занимающихся, наличием специального инвентаря и др.
Естественные силы природы используются как условия оптимальной организации и проведения занятий физическими упражнениями (при одновременном дозированном закаливающем воздействии солнца, воздуха и воды). В отдельных случаях естественные силы природы могут выступать и как вполне самостоятельные средства повышения функциональных возможностей человека.
Так, например, дозированное применение физических упражнении в условиях среднегорья (пониженное парциальное давление кислорода в горном воздухе) достаточно давно используется представителями целого ряда видов спорта. Занятия физическими упражнениями, спортивная тренировка в этих условиях способствуют выработке организмом дополнительного резерва красных кровяных телец, улучшают транспортабельность кислорода в организме человека и тем самым способствуют повышению его общей и специальной выносливости.
6.2. Основные составляющие (компоненты)
физической культуры[2]
В настоящее время различают следующие типологические составляющие физической культуры:
• базовая физическая культура;
•спорт и туризм (их активные двигательные виды);
•профессионально-прикладная физическая подготовка:
•оздоровительно-реабилитационная физическая культура;
•«фоновые виды» физической культуры.
Базовая физическая культура. К ней относится в первую очередь та фундаментальная часть физической культуры, которая обеспечивает базовый уровень физической подготовленности человека. Именно она характеризует наличие основного фонда жизненно важных двигательных умений и навыков наряду с необходимым в жизни уровнем общего разностороннего развития физических способностей (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости).
Базовая физическая культура служит фундаментом для специализированных видов подготовки (профессионально-прикладной, спортивной и т.п.).
На базовой физической культуре, т.е. на общей физической подготовке, основывается и процесс физического воспитания во всех образовательных учебных заведениях.
Спорт и туризм. Следует обратить особое внимание на составляющие физической культуры, которые при определенных условиях выступают и как самостоятельные заметные общественные явления культурной жизни, и как самостоятельные сферы человеческой деятельности. Это прежде всего спорт и туризм.
Следует отметить, что в настоящее время принято подразделять общее понятие «спорт» на массовый спорт и спорт высших достижений («большой спорт»). Массовый спорт — занятия отдельными видами спорта или физическими упражнениями в разнообразных соревновательных формах с целью активного отдыха, укрепления здоровья, повышения работоспособности и достижения физического совершенства. Эти задачи совпадают как с общей целевой направленностью физической культуры, так и с рядом положений базовой физической культуры.
Вместе с тем существует так называемый «большой спорт», который по своей направленности и все дальше уходит от задач физической культуры. Спорт высших достижений уже сейчас может рассматриваться как самостоятельная сфера человеческой деятельности, где спорт проявляется и как профессиональный труд спортсменов, и как зрелище, и как крупный бизнес и т.д. (более подробно этот вопрос будет рассматриваться в лекции 7).
Туризм — существенная составляющая физической культуры. Активные виды туризма (пеший, вело-, водный и др.) являются действенными физическими упражнениями, очень часто имеющими не только оздоровительный, спортивный, но и профессионально-прикладной характер. В то же время существуют и коммерческие виды туризма, которые в большей мepe решают задачи познавательного характера и в меньшей степени связаны (или вообще не связаны) с физическими упражнениями и нагрузками оздоровительного характера.
Профессионально-прикладная физическая подготовка связана с процессом профилированного (направленного) использования средств физической культуры и спорта для подготовки к будущей профессии. К этому компоненту физической культуры условно можно отнести и производственную физическую культуру, связанную с оптимизацией трудовых процессов в различных профессиональных сферах труда (повышение и восстановление профессиональной работоспособности, профилактика профессиональных заболеваний и травматизма). В эту же составляющую физической культуры можно включить и специальную физическую подготовку военнослужащих, которая профилируется в соответствии с особенностями службы в различных родах войск.
Оздоровительно-реабилитационная физическая культура представляет собой специально направленное использование средств физической культуры для лечения заболеваний, восстановления отельных функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин.
К этому разделу относится лечебная физическая культура и кинезиотерапия (лечение болезней движениями). Оба этих направления находятся на стыке двух наук: теории физической культуры и медицины.
В последние десятилетия сложилась система мер спортивно-реа-билитанного характера, которая пригодна для применения и в сфере различных видов трудовой деятельности.
«Фоновые» виды физической культуры. Под этим условным названием объединены два подраздела физической культуры:
• гигиеническая физическая культура;
• рекреативная (восстановительная) физическая культура.
Гигиеническая — осуществляется в рамках повседневного быта: утренняя гигиеническая гимнастика («зарядка»), пешие оздоровительные прогулки и другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками.
6.3 Физическое воспитание как неотъемлемая
часть физической культуры.
Известно, что в цивилизованном обществе человек живет как бы внутри культуры этого общества. Культура, в том числе и культура физическая, окружает его и на протяжении всей жизни, начиная с дошкольного возраста. И то, как он «вписывается» в эту культуру на протяжении всей своей жизни, во многом зависит от целостного процесса его воспитания.
Сам процесс физического воспитания всегда относился к области педагогики, поэтому ему можно дать следующее определение:
Реализация каждого компонента физической культуры тесно связана с процессом физического воспитания. Эта связь проявляется в необходимости приобретения тех или иных специфических знаний, формирования определенных двигательных умений и навыков, воспитания физических качеств.
Поэтому и само физическое воспитание имеет свои составляющие:
• физическая, вернее психофизическая, подготовка.
Физическое воспитание — это приобщение человека к физической культуре, в процессе которого он овладевает системой знаний, ценностей, позволяющих ему осознанно и творчески развивать физические способности, мировоззренческие, психические, эстетические и поведенческие качества.
Физическая подготовка — процесс формирования определенных физических и психических качеств, учений, навыков человека посредством направленных занятий с применением средств физической культуры для решения конкретных жизненных и профессиональных целей.
Физическое воспитание человека всегда связано с его физическим развитием(см. лекцию 3).
Практическая реализации физического воспитания всегда имеет целевую установку на больший или меньший период жизни человека, что предполагает разработку программно-нормативных основ физического воспитания на каждый период. Выполнение целевой установки контролируется нормативами и требованиями, которые должны быть выполнены занимающимися в процессе физического воспитания. Таким образом, сам процесс физическою воспитания характеризуется упорядоченностью его теоретических, методических, практических и контрольных разделов, что и составляет определенную систему физического воспитания.
Контрольные вопросы
1. Физическая культура – часть человеческой культуры.
2. Социальные функции физической культуры и спорта в современном обществе.
3. Формирование физической культуры личности.
4. Средства физической культуры.
5. Основные составляющие (компоненты) физической культуры.
6. Физическое воспитание как неотъемлемая составляющая физической культуры.
Литература:
1. Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента. – М., Альфа-М., 2006. – С. 331-341.
3. Евсеев Ю. И. Физическая культура.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – С. 5-78.
5. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» 2007 г.
6. Массовая физическая культура в вузе. – М.: Высшая школа, 1991. – 240 с.
7. Решетников Н.В., Кислицин Ю.Л. Физическая культура. – М.: Академия,2002. С. 4-11.
8. Физическая культура студента / Под ред. профессора В.И. Виленского. – М.: Гардарики, 2001. – С. 5-33.
9. Холодов Ж.К. Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания. – М.: Академия, 2004. С. 10-18; 266-278.
10. Шевцов В.В. Прикладная физическая подготовка учащейся молодежи: Монография. – Тюмень: ИПК-ПК, 1995. – 190 с.
11. Шевцов В.В. Основные формы и функции физической культуры: учебное пособие. – Тюмень: ТюмГУ, 1996. – 50 с.
ЛЕКЦИЯ 3 Биологические и социально- биологические основы физической культуры |
Студент должен знать:
— анатомо-морфологическое строение организма;
— влияние природно-климатических и экологических, и социальных факторов на организм человека;
— роль занятий физическими упражнениями в совершенствовании социальной и биологической природы человека.
Студент должен уметь:
Обосновать влияние физкультурно-спортивной активности на формирование социально значимых качеств личности и функциональное состояние основных жизнеобеспечивающих систем организма человека.
1. Организм человека как саморегулируемая биологическая система.
2. Влияние природно-климатических, экологических и социальных факторов на человека.
3. Роль физкультурно-спортивной деятельности в совершенствовании социальной и биологической природы человека.
Ключевые слова: организм, система, функциональное состояние, жизнедеятельность, наследственность, экология, природно-климатические факторы, функциональные реакции, функциональные резервы организма.
Физическая культура в своей основе имеет биологические корни: закономерности становления, развития и функционирования организма человека. Поэтому, рассматривая вопросы взаимосвязи биологического развития человека с его двигательной активностью, со всеми составляющими физической культуры, следует обратиться к обидим основам биологии. Это позволит лучше понять естественную необходимость дополнительных физических нагрузок, роль самой физической культуры в жизни современного человека.
Кроме того, на развитие и повседневную жизнедеятельность человека всегда оказывала и оказывает влияние окружающая среда: природно-климатические, экологические, социальные факторы. Влияние этих факторов должно изучаться и всегда учитываться при напраазенном использовании средств физической культуры, при непосредственной организации учебно-тренировочных занятий и массовых физкультурно-спортивных мероприятий.
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры.
Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам.
Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.).
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Вопросы
1. Классификация средств физической культуры.
2. Классификация и характеристика физических упражнений.
3. Естественные силы природы и гигиенические факторы.
4. Система вспомогательных и дополнительных средств физической культуры.
Классификация средств физической культуры
Одна из решающих ролей в направленном использовании физической культуры принадлежит ее средствам, использование которых (как «самостоятельно» так и в совокупности с другими средствами физической культуры) обеспечивает наилучшее усвоение ценностей физической культуры; комплексное преобразование человека на пути его восхождения к культуре, к личности.
Заметки на полях
Средство – прием, способ действия для достижения чего-либо (Ожегов С.И. М., 1999, с. 760). Средства, таким образом (в педагогическом смысле), есть своеобразный «инструмент», при использовании которого в соответствии с образовательной задачей происходит преобразование личности. |
Всю совокупность средств физической культуры в настоящее время можно представить в виде системы (классификации), отражающей преимущественную их направленность и предназначение для решения определенных задач физического образования; становления тех или иных двигательных, личностных, функциональных и т.д. состояний личности (рис. 6).
Заметки на полях
Классификация – систематическое деление и упорядочение понятий, предметов, явлений (238, с. 212). Классифицировать – значит выбирать признаки, существенные для предмета познания; выявлять существенные сходства и различия между предметами (объектами познания) (237, с. 157). И здесь очевидно, что в самом термине «заложено» понятие системы и установление определенного порядка в рассмотрении явлений (в частности, средств физической культуры). В прикладном отношении классификация помогает выявить и отражает существенные сходства и (или) различия между предметами или явлениями. |
Таким образом, средства физической культуры составляют: физические упражнения; естественные силы природы и гигиенические факторы, вспомогательные и дополнительные средства (здесь и далее по материалам: 133, с.28-50; 161, с. 24-36; 247, с. 32-40; 209, Т.1, с. 64-86; 217, с. 40-58; 212, с. 36-58; 213, Т.1, с. 72-91; 211, Т.1, с. 58-82; 207, с. 72-79; 136, с. 187-198; 211-219; 159, с. 49-62; 171, с. 195).
Классификация и характеристика физических упражнений
Термином «физические упражнения» обозначается совокупность двигательных действий, реализуемых в физкультурно-спортивной деятельности в соответствии с закономерностями и принципами физического образования и направленных на формирование физической культуры личности. В связи со специфичностью процессов освоения физической культуры (в двигательной деятельности) и в прикладном отношении представляется целесообразной классификация физических упражнений, представленная на рисунке 7.
Рис..6 Классификация средств физкультуры
Главными факторами, позволяющими считать физические упражнения основным средством освоения физической культуры являются:
— направленность на комплексное становление биологической и социальной природы личности; в данном случае речь идет об эффективном влиянии физических упражнений на морфофункциональное состояние, двигательные способности и совокупность личностных качеств;
— удовлетворение потребности человека в двигательной активности, т.е. как средства поддержания и упрочения биологической («организменной») составляющей человека;
— их рассмотрение как способа передачи (распространения) ценностей физической культуры, так как только в деятельности (в данном случае двигательной) происходит усвоение как общесоциального, так и специфического (физкультурного) опыта (ценностей культуры);
— возможность совершенствования психоэмоциональной природы человека, поскольку физические упражнения представляют своеобразный «инструмент» и «полигон» выражения мыслей и эмоций (психических процессов);
— рассмотрение физических упражнений как одного из предметов познания физической культуры, ее ценности, через который происходит преобразование личности.
Группировка совокупности физических упражнений на обще-, специально-подготовительные и соревновательные отражает суть их классификации, основное функциональное назначение которой — обеспечить эффективный подбор физических упражнений для удовлетворения образовательного и соревновательного начала физкультурно-спортивной деятельности и обеспечения процессов подготовки к ней; решения конкретных дидактических задач физического образования и спортивной подготовки.
Рис. 7. Классификация физупражнений.
Заметки на полях
Тем не менее ниже приводится наиболее значимая для практики физического образования и спортивной подготовки классификация физических упражнений по признаку их преимущественной направленности для освоения того или иного раздела школьной программы (отражающего, впрочем, конкретный вид спорта, специфику физкультурно-спортивной деятельности); обеспечения успешной спортивной специализации в избранном виде спорта (в ходе спортивной подготовки).
Заметки на полях
В настоящее время классификация физических упражнений на обще-специально-подготовительные и избранно-соревновательные общепринята в практике спортивной подготовки, где означенные группы физических упражнений называют «специфическим средством» спортивной тренировки. Полагаем, что практика школьного (да и любого другого, вузовского, к примеру) физического образования (равно как реализация любого другого вида физической культуры) необходимо предусматривает комплексность и избирательность двигательной и личностной подготовки занимающихся, да еще и в различных формах организации и реализации процессов освоения физической культуры (в том числе и соревнований). Все это обуславливает использование всей совокупности упражнений и позволяет их считать основным и специфическим средством не только спортивной тренировки, но и иных видов физической культуры. |
Общеподготовительные упражнения (ОПУ) являются преимущественно средством общей двигательной подготовки человека. Характерным для них является то, что ОПУ обеспечивают, во-первых, всесторонность физического развития и двигательной подготовленности («бытовой», прикладной) и, во-вторых, становление фундамента (базы) для дальнейших специальных воздействий специально-подготовительными и соревновательными упражнениями (в процессе, к примеру, спортивной подготовки, реабилитационной физической культуры и т.д.).
Таким образом, в состав общеподготовительных упражнений могут входить самые разнообразные двигательные действия из различных видов спорта, подобранные в соответствии с конкретными дидактическими задачами обучения, воспитания и развития личности, подготовки к соревновательной деятельности.
Следовательно, основное назначение общеподготовительных упражнений — всестороннее воспитание основных физических качеств (преимущественно выносливости, координации, скоростно-силовых); создание обширного фонда двигательных умений и навыков; овладение знаниями и практическими умениями освоения ценностей физической культуры.
Вместе с тем подбор общеподготовительных упражнений, определяющих эффективность всесторонности, связан с реализацией следующих основных методических особенностей:
— при воспитании общей, неспецифической выносливости — «продолжительные» упражнения циклического характера (бег, лыжи, плавание, велосипед);
— при воспитании собственно силовых способностей — упражнения с отягощениями, самоотягощениями, сопротивлением (штанга, гантели, эспандер и т.д.);
— при воспитании скоростных способностей — упражнения из состава спортивных и подвижных игр, организованных в соответствии с особенностями игрового и соревновательного методов;
— при воспитании координационных способностей — элементы упражнений основной и спортивной гимнастики, акробатики и игр, требующие проявления пространственной, временной и силовой дифференциации движений;
— при формировании двигательных умений и навыков — исключение отрицательного «переноса» движений и действий (что особенно важно в практике спортивной подготовки).
Заметки на полях
В теории и методике спорта (171, с. 195) выделяют еще и вспомогательные упражнения, использование которых создает специальный фундамент для спортивного совершенствования в избранной специализации (надо полагать, что по сути те же специально-подготовительные упражнения, носящие явно выраженный характер на становление базовых компонентов двигательной и личностной готовности к тренировочной и соревновательной деятельности в соответствии со спецификой конкретного вида спорта). |
Специально-подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, а также движения и действия, существенно сходные с ними по форме и характеру проявленных способностей (Д. Харре, 1971).
Таким образом, они могут иметь самостоятельное значение либо являются содержанием какого-либо вида спорта (например, в первом случае точность движений может быть сформирована на кинематометре; во втором — за счет многократных бросков мяча в корзину в баскетболе).
Как правило, специально-подготовительные упражнения имеют достаточно узкоспециализированный характер воспитания специфических компонентов физических качеств, двигательных умений и навыков, специальных двигательных и психофизиологических качеств, функциональных и личностных качеств и черт, обусловленных требованиями (задачами) физического образования и спортивной тренировки.
В этой связи, в зависимости от преимущественной направленности, специально-подготовительные упражнения подразделяют:
— на подводящие, способствующие освоению техники двигательных движений и действий (215, с. 99; 133, с. 67);
— на развивающие (подготовительные), обеспечивающие направленное воздействие на становление физических и личностных свойств и качеств (способностей).
Специально-подготовительные упражнения окажут позитивное воздействие на систему двигательной и личностной подготовленности при выполнении следующих основных требований к их подбору:
— идентичность координаций, усилий, характера и амплитуды движений и действий соревновательным упражнениям, что обеспечивает эффективное становление технической подготовленности;
— избирательная направленность на физические качества и связанные с ними способности в соответствии со спецификой вида спорта, что способствует формированию физической подготовленности (как общей, так и специальной) и оптимальному проявлению двигательных умений и навыков в соревновательной деятельности;
— сопряженность воздействий, во-первых, на воспитание физических качеств и формирование двигательных умений и навыков и, во-вторых, на личностные свойства, качества и функции;
— избирательность воздействий на становление «избыточного» уровня генетически обусловленных к эффективному воспитанию качеств при одновременном «подтягивании» до оптимального (самодостаточного) уровня отстающих.
Весьма значимы для практики физической культуры (физического образования) и спорта избранно–соревновательные физические упражнения (133, с. 446; 41; 207), отражающие специфические особенности вида спорта и соревновательного метода и способствующие:
— эффективному формированию двигательных умений и навыков, входящих в собственно соревновательную деятельность;
— целенаправленному воспитанию физических качеств и их специальных компонентов, характерных для конкретной соревновательной деятельности;
— формированию комплекса личностных способностей (воли, психологической устойчивости, эмоциональной устойчивости и т.д.);
— контролю и выявлению эффективности педагогических вмешательств;
— становлению состояния спортивной формы.
Многообразие избранно – соревновательных упражнений представлено:
— собственно соревновательными упражнениями, в точности и по всем параметрам отражающими те движения и действия, которые используются в соревновательной деятельности;
— тренировочные формы собственно соревновательных упражнений, в которых избранно-соревновательные отражаются в основных движениях и действиях (основах техники).
И если избранно-соревновательные упражнения выполняются, как правило, в условиях соревнования, целенаправленной подготовки к соревнованиям и в полном соответствии с правилами данного вида спорта, то тренировочные формы соревновательных упражнений отличаются направленностью на решение частных тренировочных задач (в данном случае речь идет скорее всего о моделировании избранно-соревновательных упражнений). В этой связи следует считать, что главным методическим требованием к эффективному подбору соревновательных упражнений является воссоздание совокупности условий, моделирующих соревновательную деятельность и стимулирующих максимальное проявление двигательных и личностных способностей.
Заметки на полях
В заключение отметим, что эффективность использования всей совокупности физических упражнений обусловлена рядом факторов, важнейшими из которых являются (208; 133; 213):
1. Личностные характеристики учителя и ученика; и если для первого необходимы прежде всего высокий уровень нравственности, интеллектуальной и двигательной подготовленности, то для второго — заинтересованность, активность, направленность на овладение ценностями физической культуры.
2. Теоретико-методическая разработанность психолого-педагогических, физиологических, биомеханических и других особенностей влияния и использования физических упражнений в практике физкультурно-спортивной деятельности; знание и учет этих особенностей обеспечит успешность решения комплекса педагогических задач в отношении формирования личности.
3. Методическая обеспеченность процесса освоения физической культуры, что предусматривает: знание и учет при подборе преимущественной направленности физических упражнений на решение дидактической задачи, оптимальную их дозировку (т.е. характер и объем нагрузки, интервал отдыха), логический порядок использования (прежде всего их последовательность и преемственность), состояние подготовленности занимающихся (половозрастные особенности, особенности психического развития).
4. Широкомасштабное и, по возможности, сопряженное использование средств физической культуры, на основе чего формируются различные грани личности и компоненты ее физической культуры, достигается усиливающий эффект от их взаимопроникновения.
5. Усиление направленности используемых физических упражнений на формирование устойчивого интереса к физкультурно-спортивной деятельности, на фоне которого происходит становление потребностей и мотивов человека, и как следствие — практическая включенность в процесс освоения ценностей физической культуры для физического совершенствования и самосовершенствования.
6. Обеспечение и учет метеогигиенических условий и материально-технической оснащенности физкультурно-спортивной деятельности.