Что относится к специализированному фонду школьной библиотеки

Учет библиотечного фонда в образовательных организациях

«Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях», 2012, N 23

Библиотечным фондом признается совокупность документов различного назначения и статуса, организационно и функционально связанных между собой, подлежащих учету, комплектованию, хранению, использованию в целях библиотечного обслуживания населения (обеспечения учебного процесса и (или) научной деятельности образовательного учреждения).

Учет библиотечного фонда в образовательных учреждениях ведется на основании следующих нормативных актов:

Учетом библиотечного фонда занимаются работники библиотеки, которые осуществляют внутрибиблиотечный учет, и бухгалтерия образовательного учреждения, которая ведет в том числе и бухгалтерский учет.

Рассмотрим каждый из указанных видов учета.

Внутрибиблиотечный учет. Одной из особенностей организации библиотечной работы в образовательных учреждениях, как отмечено в Методических рекомендациях N 2488, является то, что для обеспечения учебного процесса ими приобретаются учебные издания в больших количествах экземпляров одного названия, индивидуальный учет которых осуществляется по методике безынвентарного учета.

Учет библиотечного фонда включает прием документов, маркировку, регистрацию при поступлении и перемещении, выбытие, а также проверку наличия документов в фонде, что следует из п. 2.3 Инструкции N 590.

Объектами учета библиотечного фонда являются документы, поступающие в библиотеку, выбывающие из нее, независимо от вида документа и его материальной основы. Об этом сказано в п. 4.1 Инструкции N 590. Заметим, что учету не подлежат, не включаются в фонд библиотеки материалы служебного назначения (программные продукты, являющиеся рабочим инструментом библиотечных работников и программистов, и материалы, приобретаемые для оформления библиотеки, других подсобных работ, не связанных с комплектованием библиотечного фонда).

При учете поступления документов в фонд они не делятся на документы постоянного и длительного хранения, на что указывает п. 6 Методических рекомендаций N 2488. Выделению из них подлежат только документы временного хранения отдельных видов изданий по объему и по характеру информации (ГОСТ 7.60-90), которые не ставятся на баланс. К ним относятся:

Согласно п. 5.1.1 Инструкции N 590 учет поступающих и выбывающих из фонда документов в установленных единицах учета осуществляется библиотекой индивидуально и суммарно.

При этом суммарный учет всех видов документов, поступающих или выбывающих из фонда библиотеки, производится партиями по одному сопроводительному документу (лист государственной регистрации, счет-фактура, накладная, реестр, акт). Данное положение закреплено в п. 7.1 Инструкции N 590. В случае отсутствия сопроводительного документа составляется акт приема.

Формой суммарного учета является книга (журнал, листы суммарного учета библиотечного фонда) в традиционном или машиночитаемом виде (п. 7.2 Инструкции N 590).

Независимо от характера материального носителя учетной формы сведения о движении фонда фиксируются в трех частях Книги суммарного учета библиотечного фонда или другой форме суммарного учета:

Заметим, что для библиотек высших, средних специальных учебных заведений, а также для библиотек общеобразовательных учреждений, как сказано в п. 7 Методических рекомендаций N 2488, рекомендуется использовать специально разработанные формы Книги суммарного учета библиотечного фонда, которые приведены в Приложениях 1, 2, 3 к Методическим рекомендациям N 2488.

Обратите внимание, что все периодические издания независимо от материальной основы носителя информации подлежат суммарному учету, что установлено п. 7.8.2 Инструкции N 590.

Индивидуальный учет каждого экземпляра документа или каждого названия документа в силу п. 8.1 Инструкции N 590 производится с помощью методов инвентаризации с присвоением документу инвентарного номера или регистрации документа без присвоения ему инвентарного номера. Индивидуальный номер закрепляется за документом на все время его нахождения в фонде библиотеки.

Индивидуальный учет многоэкземплярных документов (учебников, учебных пособий, справочников, словарей и других изданий), предназначенных для использования студентами и учащимися в учебном процессе, осуществляется безынвентарным способом. Об этом сказано в п. 8 Методических рекомендаций N 2488. При таком методе учета предусматривается суммарная запись документов по названиям, стоимость их относится на баланс библиотеки.

Отметим, что многоэкземплярными документами считаются документы, поступающие в количестве свыше 10 экземпляров. Два, три экземпляра издания записываются в инвентарные книги на общих основаниях. Конкретное количество документов, подлежащих записи в инвентарные книги и учету безынвентарным методом, определяется библиотекой.

Формами индивидуального учета документов на основании п. 8.2 Инструкции N 590 являются книжная (инвентарная книга), карточная (карточка учетного каталога), листовая (лист актового учета), регистрационная карточка на определенный вид издания (в том числе электронные или аудиовизуальные документы). При автоматизированной технологии создаются файлы, содержащие всю необходимую информацию для формирования любой из форм индивидуального учета.

Документами, которыми оформляется учет при безынвентарном методе, являются учетная карточка документа (издания) и регистрационная книга учетных карточек. Их формы приведены в Приложениях 4, 5 к Методическим рекомендациям N 2488.

Бухгалтерский учет. Образовательным учреждением признается юридическое лицо, созданное и зарегистрированное в соответствии с законодательством РФ, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников (ст. 12 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании»).

Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными и негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций).

При этом государственные или муниципальные образовательные учреждения, в свою очередь, могут быть автономными, бюджетными или казенными, что вытекает из п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ).

Рассмотрим бухгалтерский учет объектов библиотечного фонда, осуществляемый бюджетным образовательным учреждением.

В бюджетных образовательных учреждениях бухгалтерский учет ведется на основании:

В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, объектам библиотечного фонда присвоен код 19 0001000.

В силу п. 23 Инструкции N 157н, п. 9 Инструкции N 174н объекты библиотечного фонда принимаются к учету по их первоначальной стоимости.

Первоначальной стоимостью объектов библиотечного фонда признается сумма фактических вложений в их приобретение или изготовление (создание) с учетом сумм налога на добавленную стоимость (НДС), предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками (кроме их приобретения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ).

Фактическими вложениями учреждения при приобретении и (или) изготовлении объектов библиотечных фондов на основании п. 47 Инструкции N 157н являются:

Не включаются в сумму фактических вложений общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением и (или) изготовлением объекта библиотечного фонда.

Отметим, если объекты библиотечных фондов получены учреждением по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, то первоначальной (фактической) стоимостью таких объектов признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче учреждением в целях исполнения обязательств по договору.

Стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче учреждением, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно учреждение определяет стоимость аналогичных ценностей. При невозможности установить стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче учреждением, стоимость объектов библиотечных фондов, полученных учреждением по указанным договорам, определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты библиотечных фондов (п. 24 Инструкции N 157н).

Если же объекты библиотечных фондов получены учреждением по договору дарения, то их первоначальной стоимостью на основании п. 25 Инструкции N 157н признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования.

При этом под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к учету.

В бухгалтерском учете поступление объектов библиотечного фонда отражается следующими записями:

В случае отсутствия дополнительных затрат, связанных с получением и приведением объекта, безвозмездно полученного по договору дарения, пожертвования, в состояние, пригодное для использования, принятие к учету этого объекта по первоначальной стоимости осуществляется следующим образом:

Рассмотрим на примере приобретение объектов библиотечных фондов.

Пример. В примере использованы условные цифры. Для упрощения примера НДС не рассматривается.

Бюджетное образовательное учреждение за счет средств от приносящей доход деятельности приобрело специализированную литературу в количестве 20 шт. на сумму 9000 руб. Согласно нормативному акту учредителя объекты библиотечного фонда учитываются в составе особо ценного движимого имущества. Доставка литературы была осуществлена собственными силами учреждения, затраты составили 150 руб. По условиям договора оплата стоимости литературы поставщику производится после получения товара учреждением.

В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующими записями:

Согласно п. 9 Инструкции N 174н поступление и внутреннее перемещение объектов библиотечного фонда оформляются первичными документами. К ним относятся:

При выбытии объектов библиотечного фонда в учете на основании п. 12 Инструкции N 174н делаются следующие записи:

Аналогичную запись бюджетные образовательные учреждения должны делать при принятии решения о списании по иным основаниям, в том числе по причине физического, морального износа объекта учета;

Оформляется выбытие объектов библиотечного фонда Актом о списании исключенной из библиотеки литературы (форма 0504144) с приложением списков исключенной литературы.

Заметим, что списание фондов из открытого доступа образовательные учреждения вправе производить в соответствии с п. 9 Методических рекомендаций N 2488 не более 0,1% от объема книговыдачи. При этом исключение документов из фондов библиотек общеобразовательных учреждений может производиться только по причине устарелости и не реже одного раза в 2 года (рекомендуемые сроки использования учебников и учебных пособий в общеобразовательных учреждениях в пределах 4 лет следует считать ориентировочными).

Следует сказать, что по объектам библиотечного фонда нужно начислять амортизацию.

В целях бухгалтерского учета амортизация на объекты библиотечного фонда в силу п. п. 92, 85 Инструкции N 157н начисляется в следующем порядке:

Срок полезного использования, согласно п. 44 Инструкции N 157н, определяется исходя из информации, содержащейся в законодательстве РФ, устанавливающем сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации. В соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, срок полезного использования объектов библиотечного фонда устанавливается в диапазоне от 15 до 20 лет (код 190001000, 7-я амортизационная группа), за исключением картографических изданий, которым устанавливается срок полезного использования от 7 до 10 лет включительно (код 190001115, 5-я амортизационная группа). Срок полезного использования определяется по наибольшему сроку, установленному для указанных амортизационных групп.

Обратите внимание, при поступлении (приобретении, получении) объектов библиотечного фонда, ранее бывших в эксплуатации, дата окончания срока полезного использования определяется в указанном порядке с учетом срока фактической эксплуатации поступившего объекта.

Начисление амортизации на объекты библиотечного фонда начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, что следует из п. 86 Инструкции N 157н.

В бухгалтерском учете начисление амортизации на объекты библиотечного фонда в образовательных учреждениях отражается согласно п. 26 Инструкции N 174н следующей записью:

Для комплектации библиотечного фонда образовательные учреждения нередко приобретают периодические издания.

Выбытие периодических изданий по любым основаниям отражается на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, оформленного первичным учетным документом (Актом приема-передачи, Актом на списание, иным актом).

Аналитический учет по счету ведется по объектам учета в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей (п. 378 Инструкции N 157н).

Источник

Охрана и безопасность труда в школе и ДОУ

Положение о школьном библиотечном фонде учебников,
порядке его формирования, учета, использования и обеспечения сохранности

1. Общие положения

1.1. Данное Положение о библиотечном фонде школы разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 2 июля 2021 года, ФЗ от 29.12.94 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» в редакции от 11 июня 2021 г., Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 8 октября 2012 года N 1077 «Об утверждении Порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда» с изменениями на 2 февраля 2017 года, Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.12.2011г. № МД-1634/03 «Об использовании учебников в образовательном процессе», а также Уставом образовательной организации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. Настоящее Положение о школьном библиотечном фонде (далее – Положение) определяет порядок учета библиотечного фонда и механизм формирования, сохранности и предоставления в пользование учебников, учебных пособий, учебно-методических материалов обучающимся образовательной организации (далее – школа), осваивающим основные образовательные программы в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, а также закрепляет ответственность всех участников образовательной деятельности.
1.3.
Учебник – учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида. Может быть представлен в печатной и электронной форме.
Учебное пособие – учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида.
Рабочая тетрадь – учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе обучающегося над освоением учебного предмета.
Учебно-методические материалы – совокупность материалов, в полном объеме обеспечивающих преподавание данной дисциплины (атласы, контурные карты, поурочное планирование, средства контроля знаний, справочные издания, рабочие программы и т.д.).
Средства обучения и воспитания – другие источники учебной информации, предоставляемые обучающимся в ходе образовательной деятельности.
1.4. Целью настоящего Положения о библиотечном фонде является создание условий для максимального обеспечения учебной литературой обучающихся школы, повышение ответственности педагогического коллектива и семьи за правильное, рациональное использование школьных учебников, организация работы среди обучающихся и их родителей по воспитанию осознанного, бережного отношения к учебнику.
1.5. Учет документов библиотечного фонда является основой отчетности и планирования деятельности библиотеки, способствует обеспечению его сохранности.

2. Формирование фонда учебников и порядок учета фонда учебной литературы

2.1. Комплектование учебного фонда библиотеки школы происходит на основе ежегодно утверждаемых Федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, перечней организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ. Ежегодно утверждается перечень учебников и учебных пособий образовательной организации.
2.2.

2.3. Пополнение учебного фонда обеспечивается за счет средств федерального, регионального, муниципального бюджетов (ст.35, п.2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»); иных источников, не запрещенных законодательством РФ, в т.ч. безвозмездного пожертвования физическими и/или юридическими лицами.
2.4. В целях обеспечения обучающихся учебниками, учебными пособиями школа может взаимодействовать с другими общеобразовательными организациями района, Управлением образования.
2.5. Непосредственное руководство и контроль работы по созданию и своевременному пополнению библиотечного фонда школьных учебников осуществляет директор образовательной организации.
2.6. Допускается использование учебно-методических комплектов, входящих в Федеральный перечень учебников, согласованных на Педагогическом совете и утвержденных приказом директора школы.
2.7. Для эффективной организации образовательной деятельности используется учебно-методическое обеспечение из одной предметно-методической линии.
2.8.

3. Порядок выдачи и возврата учебников

3.1. Порядок пользования учебной литературой определяется Положением о библиотеке, Правилами пользования библиотекой и данным Положением.
3.2. К обучающимся, осваивающим основные образовательные программы в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, относятся:

3.3. Школа бесплатно обеспечивает обучающихся учебниками, учебными и учебно-методическими пособиями в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию при реализации имеющих аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов. Обеспечение обучающихся указанными изданиями осуществляется за счет изданий, имеющихся в фонде школьной библиотеки. Библиотечный фонд ежегодно пополняется необходимыми учебниками, учебными и учебно-методическими пособиями.
3.4. Учебная литература используется не менее 5 лет, но при соответствии Федеральному стандарту и Федеральному перечню учебников может использоваться до 10 лет (письмо Министерства образования и науки РФ от 08.12.2011г. № МД-1634/03).
3.5. Учебники, учебные пособия и учебно-методические материалы, необходимые обучающимся для освоения учебных предметов, курсов, дисциплин за пределами федеральных государственных образовательных стандартов, родители (законные представители) приобретают самостоятельно.
3.6. Детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся на дому по основным общеобразовательным программам с использованием дистанционных образовательных технологий на период получения образования учебники предоставляются в пользование бесплатно.
3.7. Учебники, учебные пособия и учебно-методические материалы (рабочие программы, поурочное планирование, методические пособия и т.п.) для личного пользования учителя школы приобретают самостоятельно. Если данные издания имеются в наличии в фонде библиотеки, учителя обеспечиваются ими в единичном экземпляре бесплатно.
3.8. Учебники, учебные и учебно-методические пособия предоставляются обучающимся школы в личное пользование по одному комплекту сроком на один год независимо от того, на какой срок обучения они рассчитаны. Второй комплект учебников может быть выдан по заявлению родителей в связи с ухудшением здоровья обучающегося при наличии свободных экземпляров в библиотеке.
3.9. Перед началом учебного года библиотекарь выдает учебники на класс классным руководителям 1-11 классов по графику, утвержденному директором школы. Выдача учебной литературы классным руководителям фиксируется в «Книге выдачи учебников» и подтверждается подписью классного руководителя.
3.10. Обучающиеся школы получают учебники и учебные пособия из фонда библиотеки у классных руководителей в начале учебного года. Выдача учебников и учебных пособий родителям 1-х классов и обучающимся 2-9 классов фиксируется классными руководителями в «Ведомости выдачи и возврата учебников» и подтверждается личной подписью одного из родителей обучающегося в 1 классе, а во 2-11 классах – личной подписью обучающегося. «Ведомости выдачи и возврата учебников» хранятся в библиотеке. Классные руководители 1-11 классов проводят беседу-инструктаж обучающихся своего класса и их родителей (законных представителей) о правилах пользования учебниками.
3.11. В исключительных случаях обучающиеся (должники, вновь прибывшие, а также для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, на летнее обучение) получают учебники у библиотекаря. Учебники для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ обучающимся 9-х и 11-х классов и вновь прибывшим выдаются только при наличии их в библиотеке. Выдача необходимых учебников на летний период фиксируется в читательских формулярах под личную подпись обучающихся.
3.12. Учебники могут быть выданы как новые, так и использованные ранее. В течение одной недели обучающиеся должны просмотреть все учебники и учебные пособия, выданные им в личное пользование. При обнаружении дефектов, мешающих восприятию учебного материала (отсутствия листов, порчи текста) обучающийся или его родители (законные представители) могут обратиться в библиотеку для замены его другим. Учебник может быть заменен при его наличии в фонде библиотеки. По истечении указанного срока претензии по внешнему виду и качеству учебника библиотекой не принимаются, а ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых учебниках несет тот обучающийся, который ими пользовался.
3.13. В конце учебного года и при переходе обучающегося в течение учебного года из школы в другую образовательную организацию учебники, учебные пособия, рабочие тетради и учебно-методические материалы, предоставленные в личное пользование обучающихся, возвращаются в библиотеку школы. В случае порчи или утери учебника, учебного или учебно-методического пособия, предоставленного обучающемуся в личное пользование, родители (законные представители) обязаны возместить ущерб и вернуть в библиотеку новый учебник.
3.14. Обучающиеся выпускных классов перед получением документа об окончании школы обязаны полностью рассчитаться с библиотекой (по обходному листу).
3.15. Возврат учебников в конце учебного года осуществляется по графику, составленному заведующей библиотекой и утвержденному директором школы.

Классный руководитель обеспечивает 100% явку обучающихся со всеми учебниками в соответствии с графиком.
3.16. Обучающиеся обязаны сдать учебники в школьную библиотеку в состоянии, соответствующем единым требованиям по их использованию и сохранности.

4. Выбытие учебников из библиотечного фонда

4.1. Срок использования учебника не менее пяти лет.
4.2.

В акте о выбытии фиксируются сведения об учебниках, исключаемых только по одной причине.
4.3. Списание учебников проводится не реже одного раза в год. На каждый вид списания («Ветхие», «Устаревшие по содержанию», «Утерянные читателями») составляется акт в 2-х экземплярах, который подписывается комиссией и утверждается директором школы. Один экземпляр акта хранится в библиотеке, другой передается под расписку в бухгалтерию, которая производит списание с баланса школы указанной в акте стоимости учебников. Списанные по акту учебники сдаются в соответствующие организации по заготовке вторичного сырья. Деньги от сдачи учебников вносятся на расчетный счет школы.
4.4. Выбытие учебников из фонда библиотеки оформляется актом об исключении и отражается в книге суммарного учета, а также в картотеке учета учебников. Выбытие учебных материалов временного хранения производится в конце календарного года по акту с указанием причины: «материал временного хранения».
4.5. Акты на списание учебников визируются членами комиссии по сохранности фондов. Завизированные акты утверждаются директором школы.
4.6. Списанные по акту учебники могут быть использованы для изготовления дидактического материала, для реставрационных работ или передаются организациям по заготовке вторсырья. Часть учебников, находящихся в удовлетворительном состоянии, после списания может выдаваться обучающимся для подготовки к экзаменам, передаваться в учебные кабинеты или использованы для ремонта других учебников.
4.7. Хранение списанных учебников вместе с действующими запрещается.

5. Учет итогов движения библиотечного фонда

5.1. Итоги движения фондов подводятся в книге суммарного учета библиотечного фонда (или другом регистре суммарного учета, принятом в библиотеке) на основании данных суммарного учета о поступлении и выбытии документов.
5.2. Итоговые данные имеют четыре обязательных показателя: состояло на начало года, поступило за год, выбыло за год, состоит на конец года. Итоговые данные по электронным сетевым удаленным документам представляются следующими показателями учетных единиц: состояло на начало года, оформлено в доступ в течение года, доступ прекращен в течение года, состоит на конец года.

6. Проверка наличия документов библиотечного фонда

Для проведения проверок директором образовательной организации назначается комиссия, в состав комиссии должен входить представитель бухгалтерии.
6.2. Проверка фонда в плановом порядке осуществляется один раз в 5 лет.
6.3. Проверка всего фонда или его части завершается составлением акта о результатах проведения проверки наличия документов учебного фонда и приложением к нему списка документов, отсутствующих по неустановленной причине.

В акте также указываются номер и дата акта о проведении предыдущей проверки. Акт с приложением списка документов, отсутствующих по неустановленной причине, подписывается председателем и членами комиссии и утверждается директором школы.
6.4. При выявлении в процессе проверки фонда отсутствующих документов и невозможности установления виновных лиц убытки по недостаче списываются в соответствии с действующим законодательством.

7. Делопроизводство в организации учета библиотечного фонда

7.1. Организация работы с документами по учету библиотечного фонда осуществляется по правилам ведения делопроизводства.
7.2. Основные документы, в которых осуществляется учет, подлежат постоянному хранению как документы строгой отчетности. Постоянно, до ликвидации библиотеки, хранятся регистры индивидуального и суммарного учета документов библиотечного фонда (регистрационные книги, инвентарные книги, книги суммарного учета, учетный каталог и каталоги).
7.3.

7.4. По истечении сроков хранения учетные документы подлежат уничтожению в установленном порядке.
7.5. До окончания очередной проверки фонда хранятся акты о результатах проведения проверки наличия документов библиотечного фонда.

8. Обеспечение сохранности библиотечного фонда школьных учебников

8.1. Сохранность фонда обеспечивается созданием оптимальных условий хранения и использования учебников, а также охраной их от порчи и хищений.
8.2. Хранение учебников осуществляется согласно действующим Инструкциям по охране труда и пожарной безопасности.
8.3. Фонд учебников располагается и учитывается отдельно от основного фонда.
8.4. Ответственность за организацию сохранности фонда учебников возлагается на директора школы и заведующего библиотекой.
8.5. Ответственность за состояние и сохранность выданных учебников в течение учебного года несут обучающиеся, пользующиеся этим фондом. Они же, при необходимости, осуществляют их ремонт.
8.6. В случае утери или порчи учебника родители (законные представители) возмещают нанесенный ущерб в соответствии с действующим законодательством.
8.7. В целях контроля за сохранностью учебников обучающимися 2 раза в год (сентябрь и апрель) библиотекой проводятся выборочные рейды по проверке состояния учебников. Сведения о результатах рейда доводятся до классного руководителя, при необходимости до завуча по УВР. По результатам проверки составляется акт.
8.8.

9. Правила пользования учебниками для обучающихся и родителей

9.1. Обучающиеся имеют право получать учебники, предусмотренные образовательными программами школы, во временное пользование из фонда библиотеки бесплатно.
9.2. Учебники выдаются обучающимся сроком на один год, независимо от того, на какой срок обучения они рассчитаны, без права передачи и продажи. Возврат учебников гарантируется родителями (законными представителями).
9.3. Учебники могут быть выданы как новые, так и использованные ранее. Проблемы нехватки учебников решаются через обменно-резервный фонд школ района (областного центра).
9.4. Обучающиеся должны подписать каждый учебник, полученный из фонда школьной библиотеки (учебный год, фамилия, имя, класс).
9.5. Учебник должен иметь дополнительную съёмную обложку.
9.6. В учебниках нельзя писать, рисовать, загибать и вырывать страницы и т.д.
9.7. Обучающиеся обязаны возвращать школьные учебники в опрятном виде, по необходимости ремонтировать их.
9.8. Учебники должны возвращаться в библиотеку в установленные сроки в конце учебного года, до летних каникул.
9.9. Выпускники (9,11 классов) обязаны рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения (до получения аттестата).
9.10. Обучающиеся, выбывающие в течение учебного года, обязаны сдать учебники перед получением документов.
9.11. В случае порчи или утери учебников обучающиеся обязаны возместить их новыми или равноценными по согласованию с заведующим библиотекой.
9.12. Ответственность за сохранность полученных школьных учебников несут как обучающиеся, так и их родители (законные представители).

10. Требования к использованию и обеспечению сохранности учебников

10.1. Обучающиеся обязаны бережно относиться к учебникам, не допускать их загрязнения и порчи, приводящих к потере информации, ухудшающих удобочитаемость, условия чтения (потеря элементов изображения, пятна, царапины, отсутствие одной или более страниц, склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций при раскрытии, деформация, потрепанность блока или переплета).
10.2. При использовании учебника первого года, он должен быть сдан в школьную библиотеку в отличном состоянии: чистым, целым, без повреждений и потертостей корешка, углов переплета, без отрыва переплета от блока.
10.3. При использовании учебника второго-третьего года, он должен быть сдан в школьную библиотеку в хорошем состоянии: чистым, целым, допускаются незначительные повреждения: могут быть немного потрепаны уголки переплета, корешок (но не порван).
10.4. При использовании учебника четырех-пяти лет, он должен быть сдан в школьную библиотеку в удовлетворительном состоянии, пригодным для дальнейшего использования: чистым, допускается надрыв корешка (не более 1 см. от края) и переплета в месте его соединения с блоком.
10.5. При использовании учебника шести лет и более, он должен быть сдан в школьную библиотеку в удовлетворительном состоянии, пригодным для дальнейшего использования: чистым, допускается надрыв корешка (не более 2-3 см от края) и переплета в месте его соединения с блоком.
10.6. Все повреждения должны быть аккуратно склеены прозрачной бумагой, либо широким прозрачным скотчем.

11. Ответственность участников образовательной деятельности

11.1. Директор школы несет ответственность за организацию работы по своевременному пополнению библиотечного фонда школьных учебников, обеспечение обучающихся учебниками, учебными пособиями, учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания.
11.2. Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе определяет потребность школы в учебниках, соответствующих программам обучения, осуществляют контроль за использованием педагогическими работниками в ходе образовательной деятельности учебников, учебных пособий и учебно-методических материалов в соответствии со списком, определенным школой, совместно с учителями и заведующим библиотекой осуществляет контроль за выполнением обучающихся единых требований по использованию и сохранности учебников.
11.3. Классные руководители несут ответственность за воспитание у обучающихся бережного отношения к учебной книге, за состояние учебников и учебных пособий обучающихся своего класса в течение учебного года, своевременную выдачу (сдачу) учебников, ученых и учебно-методических пособий в библиотеку в соответствии с графиком, утвержденным директором школы.
11.4. Заведующий библиотекой несет ответственность за достоверность информации об обеспеченности учебниками, учебными пособиями и учебно-методическими материалами обучающихся школы, за организацию работы библиотеки по выдаче и возврату учебников, учебных пособий и учебно-методических материалов обучающимися, за сохранность библиотечного фонда учебной литературы.
11.5. Родители (законные представители) обучающихся несут ответственность за сохранность полученных учебников, учебных пособий и учебно-методических материалов и возмещают их утрату или порчу библиотеке школы.
11.6. Обучающиеся несут ответственность за сохранность учебников, учебных пособий и учебно-методических материалов, полученных из фонда школьной библиотеки.

12. Заключительные положения

12.1. Настоящее Положение о школьном библиотечном фонде, порядке его формирования, учета, использования и обеспечения сохранности является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора организации, осуществляющей образовательную деятельность.
12.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
12.3. Положение о библиотечном фонде образовательной организации принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.12.1. настоящего Положения.
12.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *