Что относится к социально экономической географии

Социально-экономическая география

Социально-экономическая география — система географических наук, изучающая территориальную организацию общества, ее законы и закономерности. Подразделяется на экономическую, социальную, политическую и географию культуры.

Содержание

Структура науки

Социально-экономическая география, согласно англо-американским географическим школам, состоит из экономической, социальной, исторической, культурной, и политической географии. Социальная география же в свою очередь является совокупностью исследовательских направлений географии населения, расселения, развития, здоровья (т.е. медицинской географии).

Определения

История развития

Основные школы социально-экономической географии

Перечислены основные школы, претендовавшие на интегральный подход ко всей социально-экономической географии (некоторые — и к географии вообще). Направления отраслевых разделов социально-экономической географии (экономической, социальной, политической и культурной географии) приводятся в соответствующих статьях

Философский подход

Философский подход в социально-экономической географии представлен такими направлениями как

Ведущие научные центры

Литература

Полезное

Смотреть что такое «Социально-экономическая география» в других словарях:

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ — подразделяется на экономическую географию, социальную географию и географию населения. Объекты изучения С. э. г. население, хозяйство и его отрасли, природные условия и ресурсы. Краткий географический словарь. EdwART. 2008. социально… … Географическая энциклопедия

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ — (экономическая и социальная география) один из основных разделов системы географических наук, изучает территориальную организацию общества в различных странах, районах, местностях. Подразделяется на экономическую географию, социальную географию и … Большой Энциклопедический словарь

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ — СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ, наука о территориальной организации общества в различных странах, районах, местностях. Подразделяется на экономическую географию, социальную географию и географию населения. Сформировалась к середине 20 в … Современная энциклопедия

Социально-экономическая география — СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ, наука о территориальной организации общества в различных странах, районах, местностях. Подразделяется на экономическую географию, социальную географию и географию населения. Сформировалась к середине 20 в. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

социально-экономическая география — (экономическая и социальная география), один из основных разделов системы географических наук, изучает территориальную организацию общества в различных странах, районах, местностях. Подразделяется на экономическую географию, социальную географию… … Энциклопедический словарь

Социально-экономическая география — одна из двух подсистем в системе географических наук. В составе географии, изучающей среду общественного развития и ее компоненты как природного, так и общественного генезиса. С. э. г. изучает явления и предметы, формирующиеся на Земле под… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

Экономическая география — ветвь социально экономической географии, изучающая: территориальную организацию общественного производства; особенности формирования территориально экономической структуры хозяйства различных стран и районов. Экономическая география… … Финансовый словарь

ГЕОГРАФИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ — см. Социально экономическая география … Большой Энциклопедический словарь

география социально-экономическая — см. Социально экономическая география. * * * ГЕОГРАФИЯ СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, см. Социально экономическая география (см. СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ) … Энциклопедический словарь

География социально-экономическая — комплекс научных дисциплин, изучающих закономерности размещения общественного производства (понимаемого как единство производительных сил и производственных отношений) и расселения людей, иными словами территориальную организацию (жизни) общества … Экология человека

Источник

§ 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Вспоминаем. Кто из учёных первым употребил термин «география»? Почему карту называют «альфой и омегой» географии? Почему география имеет право называться самостоятельной наукой?

Для чего мы это изучаем? Почему современному человеку столь необходимы знания в области социально-экономической географии? Мы узнаем, как отсутствие знаний по географии может привести к проблемам развития государства. Возрастает ли роль географии как науки в условиях глобализации?

Сайт:Профильное обучение
Курс:География. 10 класс
Книга:§ 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Напечатано::Гость
Дата:Вторник, 28 Декабрь 2021, 05:28

Оглавление

Предмет и задачи социально-экономической географии мира. Каждая научная дисциплина вносит свой вклад в формирование наших представлений о мире. Социально-экономическая география мира (СЭГ мира) является одной из интереснейших географических дисциплин, потому что только она позволяет одновременно ответить на три вопроса о любой территории или стране: какие имеются ресурсы, чем характеризуется население и как развивается хозяйство. А если к полученному ответу подключить исторические знания и географическое мышление, можно сделать прогноз демографического и социально-экономического будущего страны.

Социально-экономическая география мира — это область науки, которая изучает географические закономерности развития населения, мирового хозяйства и мирохозяйственных связей, процессов на политической карте мира или в целом территориальную организацию общества в мире и отдельных странах в различных регионах планеты. Поэтому предметом изучения социально-экономической географии мира являются: динамика политической карты мира, процессов, связанных с изучением географии населения; взаимообусловленность природных ресурсов, хозяйства и общества; пространственно-временные закономерности динамики секторов мирового хозяйства.

Специфическая особенность социально-экономической географии мира — это то, что она изучает свои объекты под углом зрения их территориальной организации, т. е. взаиморасположения, взаимодействия, взаимодополнения и управления. В этом заключается её прикладная значимость.

В условиях глобализации и перехода к постиндустриальной стадии перед социально-экономической географией мира стоит широкий перечень задач (рис. 1).

Что относится к социально экономической географии

Экономико-географическое изучение стран, или страноведение, в настоящее время становится всё более гармоничной частью трёх основных объектов СЭГ мира — политической карты мира, населения и мирового хозяйства.

Вклад выдающихся учёных в развитие социально-экономической географии мира. Каждая наука гордится именами учёных, исследователей, которые своим трудом формируют её мировой и общественный имидж. В течение многих столетий сформировались национальные научные школы экономической географии: немецкая, французская, британская, российская, американская, белорусская и др. Мы познакомимся с учёными, внёсшими наиболее значимый вклад в понимание тех вопросов, которые вам предстоит усвоить в ходе изучения учебного предмета «География. Социально-экономическая география мира».

Что относится к социально экономической географии

Собственное видение социально-экономической географии мира как научного направления, изучающего природу, население и хозяйство во взаимной обусловленности и взаимозависимости, изложил в своих работах российский учёный В. Н. Татищев (рис. 2). Он доказал практическую значимость географии для «военного и земского управления». Эта мысль подтверждается современной востребованностью социально-экономической географии в практике регионального управления.

О взаимосвязи природных и экономических явлений, населения, хозяйства стран и факторов размещения производительных сил писал выдающийся русский учёный М. В. Ломоносов (рис. 3). Его вклад в развитие социально-экономической географии мира заключается также в доказательстве необходимости изучения населения как источника «могущества государства», причин сокращения численности населения и принятия мер, способствующих его росту. О необходимости изучения социально-экономической географии на разных территориальных уровнях впервые было сказано в работах выдающегося советского экономикогеографа Н. Н. Баранского (рис. 4). Разработка понятия «географическое разделение труда» и основ страноведения также принадлежат этому учёному. Принципы природно-хозяйственного районирования и географического прогнозирования социально-экономического развития страны были разработаны известным советским экономикогеографом Ю. Г. Саушкиным (рис. 5) наряду с его другими многими научными открытиями.

Мир и Беларусь. Вспомните из учебной дисциплины 9-го класса «География Беларуси» имена белорусских учёных-экономикогеографов и расскажите об их вкладе в развитие социально-экономической географии.

Место социально-экономической географии в системе наук. Социально-экономическая география мира расширяет и углубляет знания о мире как сложной социальной, экономической, политической, культурной и экологической системе, тесно взаимодействуя со многими науками.

В мире всё взаимосвязано. С какими науками социально-экономическая география имеет наиболее тесные связи? Приведите примеры, каким образом связаны между собой GPS-навигатор и география.

Социально-экономическая география работает в тесном контакте с физической географией и картографией. Она связана со многими направлениями физической географии — климатологией, гидрологией, метеорологией, почвоведением, биогеографией и др. Например, без знаний физической географии о тектоническом строении, природных условиях, климатических и почвенных особенностях территории или страны невозможно объяснить закономерности размещения полезных ископаемых, специализацию и географию сельского хозяйства, отраслевую структуру и географию промышленности и пр.

Используя картографические способы изображения различных объектов, СЭГ мира разрабатывает картографические модели развития различных отраслей хозяйства.

Исторический подход при изучении политической географии, населения, отраслей мирового хозяйства выступает одним из основных при объяснении происходящих современных процессов. Поэтому СЭГ мира всецело опирается на связи с историей.

При изучении населения той или иной страны необходимо знать большой перечень демографических показателей. Для этого социально-экономическая география мира на протяжении всей истории обращается к демографии.

Тесные связи сложились у СЭГ мира с экономикой. Например, без знаний показателей экономического развития, внешней торговли, масштабов производства нельзя провести грамотный анализ территории или страны по уровню социально-экономического развития, определить хозяйственную специализацию, товарную и географическую структуру торговли. В исследованиях объектов локального, регионального и национального уровней социально-экономическая география взаимодействует с региональной экономикой.

В последние годы XX в. укрепилась взаимосвязь экономической и социальной географии с экологией. Это позволяет по-новому подойти к решению территориальных проблем рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Основные направления социально-экономической географии мира. Традиционными направлениями социально-экономической географии мира являются политическая география, география населения и география мирового хозяйства, которая, в свою очередь, подразделяется на географию сельского хозяйства, географию промышленности и географию сферы услуг.

Однако эти три основных направления развиваются в настоящее время в новых условиях. Для них характерны региональные конфликты в мире, бурное развитие науки и технологий, демографический переход и постиндустриальные тенденции, транснационализация и глобализация. Данные процессы происходят в мировом хозяйстве настолько масштабно в ХХI в., что изменяют привычную структуру СЭГ мира. Это приводит к появлению новых направлений в её структуре (рис. 6).

Что относится к социально экономической географии

Роль СЭГ в условиях глобализации и обеспечении устойчивого развития. В начале XXI в. социально-экономическая география стала важнейшей и наиболее динамичной из географических наук, имеющих большое практическое значение для оптимизации размещения общества, совершенствования территориальной организации хозяйства и др.

В условиях глобализации и значительных изменений в географии населения и мирового хозяйства расширился социально-экономический заказ географической науке. Практическая значимость СЭГ выходит на первый план.

В настоящее время экономикогеографы участвуют в решении важнейших вопросов менеджмента территориального развития (рис. 7).

Экономикогеографы осуществляют социально-экономическое районирование страны, выделяют регионы, их границы, анализируют структуру и функции хозяйства, принимают активное участие в разработке прогнозов и программ социально-экономического развития территорий. Они также участвуют в разработке национальных стратегий устойчивого социально-экономического развития.

Что относится к социально экономической географии

Мир и Беларусь. Республика Беларусь одной из первых на постсоветском пространстве в 1997 г. разработала Национальную стратегию устойчивого развития (НСУР) на период до 2010 г. После её реализации были разработаны НСУР на период до 2020 и до 2030 гг. В настоящее время разрабатывается проект новой стратегии до 2035 г. В разработке всех стратегий участвовали ведущие учёные-экономикогеографы Беларуси, в том числе из Белорусского государственного университета.

Таким образом, выход в практику хозяйственного планирования стал отличительной чертой современных экономико-географических исследований.

Источник

География

План урока:

Экономическая и социальная география в системе географических наук

Социальная и экономическая география представляет собой комплекс географических наук, знакомящих человека с территориальной организацией общества, их законами и закономерностями. Данный предмет включает в себя определенные составляющие нескольких сфер: экономику, географию, социологию. Поэтому науку часто называют общественной географией.

Экономическая и социальная география делится на:

Социальная и экономическая география состоит из следующих отраслей:

Каждая отрасль направлена на изучение определенного аспекта. Экономическая география включает исследование территориальных экономических систем, социальная география изучает системы социальные, а вот география населения ориентируется на предмет, связанный с системами расселения.

Связь социально-экономической географии с другими естественными науками происходит через отрасли физической географии. В первую очередь это:

В своих исследованиях ученые опираются на знания следующих наук:

Также не обойтись без логики и диалектики, ведь именно они подкрепляют теоретическим и методологическим багажом географические исследования.

Социально-экономическая география занимается изучением системы расселения в городах и селах, социумы, условия жизни населения, социальные ситуации в населенных пунктах, что говорит о ее связи с социологией.

Развитие экономической географии

Развитие экономической географии, как в принципе и другой науки, происходит в соответствии с запросами и потребностями человечества. Считается, что первый этап образования экономической и социальной географии приходится на XVII – начало XIX века. В этот период Шарль Луи Монтескье рассматривал влияние природных условий на развитие общества. И. Кант особое внимание уделил роли природы в формировании общества.

Гумбольдт первым обратил внимание на отличительные особенности культурных и естественных ландшафтов, на то, как происходит изменение природы в результате человеческой деятельности, на разностороннюю связь между природой и человечеством. Гумбольдт внес действительно весомый вклад в развитие географии. Он создал учение о ландшафте, выделил ландшафтные зоны, ввел понятие биосферы, техносферы, ноосферы. Несмотря на то, что понятие «экономическая география» еще в 1760 году ввел М.В. Ломоносов, широко использовать его стали лишь во ІІ половине 19 века.

В начале ХХ века в Германии получила признание антропогеографическая концепция Ф. Ратцеля. Ученый утверждал, что между людьми и животным миром существует много общего, поэтому он рассматривал государство как организм, для которого характерна (как и для всех живых существ) борьба за существование. Благодаря Ратцелю появилось понятие жизненное пространство, он считается основоположником геополитики.

С начала XIX века экономическая география занималась вопросами размещения. Самыми известными учеными этого периода были И. Тюнен и А. Вебер.Важным моментом в истории развитии географии стало создание школы «географии человека» во Франции. Ее возглавил Поль Видаль де ла Блаш, она была признана лучшей страноведческо-описательной школой.

В России развитие географии приходится на XVIII век. Это связано с внешнеполитическими успехами государства и формированием общероссийского рынка. И.К. Кирилов первым из ученых сделал экономико-географическое описание Российской Федерации.

Предмет изучения экономической и социальной географии

Изучая физическую географию, мы уже знаем, что география представляет собой настоящую систему наук, каждое звено которой тесно связано между собой. Благодаря им человек имеет представление о географической оболочке Земного шара, о ее устройстве и о всех, происходящих в ней, процессах. На изучение оболочки направлены все географические науки, так как она включает в себя природу планеты во всем своем многообразии.

Изучением природы географической оболочки занята физическая география. Но мы должны понимать, что важной составляющей этой оболочки считается общество. Вот как раз общество и его взаимодействие с окружающей средой и есть предмет изучения социальной и экономической географии.

Каждая географическая наука имеет свой конкретный предмет для исследования. А все вместе они направлены на изучение расположения объектов на определенных территориях. Причем наука может охватывать как всю площадь Земного шара, так и какой-то участок на местном уровне.

Итак, главным предметом любой географической науки является расположение определенных объектов. А задача социальной и экономической географии как раз выяснить особенности этого расположения.

Общество представляет собой сложное образование. В данное понятие входит человечество с его хозяйственной деятельностью и тем, что получается в процессе всей этой деятельности. Все составляющие части науки имеют более точный объект и предмет изучения. Специалисты экономической географии занимаются исследованием расположения хозяйственной деятельности человечества, в то время как география населения направлена на определение особенностей размещения человечества.

На расположение абсолютно всех общественных объектов в определенных местах влияет целый ряд факторов, в результате чего наблюдается урегулирование жизни общества на данной местности. Основная задача социальной и экономической географии – определить и выявить, насколько эффективно размещено население и хозяйство на конкретной территории.

Методы, подходы и концепции экономической и социальной географии

Социальная и экономическая география, производя определенные исследования, использует методы, характерные и для других географических и естественных наук:

Основная концепция социальной и экономической географии – стабильное развитие общества. Для этих целей необходимо объединение трех важных направлений:

С помощью главных методов и концепций современная наука может выполнить ряд задач:

Социально-экономическая география является одной из важнейших наук в современном мире. Именно она дает нам представление о развитии общества, о ведении экономической деятельности, позволяет определить проблемы и перспективы будущего развития стран и мира в целом.

Источник

Экономическая география

Что относится к социально экономической географии

Экономи́ческая геогра́фия — общественно-географическая наука, изучающая территориальную организацию экономической жизни общества.

Содержание

Определения

Термин экономическая география введён М. В. Ломоносовым, возглавлявшим географический департамент России в 1751 г. До середины 60-х гг. XX в. преобладал чисто производственный подход, в 70—80-е гг. XX в. в предметную область экономической географии входят урбанизация, формирование сети городов, социальные проблемы. В течение длительного времени внимание экономико-географов концентрировалось прежде всего на закономерностях, условиях и особенностях территориального размещения материального производства.

А. Вебер под экономической географией понимал теоретическое рассмотрение размещения экономического процесса в данном пространстве.

Объект изучения Объект — геоуниверсум (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера, антропосфера, техносфера, социосфера, ноосфера, психосфера). (на что направлены исследования) — территориальные социально-экономические системы (экономические районы, территориально-производственные комплексы (ТПК), агломерации и др.); территориальная организация общества — сочетание функционирующих территориально-общественных структур: расселение населения, территориальные структуры производства и природопользования (природа — население — хозяйство).

Предмет изучения — хозяйственное разнообразие страны, районов, изучение пространственных различий в хозяйстве, различий от места к месту и т. д. Н. Н. Баранский и Н. Н. Колосовский: «изучение экономических районов и закономерностей размещения общественного производства Ю. Г. Саушкин — «изучает ТСЭС» Алаев — «изучает территориальную организацию жизни общества».

Другие точки зрения. Предмет ЭСГ — территориальная организация общества. Другая точка зрения: уникальный объект ЭСГ — ТСЭС, как вид геосистем. СЭПГ сочетает в себе одновременно элементы географии, экономики, политологии и социологии. 70-е гг — прорыв человеческого ф-ра, бурное развитие соцгеографии и к концу 80-х гг. — резкое изменение соотношения ЭГ и СГ. 90-е гг — ведущая ПГ. На западе — парадигма гуманистической географии. СЭГ опирается на общие методологические подходы — пространственность (территориальность), комплексность, конкретность и глобальность + общий экологический подход и язык карты. Но СЭГ является, кроме того, и наукой общественной, то есть входит одновременно и в другую систему наук, изучающих общество, человека, общественное производство. Как наука общественная, она использует экономические и социологические подходы и методы. Как и экономические науки, СЭГ исследует производственные отношения, но в их пространственном аспекте; она оперирует категориями эффективности, производительности, интенсивности, оптимальности и т. п., связывая их с пространством, выявляя региональные различия и причины этих различий, механизмы пространственных экономических процессов. Как и другие социологические науки, СЭГ в основу исследования ставит общество, человека, различные общности людей, в том числе специфические для нее территориальные общности. ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОДХОД. ЭГ: г.промышленности, г.с/х, г. транспорта, г.инвестиционного комплекса, г.инфраструктуры. СГ: геодемография, этнография, занятость населения, урбанизация и т. п. ГН: в широком и узком смысле слова ПГ: электоральная г., геополитика, рег.политика, лимология

История развития

Начальный этап формирования экономической и социальной географии: 17 в. — 1-ая половина 19 в.

Появление ЭГ связано с началом промышленного развития (прежде всего стран Европы). 1566 г. — начало «возрождения» географии после Средневековья:

Ж.Боден — воспроизведение идей античных и арабских авторов по вопросу о влиянии географической среды на историю человеческого общ-ва. Писал о том, что это влияние может быть изменено (оно не непреодолимо).

Л. Гвичардини — «Описание Нидерландов» (1567): хар-ка не только природы, населения и хоз-ва страны в целом, но и 17 ее провинций, а также городов.

1650 г. — труд Бернхарда Варениуса «География генеральная». География двояка: 1) Общая (генеральная) — изучение «земноводного» пути (общих закономерностей всего); 2) Частная — описание стран (хорография) + их часть — топография (описание отдельных местностей): св-ва, которые к «солнечному и звездному движению надлежат», описание природных условий и ресурсов и описание людей.

Россия — заметное развитие географии стало происходить в 1-ой половине 18 в.: И. К. Кирилов, В. Н. Татищев и М. В. Ломоносов.

И. К. Кирилов первым составил экономико-географическое описание России, назвав его «Цветущее состояние Всероссийского государства, в каковое начал, привел и оставил неизреченными трудами Петр Великий» (книга 1—2) (1727).

Татищев — фактически первый в России географ. «История Российская» — включает представления Варениуса о географии. Глава в «Истории..» — О географии вообще и о русской. 3 раздела географии: 1) По масштабу исследования — универсальная (генеральная, описание суши и воды всей планеты и ее частей), специальная (описание разных стран) и топография (описание части стран вплоть до отдельных городов с их пригородами); 2) По «качествам» — математическая (измерение Земли), физическая (внимание на главные природные недостатки и достоинства) и политическая (изучение занятий населения, его трудовых навыков, обычаев и доходов во времени; 3) По переменам времени — древняя, средняя, современная. По сути составил первую географическую энциклопедию — «Лексикон Российской империи». Выдвинул программу анкетного обследования страны. Анкета содержала 198 вопросов. Включала вопросы по территориальному разделению труда, специализации местностей. Была разослана только по Сибири. По результатам — первое ЭГ исследование: «Общее географическое описание всея Сибири» (попытки районирования, в том числе экономического). Применение картографического метода. Что подчеркивал (особенности): важность историзма; расширение масштабов исследования, объединял рассмотрение природы и человеческой деятельности; упоминал о ТРТ и специализации разных местностей на пр-ве тех или иных продуктов (из-за природно-климатических условий).

Ломоносов. Доказал, что географии надо изучать лик Земли в процессе его исторического развития (сравнивать прошлое и настоящее). Ввел термин «экономическая география» (дисциплина, изучающая хозяйство, природные и трудовые ресурсы страны). Возглавлял географический департамент академии наук (главная задача которого — составление и выпуск карт). Ставил задачу издания комплексного географического атласа России; ЭГ для Ломоносова неразрывно связана с экон.картографией. Вопросник из 30 вопросов по ЭГ (на выявление специфики местностей, в связи с работой над атласом России в 1759 г.). Собирался заняться экономической ландкартой. Атлас российских продуктов — предполагалось сделать 1200 карт. Для этого — составление лексикона российских продуктов (местность производства, объем производства, сколько потребляется на месте, как вывозится, цена). Кроме того, Ломоносовым были организованы полевые исследования — Сибирь, Камчатка. Труды: «О слоях земных» (природно-исторический), «О размножении и сохранении росс.народа» (демографический и социологический труд), «Экономический лексикон» (перечисление всех видов росс.товаров по алфавиту).; главные проблемы ЭГ — хоз.освоение природных ресурсов огромной страны, ТРТ внутри страны, размещение новых центров пр-ва.

Шарль Луи Монтескье (1685—1755). Подробно рассмотрел влияния природных условий на общественное развитие. Работы: «О духе законов», «Об отношении з-нов гражданского рабства к природе климата», «О з-нах в их отношении к св-вам климата». Вслед за Боденом ШЛМ придает большое значение роли человека, изменеющего природу. Видел причину развития рабства в расслабляющем действии жаркого климата. Другие направления работ: «камеральная статистика» (Германия, сер.18 в.) — давала множество отдельных, ничем не связанных сведений о разных гос-вах и их адм.единицах; коммерческая география — сведения о предметах торговли, ценах на товары и т. п.

И. Кант (1724—1804). Внимание роли природы в развитии общ-ва. Противопоставил пр-во — времени, природу — человеку и положил начало противопоставлению ФГ и ЭГ. Именно с него началась хорологическая концепция географической науки, разрывающая пространственное и историческое рассмотрение природы.

Конец 18 в. — в России начинают формироваться экон.районы. 1776 г. — Чеботарев выпускает в свет 1-ый учебник по географии нашей страны «Географическое методическое описание Росс.империи». он же предпринимает первую попытку районирования европейской части России.

А. Гумбольдт (1769—1859). Для него характерно целостное восприятие природы. Обратил внимание на различие естественных и культурных ландшафтов, на сильное изменение природы человеческой деятельностью, на многосторонние связи между природой и человеком. В итоге начал создавать учение о ландшафте на основе сравнительного метода, выделил ландшафтные природные зоны. Ввел понятия: биосфера, единство органической и неогранической природы (органичсекйи мир и климат формируют ландшафт), техносферы, ноосферы. Труд: «Космос».

К. Риттер. Свое внимание сосредоточил на з-нах отношений между природой и человеческой деятельностью. Труды: 19 томов «Землеведения», «История о сравнительном землеведении». Последователь Канта. Считал, что предмет географии — конкретные территории с их природой, населением, хоз-вом — итог: введение идеи земных пространств. Также введение пространственных отношений, причем он пытался их количественно оценить + понятия: земной организм, среда, географическая классификация. Пространство у Риттера видоизменятется (сокращения пространства). Выделил культурную сферу на планете, от него идет понимание, что земля — воспитательный дом для человека.

К. И. Арсеньев — развитие районного направления. Выделил в России 10 «пространств» по своеобразию их природных условий и хозяйственной деятельности населения. «Статистические очерки России» (1848) — выделение районов («пространств»), а внутри них еще подрайонов («поясов») с физико-географическими и эконом-географическими хар-ками каждого из районов — зачатки районирования. Кроме того, работа по улучшению статистики, изучение городов.

Маркс и Энгельс. Хотя борьба человека с природой необходима, история природы и история общ-ва обуславливают друг друга (единый обмен в-в). Движущая сила общ-ва — соединение общвественного хаор-ра пр-ва с теми производительными силами, которыми располагает общ-во в данной стране.

Ведущие западные школы экономическй и социальной географии во второй половине 19 в. — первой половине 20 в. Период особенно бурного развития капитализма, подготовка к первой мировой войне, хвативший первые два десятилетия ХХ века, характеризовался с одной стороны «смутой» и некоторым упадком в науке и искусстве, но это было время всеобщего «брожения», в результате появлялись новые направления в науке, искусстве. География в целом и экономическая география в частности несколько отошла от выработанного в ХIХ веке русла. В это время бурный всплеск в географии получила парадигма географического детерминизма, объяснявшая бурный процесс социального и экономического развития ходом природных процессов. Но основное признание получила уже школа не прямого детерминизма, а географического поссибилизма, то есть опосредованного воздействия природных факторов на человека.

Э.Реклю (1830—1905). «Всеобщая география» (19 томов) — самое полное географическое описание всех частей света и стран земного шара (причем описывается не только природа, но и хоз-во и жизнь людей). «Земля» — описание жизни на земле; задача географа — познать физиологию земного шара. «Человек и Земля» (6 томов) — понять как труд воздействует на географическую среду.

Районная парадигма. В рамках этой парадигмы развивались такие национальные географические школы, как — хорологическая — французская школа географии человека (еще с к. ХIХ века, Видаль де Ла Бланш, Реклю, Брюн) — антропогеография (Ф.Ратцель, Риттер) — исследование колонизации территории человеком, влияния на это природы.

С начала ХХ века в Германии широкое признание в среде географов получили антропогеографическая концепция Фридриха Ратцеля (1844—1904 гг.). Напомним, что Ратцель, как представитель социал-дарвинизма, утверждал, что существует много общего между группами людей и животных в их жизни, размещении по поверхности Земли, взаимодействии с окружающим средой, рассматривал государство (как и любую территорию) как организм, которому присуща такая же, как живым существам, борьба за существование, ввел понятие «жизненное пространство». Задачи антропогеографии: география описания области распространения человека, расселения людей под воздействием природы, влияния природы на человека (дух и тело). Был основоположником геополитики в работе «Политическая география» — то есть биологизированной интерпретации политических взаимоотношений государств, их границ, их притязаний, конфликтов, захватов и пределов земель. Исследует освоение территории: рассматривал как природа влияла на колонизацию. Антропогеография относится к географическому поссибилизму: это такая парадигма, когда чел. может выбирать. Влияние природы на чел.: 1. физическое и психологическое 2. Распространение (колонизация) 3. Смешение или исчезновение народов 4. Политический строй.

После первой мировой войны выходит книга англичанина Халфорда Макиндера с теорией сердцевинных регионов мира-хартланда- (Восточная Европа), обладатели которых могут якобы управлять теми или иными континентами и миром в целом. Наибольшее развитие геополитика в те годы достигла в Германии — в работах одного из последователей Ратцеля — географа Карла Хаусхофера, приверженца Гитлера, в 1927 он выступил с концепцией пересмотра границ Германии.

Хорологичекая школа в 1-ой половине ХХ в. получила развитие в работах Альфреда Гетнера (1859—1941), последователя Канта и Риттера. (Классификация наук по Канту: Систематические (физика, математика, биология и т. д.), Хронологические (история), Хорологические (география). Риттер дал такое определение, общее для всех географических наук: « Географические науки имеют предметом пространства на земной поверхности…» Таким образом, изучается местность с большим количеством объектов, исторический фактор не нужен, моментальная картина местности.

Основные положения Гетнера: — география — наука о предметном заполнении пространства (как у Канта) — география — идеографическая наука, то есть не интересуют законы размещения, а описание хоросов — районов. Б. значение — природным и культурным ландшафтам. Последователем этой научной школы был и американский географ Р. Хартшорн, который считал географию наукой о множестве пространственных земных индивидуумов (ландшафтов, местностей и т. д.), неповторимо особенных, являющихся результатом мышления географа, который каждый раз выделяет их для тех или иных целей, придает им те или иные связи. Хартшорн, как и другие последователи Канта, отрицал возможность открытия законов развития географических объектов, считал непознаваемой их сущность, отрицал возможность выделения объективно существующих районов. Отсюда уже в сер. ХХ века в американской географии была сформирована концепция субъективности районирования.

Французская школа географии человека. С конца ХIХ в. научная школа Э.Реклю во Франции сменилась школой «географии человека», возглавляемой Видалем де ла Бланшем (1945—1918). Это лучшая страноведческо-описательная школа. Принцип гармонии между природой и человеком, пейзажный подход, описание пейзажей. Основная задача — охватить физиономию страны. Фр. география — это география индивида. География — это искусство. В работах этой школы обращалось внимание главным образом на характерные детали приспособления жизни людей к своеобразным условиям географической Среды., реализации местных природных возможностей хозяйства в ходе исторического развития отдельных местностей. Красочность, с которой описывались детали взаимодействия природы и жизни людей различных небольших местностей — преимущественно сельских с длительной историей их освоения, была велика и по сути даже можно было эти работы отнести не к науке, а к искусству. Регионализм составлял одной из характернейших черт французской школы вообще и «географии человека» в частности, так как это были региональные описания. Региональной географии посвящен ряд работ Мартона, Деманжона, Сиона. Применение руральных методов исследования (связанных с землей — с/х, рыбалка, охота). Первичными объектами регионального изучения представляются малые географические объекты (районы) — пэи — природные историко — культурные общности, являются однородными участками. Работы В. Де ля Бланша: «Географические районы Франции», «Районы Франции», «Принципы географии человека». Его ученики: Жан Брю («География. человека», «География человека во Франции», «География истории»), Бали («Северная Америка»), Люсьен Голуа, де Мартон, Монмар, М. Саре («Основы географии человека»). Образное, рельефное изображение материального быта и местной культуры с природными условиями данной местности, НО: пропадает главное — противоречия и контрасты экономической жизни.

«Штандортные теории». Теории о размещении пр-ва, НО: абстрагирование от конкретного пр-ва, поэтому на практике мало используются, так как не раскрывают реальные движущие силы развития и размещения ПС.

1. Теория Тюнена («Изолированное гос-во»). Исследует влияние 3 ф-ров: транспортных расходов, производственных расходов и природных условий и ресурсов. Выводит закономерности размещения вокруг одного центраразличных сис-м с/х с точки зрения наибольшей выгоды использования земель: 1…7 Принцип: чем дальше от центра, тем примитивнее хоз-во. Выводы: важен ф-р расстояния, принцип оптимального сочетания зон в пр-ве. «+» — оправдывает отсталость окраин, «-» — в реальности не успевает следить за постоянно меняющимся развитием пр-ва.

2. Вебер. Главное — принцип минимизации издержек пр-ва. Основные условия: рассмотрение изолированной хозяйственной области; рассмотрение заданных точек: добычи сырья, рынков труда, центров потребления пром.пордукции; принятие решения о размещении предприятия на основе минимизации транспортных издержек, расходов на оплату труда и максимизации агломерационного эффекта (следовательно, экономии энергии, транспортировке и пр.видах инфр-ры). Задача — выбор оптимальной точки для размещения пр-ва; следует искать на прямой, соединяющей пункт добычи сырья и рынок сбыта.

3. Кристаллер — теория закономерного размещения населенных пунктов, иерархии населенных пунктов (в том числе городов), модель переустройства оккупированной Советской территории, но жизнь сложнее. Гипотеза о зоне обслуживания центрального места (города), минимизация транспортных расходов и максимизация кол-ва и кач-ва потребляемых услуг.

Основные школы экономической географии

Ведущие научные центры и издательства

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *