Что относится к содержанию образовательных областей в младенческом возрасте
ДЕТСТВО-ГИД
DETSTVO-GID — сайт для родителей и педагогов
Рубрики
Свежие комментарии
Страницы
Содержание образовательных областей по ФГОС ДО
В ФГОС ДО все направления развития и образования дошкольников представлены в пяти образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Основные задачи образовательных областей можно посмотреть здесь.
А в данной статье мы разберем содержание каждой области, то есть выясним, что входит в то или иное направление развития и образования.
Такая структуризация будет достаточно условной, так как многие личностные качества (самостоятельность, инициативность и др.), а также знания, умения и навыки воспитанников развиваются и формируются при обязательном учете принципа интеграции образовательных областей и комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса.
Например, эмоциональное или творческое развитие дошкольников нельзя «вставить» в какую-то одну образовательную область. Эмоциональность и творчество развиваются во всех сферах деятельности детей.
Тем не менее, основное содержание образовательных областей такое:
— формирование основ безопасности жизнедеятельности.
— ознакомление с окружающим социальным миром,
— ознакомление с окружающим природным миром,
— ознакомление с окружающим предметным миром,
— формирование элементарных математических представлений,
— экспериментирование и исследовательская деятельность,
— формирование звуковой культуры речи,
— формирование грамматического строя речи,
— развитие связной речи,
— развитие речевого творчества,
— ознакомление с художественной литературой,
— развитие восприятия произведений искусства и литературы,
— охрана и укрепление здоровья,
— развитие физических качеств,
— формирование представлений о здоровом образе жизни.
Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.
Что относится к содержанию образовательных областей в младенческом возрасте
Содержание Программы должно охватывать следующие определенные образовательные области (направления развития и образования детей)
Личностное развитие проходит через все 5 образовательных областей. В ФГТ это было 4 направления развития детей.
Рассмотрим задачи в каждой образовательной области.
· Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе…
· Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками
· Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции…
· Развитие социального и эмоционального интеллекта…
· Формирование готовности к совместной деятельности
· Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации
· Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества
· Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Основные направления реализации ОО «С-К развитие»
· Развитие игровой деятельности с целью освоения различных социальных ролей;
· Формирование основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе;
· Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Основная цель – развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие
· Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации
· Формирование познавательных действий, становление сознания
· Развитие воображения и творческой активности
· Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках, планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира
Основная цель – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
· Овладение речью как средством общения и культуры
· Обогащение активного словаря
· Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
· Развитие речевого творчества
· Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
· Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
· Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
Основные направления работы по развитию речи детей в дошкольной организации
1. Развитие словаря
2. Развитие звуковой культуры речи
3. Формирование грамматического строя
4. Развитие связной речи
5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи
6. Воспитание любви и интереса к художественному слову
Средства развития речи
· Общение взрослых и детей
· Культурная языковая среда
· Обучение родной речи на занятиях
· Изобразительное искусство, музыка, театр
· Занятия по другим разделам программы
· Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы
· Становление эстетического отношения к окружающему миру
· Формирование элементарных представлений о видах искусства
· Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
· Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
· Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
· гармоничное физическое развитие
· формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой
· формирование основ здорового образа жизни
Основные задачи (оздоровительные, воспитательные, развивающие):
· Приобретение опыта в двигательной деятельности…
· Развитие физических качеств…
· Правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики
· Правильное выполнение основных движений
· Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта
· Овладение подвижными играми с правилами
· Становление целенаправленности и саморегуляции
в двигательной сфере
· Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами …
Направления физического развития:
1. Приобретение детьми опыта в двигательной деятельности:
· связанной с выполнением упражнений
· направленной на развитие таких физических качеств как
координация и гибкость
· способствующей правильному формированию опорно- двигательной системы
организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики
· связанной с правильным, не наносящим вреда организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны)
2. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере
3. Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
Какие образовательные области в ДОУ предусматривает ФГОС ДО
Федеральная государственная программа развития детей дошкольного возраста представляет собой 5 различных направлений. Образовательные области по ФГОС в детском саду разделены на 5 областей, для каждой из которых составляется отдельная программа.
Пять образовательных областей по ФГОС в ДОУ
Многие педагоги считают такое разделение на области очень условным, так как все личностные качества у детей, их знания и навыки, формируются за счет принципа комплексной интеграции тематических процессов.
Например, нельзя отдельно выделять творческое развитие, оно должно присутствовать во всех сферах деятельности детей в детском саду.
Основные направления учебного процесса в ДОУ
Перечисление 5 направлений развития воспитанников
5 областей по ФГОС дошкольного образования можно перечислить следующим образом:
Содержание каждой из программ зависит от возрастных особенностей воспитанников детского сада. В зависимости от этого определяется цели и задачи во всех видах деятельности.
Социально-коммуникативное развитие
Изучение навыков социально-коммуникативной направленности в детском саду ориентированы на усвоение общественных норм и ценностей. Детей учат общению со взрослыми и сверстниками. Основная функция программы:
В процессе реализации учебного плана у детей формируются положительные установки к труду и различным видам творчества.
Нравственное воспитание
В основе нравственного развития лежит прививание моральных и духовных ценностей, чувства любви к Родине. Задача воспитателя научить детей с раннего возраста бережно и уважительно относиться к человеческому труду, проявлять инициативность и активность, приходить на выручку сверстникам.
При проведении занятий со старшими дошкольниками акцент делается на развитие способности к коллективизации. Дети учатся проявлять себя в команде, совместных действиях.
Важно! Задача не только воспитателей, но и родителей — стать примером. Чем чаще ребенок видит положительные поступки, так выше уровень его нравственного развития.
Патриотическое воспитание
Развитие патриотических чувств, формирование норм поведения, любви к Родине и Отечеству лежат в основе направления патриотического воспитания. Ребенок должен расти готовым служить и защищать интересы своей страны.
Уроки патриотического воспитания являются основой дошкольной деятельности. Они формируют целый комплекс задач:
Поставленные задачи могут решаться как в игровой деятельности, так и в презентациях, проведениях праздников, поставке сценок.
Образовательные области по ФГОС в детском саду: 5 областей включают патриотическое воспитание
Правовое воспитание
Одним из компонентов нравственного воспитания является правовое развитие. Если ребенок не знает нравственных норм, он не сможет уважать чужие права. Чтобы дети осознали простые нормы права, они должны находиться в условиях терпимости и уважения.
Гендерное воспитание
Развитие в гендерном направлении представляет собой схему знаний о мужчинах и женщинах. Это необходимое направление в дошкольных учреждениях, благодаря которому у малыша формируется социализация личности.
Коммуникативное развитие
Это комплекс мероприятий, направленных на усвоение у ребенка традиций и ценностей общества, в котором он растет. В процессе занятий в детей формируется положительное отношение к окружающим, развитие уверенности в себе.
Трудовое воспитание
В детском саду должно уделять внимание не только учебному процессу, но и трудовому воспитанию дошкольников. Задачами процесса является формирование положительного отношения к трудовой деятельности. В детях воспитываются такие качества, как ответственность, заботливость и аккуратность.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности
Особое внимание в учебных программах уделяется направлениям безопасности. Дети изучают основы противопожарной безопасности, поведение на дорогах и дома. К занятиям привлекаются специалисты МЧС и ГИБДД, ведется активная совместная работы с родителями.
Уроки по безопасности
Познавательное развитие
Направление познавательного воспитания включает в себя развитие любознательности в детском возрасте. Основными задачами можно назвать:
Обучение строится на развитии воображения и творчества.
Ознакомление с окружающим социальным миром
В основе программы лежит ознакомление с нормами поведения в семье, взаимоотношении со сверстниками и старшими. Формируются представления об эмоциональном состоянии людей, моральными качествами.
Ознакомление с окружающим природным миром
Занятия по изучению окружающего мира проводятся в детском саду на протяжении всего учебного года. Они включают в себя изучение явления природы, времени года, признаках. Теоретический материал необходимо подкреплять проведением экскурсий, сочетать с творческой деятельностью, рисованием, лепкой, созданием аппликаций.
Ознакомление с окружающим предметным миром
Задача воспитателей детского сада в процессе проведения образовательной деятельности с дошкольниками сформировать у них элементарные представления об окружающем их мире. Дети учатся обобщать предметы, формировать их по группам, определять свойства.
Формирование элементарных математических представлений
Особое внимание в детском саду уделяется формированию начальных математических знаний. Занятия в этом направлении проводятся с самого раннего возраста, преимущественно в игровой форме. Дети изучают понятие формы, пространства, количества, изучают порядковый и количественный счет.
Знакомство с цифрами
Экспериментирование и исследовательская деятельность
Одним из методов познания окружающей среды для детей дошкольного возраста является постановка экспериментов. Они дают возможность детям получить представление о предметах с разных сторон.
Эксперименты и исследовательская деятельность положительно влияет на творческие способности детей.
Сенсорное развитие
Под сенсорным воспитанием в образовательном процессе понимается развитие представлений о внешнем мире. Этому направлению уделяется наибольшее внимание. От того, насколько эффективно сенсорное развитие в раннем возрасте, зависит дальнейшая успеваемость в школе. Это фундамент умственного развития, который закладывается с самого рождения.
Речевое развитие
По ФГОС образовательные области включают в себя:
Формирование звуковой культуры речи
У детей дошкольного возраста произношение звуков формируется постепенно. Задача педагогов — своевременно обнаружить неправильное произношение отдельных звуков, предпринять меры по устранению дефектов.
Это важный момент в воспитательном процессе, так как проблемы со звуковой речью негативно отражаются на образовательной деятельности, а также на социальной адаптации ребенка.
Формирование словаря
В зависимости от возраста у детей увеличивается словарный запас. Задача как педагогов, так и родителей активно способствовать этому процессу. В качестве помощи выступает художественная литература, дидактические игры.
Формирование грамматического строя речи
В задачи этой области развития в ДОУ по ФГОС входит помощь детям в освоении морфологической формы языка, овладение синтаксическими правилами, правильному согласованию слов в предложении.
Развитие связной речи
Под связной речью понимается способность ребенка четко и связно излагать свои мысли. Основная задача педагогов сформировать культуру речи, навыки и умения, грамматический строй.
Развитие речевого творчества
Важно! Речевое творчество относится к новой методике, основанной на совмещении творческих способностей с развитием речевых навыков. Чаще всего занятия проводятся в игровой форме, в постановке сценок.
Ознакомление с художественной литературой
Особое внимание в детском саду с раннего возраста уделяется чтению книг. Программа ознакомления с литературой строится в зависимости от возрастных особенностей. Работа должна проводится комплексно. Дети должны знакомится с книгами не только в детском саду, но и дома. Для этого воспитатели подбирают тематическую литературу и рекомендуют ее родителям для домашнего прочтения.
Художественно-эстетическое развитие
В основу художественно-эстетического воспитания ложатся предпосылки для восприятия произведений искусств. Задачей направления является становление эстетического отношения детей к окружающему миру, умение воспринимать музыку.
Развитие восприятия произведений искусства и литературы
В силу своего возраста дети тяжело понимают произведения искусства. Задача воспитателей — вызвать эмоциональную реакцию у ребенка. Для этого необходимо не просто рассказать о произведении, но и постараться речью передать детям настроение.
Музыкальное развитие
Большую роль с раннего возраста для развития эстетического восприятия играет музыка. В детском саду регулярно поводятся музыкальные занятий, тематика которых ориентирована на возрастные особенности.
Рисование
Уроки ИЗО можно сочетать во всеми перечисленными направлениями. Это один из методов творческого развития, который помогает эффективно запомнить любой новый материал. Рисование сочетается как с математикой, так и с основами пожарной безопасности и правилами дорожного движения. Например, послу изучения геометрических фигур можно предложить детям нарисовать рисунки по пройденной тематике.
Лепка
К осязаемому виду творческой деятельности относится лепка. В процессе ребенок не только видит свое творение, но и развивает сенсорные способности, моторику. Занятия развивают воображение, формируют умение планировать свою работу, развивает образное мышление.
Конструирование
Занятия формируют пространственную ориентацию, умение комбинировать формы и цвета. В процессе уроков развиваются творческие способности, эстетический вкус и изобретательность.
Аппликация
Это наиболее простой и доступный вид художественной деятельности для детей. Малыши учатся комплектовать предметы, составлять из деталей картины, выстраивать логические цепочки.
Физическое развитие
Физическое воспитание в детском саду должно содержать следующий перечень мероприятий:
Все перечисленные задачи должны быть направленны на формирование правильного поведения по здоровому образу жизни.
Охрана и укрепление здоровья
Стандарты образованию включают в себя мероприятия по полноценному развитию детского здоровья. Полноценное физическое развитие влияет на эмоциональное состояние. Охрана и укрепление предусматривает комплекс мероприятий, включающих в себя:
Важно! В течение всего года с родителями проводятся профилактические беседы о правилах укрепления здоровья детей.
Физкультминутка в ДОУ
Развитие физических качеств
Под физическими качествами понимается состояние ребенка, его конституция, физиологическое строение. Для его развития в детских садах разрабатываются комплексы упражнений в зависимости от возраста.
Формирование представлений о здоровом образе жизни
Занятий по формированию основных правил здорового образа жизни должны быть комплексными и затрагивать различные виды деятельности. Рекомендуется для закрепления материала использовать творческие методы, например, предложить детям нарисовать рисунок на тему закаливания.
Большую роль в изучении норм здорового образа жизни играет пример родителей. Поэтому работа должна вестись не только в детском саду, но и закрепляться дома. Родители должны действовать совместно с педагогами.
Использование всех пяти областей в образовательном процессе дошкольников позволяет сформировать у детей необходимые знания для дальнейшего успешного освоения школьной программы.
Задачи и содержание образовательных областей ФГОС
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«ФГОС дошкольного образования»
Задачи и содержание
Виды и формы организации деятельности детей для реализации содержания
Планируемые результаты освоения конкретной образовательной области
1. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
3. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
4. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОО.
5. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
6. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице).
к 3 годам. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться им, владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им.
к 7 годам Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх ;способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
1. Развитие интересов детей, их любознательности, познавательной мотивации.
2. Формирование познавательных действий, становление сознания.
3. Развитие воображения и творческой активности.
4. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени движении и покое и т.д.)
5. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностей нашего города, традициях и праздниках.
6. Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
к 3 годам. Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
к 7 годам Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
1. Владение речью как средством общения и культуры.
2. Обогащение активного словаря.
3. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
4. Развитие речевого творчества.
5. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
6. Знакомство с книжной культурой, детской литературой.
7. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
к 3 годам. Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек.
к 7 годам Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
1. Приобретение опыта в следующих видах деятельности: двигательной, в т. ч. связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств.
2. Правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений.
3. Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами.
4. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
к 3 годам. У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
к 7 годам У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
1. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
2. Становление эстетического отношения к окружающему миру.
3. Формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
4. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
5. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
к 3 годам. Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.