Что относится к содержанию деятельности методического объединения проведение диагностики
Методическая деятельность: основные принципы, назначение, функции, методы и рекомендации по организации
Методическая деятельность полноценным образом не исследовалась в качестве самостоятельного вида профессиональной работы педагога. В литературе педагогического типа существует три мнения касательно методических активностей. В любом случае основной их целью выступает обслуживание практики обучения. В данной статье разберем понятие, назначение, основные принципы, функции и методы методической деятельности. Помимо этого, отметим наиболее важные рекомендации, связанные с ее организацией.
Понятие и сущность методической работы
Вам будет интересно: Сумасбродство — это черта характера
Под методической деятельностью следует понимать часть системы непрерывного образования воспитателей и преподавателей в соответствующих учреждениях. Среди основных целей этой работы целесообразно отметить:
Вам будет интересно: Что это образующая конуса? Формулы ее вычисления для обычного и усеченного круглого конуса
Методическая деятельность педагогов и воспитателей, главным образом, ориентирована на достижение и дальнейшее поддержание высокого уровня учебно-воспитательного процесса в плане качества. Она содействует расширению навыков, связанных с развитием педагогического анализа, а также количества экспериментальных исследований теоретического типа. Методическая работа органичным образом соединяется с повседневной практикой воспитателя или преподавателя.
Следует знать, что методическая деятельность педагога рассматривается как единая система взаимосвязанных действий, мероприятий и мер, которые направлены в первую очередь на всестороннее повышение профессионального мастерства и квалификации каждого преподавателя. Сюда целесообразно отнести и меры, связанные с самовоспитанием, управлением профессиональным самообразованием и самосовершенствованием учителей. Помимо этого, методическая работа направлена на повышение и полноценное развитие творческих возможностей педагогического коллектива, а в конечном счете – на достижение оптимальных показателей образования и воспитания, на совершенствование учебно-воспитательной работы, а также на развитие некоторых школьников.
Принципы методической деятельности
Существующие сегодня принципы методической работы классифицируются на следующие категории:
Методики работы
Все виды методической деятельности, существующие на сегодняшний день, составляют целостную систему действий, мероприятий и мер, связанных между собой. Самыми эффективными методами на современном этапе развития образовательных и воспитательных активностей принято считать следующие:
Стоит отметить, что к новейшим методикам организации методической деятельности относят деловые, инновационные, организационно-активные и иные игры, способствующие созданию культуры саморазвития и интеллектуальной культуры воспитателей и учителей.
Назначение и задачи методической работы
Как выяснилось, основным направлением методических активностей выступает формирование инновационной образовательной среды, а также грамотное создание планов, связанных с методической работой. Среди приоритетных задач методической работы современных образовательных учреждений важно отметить следующие:
Функции методической работы
Ключевыми относительно методической работы и деятельности воспитателей и учителей выступают следующие функции:
Виды методической деятельности
Стоит отметить, что в основе определения разновидности деятельности лежит содержание функциональной составляющей педагогической работы. В нашем случае речь идет об устойчивых процедурах реализации конструирования, планирования, выбора и применения обучающих средств к конкретному предмету. Все это приводит к развитию и совершенствованию непосредственно системы обучения. К видам методической педагогической деятельности целесообразно отнести следующие пункты:
Стоит отметить, что представленные разновидности учебно-методической деятельности в любом случае не охватывают всего многообразия практики профессионально-педагогических сотрудников в методическом плане. При методической подготовке студенты вузов овладевают определенными базовыми видами, которые обеспечивают полноценную подготовку к занятиям.
Рекомендации по организации методической работы
Далее целесообразно рассмотреть актуальные на сегодняшний день рекомендации по организации образования, методической деятельности. Так, методическая работа фиксируется (оформляется) документальным образом в форме:
Направления методической работы
Основными направлениями урочной и внеурочной методической деятельности являются следующие:
Целесообразно разобрать представленные направления методической деятельности в отдельной главе.
Направления работы: содержание
Необходимо знать, что организационно-методическая деятельность, главным образом, направлена на реализацию непрерывного взаимодействия руководства образовательного учреждения с участниками педагогического коллектива для формирования оптимальных условия для развития и совершенствования их профессиональной подготовки, раскрытия способностей, интересов и возможностей каждого преподавателя. В организационно-методическую работу входят следующие составляющие:
Научно-методическая работа подразумевает полноценное обеспечение научно-исследовательского подхода к вопросу организации процесса образования, повышения профессионального уровня и совершенствования учителей на базе достижений психолого-педагогической науки, а также прямого научно-практического опыта. Среди основных направлений данного вида деятельности важно отметить постоянное изучение достижений рассматриваемой науки, практики обучения и теории; усвоение научных методик, связанных с диагностикой учебно-воспитательного процесса и созданием у преподавателей умения производить анализ собственной работы на базе научно-исследовательских методов; совершенствование планирования и анализа методической работы, используя при этом современные научные подходы и приоритеты в развитии образовательных структур; совершенствование разновидностей и форм контроля и диагностики уровня развития коллектива педагогов и так далее.
Заключение
Итак, мы в полной мере рассмотрели понятие, определение, ключевые особенности, назначение, основные принципы, разновидности, функции и методики, формирующие основу методической деятельности. Помимо этого, указали некоторые рекомендации, связанные с ее организацией. Мы разобрали ключевые направления методической работы. Важно отметить, что среди них особую роль занимает инновационно-методическая деятельность. Дело в том, что именно она позволяет двигать вперед прогресс и процессы, разражающиеся в сфере воспитания и образования как на территории Российской Федерации, так и в других не менее развитых странах.
Таким образом, под инновационно-методической работой необходимо понимать в первую очередь одно из самых актуальных направлений деятельности современных учреждений образовательного плана. В соответствии с многочисленными мнениями экспертов, ей необходимо придать большую степень самостоятельности. Ключевыми направлениями названного вида деятельности являются следующие: введение в практику прогрессивных образовательных и управленческих технологий; разработка и последующая защита инновационных проектов педагогического плана, формирование индивидуальной траектории развития коллектива педагогов в профессиональной плане; формирование собственных традиций в коллективе; организация деятельности в качественно новых структурах методического типа, среди которых лаборатория, кафедра, педагогическая мастерская и так далее; защита методик авторского характера; формирование инновационного педагогического поля, а также инновационных карт учебного заведения; разработка программ комплексно-целевого характера, связанных с управлением инновационными процессами; формирование банка педагогических инноваций и прочее.
Организация методической работы в образовательном учреждении. Цели, задачи, содержание, направления деятельности методической службы образовательного учреждения. Виды и формы организации методической работы.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Организация методической работы в образовательном учреждении.
— Цели, задачи, содержание, направления деятельности методической службы образовательного учреждения.
— Виды и формы организации методической работы.
Председатель ЦМК общеобразовательных дисциплин
Афанасьева Анна Викторовна
Организация методической работы в образовательном учреждении
Методическая работа в ОУ является одной из важных составных частей образовательной деятельности и представляет собой совокупность мероприятий, организуемых руководящим и педагогическим составом с целью совершенствования методики, повышения качества проведения всех видов занятий, разработки и внедрения новых методов и средств обучения, базирующихся на достижениях науки, передового педагогического опыта и направленных на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого преподавателя.
Цель методической работы – повышение профессионального уровня педагогов, формирование педагогического мастерства, творчества для сохранения и развития положительных результатов в обучении и воспитании обучающихся.
Цели, задачи, содержание, направления деятельности методической службы образовательного учреждения
· Удовлетворение актуальных профессионально-образовательных потребностей педагогов и руководителей ОУ;
· Обеспечение условий для профессионального развития всех членов педагогического коллектива;
· Научно-методическое обеспечение реализации ФГОС;
· Методическое сопровождение аттестации педагогических работников;
· Создание в ОУ коллектива единомышленников.
Содержанием методической работы в общеобразовательном учреждении являются:
-совершенствование учебно-воспитательного процесса (контроль, диагностика, анализ, коррекция результатов учебно-воспитательной работы);
-повышение профессиональной подготовки учителей на основе
использования современных информационных технологий;
— разработка учебно-методической документации;
-организационно-методическое обеспечение научно-исследовательской работы, инновационных процессов;
— технологическое обеспечение образовательного процесса;
— организация работы учителей по самообразованию;
— выявление, обобщение и распространение положительного опыта работы учителей;
— проведение профессиональных смотров, конкурсов;
— аттестация педагогических кадров.
К основным направлениям деятельности методической службы относятся:
· мониторинг профессиональных и информационных потребностей педагогических работников;
· создание базы данных о педагогических работниках образовательного учреждения;
· изучение и анализ состояния и результатов методической работы в ОУ, определение направлений ее совершенствования;
· выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе;
· сбор и обработка информации о результатах учебно-воспитательной работы ОУ;
· изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
· формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.);
· ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях;
· ознакомление педагогических и руководящих работников ОУ с опытом инновационной деятельности;
· информирование педагогических работников ОУ о новых направлениях в развитии образования, о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах;
· создание медиатеки современных учебно-методических материалов, осуществление информационно-библиографической деятельности.
· изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи: молодым специалистам, педагогическим и руководящим работникам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный и межкурсовой периоды;
· прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования;
· организация методических объединений педагогических работников ОУ;
· организация сети методических объединений педагогических работников образовательных учреждений;
· участие в разработке программ развития образовательных учреждений;
· организация методического сопровождения профильного обучения в общеобразовательных учреждениях;
· методическое сопровождение подготовки педагогических работников к проведению ЕГЭ;
· обеспечение комплектования фондов учебников, учебно-методической литературы ОУ;
· подготовка и проведение научно-практических конференций, педагогических чтений, конкурсов профессионального педагогического мастерства педагогических работников ОУ;
· организация и проведение конкурсов, предметных олимпиад, конференций обучающихся ОУ;
· взаимодействие и координация методической деятельности с соответствующими подразделениями органов управления образованием и учреждений дополнительного профессионального (педагогического) образования.
· организация консультационной работы для педагогических работников ОУ;
· популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований;
· консультирование педагогических работников ОУ и родителей по вопросам обучения и воспитания детей.
Современные направления деятельности методической службы
В области информатизации системы образования:
· создание системы дифференцированных сервисных услуг непрерывного образования педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, методическое сопровождение процесса непрерывного образования;
· организация сетевого информационно-коммуникационного обслуживания ОУ;
· анализ состояния подготовленности кадров в области владения компьютером, информационными технологиями;
· анализ состояния научного, учебно-методического, научно-технического обеспечения ОУ;
· участие в разработке курсовой системы подготовки педагогических и руководящих работников ОУ по проблемам информатизации системы образования;
· организация и проведение всеобуча по информационным технологиям для педагогических и руководящих работников ОУ.
Виды и формы организации методической работы
Различают следующие виды методической работы : работа с педагогическими кадрами по реализации задач школы; работа по организации методического обеспечения УВП; работа с молодыми специалистами, работа по внедрению педагогического опыта, работа по самообразованию; организация педагогического мониторинга.
Форма методической работы – это внешняя организация содержания, конструкция отрезков, циклов, методического процесса, отражение системы его компонентов и условных связей.
Важным моментом в методической работе является выбор формы проведения мероприятия. Формы методической работы определяются с учетом деятельностного подхода. В педагогической литературе организационные формы методической работы классифицируются по способу организации (коллективные, групповые, индивидуальные), а также по степени активности участников (пассивные, активные, интерактивные). Пассивные формы работы ориентированы в большой степени на репродуктивную мыслительную деятельность и обеспечивают опору на зону актуального развития педагогов. Активные формы стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов и ориентированы на зону ближайшего развития педагогов. Интерактивные формы предполагают создание нового образовательного продукта в процессе взаимодействия вовлеченных в образовательный процесс субъектов.
Наиболее эффективными формами методической работы на современном этапе являются: семинар-практикум, научно-практическая конференция, методическая декада, методический фестиваль, мастер-класс, методический мост, дискуссия, методический ринг, деловая игра, тренинг, видеотренинг, педагогические чтения, профессиональная выставка, защита проекта, открытый урок, учебные, организационно-деятельностные, деловые, ролевые и другие игры, которые способствуют формированию интеллектуальной культуры и культуры саморазвития.
Формы организации методической работы
Работа с педагогическими кадрами по реализации задач ОУ
Организационно-методическое обеспечение УВП
Разработка «Диагностческая работа методического объединения»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
Огромное значение в работе МО играет хорошо организованная и тщательно продуманная диагностическая работа. Она позволяет:
прогнозировать перспективы профессионального роста учителя;
видеть сильные и слабые стороны в работе учителя с целью создания системы коррекции;
формировать педагогическую культуру и мастерство учителя;
совершенствовать методическую культуру учителей;
объективно планировать работу.
Для того чтобы диагностические исследования в работе были эффективны, методическому объединению необходимо определить пакет диагностических методик. Их не должно быть много, но они должны использоваться в течение 3-5 лет, что позволит увидеть динамику развития по определенным параметрам, позитивные изменения в работе МО и отдельных педагогов. Диагностическая работа должна вестись системно, с учетом целей и задач развития образовательного учреждения и, конечно, планироваться.
Объектом изучения МО, прежде всего, является профессиональная компетентность педагога, которая включает изучение личности учителя, педагогической деятельности и педагогического общения. Ниже приводятся методики, которые можно использовать в диагностической деятельности МО:
Изучение трудностей в работе учителя
почти не затрудняюсь
1. Тематическое планирование
2. Поурочное планирование
3. Планирование самообразования и повышения педагогического мастерства
4. Овладение содержанием новых программ и учебников
5. Умение поставить цели урока
6. Умение отобрать материал урока в соответствии с поставленной целью
7. Использование элементов современных педагогических технологий (проектная, КСО, модульная, информационная и др. технологии)
8. Обеспечение самостоятельной и активной работы учащихся в течение всего урока
9. Высокий уровень владения теоретическим материалом по предмету.
10. Осуществление дифференцированного подхода к обучению
11. Описание собственного опыта работы
12. Умение провести самоанализ урока.
13. Умение провести анализ урока другого учителя
14. Выявление типичных причин неуспеваемости учащихся по предмету.
15. Работа с одаренными детьми
16. Организация внеклассной работы по предмету
17. Использование межпредметных связей
18. Компетентный подход
Полученные в результате анкетирования данные позволят руководителю МО спланировать работу методического объединения, оказать индивидуальную помощь педагогам.
Анкета для учителя «Трудности организации школьного урока»
В анкете перечислены основные, структурные компоненты урока. Отметьте те из них, которые вызвали у вас определенные затруднения в организации вашей деятельности по конструированию урока.
Подбор необходимого учебного материала
Учет психолого-педагогических особенностей возраста учащихся
Учет особенностей восприятия учебного материала учащимися класса
Планирование учебных заданий различной степени сложности
Планирование разноуровневых домашних заданий
Формулирование целей урока
Четкое определение места каждого урока в системе уроков по данной теме
Выбор оптимальных методов, приемов и средств обучения
Умение сочетать коллективные и индивидуальные формы работы учащихся на уроке
Владение методами и приемами проверки знаний учащихся на уроке
Владение формами организации урока
Умение использовать рефлексию на уроке
Владение техникой подведения итогов урока
Владение активными формами организации коммуникации учащихся
Умение вовлекать в урочную деятельность учащихся с различной учебной мотивацией и учебными достижениями
Умение комментировать учебные достижения учащихся
Владение приемами формирования положительной эмоциональной сферы учащихся на уроке
Умение работать с тетрадями и дневниками учащихся
Умение стимулировать учащихся по результатам учебной деятельности
Умение формулировать культуру умственного труда учащихся на уроке
Способность к самоанализу своей деятельности на уроке
Полученные в результате анкетирования данные позволят руководителю МО спланировать работу методического объединения, оказать индивидуальную помощь педагогам.
Оценка реализации потребностей педагогов в развитии и саморазвитии
Анкета №1 для выявления способностей к саморазвитию
Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, баллы, соответствующие вашему мнению.
5 – если данное утверждение полностью соответствует действительности;
4 – скорее соответствует, чем нет;
2 – скорее не соответствует;
1- не соответствует
1. Я стремлюсь изучить себя.
2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят делами.
3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.
6. Я анализирую свои чувства и опыт.
8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
9. Я верю в свои возможности.
10. Я стремлюсь быть более активным человеком.
11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.
13. Я получаю удовольствие от освоения нового.
14. Возрастающая ответственность не пугает меня.
15. Я положительно бы отнес(лась)ся к продвижению по службе.
Подсчитайте общую сумму баллов. Если у вас набралось 55 и более, значит, вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии; набрав от 36 до 54 баллов, вам придется признать, что у вас отсутствует сложившаяся система саморазвития; насчитав от 15 до 35 баллов, вы должны понять, что находитесь в стадии остановившегося саморазвития.
Цель анкетирования – выявить факторы, стимулирующие и препятствующие обучению, развитию и саморазвитию учителей.
Оцените, пожалуйста, перечисленные ниже факторы по 5-ти бальной шкале.
5 – да (препятствуют или стимулируют);
4 – скорее да, чем нет;
1. Собственная инерция.
2. Разочарование в результате имевшихся ранее неудач.
3. Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей.
4. Враждебность окружающих (зависть, ревность и т.п.), плохо воспринимающих в вас перемены и стремление к лучшему.
5. Неадекватная обратная связь с членами коллектива и руководителями, т.е. отсутствие объективной информации о себе.
6. Состояние здоровья.
7. Недостаток времени.
8. Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.
1. Школьная методическая работа.
2. Обучение на курсах.
3. Пример и влияние коллег.
4. Пример и влияние руководителей.
5. Внимание к этой проблеме руководителей.
7. Организация труда в школе.
8. Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования.
9. Занятие самообразованием.
10. Интерес к работе.
11. Возрастающая ответственность.
12. Возможность получения признания в коллективе.
В результате обработки анкет выявляются три категории учителей, данные о которых заносятся в таблицу в соответствующую графу. Оцененные испытуемыми факторы ранжируются с помощью показателей среднего балла и также заносятся в таблицу.
Коэффициент развития (Кр) вычисляется по формуле:
Кр = Кфактич. : Кмаксим., где Кфактич. – суммарное число баллов, поставленное в анкетах, а Кмаксим. – максимально возможное количество баллов в анкетах.
Итоговая таблица «Обучение, развитие и саморазвитие учителя»
(Из программы, разработанной Н.В. Немовой)
Оценка методологической культуры учителя
Особенностью рекомендуемого теста является то, что он позволяет на основе самооценки знаний, умений и личностных качеств отрефлексировать и определить актуальный уровень методологической культуры каждого учителя в ШМО.
При ответах на вопросы теста учитель оценивает по 9-ти бальной шкале степень выраженности соответствующих знаний, умений и личностных качеств. 9 баллов – высший балл развития качеств, 1 – очень низкий.
1. В какой степени Вы испытываете потребность в области обучения или воспитания что-то исследовать, реформировать?
2. Если у вас возникла какая-то блестящая педагогическая идея, то в какой степени вы способны, предварительно теоретически ее обосновав, экспериментально проверить?
3. В какой степени вы способны четко сформулировать суть исследуемой проблемы, цель, объект, предмет, рабочую гипотезу, задачи исследования, спланировать эксперимент?
4. В какой степени вы владеете такими методами педагогического исследования как моделирование педагогических процессов, анкетирование, тестирование?
5. Как высоко Вы оцениваете свое умение разработать самостоятельную анкету, тест?
6. В какой степени в процессе и при обработке результатов педагогического эксперимента Вы способны использовать методы математической статистики, компьютерную технику?
7. Участвовали ли Вы ранее в организации какого-либо педагогического эксперимента, и какова была Ваша активность, ответственность, степень участия?
8. Способны ли Вы назвать основные методологические принципы педагогического исследования, а главное, в какой степени вы способны их применить?
9. Способны ли вы и в какой степени, обобщив результаты педагогического эксперимента, написать статью, выступить на научном семинаре или конференции?
10. Как высоко Вы оцениваете свои умения и способности вести научные дискуссии, отстаивать свою точку зрения по какому-либо спорному методологическому вопросу, педагогической проблеме?
Ответы суммируются и оцениваются
Чуть ниже среднего
Чуть выше среднего
Моя информационная культура
На каждый из 25 вопросов предлагается три варианта ответов, из которых следует выбрать один или два, наиболее для Вас подходящих. Ответы фиксируйте (№ вопроса, буквы: а, б или в) на отдельном листе бумаги.
1. Вообще к текстам отношусь:
а) с предубеждением;
б) с острым интересом;
2. Из своих товарищей с большим уважением отношусь к тем, кто:
а) знает все на свете и всегда сообщает самое нужное, интересное
б) интересуется чем-то определенным и досконально знает об
в) знает далеко не все, но интересуется многим и легко меняет
или сочетает увлечения.
б) несознательный работник;
в) не способный и не знающий свое дело.
4. Думаю, что в библиотеке:
а) всегда можно найти, что нужно;
б) далеко не все найдешь, что нужно;
в) почти ничего, что нужно, не найдешь.
5. Если меня с работы направят учиться, то:
а) постараюсь увильнуть, т.к. работа важнее;
б) поеду только потому, что так надо;
в) поеду с охотой, хотя потом и разочаруюсь.
6. По моему мнению, работа секретаря у начальника:
а) очень простая, ее может выполнять любой человек со средним образованием;
б) не очень простая, требующая хотя бы небольшой подготовки;
в) достаточно сложная, требующая квалифицированной подго товки.
7. Наверное, инфаркты, инсульты это:
а) от сидячего образа жизни;
б) неизбежное зло работника умственного труда;
в) из-за неумения организовать свою и чужую работу.
8. Профессия переводчика с английского языка:
а) не очень нужная сегодня;
б) нужная сегодня и завтра;
в) нужная сегодня, но не завтра.
9. Считают, что каждый специалист должен читать в основ ном:
а) книги по своей специальности;
б) журналы по своей специальности;
в) книги по смежным специальностям.
10. Работа с » бумажками»:
а) все-таки какая-то унизительная по сравнению с другими про фессиями;
б) не унизительная, но и не почетна;
в) если не почетная, то, по крайней мере, очень необходимая в
наше время.
11. Информатика в школе должна:
а) помочь только в обучении математике;
б) научить программировать и пользоваться компьютерами;
в) перевернуть весь учебный процесс.
12. Посещая один и тот же музей:
а) стараюсь каждый раз осматривать все;
б) выбираю что-нибудь интересное;
в) иду к чему-нибудь конкретному.
13. Документом является:
а) художественный фильм;
б) не художественный, а документальный фильм;
б) вообще не фильм, а бумага с печатью.
14. Низкую эффективность конторского труда объясняю:
а) несознательностью, граничащей с нерадивостью;
б) отсутствием хорошей зарплаты;
в) неумением организовать свою и чужую работу.
15. Ручные перфокарты:
а) знаю, что это такое и пользуюсь ими;
б) имею об этом некоторое представление, но в век компьютеров они не нужны;
в) не знаю, что это такое.
16. Когда бываю в библиотеке:
а) стараюсь пользоваться каталогом;
б) изредка обращаюсь к каталогу;
в) всегда обхожусь без каталога.
17. Уверен, что в архивах хранят:
а) практически все действующие бумаги;
б) большую их часть;
а) сознательно регулировать потоки информации, выбирая только
то, что нужно;
б) направлять на себя побольше информации, чтобы ничего не
пропустить;
в) ограничивать количество информации, используя только глав
ное.
19. Цвет в нашей жизни:
а) имеет большое значение: раскрывает характер человека, диаг ностирует болезни, лечит, влияет на настроение и производительность труда, помогает общению и украшает;
б) наверное, это так, но сказано слишком сильно;
в) сомневаюсь во многом перечисленном.
20. На тексты, изобилующие штампами, реагирую:
а) с бурным возмущением;
а) в равной степени ученого-теоретика и специалиста-практика;
22. Реферативные журналы:
б) не читал(а), но имею о них представление;
в) вряд ли смогу объяснить, что это такое.
б) полезное, но далеко не всегда;
в) по крайней мере, у нас совершенно не нужное.
а) с удовольствием буду водить гостя, показывая старину и рас
сказывая интересные истории, которые знаю;
б) если и буду что-то показывать гостю, то только не старину;
в) предпочту не играть для гостя роль гида.
а) только средство, большая эффективность которого зависит от
сочетания с другими средствами и методиками;
б) революция, решающая многие проблемы;
в) новшество, которое следует, однако, осваивать, не торопясь.
Теперь, когда Вы ответили на все 25 вопросов, оцените ответы по следующим правилам. От 1-го до 12-го вопроса включи тельно: а = 0; б = 2; в = 4. Если отмечены два варианта ответов, возьмите среднеарифметическое (например: б + в = (2+4):2 =3). От 13-го до 25-го вопроса поступайте наоборот: а = 4;б = 2;в = 0 (при двух вариантах ответов берется средняя величина). Сумма всех ответов будет означать уровень Вашей информационной культуры (в процентах).
Диагностика уровня педагогического сотрудничества в процессе обучения
Уважаемые коллеги, ознакомившись с утверждениями, помещенными в таблице, поставьте «+» в графе «Варианты ответов» напротив утверждений, с которыми вы согласны.
Обсуждаю с учащимися цели и задачи совмест ной учебной деятельности.
Советуюсь с ребятами по вопросу организаци онных форм проведения урока.
Стараюсь создать на уроке доверительные межличностные отношения с учащимися.
Стремлюсь к взаимной личной информированности с учащимися
Использую учащихся в роли «преподавателя» на уроке
Выставляю отдельным учащимся по несколько отметок за урок
Признаю право учащихся на ошибку.
Использую на уроке учебный взаимоконтроль уч-ся.
На уроке стараюсь ставить не завышенные оценки
учащимся, а адекватные их знаниям.
Нерадивым учащимся ставлю в журнал «2».
Отметки применяю в качестве основного побуди тельного стимула учащихся к учению.
При нарушении учащимися учебной дисципли ны, в случае его неподготовленности к учебно му занятию, ставлю в известность администра цию школы и родителей.
(выполняется руководителем тестирования)