Что относится к собственным ресурсам банка

Ресурсы коммерческого банка

Ресурсы банка – совокупность средств, находящихся в распоряжении кредитной организации и использующихся для ведения банковской деятельности. Формируются посредством пассивных операций.

По способу образования ресурсы кредитной организации делятся на собственные и привлеченные средства.

Собственные средства – уставный капитал, резервный и другие специальные фонды, а также нераспределенная прибыль банка. На долю собственных средств приходится в среднем 20–30% от всей ресурсной базы кредитной организации.

Привлеченные средства – средства, полученные от клиентов кредитной организации и заимствованные в банковском секторе. Это средства юридических и физических лиц, размещенные на депозитных, расчетных и других счетах, заемные средства, а также получаемые банком от выпуска собственных ценных бумаг, осуществления других операций, увеличивающих ресурсную базу кредитной организации, и на рынке межбанковского кредитования. Привлеченные средства занимают 70–80% всех банковских ресурсов и выступают основным источником их формирования.

Банковские ресурсы можно классифицировать по их стоимости, влиянию на ликвидность и доходность банка и т. д. К примеру, разделить по стоимости ресурсы можно на дешевые и дорогие. Так, вклады до востребования являются для банка дешевым ресурсом, а срочные депозиты и займы на межбанковском рынке – дорогим.

Кроме того, структура ресурсов отдельно взятого банка будет отличаться по своему качественному и количественному составу от структуры ресурсов другого банка. Так происходит потому, что кредитные организации различаются по видам деятельности, составу осуществляемых ими операций, количеству и качеству клиентской базы, они по-разному проводят депозитную и кредитную политику и т. д.

Кредитная организация должна поддерживать определенное соотношение между собственными и привлеченными средствами. Банк России для оценки ликвидности кредитных учреждений устанавливает определенные обязательные соотношения (нормативы) между этими источниками ресурсов.

Источник

Тема 7. Управление ресурсами банка

Цель – ознакомить студентов с основными подходами к управлению ресурсами банка.

Задачи:

Оглавление

7.1. Основные подходы к управлению ресурсами банка

Первым вопросом, который необходимо рассмотреть, является определение места ресурсов, а следовательно, и процесса управления ими в общей схеме управления деятельностью банка.

От выбора того или иного подхода зависят и те критерии, которыми банк будет руководствоваться при принятии управленческих решений.

Если выделить две основные составляющие процесса управления деятельностью банка – управление ресурсами и управление их размещением, то можно выявить два основных подхода к определению порядка осуществления пассивных и активных операций в банке.

Первый заключается в том, чтобы определить виды активных операций, а затем привлекать для них ресурсы.

Второй состоит в использовании уже привлеченных ресурсов для осуществления активных операций.

Алгоритм процесса управления ресурсами (подход 1):

Если действовать согласно данной схемы, то процесс управления ресурсами сводится к обеспечению соответствия пассивных операций банка активным (для чего возможно, например, использовать математический расчет ставок по депозитам согласно достигнутому уровню ставок по кредитам).

Выбор первого подхода будет обоснованным, если изучение рыночной конъюнктуры позволяет сделать вывод, что банку легче найти источники средств, чем выгодные сферы вложения ресурсов. То есть, если менеджеры кредитной организации приходят к выводу, что банк не может осуществить любые активные операции, и существует необходимость точно определить те их виды, на которых будет сосредоточена деятельность, но при этом для осуществления любой активной операции банк всегда сможет найти необходимые ресурсы, тогда используется вышеизложенный подход.

Алгоритм процесса управления ресурсами (подход 2):

Если же банк действует по второму алгоритму, то управление ресурсами сводится к выбору критериев и оптимизации, согласно им процесса привлечения, а затем и использования пассивов банка.

К определению этих критериев следует подходить, учитывая специфику деятельности кредитных организаций, которые нуждаются в значительно меньшем объеме собственных средств, чем промышленные предприятия, т. к. роль банков, определяющая особенности их функционирования, сводится к трансформации краткосрочных и сравнительно небольших по суммам свободных средств экономических агентов в более долгосрочные и крупные по объемам средства, призванные удовлетворять потребности экономических агентов в финансировании.

Итак, при втором подходе к управлению ресурсами можно выделить такие критерии оптимизации, как прибыльность (а следовательно, привлечение пассивов на максимально длительные сроки при минимально возможной цене), выживание на рынке, либо использовать в качестве критерия любую другую цель, определенную в рамках миссии банка.

Этот подход является предпочтительным, когда рынок предоставляет лучшие возможности для осуществления активных операций банков, чем для приобретения ресурсов для осуществления таких операций.

Поэтому задачей менеджеров банка является изучение рыночной конъюнктуры и выбор либо одного из предложенных выше подходов, либо определение наилучшего их сочетания.

При управлении ресурсами может использоваться декомпозиционный метод, при котором все ресурсы разбиваются на группы и каждая из них рассматривается в отдельности. При этом учитываются следующие основные моменты:

I. Управление собственными средствами

II. Управление депозитными источниками (риски, расходы по выплате и невыплате процентов).

III. Недепозитные операции

7.2. Управление собственным капиталом

Капитал банка – это средства, внесенные владельцами банка и состоящие из уставного капитала, других фондов и резервов, а также из нераспределенной прибыли.

Функции капитала – обеспечение ресурсами нового банка для начала работы, создание базы для дальнейшего роста и расширения банковской деятельности, защиты банка от риска, а также поддержание доверия к банку и его менеджменту.

Важнейшей целью управления собственным капиталом является обоснование его достаточности, а также определение показателей, позволяющих оценить эту достаточность.

Известно, что на величину достаточности собственного капитала банка влияют объем, структура и содержание активных операций.

Величина собственного капитала зависит от миссии, выбранной банком и от стратегии, принятой в рамках данной миссии. При этом важными факторами для определения величины достаточности собственного капитала банка являются объем, структура и содержание активных операций, количество и качество его клиентов.

Говоря о влиянии активных операций, можно отметить, что ориентация банка на преимущественное проведение операций, связанных с большим риском, требует сравнительно большего размера собственных средств, и, наоборот, преобладание в кредитном портфеле ссуд с минимальным риском позволяет банку успешно работать со сравнительно небольшим собственным капиталом.

Что касается клиентов банка, преобладание надежных и процветающих заемщиков требует, чтобы у банка был солидный собственный капитал.

В целом, при решении вопроса о достаточности собственного капитала, общим критерием является поддержание его величины на таком уровне, при котором обеспечивались бы, с одной стороны, максимальная прибыль, а с другой – минимизировался риск банкротства и соблюдались нормативы, установленные государством.

Между тем, определение объема капитала, необходимого банку, – один из самых спорных вопросов в теории банковского дела. Какова норма капитала для банков и кто должен ее устанавливать – рынок или государство – вот проблемы, вызывающие наибольшие дискуссии.

Мировая практика функционирования банковского капитала показывает, что в целях ограничения риска банкротства банков и поддержания доверия к ним необходима определенная система государственного регулирования величины капиталов банка. Каждая страна в соответствии со своими конкретными условиями устанавливает обязательный минимальный размер уставного капитала, который должен поддерживаться в течение всего жизненного цикла банка.

Для оценки достаточности капитала используются различные показатели: соотношение совокупного капитала и совокупных депозитов; совокупного капитала и совокупных активов; совокупного капитала и совокупных рисковых активов.

Следует иметь в виду, что эти и другие показатели имеют относительный характер, и пользоваться ими надо очень осторожно (например, для крупных банков они ниже, чем для мелких, но это не означает, что крупные банки менее надежны и устойчивы, чем мелкие).

Для достижения надежности и стабильности, а также возможности увеличения доходных активных операций большинство банков стремится к наращиванию собственного капитала. К этому банкиров подталкивает ряд важных экономических факторов. Прежде всего, это инфляция, которая увеличивает активы и обязательства, неустойчивый характер экономики, ведущий к большому риску потери банковских доходов. В любом случае банки с высокой степенью капитализации более надежны и конкурентоспособны.

Объективно существуют два вида источников увеличения собственного капитала банка: внутренние и внешние. Основным внутренним источником роста банковского капитала служит прибыль, невыплаченная акционерам и оставленная в банке нераспределенной. Важное преимущество данного источника состоит в его независимости от средств, получаемых на открытом рынке, и в том, что он является более дешевым и не несет угрозы интересам акционеров. Недостаток этого источника в том, что прибыль облагается налогом и подвержена значительному влиянию макроэкономических факторов.

Возможность капитализации прибыли непосредственно связана с дивидендной политикой. Чем больше прибыли выплачивается в качестве дивидендов, тем меньшая ее доля остается для капитализации, а низкие темпы капитализации усиливают риск банкротства и сдерживают увеличение активов банка, приносящих доход. Вместе с тем, слишком низкая доля дивидендов может привести к уменьшению курсовой рыночной стоимости акций банка. Таким образом, искусство управления прибылью банка состоит в том, чтобы найти оптимальную пропорцию в ее распределении на дивиденды и капитализируемую часть и тем самым обеспечить компромисс между текущими и будущими интересами акционеров.

Анализируя мировой опыт в области дивидендной политики, можно отметить, что рациональная политика должна быть направлена на максимизацию рыночной стоимости акций. Тогда банк имеет реальную возможность сохранить старых акционеров и привлечь новых. Очень важно, чтобы доходность акций была не ниже доходности других инвестиций с той же степенью риска.

Привлекательность акций того или иного банка определяется не только величиной дивидендов, но и стабильностью дивидендной политики. Если размер дивидендов банка поддерживается на относительно постоянном уровне, то инвесторы будут рассматривать их как достаточно стабильные доходы, и банк будет считаться весьма привлекательным и надежным. Известно, что снижение размеров дивидендов, как правило, ведет к падению курсовой цены акций, что ущемляет интересы акционеров и дестимулирует потенциальных покупателей.

Ключевым фактором, влияющим на управленческое решение о распределении прибыли на капитализируемую часть и на долю дивидендов, является то, насколько быстрый рост своих активов может позволить себе банк, чтобы не допустить чрезмерного снижения отношения величины собственного капитала к сумме активов. Иначе говоря, как быстро должна расти прибыль банка, чтобы сохранилось неизменным отношение собственного капитала к активам, если банк продолжает выплачивать дивиденды своим акционерам по постоянной ставке. Для решения этого вопроса в зарубежной теории и практике применяется следующее уравнение:

Темпы роста нераспределенной прибыли = Прибыль на собственный капитал х Доля удержанной прибыли

Несмотря на огромную важность прибыли как источника роста собственного капитала, она не в состоянии полностью удовлетворить потребности банка. Банки вынуждены увеличивать свой капитал и за счет внешних источников, в качестве которых выступают: продажа акций, эмиссия долговых обязательств, продажа активов, сдача в аренду некоторых видов основных фондов и т. д.

Выбор того или иного источника увеличения собственного капитала и установление соотношения источников определяются совокупностью факторов, среди которых наибольшее значение имеют: относительные издержки, связанные с каждым источником капитальных средств; влияние на доходность акционерного капитала, измеряемую прибылью на одну акцию; влияние на собственность и контроль за деятельностью банка существующих и потенциальных акционеров; относительный риск, связанный с каждым источником капитала; общая подверженность банка риску, отражаемая такими показателями, как соотношение совокупного объема выданных кредитов и активов банков либо депозитов, либо капитала; сила и слабость рынков капитала, на которых может осуществляться привлечение новых капитальных средств; наконец, политика регулирования, проводимая центральным банком.

При рассмотрении внешних способов изменения собственного капитала банка можно отметить такие процессы, как слияние и поглощение банков, создание холдинговых компаний и финансово-промышленных групп.

Наиболее дорогим способом привлечения внешнего капитала является эмиссия акций, поскольку она связана с большими затратами и высоким риском.

Капиталу принадлежит важная роль в банковской дилемме «риск – доход». Увеличение капитала снижает риск, стабилизируя доходы и их рост, страхуя от банкротства. В то же время ожидаемый доход уменьшается, поскольку акционерный капитал дороже, чем задолженность. Главные вопросы управления активами и пассивами, таким образом, сводятся к определению оптимальной величины капитала. Банки с более крупным капиталом могут брать взаймы под более низкий процент, предоставлять крупные ссуды и быстрее расширяться за счет новых приобретений или внутреннего роста. В целом они могут проводить более рискованные инвестиционные операции.

Итак, основная функция банковского капитала – снижение риска. Это достигается тремя способами. Во-первых, капитал становится буфером, способным поглотить убытки и сохранить платежеспособность. Во-вторых, он обеспечивает доступ к рынкам финансов и, таким образом, защищает банки от проблем ликвидности, вызываемых оттоком депозитов. В-третьих, капитал сдерживает рост и ограничивает риск.

Некоторые факты говорят о том, что банкам следует иметь больше собственного капитала, поскольку стоимость банковских активов более изменчива, чем стоимость активов обычной промышленной фирмы. Рыночная стоимость меняется по мере изменения процентной ставки или при возникновении у заемщиков банка трудностей. Кроме того, банк больше полагается на непостоянные источники краткосрочной задолженности, многие из которых можно изымать по требованию. Складывается впечатление, что банки можно вынудить ликвидировать активы по относительно низкой стоимости.

Роль капитала как буфера против убытков по ссудам становится яснее, если его рассматривать в контексте движения денежных средств. Обратимся к ситуации, когда клиенты банка не выполняют обязательств по ссудам. В таком случае неплатежи мгновенно уменьшают приток денежных средств, ибо банк перестает получать проценты и основные выплаты. Отток денежных средств в значительной степени не меняется, за исключением дополнительных расходов на инкассирование. Банк остается платежеспособным до тех пор, пока суммарный приток денежных средств от деятельности превышает их отток. И здесь капитал служит буфером, поскольку уменьшает вынужденные оттоки. Банк может отсрочить выплату дивидендов по акциям, если он не в состоянии платить. Что касается выплаты процентов по банковской задолженности, то они являются обязательными. Банки с достаточным капиталом могут в свою очередь выпускать новые обязательства или акции, чтобы заменить потерянные притоки денежных средств новыми или выиграть время, пока не решатся проблемы с активами.

Таким образом, чем больше банковский капитал, тем больше активов могут оказаться неуплаченными, прежде чем фирма станет неплатежеспособной, и тем меньше будет риск банкротства банка.

В целом, исследуя связи между банковским капиталом и риском банкротства, можно сделать разные выводы. С одной стороны, банкротства связаны с плохим управлением, а в хорошо управляемом банке могут проводиться операции с низкими показателями отношения капитала к активам. С другой стороны, банкротства могут быть связаны с проблемами ликвидности и не иметь отношения к капиталу. Например, когда вкладчики изымают свои средства, банк должен либо ликвидировать активы из своего портфеля, либо заменить оттоки депозитов новыми займами. Вынужденная продажа активов может совершаться только через понижение стоимости активов. Эти убытки в свою очередь будут перенесены на акционерный капитал, подводя банк к неплатежеспособности. Большинство банков поэтому больше полагаются на источники задолженности. Если объем требуемого финансирования большой, то банк должен выплачивать повышенные проценты, что уменьшает текущий доход и понижает потенциальный акционерный капитал.

Неуверенность в связи между капиталом, проблемами ликвидности и банкротством банка отражает неверное понимание бухгалтерской стоимости в отличие от экономической. Важна рыночная стоимость банковского капитала, а не бухгалтерская. До тех пор пока рыночная стоимость положительна, банки могут выпускать обязательства и противостоять проблемам ликвидности. Это правило стабильно независимо от того, является ли бухгалтерский капитал положительным или отрицательным. Если рыночная стоимость капитала отрицательная, то ни один частный кредитор не предоставит кредит. Банкротства, таким образом, прямо связаны с рыночной, а не с бухгалтерской стоимостью.

Адекватный банковский капитал уменьшает операционные проблемы, обеспечивая свободный доступ к финансовым рынкам. Первичной функцией банковского капитала является удержание банка открытым, чтобы время и доходы могли поглотить убытки, другими словами, создание уверенности в банке у вкладчиков и контролеров и недопущение его ликвидации с большими убытками. Капитал дает возможность банку брать займы из традиционных источников по разумным ставкам. В таком случае вкладчики не станут изымать свои фонды, и убытки по ссудам сведутся к минимуму. Любые возникающие потери можно отнести за счет текущего дохода или, наконец, за счет акционерного капитала, то есть с ростом суммы банковского капитала возрастает уверенность в долгосрочной стабильной работе банка.

Регулирующие органы определяют потребности в акционерном капитале в виде доли совокупных активов банка. Если банки решают увеличить размер ссуд или приобрести другие активы, то они должны поддерживать рост с помощью дополнительного финансирования акционерного капитала. Поскольку новые акции стоят дорого, ожидаемый доход от активов должен быть достаточно высоким, чтобы оправдать финансирование. Такое ограничение чрезвычайно важно, так как банкротство многих банков связано со спекулятивным ростом активов. Жесткие требования к капиталу снижают вероятность того, что банки будут выходить за пределы возможностей успешного управления своими активами.

Усилия регулирующих органов по увеличению капитала налагают значительные ограничения на политику банков. Многие крупные банки, имеющие доступ к национальным рынкам, могут выпускать обыкновенные акции, привилегированные акции или векселя второстепенного капитала для поддержания непрерывного роста, до определенной степени не ощущая воздействия нормы минимального капитала. Небольшие банки не имеют таких возможностей. У них нет репутации на национальном уровне, и инвесторы обычно воздерживаются от приобретения их ценных бумаг. Эти банки часто полагаются на внутренне порожденный капитал и считают свою деятельность скованной нехваткой нераспределенной прибыли.

Минимальные требования к капиталу ограничивают способность банка к росту. Дополнения к активам обязательно требуют дополнений к капиталу банка, чтобы сохранить определенное соотношение между капиталом и активами. Каждый банк должен ограничивать рост своих активов до установленного процента нераспределенной прибыли плюс новый внешний капитал.

Банки, растущие быстрее, чем позволяет норма внутренне порождаемого капитала, должны привлекать дополнительный капитал из внешних источников. Здесь крупные банки имеют значительное преимущество перед небольшими учреждениями. Так, они могут добывать капитал в масштабах страны через предложение ценных бумаг. Эти банки престижны, и вкладчики охотно приобретают ценные бумаги надежных корпораций. Что касается небольших банков, то они могут выпускать ценные бумаги только для немногих инвесторов: собственных акционеров, клиентов банка и банков-корреспондентов. Единственно верное решение для акционеров небольшого банка (и они часто ему следуют) – продать свои акции холдинг-компании, имеющей доступ к источникам финансирования.

Банки обходят требования, предъявляемые к капиталу, путем удаления активов из бухгалтерских книг. Процентная ставка и дерегуляция продуктов поощряют банки к переносу рисков с балансового отчета, создавая условные обязательства, приносящие доход в виде гонораров, но не отражающиеся как активы в финансовых отчетах. Внебалансовая деятельность повышает риск, но непосредственно не меняет потребность в капитале, основанную на размере активов.

Планирование капитала является частью общего процесса управления активами и пассивами. Руководство банка принимает решения по размеру риска, принимаемого в операциях, и по суммам возможных расходов. Сумма и тип требуемого капитала определяются одновременно с ожидаемым составом активов и пассивов и прогнозами доходов и расходов. Чем выше принимаемый риск и рост активов, тем больше требуется капитала.

Рассмотрим далее внутрибанковское планирование объема капитала.

Планирование капитала начинается с разработки руководством банка типовых балансовых отчетов и отчетов о прибылях и убытках на несколько лет вперед. Банк прогнозирует размер финансирования, получаемого из альтернативных депозитных и недепозитных источников, и вероятный состав активов с учетом ассортимента банковских продуктов и опыта банка. Принимая различные сценарии движения ставки процента и прогнозируя непроцентные доходы и затраты, руководство предугадывает доходы. Опережающий рост активов над новой задолженностью или внутренне выработанным капиталом должен финансироваться за счет внешнего капитала. Как только банк признает, что ему нужно приобрести дополнительный внешний капитал, он оценивает стоимость и преимущества каждого источника.

Процесс планирования осуществляется в три этапа.

Первый этап предусматривает оценку того, сколько капитала нужно для финансирования активов. Общий требуемый акционерный капитал равен разнице между ожидаемыми активами и задолженностью. Сумма отвечающего требованиям капитала должна быть, по крайней мере, равна минимуму, устанавливаемому регулирующими органами. Если руководство предпочтет сократить капитал банка путем ликвидации активов, то оно обнаружит, что общий требуемый капитал уменьшится. Обычно требуется дополнительный акционерный капитал.

Второй этап показывает, сколько капитала будет выработано внутри и какая сумма внешнего капитала потребуется. Выплаты дивидендов уменьшают сумму нераспределенной прибыли и увеличивают потребность в финансировании за счет внешнего капитала.

Третий этап рассматривает альтернативные оценки. Руководство должно прогнозировать потребности банка на несколько лет, чтобы разработать долгосрочный план. Банку не следует полагаться в основном на единственный источник капитала в ближайшей перспективе, чтобы сохранять этот вариант на будущее. Если, например, банк максимально зависим от заемных средств, то он может оказаться вынужденным выпускать новые акции в период, когда цена их находится на низком уровне.

Анализ процесса формирования уставных капиталов, проведенный в ряде отечественных банков, показал необходимость использования математических расчетов при осуществлении банковской политики в области капитала. Так, важно знать, в каком размере банк сможет увеличить свой капитал за счет капитализации дохода, какие необходимые для развития банка суммы следует привлечь в виде новых взносов.

Банк может осуществлять комплексное проектирование потребности в увеличении капитала на базе различных предположений и прогнозов относительно структуры его портфеля, доходов, движения денежной наличности, ориентируясь на снижение риска.

В качестве отправной точки в своих расчетах банк может использовать следующую упрощенную модель:

А / С х NI/A х RE/NI = RE/C = q,

где q – максимальный темп накопления капитала за счет капитализации дохода;

А – совокупные активы банка;

NI – величина чистого дохода (после уплаты налога);

RE – размер удержанной прибыли.

Таким образом, рост капитала банка (а следовательно, и его активов) находится в прямой зависимости от степени привлечения средств (А/С), доходности активов (NI / A) и уровня выплаты дивидендов (RE/C).

Для каких целей банк может применить в своей деятельности предложенную модель?

Во-первых, ориентируясь на сложившиеся соотношения между доходами и активами, между дивидендами и объемом чистой прибыли, а также между активами и капиталом, с помощью данной формулы банк может определить максимально возможный прирост капитала за счет сохранения прибыли. Капитал и активы банка не будут расти более быстрыми темпами, пока соотношения активов, доходов и дивидендов будут оставаться неизменными или банк не прибегнет к внешнему финансированию.

Далее, формула показывает, что удовлетворение потребности в увеличении капитала за счет накопления собственных средств возможно только в том случае, если возрастут уровни привлечения средств, доходности активов и удержания прибыли, либо если увеличение одного или двух из них превысит общее снижение остальных показателей.

Следовательно, когда банк планирует увеличение темпов своего роста, он должен оценить, насколько в его силах изменить параметры, определяющие q. Для этого также возможно использование вышеуказанной модели.

Альтернатива является уникальной проблемой для банка. Например, растущая норма дохода по активам обычно влечет за собой растущий риск; возросший риск активных операций увеличивает возможность убытков, а та в свою очередь – необходимость увеличить капитал.

В настоящее время основная часть нового акционерного капитала зарубежных банков обеспечивается путем удержания прибыли. Трудности для некоторых из этих банков связаны с высокими издержками по размещению новых выпусков акций и их сбытом, с возможным снижением доходов и ослаблением контроля акционеров. Накопление прибыли – это нередко самый легкий и наименее дорогостоящий метод пополнения капитала. Однако известно, что курс акций банка зависит от уровня дивидендов (высокие дивиденды ведут к повышению курса акций). Таким образом, выплата больших дивидендов выполняет двойную функцию: увеличивает доходы имеющихся акционеров и облегчает наращивание капитала с помощью дополнительного выпуска акций.

Кроме того, многие акционеры, чувствительные к дивидендам, могут предпочесть немедленное увеличение текущих доходов возможным будущим доходам, тем самым затрудняя накопление капитала путем удержания прибыли.

Эффективным инструментом управления собственными средствами является такая политика в области дивидендов, которая позволяет повысить рыночную цену акций банка и продать дополнительные акции по более высоким ценам. Эта политика может оказаться более предпочтительной, чем удержание части прибыли для пополнения собственного капитала, за исключением случаев, когда быстрое увеличение суммы депозитов и ссуд побуждает продавать добавочные акции по любой цене.

Иногда удержание прибыли считают недорогим источником средств, привлекаемых банком, но эти деньги должны быть инвестированы и принести высокую норму дохода, чтобы компенсировать задержку выплаты дивидендов. Такой расчет основывается на возможности увеличения доходов самими акционерами путем реинвестирования дивидендов. Когда средства удерживаются банком и не выплачиваются акционерам, норма дохода, который мог бы получить акционер, становится для него издержками альтернативных возможностей. Равным образом средства, полученные банком в результате продажи новых акций, нужно инвестировать так, чтобы они принесли выручку, достаточную для поддержания по меньшей мере того же дохода и дивиденда на акцию и того же курса акций, которые существовали при прежнем объеме акций.

Исчисление этой требуемой нормы выручки, именуемой издержками акционерного капитала, сопряжено с трудностями, поскольку в отличие от случаев использования заемных денег здесь отсутствует в явном виде норма процента. В определенном смысле требуемая норма выручки – это в неявном виде издержки недоиспользования альтернативных возможностей. В зарубежной практике ее рассматривают как норму дисконта (Кe), сводящую величину всех будущих дивидендов к текущей цене акций. Алгебраически Ke представляет собой такую норму, когда

Что относится к собственным ресурсам банка,

где P0 – текущая цена одной акции;

Dt – дивиденды на акцию за время t;

Ke – требуемая норма выручки.

Для банка с примерно одинаковым темпом роста дивидендов эта норма приблизительно равна

Что относится к собственным ресурсам банка,

где q – темп роста дивидендов;

D0 – ожидаемый дивиденд на акцию в текущем году.

Издержки привлечения капитала в тех или иных банках существенно различаются. В небольших банках с ограниченным рынком сбыта акций они выше, чем в крупных банках, акции которых имеют широкое хождение. В то же время эти издержки всегда достаточно высоки, чтобы обеспечить инвесторам прибыль, сопоставимую с доходом от других инвестиций с аналогичной степенью риска.

Поскольку капитал банков ставится в зависимость от биржевой котировки, их платежеспособность начинает определяться состоянием фондового рынка. Для анализа рыночной конъюнктуры предлагается использование таких показателей, как абсолютная величина спрэда (разрыва между минимальными ценами предложения и максимальными ценами спроса), а также его доля по отношению к максимальной цене спроса.

Растущий банк постоянно испытывает потребность в средствах, нередко предпочитая иметь долговые обязательства в качестве постоянного элемента своего капитала. Это можно осуществить путем рефинансирования или выкупа облигаций, по которым истекает срок займа, за счет средств от нового выпуска векселей и облигаций, причем выпуск облигаций должен осуществляться при условии полной оплаты выпущенных акций.

Необоснованные обязательства, выпущенные в момент, когда процентные ставки относительно низки, могут стать источником дешевых средств для последующего прибыльного инвестирования на многие годы. Эти обязательства можно также рассматривать как капитал банка при расчете лимита ссуд и как обеспечение надежности вкладов.

Определение подходящего источника капитала банка базируется на выполнении им специфических функций. Так, если капитал рассматривать как резервный фонд обеспечения платежеспособности банка в случае каких-либо финансовых затруднений, то его единственно подходящим источником являются акции. Банк не может рассчитывать на заем, так как последний имеет срок погашения.

Однако субординационные ценные бумаги погашаются только в случае ликвидации банка, требования по ним удовлетворяются в последнюю очередь, после погашения обычных кредитов, непосредственно перед выплатами возмещения по акциям. С точки зрения вкладчиков это придает им ту же защитную функцию, какую выполняет акционерный капитал. Если убытки превысят акционерный капитал, то банк будет ликвидирован, но средства, полученные от собственников необеспеченных векселей и облигаций, выступят как страховой фонд, гарантирующий материальную ответственность банка за сохранность вкладов. Поэтому такие бумаги, выпущенные в соответствии с требованиями закона и с разрешения органов контроля, с полным основанием рассматриваются на Западе как элемент капитальных фондов коммерческого банка.

Важно подчеркнуть, что хотя использование займа обеспечивает долговременное финансирование и может увеличить ожидаемый доход, он также увеличивает риск.

Владельцы облигаций долгосрочного займа требуют от банка обещанную ставку дохода в форме процентов, как это делают вкладчики. Единственное важное различие в этих требованиях состоит в том, что облигации имеют более длительный срок платежа по сравнению с большинством депозитов и поэтому являются более постоянной формой финансирования.

В противоположность акционерному капиталу, по которому выплата дивидендов может быть отсрочена, процентные выплаты по займам должны совершаться регулярно. Использование облигационных займов увеличивает банковский риск именно из-за этих фиксированных выплат. Выплаты фиксированного процента могут создать проблемы с ликвидностью. Неспособность совершить выплату процентов имеет результатом невыполнение обязательств и нередко – ликвидацию банка.

Несмотря на имеющиеся недостатки, в пользу использования долгосрочного займа в качестве капитальной базы банка может быть приведен достаточно сильный аргумент. Если доходы по активам, финансирующимся займом, превышают расходы по займу, то излишек прибыли достается банку, а поскольку банк удерживает значительную долю этой дополнительной прибыли, то долгосрочное использование займа может увеличить акционерный капитал. Таким образом, использование займа хотя и увеличивает риск неплатежа, но в долгосрочном плане может значительно снизить вероятность банкротства, увеличивая акционерный капитал.

Кроме того, известно, что процентные выплаты по займу не подлежат налогообложению и расходы по его обслуживанию могут быть меньше издержек на выплату дивидендов по простым акциям. Помимо этого, расходы по организации выпуска облигаций ниже, чем расходы, связанные с распространением акций. Здесь отсутствуют потери непосредственного (немедленного) ослабления прибыли.

Таким образом, хотя займы прямо не защищают банк от банкротства, они могут косвенным путем защитить его от будущего банкротства, улучшая ликвидность банка и увеличивая долгосрочный доход на акционерный капитал. Заем помогает сгладить проблему совпадения по срокам и косвенно защищает от проблемы ликвидности, поскольку в случае банкротства отдает приоритет требованиям вкладчиков и кредиторов банка.

Затраты банка на привлечение капитала с помощью выпуска субординационных ценных бумаг включают процентные издержки и прочие операционные расходы. Стоимость займа можно рассматривать как норму дисконта, сводящую величину всех процентных издержек за период обращения выпуска и сумму основного долга к объему чистого дохода, полученного банком по займу.

Повторный выпуск акций банка может включать выпуск как обыкновенных, так и привилегированных акций. Последние имеют характеристики как простых акций, так и долгосрочного займа. Привилегированные акционеры имеют право на фиксированный дивиденд и приоритетное право требовать средства в случае ликвидации банка. Однако требования привилегированных акционеров субординарны по отношению к требованиям кредиторов и вкладчиков банка.

Хотя привилегированные акции – альтернатива, доступная банку, их использование увеличивает банковский риск, поскольку им свойственны недостатки займа, связанные с фиксированными дивидендами, однако они не имеют налоговых льгот, которыми обладает доход по займам.

Предельные затраты на привлечение средств с помощью привилегированных акций определяются с использованием приведенной ниже формулы. Поскольку размер дохода на привилегированную акцию фиксируется при выпуске, темп роста дивидендов равен нулю, т. е.

Что относится к собственным ресурсам банка,

где Dp – ожидаемый доход на акцию в текущем году;

Рp – текущая цена одной привилегированной акции;

Кp – издержки выпуска привилегированных акций.

Результаты предлагаемых расчетов возможно использовать для поиска путей достижения адекватной степени обеспечения активов капиталом, выработки отправных моментов ценовой политики коммерческого банка, а также его общей стратегии.

Изложенное позволяет сделать следующие выводы. Управление капиталом – сложный процесс, требующий от банка: соблюдения соответствия капитала уровню и рискованности активов; учета интересов собственников в распределении доходов; использования возможностей увеличения доходности активов, а также эффективного контроля за их качеством. Сюда же примыкает и определение допустимой цены привлекаемых ресурсов исходя из задач поддержания ликвидности банка и возможностей прибыльного размещения средств.

7.3. Управление привлеченными ресурсами

Наряду с собственным капиталом другим важным источником финансовых ресурсов банка являются привлеченные средства клиентов и кредитных учреждений. Поэтому эффективность управления ресурсами банка в решающей мере определяется качеством управления пассивами, главной статьей которых являются депозиты. При этом решаются две основные задачи: откуда банк может получить средства с наименьшими затратами и риском и как руководство может гарантировать депозиты, достаточные для обеспечения необходимого объема кредитов и финансовых услуг, на которые существует спрос. Успешно решить эти задачи нелегко, особенно в условиях глубокого структурного экономического кризиса и нестабильности финансового рынка.

В коммерческих банках управление пассивами играет важную роль в уравновешивании рисков и целей прибыльности. С тех пор как регулирующие ведомства сняли «потолки» процентных ставок с пассивов и расширили ассортимент депозитных продуктов, предлагаемых банками, на прибыльность банка и состояние риска стали влиять решения по управлению пассивами. Важно, чтобы банкиры знали процентную эластичность каждой позиции пассивов и могли предусмотреть потенциальный отток депозитов, который может вызвать кризис ликвидности.

Существует много различных типов депозитов. Некоторые из них позволяют совершать сделки при относительно низком уровне процентных ставок. Самые высокие ставки, как известно, имеют пассивы с длительными фиксированными сроками погашения. Каждый инструмент по-разному реагирует на изменения процентных ставок, поэтому состав каждого пассива банка и срок его погашения – важные определители стоимости и риска, влияющие на результаты деятельности банка.

Возрастающая конкуренция на рынке депозитных услуг, предоставление вкладчикам разнообразных услуг, в том числе информационных, способствуют возникновению множества новых типов депозитов. В этих целях наряду с экономическими используются организационные и личные факторы:

Решения в области управления пассивами воздействуют на повышение прибыльности разными способами: путем снижения расходов, связанных с выплатами процентов по заемным средствам, и расходов, не связанных с этими выплатами, но обусловленных такими затратами, как оплата труда служащих и расходы на основные фонды; воздействием на доходы от деятельности, не связанной с получением процентов (гонорары, сборы за обслуживание депозитов). Они оказывают влияние и на риски, возникшие из-за изменения процентной ставки, и на риски ликвидности, определяя чувствительность пассивов к изменениям процентных ставок и легкость доступа к приобретаемым средствам.

Рассмотрим основные аспекты методики принятия решений в области депозитной политики.

Сначала руководство банка намечает генеральную линию: банк выбирает в качестве своих потенциальных клиентов частных вкладчиков – «розничных» клиентов или «корпоративных» клиентов – коммерческие фирмы, либо и тех и других. Такой выбор особенно важен, поскольку клиентура банка влияет на систему доставки продуктов – пассивов и на расходы по выплате процентов.

В итоге в управлении пассивами заложены два основных, часто противоречивых требования: минимизация процентных издержек и признание важности отношений с клиентами. Возможность минимизации процентных издержек по депозитам зависит от реакции отдельных групп вкладчиков на изменения ставок по депозитам. Чем чувствительнее определенные группы депозитов к изменениям процентных ставок, тем труднее минимизировать процентный расход по депозитам. Определению спроса на депозиты по степени чувствительности к ставке помогает сегментирование рынка депозитных услуг. Варьируя депозитные ставки по различным сегментам, банки получают возможность сократить издержки по депозитам.

Другая важная сторона управления пассивами, объясняющая, почему банки готовы дорого платить за привлечение заемных средств, – это качество обслуживания клиентов. Банкиры заключают формальные и неформальные соглашения с лучшими клиентами, чтобы увеличить у них спрос не только на кредиты, но и на другие банковские услуги, что позволяет банкам получать дополнительный доход.

В развитых странах, где сложился цивилизованный рынок капиталов, на котором главную роль играют интересы потребителя, важным элементом банковского менеджмента стала концепция, определяющая характер отношений между банком и клиентом. Данная концепция составляет сердцевину стратегии управления пассивами.

Обострение конкуренции между банками и другими финансовыми структурами за вклады юридических и физических лиц привело к появлению огромного разнообразия депозитов, цен на них и методов обслуживания.

Для расширения активных операций и получения банком прибыли наилучшим способом с точки зрения управления пассивами является диверсификация основных видов депозитов – до востребования и срочных депозитов. Посредством привлечения срочных депозитов решается задача обеспечения ликвидности баланса банка, а с помощью вкладов до востребования – получение прибыли. Эти средства являются самыми дешевыми ресурсами, поскольку затраты по обслуживанию расчетных и текущих счетов клиентов – минимальные. Увеличение доли депозитов до востребования в финансовых ресурсах банка уменьшает процентные расходы банка и позволяет получать более высокую прибыль от использования этих средств в банковских активах.

Вместе с тем расчетные счета – самый непредсказуемый элемент пассивов. Поэтому высокая их доля в заемном капитале значительно ослабляет ликвидность банка. В связи с этим важной задачей управления пассивами является определение оптимальной структуры депозитной базы банка.

Поскольку количество и качество депозитов оказывают значительное влияние на результаты деятельности банков, они являются объектами ожесточенной конкуренции. Решающее влияние на объем и структуру депозитов в банковской системе оказывает денежно-кредитная и налоговая политика правительства, немаловажное значение имеет и качество банковского менеджмента. Банки, предоставляющие разнообразные услуги, располагающие автоматизированной или другой усовершенствованной системой оформления депозитов, имеют явные преимущества перед банками с ограниченным набором услуг. Наконец, немаловажную роль в популярности банка играет его местонахождение и развитая филиальная сеть. Фирмы, например, готовы покрыть большие расстояния, чтобы получить ссуды в надежном банке, тогда как индивидуальные потребители предпочитают близость банка к своему месту проживания.

Эффективным инструментом успешного управления депозитами служит депозитный процент, его дифференциация в зависимости от срока и суммы вклада. Чем длительнее срок депозита, тем больший процентный доход по нему должен быть обеспечен вкладчикам. Большое влияние на формирование процентных ставок по депозитам оказывают степень риска, принимаемого на себя банком, а также стратегия маркетинга и цели банка. Банки, желающие снизить долю депозитов в своих пассивах, заметно уменьшают процентные выплаты, и, наоборот, стараясь привлечь депозиты крупного размера и на длительные сроки, банки предлагают клиентам высокие ставки депозитного процента, так как преобладание срочных депозитов в источниках формирования банковских ресурсов позволяет осуществлять эффективное управление ликвидностью и платежеспособностью. Известные и заранее установленные сроки депозитов дают возможность спланировать и их использование в активных операциях, что, несомненно, способствует укреплению финансовой устойчивости банка. Срочные депозиты – наиболее прогнозируемая часть заемных ресурсов, что дает возможность осуществлять кредитование на более длительные сроки и, следовательно, под более высокий процент.

Ставки процента по заемным средствам очень подвижны. Проценты либо выплачиваются по депозитным вкладам в зависимости от спроса и предложения, либо определяются в ходе прямых переговоров между банком и потенциальным вкладчиком, либо устанавливаются на том уровне, который может устраивать (или не устраивать) вкладчика. В значительной степени ставки зависят от дохода, который банк может получить при инвестировании депозита.

Как известно, существуют два основных метода начисления процентных ставок: в виде простых и сложных процентов. Для вкладчика критерием выбора может служить время фактической выплаты дохода (сложные проценты целесообразно применять при осуществлении выплаты по окончании срока действия вклада).

Разновидностью срочных депозитов и сберегательных вкладов являются депозитные и сберегательные сертификаты.

Для коммерческого банка преимущества этих форм аккумуляции ресурсов состоят в том, что крупные суммы поступают в распоряжение банка на строго установленный срок и увеличивают, таким образом, наиболее стабильную часть кредитных ресурсов.

Развитие корреспондентских отношений между банками усилило значимость такого вида привлеченных средств, как остатки на корреспондентских счетах «Лоро». Спецификой этого вида ресурсов является его сходство как со средствами небанковских корпоративных клиентов, так и с межбанковским кредитом. С корпоративными клиентами банки-корреспонденты сближает то, что они – потребители банковских услуг, связанных прежде всего с расчетным обслуживанием. С межбанковскими кредитами остатки на этих счетах сближает их принадлежность банкам, а с межбанковскими депозитами – аналогичный характер риска (хотя, в отличие от межбанковских кредитов, банк-корреспондент обычно имеет возможность досрочного изъятия депозита).

Существенно отличает банки-корреспонденты от небанковских корпоративных клиентов высокая требовательность к достоверности отчетных данных и ее квалифицированный анализ, а также возможность использования неофициальной информации, распространяющейся в банковской сфере (например, действия банка на рынке межбанковского кредита или на фондовом рынке).

Система корреспондентских банковских отношений традиционно опиралась на личные знакомства банкиров. Усилившаяся конкуренция, вызванная ослаблением вмешательства государства в дела банков, их слияниями и реструктуризацией, привела к уменьшению количества коммерческих банков-респондентов и стала оказывать давление на уровень доходности. Открывая филиалы в других регионах, банк больше не нуждается в услугах, ранее оказываемых банком-корреспондентом. В ответ многие банки-корреспонденты перестают оказывать весь ассортимент услуг, уменьшают размеры своих корреспондентских отделов и больше внимания уделяют прибыльным направлениям деятельности,

При работе с депозитами должны соблюдаться следующие основные принципы организации депозитных операций:

Рассмотрим особенности банковской работы с клиентурой, являющейся основным источником ресурсов (т. е. с юридическими лицами или корпоративными клиентами). Здесь особенно чувствуется зависимость от крупных клиентов, нередко во многом определяющих величиной остатков на своих счетах успешную работу банка. Непременным условием работы банка с крупным клиентом, особенно по линии срочных депозитов, является создание и поддержание на достаточном уровне высоколиквидных активов, представляющих собой резерв на случай непредвиденного изъятия депозита клиентом. Такое изъятие может происходить не только при возникновении у него финансовых затруднений, но и при возникновении сомнений в надежности банка или появлении возможности более выгодно вложить свои средства. Следует отметить, что надежность банка является одним из средств привлечения крупных клиентов. Об этом говорит опыт Сбербанка РФ, традиционно пользующегося высокой репутацией. Вообще говоря, репутация банка является важнейшим из факторов, которыми руководствуются вкладчики (для российских вкладчиков критерии выбора банка при размещении депозитов выглядят следующим образом: 1 место по важности – репутация банка, 2 – процентные ставки, 3 – советы друзей, 4 – ассортимент услуг, 5 – местоположение, 6 – финансовая отчетность, 7 – реклама). На данную ситуацию оказала значительное влияние сложившаяся за долгие годы монополия Сбербанка в области привлечения депозитов, позволяющая этому банку поддерживать весьма умеренные ставки (т. к. для клиентов Сбербанка доходность часто не самое главное). Сложившаяся ситуация на рынке депозитов создает дополнительные трудности для использования банками этого вида ресурсов. Необходимо использовать новые виды услуг, новые условия работы с депозитами и другие способы повышения привлекательности банка.

В условиях рынка основой взаимоотношений между банками и клиентами становится договорная цена. Для банка она должна отражать уровень собственных затрат и прибыли, а для клиентов – быть экономически выгодной. Вообще говоря, ценовая политика является важнейшим фактором, определяющим конкурентоспособность банка.

На процесс принятия того или иного ценового решения влияет множество факторов:

В табл. 7.1 в обобщенном виде представлены основные параметры, которыми должны руководствоваться банки при назначении цены. Минимально возможная цена определяется себестоимостью услуги, максимальная — наличием в ней каких-либо уникальных достоинств; цены услуг конкурентов дают средний уровень, которого банку и следует придерживаться при назначении цены. Цена эта будет где-то в промежутке между слишком низкой, не обеспечивающей прибыли, и слишком высокой, препятствующей формированию спроса.

Основные параметры, учитываемые при назначении цены на банковские услуги

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *