Что относится к сложной технике и оборудованию
Что относится к сложной технике и оборудованию
от 10 ноября 2011 г. N 924
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕХНИЧЕСКИ СЛОЖНЫХ ТОВАРОВ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.05.2016 N 471,
от 17.09.2016 N 929, от 27.03.2019 N 327)
1. Легкие самолеты, вертолеты и летательные аппараты с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)
2. Автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования
3. Тракторы, мотоблоки, мотокультиваторы, машины и оборудование для сельского хозяйства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)
4. Снегоходы и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), специально предназначенные для передвижения по снегу
5. Суда спортивные, туристские и прогулочные, катера, лодки, яхты и транспортные плавучие средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)
6. Оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями
7. Системные блоки, компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, и персональные электронные вычислительные машины
8. Лазерные или струйные многофункциональные устройства, мониторы с цифровым блоком управления
9. Комплекты спутникового телевидения, игровые приставки с цифровым блоком управления
10. Телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления
11. Цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним и оптическое фото- и кинооборудование с цифровым блоком управления
12. Холодильники, морозильники, комбинированные холодильники-морозильники, посудомоечные, автоматические стиральные, сушильные и стирально-сушильные машины, кофемашины, кухонные комбайны, электрические и комбинированные газоэлектрические плиты, электрические и комбинированные газоэлектрические варочные панели, электрические и комбинированные газоэлектрические духовые шкафы, встраиваемые микроволновые печи, роботы-пылесосы, кондиционеры, электрические водонагреватели.
(п. 12 в ред. Постановления Правительства РФ от 27.03.2019 N 327)
(см. текст в предыдущей редакции)
13. Часы наручные и карманные механические, электронно-механические и электронные, с двумя и более функциями
(п. 13 введен Постановлением Правительства РФ от 27.05.2016 N 471)
14. Инструмент электрифицированный (машины ручные и переносные электрические)
(п. 14 введен Постановлением Правительства РФ от 17.09.2016 N 929)
Перечень технически сложных товаров
Перечень технически сложных товаров
Утвержден
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 10 ноября 2011 г. N 924
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕХНИЧЕСКИ СЛОЖНЫХ ТОВАРОВ
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.05.2016 N 471,
от 17.09.2016 N 929, от 27.03.2019 N 327)
Последняя редакция 2021 года
1. Легкие самолеты, вертолеты и летательные аппараты с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)
2. Автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования
3. Тракторы, мотоблоки, мотокультиваторы, машины и оборудование для сельского хозяйства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)
4. Снегоходы и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), специально предназначенные для передвижения по снегу
5. Суда спортивные, туристские и прогулочные, катера, лодки, яхты и транспортные плавучие средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)
6. Оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями
7. Системные блоки, компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, и персональные электронные вычислительные машины
8. Лазерные или струйные многофункциональные устройства, мониторы с цифровым блоком управления
9. Комплекты спутникового телевидения, игровые приставки с цифровым блоком управления
10. Телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления
11. Цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним и оптическое фото- и кинооборудование с цифровым блоком управления
12. Холодильники, морозильники, комбинированные холодильники-морозильники, посудомоечные, автоматические стиральные, сушильные и стирально-сушильные машины, кофемашины, кухонные комбайны, электрические и комбинированные газоэлектрические плиты, электрические и комбинированные газоэлектрические варочные панели, электрические и комбинированные газоэлектрические духовые шкафы, встраиваемые микроволновые печи, роботы-пылесосы, кондиционеры, электрические водонагреватели.
13. Часы наручные и карманные механические, электронно-механические и электронные, с двумя и более функциями
14. Инструмент электрифицированный (машины ручные и переносные электрические)
Бытует мнение, что технически сложный товар надлежащего качества невозможно вернуть обратно в магазин или обменять его на подходящий. Однако это не всегда так.
Возможные сложности с возвратом технически сложного товара
Исчерпывающий перечень приведен и зафиксирован в Постановлении Правительства РФ.
Нормативно-правовая база
В настоящее время отношения, связанные с покупкой гражданином технически сложного товара регулируются тремя основными нормативно-правовыми актами:
Список технически сложных товаров
В разработанный в 2011 году перечень включались, в первую очередь, средства передвижения, которые работают на двигателе внутреннего сгорания или электродвигателе, такие, как:
Также в списке перечислены:
В списке, утвержденном в 1998 году, перечислены технически сложные бытовые товары с установленными гарантийными сроками:
Несмотря на то, что многие пункты совпадают, существуют и определенные расхождения. Этим законодательным казусом нередко пытаются воспользоваться недобросовестные продавцы.
Права потребителя
Перед покупкой потребитель имеет право ожидать, что упомянутые товары бытового назначения предварительно прошли предпродажную подготовку, что продавец их осмотрел, проверил комплектность и качество изделия, при необходимости собрал его и наладил.
Если покупка уже совершена, а покупатель желает расторгнуть сделку, законодательством предусматривается несколько вариантов. Пункт 3 статьи 503 Гражданского кодекса РФ закрепляет за потребителем право заменить некачественный товар или вернуть за него деньги.
Если в течение 15 дней с момента покупки обнаруживается недостаток, гражданин имеет право:
Если гражданин предпочел вариант возврата ему денег, он обязан вернуть некачественный товар продавцу за счет последнего.
После того как 15 дней прошло, произвести возврат или обмен товара получится, если:
Об этом говорится в п. 1 ст. 18 гл. 2 Закона РФ № 2300-1.
Закон о защите прав потребителей различает понятие недостатка и существенного недостатка.
Существенным недостатком считается техническая неисправность или брак, из-за которых использование по назначению сильно затруднено, а то и вовсе невозможно или является опасным для жизни. Недостаток считается таковым, если:
Технически сложные товары, не подлежащие возврату
Покупателю технически сложного товара следует отнестись к выбору покупки особенно внимательно, поскольку, если такой товар полностью исправен и не имеет недостатков или серьезных недостатков, возврату он подлежать не будет, в какой бы из перечней он не был включен.
Актуальный перечень технически сложных товаров
Согласно положениям закона о защите прав потребителей, возврату подлежит любая покупка, даже не имеющая следов производственного брака. Это правило распространяется на все группы товаров, за исключением так называемых условно-невозвратных. К ним относятся свыше десятка разновидностей товарной продукции, среди которых и технически сложные изделия. Сдать их обратно в магазин, при условии надлежащего качества, невозможно. Рассмотрим, что же входит в перечень технически сложных товаров, и можно ли их вообще вернуть продавцу.
Что называется технически сложным товаром
К сложнотехническим товарам относится ряд изделий, подпадающих под следующие категории:
Но перечисленные условия не являются исчерпывающими. К примеру, к технически сложным товаром считаются механические наручные или настенные часы, не имеющие ни двигателя, ни цифрового блока управления.
Законодательная база
Список технически сложных товаров закрепляется законодательно и содержится в правительственном постановлении №924. В данный нормативный акт регулярно вносятся изменения и дополнения, расширяющие данный перечень в соответствии с появлением на рынке новых категорий товарной продукции.
Возврат или замена сложных технических изделий регламентируется положениями ФЗ №2300-1 и производится с соблюдением ряда условий. При их исполнении торговая организация обязана удовлетворить требования клиента.
В противном случае это будет расцениваться как нарушение Закона о потребительских правах населения со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Перечень технически сложных товаров
Ниже в таблице дадим полный перечень технически сложных товаров, не подлежащих возврату в соответствии с постановлением №924.
Наименование категории | Входящие в данную товарную категорию изделия |
Наземные транспортные средства | Грузовые и легковые автомобили, автобусы, мотоциклы и скутеры, снегоходы, квадроциклы |
Техника сельхозназначения | Трактора, уборочные комбайны, культиваторы, мотоблоки |
Воздушный транспорт | Самолёты, вертолёты, мотодельтапланы и парапланы с двигателем |
Водный транспорт | Любые речные и морские суда, катера и лодки, оснащённые двигателем |
Ручные инструменты | Бензиновые и электрические пилы, перфораторы, лобзики, фрезы и прочее |
Станки | Пилорамы, дерево и металлообрабатывающие, формовочные и прочие станки |
Компьютерная техника | Все типы ПК, ноутбуков, планшетов, вне зависимости от модификации |
ТВ-техника | Телевизоры, приставки и видеопроигрыватели, оснащённые цифровым блоком |
Мобильные телефоны и устройства с GPS | Изделия, имеющие тачпад (сенсорное управление), либо способные исполнять свыше 2-х функций |
Печатно-полиграфические устройства | Принтеры, копировальные и печатные машины различных моделей, имеющие электронный блок управления |
Фотовидеооборудование | Все устройства, имеющие цифровое управление, элементы оптики, а также комплектующие изделия для них |
Бытовые приборы | Вся домашняя техника, имеющая встроенный микропроцессор – холодильники, стиральные, посудомоечные машины |
Часы | Все модели, включая наручные, настенные, электронные, кварцевые, механические |
Как вернуть технически сложный товар
Согласно положениям ФЗ №2300-1, технически сложный товар допускается обменять или заменить на другое изделие только в одном случае – если оно не отвечает требованиям качества.
К подобным недостаткам относятся:
При обнаружении подобных нарушений потребитель вправе возвратить купленный сложнотехнический товар либо потребовать отремонтировать изделие в сервисной мастерской.
Порядок действий
Пошаговый порядок действий при возврате некачественного изделия дан в статье 18 закона о защите потребительских прав.
Согласно положениям этого законодательного акта, любой товар с выявленными производственными недостатками подлежит возврату или обмену до истечения срока гарантии, установленного на него.
При этом потребитель вправе выдвинуть следующие требования:
Порядок действий также несколько различается, в зависимости от срока обращения потребителя:
Возврат в течение гарантийного срока
За неимением перечисленных документов подтвердить совершение покупки в данной торговой точке смогут свидетели или кадры фотовидеозаписи.
До истечения гарантийного срока некачественное изделие обычно направляется в сервисный центр для прохождения ремонта. Если специалисты установят, что выявленный дефект невозможно устранить, или когда цена ремонта превысит стоимость новой вещи, продавец может обменять изделие на другое либо произвести возврат средств.
Клиент может потребовать возврата, если первый гарантийный ремонт затянулся на 45, а повторный – на 30 суток.
По истечении гарантийного срока
Если срок гарантии, установленный на технически сложный товар истёк, обратиться с претензией в магазин будет уже невозможно.
Такое изделие не подлежит замене, гарантийному ремонту или обмену даже при обнаружении у него явного производственного брака.
Правила возврата технически сложного товара
Основные правила, установленные ФЗ №2300-1, относительно технически сложных товаров, выглядят так:
Школа грамотного потребителя: как вернуть технически сложные товары в магазин
Покупая машину, смартфон, фотоаппарат или холодильник, вы должны быть готовы к особым правилам обмена или возврата их в магазин. Подобные условия действуют по отношению ко всем товарам, которые входят в группу технически сложных.
В данном материале разберемся, как понять, какие товары являются технически сложными, в чем состоят особенности их возврата и что делать покупателю, если он купил технически сложный товар с недостатками? Как вернуть технически сложный товар с браком в магазин и на какие нормы ссылаться?
Полный перечень технически сложных товаров — 2021
Технически сложные товары – это особая группа товаров, на которые не распространяются общие правила замены или возврата.
Перечень технически сложных товаров определяет Правительство. Последний раз список пересматривался в 2019 году и в него добавили роботы-пылесосы, комбинированные холодильники, встраиваемые микроволновые печи, кухонные комбайны, варочные панели. В этой редакции документ действует и сегодня.
В 2021 году в расширенный перечень технически сложных товаров входят (по Постановлению Правительства №924):
Стоит обратить внимание, что встраиваемая микроволновая печь входит в группу технически сложных, а обычная – нет. Остановившие выбор на роботе-пылесосе покупатели считаются потребителями технически-сложного товара, а купившие пылесос с пылесборником – нет.
Таким образом, в группу технически сложных входит все, что так или иначе связано с электричеством, микросхемами и двигателями внутреннего сгорания.
Не путайте технически сложные товары и качественные товары, не подлежащие обмену. Это разные группы товаров.
Когда можно вернуть технически сложный товар
Качественные товары – возвращать нельзя
При возврате и обмене электроники, бытовой техники и транспортных средств есть определенные особенности. Покупатель не может вернуть качественный смартфон в магазин в течение 14 дней, сославшись на то, что он не подошел ему по цвету или форме. Как и любой другой КАЧЕСТВЕННЫЙ технически сложный товар не подлежит возврату и обмену. Даже если с момента покупки не прошло двух недель.
Если вы купили холодильник, он не поместился на вашей кухне из-за габаритов, то вы не сможете его сдать в магазин или обменять.
Товары с недостатками – можно вернуть
Вернуть технически сложный товар можно только при обнаружении в нем НЕДОСТАТКОВ. Недостатки могут возникнуть по причине производственного брака, нарушений при хранении или транспортировке.
Если в холодильнике не закрывается дверца, в смартфоне не работает камера, а стиральная машинка-автомат включается через раз – все это недостатки.
Гарантийными случаями НЕ признают недостатки, возникшие по вине потребителя или о наличии которых продавец предупреждал заранее. Например, если покупатель купил витринный образец с царапинами и сознательно пошел на покупку, зная о недостатках, то такой товар нельзя вернуть или обменять.
Если недостаток не является производственным и возник в ходе эксплуатации, то обменять или вернуть такой технически сложный товар нельзя. Типичный пример: покупатель уронил телефон в воду – в этом случае он не может требовать его обмена и даже ремонта по гарантии.
При покупке технически сложного товара убедитесь в правильности заполнения гарантийного талоны: все поля должны быть заполнены и заверены печатью продавца. Также не забудьте взять чек – это упростит возврат при необходимости.
Если о товаре сообщили недостоверную информацию – его можно вернуть
Случается, что товар продают без инструкции или с инструкцией без русского перевода. Либо продавец передал информацию о товаре, которая оказалась недействительной (вместо «Сделано в Германии» на ценнике оказалось «Страна производства – Китай»).
Товар может исправно работать, но его можно вернуть даже без недостатков. Причина, на которую следует ссылаться, — это недостоверные данные. Защищает покупателя в данном случае ст.12 ЗоЗПП.
Сроки для возврата технически сложных товаров
Особенность возврата технически сложного товара связана со сроками для предъявления требований потребителя.
В первые 15 дней
Покупателю дается всего 15 дней для обращения к продавцу с требованием о замене или возврате денег за некачественный товар. В случае, когда потребитель обнаружил недостаток товара, у него есть пять возможных решений. Но если товар – технически сложный, вариантов остается всего три (на основании ст.18 ЗоЗПП):
Опять же возможность замены или возврата денег за покупку есть у тех покупателей, которые обнаружили в товаре недостаток. Они могут не соглашаться на ремонт, а сразу потребовать заменить технически сложный товар на качественный.
В этом состоит важное отличие технически сложных товаров. Покупатель некачественной детской игрушки или входной двери может обратиться в требованием о возврате в течение всего гарантийного срока и магазин должен будет обменять товар или вернуть деньги. У покупателя смартфона, ноутбука и холодильника есть на возврат только 15 дней.
Потом в случае мелкой поломки он сможет рассчитывать только на ремонт по гарантии.
Если через месяц после покупки сломается пылесос, покупатель может потребовать вернуть за него деньги. Но если такая участь постигнет робот-пылесос, то можно рассчитывать только на ремонт. Но если отремонтировать робот не смогут, покупателю вернут деньги.
Если 15 дней прошло
За пределами 15 дней вернуть товар можно только при обнаружении существенного недостатка. Существенным недостатком считают такой, который нельзя устранить в принципе, его устранение потребует больших материальных затрат и не является целесообразным или недостаток проявляется неоднократно (п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 2012 №17).
Стоит отметить, что четких критериев и списка признаков существенных недостатков, законодательство не содержит. Поэтому этот вопрос продавцы или суды решают на свое усмотрение с учетом обстоятельств обращения.
Приведем пример из судебной практики:
Покупатель приобрел автомобиль и в ходе эксплуатации обнаружил, что двухслойное лакокрасочное покрытие нанесено поверх четырехслойного заводского. Он посчитал это существенным производственным недостатком и потребовал возврата денег. Но суд, несмотря на выявленную в ходе экспертизы подпленочную коррозию, посчитал дефект – несущественным и легко устранимым. В удовлетворении требований покупателя было отказано.
Если недостаток не является существенным, то по истечении 15-дневного срока покупатель может потребовать только гарантийный ремонт или соразмерное уменьшение цены.
Также товары, которые присутствуют в перечне технически сложных, можно вернуть за пределами 15 дней в следующих случаях:
Юрий сдал машину на гарантийный ремонт. Но из-за отсутствия запчастей сроки ремонта затянулись и превысили 45 дней. Это делает недостаток существенным. Юрий может требовать замены автомобиля или возврата денег.
Вероника купила стиральную машинку. Через месяц засорился клапан, еще через 30 дней — отжим, а потом в машинке перестали работать низкотемпературные режимы и вся одежда стала грязно-серая. Вероника вправе обратиться в магазин с требованием об обмене стиральной машинки или замены ее на новую.
Таким образом, для технически сложных товаров законодательно предусмотрены более длительные сроки для предъявления претензий потребителя. Он находится за пределами 14 дней.
Срок годности и гарантийный срок
Если 15 дней истекли, но в товаре обнаружен существенный недостаток, то заявлять требования о возврате денег или замене товара можно в пределах срока гарантии или срока годности. Чем они отличаются?
Гарантийный срок – срок, в течение которого продавец несет ответственность за любые недостатки товара: и за те, которые были до покупки и за те, которые – возникли после покупки по время эксплуатации (конечно, речь идет о правильной эксплуатации). Гарантийный срок устанавливает сам производитель, а если его нет, то по умолчанию он считается равным 2 годам.
Срок годности – это время, в течение которого товар пригоден для использования. В течение срока годности покупатель может обратиться к продавцу с требованием о замене или возврате, если докажет, что недостаток был в товаре еще до того, он его купил.
Вот пример из судебной практики.
После истечения срока гарантии эксперты выдали заключение о наличии производственных дефектов двигателя автомобиля. На восстановительный ремонт нужно было около 500 тыс.р., но автосалон отказался добровольно удовлетворять требования покупателя, так как истекла гарантия. Суд встал на сторону автовладельца, так как дефект возник на этапе производства. И хотя гарантия истекла, срок службы товара продолжал действовать.
В течение срока годности или гарантийного срока претензия о возврате некачественного товара предъявляется магазину или производителю, а после – производителю.
Порядок обмена и возврата технически сложного товара
Чтобы вернуть или обменять технически сложный товар в магазин нужно выявить существенный недостаток и соблюсти процедуру:
Если потребитель не предоставит товар для проведения проверки качества или экспертизы, то в удовлетворении его требований могут отказать.
Претензия на возврат технически сложного товара
Претензия на возврат технически сложного товара составляется в свободной форме и должна содержать указание на:
Перечень документов
Приложите к претензии:
Важно: отсутствие у потребителя чека не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.
Сроки для удовлетворения требований покупателя
На удовлетворение требований покупателя у магазина есть ограничения по срокам:
Если покупатель выбрал гарантийный ремонт, то после его окончания нужно взять документ с указанием на то, какой именно недостаток устранен. В случае его повторного появления, недостаток признают существенным и это даст потребителю право вернуть деньги.
Право на временную замену
Когда речь идет о товарах длительного пользования: ноутбуке, смартфоне, часах —покупатель может потребовать аналогичный товар на время ремонта или замены некачественного товара (если на замену магазину нужно более 7 дней).
Об этом праве мало кто знает и оно редко применяется на практике. Потребителю должны предоставить аналогичный товар с тем же функционалом бесплатно в течение 3 дней.
Причем, доставить заменяющий товар покупателю продавец должен за свой счет (на основании ч.1 ст.21 ЗоЗПП).
Но есть исключения: на автомобили и другие транспортные средства, а также бытовые приборы это правило не распространяется. Полный перечень товаров длительного пользования, в отношении которых не предоставляется замена, содержится в Постановлении Правительства от 2020 года №2463 р.
Если продавец отказывается обменивать товар или возвращать деньги
Основания для отказа
Продавец может отказаться выполнять требования покупателя. В этом случае он должен предоставить письменный отказ, сославшись на одну из веских причин. Чаще всего покупателям отказывают в обмене товара по следующим обстоятельствам:
Если покупатель считает, что ему отказали необоснованно, он может обжаловать отказ продавца.
Жалобы в Роспотребнадзор
Магазин, который нарушает права потребителей, становится объектом проверки со стороны Роспотребнадзора. Жалоба в Роспотребнадзор может быть передана следующими способами:
Обращение в суд
При отказе магазина удовлетворить требования покупателя тот вправе обратиться с исковым заявлением в суд. Выбор суда, в который следует обращаться, зависит от суммы причиненного ущерба:
В заявлении необходимо указать обстоятельства покупки и обнаружения недостатков, предъявить доказательства в пользу своей позиции и заявить конкретные требования к магазину.
Какие требования может предъявить потребитель в суде
Помимо стоимости товара потребитель может потребовать в суде:
Когда в требованиях покупателя могут отказать
На основании сложившейся судебной практики вот перечень обстоятельств, по которым покупателям откажут в удовлетворении их требований: