Что относится к системе резонаторов звука

Резонаторы

Классическая трактовка.

Резонаторы в голосовом аппарате – полости, резонирующие на возникающий в голосовой щели звук и придающие ему силу и тембр. Они обладают собственным тоном, высота которого зависит от размеров резонатора. Резонанс возникает при совпадении частоты собственного тона с частотой звука.

У певцов различают верхний (головной) и нижний (грудной) резонаторы. Головное резонирование ощущается как вибрация в голове (область маски, зубов, темени), возникающая вследствие присутствия в голосе высокочастотных обертонов. Грудное резонирование ощущается как вибрация в груди (трахея, бронхи) в ответ на низкие обертоны голоса.

Правильное звукообразование характеризуется ощущением одновременных вибраций в головном и грудном резонаторах.

Среди полостей, входящих в состав голосового аппарата, есть такие, которые меняют свой размер, и, следовательно, резонанс (полость гортани, глотка, ротовая полость), и неизменные (носовая и придаточные полости, трахея и бронхи), имеющие постоянные резонаторные свойства. Изменяемые резонаторы (рот и глотка) – место образования формант гласных.

Стереотипные заблуждения.

Наше дополнение.

Современные исследования процессов, происходящих в голосовом аппарате человека, не подтверждают существования явления акустического резонанса в «грудном» резонаторе. Все резонансные процессы происходят выше голосовых складок, поэтому считать трахею и бронхи резонаторами нельзя.

Явление ощутимой вибрации в костях груди происходят при низких звуках вследствие явления консонанса (созвучия) – переноса вибрации от тканей, окружающих истинные резонаторы, через ткани организма на скелет в области груди.

Таким образом, тембр на всем диапазоне человеческого голоса возникает исключительно благодаря участию резонаторов, находящихся в надставной трубе – гортанная, глоточная, ротовая и носовая (плюс придаточные) полости.

Резонаторы организма являются неотъемлемой, но не единственной системой, которой должен научиться управлять вокалист с целью получения совершенного голоса. Не менее важно уметь управлять состояниями генератора звука – голосовыми складками и другими органами вокального тракта, например, ложными голосовыми связками, а также правильно овладеть степенью включения в процесс фонации мышц, окружающих вокальный тракт и крупных мышц тела, поддерживающих и регулирующих процесс выдоха (комплекс анкеровки).

Резонаторы не являются, также, единственной системой органов, ответственных за силу звука голоса, хотя их роль велика. Однако сила звука зависит, в первую очередь, от величины подсвязочного воздушного давления и способности голосовых складок удерживать его, не меняя состояние своего смыкания (или меняя под сознательным контролем вокалиста).

Источник

Подача звука, резонаторы

Основной сутью постановки голоса в вокале является формирование речевым аппаратом подачи звука на различным по тональной высоте гласных в одинаковой манере, сходной к произнесению звука «а». В пении согласные звуки лишь кратко прерывают гласные звуки, при этом они должны выговариваться чётко и внятно, чтоб текст песни был разборчив и понятен слушателю.
Атака звука – это посыл узконаправленного дыхательного потока к зубам. Правильность атаки звука является одним из навыков управления своим голосом. Правильно сформированная атака делает вокальное исполнение собранным и полётным.

Существуют грудной и головной регистры. Грудной регистр работает при полном смыкании голосовых связок. Головной регистр обеспечивает точечное смыкание связок в определённой тональной высоте.
У женщин также присутствует микст, то есть смешанное звучание грудного и головного регистра.
Микст – это плавный переход от грудного звучания к головному.
1. Нижний регистр: малая, большая и т.д. октавы. Мужчины имеют два регистра: грудной и фальцет.
2. Средний регистр: I октава. Потенциальный участок соединения грудного и головного голоса.
3. Верхний регистр: II октава, женщины могут петь выше. Женщины имеют грудной, средний (медиум — mixt) и головной.
4. Суперголовной регистр — участок, располагающийся на четвертом переходном участке женского диапазона, при этом ощущается уход за пределы обычного головного голоса, а также дополнительное чувство свободы. У девочек это наблюдается от си II октавы и выше.

Пример неудачных верхних нот.

Важным моментом звучания вокального голоса является вибрато, то есть дрожание гортани.
При формировании подачи звука важно понимать куда именно направлять звук в том или ином отрывке музыкального произведения. В вокале звук направляется в резонаторы (от лат.resono – откликаться) – полости, резонирующие на возникающий в голосовой щели звук и придающие голосу тембр и силу.

Резонаторы бывают:
1. Грудные (грудная клетка, бронхи, трахея), издающие низкие частоты. Грудное резонирование можно почувствовать, когда голосовые связки вибрируют большей площадью и глубиной.
2. Головные – это полости выше нёбного свода (носовые полости, носоглотка, лобные пазухи, гайморовы пазухи), издающие высокие частоты. Из перечисленных головных резонаторов только носоглотка может менять свой объем в результате подвижности мягкого нёбе. Новичкам можно почувствовать через мычание, нычание.

Как послать звук в резонаторы:
1. Включить диафрагмальное дыхание, опереть звук.
2. Расслабить гортань и принять вокальную позицию (не поднимать и не опускать её).
3. Чем выше поем, чем глубже ощущаем опору на диафрагму, чувствуем как звук уходит в верхнее небо.

Во время вокальных упражнений необходимо чувствовать, как звук направлен не в ротовую полость, а в резонаторы.

Голос считается хорошо поставленным, когда на протяжении всего диапазона от окрашен грудным и головным резонированием. Мешать звук – есть такое выражение.

Тембр голоса (от фр.timbre – метка, отличительный знак) – окраска звука, характеристика, с помощью которой можно разливать звуки одной высоты, но спетые различными типами голосов. Тембр (мягкий, резкий, густой, звенящий, бархатный) является важнейшим выразительным средством голоса.

Диапазон — это расстояние от крайней верхней до крайней нижней ноты, которые может спеть ученик. Обычно рабочий (тренировочный диапазон) шире концертного.

Тесситура — это высотное положение звуков произведения по отношению к диапазону. Вид тесситуры определяет высота первой части диапазона, которая используется в произведении. Если высокие верхние звуки — значит тесситура высокая и т. д.

Качественное пение – это в равных долях правильное дыхание и правильное звукоизвлечение.

Использованная литература:
1. Чистый голос. Методические материалы для организаторов и педагогов детских эстрадно-вокальных студий.Составитель А.М.Билль, редактор Л.А.Богуславская. – М., 2003. – 71 с.
2. Романова Л.В. Школа эстрадного вокала: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Лань», 2007. – 40с.

Источник

Резонаторы голоса

Что относится к системе резонаторов звука

К голосовому аппарату относят резонаторы. Что же это такое – «резонаторы голоса»? Резонатор – часть голосового аппарата, который усиливает звук. Если бы не было резонаторов, то мы бы не слышали друг друга.
Певческий звук появляется в том момент, когда воздух, выдыхаемый из легких, прорывается через закрытую голосовую щель, и связки начинают колебаться.

Резонаторы головные и грудные
Что относится к системе резонаторов звука Что относится к системе резонаторов звука

Звуки, которые издают голосовые связки можно сравнить с камертоном. После удара камертон подносят к уху, чтобы услышать, так как камертон звучит очень тихо. Но если к камертону поднести резонатор, например, стеклянную банку, то звук усилится. Этот пример можно перенести на звучание голоса: связки – камертон, а в роли резонаторов выступают голова и грудная клетка.

Если говорить о человеческом голосе как инструменте, то резонаторы – это полости, окруженные костными границами. Над гортанью находятся полости глотки, рта, носа. В этих полостях происходит резонанс, то есть звук, который появляется в гортани и исходит от голосовых связок, усиливается.

Полости глотки, рта, носа являются как бы продолжением гортани и называются «надставной трубкой». Это так называемые верхние (головные) резонаторы.
Те резонаторы, которые находятся ниже гортани – в грудной клетке — трахея, бронхи — нижние резонаторы (грудные).

Начинающему исполнителю необходимо понимание о природе возникновения и образования звука. Но для понимания нужны знания. Преподаватели вокала должны объяснять эти моменты учащимся. А чтобы объяснить, следует самому иметь представление о процессах формирования звука. Можно долго и безрезультатно требовать от ученика поднять верхнее нёбо при пении. А можно самому разобраться в том, что приподнять можно только мягкое нёбо, и расположено оно дальше, чем твердое нёбо.Что относится к системе резонаторов звука Почему «мягкое»? Да потому, что на ощупь оно, действительно, мягкое. И оно может принять форму зевка. А твердое нёбо – это кость. И говори, не говори, все равно не приподнимется. И это все нужно объяснять начинающему вокалисту. Объяснять, что от природы может быть очень красивый голос, богатый тембр. Но есть понятие «школа», «вокальная школа». Есть определенные правила, которые нужно знать начинающему вокалисту. И в частности, знать о резонаторах. И не только знать, но уметь ими пользоваться.

Регистры

Резонаторы не только усиливают звук, но и придают голосу определенную окраску – тембр, благодаря чему голоса отличаются друг от друга.
Верхняя часть диапазона нашего голоса связана с использованием головных резонаторов. Благодаря головному резонатору звук становится более полетным и звонким. Нижняя часть диапазона голоса связана с использованием грудных резонаторов, благодаря которым звучание становится более объемным и компактным. В средней части диапазона смешиваются свойства и головного, и грудного резонатора – это средний резонатор.

Регистр — это часть диапазона голоса, звуки которого формируются определенным способом и имеют однородную окраску. А диапазон голоса – это объем звуков от самого нижнего до самого верхнего звука, которые поет исполнитель. Название регистра соответствует резонаторам, которым пользуется певец при пении определенной части диапазона. При пении высоких звуков используются головные резонаторы, и поэтому эта часть диапазона называются головным регистром. Низкие звуки диапазона поются с помощью грудного резонатора, и называются нижним, или грудным регистром. При пении средних звуков диапазона используются одновременно и головные, и грудные резонаторы и происходит смешивание. Это – средний, или смешанный регистр, или, как еще говорят, «микстовый» (у женских голосов).

Формирование звука

Звук зарождается в гортани, но формируется в резонаторных полостях благодаря форме ротоглоточного канала и резонированию глотки и ротовой полости. То есть, чтобы появившийся звук превратился в различные гласные, которые мы сможем различить на слух, резонирующие полости должны принять определенную форму, соответствующую каждому гласному.
Носовая полость не меняется по форме, и резонанс, то есть усиление звука, по этой причине тоже не меняется. Если направлять струю воздуха при пении в полости носа, то звук приобретет гнусавость. Вот откуда появилось выражение «петь в нос».
Положение полостей рта и глотки можно поменять с помощью артикуляционного аппарата – языка, мягкого нёба, губ. Поэтому резонанс полости рта и глотки можно поменять.

Положение гортани не должно меняться при смене регистра. Гортань должна быть свободной, без напряжения. При соблюдении этого правила звучание голоса в любом диапазоне будет сбалансированным, а не пестрым и разношерстным.
Для выработки головного резонирования помогают сонорные согласные – л, м, н, р и гласные звуки – и, е, у, а также гласный э в сочетании с сонорными н, р, м – нэ, мэ, рэ.

Работа резонаторов

Резонаторами нужно уметь пользоваться. Как же проверить правильную работу резонаторов? Если использовать грудные резонаторы, то вибрирует грудная полость. Ощутить вибрацию можно положив руку на грудную клетку. При использовании головного резонатора вибрирует переносица. Можно прикоснуться к переносице и ощутить ее вибрации.

Что относится к системе резонаторов звука

Это физические ощущения. Но вокалист должен развивать еще и образное мышление. Рассмотрим несколько примеров. Мы уже знаем, что
голос появляется в гортани, однако ощущаться в гортани он не должен, так как в этом случае звук будет зажатый, горловой. Нужно представлять, что звук зарождается в груди, а затем уже выходит наружу. При пении высоких звуков должно быть ощущение легкости и полетности. Представлять, что звук проникает сквозь мягкое нёбо и вырывается из темени и задней части головы – это головной голос. При пении средних звуков представлять, что звук вылетает изо лба, а звуки низкие – вылетают изо рта. Исполнитель определяет точку необходимого резонатора и мысленно направляет в нее звук. В этой точке звук образно собирается в пучок, в конус.

Но это все – образные ощущения исполнителя.

Использование резонаторов

Навык правильного использования резонаторов приходит с опытом, когда исполнитель разовьет свой слух и научится контролировать пение.
Умение пользоваться резонаторами – это умение направить звук в необходимую точку, в которой голос звучит лучше всего: при головном резонировании голос приобретает полетность и пение в высокой позиции – то, что ценно в звучании голоса. Головное резонирование обеспечивает голосу выносливость.
При пении с использованием грудных резонаторов появляется мощь, сила и собранность звука.

Когда преподаватель хочет добиться пения с использованием верхних, головных резонаторов, он говорит о необходимости «петь в маску». Где же находится эта маска? На выручку опять приходит воображение. Представьте участников карнавала, лица которых прикрыты масками. Вот в эту часть лица и нужно мысленно направлять звук. Для ощущения маски помогут упражнения – интонирование на звуки «м», «н». Эти согласные звуки, а также пение закрытым ртом вызовут ощущение вибрации на губах и переносице.

В вокале есть выражение – точка опоры. Что же это такое?
Пение с использованием верхних, головных резонаторов, обеспечивающих пение в высокой позиции – это верхняя точка опоры звука.
А пение с использованием нижних, грудных резонаторов при правильном певческом дыхании – это нижняя точка опоры.

Правильное голосообразование предполагает умение пользоваться резонаторами. А для этого нужны необходимые знания, которые следует применять на практике.

А как Вы понимаете, что такое резонаторы и как ими пользоваться?

Если статья оказалась полезной, поделитесь ею, кликнув на кнопки социальных сетей. И не забудьте оставить комментарий!

Источник

Резонаторы и резонирование

Для многих начинающих и не только начинающих вокалистов слово «резонаторы», несмотря на своё громкое название, так и остаётся пустым звуком. То есть всё заканчивается на том, что резонаторы у всех есть и что ими надо пользоваться, чтобы звук не был «пустым».

А между тем это важнейшая тема, знанием которой должен обладать каждый вокалист. В связи с этим я подготовила краткую справку по резонаторам. Резонаторы — это полости в человеческом организме, которые обладают способностью принимать и отражать от своих стенок звук. По сути, полостей в человеческом организме великое множество, поэтому при пении резонирует абсолютно всё тело. Я не пишу, что оно должно резонировать «в идеале», оно будет резонировать при поставленном голосе и хотя бы немного разработанных основных резонаторах в любом случае. Другой вопрос — способны ли мы эти вибрации почувствовать?

По базовой теории у нас есть два вида резонаторов — верхние и нижние. В некоторых школах выделяют ещё и третий тип резонаторов — средние. Я поклонница раскладывать всё по полочкам, поэтому, разумеется, обычно делю все резонаторы на три типа.

К основным верхним резонаторам мы относим гайморовы и лобные пазухи. Почувствовать резонирование звука в гайморовых пазухах очень легко — если вы приложите пальцы к носовым крыльям, то, произнося звук «н-н-н» в речевой позиции, вы мгновенно почувствуете вибрацию на месте гайморовых пазух. Лобные пазухи способны резонировать только в случае, если разработаны гайморовы пазухи (это как с пельменями — пока их не купишь, не принесёшь домой и не сваришь — не поешь).

Средние резонаторы (не будем ничего менять) — это гортань и ротовая полость. Почему я выделяю это в отдельный тип? Потому что очень много нюансов, связанных с артикуляцией, изменением звучания методом опускания гортани/поднятия-опускания нёба/работы нижней челюсти. Тут впору писать отдельную статью, поэтому ограничусь просто констатацией факта, что всё это есть и когда-нибудь я об этом напишу подробно.

К основным нижним резонаторам относятся трахея и крупные бронхи. Почувствовать работу нижних резонаторов тоже можно почти мгновенно: приложите руку к груди, расслабьте нижнюю челюсть и глухо произнесите звук «а-а-а». А теперь повторите то же самое, только при этом немного выдвиньте нижнюю челюсть вперёд и напрягите её. Наверное, после этого упражнения вы поймёте, почему о средних резонаторах можно писать бесконечно — изменив положение челюсти, вы получили немного другое резонирование.

Почему я пишу «основные верхние/средние/нижние резонаторы»? Потому что второстепенными, но не менее важными являются остальные полости нашего организма, которых столь много, что их все и не перечислить. Тут мы опять возвращаемся к тому, что во время пения резонирует весь наш организм. Также невозможно не сказать, что не могут работать только нижние или только верхние резонаторы — это равносильно тому, что отрезанная конечность продолжает жить своей жизнью. Высокий ли звук, низкий ли — работают все типы резонаторов, просто некоторые — в меньшей степени. Например, на низких нотах будут в большей мере работать нижние резонаторы, на высоких нотах — в основном верхние. Чем выше звук — тем больше включаются в работу верхние резонаторы и уходит нагрузка с нижних; чем ниже мы спускаемся — тем больше начинают работать нижние резонаторы и тем меньшую поддержку оказывают верхние. А средние работают всегда 🙂

К проработке резонаторов нужно подходить сугубо индивидуально. Некоторым вокалистам все типы резонаторов можно прорабатывать сразу, а для кого-то нужно «пробивать» верхние, кому-то — сделать акцент на нижние. Средние резонаторы прорабатываются сразу с начала постановки голоса. Кому-то нужно начать прорабатывать резонаторы чуть ли не с первых уроков, кому-то — работать над ними не сразу. Это зависит от человека, от особенностей его голоса, характера. Здоровье тоже играет важную роль (вспомним хотя бы гайморит и искривлённую носовую перегородку у многих). Поэтому универсального способа разработать резонаторы не существует. Зато есть много полезных упражнений, которые, несомненно, дадут положительный эффект!

Источник

Органы дыхания, голоса и система резонаторов

Что относится к системе резонаторов звука Что относится к системе резонаторов звука Что относится к системе резонаторов звука Что относится к системе резонаторов звука

Что относится к системе резонаторов звука

Что относится к системе резонаторов звука

К органам дыхания и голоса относятся диафрагма, легкие, бронхи и трахея, голосовые складки.

Диафрагма представляет собой мышечно-сухожильное образование, выполняющее функцию изоляции грудной полости от брюшной. Она иннервируется мотонейронами I-III шейных сегментов спинного мозга.

В процессе вдоха одновременно сокращаются наружные межреберные мышцы и мышцы диафрагмы (активная фаза дыхания). Расслабление диафрагмы и мышц грудной клетки обеспечивают выдох (пассивная фаза дыхания). Таким образом, диафрагма является основной мышцей, которая контролирует дыхание. Дыхательный цикл в норме составляет 2,5 с. В процессе речи длительность выдоха может достигать 15 с. Физиологически дыхание в покое характеризуется отношением фазы вдоха к фазе выдоха примерно 1: 1,3.

Что относится к системе резонаторов звука
(Fred DMinifie, 1994)

Рис. 6. Важные функциональные компоненты моторной системы речи

Голос формируется при непосредственном участии мышц гортани. Внешние мышцы гортани фиксируют гортань в определенном положении и перемещают ее вверх, вниз, назад. Внутренние мышцы гортани образуют голосовую складку и меняют объем гортани. При спокойном дыхании голосовые складки, на уровне которых выделяют так называемую голосовую щель, раздвинуты и в то же время то незначительно сокращаются, сужая голосовую щель. При физическом напряжении, когда дыхание становится форсированным, голосовая щель расширяется максимально, не препятствуя необходимому по объему вдоху и выдоху.

Согласно нейромоторной теории голосообразования необходимым условием производства звуков речи является создание достаточного подсвязочного давления и обеспечение потоков воздуха определенной скорости в речевом тракте (гортань и ряд полостей). Регуляция подсвязочного давления связана главным образом с мышечной активностью диафрагмы. Мышцы гортани (поверхностные и глубокие) иннервируются лицевым, тройничным, подъязычным парами черепно-мозговых нервов, а также I, II, III шейными нервами. Слизистую гортани и ее внутренние мышцы иннервируют блуждающие нервы.

При фонации голосовые складки напрягаются, сужая тем самым голосовую щель, и производят разнообразные по интенсивности колебательные движения в зависимости от фонационной задачи. В «чистом» виде фонационное дыхание можно наблюдать в процессе крика младенцев. В дальнейшем фонационное дыхание подчиняется определенной задаче, связанной с процессом общения и артикуляции звуков речи и целостного речевого сообщения. Для выполнения этой задачи требуется достаточный объем воздуха в легких и колебание голосовых складок, что обеспечивает частоту и громкость голоса, а также специфику того или иного звука. Понятно, что особенно сложные сокращения мышц диафрагмы и голосовых складок происходят в процессе устной речи.

Дыхание в процессе речи, или так называемое речевое дыхание, по сравнению с физиологическим дыханием в спокойном состоянии, имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи.

Перед началом речи в норме делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Нормальный «речевой вдох» характеризуется наличием определенного количества воздуха, способного обеспечить поддержание подскладочного давления в голосоведения. Большое значение для озвучивания связного высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно логически завершенного отрезка высказывания.

В ходе речевого развития вырабатывается специфический «речевой» механизм дыхания, и, следовательно, специфические «речевые» сокращения диафрагмальной мышцы. В процессе устной речи диафрагма многократно производит тонкие дифференцированные колебательные движения на фоне общего непрекращающегося выдоха. Таким образом, речевое дыхание представляет собой систему психомоторных реакций, тесно связанных с развитием речи, его характер подчинен внутриречевому программированию, а значит смыслу, лексико-грамматическому и интонационному наполнению высказывания.

Что относится к системе резонаторов звука

Основными резонаторами человеческого голоса являются: глотка, ротовая полость, полость носа с его придаточными пазухами.

Так называемое глоточное кольцо, состоящее из системы мышц, существенно влияет на резонаторные свойства глотки и может вызвать назализацию, ухудшить четкость артикуляции и т.д. глотка иннервируется IX и X парами черепно-мозговых нервов.

Нижний отдел гортаноглотка принимает участие в акте глотания, дыхания, образования голоса и речевых звуков. С гортанью функционально тесно связано мягкое небо, особенно язычок, представляющие из себя мышечные образования, которые играют большую роль в процессе оформления звуков речи (тембр голоса).

Значительно выраженная назализация голоса при расслаблении мягкого неба называется открытой ринофонией или гиперназализацией.

Устранение носового оттенка голоса происходит за счет плотного прилегания мягкого неба к задней стенке глотки, что называется закрытой ринофонией или гипоназализацией.

При спокойном дыхании мягкое небо расслаблено и частично перекрывает переход воздуха из глотки в рот. Во время глубокого дыхания, зевания и устной речи небная занавеска поднимается вверх, открывая проход воздуху в полость рта из глотки и, напротив, закрывая проход в носоглотку.

В тех случаях, когда выдыхаемый воздух направляется в нос в силу тех или иных причин, возникает как искажение тембра речи (назализованность), так и нарушение чистоты произнесения согласных звуков речи.

При определении нормы голоса подразумевают достаточную его силу для речевой практики, включая динамический диапазон, высоту голоса с частотным диапазоном, соответствующим полу и возрасту.

При оценке речевого голоса учитывают атаку звука и регистр голоса. Под атакой звука понимают начало звука, т.е. включение в работу голосовых складок. Атака звука зависит от плотности смыкания голосовых складок и силы выдоха. Существуют три вида атаки звука: придыхательная, мягкая и твердая. При придыхательной атаке звука сначала слышится легкий шум выдоха, а затем слышится звук, похожий на «Х-А-А-А». При мягкой атаке момент смыкания голосовых складок и момент начала выдоха совпадают. Звук получается мягкий, богатый обертонами. При твердой атаке сначала смыкаются голосовые складки, а затем осуществляется выдох. Звук получается твердый, часто резкий.

В речевом голосе принято выделять три регистра:

– грудной, или нижний регистр, в котором преобладает грудное резонирование;

– смешанный или средний регистр;

– головной или верхний регистр, в котором преобладает головное резонирование.

При работе над голосом учат добиваться плавного перехода из регистра в регистр.

В самом начале работы над голосом обучают использовать грудной резонатор, так как это снижает напряжение голосовых складок.

Гортань и корень языка прикреплены к подъязычной кости и потому гортань тесно связана с движениями языка.

Что относится к системе резонаторов звука
Глава 1

1.2.2. Артикуляционный отдел

Главную роль в произношении звуков речи играют мышцы языка, а также участвуют мышцы губ, щек, мышцы, поднимающие нижнюю челюсть. Большое влияние на точность артикуляции, а, следовательно, и внятность речи влияют глубокие и поверхностные мышцы шеи, глотки, мышцы голосовых складок и диафрагмы (рис. 7).

Особенно сложное строение имеет мышца языка.

Пучки мышечных волокон пронизывают этот орган в продольном, поперечном, косом и вертикальном направлениях. Эти пучки, даже отдельные волокна из пучка могут работать попеременно как агонисты, антогонисты и синергисты.

Благодаря сложнейшей иннервации одно и то же мышечное волокно в разных его частях (начале, середине, конце) может быть напряжено или расслаблено в зависимости от той или иной речевой задачи, в реализации которой оно участвует в данное мгновение.

Таким образом, реализация двигательных задач, в выполнении которых участвует артикуляционный аппарат, обеспечивается чрезвычайной изменчивостью (лабильностью) функционального состояния мышц и отдельных мышечных волокон, входящих в состав того или иного мышечного органа.

Выделяют внешние и внутренние мышцы языка. Из внешних мышц языка самой сильной является парная подбородочно-язычная мышца треугольной формы. Волокна этой мышцы расходятся веером от подбородочного бугорка нижней челюсти; самые нижние из них проходят горизонтально в основании языка и прикрепляются к телу подъязычной кости. Большинство же ее внутренних волокон мышцы направлено к спинке языка на всем его протяжении от кончика до основания. Сокращение средних и нижних отделов этой мышцы выдвигает язык вперед и несколько приподнимает его. Волокна, направленные к кончику языка, сокращаясь, тянут язык назад и вниз. Избирательное сокращение средних волокон образует вогнутость в спинке языка. Сокращаясь всей массой, подбородочно-язычная мышца продвигает язык вперед и вниз. Наличие в мышце антагонистически напряженных групп волокон способствует эластической напряженности языка (рис. 8).

Парная шилоязычная мышца имеет продолговатую форму, направляется от шиловидного отростка височной кости вперед и внутрь, вплетаясь в мышечные пучки края языка вплоть до самого кончика. Мышца тянет язык назад и вверх. Заднюю часть языка поднимает также парная язычно-небная мышца.

К внешним мышцам языка относится также парная подъязычно-язычная мышца. Она имеет плоскую квадратную форму и проходит от подъязычной кости вертикально вверх к корню языка и дальше вдоль его массы до кончика. При фиксированной подъязычной кости она тянет язык вниз и назад.

К внутренним мышцам языка относятся непарная верхняя продольная и парные нижние продольные, поперечные и вертикальные мышцы (рис. 9).

Верхняя продольная мышца расположена непосредственно под слизистой спинки языка. Ее волокна, начинаясь сзади от фасциальной перегородки языка, крепятся к его слизистой вдоль краев и кончика. Сокращаясь вместе с нижними продольными мышцами, эта мышца укорачивает язык, делая его толще и шире. Может также выгибать язык вверх в продольном направлении и загибать его кончик.

Поперечные мышцы образуют значительную часть массы языка. Некоторые ее волокна начинаются от фасциальной перегородки языка, а другие пронизывают ее, начинаясь и оканчиваясь в слизистой боковых отделов языка. Мышца суживает язык и поэтому выдвигает его вперед, вверх, приподнимает боковые края языка при образовании желобка по его середине.

Вертикальные мышцы вместе с поперечными образуют языка, сокращаясь, уплощают его.

Для высовывания языка из полости рта и тем более для загибания кончика высунутого языка вверх к носу сокращаются нижние пучки подбородочно-язычной мышцы. При этом ее же волокна, тянущие язык назад и вниз, должны быть расслаблены. Наоборот, при движении языка кзади и книзу должны быть расслаблены нижние пучки этой мышцы. Ее средние пучки являются антагонистами при сокращении волокон верхней продольной мышцы, выгибающей спинку языка вверх.

В движении языка вниз подъязычно-язычная мышца является антагонистом Шилоязычной, но в движении языка назад обе эти мышцы ведут себя как агонисты. Боковые движения языка требуют расслабления парных мышц другой стороны. Сокращение волокон поперечных мышц языка (когда делают язык узким) требует расслабления волокон вертикальных мышц, идущих по краям языка и участвующих в его уплотнении и расширении.

Наиболее сложными являются мышечные синергии в процессе артикуляции переднеязычных звуков (смычных, щелевых и дрожащего Р). Необходимые для этого тонкие движения собственных мышц кончика языка реализуются при условии фиксации корня языка его внешними мышцами, а также мышцами подъязычной кости и шеи.

Все мышцы языка иннервируются подъязычными нервами, только язычно-небные мышцы получают нервные импульсы от языкоглоточных нервов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *