Что относится к системам внутреннего контроля обеспечения безопасности движения

Что относится к системам внутреннего контроля обеспечения безопасности движения

от 30 сентября 2016 года N 2006р

В целях повышения уровня безопасности движения поездов в филиалах и дочерних обществах ОАО «РЖД», участвующих в перевозочном процессе:

2. Вице-президентам, начальникам департаментов, центральных дирекций и дочерних обществ ОАО «РЖД» обеспечить изучение и исполнение причастными руководителями и специалистами Правил реализации в холдинге «РЖД» системных мер, направленных на обеспечение безопасности движения поездов.

3. Начальникам железных дорог, региональных подразделений функциональных филиалов и дочерних обществ ОАО «РЖД» и их структурных подразделений:

4. Признать утратившим силу распоряжение ОАО «РЖД» от 3 января 2011 г. N 1р «Об утверждении Методических указаний по внедрению системных мер, направленных на обеспечение безопасности движения поездов для филиалов ОАО «Российские железные дороги», участвующих в перевозочном процессе».

Первый вице-президент
ОАО «РЖД»
А.А.Краснощек

УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением ОАО «РЖД»
от 30 сентября 2016 года N 2006р

Правила реализации в холдинге «РЖД» системных мер, направленных на обеспечение безопасности движения поездов

I. Общие положения

2. Настоящие Правила предписывают обязательность для подразделений холдинга «РЖД», от деятельности которых непосредственно зависит обеспечение безопасности движения поездов и маневровой работы, следующих мероприятий:

1) создание и поддержание функционирования системы менеджмента безопасности движения;

2) применение общих методов оценки уровней безопасности движения на основе методов оценивания и оценки риска;

3) развитие стратегического управления безопасностью движения;

4) организация взаимодействия функциональных филиалов и их структурных подразделений, действующих на инфраструктуре ОАО «РЖД»;

5) проведение внутренних проверок состояния безопасности движения и аудитов систем менеджмента безопасности движения;

6) проведение комиссионных осмотров объектов инфраструктуры и железнодорожного подвижного состава.

4. Комиссионные осмотры объектов инфраструктуры и железнодорожного подвижного состава подразделяются на следующие виды:

1) осмотр сооружений, устройств и служебно-технических зданий железнодорожных станций, проводимый ежемесячно комиссией под председательством начальника железнодорожной станции;

2) осмотр объектов инфраструктуры комиссией под председательством руководителя региональной дирекции, центра, филиала ДО; осмотры объектов инфраструктуры, находящихся в ведении региональных дирекций, центров, филиалов ДО комиссиями под председательством руководителей структурных подразделений региональных дирекций, центров, филиалов ДО: смотр пути, искусственных сооружений, земляного полотна и путевых обустройств; технических средств автоматики и телемеханики; электрификации и электроснабжения; средств связи; зданий и сооружений; средств диагностики и мониторинга инфраструктуры; обследование обустройств железнодорожных переездов;

3) осмотр подвижного состава: локомотивного парка; моторвагонного подвижного состава; специального подвижного состава; пассажирских вагонов, в том числе пригородного сообщения, служебно-технических (вагонов-салонов, клубов, путеизмерителей и др.);

4) проверка готовности объектов инфраструктуры комиссией под председательством начальника железной дороги.

На выполняющей функции РЦКУ Калининградской железной дороге выполнение предусмотренных настоящими Правилами системных мер осуществляется с учетом особенностей штатного расписания органа управления этой железной дороги и его подразделений. Если от деятельности должностных лиц, указанных в настоящих Правилах, но отсутствующих на Калининградской железной дороге, зависит выполнение системных мер другими должностными лицами этой железной дороги или выполнение какой-либо системной меры в целом, то ответственность за выполнение этой деятельности устанавливает начальник Калининградской железной дороги.

6. В настоящих Правилах используются следующие термины:

II. Организация комиссионных осмотров объектов инфраструктуры

8. Задачами осмотров являются:

1) оценка текущего состояния объектов инфраструктуры и их соответствия требованиям нормативных документов;

2) выявление неисправностей и отступлений в работоспособности объектов инфраструктуры;

3) определение сроков устранения неисправностей и отступлений в работоспособности объектов инфраструктуры;

4) контроль качества выполненных работ по устранению неисправностей и отступлений объектов инфраструктуры и приведению их в работоспособное состояние;

5) принятие мер по установленным случаям ненадлежащего содержания, технического обслуживания и ремонта объектов инфраструктуры.

9. Осмотр включает в себя следующие этапы:

организация проведения осмотра; проведение осмотра;

оформление результатов осмотра;

разбор результатов осмотра;

контроль устранения несоответствий.

10. Осмотр железнодорожных путей необщего пользования структурных подразделений региональных дирекций и центров, филиалов ДО проводится не реже 1 раза в квартал под председательством руководителя структурного подразделения региональной дирекции, центра, филиала ДО, на балансе которого они находятся, в соответствии с порядком, утвержденным приказом заместителя начальника железной дороги (по территориальному управлению), согласованным с руководителем соответствующей региональной дирекции, центра, филиала ДО. Комиссионный осмотр путей, на которых производится работа с опасными грузами проводится не реже 1 раза в месяц под председательством начальника железнодорожной станции или его заместителя.

11. В процессе проведения осмотров объектов инфраструктуры и подвижного состава учитываются требования нормативных документов ОАО «РЖД», в том числе Инструкции по подготовке к работе в зимний период и организации снегоборьбы на железных дорогах, в других филиалах и структурных подразделениях ОАО «РЖД», а также его дочерних обществах и Положения о системе организации и проведения сезонной подготовки пассажирских вагонов перед началом летних и зимних перевозок пассажиров.

12. Результаты осмотра оформляются актами.

13. Разбор результатов осмотра проводится председателем комиссии.

14. Контроль устранения несоответствий, выявленных при осмотре, осуществляется по отчетам о проведенной работе и при следующих осмотрах.

Структурная схема, отражающая периоды проведения осмотров объектов инфраструктуры и железнодорожного подвижного состава в региональных дирекциях, центрах, филиалах ДО и их структурных подразделениях представлена на рис.1.

Источник

Система внутреннего контроля в организации

Вопросы создания систем внутреннего контроля в организациях стали активно обсуждаться в профессиональном сообществе с момента вступления в силу норм ст. 19 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Несмотря на наличие публикаций по данной тематике, многие субъекты хозяйственной деятельности не в полной мере понимают необходимость формирования системы внутреннего контроля и механизм его реализации. Поэтому считаем необходимым дать некоторые разъяснения и рекомендации по внедрению системы внутреннего контроля и отражения ее в учетной политике организаций.

В первую очередь следует обратить внимание на то, что Закон разделяет понятия внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни и внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета.

Относительно первого Закон устанавливает, что «экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни» (п. 1 ст. 19).

Касательно внутреннего контроля функционирования учетной системы компании п. 2 ст. 19 Закона определяет, что «экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовывать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Следует обратить внимание на то, что к настоящему времени с понятием внутреннего контроля связано множество действующих нормативных документов, основными из которых являются:

Сами понятия «внутреннего контроль» и «система внутреннего контроля» для отечественного бизнеса являются достаточно новыми. В общем-то, эти термины пришли из аудиторской практики.

Система внутреннего контроля (СВК) — совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, которая в т. ч. включает надзор и проверку, организованные внутри данного экономического субъекта его силами:

Система внутреннего контроля в организации, как правило, включает следующие элементы:

Далее подробно рассмотрим состав и особенности указанных элементов системы внутреннего контроля в организации.

Контрольная среда включает официальную позицию, осведомленность и действия представителей собственника и руководства относительно системы внутреннего контроля, а также понимание значения такой системы. Контрольная среда оказывает влияние на сознательность сотрудников в отношении контроля. Она является основой для эффективной системы внутреннего контроля, обеспечивающей поддержание дисциплины и порядка. Далее приводится состав основных элементов контрольной среды организации (табл. 1).

Таблица 1. Состав контрольной среды организации

п/пОсновные элементы
1Доведение принципа честности до всеобщего сведения, поддержание его и других этических ценностей
2Профессионализм (компетентность сотрудников)
3Участие собственника или его представителей
4Компетентность и стиль работы руководства
5Организационная структура
6Наделение ответственностью и полномочиями
7Кадровая политика и практика

Процесс оценки рисков представляет собой выявление и по возможности устранение рисков в ведении хозяйственной деятельности, а также их возможных последствий. При этом следует учитывать, что риски могут быть связаны как с внешними, так и с внутренними событиями и обстоятельствами. Перечень основных факторов, рассматриваемых в процессе оценки рисков, приведен в табл. 2.

Таблица 2. Основные факторы, рассматриваемые в процессе оценки рисков

п/пОбстоятельства, влияющие на возникновение или изменение рисков
1ВнешниеИзменения в окружении хозяйствующего субъекта (макроэкономические изменения, в т. ч. связанные с изменениями в нормативной среде, могут привести к изменениям в конкурентном давлении и к значительным изменениям рисков)
2ВнутренниеНовый персонал (новые сотрудники могут иметь иную точку зрения на систему внутреннего контроля или иные приоритеты).
3ВнутренниеВнедрение новых или изменение уже применяемых информационных систем (значительные и быстрые изменения в информационных системах могут изменить и риски, связанные с системой внутреннего контроля).
4ВнутренниеБыстрый рост и развитие хозяйствующего субъекта (действующие средства контроля могут не справиться с возросшим объемом операций и способствовать росту риска их несоответствия новым условиям деятельности).
5ВнутренниеНовые технологии (внедрение новых технологий в производственные процессы или информационные системы может изменить риск, связанный с системой внутреннего контроля).
6ВнутренниеНовые подходы к ведению хозяйственной деятельности, новые виды товаров, работ, услуг (освоение новых видов деятельности, продукции, в отношении которых лицо имеет небольшой опыт, может стать причиной появления новых рисков, связанных с системой внутреннего контроля).
7ВнутренниеРеорганизация хозяйственного лица может сопровождаться сокращением численности персонала и изменениями в распределении обязанностей, а также контрольных функций, выполняемых сотрудниками: они также могут повлиять на риск, связанный с системой внутреннего контроля.
8Внешние и внутренниеРасширение операций за рубежом (расширение объема хозяйственных операций за рубежом и открытие дочерних предприятий, филиалов, инвестиции в зарубежные предприятия влекут за собой новые и, как правило, необычные риски, которые могут оказать влияние на систему внутреннего контроля, например, дополнительные или изменившиеся риски в результате осуществления операций с иностранной валютой, дополнительные или изменившиеся риски в связи с особенностями зарубежного, в т. ч. налогового, законодательства).
9Внешние и внутренниеНовые принципы, стандарты, положения, инструкции в области ведения бухгалтерского учета и подготовки отчетности (принятие новых учетных принципов или их изменение может повлиять на риски, связанные с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности).

Рекомендация: При выявлении возможных рисков руководство рассматривает степень их важности, вероятность их возникновения и способы управления ими. Руководство может составлять планы, программы, осуществлять соответствующие действия для устранения этих рисков или принять решение игнорировать риски из-за дороговизны возможных средств контроля в отношении этих рисков либо по другим причинам.

Информационная система, в т. ч. связанная с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности, обеспечивает понимание сотрудниками обязанности и ответственности, связанных с организацией и применением системы внутреннего контроля. Главной составляющей системы является функция информирования персонала о значимости его участия в процессах и связи его действий в информационной системе с работой других сотрудников, а также понимание способов доведения до руководителей соответствующего уровня информации о каких-либо исключительных ситуациях.

Функционирование информационных систем, связанных с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности, обеспечивается следующими средствами:

Перечень основных функций информационных систем направленных на организацию внутреннего контроля приводится в табл. 3.

Таблица 3. Основные функции информационных систем внутреннего контроля

п/пФункции информационных систем
1Идентификация и регистрация всех правомерных операций.
2Своевременная и достаточно подробная фиксация операций, что позволяет надлежащим образом классифицировать операции для дальнейшего включения в финансовую (бухгалтерскую) отчетность.
3Осуществление оценки объектов учета таким образом, чтобы соответствующая информация могла быть включена в финансовую (бухгалтерскую) отчетность в надлежащем суммовом выражении.
4Определение периода времени, в котором имели место операции, что позволяет отнести их в учете к соответствующему отчетному периоду.
5Представление надлежащим образом операций и относящихся к ним случаев раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Таблица 4. Перечень методов и процедур, применяемых в контрольных действиях

Проверка выполнения

Такие контрольные действия включают:

Обработка информации

Разнообразные контрольные процедуры в отношении обработки информации выполняются для проверки точности, полноты и санкционирования операций и делятся в области информационных систем на две большие группы средств контроля:

Общие средства контроля над информационной системой обычно включают средства контроля в отношении:

Такие средства контроля применимы к универсальным компьютерам, мини-компьютерам и вычислительным машинам конечных пользователей в локальных сетях. Примерами таких общих средств контроля являются:

Прикладные средства контроля применяются к обработке отдельных видов информации. Эти средства контроля помогают удостовериться, что осуществленные хозяйственные операции были санкционированы в полном объеме и точно зафиксированы и обработаны.

Примерами прикладных средств контроля являются:

Проверка наличия и состояния объектов

Указанные контрольные действия направлены на обеспечение сохранности активов, включая:

Таблица 5. Перечень мероприятий, связанных с мониторингом средств контроля

п/пМетоды и процедуры, применяемые в контрольных действиях
1
п/пМероприятия, связанные с мониторингом средств контроля
1Наблюдение руководства за тем, своевременно ли подготавливаются выверки расчетов с банками;
2оценка внутренними аудиторами соответствия действий персонала, занимающегося продажами, политике организации в отношении определенных условий договоров с покупателями;
3осуществление надзора за соответствием действий персонала политике организации в области этики или деловой практики;
4регулярную оценку организации и применения средств контроля, а также осуществление необходимых корректирующих мероприятий в отношении средств контроля вследствие изменения условий деятельности;
5мониторинговые мероприятия могут включать использование информации, полученной извне;
6руководство, осуществляя мониторинг, может также учитывать сообщения внешних аудиторов, касающиеся системы внутреннего контроля;
7внутренние аудиторы или персонал, выполняющий аналогичные функции регулярно предоставляет информацию о функционировании системы внутреннего контроля, сосредоточивая основное внимание на оценке организации и применении системы внутреннего контроля, сообщает информацию о достоинствах и недостатках системы внутреннего контроля, а также дает рекомендации по ее улучшению.

Рекомендация: Система информирования персонала может принимать такие формы, как внутренние регламенты деятельности, руководства по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности, инструкции и указания. Доведение информации до сведения сотрудников может осуществляться с использованием средств электронной связи, устно и посредством распоряжений руководства.

Контрольные действия включают политику и процедуры, которые помогают удостовериться, что распоряжения руководства выполняются (например, что необходимые меры предприняты в отношении рисков, которые могут препятствовать достижению целей). Контрольные действия, осуществляемые вручную или с применением информационных систем, имеют различные цели и применяются на различных организационных и функциональных уровнях.

Мониторинг средств контроля включает наблюдение за тем, функционируют ли они и были ли они изменены надлежащим образом в случае необходимости. Мониторинг средств контроля представляет собой процесс оценки эффективного функционирования системы внутреннего контроля во времени.

В соответствии с вышеизложенными подходами и рекомендациями к формированию и оценке работы систем внутреннего контроля, необходимо обращать основное внимание на соответствие выстроенной в организации СВК действующим нормативным документом и основному идеологическому «посылу» заложенному в ней — стремлению к минимизации рисков в хозяйственной деятельности и своевременному выявлению нарушений.

Данные рекомендации следует использовать в организации начиная с первого этапа постановки СВК — на стадии формирования учетной политики на соответствующий временной период.

Список литературы

1 Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности (одобрен Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25 декабря 1996 года).

2 П. 42 правила (стандарта) № 8 (Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 года № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»).

Источник

Что относится к системам внутреннего контроля обеспечения безопасности движения

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Контроль (надзор) в области безопасности дорожного движения осуществляется посредством:

федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения;

надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.

2. Контроль (надзор) в области безопасности дорожного движения осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Президентом Российской Федерации.

3. Предметом федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения являются:

соблюдение установленных законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения, Соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 года (ДОПОГ), актами, составляющими право Евразийского экономического союза, обязательных требований в области безопасности дорожного движения:

к содержанию дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского наземного электрического транспорта, влияющих на безопасность дорожного движения;

к проведению строительных работ (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного строительного надзора), ремонтных и иных работ, осуществлению деятельности, оказывающих влияние на безопасность дорожного движения;

к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения и иных элементов обустройства автомобильных дорог;

к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации транспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования, а также к изменению конструкции зарегистрированных в установленном порядке автомототранспортных средств и прицепов к ним;

к перевозкам пассажиров и грузов, эксплуатации транспортных средств (за исключением обязательных требований, соблюдение которых отнесено к предмету федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве и не связано с совершением дорожно-транспортного происшествия, повлекшего причинение вреда жизни и (или) здоровью человека);

соблюдение операторами технического осмотра обязательных требований к проведению технического осмотра транспортных средств, установленных правилами проведения технического осмотра транспортных средств;

соблюдение специализированными организациями, участвующими в государственной регистрации транспортных средств, обязательных требований к таким организациям, установленных Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и порядком государственной регистрации транспортных средств;

соблюдение изготовителями государственных регистрационных знаков транспортных средств обязательных требований к изготовлению государственных регистрационных знаков транспортных средств, установленных Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», порядком изготовления государственных регистрационных знаков транспортных средств и правилами учета, хранения и выдачи государственных регистрационных знаков транспортных средств;

соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании». В положении о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения указываются наименование и структурные элементы технического регламента и (или) обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с указанным Федеральным законом, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения, а также виды продукции, являющиеся объектами федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения.

4. Организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

5. Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения утверждается Правительством Российской Федерации.

6. Надзор за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Порядок осуществления надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

8. Надзор за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба, осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

9. При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в том числе в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности).

10. При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения в части соблюдения операторами технического осмотра правил проведения технического осмотра транспортных средств, установленных Правительством Российской Федерации, внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся до 1 января 2022 года.

11. В рамках федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения может осуществляться постоянный рейд в соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

12. Порядок осуществления постоянного рейда устанавливается положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

13. Государственный контроль (надзор) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, их должностными лицами полномочий, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения и соблюдением требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, осуществляется уполномоченным Президентом Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *