Что относится к синтетическим видам искусства

СИНТЕТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА ВИДЫ

Смотреть что такое «СИНТЕТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА ВИДЫ» в других словарях:

ТЕАТР — (от греч. theatron место для зрелищ, зрелище), 1) вид искусства; 2) творческий коллектив, труппа, дающие спектакли; 3) особый тип здания, предназначенный для театральных представлений. Образное отражение действительности происходит в театральном… … Эстетика: Словарь

Египет — I Египет (Древний древнее государство в нижнем течении р. Нил, в северо восточной Африке. Исторический очерк. Заселение территории Е. восходит к эпохе палеолита. В 10 6 м тыс. до н. э., когда климат был более влажным,… … Большая советская энциклопедия

КОГЕН — (Cohen) Герман (1842 1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: ‘Теория опыта Канта’ (1885), ‘Обоснование Кантом этики’ (1877), ‘Обоснование Кантом эстетики’ (1889), ‘Логика… … История Философии: Энциклопедия

Франция — (France) Французская Республика (République Française). I. Общие сведения Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… … Большая советская энциклопедия

Бразилия — I Бразилия (Brasil) Федеративная Республика Бразилии (República Federativa do Brasil). I. Общие сведения Б. государство в Южной Америке, занимающее восточную и центральную часть материка. Наибольшая протяжённость с С. на … Большая советская энциклопедия

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

Бразилия (государство) — Бразилия (Brasil), Федеративная Республика Бразилии (República Federativa do Brasil). I. Общие сведения Б. государство в Южной Америке, занимающее восточную и центральную часть материка. Наибольшая протяжённость с С. на Ю. 4320 км, с В. на З.… … Большая советская энциклопедия

Египет (государство на Бл. Востоке) — Египет, Арабская республика Египет, АРЕ (Гумхурия Миср аль Арабия). I. Общие сведения E. ‒ государство на Ближнем Востоке, занимает северо восточная часть Африки и Синайский полуостров в Азии. Граничит на З. с Ливией, на Ю. с Суданом, на С. В. с… … Большая советская энциклопедия

Украинская Советская Социалистическая Республика — УССР (Украïнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украïна). I. Общие сведения УССР образована 25 декабря 1917. С созданием Союза ССР 30 декабря 1922 вошла в его состав как союзная республика. Расположена на… … Большая советская энциклопедия

Болгария — Республика Болгария, гос во на Ю. Европы. Название Болгария (България) образовано от названия жителей болгары. Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 … Географическая энциклопедия

Источник

Синтетические искусства

Синтетические искусства — это объединение нескольких видов искусства вокруг одного, который определяется как лидер. Отметим, что ведущим видом искусства, основанным на синтезе художественной образности, архитектуры является украшение фасада и интерьера здания скульптурой, витражами, мозаикой, а также предметами обстановки (коврами, гобеленами, люстрами), создающими ощущение уюта и красоты, содержание и эстетическая определенность которых зависит от исторического периода, специфики народного быта, цели строительства и т.д.

Другой тип синтеза связан с возникновением нового типа искусства, основанного на нескольких уже существующих взаимосвязях, которые образуют органическую связь и могут существовать только в единстве. Понятие «синтетические» употребляется по отношению к искусствам, которые формируются единством художественного языка и не существуют вне его (трагедия, комедия, драма, балет, опера). Их называют зрелищными; по способу восприятия — зрительно-слуховыми; по способу своего существования — пространственно-временными искусствами. Они формируются единством художественного языка живописи (декорации), архитектуры (интерьера), литературы (драматургии), музыки, танца, декоративно-прикладного искусства (костюмы, обстановка и т. д.), кинематографии. Кроме того, в основе лежат достижения техники, позволяющей зафиксировать образ на пленке, воспроизвести его, сделать максимально демократичным.

Что относится к синтетическим видам искусства

Полнота художественного образа синтетических искусств есть проявление духовной потребности в создании жизненной полноты. В искусстве время и пространство — это не физические характеристики бытия, а духовная реальность, поскольку именно отношения героев формируют и пространство, и время, и развертывают его эстетические характеристики: полноту, глубину, определенность. Масштаб пространства и времени создается человеческими качествами, каковыми обладает герой.

В театральном искусстве основой синтеза является драматическое действие. Форма есть действие жизни, однако, в отличие от непредсказуемости жизненных событий, театральная жизнь — это жизнь, захваченная людьми, заключенная в эстетических и художественных законах развития конфликта, столкновения судеб и характеров, что и делает ее реальным бытием.

Для актера внешность героя, манера поведения, способ общения с другими, отношение к другим и к самому себе, представление о ценности жизни и отношение к ним, скрытые за этими внешними признаками, не так важны. Актеры иногда играют без грима и костюмов, чтобы подчеркнуть первостепенную важность духовного состояния героев и некое вневременное, а потому универсальное по свойству их отношение к миру.

Когда возникает необходимость воссоздать историческое время, создать «колорит эпохи», грим, костюмы, декорации, пластические движения, стиль общения и т. д. становятся важными.

Театр — самая ранняя форма синтетического искусства. Сценическое действие, разворачивающееся непосредственно перед зрителем, создает особый эффект сопереживания, а значит, создает культуру чувств. В основе театра лежит пантомима — бессловесное действие, основанное на мимике и жестах. В значительной степени театр связан с ритуальным действием (охотничьим, земледельческим, религиозным), а позднее с мистериями и карнавальными представлениями Древнего мира и Средневековья.

В древнем мире (Индия, Китай) сформировалась высокая театральная культура, элементы которой сохранились и по сей день. Основой европейского театра является театр Древней Греции, зародившийся в VI в. до н. э., но достигший наибольшего расцвета в V в. до н. э. Его истоки — в мистериях в честь бога Диониса.

Источник

Презентация по ИЗО 9 класс на тему «Синтетические искусства»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что относится к синтетическим видам искусства

Описание презентации по отдельным слайдам:

Театр Сюда относится прежде всего театр (драматический и оперный), «впитавший» литературу, актерское мастерство, живопись, музыку, декоративно-прикладное искусство

Кино широко распространенное сокращенное название киноискусства,кинематографии или кинотеатра Большой Энциклопедический Словарь

Балет (танец) балет, использующий естественную пластику человеческого тела и сочетающий в себе танец, музыку, живопись, скульптуру, овеянные определенной дозой сексуальности;

Компьютерное искусство Компьютерное искусство (цифровое искусство, дигитальное искусство) — творческая деятельность, основанная на использовании информационных (компьютерных) технологий, результатом которой являются художественные произведения в цифровой форме.

Компьютерное искусство Цифрова́я жи́вопись — создание электронных изображений, осуществляемое не путём рендеринга компьютерных моделей, а за счёт использования человеком компьютерных имитаций традиционных инструментов художника.

Компьютерное искусство Ве́кторная гра́фика (другое название — геометрическое моделирование) — это использование геометрических примитивов, таких как точки, линии, сплайны и многоугольники, для представления изображений в компьютерной графике. Термин используется в противоположность к растровой графике, которая представляет изображения как матрицу пикселей (точек).

Компьютерное искусство Трёхмерная графика (3D, 3 Dimensions, русск. 3 измерения) — раздел компьютерной графики, охватывающий алгоритмы и программное обеспечение для оперирования объектами в трёхмерном пространстве, а также результат работы таких программ. Больше всего применяется для создания изображений в архитектурной визуализации, кинематографе, телевидении, компьютерных играх, печатной продукции, а также в науке.

Компьютерное искусство Де́мка (де́мо) — жанр компьютерного искусства, представляющий собой мультимедийную презентацию. Демки создаются в целях демонстрации возможностей и знаний в области программирования, компьютерной графики, 3D-моделирования и написания музыки. Основным отличием демки от компьютерной анимации является то, что демо просчитывается в режиме реального времени, а не заранее. Чаще всего демки являются рендерингом 3D-анимации в реальном времени в сочетании с двумерными эффектами.

Компьютерная графика Пи́ксельная гра́фика (или пиксел-арт, от англ. pixel art) — форма цифровой живописи, созданной на компьютере с помощью растрового графического редактора, где изображение редактируется на уровне пикселей. На старых (или на неполнофункциональных) компьютерах, в играх для Game Boy, играх для старых игровых приставок и многих играх для мобильных телефонов в основном используется пиксельная графика.

Компьютерное искусство Аниме, от англ. animation — мультипликация) — японская анимация. В отличие от анимации других стран, предназначаемой в основном для просмотра детьми, бо́льшая часть выпускаемого аниме рассчитана на подростковую и взрослую аудитории, и во многом за счёт этого имеет высокую популярность в мире.

Рисунки на асфальте Креативные рисунки на асфальте становятся все более модным увлечением. Проводятся специальные конкурсы и фестивали, что говорит о том, что рисунки на асфальте можно рассматривать как новый вид искусства.

Рисунки на асфальте

Рисунки на асфальте

Рисунки на асфальте

Рисунки на асфальте

граффити Гра́ффи́ти (в контексте исторических надписей единственное число — граффи́то; от итал. graffito, множ. graffiti) — изображения, рисунки или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях. К граффити можно отнести любой вид уличного раскрашивания стен, на которых можно найти все: от простых написанных слов до изысканных рисунков.

Что относится к синтетическим видам искусства

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что относится к синтетическим видам искусства

Курс повышения квалификации

Современные методы арт-терапии: базовые техники

Что относится к синтетическим видам искусства

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что относится к синтетическим видам искусства

Номер материала: ДВ-313236

Не нашли то, что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что относится к синтетическим видам искусства

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что относится к синтетическим видам искусства

АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования

Время чтения: 2 минуты

Что относится к синтетическим видам искусства

Названы главные риски для детей на зимних каникулах

Время чтения: 3 минуты

Что относится к синтетическим видам искусства

Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде

Время чтения: 2 минуты

Что относится к синтетическим видам искусства

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что относится к синтетическим видам искусства

Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии

Время чтения: 1 минута

Что относится к синтетическим видам искусства

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

5 Синтетические виды искусства

Синтетические виды искусства

1. Кремлев Ю., Очерки по эстетике музыки, 2 изд., М., 1972.
2. История западноевропейского театра, т, 1-6, М., 1974.
3. Молева Н., Скульптура. Очерки зарубежной скульптуры, М., 1975.
4. Всеобщая история искусств, т. 1—6, М., 1956—66.
5. Всеобщая история архитектуры. Краткий курс, т. 1—2, М., 1958—63.
6. Виппер Б. Р., Статьи об искусстве, М., 1970.

Художественное отражение жизни, утверждение определённых идей, мировоззрения, идеологии совершается в театре посредством драматического действия, исполняемого актёрами перед зрителем. Борьба характеров, раскрытие общественного и психологического конфликтов, влияющих на судьбы людей, их отношения лежат в основе пьесы, спектакля. Специфика театра требует эмоционально-духовного единения сцены и зрителей, наличия общих интересов между творцами спектакля и публикой. Театр имеет важное значение в деле эстетического, нравственного и политического воспитания. Он располагает для этого богатыми средствами художественного обобщения, выразительности, воздействия на массового зрителя.

Рекомендуемые файлы

Часто актёр создаёт на сцене образ, несходный с его собственным, в разных ролях меняется внешне и внутренне. При воплощении облика, характера персонажа исполнитель использует средства пластической и ритмической выразительности, искусство речи, мимики, жеста. История мирового театра знает актёров, обладавших виртуозным мастерством внешней трансформации.

Опера – часть театрального искусства.
В самом общем виде оперу можно определить как театральное представление, в котором не говорят, а поют. Пение и песня составляют непременную составную часть этого искусства. Здесь песня выступает в разных формах: это ария — песня — монолог, песня-признание; дуэт — песня-диалог; речитатив — имитация разговорных форм в музыке и т. д. Особое место в опере занимает хоровое пение, в котором раскрывается не индивидуальный, а массовый образ — образ народа или какой-то большой группы людей. В некоторых операх хоровые формы играют ведущую роль. Это характерно для музыкальных народных драм. В качестве примера можно привести гениальные оперы-драмы Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина».
Разумеется, опера — не только песня. Это и та музыка, которая существует в опере и вне непосредственной связи с песней. И игра актера-певца. И элементы изобразительного искусства— в декорациях, в бутафории. Опера — искусство синтетическое. Но при этом, как и во всяком виде и жанре искусства, в ней есть свое ведущее начало. Такое начало в оперном искусстве — именно музыка, песня. В первую очередь она и делает оперу неповторимым искусством духовно-возвышенной правды.
В силу особой природы своей образности опера передает преимущественно внебытовую, поэтическую сторону жизни. Гончаровская «Обыкновенная история» или чеховская «Скучная история», при всей глубине их содержания, едва ли могли бы послужить хорошей сюжетной основой для оперного спектакля. Оперное либретто может представлять собой грустную, трагическую или героическую историю, но только не «обыкновенную» и не «скучную». Опера вся строится на пении. Но, как сказано, «девушка может петь о потерянной любви, но скряга не может петь о потерянных деньгах». Петь можно отнюдь не на любую тему. Тут есть свои запретные области и с ними нельзя не считаться, поскольку они обусловлены внутренними законами самого искусства.

Ближе других искусств к опере находится балет. Балет (от франц. balleto и лат. ballo – танцую), — это сочетание музыки и хореографии (танца, пантомимы). О нем можно сказать, что он «вдвойне музыкален». Здесь господствует стихия музыки звучащей и не менее того — зримой. Танец в балете есть такая «зримая музыка». Только внешне он представляется немым. По существу, в основе танца заключена музыка, наполняющая его изнутри.
Эта музыкальная наполненность и одновременно «невыразимость» хореографического образа имеет следствием то, что содержание балета не поддается прямому «пересказу» и не может быть достаточно полно и точно выражено путем словесных разъяснений. Балетный образ носит многозначный, обобщенно-символический характер. Сведение сущности балетного образа к бытовому смыслу не только не объясняет его, но и во многом разрушает. В этом случае происходит то же самое, что и со всякого рода изложениями содержания симфонических произведений.
Балетное искусство, как и оперное, не допускает слишком заземленного сюжета. Разумеется, в искусстве не может быть категорических запретов. Но невозможна и абсолютная свобода. Можно, например, перевести на язык балета даже «Анну Каренину» Толстого. Родион Щедрин и Майя Плисецкая доказали, что можно. Однако этот перевод отнюдь не адекватный — он намерение выборочный. Понять проблематику толстовского социального романа по балету Щедрина не просто трудно, а невозможно. Балет на это и не претендует. «Анна Каренина» Щедрина—песнь прекрасной и трагической любви. Это балет по мотивам даже не романа Толстого, а толстовского сюжета. То же самое можно сказать и о «Дон Кихоте» Минкуса, и о «Медном всаднике» Глиэра и т. д. Сам отбор сюжетного материала в подобных балетах показывает, что балетное искусство может и чего не может. Оно не может быть ни слишком бытовым, ни излишне назидательным, ни сиюминутно-злободневным.
Балет, как и музыка, способен передать тончайшие оттенки чувства и высочайшие, грандиознейшие, героические его взлеты. Но балет не в силах передать обыденных и прозаических действий, он не может изъясняться прозой, даже если за нею скрыты вдохновенные идеи, великие помыслы».

Возникновение балета. Балет, высшая ступень хореографии (от греч. choreia – пляска и grapho – пишу), в котором танцевальное искусство поднимается до уровня музыкально-сценического представления, возник как придворно-аристократическое искусство гораздо позже танца, в 15–16 вв. Термин «балет» появился в ренессансной Италии в 16 в. и обозначал не спектакль, а танцевальный эпизод. Балет – синтетическое искусство, в котором танец, главное выразительное средство балета, тесно связан с музыкой, с драматургической основой – либретто, со сценографией, с работой костюмера, художника-осветителя и т.д. Балет многообразен: сюжетный – классический повествовательный многоактный балет, драмбалет; бессюжетный – балет-симфония, балет-настроение, миниатюра. По жанру балет может быть комическим, героическим, фольклорным. 20 в. принес в балет новые формы: джаз-балет, модерн-балет.

ИСТОРИЯ ЦИРКА. Первый известный нам стационарный цирк — Большой цирк (Circus Maximus), названный в 7 году до н.э. одним из чудес Рима. Его здание трансформировалось и перестраивалось на протяжении нескольких веков. Собственно, конные ристалища проводились на этом месте еще со времен Ромула. Позднее здесь возникли деревянные постройки, постепенно заменявшиеся мраморными и приобретавшими всю большую пышность. Здание украшалось статуями, бронзой, позолотой; появлялись привилегированные места для знатных римлян, сенаторов, позже — императорская ложа. Увеличивалась площадь арены, количество загонов для размещения лошадей и диких зверей, а также количество мест для зрителей. Во времена поздней Империи считалось, что там может разместиться от 150 до 385 тыс. человек. Большой цирк был самым крупным, но не единственным в Риме.

Все стационарные цирки в определенном смысле можно назвать проводниками официального искусства развлечений. Незамысловатые жестокие и кровавые зрелища (масштабные гладиаторские бои, травля диких зверей и гонки колесниц) пользовались безусловной популярностью во всех слоях общества.

Однако есть исторические сведения о том, что в Древнем Риме (как, собственно, и в Древней Греции, Византии, Китае и др. странах) были известны и бродячие цирковые труппы, состоящие из акробатов, эквилибристов, жонглеров. Они давали представления на городских и сельских площадях, и воплощали принципиально иной вид циркового искусства — незамысловатый, мобильный, адресованный только беднейшим слоям.

Собственно, это разделение на «официальное» и «демократичное» направления существовало в цирковом искусстве Европы до начала 19 в. В стационарных и полустационарных цирках культивировались пышные зрелищные представления, приспособленные ко вкусам аристократической публики: искусство наездников и дрессировки лошадей, театрализованные феерии, прославлявшие конные маневры и сражения, и т.п. А в балаганах и на площадях давали свои представления акробаты, гимнасты, эквилибристы, клоуны-фигляры.

В 1807 в Париже открылось вновь выстроенное здание Олимпийского цирка, куда из балаганов переходит ярмарочный акробат Ж.Б.Ориоль, соединивший акробатику и эквилибристику с приемами клоунады. Это стало началом нового этапа развития циркового искусства. Цирк уверенно пошел по пути синтеза всех возможных жанров в одном представлении. А с середины 19 в. увеличение количества цирковых жанров и расширение технических возможностей пошло семимильными шагами.

Уже к началу 20 в. структура циркового представления кардинально меняется. В стационарном цирке появляются коверные клоуны и клоуны-дрессировщики. Из зверинцев в цирк переходят укротители. Огромный скачок происходит в жанре воздушной гимнастики: после введения страховочной сетки появляется возможность качественного усложнения трюков. В воздушной гимнастике появляется новое амплуа — т.н. «ловитор» (артист, страхующий и ловящий летящих партнеров), и впервые исполняется номер «перекрестный полет». Происходит и переворот в искусстве канатоходцев: пеньковый канат заменяется неизмеримо более прочным металлическим тросом, что дает возможность исполнять на канате сложные акробатические пирамиды. Появляется новый жанр: икарийские игры. В начале 20 в. новый атрибут получают акробаты и гимнасты: подкидную доску, увеличивающую высоту прыжка. А с технической революцией начала 19 в. коренным образом трансформируются и множатся номера и аттракционы, основанные на использовании техники: от «гонок по вертикальной стене» до «полета из пушки на луну»; от «феерий на воде» до бурного всплеска новых возможностей «иллюзиона».

Становление и развитие циркового искусства неотделимо от общей истории цивилизации и прочно вписано в ее контекст. Происхождение цирка связано с обрядами, играми, с особенностями быта и образа жизни народа, а также с возникновением новых ремесел и профессий, и даже — с основами рекламы.

Так, пантомима развивалась из ритуальных обрядов первобытного общества, призванных обеспечить удачную охоту. Чревовещание (т.н. «энгустримизм» или «вентрология») идет от камлания шаманов, свершающих культовое действо.

Укротители ведут свою родословную от гладиаторов, сражавшихся на арене с дикими зверями, а также — от первых христиан-мучеников, отдаваемых в Древнем Риме на публичное растерзание львам и тиграм.

Конный цирк берет свое начало от античных гонок колесниц и конных ристалищ, бывших любимым развлечением древних римлян; позже, начиная с 16 в. развитию конного цирка способствовали многочисленные школы верховой езды, связанные с необходимостью особой подготовки всадников, участвующих в конных боях. А вот другая разновидность конного цирка, джигитовка, появилась и окрепла в среде кочевых народов Востока, так как связана с совершенно иными навыками верховой езды.

Искусство канатоходцев зародилось в среде ремесленников, занимающихся плетением канатов: чтобы продемонстрировать крепость своего изделия, мастера ходили и прыгали по канату, натянутому между двумя подставками.

Номера факиров и манипуляторов известны с древних времен и ведут свое начало от культовых обрядов, а вот становление циркового иллюзиона обусловило гораздо более позднее развитие технических возможностей: сначала — изобретение амальгамы и появление зеркал, позже — электрического освещения и разнообразных сложных механизмов.

Совершенствование технических приемов привело и к развитию жанра феерии, когда манеж вместо традиционного песка заполняется водой или льдом.

Разные жанры рождались и крепли в разное время, вместе с ними рождались и менялись основные приоритеты зрителей. Однако цирк в целом всегда представлял собой наиболее демократичный вид искусства, так как пользовался огромной популярностью практически среди всех возрастных и социальных категорий зрителей. Причины этого чрезвычайно сложны и многообразны.

Прежде всего, популярность циркового искусства связана с тягой человека к совершенству, к чуду, к мечте, уводящей за пределы обычной жизни и открывающей новые возможности. Артисты цирка демонстрируют силу, ловкость, смелость, недоступные обычному зрителю. Они жонглируют гирями и поднимают огромные тяжести («силовые акробаты»); показывают необычайную гибкость («каучук»); глотают огонь или дрессируют змей («факиры»); летают по воздуху («воздушные гимнасты»); жонглируют самыми разнообразными предметами, в том числе — ногами («икарийские игры»); находят общий язык с домашними животными («дрессировщики») или вступают в непосредственный контакт с дикими животными («укротители»). Выдающиеся возможности вызывают у зрителей восхищение и гордость.

Вторая причина популярности цирка основана на более низменных чувствах: желании «пощекотать нервы», ощутить опасность, подстерегающую циркового артиста; на подсознательно ощущаемой возможности оказаться свидетелем несчастного случая. Это, несомненно, является рудиментом наивно-жестоких воззрений первобытного строя и языческих обычаев античности. Классическое требование римской черни: «Хлеба и зрелищ!» (лат. «Panem et circenses») в дословном переводе означает: «Хлеба и цирковых игр», и связано непосредственно с кровавыми гладиаторскими боями и травлей диких зверей. С распространением христианства и формированием принципов современной этики подобные воззрения закономерно перешли в категорию «социально неодобряемых». Однако и сегодня цирковое искусство в определенной степени эксплуатирует подобное архаическое чувство. Недаром в языке бытует устойчивое словосочетание «смертельный номер», идущее от старой рекламы цирковых представлений; а предметом гордости многих воздушных гимнастов и сегодня является работа «без страховки» — натянутой сетки или т. н. «лонжи» (страховочного троса, прикрепленного к поясу гимнаста).

Третья, не менее важная причина популярности циркового искусства кроется в злободневности его отдельных жанров, и особенно — клоунады. «Шут», «гаер», «паяц», «дурак» — это, по сути, синонимы слова «клоун». Хотя официально признанной главной функцией подобного персонажа являлось развлечение публики, традиционно шуты присваивали себе право говорить о самых сложных и актуальных проблемах современности. При этом они имели возможность обращаться практически к любым категориям населения: от кесарей (придворные шуты) до самых нижних социальных слоев (странствующие комедианты). В условиях жесткого цензурного гнета (будь то времена инквизиции или диктатуры) это был единственный способ сказать правду. Конечно, профессия шута была сопряжена с опасностью для жизни; однако преувеличенно наивная манера подачи злободневной информации давала клоуну большие шансы остаться в живых.

При видовой общности циркового искусства, цирки разных времен, народов, а также — ориентированные на разные социальные группы зрителей, обладали своими отличительными особенностями.

Эстрада, вид сценического искусства. Соединяет в представлении (концерте) разнообразные жанры в номерах, являющихся отдельными законченными выступлениями одного или нескольких артистов. Для Э. характерно прямое обращение артистов к зрительному залу, часто от собственного лица. В тех случаях, когда артист трансформируется, он делает это главным образом тут же на эстраде, в некоторых случаях используя парики, детали костюма и др. Эстрадному исполнителю присущи обнажённость чувств, открытость мастерства. Учитывая краткость выступления, артисты Э. широко применяют средства молниеносного воздействия на зал, приёмы гротеска, буффонады. Они, как правило, отказываются от глубокой психологической разработки образа, стремятся создать определённую маску. В искусстве Э. преобладают элементы юмора, сатиры и публицистики. Оно преимущественно строится на современном, более того, злободневном материале, использует свои специфические жанры: куплет, романс, монолог, мини-пьесу, акробатический танец, манипуляцию и др.

Истоки Э. — в выступлениях бродячих артистов (скоморохов, жонглёров, шпильманов и др.) главным образом на народных гуляньях, а с середины 18 в. и в балаганах. Среди них выделялись деды-раёшники, зазывавшие публику с балкона, выстроенного над входом в балаган. Ярмарочные зазывалы для привлечения посетителей исполняли сатирические монологи и шутки, акробатические трюки. В балаганах выступали звукоподражатели, акробаты, фокусники, трансформаторы, а со 2-й половины 19 в. также рассказчики, куплетисты, исполнители фарсовых сценок.

Другим источником Э. стали дивертисменты — концерты после основного оперно-балетного или драматического спектакля, в которых исполнялись арии из опер, отрывки из балетов, народные песни и танцы. С середины 19 в. в дивертисментах участвовали музыканты-солисты, рассказчики, исполнители куплетов, позже арий и дуэтов из оперетт.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *