Что относится к шокам предложения
5. Шоки спроса и предложения
5. Шоки спроса и предложения
Шоки спроса и предложения представляют собой резкие отклонения от исходного значения уровней занятости и выпуска. Спросовые шоки могут возникнуть в результате резкого увеличения предложения денег или скорости их обращения. Этот процесс может быть обеспечен несколькими способами. Правительство в лице ЦБ может принять решение об эмиссии дополнительных денежных средств для покрытия бюджетного дефицита или государственного долга. В то же время государство может простимулировать расширение денежного предложения посредством снижения ставки рефинансирования (по которой ЦБ кредитует коммерческие структуры), резервирования (денежная сумма, которую банки должны хранить в виде обязательных резервов) и покупки облигаций на рынке или непосредственно у коммерческих банков. Итак, когда предложение денег растет, процентная ставка соответственно снижается, и экономические субъекты могут предъявить спрос на получение кредитов или приобретение облигаций, курс которых связан с динамикой процентной ставки обратной зависимостью.
Шоки предложения также могут быть связаны с динамикой следующих показателей.
1. Изменение цен на ресурсы и факторы производства, которые необходимы фирме для осуществления хотя бы одного производственного цикла. Как известно, если цены на ресурсы растут, это грозит увеличением издержек производства, следовательно, фирмы либо будут повышать цены на готовый продукт, либо начнут сокращать масштабы производства и, как следствие, предложение.
2. Стихийные бедствия природного или техногенного характера могут вызвать утрату экономикой части ресурсов, т. е. производственного потенциала, что также вынуждает снижать показатели выпуска продукции.
3. Налоговые изменения. Рост налоговой ставки приводит к увеличению общей суммы отчислений в казну государства. Это оставляет фирме все меньшие возможности для ее эффективного развития.
4. Изменения в законодательстве. Например, если фирмы наделяются социальной ответственностью, это значит, что дополнительные средства они будут вынуждены затрачивать на поддержание окружающей среды и пр.
Аналогично, если говорить о резком росте величины предложения, то вышеперечисленные показатели должны принимать противоположные значения.
Для исследования экономических шоков, их влияния на рыночную систему и экономику в целом опять-таки применяется модель AD – AS (совокупный спрос – совокупное предложение). Кроме того, она позволяет также оценить последствия стабилизационной политики, которая проводится для смягчения колебаний, вызванных шоками, и восстановления занятости и производства на прежнем уровне.
Возьмем к примеру шок предложения: рост цен на ресурсы (на нефть). Он приводит к тому, что общий уровень рыночных цен в экономике начинает повышаться по сравнению с равновесным значением, а объемы производства, напротив, падать. Без государственного вмешательства экономика постепенно стабилизируется, она приспосабливается к новым условиям. В условиях неполной занятости ресурсов фирмы начнут выпускать больший объем товаров и услуг, что в результате понизит цены и вернет уровень занятости и выпуска к исходному значению. Недостатком самостабилизации экономики является тот факт, что процесс приспосабливания экономики может происходить достаточно длительный промежуток времени, что затягивает спад в экономике.
Центральный банк и правительство также могут воздействовать на состояние экономики и нейтрализовать спад. Первый действует посредством увеличения предложения денег, а второй – ростом государственных расходов и созданием дополнительных рабочих мест. В то же время такие меры приводят в большинстве случаев к еще большему росту цен. Таким образом, экономика в данном случае имеет две альтернативы: самостоятельно переживать спад на фоне безработицы при относительно менее высоких ценах или государственное вмешательство для поддержания уровней занятости и выпуска на оптимальном уровне при росте общего уровня цен.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Мониторинг ключевых параметров предложения и спроса и маркетинг
Мониторинг ключевых параметров предложения и спроса и маркетинг Данный подпроцесс включает три основных этапа:• формирование и управление пулом потенциальных заказчиков;• мониторинг деятельности конкурентов;• позиционирование компании на выбранном
8.2. Понятие и сущность рыночного спроса и предложения
8.2. Понятие и сущность рыночного спроса и предложения Понятие спроса. Процессу обмена товаров на рынке присущи свои законы. Одним из важнейших законов рыночной экономики, управляющих процессом товарообмена и ценообразования, является закон спроса. Покупатель, испытывая
Глава II. Временное равновесие спроса и предложения
Глава II. Временное равновесие спроса и предложения § 1. Простейший случай баланса, или равновесия, между желанием и усилием мы наблюдаем, когда человек удовлетворяет одно из своих желаний собственным непосредственным трудом. Когда мальчик собирает черную смородину,
Глава ХV. Резюме общей теории равновесия спроса и предложения
Глава ХV. Резюме общей теории равновесия спроса и предложения § 1. Настоящая глава не содержит новых вопросов, она представляет собой лишь резюме выводов кн.V. Вторая ее половина может оказаться полезной для всякого, кто пропустил последние главы, поскольку она способна
4. Теория спроса и предложения. Эластичность
4. Теория спроса и предложения. Эластичность Взаимодействие покупателей и продавцов на рынках двигает рыночную экономику. Основными элементами рыночной экономики являются: спрос, предложение, цена и конкуренция. Эти элементы постоянно взаимодействуют между собой и
Вопрос 4 Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.
Вопрос 4 Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. ОТВЕТВыше мы рассматривали спрос и предложение по отдельности. Теперь предстоит объединить эти две стороны рынка. Как это сделать? Ответ заключается в следующем. Взаимодействие спроса и предложения друг
7.3. Соотношение спроса и предложения. Рыночное равновесие
7.3. Соотношение спроса и предложения. Рыночное равновесие Взаимодействие спроса и предложения можно представить путем совмещения графиков этих кривых. Кривые спроса и предложения пересекаются в точке М, которую называют точкой равновесия, или «местом встречи спроса и
9.1. Взаимодействие спроса и предложения
9.1. Взаимодействие спроса и предложения Взаимодействие спроса и предложения графически отражено на рис. 9.1. Рис. 9.1. Взаимодействие спроса и предложенияСущность рыночного равновесия заключается в том, что в этом состоянии рынок сбалансирован: ни продавцы, ни покупатели
5. Равновесие спроса и предложения на рынке. Равновесная цена
5. Равновесие спроса и предложения на рынке. Равновесная цена Для эффективного функционирования рыночной экономики спрос на факторы производства и товары и услуги так или иначе должен быть удовлетворен. Иными словами, экономика должна находится в состоянии, когда она
31. Взаимодействие спроса и предложения
31. Взаимодействие спроса и предложения Покупатели и продавцы вместе формируют рынок, и нет смысла говорить об оптимальности удовлетворения потребностей покупателя, если он не купит все, что запланировал, и о максимальности прибыли поставщика, если он не сумеет продать,
АНАЛИЗ ПРОГНОЗОВ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
АНАЛИЗ ПРОГНОЗОВ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ Составленные прогнозы спроса и предложения можно затем анализировать, для того чтобы определить, существует ли какой-нибудь недостаток или излишек. Это дает основу для найма и удержания работников и, если это неизбежно, планов по
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ Прогнозы спроса и предложения составляют, используя методы планирования человеческих ресурсов и техники моделирования (см. гл. 25). В крупных организациях использование моделирования приносит особенно хорошие плоды, поскольку
Узелок 14 Как преодолеть закон спроса и предложения
Узелок 14 Как преодолеть закон спроса и предложения Эту историю мне поведал генеральный менеджер одного известного спортивного клуба. В один из неудачных для команды сезонов, когда она шла к финишу с намного худшим результатом, чем от нее ожидали, сотни обладателей
Шоки совокупного спроса и совокупного предложения
Шок – это неожиданное резкое изменение либо совокупного спроса, либо совокупного предложения. Различают позитивные шоки (неожиданное резкое увеличение) и негативные шоки (неожиданное резкое сокращение) AD и AS.
Позитивные шоки (positive shocks) совокупного спроса сдвигают кривую AD вправо. Позитивные шоки совокупного предложения сдвигают кривую AS: вниз, если она имеет горизонтальный вид (SRAS); вправо-вниз, если она имеет положительный наклон (SRAS); вправо, если она вертикальна (LRAS). Негативные шоки (adverse shocks) совокупного спроса сдвигают кривую AD влево, а негативные шоки совокупного предложения сдвигают кривую AS в зависимости от ее вида вверх (SRAS), влево-вверх (SRAS) или влево (LRAS).
Причины позитивных шоков совокупного спроса: либо резкое непредвиденное увеличение предложения денег; либо неожиданное резкое увеличение любого из компонентов совокупных расходов (потребительских, инвестиционных, государственных или иностранного сектора). Механизм и последствия воздействия позитивного шока совокупного спроса на экономику фактически рассмотрены выше (рис. 3-10), и в краткосрочном периоде проявляются в появлении инфляционного разрыва выпуска, когда фактический ВВП превышает потенциальный (Y2 > Y*), что в конечном итоге ведет к росту уровня цен, т.е. к инфляции.
Негативный шок совокупного предложения (рис. 3-12(а)) влияет на экономику только в краткосрочном периоде, поскольку, как правило, правительство принимает меры, стимулирующие совокупное предложение, с тем, чтобы не допустить сокращение производственного потенциала страны, т.е. сокращение ВВП в долгосрочном периоде (потенциального ВВП). Именно такая ситуация имела место в середине 70-х годов в связи с нефтяным шоком. Резкий рост цен на нефть и другие энергоносители увеличил издержки и привел к сокращению совокупного предложения в краткосрочном периоде (сдвиг кривой SRAS влево-вверх до SRAS2).
Позитивный шок предложения (рис. 3-12 (б)) обычно называют технологическим шоком, поскольку резкое увеличение совокупного предложения, как правило, связано с научно-техническим прогрессом прежде всего с усовершенствованием технологии. Технологические изменения обусловливают рост производительности ресурсов, являющийся одним из важнейших факторов увеличения совокупного предложения. Появление технологических нововведений ведет сначала к росту краткосрочного совокупного предложения (кривая SRAS сдвигается вправо-вниз до SRAS2).
Объем выпуска в краткосрочном периоде увеличивается до Y2, а уровень цен снижается до Р2. Но поскольку изменения в технологии увеличивают производственные возможности экономики, то происходит сдвиг вправо долгосрочной кривой совокупного предложения. Поэтому т.В становится также точкой долгосрочного равновесия. Увеличивается потенциальный ВВП (от Y*1 до Y*2). В экономике происходит экономический рост.
Шоки совокупного спроса и совокупного предложения
Под шоком понимают неожиданное резкое изменение либо совокупного спроса, либо совокупного предложения. Различают позитивные и негативные шоки.
Позитивные шоки – это неожиданное резкое увеличение совокупного спроса (что графически отображается сдвигом вправо кривой AD) или совокупного предложения (что отображается сдвигом кривой AS: вниз, если она имеет горизонтальный вид (SRAS); вправо-вниз, если она имеет положительный наклон (SRAS); вправо, если она вертикальна (LRAS).
Негативные шоки – это неожиданное резкое сокращение совокупного спроса (сдвиг кривой AD влево) или совокупного предложения (сдвиг кривой Asв зависимости от ее вида: вверх (SRAS), влево-вверх (SRAS) или влево (LRAS).
Причинами позитивных шоков совокупного предложения являются:
· резкое непредвиденное увеличение предложения денег (денежной массы);
· неожиданное резкое увеличение любого из компонентов совокупных расходов (потребительских, инвестиционных, государственных или иностранного сектора).
Причинами негативных шоков совокупного спроса могут служить:
· неожиданное сокращение предложения денег (сжатие денежной массы);
· резкое сокращение совокупных расходов.
Причинами негативных шоков предложения, которые еще называют ценовыми шоками, относятся:
· рост цен на сырьевые ресурсы, являющиеся одним из основных компонентов издержек;
· борьба профсоюзов за повышение номинальной ставки заработной платы, которая также составляет значительную часть издержек;
· экологические меры государства (законы об охране окружающей среды), что вынуждает фирмы строить очистные сооружения, использовать фильтры и т.п. и значительно увеличивает издержки, что сказывается на величине выпуска; стихийные бедствия, приводящие к серьезным нарушениям и наносящим урон экономике.
Причинами позитивных шоков предложенияявляются:
· снижение цен на сырьевые ресурсы;
· изменения в технологии.
1. Чем определяется отрицательный наклон кривой совокупного спроса?
2. Как воздействуют неценовые факторы совокупного спроса?
3. Как объясняется особая конфигурация кривой совокупного предложения?
4. Как воздействуют ценовые и неценовые факторы совокупного предложения в долгосрочном периоде?
5. Определите воздействие ценовых факторов на совокупное предложение в краткосрочном периоде?
6. Что относится к неценовым факторам совокупного предложения в краткосрочном периоде?
7. Раскройте основные положения классического подхода к макроэкономическому равновесию.
8. Определите основные положения кейнсианского подхода к макроэкономическому равновесию.
9. В чем причины шоков совокупного спроса?
10. В чем причины шоков совокупного предложения?
Шоки совокупного предложения
Негативные шоки совокупного предложения обычно называют ценовыми шоками, поскольку их причинами служат изменения, ведущие к росту издержек и поэтому уровня цен. К таким причинам относятся:
— рост цен на сырьевые ресурсы, являющиеся одним из компонентов издержек;
— борьба профсоюзов за повышение номинальной ставки заработной платы, которая также составляет значительную долю издержек;
— экологические меры государства (законы об охране окружающей среды), что вынуждает фирмы строить очистные сооружения, использовать фильтры и т.п. и значительно увеличивает издержки, что сказывается на величине выпуска;
— стихийные бедствия, приводящие к серьезным разрушениям и наносящим урон экономике и др.
Примером негативного шока совокупного предложения служит нефтяной шок середины 70-х ХХ в. Резкое повышение цен на нефть и другие энергоносители нефтедобывающими странами – членами международного картеля «ОПЕК» увеличило издержки и привело к сокращению совокупного предложения в краткосрочном периоде. В результате одновременно произошел серьезный спад производства, (т.е. рецессия) при одновременном росте цен. Тогда впервые произошла стагфляция.
На рис. 12.14 показана модель долгосрочного равновесия, когда первоначальное равновесие (точка А) нарушается негативным шоком со стороны предложения. Произойдет сокращение объема выпуска при одновременном росте цен.
В условиях негативного шока со стороны предложения стимулирование совокупного спроса опасно, поскольку это может привести к еще более высокой инфляции.
По мнению представителей неоклассического направления, снижение номинальной заработной платы в условиях высокой безработицы, вызванной глубоким спадом в экономике, должно привести к уменьшению издержек фирм, росту совокупного предложения и возвращению экономики в исходное состояние (из точки В обратно в точку А). В результате уровень цен и объем выпуска вернутся к первоначальным уровням (и стагфляция будет преодолена без вмешательства правительства. Такой сценарий получил название аккомодации (от «accomodation» — приспособление). Однако на практике этого не произошло. Продолжительный спад в экономике, особенно наличие долговременной безработицы, при которой происходит потеря рабочими квалификации и профессиональных навыков, что ведет к ухудшению качества рабочей силы, создает угрозу снижения производственных возможностей и уменьшения экономического потенциала. Правительства развитых стран в начале 1980-х гг. сделали все возможное, чтобы увеличить совокупное предложение, обеспечив рост ВВП и снижение уровня инфляции.
Причинами позитивных шоков предложения выступают все факторы, существенно уменьшающие издержки фирм на единицу продукции. Такими факторами являются:
— снижение цен на сырьевые ресурсы;
— изменения в технологии.
Если совокупное предложение увеличивается благодаря появлению более совершенных технологий, то такой шок называют технологическим шоком. В отличие от изменения совокупного предложения, вызываемого снижением цен на ресурсы, технологический шок воздействует на экономику не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периоде. Появление технологических нововведений сначала ведет к росту совокупного предложения в краткосрочном периоде. Объем выпуска в краткосрочном периоде увеличивается, а уровень цен снижается. (Экономика сдвигается из точки А в точку В на рис. 12.15). Но поскольку изменения в технологии, обеспечивая рост производительности ресурсов, увеличивают производственные возможности экономики, происходит увеличение совокупного предложения в долгосрочном периоде. Увеличивается потенциальный ВВП т.е. происходит экономический рост ( сдвиг кривой LRAS1 до LRAS2)
Рис. 12.15. Позитивный шок со стороны предложения.
Несколько иначе ставится проблема взаимодействия кривых AD и AS представителями новой классической школы и теории рациональных ожиданий. Как известно, в центре внимания экономистов-классиков находится рынок труда. Именно на этом рынке определяется уровень занятости в экономике, от которого, в свою очередь, зависит совокупное предложение. “Классики” полагают, что рынки в основе своей равновесны, т.е. AD=AS. Они исходят из абсолютной гибкости цен и заработной платы: поиски работы не требуют никаких издержек, а фирмы могут всю продукцию реализовывать по сложившимся ценам. На рис. 12.16 показана модель долгосрочного равновесия новой классической школы.
P LRAS
рациональные
ожидания
AS1 Е2 адаптивные
ожидания
E1
Реальный национальный продукт.
Рис. 12.16. Модель AD-AS в соответствии с гипотезой
В соответствии с этой моделью, при преобладании адаптивных ожиданий шоковое увеличение совокупного спроса сдвинет кривую совокупного спроса в положение AD1, что вызовет рост цен при одновременном росте предложения. В точке Е1 будет достигнуто новое краткосрочное равновесие. Рост спроса на конечную продукцию вызовет увеличение цен на ресурсы, что сдвинет кривую краткосрочного предложения до AS1. Долгосрочное равновесие восстановится в точке Е2. При преобладании рациональных ожиданий, население начнет реагировать на действия правительства до их вступления в силу. Это сразу вызовет рост цен на факторы производства и сдвинет прямо точку равновесия с Е0 до Е2. Следовательно, с точки зрения теории рацио- нальных ожиданий, краткосрочная кривая совокупного предложения совпадает с долгосрочной. Критики школы рациональных ожиданий указывают на то, что заработная плата и цены имеют тенденцию “залипать” на прежнем уровне и не способны изменяться мгновенно и одновременно. Представители новой классической школы объясняют эту “липкость” несовершенством информации, которой располагают субъекты рынка. Им необходимо время для осознания сути происходящих изменений и приспособления к ним. Такой подход получил название концепции равновесия рациональных ожиданий. Ее автор – американский экономист Р.Лукас.
По Лукасу, экономические агенты в своих решениях учитывают не только прошлый опыт, но и способны “заглядывать” в будущее. Они способны учиться на своих ошибках и потому не совершают систематических ошибок в своих прогнозах. Кривая AS на рис. 12.16 получила название кривой предложения Лукаса. В соответствие с ней, увеличение предложения /сдвиг по кривой AS0 от точки Е0 до Е1/ объясняется несовершенством информации: превышением ожидаемых цен над фактическими. В точке Е0 фактические цены совпадают с ожидаемыми, объем выпуска равен естественному и имеет место полная занятость. Неожиданное увеличение совокупного спроса приведет к росту предложения и к превышению объема выпуска над естественным, что приведет к инфляции и к сокращению предложения до естественного уровня.
Гипотеза рациональных ожиданий, по мнению многих ведущих экономистов, не имеет непосредственного фактического применения, но она имеет большое познавательное значение, так как любое принимаемое сегодня экономическое решение относится к будущему, формирует его. Чем рациональнее ожидания и действия субъектов экономики, тем она эффективнее, тем выше качество жизни населения.