Что относится к сфере бессознательного

Бессознательное: что это такое, примеры проявления, значение

Что относится к сфере бессознательного

Существует довольно распространенное мнение, согласно которому, психические процессы протекают только на уровне сознания. Однако, наука это опровергла. У каждого человека имеется некоторая скрытая область мышления, где протекает множество процессов, не контролируемых сознанием. Эта область называется «бессознательное». В этой статье рассмотрим: что такое бессознательное, как оно проявляется и как его характеризовали З.Фрейд и К.Юнг. Обо всём по порядку.

Бессознательное — это совокупность психических процессов и явлений, которые не являются частью сознания субъекта, то есть, в отношении этих процессов отсутствует контроль со стороны сознания.

Термин «бессознательное» получил довольно широкое распространение в философии, психологии и психоанализе, а также в психиатрии и множестве других наук и областей. Психология в большинстве случаев противопоставляет бессознательное сознательному.

Если рассматривать определение с точки зрения его психического содержания, то подразумевается нечто, что на текущий момент недоступно осознанию, и это нечто может быть зафиксировано как результат неосознанных действий, сновидений человека либо его бессвязных мыслей и умозаключений. Это объясняется постоянной активностью психики, которая вынуждена одновременно выполнять огромное количество функциональных обязанностей как во время бодрствования, так и сна. Стоит отметить, что среди огромного количества психических процессов лишь небольшая определенная часть является сознательной.

З. Фрейд был одним из тех, кто уделил большое количество времени изучению «бессознательного». Он даже основал собственное учение о бессознательном, где рассматривал его в качестве динамической системы.

Примеры проявления бессознательного

Существует огромное количество разновидностей проявления бессознательного в повседневном поведении каждого человека. К примеру, это оговорки, повадки или манеры, которые проявляются при общении с другими людьми. Очень часто бессознательное обнажает истинные мотивы человека, которые тот пытается скрыть, но они проявляются, когда вступают в конфликт с сознательным. Подобный конфликт и приводит к оговоркам и спонтанным проявлениям поведения.

К категории бессознательного также могут быть отнесены действия, которые человек довел до автоматизма. Изначально их выполнение происходит осознанно, а затем уже превращается в бессознательное. Например, одним из типичных проявлений бессознательного действия является управление автомобилем опытным водителем. Несмотря на то, что вождения требует внимательности: следить за знаками, светофорами, перестроениями — человек может полностью «уйти в себя» и делать это всё на полном «автопилоте». Кроме того, сны также являются одним из проявлений бессознательного. Они являются вместилищем мечтаний, мыслей и страхов человека.

Зачастую бессознательным выступают негативные эффекты подсознания и человеческого поведения. Здесь можно выделить человеческую агрессию, которая не имеет под собой мотивации, неуместные слова, проблемы в общении. К категории подобных проблем также может быть отнесен стресс, проблемы в отношениях, а также тяга к саморазрушению.

Однако не стоит воспринимать бессознательное только в качестве хранилища первобытных рефлексов, которые временами вырываются оттуда. Бессознательное оказывает существенное влияние на человека, которое в большинстве случаев является позитивным. Многие представители социальной психологии полагают, что именно этот компонент оказывает наибольшее влияние на высшие психические процессы, к которым могут быть отнесены решения и суждения.

К примеру, именно бессознательное помогает детям и подросткам адаптироваться к реалиям взрослого мира. Практически вся социализация проходит при активном участии бессознательного. Интуиция человека, его мотивация и влечения также формируются из бессознательного, которое является некоторым хранилищем автоматических навыков, воспоминаний и фантазий.

Концепция «бессознательного» З. Фрейда

Что относится к сфере бессознательного

Именно Зигмунд Фрейд заложил основу для глобального и всеобъемлющего рассмотрения бессознательного. Фрейд является основателем психоанализа, и в одной из своих работ он выдвинул идею противопоставления бессознательного и сознания. Фрейд уделял большое количество внимания бессознательному, полагая, что это одна из наиболее важных частей и компонентов человеческой личности.

Именно бессознательное, по мнению Фрейда, является хранилищем и накопителем чувств, мыслей, побуждений и желаний, которые скрываются от человека, поскольку их вытесняет сознание. Именно из-за такой особенности работы сознания в подсознательном больше всего откладываются негативные и неприемлемые компоненты. К подобному разряду могут быть отнесены душевная боль, беспокойство или внутренний конфликт. По такому принципу работают защитные механизмы психики, которые оберегают сознание от излишнего возбуждения негативными воспоминаниями.

Также Фрейд считал, что поведение человека во многом определяется бессознательным, и человек не может контролировать данный процесс при всем желании. Его можно несколько ограничить за счет постоянного анализа снов или оговорок. Фрейд выдвинул утверждение, что для преодоления стресса и проблем с психикой следует столкнуться и разобраться со своим подсознанием и бессознательным.

Именно Фрейд создал одну из наиболее проработанных моделей бессознательного. Тем не менее, она также не лишена недостатков, поскольку основывалась на его субъективных восприятиях при работе с психически больными людьми.

Концепция «бессознательного» К. Юнга

Что относится к сфере бессознательного

Психиатр из Швейцарии К.Г. Юнг выступил одним из наиболее ярких критиков концепции и постулатов Фрейда, несмотря на то, что долгое время он поддерживал своего учителя. Основное их разногласие сводилось к особенностям понимания природы бессознательного. Юнг, в отличие от своего учителя, провел четкую дифференциацию между коллективным и индивидуальным бессознательным. Он формулировал их следующим образом:

Юнг сумел создать крайне подробную модель бессознательного, причем ее детализация настолько велика, что психологи продолжают свои попытки познать ее. При этом Юнг призывал отказаться от теории, что бессознательное выступает в качестве подавителя и накопителя негативных эмоций. Он утверждал, что в нем содержаться абсолютно все качества, присущие человеку.

При этом Юнгу также удалось доказать, что сознание и разум вместе с подсознательным составляют одно единое неделимое целое, которое мы и называем «я». Нарушения подобной целостности приводят к неврозам.

Исходя из всего этого, работы Юнга позволили ему сделать вывод, что бессознательное является истинным источником всего человеческого сознания. Каждая из человеческих способностей в один из моментов времени являлась частью бессознательного и лишь со временем реализовалась на сознательном уровне.

Влияние бессознательного на человека

Современные исследования ученых показывают, что именно бессознательное берёт на себя ряд функций мозга, в том числе занимается обработкой эмоций и чувств. Сила бессознательного заключается не в подавлении каких-либо неприятных ощущений и эмоций, а в скорости и эффективности принимаемых решений и действий. Это эффективный эволюционный механизм, который быстро адаптируется и действует по ситуации. Он позволяет мозгу обрабатывать объемы информации за значительно меньшее количество времени без отвлечений на мелочи.

Примером подобного могут являться неожиданные спонтанные решения — инсайты, появившиеся не после тщательного обдумывания, а внезапно. Исследования профессора психологии из Голландии Ап Диикстериуса продемонстрировали, что несознательный выбор приносит больше удовольствия, чем сознательный. Однако здесь следует ввести важное замечание, что бессознательное не подходит для принятия каких-либо сложных решений, по типу нахождения ответов в математической задаче.

Таким образом, каждый человек и его поведение являются сложной смесью сознательных и бессознательных психических процессов. Отталкиваясь от этого, требуется серьезно воспринимать бессознательное, как равноценную часть разума.

Заключение

Бессознательное обладает серьезным влиянием на жизнь человека. Это влияние может быть как положительным, так и негативным. В зависимости от степени принятия собственного бессознательного жизнь человека может упрощаться за счет более быстрого преодоления проблем. Для этого достаточно осознать наличие бессознательного и окунуться в некоторые тайны собственного «я».

Источник

Понятие «бессознательного» в современной науке. Психоанализ З. Фрейда. Структура личности

Бессознательное (Фрейд, Юнг, Фромм)

Бессознательное (Фрейд, Юнг, Фромм)

Бессознательное — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания. Термин «бессознательное» широко употребляется в философии, психологии и психоанализе, а также в психиатрии, психофизиологии, юридических науках, искусствоведении. В психологии бессознательное обычно противопоставляется сознательному, однако в рамках психоанализа бессознательное и сознательное рассматривается как понятия разного уровня: многое из того, что относится к двум другим структурам психики (Я и Сверх-Я), также отсутствует в сознании.

В 20 веке помимо проблемы сознания и самоосознания встает проблема бессознательного. Это проблема наличия скрытых детерминант сознания, т.е. зависимости содержания сознания от объективных по отношению к нему факторов, не представленных в опыте самого сознания, а потому бессознательных.

В качестве прилагательного термин «бессознательное» относится к психическому содержанию, недоступному в данный момент осознанию, что можно видеть на примерах ошибочных действий, сновидений, бессвязных мыслей и умозаключений. Психика всегда активна, она выполняет множество функций и во время бодрствования, и во время сна, но лишь незначительная часть психической деятельности в каждый отдельный момент сознательна.

В качестве существительного термин «бессознательное» означает одну из динамических систем, описанных З. Фрейдом – основоположником учения о бессознательном.

В широком смысле бессознательное представляет собой совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта, процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида предметом действий по осознанию.

Если Зигмунд Фрейд исследовал бессознательное в качестве природной сущности человека, то Карл Густав Юнг (1875—1961) открыл изначальные культурные истоки бессознательного. Юнг некоторое время сотрудничал с Фрейдом и многое воспринял из психоанализа, но основы концепции были заложены им самостоятельно.

Фрейд – центральная фигура, вокруг которой группируются почти все теории бессознательного, после того как им была предложена тотальная система анализа человеческой психики вплоть до анализа ее подспудных образований – бессознательной психики. Учение Фрейда стало переворотом, совершенным им в психологии XX века.

Фрейд считал, что бессознательное, главной силой которого является сексуальное влечение – либидо, находится в конфликте с сознанием, вынужденным постоянно реагировать на окружающую социальную среду с ее моральными стандартами и запретами. Запреты социальной среды неминуемо наносят душевную травм индивиду, вследствие чего энергия бессознательных влечений прорывается в виде неврозов, сновидений, ошибочных действий, часто агрессивных.

По Фрейду, сфера бессознательного формируется главным образом в детстве, которое поэтому преимущественно определяет характер взрослой личности.

В центре теории бессознательного лежит так называемый Эдипов комплекс.

Экспериментальная разработка понятия бессознательного была впервые проведена Зигмундом Фрейдом, показавшим, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют неосмысленный характер и не могут быть объяснены за счет действия влечений. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах и творчестве. Известно, что главным регулятором человеческого поведения служат влечения и желания субъекта. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьёзно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих анализантов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.

Открытие бессознательного, исследование его структуры, влияния на индивидуальную и общественную жизнь было главной заслугой 3игмунда Фрейда. Бессознательны, по Фрейду, многие наши желания и побуждения. Довольно часто прорывается бессознательное наружу в гипнотических состояниях, сновидениях, в каких-либо фактах нашего поведения: оговорках, описках, неправильных движениях и т.д.

Согласно Фрейду, психика человека представляет собой взаимодействие трех уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного. Бессознательное он считал центральным компонентом, соответствующим сути человеческой психики (всё природное, родовое, врождённое, инстинктивное принадлежит этому слою психики), а сознательное, сознание — «окно во внешний мир» — лишь особой интуицией, надстраивающейся над бессознательным. Третий слой психики — предсознание, или разум в интерпретации Фрейда, который стоит на границе бессознательного и сознания и осуществляет цензуру всем проявлениям (желаниям) природы человека. Созданная Фрейдом модель личности предстает как комбинация трех элементов. «Оно» — глубинный слой бессознательного влечения – психическая самость, основа деятельности индивидов, «Я» — сфера сознательного, посредник между «Оно» и «внешним миром», в том числе, природными и социальными институтами. «Сверх-Я» (super-ego) – внутриличностная совесть, которая возникает как посредник между «Оно» и «Я» в силу постоянно возникающего конфликта между ними. «Сверх — Я» является как бы высшим существом в человеке. Это внутренне усвоенные индивидом социально значимые нормы и заповеди, социальные запреты власти родителей и авторитетов.

Глубинный слой человеческой психики, по мысли Фрейда, функционирует на основе природных инстинктов, «первичных влечений» с целью получения наибольшего удовольствия. В качестве основы первичных влечений Фрейд сначала рассматривал чисто сексуальные влечения. Позднее он заменяет их более общим понятием «либидо», которое охватывает уже всю сферу человеческой любви, включая родительскую любовь, дружбу и даже любовь к Родине. В конечном счете, он выдвигает гипотезу, что деятельность человека обусловлена наличием как биологических, так и социальных влечений, где доминирующую роль играют так называемые «инстинкт жизни» — эрос и «инстинкт смерти» – танатос. Поскольку в удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с внешней реальностью, которая противостоит в виде «Оно», в нем выделяется «Я», стремящееся обуздать бессознательные влечения и направить их в русло социально одобренного поведения при помощи «сверх — Я». Фрейд не абсолютизировал силу бессознательного. Он считал, что человек может овладеть своими инстинктами и страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни. Задача психоанализа, по его мнению, как раз и состоит в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания и подчинить своим целям.

Главный вывод Фрейда: человек никогда не может сам себя знать до конца. Бессознательное может проявляться во сне: когда человек спит, «Сверх – Я» отключается, «Оно» полностью овладевает сознанием и тогда человеку могут присниться такие вещи, о которых он не расскажет даже близкому другу. «Оно» может проявляться в оговорках, описках, странной забывчивости. Человек говорит одно, а его бессознательное хочет другого, и рано или поздно человек проговаривается о своих истинных желаниях.

В качестве критиков теоретических постулатов Фрейда одним из первых выступил швейцарский психиатр К.Г. Юнг, долгое время разделявший основные идеи своего учителя. Существо расхождений Юнга с Фрейдом сводилось к пониманию природы бессознательного.

Юнг считал, что Фрейд неправомерно свел всю человеческую деятельность к биологически унаследованному сексуальному инстинкту, тогда как инстинкты человека имеют не биологическую, а всецело символическую природу. Он предложил, что символика является составной частью самой психики и что бессознательное вырабатывает определенные формы или идеи, носящие схематический характер и составляющие основу всех представлений человека. Эти формы не имеют внутреннего содержания, а являются, формальными элементами, способными оформиться в конкретное представление только тогда, когда они проникают на сознательный уровень психики. Выделенным формальным элементам психики Юнг дает особое название «архетипы», которые присущи всему человеческому роду.

«Архетипы» представляют формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека.

В отличие от Фрейда, который рассматривал бессознательное как основной элемент психики отдельного человека, Юнг провел четкую дифференциацию между «индивидуальным» и «коллективным бессознательным».

«Индивидуальное бессознательное» отражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления.

«Коллективное бессознательное», представляет скрытые следы памяти человеческого прошлого: расовую и национальную историю, а также дочеловеческое животное существование. Это – общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народностей. Именно «коллективное бессознательное» является тем резервуаром, где скон.

Все же Юнгу не удалось избавиться от биологического подхода к бессознательному, против чего он выступал в своей полемике с Фрейдом. Как «архетипы», так и «коллективное бессознательное» в конечном счете – внутренние продукты психики человека, наследственные формы и идеи всего человеческого рода. Разница между теоретическими построениями Фрейда и Юнга заключается в том, что наследственным, а, следовательно, и биологическим материалом для Фрейда были сами инстинкты, предопределяющие мотивы деятельности человека, а для Юнга – формы, идеи, типичные события поведения. Механизм биологической предопределенности и наследственности сохраняется как в том, так и в другом случае, хотя он и действует на разных уровнях человеческой психики.

Одним из элементов «аналитической психологии» Юнга является теория «комплексов», то есть психических сил индивида, которые, находясь в бессознательной форме, постоянно дают знать о себе. В бессознательном всегда находятся «комплексы» воспоминаний индивидуального прошлого, прежде всего родительские, детские, «комплекс власти» и другие. Они свидетельствуют о силе власти бессознательного над сознательными процессами.

Исходя из теории «комплексов», Юнг попытался глубже проникнуть в механизм бессознательного, выявить сложные взаимоотношения между бессознательными и сознательными процессами психики, роль бессознательных влечений в формировании поведения человека. Однако, по сути дела, концепция «комплексов» Юнга мало чем отличалась от теории вытеснения бессознательного, разработанной Фрейдом.

Как и у Фрейда, так и у Юнга бессознательное составляет то внутреннее и сущностное ядро, которое образует психический мир человека. Правда, в отличие от Фрейда Юнг проводит более глубинную дифференциацию уровней развития психики и вводит ряд понятий, характеризующих новое видение тотальной личности. Наряду с такими инстанциями, как «Я», «индивидуальное бессознательное» и «коллективное бессознательное», у Юнга выделяются:

«Персона» (Persona) – маска, которую надевает личность в ответ на требования социального окружения;

«Анима» – абстрактный образ, представляющий женский «архетип» в мужчине. Посредством него достигается взаимопонимание между обоими полами;

«Анимус» – абстрактный образ, представляющий мужской «архетип» в женщине. Посредством него также достигается взаимопонимание между обоими полами;

«Тень» – «архетип», состоящий из животных инстинктов и являющийся средоточием темных, низменных сторон личности. Агрессивные и антисоциальные устремления «Тени» могут не проявляться в открытой форме, поскольку они скрываются под маской «Персоны» или вытесняются в «индивидуальное бессознательное»;

«Самость» – личности, вокруг которого концентрируются все психические свойства человека. Сфера «Самости» – нечто среднее между сознательным и бессознательным, центр тотальной личности.

Юнговская структура личности, таким образом, отличается от фрейдовской, прежде всего тем, что Юнг идет по пути дальнейшей дифференциации фрейдовского «Оно». У Фрейда «Оно» является всецело биологическим, природным данным, у Юнга же бессознательное включает и социальные моменты.

Юнг доказал, что бессознательное – это не просто приложение к осознающему разуму, место, в которое загоняются «забытые» воспоминания и неприятные ощущения. Он изложил столь значительную модель бессознательного, что западный мир до сих пор не постиг всего ее смысла. Он доказал, что бессознательное – это творящий источник всего, что превращается в осознающий разум и полную личность каждого индивидуума.

Из сырого материала бессознательного рождается осознающий разум, который потом взрослеет и расширяется настолько, что включает в себя все качества, которые мы потенциально несем в себе. Это из сокровищницы бессознательного мы черпаем силу и качества, о возможности обладания которыми даже не подозреваем

Юнг доказал, что и осознающий разум, и бессознательное, играют решающую роль в поддержании равновесие общего «я». Если равновесие между ними нарушается, то результатом является невроз.

Работа и исследования Юнга позволили ему сделать вывод, что бессознательное является истинным источником всего человеческого сознания. Это источник нашей человеческой способности логично мыслить, собирать информацию и чувствовать, бессознательное – это изначальный разум человечества, первичная матрица, из которой наш вид получил осознающий разум, а потом, в течение тысячелетий, развил его до сегодняшнего высокого уровня. Каждая способность, каждое свойство нашего функционирующего сознания, поначалу содержались в бессознательном, а потом нашли свой путь к уровню сознания.

Что относится к сфере бессознательного Что относится к сфере бессознательного Что относится к сфере бессознательного Что относится к сфере бессознательного Что относится к сфере бессознательного Что относится к сфере бессознательного Что относится к сфере бессознательного Что относится к сфере бессознательного Что относится к сфере бессознательного Что относится к сфере бессознательного Что относится к сфере бессознательного

Бессознательное и сознательное

Автоматическое(бессознательное) и контролируемое(сознательное) поведение взаимно дополняют друг друга, но иногда могут и конфликтовать. На вас едет машина, вы не обдумывая отпрыгиваете от нее, но при всём желании набить водителю лицо, приходится от этого сдерживаться. В нашем мире больше автоматического поведения, чем мы думаем. Видя официантку в ресторане, знаем, как поведёт себя она, и я. Но мы даже не задумываемся об этом, просто знаем… Такое бессознательное восприятие, устанавливает в голове ожидания, относительно поведения другого человека, основываясь лишь на очень маленьком количестве информации. Таким образом мы мгновенно формируем ожидания и предположения на основе социального статуса и т. п.

Большинство, что мы делаем, является рефлекторной реакцией. Чем сильнее бессознательное, тем больше усилий приходится прикладывать для сознательного изменения ситуации. Например: при плохом настроении не сорваться на первого встречного или не расплакаться в неподходящем для этого месте. Очень важно понимать — что такое бессознательное, иначе можно утонуть в своих побуждениях, которые очень трудно понять и ещё труднее контролировать. Чтобы жить по своему плану, стоит понимать, контролировать своё бессознательное, или как минимум находить с ним компромисс.

Как понять бессознательное. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – неосознаваемое, нерефлексивное, спонтанное. В обыденном понимании бессознательное обычно связывается с тем, что выше сознания (над- или сверх-сознание, интуиция, духовность) или ниже сознания (под-сознание, с которым имеют дело иногда художники, но чаще – врачи). В философии признание бессознательного заведомо исключало мысль о тождестве психики и сознания (Декарт, интроспекционисты). Бессознательное в философии имело разные обличья и разные имена: это самостоятельная непостижимая сущность бытия (мистики, романтики); аффекты и смутные идеи (Спиноза); незаметные восприятия (Лейбниц); порождающее начало, творящее мир (Шеллинг); принцип свободной деятельности человека (Фихте); воля, лежащая в основе мира (Шопенгауэр), духовное начало вселенной, опирающееся на панпсихизм или всеобщую способность к ощущению (Э. фон Гартман); воля к власти (Ницше), интуитивные идеи и восприятия (Бергсон) и др. Все эти подходы, как правило, тяготели либо к онтологическому, либо к психическому бессознательному.

По з Фрейду бессознательное представляет собой. Что это такое в психологии?

Что относится к сфере бессознательного

Реальность, отражаемая человеком, совмещается с имеющимися у него переживаниями.

Важной особенностью данного психического процесса является то, что осуществлять контроль над ним невозможно.

Бессознательное человека является предметом изучения таких областей знания, как психология и психоанализ.

Теория Фрейда

Основы психоаналитической концепции были заложены З.Фрейдом (1856-1939). Под влиянием Гёте и Дарвина Фрейд выбрал медицинский факультет Венского университета, на который и поступил в 1873 г. В те годы он работал в физиологической лаборатории доктора Э. Брюке. Эта работа во многом определила будущую уверенность Фрейда в роли биологических основ психики, его внимание к сексуальным и физиологическим факторам, определяющим бессознательные мотивы человека. Получив в 26 лет докторскую степень, Фрейд вследствие материальных затруднений вынужден был заняться частной практикой. Вначале он работал хирургом, однако, прослушав курс психиатрии, заинтересовался этой областью, прежде всего связью между психическими симптомами и физическими болезнями. К 1885 г. он добился престижного положения лектора в Венском университете.

При помощи Брюке Фрейд получил стипендию для поездки в Париж в клинику Ж. Шарко. Эта стажировка не только доказала Фрейду значительную роль гипноза в лечении истерии, но и приоткрыла впервые завесу над бессознательным, так как в сеансах гипноза Шарко наглядно демонстрировал роль неосознанных мотивов в поступках человека. По возвращении в Вену он совместно с известным психиатром И. Брейером начал исследовать динамику истерии, опубликовав несколько работ на эту тему. Однако постепенно он отошел от Брейера, который настороженно отнесся к предположениям Фрейда о связи неврозов с сексуальными отклонениями. Так же настороженно Брейер отнесся и к новому, предложенному Фрейдом вместо гипноза методу лечения истерии — психоанализу, хотя и соглашался с тем, что гипноз неэффективен. Впоследствии, анализируя свой научный путь, Фрейд писал, что он боялся принять ответственность за сделанное им открытие и старался разделить его с другими, боялся и самого этого открытия, той ответственности, которая с ним связана. Фрейд считал, что в отношениях с Брюке, Шарко и особенно с Брейером он трансформировал свои отношения с отцом. Воспоминания детства и сложные семейные отношения, в которых Фрейд, боявшийся и уважавший авторитарного отца, всегда держал сторону мягкой и любящей матери, в значительной мере повлияли на содержание его теории. Стремление заменить реального отца учителем вызвало и двойное отношение Фрейда к учителям — с одной стороны, восхищенное поклонение, а с другой — желание найти свой собственный путь в науке, превзойти своих учителей. Так постепенно вырисовываются контуры концепции Фрейда о трансфере и эдиповом комплексе, которые затем займут важное место в его теории личности.

Фрейд философия. Философия Зигмунда Фрейда

«Философия Зигмунда Фрейда»

Формирование философских взглядов Зигмунда Фрейда. (Формирование философской теории бессознательного)

Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в Фрейберге, провинциальном городе, в семье мелкого торговца. Вскоре семейство Фрейдов переехало в Лейпциг, а затем в Вену.

З.Фрейд рос в семье, в которой религиозные традиции и обычаи уже утратили силу. Его отец придерживался либерально-просветительских взглядов и, по утверждению домашних, был «законченным свободомыслящим». Еще до рождения сына он перестал посещать синагогу, а впоследствии и вовсе отказался от культовых и бытовых предписаний иудаизма. Под влиянием отца в мальчике рано пробудилась любовь к книгам и страсть к знаниям. Он получил типичное для выходца из мелкобуржуазной еврейской семьи образование: частная школа, гимназия, университет.

В гимназические годы мировоззрение З.Фрейда формировалось под влиянием идей рационализма и естественнонаучного эмпиризма (вера в прогресс, в равенство возможностей, в свободу личности и т.д.)

Знакомство З.Фрейда с идеями европейского рационализма и свободомыслия оказало заметное влияние на его развитие. Он свято верил во всемогущество человеческого разума и конечную победу научного мировоззрения. Религия, напротив, в его представлении была главным источником человеческих заблуждений, врагом просвещения и прогресса.

Решающую роль в формировании мировоззрения Фрейда сыграло изучение естественных наук. Физика, химия, биология оказались авангардными областями знания. Среди интеллигенции усилился интерес к научной литературе, большую популярность приобрели публичные лекции и демонстрации различных опытов. В этих условиях интересы юноши, первоначально мечтавшего о карьере политического деятеля, приобрели иную направленность.

Еще в гимназии Фрейд познакомился с учением Ч.Дарвина, который впервые поставил биологию на вполне научную почву, установив изменяемость видов и преемственность между ними. Знакомство с эволюционной теорией Дарвина произвело подлинный переворот в сознании Фрейда, породив его надежды на небывалый прогресс в познании мира.

Семнадцатилетний Фрейд решил посвятить себя науке, он испытывал в тот период «непреодолимую потребность разобраться в загадках окружающего мира и по возможности сделать что-либо для их решения». Но осуществлению честолюбивых замыслов юноши препятствовала государственная политика Австро-Венгрии, ограничивавшая сферу деятельности евреев коммерцией, юриспруденцией и медициной. Путь в науку был закрыт, и Фрейд был вынужден выбрать медицину, как область более близкую к естествознанию.

В 1873 году он поступил на медицинский факультет Венского университета и через 8 лет получил степень доктора медицинских наук. Учебные занятия Фрейд совмещал с работой в Институте физиологии при Венском университете, руководимым Эрнстом Брюкке(1819-1892 гг.).Сотрудничество с этим выдающимся ученым существенно укрепило научный, рационалистический склад мышления Фрейда. Под руководством Брюкке Фрейд осуществил несколько оригинальных исследований, способствовавших оформлению материалистической теории нейронов. Сама логика научного исследования вела его на позиции есественно-научного материализма. Он был убежден, что органом психики является мозг, и психические процессы существуют в неразрывной связи с физиологическими, что мир материальных предметов существует независимо от человеческого сознания и наши знания о нем начинается с возбуждения органов чувств. Революция, совершавшаяся в естествознании, требовала мировоззренческого осмысления научных открытий, и это дало новый толчок интересу Фрейда к философии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *