Что относится к сбору
Сборы
Сборы
Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п.2 ст.8 Налогового кодекса РФ).
Данная характеристика сбору была присуща не всегда, что касается налоговой системы России. Ранее, в период зарождения российской налоговой системы в 1992 данное понятие вообще не отделялось от налога, в настоящее же время экономике потребовалось более точное уяснение данной категории, в связи с развитием и осмыслением правовых и экономических тонкостей налогообложения. Сегодня к сборам принято относить все виды государственной пошлины, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, таможенные сборы. Некоторые виды платежей за пользование природными ресурсами (в бонусной системе) также имеют признаки сбора, но Налоговым кодексом как самостоятельные платежи не выделяются.
Смотреть что такое «Сборы» в других словарях:
СБОРЫ — СБОРЫ, Species, лекарственная форма, представляющая смесь высушенных частей растений, иногда еще с примесью хим. лекарственных средств. Вещества, входящие в состав С, дрлжны быть надлежаще измельчены; в цельном виде вносятся в сборы: цветы… … Большая медицинская энциклопедия
сборы — См … Словарь синонимов
Сборы — платежи, налоги, изъятия, которые вносятся предприятиями и гражданами в порядке оплаты услуг, оказываемых им государственными органами и частными компаниями. По английски: Duties См. также: Сборы Налоги Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
сборы — — [Упрощение процедур торговли: англо русский глоссарий терминов (пересмотренное второе издание) НЬЮ ЙОРК, ЖЕНЕВА, МОСКВА 2011 год] сборы Обязательные денежные взносы,взимаемые с организаций и физических лиц. Наиболее распространена такая… … Справочник технического переводчика
СБОРЫ — разнообразные виды налогов, платежей, изъятий, которые в обязательном порядке вносятся предприятиями, организациями, гражданами в порядке оплаты услуг, оказываемых им государственными органами. Основными видами сборов являются: административные,… … Экономический словарь
СБОРЫ — разновидность обязательных платежей, взимаемых за те или иные операции и услуги в пользу бюджета или организаций, выполняющих соответствующие работы и услуги. Основными видами сборов являются: административные, взимаемые с юридических и… … Юридическая энциклопедия
сборы — 1. СБОРЫ, сбор; мн. (ед. сбора, ы; ж.). Разг. Сборки. Платье со сборами. 2. СБОРЫ см. Сбор … Энциклопедический словарь
Сборы — см. в статьях Пошлины, Местные налоги и сборы … Большая советская энциклопедия
сборы — начались сборы • действие, субъект, начало … Глагольной сочетаемости непредметных имён
Что относится к сбору
С 01.01.2022 в наименование ст. 12 вносятся изменения (ФЗ от 11.06.2021 N 199-ФЗ). См. будущую редакцию.
НК РФ Статья 12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов
(в ред. Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
2. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.
С 01.01.2022 в абз. 1 п. 3 ст. 12 вносятся изменения (ФЗ от 11.06.2021 N 199-ФЗ). См. будущую редакцию.
3. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.
С 01.01.2022 в абз. 2 п. 3 ст. 12 вносятся изменения (ФЗ от 11.06.2021 N 199-ФЗ). См. будущую редакцию.
Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.
При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.
(в ред. Федерального закона от 02.11.2013 N 307-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2022 п. 3 ст. 12 дополняется абзацем (ФЗ от 11.06.2021 N 199-ФЗ). См. будущую редакцию.
4. Местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.
С 01.01.2022 в абз. 2 п. 4 ст. 12 вносятся изменения (ФЗ от 11.06.2021 N 199-ФЗ). См. будущую редакцию.
Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.
Местные налоги и сборы устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов), если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов) в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах.
(в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В городском округе с внутригородским делением полномочия представительных органов муниципальных образований по установлению, введению в действие и прекращению действия местных налогов на территориях внутригородских районов осуществляются представительными органами городского округа с внутригородским делением либо представительными органами соответствующих внутригородских районов согласно закону субъекта Российской Федерации о разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органами местного самоуправления внутригородских районов.
Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе устанавливаются настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.
С 01.01.2022 п. 4 ст. 12 дополняется абз. 6 (ФЗ от 11.06.2021 N 199-ФЗ). См. будущую редакцию.
С 01.01.2022 в абз. 7 п. 4 ст. 12 вносятся изменения (ФЗ от 11.06.2021 N 199-ФЗ). См. будущую редакцию.
При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.
С 01.01.2022 в абз. 8 п. 4 ст. 12 вносятся изменения (ФЗ от 11.06.2021 N 199-ФЗ). См. будущую редакцию.
Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.
С 01.01.2022 в абз. 9 п. 4 ст. 12 вносятся изменения (ФЗ от 11.06.2021 N 199-ФЗ). См. будущую редакцию.
При установлении местных сборов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, ставки сборов, а также могут устанавливаться льготы по уплате сборов, основания и порядок их применения.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом.
6. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.
7. Настоящим Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 настоящего Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.
Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и представительные органы муниципальных образований в случаях, порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, вправе устанавливать по специальным налоговым режимам:
(абзац введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 232-ФЗ)
виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться соответствующий специальный налоговый режим;
(абзац введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 232-ФЗ)
ограничения на переход на специальный налоговый режим и на применение специального налогового режима;
(абзац введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 232-ФЗ)
налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;
(абзац введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 232-ФЗ)
особенности определения налоговой базы;
(абзац введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 232-ФЗ)
налоговые льготы, а также основания и порядок их применения.
(абзац введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 232-ФЗ)
Виды налогов и сборов в России
Классификация налогов.
В зависимости от экономического содержания налогов, объекта налогообложения, уровня представления и использования налоги можно классифицировать в следующие группы (рис. 16.3).
По способу обложения, или по экономическому содержанию, налоги делятся на:
1) Прямые. Уплачиваются непосредственно хозяйствующими субъектами и прямо пропорциональны платежеспособности (подоходный налог с физических лиц, налог на землю, налог на прибыль). Прямые налоги взимаются непосредственно в фиксированной сумме с дохода или с имущества налогоплательщика, так что он ощущает их в виде недополучения дохода. К прямым налогам относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, имущественные, земельные налоги и др.;
2) Косвенные. При этом субъект налога и его носитель не совпадают. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене или тарифу и являются налогами на потребителей товара, работы, услуги. Так, например, акцизы на табачные и алкогольные товары уплачиваются производителем, который включает их в цену реализации. Соответственно, покупатель этих товаров и становится фактическим плательщиком налога. К косвенным налогам относятся НДС, акцизы, таможенные пошлины, монопольный налог. Косвенные налоги изымаются иным, менее заметным образом посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в государственный бюджет.
По уровням представления в бюджеты налоги и сборы в России подразделяются на:
— федеральные налоги и сборы. Перечисляются в общественный бюджет, устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации;
— налоги и сборы субъектов Российской Федерации — устанавливаются Налоговым кодексом РФ, республиканскими законодательными актами и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ;
— местные налоги и сборы. Поступают в местный бюджет, устанавливаются Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
В зависимости от направления использования налоги бывают общими и специальными:
— общие налоги поступают в бюджет государства на финансирование общегосударственных мероприятий;
— специальные налоги имеют строго определенное назначение (например налоги, на реализацию ГСМ поступают в дорожные фонды и предназначены для строительства и текущего ремонта дорог).
В соответствии с Налоговым кодексом РФ утверждены три группы налогов и сборов: федерального уровня, регионального (субъекта Федерации) и местного.
К федеральным налогам и сборам относятся:
— НДС (налог на добавленную стоимость);
— акциз на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
— налог на прибыль (доход) организаций;
— налоги на доход от капитала;
— подоходный налог с физических лиц;
— взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
— таможенные пошлины и таможенные сборы;
— налоги на пользование недрами;
— налоги на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
— экологический налог и др.
К региональным (субъектов Федерации) налогам и сборам относятся:
— налоги на имущество организаций;
— налоги на недвижимость;
— налоги на игровой бизнес;
— региональные лицензионные сборы и др.
Местные налоги и сборы:
— налог на имущество с физических лиц;
— налог на наследование и дарение;
— местные лицензионные сборы и др.
Основу налоговой системы РФ составляют налог на прибыль, НДС, акцизы и таможенные сборы, налог на имущество предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, плата за землю, обязательные платежи во внебюджетные фонды.
Налоговая политика — составная часть финансовой политики; система правовых норм и организационно-экономических мероприятий регулирующего характера, принятых и осуществляемых органами государственной власти (на федеральном и региональном уровнях) и органами местного самоуправления в сфере налоговых отношений с организациями и физическими лицами.
Основные цели налоговой политики:
1) обеспечить полноценное формирование доходов бюджетной сферы РФ, необходимых для финансирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению соответствующих функций и полномочий;
2) содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности отдельных территорий, малого предпринимательства;
3) обеспечить социальную справедливость при налогообложении доходов физических лиц.
Становление новой для России налоговой системы (введена в 1992 г.) проходило в жестких условиях политических, экономических и структурных преобразований. Изменения налоговой системы предусмотрены в Налоговом кодексе и направлены на решение задач создания рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и наращиванию национального богатства России, благосостоянию ее граждан, уменьшению числа налогов и снижению общего налогового бремени.
Краткие выводы
1. Главным средством перераспределения ВВП служат бюджет и налоги.
2. Государственный бюджет — это система доходов и расходов правительства. Основной источник доходов — налоги, обязательные платежи физических и юридических лиц.
3. Государственный бюджет — система бюджетов, включающая федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты.
4. Дефицит государственного бюджета — это превышение расходов государства над его доходами. Высокий уровень бюджетного дефицита приводит к инфляционным процессам в экономике.
5. Налоги — это обязательные платежи домашних хозяйств, предприятий и граждан в бюджет государства. Источниками налогов могут быть различные формы дохода (заработная плата, прибыль, доход и т.д).
6. Федеральные налоги и сборы действуют на территории всей страны, налоги и сборы субъектов РФ — на территории соответствующих субъектов РФ, местные налоги и сборы — на территории муниципальных образований.
7. Налоговые сборы должны быть умеренными, ибо высокие налоговые ставки могут снизить экономическую активность хозяйствующих субъектов.
8. Бюджетно-налоговая политика может быть направлена на стимулирование хозяйственной жизни или ее ограничение и осуществляется через государственные расходы и сбор налогов.
Экономический тренинг
Ключевые термины и понятия
Финансы, финансовая система, денежные средства, финансы государства, финансы предприятия (организации), финансы населения, финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, государственный бюджет, внебюджетные фонды, бюджетный дефицит, профицит бюджета, налоги, принципы налогообложения, прямые налоги, косвенные налоги, федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Федерации, местные налоги, НДС, налог на прибыль, акцизы, прогрессивный налог, регрессивный налог, предельная ставка налога, средняя ставка налога, кривая Лаффера, налоговая система, налоговый контроль.
Контрольные вопросы и задания.
1. Что вы понимаете под финансами и финансовой системой?
2. Что такое государственный бюджет?
3. Из каких статей состоят доходная и расходная части бюджета?
4. Объясните в чем отличие расходов Правительства Российской Федерации от правительства местных органов власти?
5. На каком принципе налогообложения строится прогрессивная налоговая шкала, которая сейчас используется в большинстве стран со смешанной экономикой?
6. Объясните, что означает понятие «уклонение от уплаты налогов». Будет ли использование такого уклонения преследоваться по закону в судебном порядке?
7. В связи с чем в 1990-е гг. происходил постепенный рост налогов на заработную плату?
8. Перечислите основные налоги в России согласно Налоговому кодексу РФ.
Задание. Составьте экономический кроссворд, используя следующие термины: финансы, средства, государство, население, организации, бюджет, доход, расход, фонды, дефицит, профицит, налоги, принципы, сборы, акциз, консолидация, реструктуризация.
Тесты
Выберите правильный ответ.
1. Под финансами следует понимать:
а) денежные средства, находящиеся в обращении;
б) денежные средства, находящиеся на руках у населения и на
счетах предприятий в банке;
в) экономические отношения, связанные с движением денег
и товаров;
г) систему экономических отношений, связанных с образова
нием, перераспределением и расходованием фондов.
2. Какие из финансов являются основополагающими:
а) финансы хозяйственных субъектов;
б) финансы населения;
в) финансы государства;
3. Бюджет как сводный финансовый план:
а) составляется и утверждается правительством страны;
б) составляется правительством, а рассматривается и утверж
дается законодательными органами страны;
в) составляется и утверждается законодательными органами
страны;
г) составляется и утверждается всеми ветвями исполнитель
ной власти.
4. Профицит бюджета — это:
а) превышение доходной части бюджета над расходной;
6) превышение расходной части бюджета над доходной;
в) равенство доходной и расходной частей бюджета;
г) ни одно из вышеперечисленного.
5. Под дефицитом бюджета следует понимать:
а) превышение доходной части бюджета над расходной;
б) превышение расходной части бюджета над доходной;
в) равенство доходной и расходной частей бюджета;
г) ни одно из вышеперечисленного.
6. Под налоговой системой понимают:
а) совокупность всех налогов, взимаемых с юридических и физических лиц;
б) совокупность всех налогов, методы и принципы их построения;
в) совокупность всех налогов, взимаемых в стране, и органов, осуществляющих эти сборы;
г) совокупность мероприятий государства по организации сбора и использованию налогов для осуществления своих функций и задач.
7. При ставке подоходного налога свыше 50%:
а) резко увеличивается поступление в бюджет;
б) резко сокращается поступление в бюджет;
в) снижается поступление в бюджет и резко сокращается деловая активность фирм и населения;
г) бюджет почти не реагирует на эти изменения.
По горизонтали. 1. Ставки налогов, устанавливаемые в абсолютной сумме на единицу объекта налогообложения, независимо от размеров дохода. 2. Превышение доходной части бюджета над его расходной частью 3. Система экономических отношений, связанных с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств. 4. Одна из функций финансов. 5. Товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента стоимости.
По вертикали. 6. Один из субъектов финансовых отношений. 7. Ставки налогов, предполагающие снижение их величины по мере роста дохода. 8. Налог, включаемый в цену товара или тариф на услуги и оплачиваемый покупателем при покупке товара (услуги). 9. Превышение расходной части бюджета над его доходной частью. 10. Обязательные сборы с юридических и физических лиц, проводимые государством на основе государственного законодательства.
Налоги и налогообложение (Конспект лекций).
7. Налоги и сборы. Признаки и функции. Понятие «сбора».
Определение налога содержится в п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».
Приведенное определение позволяет выявить следующие признаки налога, на которые обращает внимание законодатель:
А) обязательность платежа, которым обременяются организации и физические лица;
Б) индивидуальная безвозмездность платежа;
В) денежная форма налога;
Г) отчуждение принадлежащего на праве собственности (или ином вещном праве) имущества (денежных средств) в пользу публичного субъекта;
Д) целью указанных обязательных платежей является финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налог – это платеж, то есть отчуждение имущества, осуществляется в денежной форме. Решение вопроса о форме отчуждения собственности при налогообложении в науке финансового права предопределялось не только и не столько уровнем развитости финансово-правовых учений, сколько состоянием финансовой системы государства на том или ином историческом этапе. На ранних стадиях развития налоговых систем государственные ресурсы формировались преимущественно с помощью натуральных сборов.
Основная задача налога – формировать ресурсы государства, т. е. те ресурсы, которые необходимы ему для выполнения своих функций.
Пункт 2 ст. 8 НК РФ посвящен специфическому обязательному платежу – сбору (или, как его принято именовать в последнее время, фискальному сбору). Согласно п. 2 ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
В числе признаков, которые выделяет НК РФ, определяя понятие «сбор», можно отметить:
А) обязательность платежа, которым обременяются организации и физические лица;
Б) взимание сбора является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий.
Иные признаки сбора в комментируемом пункте ст. 8 НК РФ не упоминаются.
Итак, первый признак сбора, который следует выделить в данном определении, – признак обязательности. Этим признаком сбор схож с налогом.
Другой признак сбора, указанный в п. 2 ст. 8 НК РФ, – тот факт, что взимание сбора является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий. [6, 9, 13]