Что относится к рынку экономических ресурсов
Раздел 1. Общие основы экономического развития
Цель данной темы – выяснить законы рыночной экономики, сущность и функции рынка.
Оглавление
1.6.1. Экономические законы рыночной экономики
Рыночная экономика, как уже было отмечено ранее, – это сложная специфическая система экономических связей в обществе по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг в мире ограниченных ресурсов, имеющая в качестве своих основ частную собственность, мотив прибыльности и спонтанно функционирующая в результате действия объективных экономических законов.
Важнейшую роль в рыночной экономике играет закон стоимости. Его суть заключена в том, что в основе цены лежит стоимость, которая определяется общественно-необходимыми затратами. При этом механизм действия данного закона – постоянное отклонение цен от стоимости. В результате закон стоимости выполняет три важнейшие функции в экономике: 1) распределение капитала между отраcлями и видами производства; 2) стимулирование роста производительности труда, применения более совершенных технологий; 3) дифференциацию товаропроизводителей.
Закон стоимости выражает самые глубинные связи и зависимости в рыночной экономике. Конкретизируется он через целую группу экономических законов: закон спроса, закон связи спроса с ценами на другие товары, закон предложения, закон взаимной связи спроса и предложения и др.
Особую группу составляют законы денежного обращения. Важнейший из них – закон количества денег, необходимых для обращения:
где: М – количество необходимых для обращения денег;
PQ – сумма цен проданных товаров;
v – скорость оборота денежной единицы.
И, наконец, в рыночной экономике действуют общие экономические законы: закон роста производительности общественного труда, возрастания потребностей, закон экономии времени и др.
Все экономические законы взаимосвязаны и взаимозависимы и в этом своем взаимодействии образуют механизм функционирования экономики. Рыночный механизм представляет собой систему взаимосвязей, обеспечивающую равновесие цен, баланс произведенных и требуемых количеств продукции через движение спроса и предложения. Это механизм приспособления предложения к спросу, т. е. решения трех основных проблем экономики: ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить.
1.6.2. Преимущества и негативные стороны рыночной экономики
Преимущества рыночной экономики заключены в следующем (см. рис. 1).
Однако рыночная экономика имеет и негативные стороны (рис. 2). К числу важнейших из них относятся следующие.
Отсюда возникает социальная напряженность в обществе, возможность социальных конфликтов. Негативные стороны рыночной экономики порождают стремление создать регулируемую и социально-ориентированную рыночную экономику. Важнейшую роль при этом должно играть государство.
Регулируемая рыночная экономика характеризуется сочетанием рыночных (товарно-денежных) и плановых рычагов хозяйствования (см. рис. 3).
Сравнительная характеристика стихийного
и регулируемого капиталистического рынка
Источник: Бор М. З. История мировой экономики. – М.: Изд. «Дело и Сервис», 1998. – С. 87.
1.6.3. Рынок, его функции, структура, рыночные индикаторы
Рынок – это неотъемлемая важнейшая часть, «сердце» рыночной экономики. Если в командно-административной системе сигналы идут от государства, то в рыночной экономики – от рынка (см. рис. 4).
В условиях рыночной экономики рынок выполняет ряд следующих важнейших функций (см. рис. 5).
Схему функционирования рынка характеризует модель замкнутого потока деловой активности (см. рис. 6).
Субъекты рынка: домохозяйства и фирмы (основаны на частной собственности) и государство (государственная собственность).
Домохозяйство – «householder» – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая является собственником какого-либо из факторов производства, самостоятельно принимает решения и стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.
Фирма – экономическая единица, которая использует факторы производства для изготовления и продажи продукции, самостоятельно принимает решения, стремится к максимуму прибыли.
Под государством понимаются правительственные учреждения, имеющие юридическую, политическую и экономическую власть для осуществления контроля над другими хозяйствующими субъектами и над рынком для достижения общественных целей.
Структура рынка многогранна. Обычно выделяют 3 основных вида:
Все виды рынка разделяются на субрынки или рыночные сегменты. Их классифицируют по различным признакам (см. рис. 7, 8).
Рынок товаров и услуг
Свою стабильность рынок обеспечивает через рыночные индикаторы. Они выступают элементами рынка как информационной системы.
Главный индикатор – цена. На основе цены потребитель формирует спрос, производитель – предложение.
Следующий индикатор – заработная плата. Она характеризует состояние рынка труда: какие профессии являются дефицитными, какие – избыточными.
Норма ссудного процента – дает информацию, что выгоднее: вкладывать деньги в производство или в ценные бумаги; тратить ли имеющиеся средства сегодня или сберегать.
Важным индикатором выступает валютный курс: цена валюты данной страны, выраженная в денежных единицах других стран.
Выводы
Вопросы для самопроверки
Литература
1. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – Изд. испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 57-83, 138-140.
2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – С. 106-114.
3. Павлова И. П. Общая экономическая теория: Электронное учеб. пособие. – СПб.: РИЦ МБИ, 2006.
4. Павлова И. П. Общая экономическая теория. Опорный конспект: рабочая тетрадь. – СПб.: РИЦ МБИ, 2006.
5. Гукасьян Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учеб. пособие / Под ред. А. И. Добрынина. – 3-е изд., доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 50-56.
Рынок, его виды и их назначение
Распространённые понятия рынка
Понятие рынка возникло достаточно давно и со временем успело получить множество разновидностей.
В первую очередь под рынком подразумевают развитие народнохозяйственных отношений в отрасли производства и распределения ресурсов, которые поступают в пользование. В итоге этих взаимоотношений формируется спрос, предложение, а также производное от них — цена.
Рынок — это институт, обеспечивающий связь имеющихся и потенциальных изготовителей и потребителей, с последующим заключением торгового соглашения.
В более широком смысле рынок представляет собой систему экономических отношений, основывающуюся на постоянных обменных действиях между изготовителями товаров (услуг) и потребителями.
Рынок является не только местом, но и определенными отношениями между людьми.
ВНИМАНИЕ! В результате рынок — это и место, и взаимоотношения людей, и сами люди.
Причины появления
Оснований для возникновения рынка несколько. Рассмотрим главные из них:
Субъекты и объекты
Ключевыми участниками рыночных отношений являются:
Свойства свободного рынка
Свободный рынок представляет собой систему экономических отношений между его участниками, характеризующуюся добровольным обменом товарами, услугами и денежными средствами.
Основными чертами такого рынка служат:
ВНИМАНИЕ! На свободном рынке отсутствует воздействие на него государственных органов. Государство лишь устанавливает юридические правила осуществления рыночной деятельности.
Государственное регулирование
Государственное вмешательство в рыночные отношения применяется для контролирования экономических процессов и их приспособления к рыночной среде.
В современном мире имеется два способа государственного регулирования рынка:
Функции
Назначение рынка определяется целями, которые он решает.
Выделяют следующие функции рынка:
Формы организации
Рыночная система должна иметь определённую форму, обеспечивающую нормальное протекание процесса торговли.
Главные формы существования рынка:
Экономические законы рынка
Рыночные отношения подвергаются воздействию ряда экономических законов:
ВНИМАНИЕ! Ценовая конкуренция проходит в открытой и закрытой форме, в виде скидок и акционных предложений.
Закон стоимости
В соответствии с ним изготовление и обмен продуктов происходит на основании стоимости, то есть определяется общественно необходимыми трудовыми издержками.
Закон спроса и предложения
Суть этого закона заключается в том, что оптимальный уровень цены определяется влиянием спроса и предложения. При такой сбалансированной цене стремление и готовность потребителей купить продукт, а продавца его реализовать схожи.
Дополнительно различают отдельные законы:
Закон конкуренции
Данный закон предполагает, что в рыночной системе имеется внешняя сила, принуждающая изготовителей сокращать расходы, повышать производительность труда, развивать производственные мощности, а также проводить организационные экономические изменения.
Инфраструктура рынка
Инфраструктура рынка представляет собой систему учреждений, государственных и частных компаний, поддерживающих эффективную деятельность рыночных отношений.
Различают инфраструктуру трех рынков:
ВНИМАНИЕ! Эффективное функционирование рынка должно быть обеспечено рекламой, консультативными службами, а также учреждениями контроля и проверки.
Совершенная конкуренция
Совершенная конкуренция подразумевает рыночное состояние, при котором большое количество продавцов предлагает идентичный продукт или услуги.
На таком рынке отдельный продавец либо потребитель не в силах воздействовать на уровень цены, поскольку он формируется при помощи равновесия спроса и предложения.
Характерные черты чистой конкуренции:
ВНИМАНИЕ! В случае отсутствия одного из критериев конкуренция считается несовершенной.
Монополия
Монопольный рынок подразумевает наличие единственного поставщика, реализующего определённый товар, а также барьеры для входа на рынок новых производителей.
Монополистическая конкуренция
Монополистическая конкуренция — это рыночная форма, при которой несколько поставщиков конкурируют между собой за объём реализации, продавая близкую по назначению продукцию.
Рынку с монополистической конкуренцией свойственны следующие черты:
Олигополия
Олигополия — форма рынка, в условиях которой несколько крупных организаций имеют власть над производством продукции.
Главные признаки олигополии:
ВНИМАНИЕ! Компании на таком рынке могут придерживаться двух стратегий: проводить ценовую борьбу, пытаясь устранить конкурентов, или поддерживать сотрудничество, договариваясь об уровне цен.
Разновидности рынков
В современном мире рынки подразделяются на несколько сегментов согласно их признакам.
По видам объектов купли-продажи
В этом сегменте выделяют:
По географическому признаку
В соответствии с расположением бывают:
По механизму взаимодействия поставщиков и потребителей
Эта ниша собрала в себе следующие виды рынков:
По объему сделок купли-продажи
В зависимости от объёмов покупок и продаж различают:
По видам конкуренции
По уровню независимости поставщиков и потребителей бывают следующие варианты рынков:
По уровню законности
В соответствии с этим признаком бывают:
Примеры рынков
Имеется множество типов рынков, однако характерные особенности дают возможность собрать их в отдельные группировки на основании экономического назначения и пространственного признака.
Валютный
Валютный рынок представляет собой систему экономических взаимоотношений банков, а также банков и их клиентов касательно приобретения и реализации иностранной валюты.
Основными обязанностями валютного рынка являются:
ВНИМАНИЕ! Валютный рынок существует на валютной бирже, а также в межбанковской валютной системе, при которой банковские учреждения взаимодействуют без участия биржи.
Финансовый
Финансовый рынок — это комплекс экономических взаимоотношений участников соглашений касательно покупки и реализации финансовых инструментов и услуг.
Товарный
Товарным рынком является область, в которой формируются связи касательно покупки и продажи товаров, а также существует определённая хозяйственная деятельность, связанная с продажей продукции.
Основными функциями рынка являются:
Рынок ценных бумаг
Рынок ценных бумаг включает экономические взаимоотношения участников рынка касательно производства и оборота ценных бумаг.
Основные функции рынка:
Специфическими функциями рынка ценных бумаг являются:
Функцию перераспределения можно разбить на три подфункции:
Рынок труда
Рынок труда подразумевает комплекс общественных отношений, связанных с трудоустройством и предложением рабочих сил или их куплей-продажей.
Существует две основные обязанности рынка труда:
Несовершенства
Результаты продолжительного прогресса экономической деятельности в части проведения исследований плюсов и минусов рыночной системы можно свести к двум выводам:
Понимание этого потребовало много труда и далось вовсе не легко. Но результаты научных исследований доказали:
По-другому, рынок абсолютно не стоит снимать со счетов и отправлять в архив. Его можно и в дальнейшем эффективно использовать на пользу обществу — необходимо только научиться возмещать его несовершенства и минимизировать порождаемые такими ошибками последствия.
ВНИМАНИЕ! Слабости рынка — неумение рыночного механизма решать ряд экономических задач.
Причинами рыночных несовершенств в реальной жизни являются условия, которые порой невозможно соблюсти.
Самые распространённые среди них:
Если соблюдение этих идеальных рыночных условий нарушается, то и рыночные механизмы начинают функционировать с ошибками. Это приводит государство к экономическим трудностям и порождает необходимость правительственного вмешательства в хозяйственную деятельность. Таким образом формируется смешанная экономическая система.
При смешанной экономической системе государственные власти берут на себя решения определённых задач:
Несовершенства рыночной системы отражаются в следующем:
ВНИМАНИЕ! Несовершенство рынка заключается в том, что в реальности не всегда возможно придерживаться всех прописанных в теории условий, позволяющих механизмам рынка эффективно устранять основные экономические проблемы населения.
Позитивные и негативные черты
В рыночной системе можно рассмотреть как положительные, так и отрицательные стороны.
ВНИМАНИЕ! Принцип личной выгоды не мотивирует изготовителей выпускать или оплачивать общественные потребности и социальную область. Отдельные производства способны нанести вред внешней среде путём применения очистных сооружений и природоохранных мероприятий.
Рынок
Что такое рынок
Рынок — это система экономических отношений между продавцом и покупателем, которая позволяет совершать обмен необходимыми ресурсами. Понятие рынка неразрывно связано с товарами, так как продукт — это главная его единица. Благодаря разделению труда людям приходится обмениваться продукцией друг с другом, ведь рынок — это то, что возникает из-за ограниченности человеческих ресурсов. Когда один человек не может самостоятельно производить все, что ему нужно, ему приходится обменивать товары — это рождает рынок.
Признаки рынка
Каждый вид рынка нацелен на разные продукты. Рынки эксплуатируют материальные объекты, умственные затраты и интеллектуальные труды. Они обладает неизменными признаками, по которым функционируют:
Нерегулируемый спрос. Потребитель решает, сколько ему нужно товаров и услуг.
Нерегулируемое предложение. Производитель решает, сколько производить.
Функции рынка
Рынок должен найти ответы на вопросы: что, как и для кого производить, поэтому он выполняет следующие функции:
Ценообразование. Цена устанавливается на основе законов рынка: спроса, предложения и возникающей конкуренции. Она отражает, насколько полезен данный продукт.
Посредничество. Рынок соединяет потребителей и производителей, и у каждого есть свобода выбора.
Регулирование спроса и предложений. Это устанавливает баланс товаров и услуг.
Информирование. Информация о товарах, продавце, размерах спроса на конкретные товары, состоянии экономики в целом.
Стимулирование. Постоянно отвечая на спрос предложением, участники рынка повышают качество товаров, создают новые технологии и поддерживают эффективность экономики.
Очищение. Экономика освобождается от ненужной деятельности, слабых единиц и поощряет развитие перспективных.
Формы организации
Для нормального функционирования рынку нужны самостоятельные организации, оснащенные средствами связи, на основе которых можно осуществить обмен товарами. Формы организации рынка — это то, каким образом, в каком месте и виде реализуется его работа, например, магазин, ярмарка, аукцион, терминал.
Популярные формы организации рынка:
Биржи — союз юридических и физических лиц, которые проводят оптовые торговые операции, цены на продукцию устанавливаются конкуренцией.
Аукцион — публичные торги, здесь продавец увеличивает цену, благодаря конкуренции покупателей.
Выставки — тематические выставки новейших технологий, автомобилей, разного рода товаров и услуг. На их базе организуют небольшие курсы, семинары, встречи с целью обмена опытом и консультации.
Ярмарки — мероприятия, которые организуются для покупок, продажи во всех отраслях производства. Бывают международные, всероссийские, региональные ярмарки.
Субъекты рынка — те, кто участвуют в обмене товаров (продавцы и покупатели). Объекты рынка — это то, на что обменивают (деньги, товары, услуги).
Виды рынков
Рынок принимает много форм и зависит от большого количества характеристик, поэтому он делится на виды по следующим признакам:
по территориальному признаку — местный, региональный, национальный, мировой;
по субъектам — покупатели, продавцы, госучреждения;
по объектам — рынки товаров и услуг, финансовый;
по формам — рынки кооперативов, государственный, арендный, совместных предприятий;
с учетом производства — замкнутый, насыщенный, смешанный;
по легальности — легальный, нелегальный;
по степени насыщенности товарами — равновесный, дефицитный, избыточный;
по степени экономической свободы — свободный, регулируемый.
Преимущества и недостатки рынка
Преимущества рынка в том, что участников рыночных отношений не ограничивают по численности, между ними свободная конкуренция и свободный доступ ко всем видам хозяйственной деятельности. На рынке не ограничены движения капитала и рабочая сила, информация в свободном доступе у всех участников.
Несмотря на то, что рынок — удобная и достаточно гармоничная система, в ней есть недостатки:
все зависит от случая;
невозможно сделать долгосрочный прогноз;
проблемы с экологией;
Законы рынка
Закон стоимости
Согласно этому закону обменивают товары, которые равны по стоимости. Производство становится более эффективным, ресурсы распределяются по отраслям, происходит дифференциация производителей.
Закон спроса и предложения
Закон спроса устанавливает обратную зависимость между объемом спроса на товар и его ценой. А закон предложения устанавливает прямую зависимость от объема предложения товара и его цены. То есть, чем выше цена, тем выше предложение, чем ниже цена, тем ниже предложение. Так законы спроса и предложения формируют цену на товар.
Закон конкуренции
Рынок не может существовать без конкуренции, из-за того, что товары создают разные производители, на нем происходит постоянная борьба. Все субъекты рынка пытаются получить максимальную выгоду, и этот закон иллюстрирует, что конкуренция — хозяйственная сила, объективно необходимая на рынке.
Конкуренция — важный фактор существования рынка, она выполняет ценообразующую, регулирующую, стимулирующую, контролирующую, разделяющую функции.
Существует несколько типов конкуренции: чистая конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Каждый из них описывает, сколько, как и каким образом участники рынка влияют на цену.
Способы регулирования рынка государством
Государство регламентирует правила экономических взаимодействий и регулирует рынок разными способами:
фиксированные цены на жизненно необходимые товары и услуги;
акцизный сбор, плата за высокорентабельные товары, его включают в стоимость продукта, поэтому его оплачивают покупатели, например, при покупке алкоголя и табака;
дотация — отрицательный налог, обычно получают производители, но иногда и покупатели;
Условия развития рыночного хозяйства
Чтобы рынок развивался, обогащал экономику и создавал условия для реализации бизнеса, должны быть условия:
свободная конкуренция, в которой есть свободное ценообразование, отсутствие монополии, законы, охраняющие права частной собственности;
наличие финансовых резервов для роста экономики: трудовые и природные ресурсы, свободный капитал.
Заключение
Современное общество трудно представить без рынка, он регулирует многие важные не только финансовые, но и социальные институты. Рынок — не идеальная система, но она позволяет разделять группы товаров между людьми, организовать бизнес и отслеживать зависимость цен от спроса и предложения.
Ресурсы предприятия: что это такое, виды, классификация, характеристика — управление внутренними резервами организации
Обратим внимание на те возможности, которыми обладает юрлицо для развития. Рассмотрим ресурсы предприятия: что это такое, какими они бывают, как и зачем ими пользоваться и так далее.
Сразу отметим, что ими просто необходимо уметь рационально распоряжаться – это ключевой шаг на пути к развитию. Оптимизация затрат на основе грамотного планирования – залог победы в конкурентной борьбе. И важность этого момента отлично понимают серьезные игроки рынка – настолько, что нанимают одного или даже нескольких высококвалифицированных менеджеров для их распределения. Это помогает избежать различных ошибок и непредвиденных осложнений, обеспечить прозрачность ведения бизнеса, а значит и повысить свои результаты.
Что такое ресурсы предприятия: определение
Под данным термином понимают все те средства и благоприятные возможности, которыми компания вправе воспользоваться – для развития в целом или для решения какого-то конкретного вопроса, например, для привлечения клиентов, выигрыша тендера, реализации проекта.
В традиционном смысле к ним относят все инструменты, находящиеся во владении юрлица – на его балансе. Такой подход позволяет сравнительно легко и, главное, комплексно анализировать состояние внутренней среды фирмы. Глобально же, если брать ситуацию максимально широко, это все то, что можно с пользой и на совершенно законных основаниях поставить себе на службу.
Задачи и цели управления ресурсами
Все возможности в общем случае должны быть направлены на достижение успеха – на улучшение имиджа, покорение рынка, повышение продаж, обход конкурентов, в зависимости от характера и сферы работы. Это подразумевает принятие сразу нескольких мер:
И в целом потребуется учитывать все факторы, способные оказать существенное влияние на развитие.
Готовые решения для всех направлений
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.
Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.
Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.
Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.
Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.
Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.
Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..
Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.
Используй современные мобильные инструменты в учете товара и основных средств на вашем предприятии. Полностью откажитесь от учета «на бумаге».
Какие бывают ресурсы предприятия: их классификация
Совокупность инструментов можно разделить сразу по нескольким признакам – наиболее наглядно это представлено в следующей таблице:
поступают на баланс извне
создаются и накапливаются фирмой
сырье и продукты, финансы, различные сооружения
репутация, имиджевые права, бренды и патенты, технологии, знания, опыт
созданные объекты, доходы (заработанные деньги или их эквивалент)
Совокупность применяемых механизмов, основанных на имеющихся навыках и теоретической подготовке, позволяющих оптимально сочетать и применять различные инструменты, включая и те, что дают конкретные конкурентные преимущества и позволяют достигать успеха.
Неотделимые от фирмы и производимые ею же средства, тесно связанные с квалификацией персонала, со способностями сотрудников рационально использовать существующие возможности для выработки различных благ, попадающих на баланс юрлица.
Также все эти виды ресурсов управления предприятием (компанией) подразделяются на осязаемые и нет – это видно по таблице и исходит из определений Thompson, Strickland. И данные подкатегории тоже заслуживают рассмотрения.
Материальные
Для удобства мы их свели в таблицу:
Что в себя включает
Нематериальные
Понятие ресурсов предприятия (организации) в этом случае несколько сложнее, ведь они зачастую являются вспомогательными по отношению к осязаемым инструментам и помогают им быть еще полезнее. Поэтому им зачастую ошибочно отводят второстепенную роль. Учтите, без них эффективное развитие на рынке маловероятно, а значит их участие нельзя недооценивать, и они заслуживают внимания.
Трудовые
Это важные внутренние ресурсы компании (предприятия), представляющие собой сумму способностей всех подчиненных и наемных работников – как зачисленных в штат на постоянной основе, так и действующих удаленно или привлекаемых нерегулярно.
Другое их название, более распространенное в широких кругах, – кадры, хотя справедливости ради оно охватывает лишь людей, тогда как рассматриваемый нами термин шире, ведь он включает в себя еще и возможности каждого человека. Например, тот же ведущий специалист часто важнее целого отдела и «весить» для руководителя должен больше.
При определении ценности главное — избежать субъективизма – свое внимание нужно сосредоточить на объективных параметрах. Поэтому в перечень ресурсов предприятия, обязательных к учету, в случае с трудовыми фондами входят следующие показатели:
И это как раз тот случай, когда количество не равняется качеству. В фирмах с раздутым штатом какая-то значительная часть людей точно трудятся вполсилы, перегружая зарплатные ведомости. Плюс многие из выполняемых человеком функций сегодня можно делегировать компьютеру, и, кстати, в «Клеверенс» вы найдете разнообразные программные продукты для автоматизации.
Финансовые
Главные ресурсы деятельности – это именно те деньги (или их эквивалент), которые компания получает в результате взаимодействия с поставщиками, партнерами, дистрибьюторами, клиентами. Она может производить и перевозить товары, внедрять различные сервисы, осуществлять и принимать инвестиции и распоряжаться прибылями. Насколько правильно? Именно рациональность трат и определяет финансовую устойчивость юрлица.
Чтобы приумножать капитал, а не исчерпывать, его важно грамотно распределять, то есть добиться финансовой независимости, полностью оплачивать собственные расходы, сформировать резерв – для реакции на форс-мажоры и резко возникнувшие трудности, – вкладывать часть прибыли в модернизацию и так далее.
Поэтому так важно заниматься планированием, причем регулярным.
Ресурсы оборотных средств
Под ними понимают те активы, которые пребывают в работе. Специалисты разделяют их по тем сферам, где они должны приносить пользу, то есть по фондам. Первая их категория – факторы труда, используемые в рамках производственного цикла и включаемые в итоговую цену товара. Вторая – это те инструменты, что делают возможным само изготовление продукции.
Отдельной статьей идут те деньги, с помощью которых организовывается запас, то есть сырье и материалы для непосредственного выпуска, а также зарплатные выплаты сотрудникам.
Рассматривая, что относится к основным ресурсам управления предприятием, необходимо разделить оборотные на 2 группы.
Нормируемые, включающие в себя:
Ненормируемые, в эту категорию входят:
Главное, что все эти средства необходимо постоянно контролировать – чтобы тратить их рационально, ведь они максимально ценны в рамках долгосрочного планирования.
Фондовые
В соответствии с основными принципами процесса эффективного управления ресурсами организации, это совокупность инструментов и составляющих производства, многократно использующихся и косвенно влияющих на цену выпущенной продукции. Их применение постепенно окупается – полученной прибылью.
Они разделяются на:
Также их можно классифицировать по назначению – на:
Главная характеристика основных ресурсов организации – эффективность их использования, а она зависит от доли станков и другой аппаратуры в общей массе фондов. Чем этот процент выше, тем качественнее готовый товар, тем скорее модернизация окупится, а цикл выпуска выйдет на точку безубыточности.
Ресурсная концепция
Также часто встречаются другие ее названия, англоязычные – RVB или Resource Based View. Это подход, гласящий, что фирме необходимо реализовывать свои намерения исходя из имеющихся у нее средств и особенностей, и даже адаптировать стратегию под данный набор возможностей.
Она также запускает своеобразный круговорот применения инструментов в ходе ее реализации. Если ее исповедовать, сущность ресурсов предприятия сводится к следующему:
Теперь рассмотрим еще несколько важных терминов.
Понятие организационных способностей
Это умение на стабильно высоком уровне внедрять и/или реализовывать необходимые функции – как с помощью отдельно взятых средств, так и на основании целой их комбинации.
Наиболее яркие примеры:
Они полезны на всех этапах управления ресурсами, базируются на приобретенных знаниях и являются элементами интеллектуального капитала. Поэтому оптимально, если они неотделимы от фирмы или накапливаются только среди ее сотрудников.