Что относится к русскому народному устному творчеству
Народное творчество
Всего получено оценок: 389.
Всего получено оценок: 389.
В данной статье рассмотрим, что такое народное творчество, какие функции оно выполняет, каковы бывают виды народного творчества, в чем заключается особенность русского народного творчества.
Определение
Народное творчество – это творческая коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения и идеалы.
Термин «народное творчество» имеет синоним «народное искусство».
Функции
В народном творчестве народ отражает общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, трудовую деятельность и верования. Народное творчество воплощает воззрения, идеалы и стремления народа, его мир мыслей, чувств, переживаний и мечты.
Первоначально народное творчество было связано с обрядами, религией, трудовой деятельностью и бытом народа.
Ниже представлены виды народного творчества с примерами:
Под термином «устное народное творчество» понимаются народные литературные произведения.
Русское народное творчество
К русскому народному творчеству можно отнести русский народный танец, хороводы, устное народное творчество (былины, песни, легенды, баллады и другие жанры), народные обряды, национальную одежду, русские народные игры и др. В России есть места, которые связаны с русским народным творчеством, известны дымковская, городецкая, сибирская и хохломская роспись.
Что мы узнали?
Народное творчество – это творческая коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения и идеалы. В народном творчестве отражается общественный и бытовой уклад народа, знание представителями народа жизни и природы, трудовая деятельность, верования, воззрения, идеалы и стремления, мысли, чувства, переживания, мечты. Народное творчество делится на виды: поэзия, музыка, театр, декоративно-прикладное искусство, архитектура, танец, изобразительно-выразительное искусство и др. Русский народ имеет собственное русское народное творчество, отличающееся от творчества других народов.
Литература
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Понятие о фольклоре
Нравственные идеалы народа. Хранители фольклора: сказатели, певцы, рассказчики
Разнообразие фольклорных жанров
Особенности детского фольклора
Жанры русского фольклора многообразны: предания, легенды, сказания, былины, песни и сказки. Есть еще малые фольклорные жанры, некоторые из них принято называть детскими. Рассмотрим некоторые примеры фольклорных жанров небольших форм.
Потешки для маленьких детей – это занимательные стишки, сопровождающиеся игровыми действиями, их предназначение – развлечение и развитие ребенка. Вспомните «Ладушки, ладушки…», «Сороку-ворону» и пр. Прибаутками называют шутливые рассказики с простенькими сюжетами для забавы детей. Колыбельные для малышей создавались для убаюкивания (от слова «баять» – рассказывать), а сами песни называли байками. Мелодичный рассказ помогал детям уснуть. Страшилками называют придуманные детьми мистические истории, которые рассказываются с пугающей интонацией. Считалки нужны в игре, чтобы выбрать водящего или выбывающего участника. Дразнилки придумываются для высмеивания чьих-то негативных качеств. Эти насмешливые стишки часто сопровождаются гримасами и жестикуляцией. Скороговорки, труднопроизносимые фразы, являются упражнением для навыков правильного произношения. Загадка представляет собой иносказательное описание предмета, служит для развития сообразительности. Среди народных загадок есть такие, которые обучали умению считать, они похожи на математические задачи. Например, загадка «Летела стая гусей» и др.
Относятся к малым жанрам фольклора пословицы и поговорки, их цель донести при помощи художественных образов мудрую мысль в предельно краткой форме. Так, например, образ воробья стал иносказательным предостережением болтливому человеку в пословице:«Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь». Пословицы отличаются завершенностью мысли, поговорки являются лишь частью фразы. Столетиями жили и продолжают жить эти изречения, подтверждая народную мудрость: «Пословица век не сломится».
Понятие о сказке, отличительные черты жанра
Виды сказок
Сказка – это рассказ необычайного содержания, основанный на вымысле. Сказочный мир – не пустопорожний вымысел. Суть народной небылицы отражена в сочиненной А.С. Пушкиным присказке:«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Сказки учат главным жизненным принципам: борьбе со злом, доброте, преданности, справедливости, честности.
Неизвестно, когда на Руси появились эти древнейшие произведения. Слово «сказка» стали употреблять с XVII в., ранее их называли «басни», «байки» (от слова «баять»). Первые записи русских сказок были сделаны во второй половине XVII в. врачом царя Алексея Михайловича, англичанином С. Коллинзом, который в 1667 г. в Лондоне опубликовал несколько русских преданий и сказок в своей книге о России. Со времен Петра I, когда ослабло влияние церкви, запрещавшей «басни баять», сказки начали активно собирать и записывать, с XVIII в. стали издавать, появились литературно обработанные фольклорные сказки.
Простота и естественность сказок – признак произведений высочайшего мастерства. Отличительные черты народной сказки были определены особенностями ее композиции. Традиционной частью был сказочный зачин: «Жили-были» и др. Более развернутый зачин у волшебных сказок: «В некотором царстве. » Иногда предисловием была у сказки присказка, шутливая прибаутка, создававшая настрой слушателей. Присказки вставлялись и в середину повествования: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Присказка могла завершать сюжет: «Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец». Традиционны для сюжетов сказок концовки с упоминанием веселого пира или счастливого будущего героев: «Стали жить-поживать и добра наживать».
Используется в сказках прием троекратного повторения, повторяются трижды даже целые эпизоды. Число «три» в древности считалось магическим числом. Присущи языку сказок устойчивые эпитеты: конь добрый, удаль молодецкая, девица красная, леса дремучие, солнце ясное и пр. Выделяют три основные разновидности народных сказок: волшебные, бытовые, о животных.
Сказка «Царевна-лягушка»
Образы Василисы Премудрой и Ивана-царевича. Образы сил зла. Вера в торжество добра
Волшебные сказки – это своеобразная приключенческая народная литература. Сказочный герой совершает опасное путешествие в «тридевятое царство, тридесятое государство», где ему нужно пройти испытания, одержать победу над злом. Заканчиваются приключения всегда благополучно. Основные черты волшебных сказок определены мифическим мировоззрением древних людей, их магическими обрядами. В сказке «Царевна-лягушка» много магии, загадок, превращений. Скрытый смысл сказки раскрывает представления народа о добре и зле, мудрости и глупости.
В «Царевне-лягушке» есть троекратное повторение: на три года заколдована Василиса Премудрая; царь, у которого три сына, трижды испытывает своих невесток. Старшие царские сыновья корыстолюбивые и зловредные, младший сын – добродушен и бескорыстен. Иван-царевич в обыденной жизни скромен, мухи не обидит. Он беспрекословно подчинился воле отца, женившись на лягушке, терпеливо сносил обиды от старших братьев, которые зло подшучивали над ним. Неразумный поступок он совершил, когда, не спросив жены, сжег ее лягушачью шкуру. Чтобы вернуть Василису Премудрую, он решительно отправляется на ее поиски. В пути, несмотря на голод, царевич проявил милосердие и пощадил медведя, зайца, селезня и щуку, которые отплатили ему добром. Проявив удаль и бесстрашие, он справился с Кощеем Бессмертными спас Василису. В образе Ивана-Царевича отражены черты положительного героя, история которого присутствует во многих других сказках. Он всегда побеждает нечисть и зло, делает все для преумножения добра. Сказочный герой представляет собой образец правильного поведения честного, готового постоять за правду человека.
Василиса Премудрая из-за заклятья Кощея Бессмертного должна была носить лягушачью шкурку, которая скрывала ее настоящую красоту. Красавица впала в немилость отца, потому что ему не нравилось, что дочь стала умнее его. Она для Ивана-царевича стала верной и заботливой женой, помогала решать мужу все проблемы. В образе Василисы Премудрой дан пример хорошей хозяйки и искусной мастерицы.
В сказке череда чудес основана на бытовых понятиях и представлениях русских людей. Об умении печь хлеб сказочник поведал с восхищением крестьянина, знающего толк в выпечке. По повелению царя жёны сыновей испекли по караваю. У жены старшего сына, боярской дочери, каравай подгорел. Жена среднего сына, купеческая дочь, каравай недопекла. У Василисы Премудрой каравай получился такой, какой царю доводилось лишь по праздникам есть. Потому и раскрываются подробности хлопотного дела: Василиса просеяла муку пшеничную через«частые решета, мелкие сита», тесто белое долго замешивала – вот и получился мягкий и рыхлый хлеб, который умелица разукрасила узорами мудреными.
Столь же уважаемо в глазах крестьянина искусство тканья и вышивания, которым владеет мастерица Василиса: где кольнет иглой – там «цветок зацветает», «хитрые узоры» появляются, «птицы летят». Высоко ценилось и считалось чудесным умение танцевать. Махнула левым рукавом Василиса – появилось озеро, махнула правым – поплыли по озеру белые лебеди. Закончила плясать, пропали и озеро, и птицы. Так изображено в сказке чудо танца, напоминающего движения лебедей с их медленным скольжением и плавным покачиванием.
Злое начало воплощено в отвратительных фантастических чудищах.Обычно в сказках Баба Яга предстает коварной похитительницей или зловещей ведьмой, враждующей с людьми. Жилище Яги представляет собой избушку на курьих ножках в глухом лесу, вдали от всего живого. Она словно живет на границе волшебного мира, стоит на его страже. Попавшему к Яге человеку грозит гибель, только сообразительность и смекалка помогают спастись. Но в этой сказке образ Бабы Яги предстал иным: она помогает доброму молодцу в поисках Василисы Премудрой, дает совет, как справиться с Кощеем.
Сказка «Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо»
Подвиги главного героя. Идея защиты своей земли от врагов
Сказку называют героической или богатырской, если в основе ее сюжета лежит повествование о подвигах во имя Родины. Герой богатырской волшебной сказки «Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо» вместе со своими старшими братьями отправился на защиту русской земли от набегов неведомой силы. Из-за беспечности братьев юному Ивану пришлось в одиночку сразиться с тремя многоголовыми чудищами, и он победил. Уничтожил Иван их жен и мать – змеиху, задумавших своим колдовством отомстить и погубить Ивана с братьями. Благодаря бдительности и самоотверженности Ивана люди стали жить без страха, потому что ни одно Чудо-Юдо больше не смело появляться в их краях. В сказке прославляется мирный труд крестьян на своей земле, поднимается тема защиты Родины.
Сказка «Журавль и цапля»
Простые законы житейской мудрости
В сказках про животных персонажи наделены человеческими качествами. В сказке «Журавль и цапля» две птицы жили уединенно на болоте. Решив скрасить свое одиночество, журавль пошел к цапле свататься, но пришелся ей не по вкусу. Ей показалось, что жених «долговязый», «летает худо», прокормить ее не сможет. После строптивая одинокая цапля пожалела о своем отказе, и сама отправилась к журавлю. Он же не забыл обиду, отказался общаться. С той поры так друг к другу и ходят. В сказке тонко очерчены человеческие характеры, отражены отношения самолюбивых людей, для которых существует неразрешимая проблема выбора идеального спутника. Они забыли, что у всех есть свои недостатки. Потому у сюжета сказки нет конца, гордецы не найдут выхода из сложившейся ситуации. Чувствуется насмешка сказочника над поведением героев.
Сказка «Солдатская шинель»
Отражение народной морали в тексте
Бытовые сказки часто имели социальную направленность, ее главным положительным героем был бедный человек: крестьянин, работник или солдат. В этих сказках нет чудес, магии или волшебства. К бытовой сказке относится «Солдатская шинель», сюжет представляет собой случай из обыденной жизни. Неунывающий солдат похвалился перед барином своей шинелью, которая служила ему и удобной постелью. Барин захотел приобрести такую хорошую вещь, которая заменит ему перины и подушки. Дома он попробовал уснуть на шинели, но не смог и пошел жаловаться к командиру солдата. Командир понял, что со стороны солдата не было обмана: после тягот службы находчивый солдат крепко засыпал на шинели, подложив рукав под голову и укрываясь ее полой. Бездельнику барину тяжело засыпалось и в удобной кровати. Народная мораль выражена в словах командира в конце сказки: кто устает от работы, заснет крепким сном, а «кто ничего не делает, тот и на перине не уснет». В бытовых сказках высмеиваются недостатки людей, утверждаются нравственные понятия.
Этический смысл русских народных сказок
А.С. Пушкин некогда сказал, что словесному творчеству народа присуще «какое-то веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться». Восторженно оценил поэт истории, услышанные от своей няни: «Что за прелесть эти сказки!» Слушая рассказы крепостной крестьянки, он считал, что восполняет «недостатки своего воспитания» в дворянской среде. Поэт В.А. Жуковский писал, что в сказках заключаются народные мнения,эти суеверные предания дают понятие о нравах. Сказки назидательны и нравоучительны. Эти невероятные рассказы имеют глубокий этический смысл, они учат человека быть твердым в жизненных испытаниях, не мириться с несправедливостью, дают примеры не только сказочных, но и настоящих способов борьбы со злом. В сказках реализованы помыслы народа о торжестве правды, честности и труда над ложью, коварством и бездельем.
Словарь
Гусляр – древнерусский певец, исполнявший произведения с помощью струнного музыкального инструмента – гуслей
История русского фольклора
Истоки возникновения фольклора на Руси
До возникновения на территории Древней Руси письменности и литературы, народный фольклор представлял собой единственный вид художественного творчества, своеобразный метод передачи народной памяти и опыта поколений, «зеркало души» русского народа, выражавшее его мировоззрение, моральные и духовные ценности.
В основу русского фольклора легли исторические события, традиции, обычаи, мифология и верования древних славянских племен, а также их исторических предшественников.
Крупные и малые жанры русского народного творчества
Русский народный фольклор отличается уникальной самобытностью и многообразностью, яркими национальными особенностями культуры. Сказочные, былинные и малые жанры фольклора собирались на основе жизненного опыта русского народа. В этих простых и мудрых выражениях народного творчества собраны мысли о справедливости, отношениях к работе и людям, о героизме и самобытности.
Выделяют следующие жанры русского народного фольклора, наглядно иллюстрировавшие многогранные стороны жизни русского человека:
Помимо крупных форм фольклора (песен, сказок, мифов и т. д.) в русском устном народном творчестве есть целый ряд малых фольклорных жанров или необрядовый фольклор:
Также к малым фольклорным жанрам относятся колыбельные песни, непосредственно игры и прибаутки.
Народная мудрость и быт
Любой народный фольклор (и русский фольклор в этом плане не исключение) является сложным синтетическим искусством, в произведениях которого очень часто переплетаются между собой элементы словесного, музыкального и театрального творчества. Он имеет теснейшую связь с народным бытом, обрядами, традициями и обычаями. Вот именно поэтому первые ученые-фольклористы подходили к изучению этой темы очень широко и записывали не только различные произведения устного народного творчества, а еще и уделяя внимание различным этнографическим особенностям и реалиям обычной, повседневной жизни простого народа, его быту.
Картины народного быта, традиции и обряды, различные жизненные ситуации отображались в русских песнях, былинах, сказках и других произведениях устного народного творчества. В них рассказывается о внешнем виде традиционной русской избы с «петухом на коньке», с «косящатыми окнами», описывается её внутреннее убранство: горенки, клети, красный угол с иконами, печь-кормилица, полати, лавки, сенцы, крыльцо и т.д. Встречается яркое и красочное описание национального костюма как женского, так и мужского: повойники и кокошники у женщин, у мужчин — лапти, зипуны, портянки. Персонажи русского фольклора сеют пшеницу и растят лен, жнут жито и косят сено, кушают кашу, заедая её пирогами и блинами, запивая пивом, медом, квасом и вином зеленым.
Всеми этими бытовыми подробностями в народном творчестве дополняется и создается единый образ русского народа и Земли Русской, на которой он живет и растит своих детей.
Что такое Фольклор (4 фото + 1 видео)
Британский антиквар и писатель Уильям Джон Томс (1803–1885) впервые использовал этот термин в 1846 году.
Синонимы слова фольклор: устное народное творчество, произведение, творчество, наследие, фольклористика.
Правильное произношение и использование слова «фольклор»
Произношение слова фольклор иногда вызывает споры. Но всё же различные составители словарей в основном сходятся во мнении, что оба варианта произношения («фольклёр» и «фольклор») допустимы, с ударением в обоих случаях на последний слог.
В обиходе широко используется словосочетание «народный фольклор». Однако это использование термина не совсем правильное, ведь «фольк» из слова фольклор уже означает «народное», таким образом, если говорить «народный фольклор», то мы повторяем «народный» дважды, получается речевая избыточность.
Наилучшими сочетаниями будут: народное творчество, танцевальный фольклор и т. д.
Примеры фольклора- Золушка
Кровавая Мэри
Легенда о «Кровавой Мэри» (англ. Bloody Mary) — городская легенда англоязычных стран, согласно которой можно вызвать её призрак, если три раза произнести имя («Кровавая Мэри») перед зеркалом в тёмной комнате при свете свечи.
Некоторые говорят, что она появляется с мёртвым ребёнком, другие говорят, что она обещает вернуться за тем, кто её вызвал.
Эта легенда может выглядеть как обычная страшилка, но за ней стоит реальная историческая персона — королева Англии Мария I Тюдор. Её трагическая судьба о неудавшейся личной жизни и беременностях положила начало целому множеству историй про Кровавую Мэри.
Фольклорист и фольклористика
Русский фольклор
Мы знакомимся с произведениями русского фольклора ещё в самом раннем детстве. Это — русские народные сказки, загадки, пословицы, поговорки и др.
Например, такие незабываемые сказки, как: «Петушок — золотой гребешок», «Курочка Ряба» или «Колобок».
Родители, бабушки и дедушки читают нам книжки народного творчества, прививая любовь к героям нашей культуры. А им их читали или же рассказывали по памяти ещё их родители или же их бабушки и дедушки, а до них были предыдущие поколения.
Дети постарше уже в школе знакомятся с приключениями великих русских богатырей и других героев, авторы которых неизвестны.
Основные жанры русского фольклора
Жанры русского фольклора делятся на:
Эпические произведения
В отличие от литературных произведений эпические ещё делятся на стихотворную и прозаическую форму. Это:
былины (исторические древнерусские эпические пecни-сказания, воспевающие богатырские подвиги);
бывальщины (краткий вербальный рассказ о как будто реальных событиях, схож с «городской легендой»);
былички (рассказ «очевидца» о якобы реальной встрече с нечистой силой);
небылицы;
поговорки;
сказки;
исторические песни;
предания;
легенды;
сказы;
пословицы.
Лирические произведения
Это: частушки, колыбельные, обрядовые, семейные и любовные песни, похоронные причитания.
Драматические произведения
Это: народные драмы.
Для разного жанра фольклора характерно и разное содержание: былины рассказывают о подвигах богатырей, а исторические песни — о деяниях героев исторических событий.
В разных жанрах существует свой тип персонажа: в былинах герои — богатыри, а в сказках — например, Иван-дурак и Баба Яга.
Для композиции фольклорных произведений типично присутствие: присказки, запева, замедления действия, троичности событий и тавтологии, эпитетов, гипербол и др.
Фольклор разных стран отличается, но при этом имеет много общего. Это связывают с географической близостью, экономическими взаимоотношениями или другими связями, что повлекло за собой межкультурный обмен.
Виды устного народного творчества
Виды устного народного творчества
ñ «Слезами горю не поможешь»
ñ «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»
ñ «Семеро одного не ждут»
ñ «У семи нянек дитя без глазу»
ñ «Сытый голодному не товарищ»
ñ «Кто не работает, тот не ест»
ñ «Лучше синица в руках, чем журавль в небе»
ñ «Своя ноша не тянет»
ñ «На воре и шапка горит»
ñ «Упрямая овца — волку корысть»
ñ «Копейка рубль бережёт»
ñ «Бережёного Бог бережёт»
ñ «Под лежачий камень и вода не течёт»
ñ «Один в поле не воин»
ñ «Клин клином вышибают»
ñ «Умирать ладишься, а хлеб сей»
ñ «На полатях лежать — так и ломтя не видать»
Поговорка, в отличие от пословицы, не содержит обобщающий поучительный смысл.
ñ «Голод не тётка, пирогом не накормит»
ñ «Яйца курицу не учат»
ñ «Назвался гру́здем — полезай в короб»
ñ «Ложка дёгтя в бочке мёда»
ñ «Как вы лодку назовёте — так она и поплывёт»
ñ «Дорога́ ложка к обеду»
ñ «Да, кудри извилин не заменят!»
ñ «Друзья познаются в беде»
ñ «От сумы́ да от тюрьмы не зарекайся»
ñ «Нашла коса на камень»
ñ «Без Бога ни до порога»
ñ «Целует — значит любит»
ñ «Бьёт — значит любит»
3. Песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития русской культуры. У народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен.
4. Часту́шка — фольклорный жанр, короткая русская народная песня (четверостишие), юмористического содержания, передаваемая обычно устно.
5. Загадка — выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое, сходство; на основании последнего человек и должен отгадать задуманный предмет. В древности загадка — средство испытания мудрости, теперь — народная забава. Загадки встречаются у всех народов, на какой бы ступени развития они не стояли.
Пословица и загадка отличаются тем, что загадку нужно отгадать, а пословица — это поучение.
6. Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:
Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ручки фатюнюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
7. Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка.
Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)
Сорока-ворона,
Деткам отдала.
(загибают пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил?
— Зачем воду не носил?
Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.