Что относится к религиозно мистическим культам
Основы религиоведения
Пособие содержит обширный справочно- методический материал по вопросам религиозности населения мира. Доступным языком излагается история мировой религии, ее происхождение, становление, развитие, влияние на мировоззрение человека, раскрыта сущность древнеиндийских школ, русского старообрядчества и других религиозных сект. Показаны религиозные праздники, их возникновение и значение, современная интерпретация. К каждой теме разработаны тесты, словари основных терминов, планы семинаров и темы рефератов. Пособие может оказать существенную помощь преподавателям в организации и проведении занятий, а студентам в изучении курса общих гуманитарных и социально- экономических дисциплин.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы религиоведения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА. ДРЕВНИЕ РЕЛИГИИ И МИСТИЦИЗМ
1.1. Понятие религии. Ее функции и структура
Атеизм (безбожие) определяет религию как веру в сверхъестественное, результат абстрактного мышления, иррационального объяснения природы.
«Фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в повседневной жизни» (Энгельс Ф., 1969).
Теология (греч. Theos — Бог, logos — слово, т. е. богословие) определяет религию как общение, связь верующего с богом. Слово религия происходит от латинского «связывать». Православие утверждает, что основными принципами религии являются:
— исповедание личного, духовного, абсолютного начала — Бога;
— убеждение в возможности общения человека с Богом;
— вера в возможности вечной жизни человека с Богом.
Основные функции религии:
— мировоззренческая — формирует особую систему взглядов на мир и человека;
— компенсаторная — помогает человеку жить, дает надежду;
— морально регулирующая — формирует общечеловеческие нравственные нормы.
Структура религии. Религия выступает как совокупность:
— религиозных (церковных) учреждений.
Религиозное сознание имеет два уровня:
а) религиозную идеологию, теологию;
б) религиозную психологию: религиозные представления, чувства, верования.
Религиозная идеология, теология (богословие) — систематическое изложение религиозного взгляда на мир. В христианскую теологию входят:
— догматика — излагает принципы данной религии;
— апологетика — содержит оправдание веры в истинность данной религии и критику других религий;
— нравственное богословие — излагает моральные нормы и доказывает их божественное происхождение;
— практическое богословие, включает литургику — порядок проведения церковной службы и гомилетику — искусство проповеди и пасторского богословия, требования к деятельности священника.
Особенности религиозного сознания заключаются в том, что отвлеченные идеи и догмы (вера в Святую Троицу) подкрепляются наглядными представлениями и образами.
Религиозная психология. Отцы церкви (Августин Блаженный, Фома Аквинский) утверждали, что всякому человеку присуще врожденное религиозное чувство, особое стремление к благу. Религиозное чувство непостижимо для разума. «Приобщение к Богу» — это акт мистического озарения. Источником религиозного чувства является Бог.
Религиозная вера — проявление религиозного сознания в целом, идеологии и психологии.
Богословие объявляет веру в Бога врожденным свойством каждого человека, даром божьим. В Послании Апостолов к евреям «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Новый Завет). Вера, считают богословы, имеет преимущество перед разумом. Разум тогда приведет к Богу, когда человек поверит в него. Разум обосновывает веру, насколько сможет, и умолкает, когда не сможет обосновать объект религиозной веры. Тертуллиан: «Верю, потому что абсурдно».
Богословы выделяют три ступени религиозной веры.
1. Вера — «вера от слышания». Идея Бога как возможная гипотеза. Эти верующие церковь посещают только в связи с совершением устойчивых ритуалов (крещение, отпевание).
2. Вера равнодушная — обязанности перед Богом заканчиваются выполнением формальных предписаний. Поведение же таких верующих определяется реальными условиями жизни и почти не связывается с Богом.
3. Вера живая. Идея спасения — живая цель всей жизни, все поведение подчинено этой цели. К разуму обращаются только в тех случаях, когда он определяет веру.
Таким образом, в гносеологии вера — один из элементов познавательного процесса, играющий вспомогательную роль.
В религии вера — самодовлеющее, основное средство постижения Бога, высший дар Бога, которым обладает человек.
Религиозный культ (лат. cultus — почитание) — совокупность церковных канонов и традиций, ритуалов и обрядов, дающих, с точки зрения верующих, возможность непосредственного общения с Богом. Центром осуществления культа является храм, в убранство которого входят иконы, фрески, распятия, зажженные лампады, горящие свечи.
Главное действие культа — богослужение.
К культу относятся (в христианстве):
— поклонение изображениям Бога и святых;
Совершают культ священнослужители в соответствии с церковным каноном.
Религиозные обряды — часть культа — символические коллективные действия, направленные на сверхъестественные объекты. Отправление обрядов зафиксировано в требнике (православие). Важнейшие из обрядов — таинства, во время которых на верующих нисходит особая божественная благодать. К обрядам относятся: молебные пения, крестные знамения, поклонения, возжжение светильников, благословения, колокольный звон.
Церковные учреждения. Церковь (греч. kyriake — буквально «Божий дом») — социальный институт религиозной организации, обеспечивающий взаимоотношения между священнослужителями и верующими. В церкви действует система норм, содержащихся в вероучении и определяющих структуру религиозной организации. Богословы представляют церковь не как человеческое сообщество, а как сверхъестественное существо, имеющее божественные свойства вечности, нерушимости, святости. Мистическое тело Иисуса Христа в христианстве. Церковь — посредник между человеком и Богом, хранитель и распорядитель даров благодати, вне которого невозможно спасение. Церковь, в просторечии, — культовое здание, имеющее алтарь и помещения для богослужения. В церковной организации выделяют клир (греч. kleros — жребий). В раннем христианстве это слово означало «апостольское призвание». Потом стало употребляться в значении «духовенство» к лицам, избираемым по жребию в качестве служителей культа.
1.2. Зарождение религии. Древние религии
Предположительно религия возникла во времена палеолита (33 тысячелетия до нашей эры). К этому времени относятся обнаруженные наскальные рисунки различных животных, сцены охоты, которые являлись не только удовлетворением эстетических потребностей древних людей, но и их магическими и аналитическими представлениями о мире.
Магия (греч. mageia — колдовство) — совершение обрядных действий, которые должны повлечь за собой определенные события в окружающем мире.
Перед началом охоты люди устраивали представления, рисовали зверя, совершали ритуальный танец, имитируя различные охотничьи приемы, а под конец пронзали рисунок копьями. Так зарождалось изобразительное искусство, танец, музыка. Магические образы имели разнообразные цели, можно выделить:
— «производственную» магию (охотничью, земледельческую, скотоводческую). Попытки вызвать дождь;
— лечебную магию (часть народной медицины). Использовались лекарственные травы, кровопускания, диета, массаж, горячая и холодная гидротерапия (современная терминология), методы психологического воздействия, заговоры от различных болезней;
— любовную магию, ухаживания, привораживания;
Убежденность в магической связи вещей и явлений привела к возникновению примет, многие из них дожили до нас.
Тотемизм. Тотем (инд. «ототем» — его род) — это растение или животное, которое первобытный человек считал своим предком и от которого зависит его жизнь и здоровье.
Тотемизм — вера в сверхъестественное родство между группами людей и определенными тотемами.
Люди называли себя их именами (Чингачгук — Великий Змей), считая их творцами мира, создателями обычаев и морали. Часто животные и растения, дававшие людям возможность существовать, становились тотемами, родоначальниками. Тотем нельзя убивать, употреблять в пищу (кроме совершения обрядов), нельзя приносить ему вред.
В марксистской литературе учение о душе считается антинаучным и реакционным, так как противоречит тезису диалектического материализма о сознании как свойстве высокоорганизованной материи — мозга. Фетишизм, шаманизм. Фетиш — вещь, имеющая сверхъестественные свойства. Аналогом слова «фетиш» являются слова «амулет» (араб. homala — носить) и «талисман». Фетишизм — поклонение неодушевленным предметам как покровительствующим человеку. Амулетам приписываются сверхъестественные свойства: например, зуб хищника наделяет человека силой, перья орла — зоркостью. Талисманы защищают от злых сил. Шаманы — посредники между миром духов и миром людей. Или сами духи делают человека колдуном, или колдуны посвящают человека в тайны своего искусства.
От будущего шамана могли потребовать доказательства его способностей. Пробыть на морозе несколько часов легко одетым, без обуви, или облизать языком докрасна раскаленные предметы. От будущего шамана ожидалось не стоическое перенесение жестокого испытания, а доказательство того, что он мучений не испытывал. Отсутствие ожогов и обморожений подтверждало, что духи покровительствуют шаману и племя может рассчитывать на него. Шаманы должны также знать приемы охоты, поведение животных, погодные изменения, владеть умением лечить людей, оказывать психотерапевтическую помощь. Шаманы посредством своеобразного театрального действия — камлания, умели снимать эмоциональное напряжение, стрессы, дать почувствовать соплеменникам гармонию с природой.
Вождь занимает особое место в жизни племени. Он олицетворяет силу и власть, становится объектом почитания, сакральной (священной) ценностью.
На Гавайях, например, на вождя запрещалось смотреть и приближаться к нему. Все работы за него выполняли другие, вплоть до того, что его кормили приближенные. По мнению ряда племен, болезнь и старость вождя приводили к гибели скота и урожая, к болезням людей. У зулусов существовал обычай умерщвлять верховного вождя при появлении первых морщин и седых волос. В других странах для вождя устанавливали срок правления, по истечении которого его убивали. Убивая правителя в расцвете сил и передавая его могучий дух другому, первобытный человек, по своему миропониманию, предупреждал многие опасности. Со временем обычаи изменились, вождя заменяли вождем — шутом, а затем жертвенным животным.
Религиозные обряды совершались в специальных одеждах, украшениях, масках. Маска являлась символом, люди были уверены в связи маски, то есть духа, изображенного на ней, с человеком.
С течением времени духи приобретали антропоморфные (человекообразные) черты, получали собственное имя и превращались в богов. Однако долгое время сохранялись и зооморфные (подобные животным) черты.
В Индии бог Ганеша изображается с головой слона, в Греции существует миф о Минотавре. В христианстве святой Василий почитается как покровитель свиней, Власий — коров, Сергий — кур, святого Христофора изображают с собачьей головой.
Появляется культ богов. Одновременно развивается архитектура храма. Храм делится на три части: место сбора людей, место совершения обрядов, место хранения реликвий. Происходит выделение специалистов религиозного культа — жрецов и обособление их в привилегированную касту.
1.3. Религия древних славян
Погребальный обычай заключался либо в сожжении трупа (кремация), либо в похоронах (трупоположение). Над могилой обычно насыпали курган. Со знатными умершими клали различные вещи, убитого коня, раба и жену для лучшей жизни в загробном мире.
Верили в ад и рай. Слово «рай» — дохристианское и означает «сад». Умершие делились на 2 категории:
— «чистые» — умершие естественной смертью. Таких покойников почитали;
— «нечистые» — умершие неестественной смертью, колдуны.
Их боялись, стремились обезвредить.
Русские крестьяне поминали родителей в определенные дни года, в родительские субботы. Украинцы и белорусы несколько раз в год справляли праздник «дедов». У сербов и болгар — праздник задушницы, когда поминали умерших на кладбищах. Существовал культ прародителя или щура, почитаемого предка — родоначальника. Культ предков проявился в вере в домового.
Домовой (домовик) — это покровитель семьи.
Живет под печкой, покровительствует труженикам, требует уважения к себе и подношений (хлеба, соли, каши), любит лошадей, ухаживает за ними. Домовой может представиться в виде мертвого или живого хозяина. Чей дом невзлюбит — разорит.
«Нечистым» мертвецам приписывались дурные влияния, дела.
Их называли упырями или вампирами.
Слово «бог» — славянское, означает «счастье, удача». Образ Бога Отца — символ мечты и счастья.
«Бес» имеет первоначальный смысл — страшный, бешеный, бестия. Слово «черт» произошло от слова «карачун», божество зимы, смерти. Впоследствии оно стало синонимом христианского дьявола.
Существовала система религиозных обрядов и праздников сельскохозяйственного цикла, которые затем вошли в христианский церковный календарь.
Промежуток между Рождеством и Крещением занимали Святки (зимний солнцеворот с 25 декабря — дня Карачуна — по 6 января — день Велеса), за ними следовала Масленица, которая стала преддверием Великого предпасхального поста.
В христианскую Пасху вплелись языческие поминальные обряды, древнеславянский культ хлеба.
В Троицу — культ березы и другие элементы древнеславянского праздника семенника.
Преображение Господне вобрало в себя праздник сбора плодов — Яблочный Спас.
Покров Богородицы стал отмечаться как окончание сельскохозяйственного года.
Баба Яга, бывшая в раннем язычестве воинственным божеством, аналогичным римской Беллоне, управляющей колесницей Марса, превратилась, с христианской подачи, в языческое божество, гнусную старуху высокого роста, с костяными ногами, в ступе с железным пестом.
Велес — покровитель скотоводства.
Волхов — «волосатый», синоним — медведь, на которого налагалось табу. В праздники весеннего пробуждения (значит, и всей природы) 20–25 марта (масленичная неделя) одевались в шкуру (длаку) медведя и других зверей. Такие переодевания проходили и на зимние Святки (зимний солнцеворот) с 25 декабря (Карачун, Коляда, Дажбог) по 6 января (Велесов день).
Кощей — божество подземного царства. Символизирует окостенение от мороза. Любил молодых девиц и похищал их у родителей, превращая в камни или лед. Затем являлся герой (весна, солнце) и они оживали от поцелуя (луча солнца).
Кикимора — злое домашнее божество. Путала пряжу, считалась женой лешего.
Коляда — солнце — младенец. Это божество возникло из зимнего солнцеворота, рождения молодого солнца. 25 декабря начинался поворот солнца на весну. Коляду представляли младенцем, захваченным в плен злой ведьмой Зимой, которая превратила его в волчонка. И только когда будет снята волчья шкура и сожжена на огне (весеннее тепло), родится молодое солнце. Коляда праздновался с 25 декабря (сочельник) по 6 января (Велесов день). В зимние Святки юноши и девушки колядовали — ходили по дворам и пели колядки, прославляющие Коляду, дающего всем блага и благополучие в доме.
Купало — бог плодов, день летнего солнцестояния. В этот день Ярило и другие божества мужского семени выполняли свою миссию, ибо брошенное в землю семя прорастало, давало всходы. Купало (Купа — куст, сноп старых растений) должен умереть до следующей весны. В ночь на 24 июня был обычай не спать, чтобы видеть, как солнце встречается с месяцем. Славяне уходили на ритуальные холмы, жгли костры, водили хороводы. Прыжки через костры были испытанием ловкости и судьбы. Высокий прыжок — удача в замыслах. От костра к реке откатывали колесо — символ солнца, поворот солнца «вниз» на зиму. На рассвете купались, чтобы снять с себя злые немощи и болезни.
Ладо — богиня любви.
Лель — покровитель лесов.
Лешие — лесные божества, человеческого вида с козлиными рогами, ушами и ногами. Заманивали людей в свои лесные чащобы и там щекотали их до смерти.
Мокошь («ма» — мать, «кошь» — кошелка). — мать наполненных корзин и богатого урожая. Богиня — подательница благ. Мокошь также покровительница брака и семейного счастья.
В русском православии Мокошь перевоплотилась в Параскеву Пятницу. Праздник св. Параскевы 28 октября, когда урожай собран, скот не гонят в поле, начинаются зимние домашние работы: прядение, ткачество, подготовка приданого. Параскева Пятница также покровительствовала торговле. Пятница на Руси — торговый день. В Новгороде, Чернигове, Москве были построены церкви Пятницы на Торгу.
Перун — громовержец. Имел огромную свиту из родственников и помощников: Гром, Молния (Матушка Меланьица), Град, Дождь, русалки, водяные, Ветра — сыновья. Иногда их четыре (по сторонам света). Отсюда день Перуна — четверг («после дождичка в четверг»), В христианстве праздник, соответствующий громовержцу, — Ильин день — 2 августа (20 июля).
Русалки — русские нимфы и наяды.
Изображались с женским лицом и грудью, рыбьим туловищем и хвостом, зелеными волосами. Русалки в ранние времена — «берегини», то есть оберегали всех странников, а затем под влиянием христианства им был придан демонический характер. Русалки — утопленницы и умершие некрещеные дети, опасны, особенно в русалочью неделю — 19–24 июня, перед Иваном Купало, особенно в четверг (Перунов день). В эту неделю пели русалочьи песни, вешали на деревья и кусты пряжу — одежду для русалок.
Среча — ночная богиня в образе красивой девушки-пряхи, прядущей по ночам нить судьбы, узнать которую можно было гаданием.
Стрибог — бог воздушных течений.
Тризна — день памяти умершего.
Хорс — славянский эскулап.
Чур — божество границ.
Существует несомненная связь слова «волхв» со словами «волшебный», «волшебство». Сохранились и другие обозначения для исполнителей религиозно-магических обрядов: чародей, ведун, вещий, ворожеи, кудесник и другие.
После принятия на Руси христианства волхвы выступали как защитники старой веры и одновременно как руководители антикняжеских восстаний. В позднейшее время у всех славянских народов сохранились колдуны, чародеи, чернокнижники, которым приписывались тайные знания, сношения с нечистой силой.
Сохранились от древней эпохи и специалисты по лечебной магии, связанной с народной медициной, — знахари (шептуны, ведуны). В народных поверьях они отстранялись от колдунов и нередко противопоставляли себя им, утверждая, что действуют при помощи силы божьей, а не нечистой силы.
В древнеславянской религии существовали священные и жертвенные места, а кое-где и настоящие святилища и храмы с изображениями богов. Главной частью культа было жертвоприношение. В жертву приносили не только животных. В «Повести временных лет» есть упоминание о человеческих жертвоприношениях.
Знахарство и лечебная магия.
В древнюю эпоху уходят корни лечебной магии, которая у славян была связана с народной медициной. Применение знахарских средств лечения сохранилось у славянских народов до новейшего времени. Различные симптомы болезни олицетворялись в виде особых злых существ. Характерно, что у русских считались более сильными колдунами и знахарями иноплеменники: финны, карелы, мордва и другие племена.
Перерастание племенных культов в государственные.
Славянские племена по мере социального расслоения стали переходить к государственным формам жизни, возникли и условия превращения племенных культов в национальные и государственные.
Князь Владимир сделал попытку создания общегосударственного пантеона и государственного культа. В 980 г. собрал на одном из холмов Киева целый сонм кумиров различных богов (Перуна, Велеса, Дажбога, Хорса, Стрибога, Мокоши) и велел молиться им и приносить жертвы. Владимир пытался сделать из божеств как бы официальных богов своего княжества, чтобы придать ему идеологическое единство.
Однако всего через 8 лет он принял из Византии христианство и крестил весь народ. Христианская религия более соответствовала формировавшимся феодальным отношениям. То же произошло и у южных славян. Западные славяне приняли христианство в католической форме из Рима.
О слиянии христианства со старой религией позаботилось само христианское духовенство, чтобы сделать новую веру более приемлемой для народа. Старые земледельческие и другие праздники были приурочены к дням церковного календаря, боги постепенно слились с христианскими святыми и по большей части утратили свои имена, но перенесли свои функции и атрибуты на этих святых.
Перун, как божество грозы, под именем Ильи Пророка.
Велес, скотий бог, под именем святого Власия.
Мокошь — под именем святой Параскевы Пятницы.
Мистика — вера в возможность непосредственного единения человека с божеством и вообще с духами. По учению мистиков, наиболее глубокие, единственно истинные познания достигаются посредством божественного откровения. Сама природа — откровение божества.
В широком смысле слова мистика — это такое толкование бытия, в основе которого лежит мистическая философия — теософия.
В узком смысле — вера в возможности непосредственного общения со сверхчувственным началом и возможности сверхопытного, сверхчувственного познания.
В глазах мистиков знахарство, колдовство, магия — более почтенное и серьезное занятие, чем обыкновенное естествознание.
Владимир Соловьев (1994) различает мистику двух родов:
— мистику реальную или опытную;
— мистику религиозно-философскую, познавательную.
Под реальной мистикой он понимает действия, которые особым образом связывают человека с тайным, сверхъестественным миром, независимо от условий пространства, времени и физической причинности. Под религиозно-философской мистикой он понимал «мистическое» богословие и теософию (мистическую философию).
Реальную мистику он, в свою очередь, подразделяет на:
— мистику прорицательную (ясновидение, гадание);
— мистику деятельную, оперативную (магия, чародейство, спиритизм).
С христианской точки зрения, реальная мистика делится на:
Божественная — мистическое общение с Богом, видения.
Демоническая — общение с нечистой силой, то есть фантасмагории о шабашах ведьм, вурдалаках.
Общее между ними — картина мира, мировоззрение, в котором исходным пунктом всего существующего является Бог.
Различие — религия носит публичный характер, а реальная мистика — конспиративный.
В религии достаточно мистицизма (семь таинств, догмат об откровении и творении), но она носит божественный, «естественный» характер. Мистика стремится пронизывать не только религию, но и науку. Понятие «оккультизм», или «оккультные науки» (лат. occultus — тайный, сокровенный), ввел в употребление Агриппа Неттесгеймский и определил его как совокупность воззрений и знаний о таинственных силах природы.
Главный источник познания в оккультизме не экспериментальное и логическое умозаключение, а божественное откровение. Теософы утверждают, что верховное божество «дало откровение основателям мировых религий: Заратустре, Будде, Моисею, Иешуа, Магомету», и что все религии, которые когда — либо исповедовались, сводятся к некой единой глубокой истине и потому представляют одну общечеловеческую религию.
Первобытная мистика, мистика древних цивилизаций, каббала.
Древние цивилизации образовались в 1-й половине I тыс. до н. э. в районе Персидского залива, в междуречье Тигра и Евфрата.
Одно из первых мистических представлений сложилось именно здесь, у древних цивилизаций халдеев. Их мистика отражена на клинописных табличках, где содержатся заклинания против злых демонов, лечебно-магические наставления и астрологические расчеты.
Халдейские астрономы знали, что год составляет 365 сут и что от одного новолуния до другого — 30 сут. Умели на несколько десятилетий вперед исчислять время солнечных затмений и занимались астрологией — т. е. считали, что судьбу отдельных людей, народов и государств можно определить по положению небесных тел («Большая таблица»). Они занимались мантикой — предсказаниями, гаданиями с помощью геометрических фигур (геомантия), путем бросания жребия, по полету птиц (орнитомантия). Под влиянием халдейской мистики развивалась мистика в Европе и еврейская каббала: евреи познакомились с халдейской мистикой во время вавилонского пленения (VI в. до н. э.).
Каббала (евр. kaballah — предание) — мистическое учение иудаизма. «Она доступна только посвященным».
Владимир Соловьев (Соловьев В. С., 1994) писал, что каббала есть результат соединения халдейской мистики с иудаизмом. Каббала подразделяется на умозрительную (каббала июнит) и практическую, прикладную (каббала маасит). Авторство умозрительной каббалы приписывается пророку Аврааму.
Согласно каббале июнит, в основе всего сущего лежит единое божество, его воля находит свое выражение в письме, числах и словах.
Мироздание основывается на 10 первых числах и 22 буквах.
В мире — три элемента: огонь, вода, воздух; семь планет, 12 созвездий. В году — три времени: холодное, теплое, влажное; семь дней творения; 12 месяцев.
В теле — три основные деления: голова, грудь, живот, семь ворот.
Значит, числа 3, 7, 12 — особые, магические.
Существуют 10 сефирот, как синтез 10 чисел, 10 сфер, 10 аристотельских категорий.
Сефироты — пути постижения Бога: мудрость, ум, милость, крепость и др. Сефироты являются общими, основными дарами всякого бытия и способом единения с божеством.
Каббала получила свое завершение в книге Зогар, мистическом комментарии к Торе.
Прикладная каббала рассматривает Библию как закодированный текст, который можно разгадать с помощью различных приемов (перестановки букв в определенном порядке, постановки числового значения букв и др.) и предсказать будущее, узнать сокровенное. Идеи каббализма нашли свое выражение в хасидизме, как направлении иудаизма.
Мистицизм в средневековой поэзии отразился в различных эпосах. Сформировалась вера в чудодейственную силу слова, а в дальнейшем — письменного и печатного слова.
Возникла мистика знаков письменности. Были мудрецы (колдуны, ведуны, маги), которые знали тайну рун, т. е. какой именно знак (руну) надо поставить на мече, чтобы он был прочным и надежным в бою, знак на корабле и т. д.
«Молот ведьм». Постоянные войны, эпидемии способствовали распространению мистики в средневековье. Появилась вера в ведьм, колдунов, которых следовало физически уничтожать. Документом этой эпохи является трактат «Молот ведьм», написанный немецкими монахами Яковом Шпренгером и Генрихом Крамером. В течение 100 лет эта книга выдержала 29 изданий. Авторы постулируют, что ведьмы бывают трех родов (по особому договору с дьяволом):
— которые вредят, но не могут излечить;
— которые вылечивают, но не вредят;
— которые вредят и лечат.
Высший разряд ведьм выполняет все чародейство, и они, вопреки инстинкту человеческой природы, пожирают детей. Этот высший разряд ведьм среди занимающихся колдовством может послать град, бурю, причинять бесплодие людям и животным, посвятить детей демонам, особенно среди некрещеных. Этой книге Ватиканом была предана сила закона.
Основные формы мистики в наше время:
Сегодня такие формы мистики, как астрология, спиритизм и многие другие, переживают возрождение и новый подъем.
Астрологи считают, что явления небесных тел влияют на земные дела. Эти закономерности и лежат в основе астрологии. Спиритизм — это сверхъестественная связь медиума с потусторонним миром. Широко распространена сегодня мантика (гадание). Гадание может быть по огню, книгам, полету птиц и т. п. И, наконец, чародейство (магия) есть искусство влияния на окружающий мир посредством чудесных манипуляций. Круг магических действий очень широк: это могут быть и слова (заклинания, заговоры, молитвы), предметы (амулеты, обереги), письмена (руны) и различные действия.
Спиритизм — начало положил Эндрю Джексон Дэвис (1826–1910), который прославился своими «видениями» и «пророчествами». Дэвис был медиумом, посредником между людьми и «миром духов», с которыми он вступал в связь. Его способности к пророчествам использовал некий Левингстон, занимавшийся гипнозом. Он устраивал гастроли Дэвиса по США. Дэвис «открыл», что духи дают о себе знать стуком столов, и от него пошло занятие «столоверчением».
Астрология утверждает, что события земной жизни зависят от положения небесных тел. Еще в средневековье при каждом правителе европейского государства имелся астролог. А в большинстве университетов имелись кафедры астрологии. Расчет астролога называют гороскопом.
И сегодня астрологи составляют и публикуют свои гороскопы.
Мантика (гадание) — искусство угадывания настоящего и будущего. Бывает гадание:
— по внешним знамениям: по небесным телам (астрология), по огню (пиромантия), по воде, по лопаточной кости (скапульмантия), по решету, по «священным» книгам, по полету птиц, по строению руки (хиромантия), на кофейной гуще и т. п.;
— по внутреннему просветлению (ясновидение): по непосредственному откровению, по показаниям духов и др.
Например, гадание по решету. Гадающий держит решето подвешенным на одном пальце, чтобы оно могло медленно поворачиваться (на ободе наносится риска). Вокруг раскладываются записки с различными проблемами. На какой записке остановится риска, тот вариант и принимается. Так, например, искали воров.
Чародейство, колдовство (магия) — искусство влиять на окружающий мир с помощью «таинственных» манипуляций. Круг манипуляций широк: