Что относится к региональной собственности

Что относится к региональной собственности

Статья 26.11. Собственность субъекта Российской Федерации

1. В собственности субъекта Российской Федерации может находиться:

имущество, необходимое для осуществления полномочий, указанных в статьях 26.2, 26.3, 26.3-1 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

имущество, необходимое для осуществления полномочий, указанных в пунктах 7, 7.1 и 8 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, в случаях, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, предусматривающими передачу осуществления полномочий;

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 233-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, работников государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации;

имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами.

(абзац введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

2. Для осуществления полномочий, указанных в пункте 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться:

а) имущество, необходимое для материально-технического обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, включая нежилые помещения для размещения указанных органов и учреждений;

б) имущество, необходимое для материально-технического обеспечения проведения выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдумов субъекта Российской Федерации;

в) архивные фонды и иное имущество, необходимое для их хранения;

г) имущество, включая защитные сооружения, необходимое для предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях;

(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) имущество, необходимое для содержания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения;

(в ред. Федерального закона от 06.04.2015 N 77-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

е) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, в том числе имущество, необходимое для их обслуживания;

(пп. «е» в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

ж) имущество, необходимое для организации предоставления образования;

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

з) имущество библиотек субъекта Российской Федерации, межмуниципальных библиотек;

и) музейные фонды и имущество, необходимое для их хранения, изучения и публичного представления;

к) имущество государственных учреждений культуры и искусства субъекта Российской Федерации;

л) имущество, необходимое для оказания первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации;

(пп. «л» в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

н) имущество, необходимое для социального и медицинского обеспечения граждан пожилого возраста и инвалидов, детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей;

(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

н.1) имущество, необходимое для организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей;

(пп. «н.1» введен Федеральным законом от 17.12.2009 N 326-ФЗ)

о) служебные жилые помещения для государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации;

п) пожарные объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, необходимые для тушения пожаров;

р) имущество, необходимое для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, иной официальной информации;

с) объекты спорта и иное имущество, необходимое для организации и проведения официальных региональных и межмуниципальных физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;

(пп. «с» в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

т) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(пп. «т» в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

у) пассажирский транспорт и другое имущество, необходимое для осуществления пассажирских перевозок межмуниципального сообщения;

ф) имущество, необходимое для материально-технического обеспечения деятельности мировых судей;

х) имущество, необходимое для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения;

(пп. «х» введен Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ)

ц) имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы);

(пп. «ц» введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ, в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

ш) имущество, необходимое для обеспечения деятельности научных и научно-технических организаций субъектов Российской Федерации;

(пп. «ш» введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

щ) имущество, необходимое для осуществления регионального государственного экологического надзора на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности;

(пп. «щ» введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ, в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

ю) имущество, необходимое для обеспечения донорской кровью и ее компонентами организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, и муниципальных организаций здравоохранения;

(пп. «ю» введен Федеральным законом от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

ю.1) имущество, расположенное на территориях речных портов, необходимое для их содержания, развития и организации их эксплуатации (за исключением видов имущества, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

(пп. «ю.1» введен Федеральным законом от 25.11.2008 N 221-ФЗ)

я) аэропорты и (или) аэродромы, вертодромы, посадочные площадки гражданской авиации, включая имущество, необходимое для их содержания, развития и организации их эксплуатации (за исключением аэродромов совместного базирования);

(в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 254-ФЗ, от 02.06.2016 N 159-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

я.1) имущество, необходимое для реализации государственных программ (подпрограмм) субъекта Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

(пп. «я.1» введен Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 04.11.2014 N 328-ФЗ, от 29.06.2015 N 156-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

я.2) имущество, необходимое для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям;

(пп. «я.2» введен Федеральным законом от 05.04.2010 N 40-ФЗ)

я.3) имущество, необходимое для осуществления полномочий в области содействия занятости населения, предусмотренных Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»;

(пп. «я.3» введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

я.4) имущество для сбора (в том числе раздельного сбора), транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов;

(пп. «я.4» введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

я.5) имущество, необходимое для организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

(пп. «я.5» введен Федеральным законом от 27.12.2018 N 498-ФЗ)

3. В целях осуществления полномочий, указанных в статье 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 (за исключением полномочий, указанных в подпунктах 8.1, 11.1, 42.1, 42.2, 55.1, 56, 57, 61, 72) настоящего Федерального закона, могут создаваться государственные унитарные предприятия субъекта Российской Федерации, государственные учреждения субъекта Российской Федерации и другие организации. Функции и полномочия учредителя в отношении указанных предприятий, учреждений и организаций осуществляют уполномоченные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 27.12.2019 N 447-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие функции и полномочия учредителя определяют предмет и цели деятельности указанных предприятий, учреждений и организаций, утверждают их уставы, заслушивают отчеты об их деятельности, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие функции и полномочия учредителя, обеспечивают за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) финансовое обеспечение деятельности казенных учреждений субъекта Российской Федерации, субсидиарно отвечают по обязательствам указанных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Имущество, созданное в процессе реализации инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, для использования в целях, установленных в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

4. Особенности возникновения, осуществления и прекращения права собственности субъекта Российской Федерации, а также порядок учета имущества субъекта Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

Источник

Статья 214. Право государственной собственности

Статья 214. Право государственной собственности

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 214 ГК РФ

2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

3. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

4. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

5. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

ГАРАНТ:

О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность см. постановление ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1

Источник

Статья 214. Право государственной собственности

2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

3. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

4. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

5. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Комментарий к ст. 214 ГК РФ

2. Перечень объектов федеральной собственности не является исчерпывающим: в ней может находиться практически любое имущество. В то же время круг объектов собственности субъектов РФ сужен: в него по определению не могут входить объекты исключительной федеральной собственности. Основные виды объектов, относящихся к исключительной собственности Российской Федерации, определены в приложении N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (с изм. и доп.) (Ведомости СССР. 1992. N 3. Ст. 89).

3. В ст. 9 Конституции закреплено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. В п. 2 комментируемой статьи сформулирован порядок определения собственника земли и других природных ресурсов по остаточному принципу: если указанные объекты не принадлежат на праве собственности гражданам, юридическим лицам либо муниципальным образованиям, они признаются государственной собственностью. Этот порядок получил развитие в специальном законодательстве, в том числе в ЗК, ЛК и Водном кодексе, Законе о недрах, Законе о соглашениях о разделе продукции.

Несмотря на то что земельные участки в силу п. 2 комментируемой статьи практически не могут быть признаны бесхозяйным имуществом, применение данного правила не исключает возможности приобретения права собственности на них в силу приобретательной давности (см. коммент. к ст. 234 ГК). Согласно ст. ст. 225 и 234 ГК право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено как на бесхозяйное имущество, так и на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу (п. 17 Постановления ВАС N 8).

4. Пункт 3 комментируемой статьи определяет круг органов и лиц, осуществляющих права собственника от имени Российской Федерации и субъектов РФ, путем отсылки к ст. 125 ГК (см. коммент. к данной статье).

Российская Федерация и ее субъекты отвечают по своим обязательствам только тем имуществом, которое составляет соответствующую государственную казну. При недостаточности бюджетных средств взыскание может быть обращено на иное имущество казны (п. 12 Постановления ВС и ВАС N 6/8). Обращение же взыскания на имущество, закрепленное за унитарными предприятиями и учреждениями, по долгам Российской Федерации и субъектов РФ не допускается (см. коммент. к ст. 126 ГК).

6. Пункт 5 комментируемой статьи уточняет процедурные особенности разграничения права собственности на государственное имущество. Для отнесения его к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ необходимо принятие специального закона. Впредь до принятия данного закона разграничение осуществляется на основании уже упоминавшегося Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1.

Судебная практика по статье 214 ГК РФ

Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приняв во внимание вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30.08.2016 по делу N А72-3935/2016, а также представленные ответчиком договоры аренды водозаправочной станции, заключенные между МУП «Ульяновскдорремстрой» и МБУ «Дорремстрой», руководствуясь статьями 195, 196, 199, 200, 214, 215, 299, 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащиеся в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», обоснованно пришли к выводу о том, что после 13.02.2014 водозаправочной станцией владело и фактически пользовалось земельным участком с кадастровым номером 73:24:041414:42 без установленных законом оснований МБУ «Дорремстрой», в связи с чем у него возникло неосновательное обогащение, подлежащее взысканию за период с 18.10.2014 по 10.11.2016 в сумме 106 583,94 руб.

Разрешая заявленные требования, суды, руководствуясь положениями статей 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 39.1, 39.2, пункта 1 статьи 39.3, пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 125 и 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, пунктов 4 и 4.1.20, 4.2.27 Типового положения о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374, исследовав и оценив в совокупности доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что управление, будучи уполномоченным органом по рассмотрению заявлений общества о предоставлении в собственность земельных участков, не приняло мотивированного решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельных участков, в связи с чем нарушило права и законные интересы общества на их приобретение, пришли к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований общества.

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 58, 166, 168, 214, 301, 302, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 18 Федерального закона от 27.09.2013 N 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Положением о Федеральном агентстве научных организаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2013 N 959, разъяснениями, приведенными в пунктах 2, 32, 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», пришли к выводу об обоснованности иска в части.

Рассматривая спор, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, установив факт оплаты обществом имущества, приобретенного по договору купли-продажи нежилого помещения, руководствуясь положениями статей 158, 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 125, 166, 167, 214, 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Типовым положением о территориальном органе Росимущества, утвержденным приказом Минэкономразвития от 01.11.2008 N 374, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения искового требования и взыскал с Российской Федерации в лице управления за счет казны Российской Федерации в пользу общества задолженность и проценты за пользование чужими денежными средствами в заявленном размере.

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 125, 210, 214, 249, 308, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 36, 39, 153, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном Президиумом 26.06.2015, пришли к выводу об обоснованности требований общества.

При рассмотрении настоящего дела суды, руководствуясь статьями 11, 12, 166, 167, 168, 200, 209, 214, 608 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 20, 27 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период), статьей 12 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», разъяснениями, приведенными в пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», пункте 82 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», пришли к выводу об обоснованности требований Управления Росимущества, в том числе в части обязания Общества освободить спорный участок, находящийся в федеральной собственности.

Источник

Региональная политика и собственность

Что относится к региональной собственности Что относится к региональной собственности Что относится к региональной собственности Что относится к региональной собственности

Что относится к региональной собственности

Что относится к региональной собственности

Что относится к региональной собственности
Рис. 10. Структура собственности в Российской федерации

В наиболее общем виде различаются две основные формы собственности: общественная и частная и две комбинированные формы: собственность общественных объединений (организаций) и собственность совместных предприятий, иностранных граждан, организаций и государств.
На региональном уровне одновременно существуют общественная (публичная) собственность в форме государственной и муниципальной собственности, а также частная (индивидуальная и коллективная), совместная (государственно-частная и с иностранным капиталом) и общественных организаций. Такое сложное пространственное сочетание разных форм собственности предъявляет повышенные требования к формированию координирующего и регулирующего механизма воздействия региональной политики.
При рассмотрении вопросов взаимодействия региональной политики и собственности следует различать два аспекта. Первый аспект связан с политикой по поводу формирования разных форм собственности и хозяйствования, а второй с политикой самих регионов с разной структурой экономики и собственности.
Формирование разных форм собственности в Российской Федерации происходило путём разгосударствления и приватизации. Разгосударствление представляет собой процесс трансформирования государственной собственности в разные формы собственности: частно-индивидуальную, частно-групповую, акционерную, арендную и т.д. разгосударствление как первоначальная стадия разнообразия форм собственности, резко перешла в стадию приватизации. Приватизация включила в себя две части: первая часть – это передача (ваучеризация) хозяйственных объектов в частную собственность, вторая – продажа принадлежащих государству хозяйственных и инфраструктурных объектов в собственность граждан или созданных ими юридических лиц.
Разгосударствление на фоне демократизации общества преследовало далеко идущие цели улучшения экономического положения страны. Оно было призвано создать условия для укрепления российского и региональных рынков, расширения экономической свободы, повышения объёмов конкурентоспособной продукции, совершенствования образа жизни населения. Одним из действенных механизмов разгосударствления стала приватизация. Другим механизмом явилась децентрализация и регионализация общественной жизни. Взаимосвязанное их действие должно способствовать формированию свободной экономики, среднего и малого бизнеса, оживлению хозяйственной деятельности.
Приватизация стала важным компонентом государственной региональной и муниципальной политики по преобразованию отраслевой и территориальной структуры экономики. Направленная на ограничение монопольного положения в экономической сфере, она возрождала частную собственность, являющуюся мощным стимулом человеческой деятельности и повышения производительности труда. Это подтверждает весь ход развития высокоразвитых стран.
В зарубежных странах накоплен большой опыт разных способов разгосударствления и приватизации. Наиболее распространённым приёмом приватизации является свободная распродажа акций предприятий через фондовую биржу. Достаточно широко распространена продажа акций частным лицам или фирмам, а также своим работникам. Часто осуществляется распродажа дочерних предприятий, а головное остаётся в государственной собственности. Характерной чертой приватизации является формирование смешанных государственно-частных предприятий, что усиливает косвенное влияние государства в экономике.
Политика разгосударствления и приватизации в России началась в сложных условиях, обусловленных негативными последствиями распада СССР, спецификой регионального многообразия, отсутствием практики реформирования у отечественных руководителей и как результат некритическое восприятие опыта разгосударствления в других странах. Важным моментом приватизации и залогом её успеха является тщательность подготовительной работы и последовательность процессов приватизации. К сожалению, следует констатировать, что в подготовительный период не смогли полностью оценить масштабность проблемы и главное – позитивных и негативных последствий приватизации. Стремление приватизировать максимальное количество предприятий вызвало дестабилизацию экономики и неэффективное использование приватизированных предприятий. Положение усугубилось тем, что такое широкомасштабное преобразование отношений собственности пытались осуществить в сжатые сроки путём так называемой «шоковой терапии». Горькие плоды подобной политики проявились не только в спаде российской экономики, но и в целом шлейфе негативных социальных последствий.
Особо следует подчеркнуть, что процессы приватизации привлекли внимание многих учёных и было высказано достаточно много предложений по формам и методам её реализации. Не касаясь всего спектра высказываний, отметим рациональность научного обоснования алгоритма хода приватизации уральскими учёными Е.Г. Анимицы, Н.М. Ратнер и Н.М. Сурниной. Предложенная ими логика проведения приватизации (рис.11) отличается стройностью построения, взвешенностью предлагаемых решений.

Что относится к региональной собственности

Что относится к региональной собственности
Рис. 11. Логика проведения приватизации

По нашему мнению 2 приватизацию нужно было начинать с розничной и оптовой торговли, общественного питания, бытового обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, местной промышленности. В этом случае она способствовала бы созданию среднего и малого бизнеса и создавала бы условия для улучшения жизни людей.
На базе малой приватизации можно было приступить к приватизации строительства, строительной индустрии, лёгкой и пищевой промышленности. И только после этого желательно было переходить к приватизации тяжёлой индустрии. Поэтапная приватизация должна была сопровождаться всем комплексом мер по становлению социально-ориентированной рыночной экономики – либерализации цен, оздоровлением кредитно-бюджетной системы, введением антимонопольной службы, созданием объектов рыночной инфраструктуры.
Приватизация хозяйственных объектов началась с ваучеризации и, в связи с недостаточной подготовленностью оптовых рынков и самого населения, вылилась в появление формальных собственников и теневых структур. В результате «перераспределения» ваучеров появились тенденции к расслоению населения на богатых и бедных, и чуть заметной прослойки среднего класса. Денежная приватизация, пришедшая на смену чековой, заметно оживила фондовый рынок. К сожалению, финансовый кризис в августе 1998 года резко снизил уровень жизни людей и привёл к размыванию среднего класса, представители которого оказались в группе «бедных» и стали отказываться от приобретения выставленных на рынке акций и других ценных бумаг. В связи с этим необходима коррекция в государственной региональной политике по отношению к собственности. Эти коррективы связаны с необходимостью повышения роли государства в координации и регулировании всех сфер социально-экономического развития страны и её регионов, а также снижения темпов приватизации. Чрезмерно высокие темпы приватизации привели к тому, что государство непосредственно управляет всего около 12% общего числа предприятий. это объекты, связанные с оборонным комплексом, естественными монополиями, космонавтикой, производственной инфраструктурой, вино-водочной и фармацевтической промышленностью. Положение усугубляется в промышленно развитых регионах, где их удельный вес ещё меньше. Так, в Пермской области доля государственных предприятий сократилась до 7%, а в Самарской даже до 3%. подобная ситуация может быть вполне оптимальной в странах с устоявшейся рыночной экономикой и устойчивым ростом производства. Для переходного периода России резкое снижение влияния государства оказалось трагичным как для стабилизации и развития экономики, так и для восприятия людей.
Повышению роли государства в управлении экономикой может способствовать формирование совместных государственно-частных акционерных предприятий. Во многих акционерных обществах государство имеет контрольный (блокирующий) пакет акций, а также «Золотую акцию». В последние годы государство активизировало свои действия по решению вопросов банкротства предприятий, введения внешнего управления и приобретения крупных пакетов акций.
Особо следует остановиться на проблеме собственности на землю. Отсутствие законодательных актов затрудняет проведение федеральной аграрной политики, хотя имеются и исключения. В Саратовской области принят региональный закон, позволяющий куплю и продажу земель в частную собственность, что не согласуется с главенством федерализма.
Появление крестьян – хозяев земли значительно улучшает культуру земледелия, повышает объёмы и качество сельскохозяйственной продукции. В то же время решение проблем частной собственности на землю должно осуществляться постепенно и последовательно, c предварительным проведением классификации всех земель. И на основе классификации (с учётом выделенных классов земель) определить формы и способы безвозмездной и возмездной передачи земель определённого класса в частную собственность или временное пользование – аренду. Часть земель обязательно должна оставаться в системе общественной собственности: государственной (федеральной и региональной) и муниципальной.
Для повышения эффективности региональной политики важное значение имеет распределение собственности по территориальным уровням распоряжения. При этом присутствует, естественно, и фискальный интерес. Владение, пользование и распоряжение деятельностью хозяйственных объектов осуществляется на нескольких территориальных уровнях: федеральном, региональном и муниципальном.
Опираясь на принцип делегирования полномочий и прав хозяйствования вышестоящим органам, вопросы собственности целесообразно рассматривать, начиная с нижнего –муниципального уровня. Согласно Конституции РФ (1993 г.) и Закону «О собственности в РСФСР» (1990 г.) признаётся равноправие муниципальной, государственной, частной и коллективной собственности. Важную роль в формировании муниципальной собственности сыграл процесс муниципализации социально-культурных и социально-бытовых объектов приватизированных предприятий. В результате подобной передачи в муниципальных образованиях сформировалась относительно мощная муниципальная собственность, способная обеспечить потребности проживающего населения и усилить местную власть.
Согласно Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (2003 г.) в состав муниципальной собственности входят: средства местного бюджета; муниципальные внебюджетные фонды; имущество органов местного самоуправления; муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности; муниципальные предприятия и организации; муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации; муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения; муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта; автомобильные дороги, пассажирский транспорт; имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, для экологического контроля, для организации общественного порядка, для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, для утилизации бытовых и промышленных отходов и др.
Все объекты муниципальной собственности находятся под прямым управлением местных органов власти, которые непосредственно воздействуют на ход их функционирования. Предприятия государственной формы собственности управляются соответствующими федеральными и региональными структурами. Предприятия частной собственности ориентируются на рыночные критерии.
Муниципальная политика по отношению к объектам разных форм собственности должна быть строго дифференцированной, варьируя от прямого управления (муниципальная собственность), координации функционирования объектов и создания условий, способствующих их эффективному развитию.
Региональная собственность субъектов РФ, закреплённая Конституцией России, Конституциями республик, Уставами областей, краёв, округов, включает в себя территорию, природные ресурсы, землю, многие хозяйственные и инфраструктурные объекты. Субъекты Федерации обладают также властными правомочиями в вопросах ведения, пользования и распоряжения совместной собственностью (рис.12).

Что относится к региональной собственности
Рис. 12. Структура региональной собственности
(по Е.Г. Анимице, Н.М. Сурниной, А.Г. Лысенко)

Правовой основой для признания права собственности на землю и другие природные ресурсы за всеми субъектами Федерации является Федеративный Договор. Согласно договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами власти суверенных республик в составе России, земля и её недра, воды, растительный и животный мир есть достояние (собственность) народов, проживающих на территории данных республик, согласно Конституции РФ провозглашено равенство субъектов Федерации между собой, поэтому логичным будет вывод о наличии такого права собственности не только у республик, но и областей.
В конце 1990-х гг. одним из правовых регуляторов полномочий региональных и федеральных органов власти стали договоры, заключённые между Центром и субъектами РФ. В этих договорах прописываются полномочия, которыми наделяются конкретные регионы, включая вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также государственными предприятиями, организациями, другим движимым и недвижимым государственным имуществом, расположенным на территории региона. Наличие подобных договоров в определённой мере сохраняет территориальную целостность России и в то же время учитывает индивидуальные особенности регионов. Но при этом следует иметь в виду, что появление частных договоров между Центром и отдельными регионами противоречит основному закону – Конституции РФ.
В состав региональной собственности также входят акционированные предприятия, контрольный (или блокирующий) пакет акций которых находится у региональных органов власти. Региональная политика в отношении этих предприятий строится на принципах регулирования и прямого воздействия.
Современная структура региональной экономики представлена разными формами собственности и хозяйствования, поэтому региональная политика должна быть направлена на создание равных условий для развития всех предприятий.
Как видно из рис.5 в арсенале управленческих органов имеются административные, экономические и смешанные регуляторы. Административные инструменты включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Экономические средства регулирования основаны на бюджетной, денежно-кредитной политике и поведении региона как собственника. Смешанные регуляторы включают административное регулирование – меры демонополизации, и экономические средства – социально-экономическое программирование, формирование рыночной инфраструктуры, инвестиционно привлекательного климата и др.

Что относится к региональной собственности
Рис. 5. Структурно-функциональные блоки региональной политики

В зависимости от региональных пропорций разных форм собственности должна формироваться не только сама политика субъектов РФ, но и механизм её реализации.
Особо важную роль в сохранении единого экономического пространства страны играет федеральная собственность. В условиях построения цивилизованного общества она охватывает важнейшие сферы общественной жизни. Согласно постановления Верховного Совета РФ №3020-1 от 27 декабря 1991 г., исключительно к федеральной собственности были отнесены пять видов объектов.

Сохраняя достаточное разнообразие объектов государственной собственности, федеральные органы сохраняют способность прямого регулирования развития региональной и национальной экономик, что в сочетании с социально-ориентированным рынком создаёт базис для оживления социально-экономического функционирования территорий. Региональная политика центра должна учитывать степень разгосударствления экономики, уровень развития производства, характер социальной, экологической и политической ситуации в каждом регионе. Основной акцент в политических решениях необходимо сделать на специфику регионов с высокой концентрацией объектов государственной собственности, обеспечив их государственными заказами, дополнительными инвестициями, льготными кредитами.
В федеральной политике следует уделить приоритетное внимание регионам. Имеющим важное стратегическое значение и высокий научно-технический потенциал. Эти регионы могут стать своеобразными полюсами роста и активизировать социально-экономическую жизнь в смежных территориях. При этом нельзя забывать о сохранении единого экономического пространства страны и создании условий для роста производства в регионах – донорах, реструктуризации хозяйства в депрессивных регионах и социально-экономического освоения новых территорий. На федеральном уровне «оживает» политика по обеспечению сбалансированного регионального и межрегионального (федерально-окружного) развития, демонополизации гигантов: РАО «ЕЭС России», «Газпром», «ЮКОС» и др. Заметно активизируются такие виды государственной политики как финансово-кредитная, инвестиционная, инновационная и др.

____________________
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.25.Ч.II. С.354
2 Воронин В.В., Шарыгин М.Д. Региональная политика России. Самара, 2001.

Контрольные вопросы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *