Что относится к разделу портфолио рефлексивный блок

Рефлексивный портфолио

Презентация: «Рефлексивный портфолио». Автор: Yelena Zima. Файл: «Рефлексивный портфолио.ppt». Размер zip-архива: 82 КБ.

Рефлексивный портфолио

Рефлексивный портфолио

Выполнила: магистрант 1 курса ИППС Низовцева Татьяна Леонидовна

(от позднелат. reflexio — обращение назад, отражение), форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека.(БСЭ) Рефлексия включает в себя: построение умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений и оценок; переживание, припоминание; решение проблем.

Рефлексия – один из инновационных путей раскрытия и выявления

духовного потенциала человека, а также особая нравственная деятельность, заключающаяся в духовном самоанализе как способе отношения к жизни, в борьбе с собственными недостатками и преодолении сомнений в собственных силах и возможностях.

Виды рефлексии

Коммуникативная – ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека. Личностная – объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим. Интеллектуальная – проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

Рефлексия в е-портфолио

Е-портфолио мотивируют студентов к рефлексии и анализу своих работ и причин выбора определенных артефактов собственных достижений для помещения их в портфолио. Рефлексия относится к методологическим навыкам и развитию интеллектуальных компетенций студентов. Отличительной чертой работы с портфолио является ориентация на развитие рефлексивных умений студентов как необходимого условия, обеспечивающего процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний за счёт подключения элементов жизненного (в том числе, учебного)опыта обучаемых. Данные умения формируются для обеспечения осознанных решений студента в отношении развития своей языковой компетенции и личностных качеств. рефлексивный портфолио: включает в себя материалы и оценку\самооценку достижения целей, особенностей хода и качества работы с различными источниками информации, ощущений, размышлений, впечатлений и т.п.

Рефлексию по окончанию сбора Портфолио можно представить в виде ответа

Николаева И.С., Маякова Н.Ю. ГОУ СПО Южноуральский энергетический

техникум г. Южноуральск в соей статье «Портфолио, как программа личностного роста студентов » прелагают следующую модель рефлексивного блока портфолио студента: Часть 3. «Взгляд на себя и в будущее» 3.1. «Я» (взгляд на свое «Я», сильные и слабые стороны, мотивацию, интеллект, черты характера, образ жизни). 3.2. «Мои ценности и идеалы» (то, что вы цените, считаете важным, стремитесь, уважаете). 3.3. «Мир вокруг меня» (ваша оценка событий происходящих в мире и вокруг вас, тенденций, открывающихся возможностей, возникающих трудностях и опасностях). 3.4. «Мои жизненные планы (ваше представление о собственной миссии, жизненных и профессиональных целях, стратегии, планах, способах, средствах и времени их достижения и т.п.) 3.5. «Мой девиз» (ваш девиз, кредо на новом этапе жизни).

Анализ

— Портрет

ПОРТФОЛИО КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ СТУДЕНТА Л.В. Шелехова, кандидат педагогических наук, доцент Адыгейский государственный университет, Россия

Анализ

Как видно, модель данного рефлексивного блока объединяет личностный и коммуникативный вид рефлексии (рубрика «Какой я глазами других»). К недостаткам можно отнести отсутствие рубрики отвечавшей бы на вопрос «Что делать дальше?».

Юлия ДЕРГАЧЕВА,преподаватель кафедры информатизации образования и

методики информатики Рязанского государственного университета имени С.А.Есенина в статье «E-портфолио как средство развития творческих способностей» приводит следующий рефлексивный блок в электронном языковом портфолио «My English Portfolio» студентов, обучающихся на факультете иностранного языка: My Reflection and Self-assessment (рефлексия и самоанализ), Модель представлена следующими разделами: Am I Satisfied with My Results? (Удовлетворен ли я своими результатами?) How will I Use the Information from My Portfolio? (Как я планирую использовать информацию из портфолио?) What else should I Learn to Improve My English? (Что еще я должен изучить, чтобы улучшить свои знания по английскому языку?) I have Known the Following Educational Internet Recourses (Я узнал следующие образовательные интерент-ресурсы). My Comments about the Technology of Portfolio (Мои комментарии о технологии е-портфолио).

Анализ

На мой взгляд блок представляет собой личностную рефлексию, интересен пункт «My Comments about the Technology of Portfolio (Мои комментарии о технологии е-портфолио), выражающий мнение студента конкретно о е-портфолио..

Рефлексивный блок е-портфолио е-портфолио магистрантов первого года

обучения направления «образовательный манеджмент»:факультета ИППС СФУ г. Красноярск содержит:

Рефлексивный блок Жизненные принципы Оценка ресурсов Образовательные планы Профессиональные планы Позиция в жизни Ожидания от обучения в университете Рефлексия первого года обучения Эссе «Почему я выбрал это направление обучения»

Анализ

Гринвальд О. Н. ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ

Анализ

Все три вопроса портфолио («Что есть?», «Что это дает?», «Что делать дальше?»)представлены в данном случае в эссе «Я и моя карьера», полагаю отразить всю информацию в одном эссе достаточно сложно. Отличительно применение диагностических методик и их анализ, которые, на мой взгляд, можно отнести к интеллектуальной рефлексии.

Вывод

Рефлексивный раздел портфолио позволяет включить студента в процесс оценивания и повышает ответственность за результаты обучения в вузе. Способность занять исследовательскую позицию по отношению к своей практической деятельности и к самому себе как ее субъекту, основанную на рефлексивных свойствах сознания, может служить критерием в определении уровня профессионализма.

Источник

Рефлексивное портфолио обучающегося как средство саморазвития личности

Подростковый возраст порождает стремление к самоутверждению, самовыражению (т.е. стремление проявлять себя в тех качествах личности, которые он считает ценными) и самовоспитанию [1]. Для того чтобы он смог понять себя, свое внутреннее состояние, чувства, переживания, контролировать и регулировать свои действия, развивать свой внутренний мир, общение, которое занимает огромное место в жизни подростка, ему необходимо развивать рефлексию.

Причинами создания данной внеурочной программы стали:

— отсутствие аналогов подобных образовательных программ,

— существующие программы портфолио обучающихся в основном носят собирательный характер или в них не реализуется метапредметный подход..

Теоретическим базисом программы стали:

— психологические работы Ю.Л. Линецкого [1, 4-10],

— собственный опыт разработчиков программы в организации пространства развития рефлексии у обучающихся.

Понятие рефлексии возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Р. Декарт отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего, телесного [5].

В кратком психологическом словаре понятие рефлексии дается так: рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний [3]. Рефлексия в социальной психологии выступает в форме осознания действующим субъектом — лицом или общностью — того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями [4]. В сложном процессе рефлексии даны, как минимум, шесть позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов: сам субъект, каков он есть в действительности; субъект, каким он видит самого себя; субъект, каким он видится другому, и те же самые три позиции, но со стороны другого субъекта. Рефлексия, таким образом, — это процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектами друг друга, содержанием которого выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга [7].

Мир рефлексии разнообразен, богат и индивидуален у каждого человека. Способность рефлексии дает возможность человеку формировать образ и смысл жизни, действий. Важнейшей особенностью рефлексии является способность управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями и смыслами, формирование и переключение на новые механизмы в связи с изменившимися условиями, задачами деятельности.

Одной из форм развития рефлексии является ведение учащимися портфолио. Совместно с учащимися разрабатывается его структура, которая содержит титульную страницу с краткой информацией об авторе портфолио и три блока:

Портфолио пятиклассника служит для решения следующих задач:

— способствует адаптации учащегося к требованиям и условиям обучения в среднем звене;

— позволяет приобрести учащимся различные формы по развитию метапредметных навыков в области различных мыслительных операций, а также совершенствовать смысловое чтение;

— содействует проявлению индивидуальности учащегося и его саморазвитию.

Цель образовательной программы – формирование у учащихся 5-6 классов элементов рефлексии в процессе создания портфолио.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

С учащимися пятых классов

С учащимися шестых классов

1.Сформировать у учащихся пятых классов навык оценки своей учебной, внеучебной, дополнительной деятельности.

2. Поддержать у учащихся важность и значимость владения устного и письменного анализа своей деятельности, как элементов рефлексии.

3.Актуализировать интерес пятиклассников к устному и письменному анализу своей деятельности.

1.Сформировать и закрепить у учащихся шестых классов навык систематической оценки своей учебной, внеучебной, дополнительной деятельности.

2.Поддержать важность и значимость владения устного и письменного анализа своей деятельности, как элементов рефлексии.

3. Мотивировать шестиклассников к регулярному устному и письменному анализу своей деятельности.

Новизной образовательной программы является то, что:

— в программе реализуется метапредметный подход;

— на основе литературных источников мы разработали самостоятельно схему развития личностной рефлексии в подростковом возрасте (рис.1) [1,6,10].

Из схемы следует, что развитие личностной рефлексии в подростковом возрасте осуществляется при помощи формирования осознанного отношения подростка к событиям своей жизни, времени своей жизни, процедуре выбора, и осознанию своих желаний.

Что относится к разделу портфолио рефлексивный блок

Заявленные результаты внеурочной программы достигаются:

— в совместной деятельности учителей-предметников с классным руководителем,

— при реализации внеурочной комплексной образовательной программы «Семерочка»,

— при условии взаимных доверительных отношений обучающихся и учителя, реализующего данную внеурочную программу.

Риски реализации программы

Риски

Пути минимизации рисков

Выстроить доверительные отношения учителям с учащимися. Содействовать сплочению ученического коллектива. Реализовать данную программу классным руководителям.

Предусмотреть клише для написания самоанализа или комментариев

Саморазвитие и самосовершенствование учителей в рефлексии

Внеурочная программа рассчитана на обучающихся 5-6 классов. Количество часов: 8 часов в год (5 класс); 17 часов в год (6 класс).

№ занятия

Тема

Планируемый результат

Формы деятельности учащегося

Разработка структуры портфолио.

Совместно с учащимися разработаны разделы портфолио.

Первичная актуализация, беседа, рефлексия.

Образовательное событие «Сентябревка».

Учащиеся прожили процедуру выбора, выбрали личностно-значимую лабораторию.

Анализ образовательных услуг, выбор личностно-значимой лаборатории, рефлексия.

Методика незаконченных предложений.

Создана ситуация осмысления учащимися событий своей жизни.

Осознают некоторые события своей жизни.

Создана ситуация осмысления учащимися событий своей жизни.

Знакомятся с формой рефлексивного эссе. Осознают некоторые события своей жизни.

Презентация деятельности учащегося в лабораториях первого потока.

Учащиеся знакомятся с деятельностью лабораторий первого потока, определяются, насколько они заинтересованы в данной деятельности.

Знакомят одноклассников с прожитой деятельностью в лабораториях, со своими успехами, проблемами и переживаниями.

Выбор лаборатории второго потока.

Учащиеся прожили процедуру выбора, выбрали личностно-значимую лабораторию.

Выбор личностно-значимой лаборатории, рефлексия.

Презентация деятельности учащегося в лабораториях второго потока.

Учащиеся знакомятся с деятельностью лабораторий первого потока, определяются, насколько они заинтересованы в данной деятельности.

Знакомят одноклассников с прожитой деятельностью в лабораториях, со своими успехами, проблемами и переживаниями.

Оформленное портфолио учащихся. Защита портфолио.

№ занятия

Тема

Планируемый результат

Формы деятельности учащегося

Разработка структуры портфолио.

Совместно с учащимися разработаны разделы портфолио.

Первичная актуализация, беседа, рефлексия.

Презентация внеурочной комплексной образовательной программы «Семерочка»

Учащиеся познакомились с внеурочной комплексной образовательной программой «Семерочка»

Первичная актуализация, беседа, рефлексия.

Что такое рефлексивное эссе?

Создана ситуация осмысления учащимися событий своей жизни.

Вспоминают форму рефлексивного эссе. Осознают некоторые события своей жизни.

Рефлексивное эссе «Мой рост в предмете».

Создана ситуация осмысления учащимися навигации в предметах внеурочной комплексной образовательной программы «Семерочка»

Осваивают форму рефлексивного эссе. Осознают свое продвижение в предмете после освоения каждого модуля внеурочной комплексной образовательной программы «Семерочка».

Мои достижения и успехи.

Зафиксирован позитивный опыт освоения модулей внеурочной комплексной образовательной программы «Семерочка».

Осмысливают свое продвижение в предмете после освоения каждого модуля внеурочной комплексной образовательной программы «Семерочка».

Мои трудности и неудачи.

Учащиеся определяют и осмысливают свои трудности и неудачи в процессе освоения модулей внеурочной комплексной образовательной программы «Семерочка».

Осмысливают свое продвижение в предмете после освоения каждого модуля внеурочной комплексной образовательной программой «Семерочка».

Поиск ресурсов преодоления неудач.

Учащиеся находят ресурсы преодоления своих трудностей и неудач.

Первичная актуализация, беседа, рефлексия.

Мой план преодоления трудностей.

Составлены планы преодоления трудностей учащимися.

Первичная актуализация, беседа, рефлексия.

Презентация планов преодоления трудностей.

Учащиеся знакомятся с трудностями одноклассников и вариантами их устранения.

Знакомят одноклассников со своим планом преодоления трудностей, рефлексия. Рекомендуют другие пути устранения проблем.

Подготовка портфолио к защите.

Оформленное портфолио учащихся.

Осмысливают некоторые образовательные события своей жизни.

Содержательная часть

Для высказывания своих суждений используются :

— Знаю, что глупо, но боюсь…

— Думаю, что я достаточно способен, чтобы…

— Моей самой большой ошибкой было…..

— Когда мне начинает не везти, я…..

вступление,

комментарии к проблеме (рассуждение о проблеме и путях ее разрешения),

авторское мнение и аргументация,

заключение(вывод, обобщение сказанного).

Методическая часть программы

Согласно со схемой развития личностной рефлексии в подростковом возрасте (рис.1) в образовательном процессе используются следующие методы развития рефлексии:

Технологии развития рефлексии представлены на рис. 2-3. На протяжении всей деятельности осуществляется сопровождение учащихся.

Диагностическая часть

Целенаправленное развитие личностной рефлексии психологи отслеживают по следующим критериям:

В основу мониторинга данной образовательной программы лег критерий «наличие у учащихся способностей к самооценке». С этой целью в начале учебного года организуются классные часы, где совместно с учащимися разрабатывается структура портфолио и критерии, по которым в дальнейшем проводится его защита. В конце учебного года организуется классный час, на котором учащиеся защищают портфолио.

Примерными критериями портфолио могут быть:

Источник

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемipps.sfu-kras.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Рефлексивный портфолио Выполнила: магистрант 1 курса ИППС Низовцева Татьяна Леонидовна.» — Транскрипт:

1 Рефлексивный портфолио Выполнила: магистрант 1 курса ИППС Низовцева Татьяна Леонидовна

3 Рефлексия – один из инновационных путей раскрытия и выявления духовного потенциала человека, а также особая нравственная деятельность, заключающаяся в духовном самоанализе как способе отношения к жизни, в борьбе с собственными недостатками и преодолении сомнений в собственных силах и возможностях.

4 Виды рефлексии Коммуникативная – ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека. Личностная – объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим. Интеллектуальная – проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

5 Рефлексия в е-портфолио Е-портфолио мотивируют студентов к рефлексии и анализу своих работ и причин выбора определенных артефактов собственных достижений для помещения их в портфолио. Рефлексия относится к методологическим навыкам и развитию интеллектуальных компетенций студентов. Отличительной чертой работы с портфолио является ориентация на развитие рефлексивных умений студентов как необходимого условия, обеспечивающего процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний за счёт подключения элементов жизненного (в том числе, учебного)опыта обучаемых. Данные умения формируются для обеспечения осознанных решений студента в отношении развития своей языковой компетенции и личностных качеств. рефлексивный портфолио: включает в себя материалы и оценку\самооценку достижения целей, особенностей хода и качества работы с различными источниками информации, ощущений, размышлений, впечатлений и т.п.

7 Николаева И.С., Маякова Н.Ю. ГОУ СПО Южноуральский энергетический техникум г. Южноуральск в соей статье «Портфолио, как программа личностного роста студентов » прелагают следующую модель рефлексивного блока портфолио студента: Часть 3. «Взгляд на себя и в будущее» 3.1. «Я» (взгляд на свое «Я», сильные и слабые стороны, мотивацию, интеллект, черты характера, образ жизни) «Мои ценности и идеалы» (то, что вы цените, считаете важным, стремитесь, уважаете) «Мир вокруг меня» (ваша оценка событий происходящих в мире и вокруг вас, тенденций, открывающихся возможностей, возникающих трудностях и опасностях) «Мои жизненные планы (ваше представление о собственной миссии, жизненных и профессиональных целях, стратегии, планах, способах, средствах и времени их достижения и т.п.) 3.5. «Мой девиз» (ваш девиз, кредо на новом этапе жизни).

8 Анализ Полагаю, данная модель представляет собой личностную рефлексию, имеются черты интеллектуальной рефлексии в разделе «Мир вокруг меня», т.к требуется провести анализ открывающихся возможностей, возникающих трудностей и опасностях.

10 Анализ Как видно, модель данного рефлексивного блока объединяет личностный и коммуникативный вид рефлексии (рубрика «Какой я глазами других»). К недостаткам можно отнести отсутствие рубрики отвечавшей бы на вопрос «Что делать дальше?».

11 Юлия ДЕРГАЧЕВА,преподаватель кафедры информатизации образования и методики информатики Рязанского государственного университета имени С.А.Есенина в статье «E-портфолио как средство развития творческих способностей» приводит следующий рефлексивный блок в электронном языковом портфолио «My English Portfolio» студентов, обучающихся на факультете иностранного языка: My Reflection and Self-assessment (рефлексия и самоанализ), Модель представлена следующими разделами: Am I Satisfied with My Results? (Удовлетворен ли я своими результатами?) How will I Use the Information from My Portfolio? (Как я планирую использовать информацию из портфолио?) What else should I Learn to Improve My English? (Что еще я должен изучить, чтобы улучшить свои знания по английскому языку?) I have Known the Following Educational Internet Recourses (Я узнал следующие образовательные интерент-ресурсы). My Comments about the Technology of Portfolio (Мои комментарии о технологии е-портфолио).

12 Анализ На мой взгляд блок представляет собой личностную рефлексию, интересен пункт «My Comments about the Technology of Portfolio (Мои комментарии о технологии е-портфолио), выражающий мнение студента конкретно о е- портфолио..

13 Рефлексивный блок е-портфолио е-портфолио магистрантов первого года обучения направления «образовательный манеджмент»:факультета ИППС СФУ г. Красноярск содержит: Рефлексивный блок Жизненные принципы Оценка ресурсов Образовательные планы Профессиональные планы Позиция в жизни Ожидания от обучения в университете Рефлексия первого года обучения Эссе «Почему я выбрал это направление обучения» Эссе «Почему я выбрал это направление обучения»

16 Анализ Все три вопроса портфолио («Что есть?», «Что это дает?», «Что делать дальше?»)представлены в данном случае в эссе «Я и моя карьера», полагаю отразить всю информацию в одном эссе достаточно сложно. Отличительно применение диагностических методик и их анализ, которые, на мой взгляд, можно отнести к интеллектуальной рефлексии.

17 Вывод Рефлексивный раздел портфолио позволяет включить студента в процесс оценивания и повышает ответственность за результаты обучения в вузе. Способность занять исследовательскую позицию по отношению к своей практической деятельности и к самому себе как ее субъекту, основанную на рефлексивных свойствах сознания, может служить критерием в определении уровня профессионализма.

Источник

Что относится к разделу портфолио рефлексивный блок

Важнейшее значение в контексте изменений, обусловленных введением ФГОС общего образования и другими модернизационными изменениями в системе образования приобретает сопровождение личностно-профессионального развития педагога. Его можно определить как комплекс мер, направленных на изучение, систематизацию, анализ информации о задачах, содержании и результатах деятельности педагога, и выработку рекомендаций по повышению ее эффективности.

В системе сопровождения личностно-профессионального развития педагогических кадров выделяется несколько видов деятельности:

— адаптация к существующим нормам деятельности;

— обучение новым нормам организации профессиональной деятельности;

— содействие формированию и проявлению инициатив, направленных на модернизацию собственной профессиональной деятельности.

— разработка новых норм профессиональной деятельности;

— поддержка и продвижение профессиональных идей, разработанных педагогом;

— оценка трудовой деятельности.

Организацию сопровождения личностно-профессионального развития педагога-профессионала можно представить в виде комплекса условий, необходимых для обеспечения непрерывного развития его профессиональной деятельности. Обеспечение условий для личностно-профессионального развития педагога предполагает действия руководителей образовательных учреждений по сведению воедино, в одно место и в один промежуток времени, всех видов ресурсов, необходимых человеку для наращивания его профессионально-статусного положения в организации и в рамках профессионального сообщества. Наращивание статусного положения специалиста выступает одним из ключевых мотивирующих факторов возникновения потребности в личностно-профессиональном развитии, становлении себя как педагога-профессионала.

В основе организации сопровождения личностно-профессиональный развития педагога в условиях ОУ лежат идеи о поэтапном расширении его влияния на процесс развития своей профессиональной компетентности; трансформации отношения педагога к включению в свою профессиональную деятельность новых средств ее организации (от адаптации к чужим средствам до создания собственных методик и практик); повышения степени активности обучающихся как субъектов собственного образования (что требует изменения позиции педагога с организатора, обладающего всей полнотой ответственности за результаты обучения учащихся, до координатора их учебной активности — соавтора, приглашаемого к сотрудничеству).

Условием эффективного сопровождения процессов личностно-профессиональный развития педагогов выступает организация им собственной проектной деятельности в сочетании с деятельностью администрации образовательного учреждения, направленной на ее стимулирование и поддержку.

Эффективным инструментом личностно-профессионального развития, наряду с другими средствами стимулирования и поддержки инициативной деятельности педагогов, становится портфолио.

В привычном и наиболее распространенном понимании портфолио представляет собой папку-накопитель, содержащую материалы, демонстрирующие процесс и, главным образом, результаты развития профессиональной деятельности специалиста, свидетельствующие о ее эффективности.

В последнее время в практику педагогического сообщества широко входит т.н. электронный портфолио, который отличается от традиционного («бумажного») главным образом иной формой представления информации, а также открывающимися за счет применения ИКТ новыми возможностями ее демонстрации. С точки зрения интересующей нас проблемы разница между традиционным и электронным портфолио в целом непринципиальна, хотя возможности последнего, конечно, шире.

Развитие парадигмы практико-ориентированного компетентностного обучения приводит к использованию альтернативных методов оценивания. Одним из получивших значительное распространение в последние годы методов оценивания как раз и является оценивание при помощи портфолио (portfolio assessment).

Портфолиошироко используемый в практике менеджмента персонала инструмент сопровождения развивающейся деятельности сотрудников, который позволяет проявить содержание процессов их личностно-профессионального развития, зафиксировать имеющийся уровень профессиональной компетентности, обеспечить рефлексию и на ее основе планирование профессионального развития специалиста.

По сути, портфолио является формой так называемого «аутентичного оценивания». Смысл этого понятия может трактоваться как «истинное, настоящее, подлинное, верное оценивание» (иногда используется термин «подлинная оценка»). Считается, что грамотное ведение (формирование) портфолио может сказать о специалисте как профессионале больше, чем многие виды внешнего оценивания.

В зарубежной практике (а технология портфолио пришла к нам именно с Запада) профессиональный портфолио педагога выполняет следующие задачи:

ü портфолио студента-педагога демонстрирует его подго­товленность к самостоятельной профессиональной деятель­ности и может быть востребован
работодателем при приеме молодого специалиста на работу;

ü портфолио является одним из оснований при опреде­лении размера заработной платы и предъявляется администрации образовательного учреждения и инстанциям, компетентным в решении вопроса об определении категории педагога и размере его заработной платы;

ü портфолио учебного процесса (портфолио учебного планирования) составляется учителем и отражает динамику учебных достижений и образовательный процесс учащихся, служит педагогу осно­ванием для планирования, контроля, оценки своей преподавательской деятель­ности, а также используется на родительских собраниях, педагогических конференциях и т.д.

С учетом сказанного можно сделать вывод, что портфолио учителя служит не только инструментом, облегчающим внешнюю экспертизу деятельности педагога и ее результатов, но и обеспечи­вает самому учителю возможность рефлексии и самооценки, а главное — служит средс­твом, поддерживающим профессиональ­ный рост, позволяющим проектировать и контролировать его этапы, задачи, формы их реализации. То есть весьма сущест­венными являются именно проектный и рефлексивный аспекты работы учителя с портфолио.

С учетом сказанного, основными задачами портфолио явля ются:

— отслеживание динамики уровня профессионального развития педагога, достигнутого им в процессе профессиональной деятельности вне прямого сравнения с достижениями его коллег;

— развитие специальных компетенций педагога;

— развитие навыков рефлексивной деятельности педагога;

— поддержка и стимулирование деятельностной мотивации педагогов.

Принципами формирования портфолио выступают:

— с истемность и регулярность самомониторинга;

— достоверность и объективность представленных материалов;

— нацеленность на самосовершенствование;

— структурированность материалов, логичность и лаконичность письменных пояснений;

— целостность, тематическая завершенность представленных материалов;

— наглядность представления результатов работы;

— технологичность формирования портфолио;

В практике отечественного образования используются несколько типов портфолио педагога:

«Портфолио документов» представляет собой портфель сертифицированных (документированных) профессиональных достижений учителя, включающий свидетельства как его собственных достижений в педагогической деятельности, так и образовательных результатов учеников, подтверждающих её эффективность.

Комплексный портфолио объединяет все три указанных вида портфолио.

В отечественных публикациях чаще всего можно столкнуться со различными рекомендациями относительно структуры портфолио учителя. Достаточно типичным в этом плане выглядит следующий вариант: [1]

Раздел 1. Общие сведения о педагоге

Раздел 2. Официальные документы ( В этом разделе помещаются копии имеющихся у педагога сертифицированных документов: дипломов, удостоверений о прохождении курсовой подготовки, документов, подтверждающих наличие почетных званий, ученых степеней; копии дипломов различных конкурсов, копия аттестационного листа и т.д.)

Раздел 3. Работа педагога по обобщению и распространению собственного педагогического опыта

3.1. Наличие собственных методических разработок

3.2. Наличие публикаций по проблемам развития, воспитания, образования детей, обобщению опыта

3.3. Проведение открытых занятий, уроков, мастер-классов, участие в проведении круглых столов, семинаров, конференций, руководство методическим объединением, рабочими группами

3.4. Участие в инновационной деятельности (разработка и реализация авторских концепций, программ, проектов; участие в реализации образовательных программ ресурсных центров, экспериментальных площадок районного, городского и федерального уровня, пилотирование , участие в конкурсе инновационных продуктов ).

Раздел 4. Участие в районных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах

Раздел 5. Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения и в воспитательной работе.

Раздел 7. О тзывы о результатах педагогической деятельности аттестуемого.

Портфолио, построенный по подобной схеме, учитель, как правило, формирует («собирает») к аттестации на квалификационную категорию. Кто-то начинает делать это заблаговременно и систематично, кто-то – лихорадочно ищет нужные свидетельства своих достижений, когда подходит период самой аттестации.

В любом случае, по своей сути это – портфолио достижений. Его структура позволяет зафиксировать и наглядно показать итоги профессиональной деятельности, достигнутые за определенный период. Однако она недостаточно информативна с точки зрения отображения процесса целеполагания, проектирования и управления педагогом своим профессиональным развитием. Из собранных материалов неочевидно, какие задачи педагог на самом деле выделял для себя в качестве приоритетных, и в какой мере достижения и результаты, представленные в портфолио, соотносятся с этими главными задачами, «работают» на их реализацию. Иначе говоря, подобный портфолио не дает полноценной информации о том, насколько эффективно педагог способен выделять приоритетные ориентиры своей деятельности и работать над их достижением: налицо результаты, а соответствуют ли они тому, к чему в действительности стремился в профессиональном плане учитель, и обоснованно ли он определил эти самые ориентиры – еще вопрос.

Рассматривая портфолио как средство проектирования педагогом собственного профессионального развития, следует признать, что данный вид портфолио в полной мере этой функции не выполняет. Он нацеливает учителя скорее на «коллекционирование свидетельств о достижениях», нежели на рефлексивный анализ своей деятельности как основу планирования профессиональной деятельности. В этом заключается его минус.

Более перспективным инструментом управления профессиональным развитием педагога является рефлексивный портфолио, позволяющий проводить эффективный анализ собственной деятельности с последующей выработкой новых ценностей, целей, приоритетных ориентиров ее развития. С точки зрения формальных признаков это может быть комбинированный портфолио, однако системообразующим его компонентом будет выступать рефлексивная часть («портфолио планов»).

Рекомендуя данную модель, попыта­емся расставить некоторые акценты.

Наиболее существенный аспект, до сих пор отсутствующий не только в докумен тах, представляемых на экспертизу, но зачастую и в профессиональной позиции педагога в нашей школе, — аспект проектирования, планирования собственного професси­ онального развития. Он обеспечивается наличием в портфолио профессиональной концепции и плана професси­онального развития на ближайшую пер­ спективу.

Акцент на результат, практический выход обеспечивается тем, что в порт­фолио предъявляются свидетельства в виде работ (или их копий), видеозаписей учебных и внеурочных занятий. Здесь можно выделить следующие компоненты:

1) продукты профессиональной препо­ давательской деятельности самого педаго­ га: авторские программы, мето­ дические материалы и другое;

2) результаты исследова­тельской деятельности педагога: доклады, подготовленные к различного рода семинарам, совещаниям, «круглым столам»; печатные публикации; проек­ ты;

3) учебные продукты, выполненные школьниками: проекты, творческие и иссле­довательские работы учеников и т.п.;

4) данные об учебных достижениях уче­ ников в их динамике (наиболее сущест­ венным показателем здесь является именно при­рост качества образовательных результатов, индивидуальный и коллективный учебный прогресс вне зависимости от их способностей, воз­ можностей, сложности предмета и т.д.).

Принципиально важный момент, необходимый для того, чтобы портфолио стал инструментом, опосреду­ ющим проектный подход к собственной профессиональной деятельности: наибо­ лее существенным показателем успешно го профессионального роста учителя, его эффективности является соответствие поставленных педагогом задач повышения профессиональной квалификации и свиде­ тельств конкретных достижений в этой области, доказывающих, что эти задачи успешно реализованы. Поэтому необходимым элементом портфолио являются свидетельства того, что приобретенные новые профессиональные компетенции реализуются в процессе педагогической деятельности и в конечном счете повы­шают ее эффективность.

С точки зрения внедрения и освоения портфолио как инструмента профессионального развития имеет смысл познакомиться с зарубежной практикой его использования. [2]

В последние несколько лет приори­тетное внимание в зарубежных системах образования уделяется реализации принципа «плата за качество» и программам профессиональ­ного развития педагога. Оба этих компонента пред­полагают использование портфолио педа­гога для предъявления собственных профессиональных достижений, подтверж­дения своего профессионального уровня и объема выполняемой работы, а также для демонстрации прогресса и совершенство­вания в профессиональной деятельности. Форма, в которой учитывается портфо­лио, как правило, определяется на уровне региональных или муниципальных орга­нов управления образованием.

При подготовке портфолио практику­ющий учитель составляет индивидуаль­ный план профессионального развития, в котором определяет:

— цели и задачи профессионального развития (они должны соотноситься с тремя вещами: 1) профессиональными стандартами преподавания; 2) успеваемос­тью учеников; 3)стратегическим планом школы);

— конкретные умения, методы, программы, которые он собирается освоить для достижения этих целей;

— курсы и тренинги, которые он для этого собирается пройти;

— свидетельства, которые хочет получить.

При аттестации учителя комис­сия рассматривает результаты выполне­ния его индивидуального учебного плана, а также новый план, заявленный учителем для новой профессиональной категории.

На достижении высоких профессиональных категорий («мас­тер», «учи­тель высокой квалификации»), педагог в принципе может остановиться. Однако, в любом случае, он обязан регу­лярно (каждые 2-5 лет) подтверждать свою категорию и проходить релицензирование. Для прохождения релицензирования и под­тверждения сертификата на право преподавания в большинстве штатов и округов США необходим портфолио.

При оценке портфолио рассматрива­ются следующие показатели:

Соотношение между этими состав­ляющими определяет соответствующая комиссия на местах. Например, в ряде штатов США вес первого показателя составляет 50%, а 50% приходятся на два других показателя вместе взятые. При этом профессиональные достижения учителя и вновь приобретенные умения рассматриваются не сами по себе, а с точки зрения того, как они повлияли на результаты учени­ков.

Профессиональные навыки и умения учителя оцениваются в соответствии с профессиональными стандартами педагогической деятельности. [3] Чис­ло этих стандартов в разных странах колеблется, но общая идеология и направленность являются едиными. В качестве основных компонентов профессиональных стандартов можно выделить:

— компетентность в вопросах препо­давания;

— компетентность в планировании и подготовке уроков;

— компетентность в управлении клас­сом;

— использование разнообразных мето­дов оценивания;

— создание обстановки и использо­вание методов, обеспечивающих макси­мальную активность учащихся;

— планирование своей деятельности для максимального соответствия потреб­ностям учащихся;

— коллегиальность и сотрудничество;

— наблюдаемый профессиональный рост.

Для каждого показателя разработаны соответствующие индикаторы.

Кроме внешней оценки портфолио комиссией, обычно проводится внутреннее оценивание администрацией или учителями-мастерами школы.

Учитель может также сам оценивать свои усилия и достижения в про­фессиональном развитии в соответствии со стан­дартами. Самооценивание и другие формы реф­лексии вообще играют существенную роль в работе учителя на Западе. Соответственно, они входят и в материалы учительского портфолио, рассматриваемого при внешней аттестации и внутришкольном оценивании эффективности работы учителей.

В портфолио учитель представляет раз­личные свидетельства своего профессионального роста. Жес ткого стандарта портфолио не существует, однако набор включаемых в него материалов достаточно устойчив:

· награды и сертификаты;

· свидетельства о пройденных тренингах и курсах;

· авторские либо коллективные про­ граммы;

· проекты и исследования;

· данные о достижениях учеников;

· отзывы и оценки учеников, коллег, администрации.

От традиционной для нашей школы папки, представляемой учителем при аттестации, этот набор материалов отли­ чается тем, что на первенствующее место здесь занимает осмысление учителем своей деятельности, отраженное в педагогической концепции, и, в целом, его рефлексивная пози­ ция. Описывая пройденные тренинги, приобретенные умения, учитель должен оценить то, как это «новое знание» реали­ зуется в его преподавании, сказывается на результатах учеников. Представляя свои проекты, он показывает, как они работают на стратегию школы и т.д.

В приложе­нии к портфолио размещаются различные фото- и видео­материалы, подтверждающие отдельные его разделы.

Зарубежный опыт использования про­фессионального портфолио педагога дает основания для разработки модели, адек­ ватной условиям отечественной школы.

Необходимо, чтобы в таком портфолио отражались:

— стратегические устремления педагога как профессионала;

— решаемые им актуальные профессиональные задачи;

— характеристика той теоретической и практической базы, на которой педагог опирается в своей деятельности;

— приобретённые знания и умения;

— описание тех функциональных мест в рамках образовательного процесса, где приобретался опыт применения этих знаний и умений в практической деятельности (в том числе – через осуществление педагогических проектов);

— рефлексивное осмысление освоенного профессионального опыта.

Полагаем, что в целях повышения эффективности портфолио как инструмента профессионального развития его традиционную структуру следует несколько скорректировать. Предлагаемая корректировка заключается, прежде всего, во введении дополнительного раздела, связанного с актуализацией целеполагания педагогической деятельности и проектированием задач личностно-профессионального развития на основе рефлексии практики своей работы.

С учетом предлагаемых корректив структура рефлексивного портфолио педагога может иметь следующий вид:

2. Целеполагание и проектирование перспективных задач развития профессиональной деятельности.

3. Научно-методическая деятельность

4. Результаты педагогической деятельности

5. Перспективные задачи

В разделе «Общие сведения» п омещаются персональные данные педагога:

· фамилия, имя, отчество, год рождения;

· сведения об образовании (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);

· данные о трудовом и педагогическом стаже;

· сведения о занимаемой должности и дополнительной профессиональной нагрузке (например, об исполнении функций руководителя методического объединения);

· информация о повышении квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);

· копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;

· наиболее значимые правительственные награды, грамоты; дипломы различных конкурсов; другие документы.

Раздел «Целеполагание и проектирование перспективных задач развития профессиональной деятельности» должен строиться на основе проблемного анализа педагогом своей профессиональной деятельности в контексте актуальных задач развития образования. Это – один из ключевых компонентов портфолио, раскрывающий и одновременно формирующий способность педагога к рефлексии собственной профессиональной деятельности.

Лучше, если этот раздел будет открываться краткой характеристикой педагогической концепции автора портфолио. По своему формату педагогическая концепция, по сути, представляет собой небольшое эссе. В нем автор определяющей приоритетные для него целевые ориентиры педагогической деятельности. Соотносясь с общими приоритетными задачами развития образования и целевыми установками программы образовательного учреждения, эти ориентиры, тем не менее, будут обладать индивидуальностью, поскольку представляют собой результат личностного осмысления целей своей образовательной деятельности.

Важнейшей основой этого раздела портфолио является проблемный анализ собственной профессиональной деятельности. Его смысл заключается в том, чтобы на основе анализа достаточно объемной и разнородной информации, касающейся содержания, условий и результатов образовательного процесса, вычленить и сформулировать педагогические проблемы, решение которых является наиболее актуальным для педагога в ближайшей и более отдаленной перспективе. Эти проблемы в значительной мере будут определяться субъективными факторами, индивидуальными для каждого педагога с учетом его опыта, профессиональной подготовки, условий работы. Но в то же время они не могут быть выделены без соотнесения педагогической практики учителя с общими приоритетными задачами развития образования и задачами конкретного образовательного учреждения, где он работает. Особое внимание педагогов в этой связи должны привлечь профессиональные задачи, возникающие в связи с переходом на новые образовательные стандарты, поскольку введение ФГОС определяет сегодня основной вектор развития школы.

Результаты этого рефлексивного мыслительного процесса будут представлены в портфолио в виде описания ключевых профессионально значимых проблем. Каждую из профессионально значимых проблем, выделенных педагогом, важно сформулировать предельно четко. Напомним в этой связи, что проблема – это противоречие между желаемым результатом деятельности и наличным комплексом условий, не позволяющих данного результата. Соответственно, формулируя проблему, важно уяснить, достижение какого именно результата для нас является значимым, поскольку в одной и той же проблемной ситуации профессиональные целевые ориентиры могут задаваться по-разному.

Необходимо также осознавать, что любому учителю в практической деятельности приходится решать не одну, а целый ряд таких проблем, различным образом между собой взаимосвязанных. В связи с этим для эффективного планирования нужно определиться с иерархией выделенных проблем, выделив среди них наиболее острые и важные, те, на которых стоит сосредоточить основные усилия.

На основе проведенного проблемного анализа педагог устанавливает для себя конкретные задачи, которые он намерен решить.

Фиксируемые в данном разделе цели и задачи профессионального развития учителя должны соотноситься:

— с Федеральными государственными образовательными стандартами.

— с профессиональными стандартами педагогической деятельности (пока как отмечалось, они в Российской Федерации еще не приняты).

— с успеваемостью, точнее – наличным уровнем образовательных достижений обучающихся.

— с программой перспективного развития образовательного учреждения.

Для каждой задачи следует определить планируемый результат (-ты), который педагог намерен в итоге получить. Важно, чтобы эти результаты должны были не абстрактными, а доступными для наглядной диагностики и оценки.

Постановка задач и определение планируемых результатов подразумевает определение временные условия их выполнения. Сроки решения каждой задачи должны быть, с одной стороны, реалистичными, а с другой стороны – обозримыми. Длительные задачи (рассчитанные на реализацию в течение, например, более 2 лет) целесообразно рассматривать как систему составляющих их подзадач более локального характера.

Для наглядной фиксации выделяемых педагогом профессионально значимых проблем, вытекающих из них задач и планируемых результатов можно использовать форму таблицы:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *