Что относится к путевым знакам
ПУТЕВЫЕ ЗНАКИ
сигнальные приборы, устанавливаемые согласно § 60 — 63 ПТЭ вдоль главных жел.-дор. путей. Различают П. з. постоянные и временные. К постоянным относятся: 1) километровые — на границах километров; 2) пикетные; 3) начала и конца кривых; 4) уклоноуказатели; 5) предупредительные — для машинистов; 6) оповестительные щиты — перед предупредительными дисками и входными семафорами; 7) указатели границ дорог, дистанций пути, околотков и рабочих отделений; 8) предупредительные знаки о включении и выключении тока — на нейтральных вставках (на электрифицированных участках); 9) указатели границ дистанций контактной сети; 10) указатели границ жел.-дор. полосы отвода. Временные П. з. устанавливаются на непродолжительное время; к ним относятся: а) указатели для снегоочистителей; б) указатели мест поднятия и опускания пантографа на электрифицированных участках.
Смотреть что такое «ПУТЕВЫЕ ЗНАКИ» в других словарях:
ПУТЕВЫЕ ЗНАКИ — пост. указатели, установл. вдоль ж. д. линии или в междупутье, на к рых обозначены профиль и протяжённость линии, а также местонахождение путевых устройств и сооружений, режим движения подвижного состава и т. п … Большой энциклопедический политехнический словарь
Путевые знаки (роман) — Значимость предмета статьи поставлена под сомнение. Пожалуйста, покажите в статье значимость её предмета, добавив в неё доказательства значимости по частным критериям значимости или, в случае если частные критерии значимости для… … Википедия
особые путевые знаки — границы железнодорожной полосы отвода, указатель номера стрелки, знак оси пассажирского здания, знаки на линейных путевых зданиях, реперы начала и конца круговых кривых, а также начала, середины и конца переходных кривых, скрытых сооружений… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ЗНАКИ ПУТЕВЫЕ — специальные указатели, устанавливаемые вдоль главных путей. З. п. подразделяются на: а) километровые и пикетные; б) начала и конца кривых; в) уклоноуказательные; г) предупредительные для машинистов о подаче свистка, об обрывных местах профиля, о… … Технический железнодорожный словарь
Особые путевые ж/д знаки — Особые путевые знаки. Границы железнодорожной полосы отвода, указатель номера стрелки, знак оси пассажирского здания, знаки на линейных путевых зданиях, реперы начала и конца круговых кривых, а также начала, середины и конца переходных кривых,… … Официальная терминология
Безопасности знаки — (a. safety signs; н. Sicherheitszeichen; ф. signes de securite; и. senales de seguridad) условное обозначение в графич. форме сообщений по технике безопасности. Предназначены для привлечения внимания работающих к непосредств. опасности,… … Геологическая энциклопедия
Дорожные знаки — представляют собой фигуры определённой формы, размеров и окраски; устанавливаются на автомобильных дорогах и городских улицах для предупреждения водителей и пешеходов об опасных участках и информации о введённых ограничениях или иных… … Большая советская энциклопедия
УКАЗАТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ ДЛЯ СНЕГООЧИСТИТЕЛЕЙ — путевые сигнальные знаки, устанавливаемые на зимний период с правой стороны по ходу поезда и указывающие машинисту границы препятствий для свободного прохода снегоочистителя в рабочем положении, т. е. места, где необходимо поднять ножи и убрать… … Технический железнодорожный словарь
8442 — ГОСТ 8442 < 65>Знаки путевые и сигнальные железных дорог. ОКС: 03.220.30, 45.020 КГС: Д58 Оборудование станций, вокзалов, депо, мастерских и других предприятий железнодорожного транспорта и метрополитена. Путевые знаки и сигналы Взамен: ГОСТ 8442 … Справочник ГОСТов
Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации — Терминология Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации: автоматическая локомотивная сигнализация как самостоятельное средство сигнализации и связи система, при которой движение поездов на перегоне осуществляется по… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ПУТЕВЫЕ ЗНАКИ
пост. указатели, установл. вдоль ж.-д. линии или в междупутье, на к-рых обозначены профиль и протяжённость линии, а также местонахождение путевых устройств и сооружений, режим движения подвижного состава и т. п.
Смотреть что такое «ПУТЕВЫЕ ЗНАКИ» в других словарях:
ПУТЕВЫЕ ЗНАКИ — сигнальные приборы, устанавливаемые согласно § 60 63 ПТЭ вдоль главных жел. дор. путей. Различают П. з. постоянные и временные. К постоянным относятся: 1) километровые на границах километров; 2) пикетные; 3) начала и конца кривых; 4)… … Технический железнодорожный словарь
Путевые знаки (роман) — Значимость предмета статьи поставлена под сомнение. Пожалуйста, покажите в статье значимость её предмета, добавив в неё доказательства значимости по частным критериям значимости или, в случае если частные критерии значимости для… … Википедия
особые путевые знаки — границы железнодорожной полосы отвода, указатель номера стрелки, знак оси пассажирского здания, знаки на линейных путевых зданиях, реперы начала и конца круговых кривых, а также начала, середины и конца переходных кривых, скрытых сооружений… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ЗНАКИ ПУТЕВЫЕ — специальные указатели, устанавливаемые вдоль главных путей. З. п. подразделяются на: а) километровые и пикетные; б) начала и конца кривых; в) уклоноуказательные; г) предупредительные для машинистов о подаче свистка, об обрывных местах профиля, о… … Технический железнодорожный словарь
Особые путевые ж/д знаки — Особые путевые знаки. Границы железнодорожной полосы отвода, указатель номера стрелки, знак оси пассажирского здания, знаки на линейных путевых зданиях, реперы начала и конца круговых кривых, а также начала, середины и конца переходных кривых,… … Официальная терминология
Безопасности знаки — (a. safety signs; н. Sicherheitszeichen; ф. signes de securite; и. senales de seguridad) условное обозначение в графич. форме сообщений по технике безопасности. Предназначены для привлечения внимания работающих к непосредств. опасности,… … Геологическая энциклопедия
Дорожные знаки — представляют собой фигуры определённой формы, размеров и окраски; устанавливаются на автомобильных дорогах и городских улицах для предупреждения водителей и пешеходов об опасных участках и информации о введённых ограничениях или иных… … Большая советская энциклопедия
УКАЗАТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ ДЛЯ СНЕГООЧИСТИТЕЛЕЙ — путевые сигнальные знаки, устанавливаемые на зимний период с правой стороны по ходу поезда и указывающие машинисту границы препятствий для свободного прохода снегоочистителя в рабочем положении, т. е. места, где необходимо поднять ножи и убрать… … Технический железнодорожный словарь
8442 — ГОСТ 8442 < 65>Знаки путевые и сигнальные железных дорог. ОКС: 03.220.30, 45.020 КГС: Д58 Оборудование станций, вокзалов, депо, мастерских и других предприятий железнодорожного транспорта и метрополитена. Путевые знаки и сигналы Взамен: ГОСТ 8442 … Справочник ГОСТов
Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации — Терминология Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации: автоматическая локомотивная сигнализация как самостоятельное средство сигнализации и связи система, при которой движение поездов на перегоне осуществляется по… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Что относится к путевым знакам
Выберите вашу станцию:
Москва | Карымская | Рузаевка | Сургут |
Восточно-Сибирская ж.д. | Могоча | Самара | Тюмень |
Братск | Чернышевск | Сызрань | Северная ж.д. |
Иркутск | Чита | Ульяновск | Архангельск |
Северобайкальск | Западно-Сибирская ж.д. | Уфа | Вологда |
Тайшет | Барабинск | Московская ж.д. | Воркута |
Улан-Удэ | Барнаул | Брянск | Коноша I |
Усть-Илимск | Карасук | Курск | Котлас |
Горьковская ж.д. | Кемерово | Орел | Сосногорск |
Арзамас-2 | Новосибирск | Рязань | Ярославль |
Владимир | Омск | Смоленск | Северо – Кавказская ж.д. |
Ижевск | Тайга | Тула | Кавказская |
Йошкар-Ола | Томск | Октябрьская ж.д. | Краснодар |
Казань | Калининградская ж.д. | Бологое | Лихая |
Красный Узел | Багратионовск | Волховстрой | Махачкала |
Муром | Балтийск | Мурманск | Мин. Воды |
Н. Новгород | Калининград | Петрозаводск | Новороссийск |
Чебоксары | Краснознаменск | Псков | Ростов |
Дальневосточная ж.д. | Нестеров | Ржев | Туапсе |
Биробиджан | Советск | С-Петербург | Юго-Восточная ж.д. |
Владивосток | Черняховск | Тверь | Белгород |
Комсомольск-на-Амуре | Красноярская ж.д. | Приволжская ж.д. | Воронеж |
Находка | Абакан | Астрахань | Елец |
Новый Ургал | Аскиз | Волгоград | Лиски |
Ноглики | Ачинск-1 | Ершов | Россошь |
Советская Гавань | Дивногорск | Пугачевск | Ст. Оскол |
Тында | Карабула | Саратов | Тамбов |
Уссурийск | Красноярск | Сенная | Южно-Уральская ж.д. |
Хабаровск | Решоты | Свердловская ж.д. | Карталы |
Южно-Сахалинск | Саянская | Богданович | Курган |
Забайкальская ж.д. | Тигей | Екатеринбург | Оренбург |
Белогорск | Уяр | Каменск-Уральский | Орск |
Благовещенск | Куйбышевская ж.д. | Нижний Тагил | Петропавловск |
Забайкальск | Пенза | Пермь | Челябинск-Главный |
Азбука путевых знаков
Многие пассажиры, глядя в окно, наверняка не раз задавались вопросом: что это за мудреные знаки, указатели, обозначения буквами, цифрами, которые тянутся вдоль пути то на шестах, то на столбах, окрашенные то в один цвет, то в полоску? Эти знаки действительно мудрые, как наука всякого точного ремесла.
Путевые знаки применяются для обозначения того или иного места железнодорожного пути. Они необходимы машинисту при ведении поезда, планировании и производстве путевых работ, фиксировании места расположения сооружений, уровня воды на участках пойменных насыпей и в ряде других случаев. К путевым относятся километровые, уклоноуказательные, пикетные знаки, реперы начала и конца круговых кривых, особые путевые знаки
Километровые знаки устанавливают с правой стороны пути (в направлении отсчета километров) не ближе 3,1 м от оси крайнего пути в выемках (кроме скальных) и на выходах из них (на протяжении 100 м) километровые знаки ставят не ближе 5,7 м от оси крайнего пути. Столб окрашивают в серый цвет, а его низ и верхнюю заостренную часть – в черный На магистральных направлениях на вершине столбов ребром к ж.-д пути крепят плоскую табличку белого цвета с указанием километров от Москвы.
Раньше километровые столбы назывались верстовыми знаками, были полосатыми, как верстовые столбы на шоссе и столбовых дорогах и отмеряли, соответственно версты. В книге «Железные дороги 1825-1925 гг.», изданной в 1925 г. автор пишет: «Для обозначения верст, пикетов, уклонов и кривых, а также для указания границ участков, околодков (сохранена орфография оригинала) дорожных мастеров, отделений старших рабочих и проч., на бровке полотна ставятся «путевые знаки», которые должны иметь четкую надпись, ясно видимую с поезда. Путевые знаки изготовляются обычно из старых рельс с соответствующими надписями на них масляной краской. Пикеты обозначают невысокими каменными столбиками, окрашенными в белый цвет с обозначением порядкового номера от одного до девяти; десятого пикета не ставят, так как на его месте приходится верстовой столб.»
Пикетные знаки (из дерева, камня или бетона) высотой, как правило, 500 мм устанавливают на обочине земляного полотна. В районах, где снега не бывает или выпадает мало, каменные и бетонные пикетные знаки могут быть высотой 300 мм. Знаки окрашивают в серый цвет, а верх и низ деревянных знаков – в черный. На каждом знаке цифрами высотой 120 мм указывают номера закончившегося и начавшегося пикетов данного километра. Цифры пишут черной краской на двух противоположных сторонах знака, расположенных поперек полотна.
Пикетные знаки (а – деревянные, б – бетонные)
Реперы начала и конца круговой кривой (рис 3 95) изготавливают из камня или бетона, устанавливают с правой или с левой стороны ж.-д. пути не ближе 3,1 м от его оси против начала и конца круговых кривых. Буквы, указанные на столбиках, имеют высоту 35 мм с расстоянием меду буквами по вертикали 15 мм и обозначают: НКК – начало круговой кривой, ККК – конец круговой кривой, ПК – номер предыдущего пикета плюс расстояние от него до начала (конца) кривой в метрах; Р – радиус круговой кривой в метрах; В – возвышение наружного рельса в метрах.
Репер начала (или конца) круговой кривой
В старину путь маркировался также и уклоноуказателями. Их отменили на рубеже 1950-1960 годов. Крылышко уклоноуказателя глядело вверх или вниз, в зависимости от возвышения или уклона пути и указывало начало уклона и размер его в «тысячных». Уклоноуказательный знак устанавливали в местах перелома продольного профиля. Положение таблички указывает характер впередилежащего элемента профиля (уклон, подъем, площадка), а цифры – крутизну элемента в тысячных и его протяженность.
Уклоноуказатели были нужны до тех пор, пока подвижной состав был на фаркопах – то есть с винтовыми сцепками или стяжками (винтовой упряжью), а не с автоматическими, как сейчас. С конца 1930-х годов началось внедрение автосцепки и постепенно необходимость в уклоноуказательных знаках отпала.
К путевым знакам особого назначения, устанавливаемым и обслуживаемым путейцами, относятся знаки, указывающие места расположения скрытых сооружений земляного полотна (смотровые колодцы, подкюветные дренажи, штольни и т. п.); высшего горизонта вод и максимальной волны; границы ж.-д. полосы отвода и др.
Сигнальные знаки, устанавливаемые вдоль пути, требуют определенных действий от персонала, участвующего в поездной маневровой работе: «Опустить пантограф», «Поднять пантограф», «Начало толкания», «Конец толкания», «Внимание токораздел» и т.п.
Раньше, при паровозах, было много не только ныне устаревших профессий, но и сигнальных знаков на пути, как например, «Закрой сифон» и «Закрой поддувало». Все знают выражение «просифонило» – то есть продуло насквозь. Так вот сифон действительно создает искусственную тягу в топке паровоза, что заставляет топливо гореть гораздо активнее. Помощник машиниста открывает кран на котле, и из сифонного кольца начинает с силой струиться в трубу пар. Когда сифон включен, особенно если паровоз работает на угле или на дровах, он поднимает из паровозной трубы искры, а порой и крупные горящие куски топлива. При проходе паровоза с сильно открытым сифоном под мостом (а в паровозные времена, то есть до середины 1960-х годов, множество пешеходных, автодорожных, узкоколейных мостов и путепроводов были еще полностью деревянными) могли произойти поджоги моста или сильное задымление, опасное для пешеходов.
Знак «Закрой поддувало» ставился перед пешеходными настилами и мостами, которые находятся под паровозом. В старину из-под паровоза прилично сорило из топки на путь горящими хлопьями шлака и кусками пылающего угля. Путь, по которому ходили паровозы на твердом топливе (уголь, дрова, сланец, торф), был всегда узнаваем. Были случаи, когда целые станции сгорали из-за поджога деревянных шпал и брусьев упавшим паровозным жаром. Знак «Закрой поддувало» заставлял паровозную бригаду закрывать в опасном месте зольник. На новых паровозах выпуска 1930-1950-х годов стояли большие бункерные зольники, сквозь которые шлак из топки просыпался гораздо меньше, однако знаки «Закрой поддувало» еще долго продолжали стоять, пока паровозы не ушли совсем.
Знаки «Начало толкания» и «Конец толкания» ограничивают место на затяжном подъеме, где должно начинаться и заканчиваться подталкивание поездов локомотивом-толкачом.
Знак «Граница станции» – это место, где заканчивается перегон и начинаются станционные пути – другое служебное подчинение.
А вот знак «Проводник» хитрее: это совсем не тот проводник, о котором могут подумать непосвященные, здесь значение иное. Раньше, когда на локомотивах не было радиостанций и машинисту нельзя было передать никакого сообщения, при неисправности входного семафора или светофора, который ограждал въезд на станцию, поезд по инструкции должен был встречать представитель дежурного по станции (нарочный) – он-то и назывался проводником. В руке он держал крашеную жестяную или стальную табличку с выдавленной надписью: «Билет-проводник № такой-то, станция такая-то, для приема четных или нечетных поездов». Получив этот билет, машинист получал право въезжать на станцию в сопровождении этого самого проводника. Так вот место, где проводник должен был встречать поезд, и указывалось табличкой «Проводник».
К путевым знакам относят также предельные столбики – они устанавливаются в середину междупутья там, где расстояние между осями сходящихся путей составляет 4100 мм (нормальное междупутное расстояние на перегонах). На станционных путях допускается расстояние 3810 мм.
Предельные столбики: а – для главных и приемоотправочных путей; б – для станционных путей
На перегрузочных путях с зауженным междупутьем предельные столбики размещают в местах, где ширина междупутья достигает 3600 мм. На криволинейных участках это расстояние должно увеличиваться при уменьшении радиуса рельсовой колеи. На предельных столбиках парковых путей на срезах, обращенных к стрелкам, указывают номера путей, между которыми расположен столбик. Эти знаки указывают «предел» – место, дальше которого нельзя ставить вагон. В просторечии железнодорожники так и называют эти столбики «пределом» или «проходом» и говорят, например: «стоит за пределом», «есть проходы», «убрались за проход» – то есть хвост состава уместился за предельный столбик. В старину существовали еще столбики, которые указывали границы участков, дистанций или околотков. Их называли граничные столбики от слов «граница» или «грань».
В «Положении о сигналах на железных дорогах в России» от 31 января 1873 г. предельные столбики упоминаются как Указатели стояния поездов:
«§33. Указатели стояния поездов. На станционных путях особыми столбиками, окрашенными в красный цвет, должны быть обозначаемы те части путей, где может быть допущено размещение поездов и вообще подвижного состава при остановке. Эти столбики помещаются во всех углах сходящихся путей, на таком расстоянии от их соединения, где ширина междупутья составляет не менее 6 ½ фут. (0,93 саж.).
Примечание. Исключение допускается только для Николаевской железной дороги, где столбики могут быть установлены, на таком расстоянии от соединения путей, где ширина междупутья составляет не менее 5 ½ фут. (0,79 саж.)».
А в «Правила о сигналах», изданных в 1897 г. Московско-Казанской ж.д. в разделе «Станционные сигналы» дается следующее их определение:
« Указывающие место стояния поездов на станционных путях: Предельные столбики, поставленные между путями. Поезд или отдельные вагоны не должны переходить за эти столбики, т.е. тем самым приближаться к месту пересечения, разветвления двух смежных путей.»
Особая железнодорожная живинка – временные переносные путевые знаки. Это сугубо железнодорожная специфика. О некоторых из них, уже было рассказано выше («Граница станции», «Проводник»). Еще есть знаки «Остановка локомотива», «Остановка первого вагона», «Поднять пантограф», «Опустить пантограф», «Конец контактной подвески» и др.
Знак «С» означает подачу в этом месте длинного свистка. Этот знак может быть установлен на столбе, щитке или на опоре контактной подвески.
Знаки «Начало опасного места» и «Конец опасного места» ограничивают место на пути, которое поезду необходимо пройти с уменьшением скорости, нередко очень значительным, например, при производстве путевых работ.
«Зеленый щит», «Желтый щит», «Красный щит» – эти переносные сигналы локомотивная бригада во время ведения поезда так и называет вслух, указывая сразу же и скорость, с которой можно следовать после прохода знака. Например, «Желтый щит, скорость шестьдесят»,– объявляет помощник. «Желтый щит, скорость шестьдесят», – повторяет машинист. Эти знаки показывают, что впереди ограничение скорости следования поезда до 60 км/ч. Когда место снижения скорости остается позади на расстоянии стандартной длины обращающихся поездов, у пути стоит зеленый щит – держать скорость установленную, то есть ту, с которой можно следовать по данному перегону или станции. А красный щит – это знак, который вообще запрещает всякое движение вперед. Ставят его для большей убедительности не рядом с путем, а прямо между рельсами. Это как у автоводителей знак «кирпич».
Предупредительные сигнальные знаки «Берегись поезда» у переездов устанавливаются на автодороге, подходящей к ж.-д. пути на расстояние 20 м от крайнего рельса с правой стороны по ходу движения автотранспорта. На расстоянии 50 м от крайнего рельса устанавливается знак «Внимание! Автоматический шлагбаум».
Есть знак, который называется «Диск уменьшения скорости», который укрепляют на столбе, устанавливаемом на обочине земляного полотна.
Железнодорожные путевые знаки – точный, безмолвно говорящий и потому особенно привлекательный профессиональный язык. Столбики, знаки, сигналы – знать всю эту премудрость было и ответственно, и очень почетно. Железнодорожники в глазах почтенной публики представлялись людьми значительного и квалифицированного труда, вызывали уважение. Каждый четко знал и делал свою работу и отвечал за неё. Во всём имелся смысл и предписание. Это была математически точная отрасль, круглосуточно работавшая как часы. Всё в ней определялось технической целесообразностью.
При подготовке статьи использованы материалы из книги Алексея Вульфова «Повседневная жизнь Российиских железных дорог», Москва, «Молодая гвардия», 2007 г., а также:
2. «Большая энциклопедия ж.д. транспорта», Москва, «Большая Российская энциклопедия», 2003 г.