Что относится к психологическим процессам

Психические процессы

Психи́ческие проце́ссы — процессы, условно выделенные в целостной структуре психики.

Выделение психических процессов — сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на учёных-психологов в период становления научной психологии; также данное выделение можно связать c аналитическими тенденциями в науке XIX — начала XX века.

Все психические явления по их длительности можно разделить на 3 группы:

Особенность психических процессов в том, что они наиболее кратковременные, быстропротекающие. Они являются актуальным откликом на происходящее.

В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика». Деление сознания на психические процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования. В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике, и классификация психических процессов имеет скорее педагогическую и пропедевтическую ценность, нисходящую по мере развития науки.

В психических процессах, по Веккеру, можно выделить два уровня организации: первый связан с нервными процессами, организуемыми на уровне нейронных связей, данные процессы необязательно выделяются и определяются в сознании личности. Второй уровень связан с сознанием и включает в себя познавательные процессы.

Взаимосвязь психических процессов выражается, например, в том, что восприятие невозможно без памяти, запоминание невозможно без восприятия, а внимание невозможно без мышления.

Содержание

Виды психических процессов

Познавательные

Эмоциональные

Волевые

Литература

См. также

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Психические процессы» в других словарях:

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ — англ. psychic /mental processes; нем. Prozessen, psychischen. Различные формы единого, целостного отражения субъектом объективной реальности в процессе деятельности центральной нервной системы (ощущения, восприятие, память, представления,… … Энциклопедия социологии

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ — проявления психики, обеспечивающие познание окружающей действительности: ощущение, восприятие, мышление, память, воображение, речь, и выступающие важнейшими компонентами любой человеческой деятельности. Являясь по сути внутренними, все П. п.… … Психомоторика: cловарь-справочник

психические процессы — отдельные проявления психической деятельности человека, условно выделяемые в качестве самостоятельных объектов исследования (ощущения, восприятия, мышление и др.) … Большой медицинский словарь

Психические процессы — Отдельные проявления психической деятельности человека, изучаемые в динамике и условно вычленяемые в качестве относительно изолированных объектов исследования – П.п. ощущения, восприятия, мышления, памяти и т.д … Толковый словарь психиатрических терминов

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ — англ. psychic /mental processes; нем. Prozessen, psychischen. Различные формы единого, целостного отражения субъектом объективной реальности в процессе деятельности центральной нервной системы (ощущения, восприятие, память, представления,… … Толковый словарь по социологии

Познавательные психические процессы — психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят: ощущения, восприятия, представления, память, воображение, мышление, речь … Психология человека: словарь терминов

Высшие психические процессы — сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению. К числу высших психических процессов относятся произвольная память, произвольное внимание, мышление, речь и др … Психология человека: словарь терминов

познавательные психические процессы — психические явления, в своей совокупности непосредственно обеспечивающие познание как процесс и как результат. К их числу относятся: ощущение, восприятие, внимание, представление, воображение, память, мышление, речь … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Высшие психические процессы — собирательное обозначение мышления, воображения, языка, символизации, рассуждения, планирования, прогнозирования, интеграции, осознавания и т.д … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ — Общее название, используемое для собирательного обозначения мышления, воображения, языка, абстрактного мышления, символизации, рассуждения и т.д … Толковый словарь по психологии

Источник

Понятие психических процессов

Психические процессы — описание

Психический процесс – проявляющиеся в разных формах динамические отражения реальности. Данные процессы тесно связаны между собой и сливаются в один общий процесс, который мы называем «психика». Деление происходит условно, так как не имеет теоретического обоснования.

Познавательные:

Эмоциональные:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Волевые:

Характеристики процессов

Психические процессы — это актуальный отклик личности на происходящее вокруг. Им характерны следующие особенности:

Выделение психических процессов – условное разделение психики на составные части, которые появились по причине значительного влияния механистических представлений на психологов в период становления научной психологии.

Динамичность

Данная характеристика напрямую зависит от состояния индивида, от режима работы его мозга: возбуждение, стресс, усталость.

Динамика восприятия заключается в увеличении точности данного процесса. В 21 год возникает пик восприятия человека, а в 55 начинается деградация.

В период развития мышления увеличивается гибкость, точность и скорость упомянутого процесса, также он становится более организованным, произвольным и осознанным.

Динамика памяти имеет такое же развитие, как и восприятие. По мере взросления повышается скорость образования ассоциаций, объем памяти, прочность и точность запоминания, длительное хранение. После 55 лет у индивида может наблюдаться деградация памяти. Можно выделить и качественные изменения: так речь становится более организованной и осознанной.

Динамика воображения достигает пика в 33 года. Начало закладывается еще в дошкольном возрасте, что позволяет ребенку строить планы и наглядные модели. В разном возрасте воображение играет различную роль. Так, например, в дошкольном возрасте формируется воссоздающее и творческое воображение, далее динамика снижается и повышается только в подростковом возрасте из-за потребности самовыразиться.

Внимание натурально в самом начале, затем происходит организация и осознанность, пик возникает в юношестве, увеличивается устойчивость внимания, сосредоточенность, ускоряется переключение между объектами наблюдения. После 55 лет начинается регресс.

Динамика эмоций становится более устойчивой с возрастом, теряя эту черту лишь в определенные периоды на непродолжительное время.

Кратковременность и быстрое протекание

Все психические процессы ограничены по времени. Они являются актуальным ответом на события внешнего мира.

Познавательные психические процессы

Они включают в себя:

Познавательные психические процессы связаны с ощущениями, которые помогают человеку собирать необходимую информацию. Все эти процессы дают возможность намечать цели, прорисовывать в голове развитие событий своей деятельности, свои поступки, поведение, предвидеть результаты того или иного выбора, управлять ими.

Процесс ощущения

Данный процесс является первичным и с его помощью организм получает всю первоначальную информацию от внешней и внутренней среды. Он отражает отдельные признаки предметов реального мира, которые воздействуют непосредственно на анализатор.

Британский ученый Чарльз Скотт Шеррингтон выделил три основных вида ощущений. Выделение основано на локализации рецепторов:

Генри Хэд разделил ощущения по происхождению:

Процесс восприятия

Процесс восприятия характеризуется отражением объектов и явлений действительности в совокупности их свойств и частей.

Восприятие отвечает за образ, картину ситуации, которая создается на основе первичных ощущений с учетом знаний, ожиданий, желаний, настроения и фантазии.

Восприятие тесно взаимосвязано с эмоциональным реагированием на происходящее. Данное явление происходит в обе стороны: эмоции определяют восприятие, а восприятие – эмоции.

Процесс мышления

Мышление – это высший процесс познания, который характеризуется активной познавательной деятельностью, а также внутренним процессом планирования и регуляции внешних явлений.

Процесс мышления достаточно личностный. Можно выделить множество его видов, но прежде всего мышление – это течение мыслей, изображений, смыслов происходящего. Он является одним из инструментов думающего индивида, решающего жизненные трудности и задачи. Происходит данный процесс на разных уровнях:

С помощью мышления человек способен определять сходство и различие объектов и явлений, устанавливать связь между ними. Другими словами, мышление – обобщенное отражение действительности, которое осуществляется при участии внутренней, свернутой речи.

Существует несколько видов мышления:

Процесс внимания

Внимание – это сконцентрированная энергия человеческого сознания, которая направлена на какой-либо объект.

Выделяют ряд функций, характеризующих внимание как психический процесс. Сущность данного процесса проявляется в первую очередь в отборе релевантных и игнорировании других воздействий. Также выделяется функция удержания вышеупомянутой деятельности (сохранение образов в сознании). Но одна из важнейших функций внимания – регуляция и контроль деятельности и ее протекания.

Внимание подразделяется на три типа:

Внимание влияет на эффективность работы органов чувств, фиксирование информации в человеческом мозге, воспроизведение полученных данных, мышление, работу мышц человека и так далее.

К свойствам внимания относятся:

Процесс запоминания

Память – это комплекс способностей познания и высших психических функций, которые относятся к накоплению, сохранению, воспроизведению каких-либо знаний и навыков.

Благодаря памяти у человека происходит формирование представления о воспринятых ранее объектах или явлениях. В результате содержание сознания включает в себя опыт и знания, приобретенные ранее, но не ограничивается теми ощущениями и восприятиями.

Выделяют три вида памяти:

По времени хранения информации в памяти выделяют:

Процесс воображения

Воображение – это процесс погружения личности во внутренний мир, создание внутри образов, изображений и представлений.

К свойствам его относят:

К основным функциям воображения относят:

Эмоциональные психические процессы, описание, особенности

Эмоциональный психический процесс заключается в отражении в сознании субъективного значения объектов и ситуаций, которые влияют на поведение, восприятие, мотивацию и деятельность человека.

К эмоциональным психическим процессам относятся:

Примеры психических процессов

Отражением работы психических процессов может послужить что угодно, любая деятельность. Например, чтение книги. Из-за тесной взаимосвязи всех психических процессов невозможно их разделить. Восприятие не будет существовать без памяти, запоминание – без восприятия, внимание – без мышления и так далее. Все эти процессы тесно связаны и образуют единое целое.

Источник

Психические процессы: виды и краткая характеристика

Что относится к психологическим процессам. Смотреть фото Что относится к психологическим процессам. Смотреть картинку Что относится к психологическим процессам. Картинка про Что относится к психологическим процессам. Фото Что относится к психологическим процессам

Психические процессы – это условное разделение психики на составные элементы, которые позволяют познавать внешний и внутренний мир. Это настолько сложный феномен и о нем так мало известно, что существует достаточно много определений и трактовок этого явления.

Развитие психических процессов происходит в конкретных условиях взаимодействия с окружающим миром: особенные свойства нашей планеты, переход от зимы к лету, изменение силы тяжести и многое другое – выдвигают человеку определенные требования. Поэтому психика выступает в качестве регулятора поведения организма.

Функции психических процессов целиком и полностью зависят от вида. Все психические процессы можно разделить на три вида:

Познавательные:

Эмоциональные:

Волевые:

Также существует неотделимая взаимосвязь психических процессов, которая выражается, например, в том, что память невозможна без внимания, восприятие невозможно без памяти и так далее. Поэтому если вы хотите улучшать деятельность своих психических процессов, достаточно будет заниматься развитием нескольких из них. К примеру, памяти, воображения, эмоций и воли. Впрочем, ваш список может принципиально отличаться. Во всяком случае вас не должно удивлять, что, развивая свое внимание, тут же «подтягиваются» и все остальные процессы.

Методы изучения

В области психиатрии и когнитивистики для изучения процессов памяти, восприятия, мышления, внимания и других функций используются следующие методы:

Следует сказать, что выявить нарушение психического процесса можно лишь с помощью нескольких методик, то есть диагностировать проблемы нужно в комплексе.

Наибольшее количество методик исследуют мышление. Самая известная – «Классификация предметов», где представляется возможность изучить различные аспекты мыслительного процесса. Также известны: понимание переносного смысла метафор и пословиц, решение арифметических задач разной степени сложности, сравнение и определение понятий.

Теперь поговорим отдельно о протекании психических процессов и состояний, их характеристике, свойствах и функциях.

Психические познавательные процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

Восприятие

Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. Оно протекает в тесной взаимосвязи с другими психическими процессами: в первую очередь с ощущениями, которые при помощи сенсоров собирают информацию из внешнего мира, во вторую – с памятью, волей и вниманием. Восприятие – это интерпретация того, что собрали наши сенсоры.

К свойствам восприятия относятся:

Память

Память – это комплекс познавательных способностей по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков. Память тесно связана с мышлением, восприятием и ощущениями.

Главная функция памяти состоит в том, чтобы хранить информацию, которую затем человек может использовать для тех или иных целей. Без нее у нас бы не существовало личности.

К свойствам памяти относятся: объем, точность, скорость процессов запоминания и забывания.

Мышление

Мышление – это процесс моделирования закономерностей окружающего мира, высший этап обработки информации человеком. Можно сказать, что это окончательный психический процесс, который руководит личностью.

При помощи мышления человек может полностью менять свое восприятие, воображение, внимание, волю и даже ощущения. Высшая степень человеческого познания.

Основные характеристики мышления:

Ощущения

Ощущение – это психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, субъектов внешних или внутренних стимулов при участии нервной системы.

Канонически, существует пять видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение, слух.

Воображение

Воображение – умение человека создавать в сознании образы, идеи и представления, а также манипулировать ними. Функции воображения состоят в том, чтобы представить в голове образец будущего результата деятельности в планировании, поиске стратегии для решения задач.

Представление

Представление – это образ явления или предмета, которые здесь и сейчас человек не воспринимает. Отличается от воображения тем, что человек пытается просто вспомнить образ, а не придумать нечто новое.

Функции представления зависят от рода деятельности человека: художникам требуется вспомнить нужный образ, музыкантам – нужную мелодию или звук. Воображение помогает решать сложные и образные задачи, в том числе творческие.

Речь – форма общения людей посредством языковых конструкций. Неотъемлемо связана с мышлением и представлением.

Она помогает доносить нам важную информацию, а также передавать общественно-исторический опыт.

Внимание

Внимание – избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Очень тесно связана с памятью (некоторые когнитивисты считают, что это и вовсе одно и то же), а также волей.

При помощи воли человек может изменить свое отношение к предмету и обратить на него сознательное внимание, то есть выделить его из остальных. Внимание помогает человеку успешно ориентироваться в окружающем мире.

Под свойствами внимания следует иметь в виду: объем, направленность, сосредоточенность, распределенность, интенсивность, переключаемость и устойчивость.

Психические эмоциональные процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

Чувства

Чувство – это эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к абстрактным или реальным объектам. Чувства проявляются у людей по-разному, потому что на них влияет собственный набор индивидуальных черт и личностных качеств. Необходимы для общения, дружбы и понимания других людей.

Эмоции

Эмоции отражают субъективное оценочное отношение к предметам, явлениям, ситуациям и людям. При помощи воли человек может вызвать любую эмоцию, которую сочтет нужной.

Свойства эмоций полностью совпадают со свойствами чувств.

Стресс

Стресс – это совокупность адаптационных реакций психики на стрессоры.

Существует положительный (эустресс) и отрицательный (дистресс) стресс. Разница в интенсивности: чем больше его в психике, тем хуже.

Аффекты

Аффекты – это эмоциональные процессы взрывного характера. Во многих случаях считаются негативным проявлением психики, но в угрожающей ситуации могут спасти жизнь.

Психические волевые процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

Постановка цели

Постановка цели – процесс выбора одной или нескольких целей. Тесно связана с усилием воли и эмоциями.

Воля – умение человека принимать решение на основе мыслительного процесса и направлять свои действия и мысли в соответствии с принятым решением.

Как следует из определения, воля тесно связана с мышлением и принятием решений. Но, помимо этого, без нее невозможно осознанное внимание и развитая память.

Принятие решений

Принятие решений – это психический процесс, который характеризуется применением силы воли для постановки цели и твердого намерения ее достичь.

Развитие психических процессов

Когда говорят о развитии психических процессов у детей, в первую очередь выделяют возрастную группу.

С 2 до 6 лет у ребенка происходит формирование психических процессов. На это могут повлиять родители, если будут их тренировать. Вот упражнения, которые можно давать своим детям:

Если вашему ребенку 7-8 лет, он должен уметь:

Психические процессы взрослого человека формируются в 16 лет. Но это не значит, что их нельзя тренировать и улучшать. По сути, мышление можно и даже нужно развивать всю жизнь. Поэтому в заключение статьи предлагаем вам пройти на выбор один из наших курсов (или все):

Также обязательно потренируйтесь, решая задачи из нашей рубрики «Игры, задачи и развлечения».

Источник

Психические процессы: виды и краткая характеристика

Психические процессы представляют собой группу психических явлений, который объединены между собой функционально. Благодаря этим самым процессам, человек способен познавать себя, а также окружающий мир. То, как и какие процессы развиваются, зависит от многих внешних факторов, например, от смены погодных условий или времен года. Поэтому психика является своеобразным рычагом управления организма.

Психические процессы делятся на 3 вида:

Также стоит отметить, что все процессы в области психологии и психиатрии тесно взаимосвязанные между собой. Таким образом, занимаясь развитием одного процесса, вы невольно подтянете к нему другой, который будет его дополнять.

Методы изучения психических процессов

Для максимального изучения процессов памяти, мышления и других функций в психиатрии используют определенные методы:

Стоит отметить, что выявить особенность психических расстройств можно лишь, используя несколько методов в дуэте. Большое количество используемых методик направлены именно на изучение мышления. Ниже вы сможете ознакомиться с каждым психическим состоянием отдельно, разобравшись в его функциях.

Виды психических процессов

Понимание чего-либо подразумевает под собой познавательный процесс, который формирует образы окружающей среды. Данный процесс связан с ощущениями, при помощи которых мы собираем внешнюю информацию. К свойствам данного процесса можно смело отнести структурность, предметность, избирательность.

Память является совокупностью особенностей, которые направлены на накопление, сохранение, а также использование навыков. Главной функцией этого процесса является хранение информации, благодаря которой и существует каждая личность. Тренировать память можно и нужно. Все, что для этого нужно делать — ежедневно проходить когнитивную тренировку на Викиум.

Что относится к психологическим процессам. Смотреть фото Что относится к психологическим процессам. Смотреть картинку Что относится к психологическим процессам. Картинка про Что относится к психологическим процессам. Фото Что относится к психологическим процессам

Процесс мышления помогает смоделировать закономерности окружающего мира. Благодаря мышлению человек способен воспринимать и менять свои ощущения, воображение и прочее.

Ощущения как процесс возникают, отражая отдельные свойства и состояния внешней среды, а также субъектов. Ощущения направлены на получение информации о качестве, количестве, пространстве. Человек способен испытывать такие ощущения, как: вкус, слух, зрение, обоняние, осязание.

Благодаря воображению, у человека в голове могут всплывать различные картинки, идеи и представления. Развитие воображения максимально положительно сказывается на человеке, помогая ему представить уже окончательный результат действий, направленных на что-либо. К основным свойствам воображения можно отнести следующее:

Процесс представления заключается в изучении образа или явления, которое на данный момент не существует в настоящем. От воображения этот процесс отличается тем, что он относится к реальности, а не к выдумке. Данная функция, безусловно, зависит и от рода деятельности человека. К свойствам представления можно отнести:

Используя речь, люди поддерживают коммуникацию с внешним миром. Речевой процесс напрямую зависит от мышления и представления. Благодаря речи можно воспринимать и передавать важную информацию. К свойствам речи можно отнести понятность, действие и выразительность.

Внимание – один из психических процессов, работа которого тесно переплетается с волевым характером и памятью. Обладая хорошей волей, человек может изменить свое восприятие к чему-либо. Именно благодаря вниманию человек успешно существует в мире. Тренировать его, также как и память, можно и нужно. Наши когнитивные тренировки — к ваши услугам.

При помощи эмоций люди выражают оценочное отношение к окружающим объектам. Эмоции и чувства очень похожи между собой, а первый процесс полностью связан со вторым.

Стресс представляет собой реакцию организма человека на раздражающие психику, факторы внешней среды. В психологии отмечают наличие положительного и отрицательного стресса. Первый вариант действует на организм положительно и не является слишком долгим и частым. Отрицательный же стресс приносит для человека множество проблем со здоровьем.

Аффект – эмоциональное состояние человека, зависящее от его характера. Обычно его приписывают к негативным качествам.

Постановка цели напрямую зависит от воли и эмоций, ведь только волевой и эмоционально стабильный человек может прийти к своей цели. А искусству целеполагания можно научиться с помощью нашего одноименного курса.

Умение человека идти к указанной цели, направляя свои решения и действия в нужное русло, называется волей. Она тесно переплетается с процессом мышления, внимания и памятью.

Принятие решений являет собой процесс, за который отвечают сила воли, постановка цели и твердость характера.

Источник

Психические процессы, свойства и состояния человека

Что относится к психологическим процессам. Смотреть фото Что относится к психологическим процессам. Смотреть картинку Что относится к психологическим процессам. Картинка про Что относится к психологическим процессам. Фото Что относится к психологическим процессам Что относится к психологическим процессам. Смотреть фото Что относится к психологическим процессам. Смотреть картинку Что относится к психологическим процессам. Картинка про Что относится к психологическим процессам. Фото Что относится к психологическим процессам Что относится к психологическим процессам. Смотреть фото Что относится к психологическим процессам. Смотреть картинку Что относится к психологическим процессам. Картинка про Что относится к психологическим процессам. Фото Что относится к психологическим процессам

Понятие и структура

Психические процессы в психологии — динамическое отражение реальности, которое проявляется в различных формах. Структура:

Они отличаются друг от друга:

Психические свойства: мотивация

Основой жизни и эволюции всей жизни на земле является мотивация. Под мотивом понимают побуждение к действию для того что бы удовлетворить актуальную потребность.

Потребности человеку весьма разнообразны. Потребности человека подразделяют на две категории:

Изучение и исследователи

Впервые о душевных проявлениях заговорили во времени античности, но изучение психических процессов началось 19 веке.

По мере изучения сформировалось несколько концепций:

Представители гeштaльт-пcихoлoгии утверждают, что любые психические процессы не развиваются на протяжении жизни, а проявляются на определенных этапах взросления, но это утверждение было быстро опровергнуто.

Развитие познавательных психических процессов

Темперамент — что это такое, описание

Развитие познавательных процессов начинается еще с первых лет жизни ребенка. Оно происходит в определенных условиях взаимодействия с окружающей средой и людьми. У детей развитие начинается с элементарных явлений: ребенок видит, узнает, запоминает, воспроизводит. В школьном возрасте процесс развития контролируется учителями и наставниками. Во взрослом возрасте все эти процессы поддаются тренировке.

Что относится к психологическим процессам. Смотреть фото Что относится к психологическим процессам. Смотреть картинку Что относится к психологическим процессам. Картинка про Что относится к психологическим процессам. Фото Что относится к психологическим процессам
Познание развивают на протяжении всей жизни

О том, что относится к психическим познавательным процессам, написано огромное количество статей, все источники сходятся в важности этого явления. Познание определяет уровень развития человека, его память, навыки запоминания и др. Важно то, что его можно развивать, тренировать на протяжении всей жизни.

Ученые выделяют три вида психологических процессов — познавательные, эмоциональные, волевые. Каждый из этих видов имеет несколько подвидов.

Познавательные

С помощью познавательных процессов человек усваивает новую информацию, развивает умения, получает опыт. Индивид собирает новые данные, перерабатывает их, хранит в памяти.

Ощущение

Ощущение — психическое отражение состояний, свойств окружающей среды. Чтобы человек мог получать информацию, на него должны воздействовать раздражители. Органы чувств имеют рецепторы, которые отвечают за прием и передачу нервных импульсов. Поскольку полученные данные не обрабатываются умом или культурой, они считаются натуральными, правдивыми.

Восприятие

Восприятие — психический процесс, с помощью которого формируются явления внешнего мира, образы предметов. Если сравнивать с ощущениями, восприятие можно назвать предметным, целостным.

На формирование общей картинки предмета или явление влияют:

Поэтому итоговый результат не всегда соответствует ожиданиям, его нельзя назвать полностью независимым.

Представление

Отражает явления, предметы, с которыми человек в данный момент не контактирует. Образы создаются по прошлому опыту. Поэтому результатом представлений можно назвать вторичный опыт.

Воображение

Погружение человека во внутренний мир. В нем создаются представления, картинки, образы. С помощью воображения можно увидеть образ, к которому не получается прикоснуться в реальном мире. Воображение связано с развитием памяти, творческих начинаний.

Мышление

Отвечает за возможность решать экстренные задачи. При этом подбираются такие пути решения сложившейся ситуации, которые не применялись ранее. Другой вариант трактовки понятия «мышление» — бесконечный поток различных смыслов, картинок, мыслей.

Память

Врожденная способность запоминать необходимую информацию, чтобы в нужный момент ей воспользоваться. Одна из составляющих памяти — забывание. Он нужен, чтобы быстро вспоминать нужную информацию. Если бы человек не умел забывать, у него бы появились проблемы с воспроизведением того, что требуется в определенный момент.

Внимание

Сложная система отбора информации. С ее помощью человек воспринимает только данные, которые ему нужны. Существует два вида внимания:

Эмоциональные

Эмоции в психологии — процессы, которые отражают оценку, личную значимость внутренних, внешних ситуаций, влияющих на жизнедеятельность человека.

Активные

К активным эмоциональным психическим процессам относится аффект — кратковременное, сильное эмоциональное переживание, которое сопровождаются висцеральными, двигательными проявлениями. Аффекты начинают активно развиваться только в экстренных ситуациях, когда человек не может найти ни одного варианта адекватных решений.

Они являются доминантными, подавляют остальные психические процессы, навязывают стереотипные способы решения сложившейся ситуации.

Пассивные

К пассивным эмоциональным психическим процессам относятся чувства. Они отличаются от потребностей, настроений, эмоций. Чувства проявляются открыто только в особые моменты, при сильных переживаниях. Чаще они скрыты внутри человека, не проявляются.

Волевые

Сознательное регулирование своей деятельности, поведения. Активизируются с целью преодолеть внешние, внутренние барьеры, чтобы добиться необходимого, изменить себя.

Решение

Решение — это волевой акт. С его помощью человек вносит определенность в сложившуюся ситуацию, свои дальнейшие действия. Часто случаются ситуации, когда индивид не может понять, как ему правильно поступить.

Чтобы начать действовать, он ищет любые адекватные варианты решения.

Исполнение

Исполнение — активные действия. Начинаются, когда индивид получил информацию о ситуации, проанализировал ее, придумал способ решения проблемы.

Усилие

Чтобы усилить желание делать что-то, индивид должен быть мотивирован. Мотивация зависит от преобладающих потребностей, желаний.

Психические свойства

В процессе деятельности человека происходит развитие его психических свойств. Во время трудовой деятельности, обучения, игр происходит формирование и реализация всех сторон психики индивида.

Психические свойства формируются в течении всей жизни человека. Под психическими свойствами понимают особенности конкретного человека.

Ищешь идеи для учебной работы по данному предмету? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Задатками психических свойств являются врожденные особенности, они могут обуславливать развитие психических свойств, но не определяют их полностью и однозначно. На основе одних и тех же врождённых задатков у индивида могут развиться разные психические свойства. Происходит это потому что на людей оказывают влияние разные жизненные факторы, которые обуславливают развитие психических свойств человека.

Психические свойства личности являются более-менее постоянными понятиями. Но несмотря на это, способности, характер, интересы человека формируются в течении всей его жизни.

Существует четыре основные психических свойства:

Проблематика

Из-за психических расстройств затормаживается развитие, возникают проблемы с восприятием, усваиванием новой информации. Нарушения восприятия:

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ФУНКЦИИ

Стр 1 из 10Следующая ⇒

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ

Статус психологии является дискуссионным вопросом – должна ли она рассматриваться как объективная, объясняющая, гипотетико-констрективная или как диалоговая, интерпретирующая, реконструирующая гуманитарная наука. В психологии выделяют следующие направления развития: рефлексология; психоанализ; бихевиоризм и необихеоризм; психогинетика; гештальтпсихология; когнитивная психология; гуманистическая психология; экзистенциальная психология.

Психологическое направление, основанное З. Фрейдом в к. XIX в. и развившееся из методов изучения и лечения истерических неврозов. В центр внимания ставится движущие силы душевной жизни, мотивы, влечения, смыслы. Структурная схема психика включает 3 уровня: «Оно»- совокупность инстинктов, где основные самосохранение и продолжение рода, а также желание разрушения; «Я»- разум человека сдерживающий инстинкт; «Сверх-Я»- укоренившиеся в психике, контролирующие общественные нормы и правила (или сознательный, подсознательный, бессознательный). Причиной невроза является конфликт структур, но этаже энергия может сублимироваться и в интеллектуальною деятельность. Бессознательное проявляется в поведении и психики человека – в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях несчастных случаях, неврозах. Осознание этого в процессе психоаналитической терапии ведет к устранению болезненных симптомов.

Рефлексология – направление в психологии н. ХХ в., основанное В.М. Бехтеревым. В рефлексологии правление психологической деятельности человека рассматривались в контексте данных физиологии и неврологии высшей нервной деятельности, исследования рефлексов, как процессы, сопутствующие актам поведения.

Бихевиоризм (от англ. – behaviour поведение), основанный Дж. Уотсоном, исследует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемые внешними воздействиями. В качестве единицы анализа поведения постулирована связь стимула и ответной реакции. Ответные реакции разделяются на наследственные (рефлексы, физиологические реакции элементарные «эмоции») и приобретенные(привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми условиями. Необихеовизм развивали Б. Скиннер, К. Халл, Э. Толмен, основываясь на объяснении устанавливаемых связей с помощью гипнотических конструктов, таких как образ, цель, потребность, интеллект, ожидание, успех или неуспех, которые являются феноменами поля сознания. Интересным направлением стал операционализм, представленные К.Л. Халлом.

Психогенетика (от греч. genesis — происхождение) использует данные генетики и генеалогический метод для выявления взаимодействия наследственности и среды в формировании межиндевидуальной вариантности психологических свойств человека (когнатавных и двигательных функций, темперамента). Активно развивается генетическая психофизиология, исследующая наследственные и средовые детерминанты биоэлектрической активности мозга, и генетика индивидуального развития.

Когнитивная психология (от лат. cognitio — знание) характеризуется рассмотрением психики как системы когнитивных операций, предназначенной для переработки информации. Перспективные области исследования: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект. Основным методом выступает анализ микроструктуры этих психологических процессов.

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология (от лат. humanus- человечный), к которой принадлсжат А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл, Ш.Бюлер. Ф.Бэррон, Р.Мэй, С.Джурард, направлена на изучение целостности и смысловых структур человека, опираясь на идеи М.Мерло-Понти о «бытии-для-мира» и человеке не обусловленном, а деятельно меняющем свое окружение. Здесь осмысляется творческая личность, ориентированная не на адаптацию к окружению, а на выход из этих границ. Предметами анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.

Экзистенциальная психолгия

Экзистенциальную психологию (от лат. existentia

— существование) представляют Л.Бинсвангср, М.Босс, Е.Минковски, Р.Мэй, В.Франкл, Дж.Бугенталь, рассматривающие проблему человека, который рефлектирует и подтверждает себя в процессе обретения смыслов. Выделяется ряд вопросов — жизни и смерти, свободы и ответственности, общения и одиночества, смысла и бессмысленности существования, в центре внимания не внешняя обусловленность поведения человека, а его собственная индивидуальность, которая себя узнает (Хайдеггер), проверяет (Сартр) или осуществляет (Франкл). Эта индивидуальность проявляется в различных переживаниях и настроениях, особенно в экстремальных ситуациях (экономическая депрессия, воина, разрушения), уникальный личный опыт человека не может быть сведен к универсальным правилам. Экзистенциальная психотерапия направлена на восстановление аутентичности личности, достигаемой глубинной рефлексии.

Советская психология

В России в н XX в психология оказалась в поле конфронтации естественнонаучных и богословско-идеалистических воззрений Развитие психологических знаний осуществляли И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, А. Ф. Лазурский, Н.Н Ланге, Г.И. Челпанов и др. Особенность послереволюционной психологии — выдвижение на первый план прикладных отраслей, психологии труда и психотехники, педагогической психологии, судебной психологии, патопсихологии, социальной психологии. В центре внимания ученых, П Блонского, Л.Выготского, М.Басова, А Леонтьева, Н.Рыбникова, А Смирнов и др, находились психологические вопросы возрастного развития детей, формирования коллектива, влияния общественной среды на личность, эффективности обучения и т.д. В сер. XX в приобрело значение изучение интеллектуального опосредования ощущений Б.Г.Ананьевым, зрительных ощущений С.В Кравковым и слуховых Б.М.Тепловым. Развивались исследования, связанные с теорией установки Д Н Узнадзе, поднимавшие проблемы активности личности и бессознательного С Л.Рубинштейн разрабатывал деятельностный подход в психологии, сформулировав принцип единства сознания и деятельности, детерминированности психического внешними причинами посредством внутренних условий.

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ФУНКЦИИ

Психические процессы выступают как компоненты любой человеческой деятельности, к ним относят ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, память, внимание и речь.

Ощущение

Ощущение есть построение образов отдельных свойств предметов окружающего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ними.

Результатом процесса ощущения, по Л М.Всккеру, является «парциальный образ мира», т.к. в ощущении отражаются отдельные свойства или признаки объектов. Согласно концепции А.НЛеонтьева, ощущение является исторически первой формой психического. Возникновение ощущения связано с развитием раздражимости нервной ткани, которая на определенном этапе эволюционного процесса у организма перерастает в чувствительность, т.е. способность реагировать не только на жизненно важные раздражители, но и на сигнальные. Исследования А.Н Леонтьева и П.И.Зинченко показали, что ощущение как психическое явление при отсутствии или неадекватности ответной реакции невозможно. Общим является механизм уподобления процессов в органах чувств свойствам внешнего воздействия.

Выделяют различные классификации ощущений, в частности, по специфике органов чувств: зрительные, слуховые, вестибулярные, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные. Возможный интермодальные ощущения (синестезии), когда под действием одного раздражителя возникают ощущения другого. Например, звуки музыки, вызывающие ощущение цвета.

Существует ряд общих признаков в строении и функционировании ощущений. Анализаторы представляют собой совокупность взаимодействующих образований периферической и ценгральной нервной системы осуществляющих прием и анализ информации о явлениях происходящих как внутри, гак и вне организма. В условиях нормального функционирования анализаторы взаимодействуют друг с другом Слабые посторонние раздражители обычно повышают, а сильные понижают чувствительность параллельно работающих анализаторов.

К свойствам анализаторов относятся пороговая интенсивность, дифференциальная чувствительность, адаптация, тренируемость, инерционность. Порогом чувствительности

данной модальности или абсолютным нижним порогом ощущения называется величина воздействия раздражителя на органы чувств, при которой возникает ощущение. Переход о г не воспринимаемых стимулов к воспринимаемым происходят скачкообразно. Данная закономерность в виде специальной кривой получила название психометрической.
Дифференциальной (относительной)
чувствительностью называют отношение изменения действующего стимула к его текущей величине, при котором возможно установить различие по интенсивности между раздражителями. Для разных органов чувств это значение различно, но для одного анализатора представляет постоянную величину.
Адаптация
есть способность анализаторов приспосабливать уровень своей чувствительности к интенсивности раздражителя. При этом пороги ощущений не являются постоянными и меняются при переходе от одних условий восприятия к другим. Например, при переходе от света к темноте чувствительность глаза меняется.
Тренируемость
анализаторов называют повышение чувствительности и ускорение адаптационных процессов под влиянием самой сенсорной деятельности. При постоянно действующем анализаторе его чувствительность повышается, при длительно неработающем – понижается.
Инерционность
— способность анализаторов некоторое время сохранять ощущение после прекращения действия раздражителя. Такая инерция ощущений обозначается как последовательные образы.

Восприятие

Восприятие это процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. Образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений, возможность которого, по мнению А. Н. Леонтьева, возникла в филогенезе в связи с переходом живых существ от гомогенной среды к предметно оформленной.

Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность, категориалъность. Предметность

— восприятие окружающего мира в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающие определенные ощущения.
Целостность
— мысленная реконструкция объекта до некоторой целостной формы на основе ограниченного набора элементов и свойств.
Константность
— восприятие предметов относительно постоянными по форме, цвету, величине и другим параметрам независимо от меняющихся условий восприятия.
Категориалоность
— отнесение воспринимаемых предметов к определенному классу, по соответствующим ему признакам и свойствам. Данные свойства нь врожденные, а приобретаются в процессе жизненного опыта вследствие работы анализаторов и синтетической деятельности мозга. В воспринимаемом предмет какое-либо качество бывает ведущим и информация от одного из анализаторов будет признана приоритетной (_оответс1венно различают зрительное, слуховое осязательное, вкусовое, обонятельное восприятие. Важную роль в восприятии играют двигательные ощущения.

Человеку свойственно в образы восприятия интегрировав использование речи словесное обозначение позволяет абстрагировать и обобщать свойства предметов в целостный образ окружающего мира.

Представление

Представление является процессом воспроизведения прошлых образов. Результаты представления — вторичные образы, воспроизведение прошлых первичных образов Эго образы объектов, уже не действующих на рецепторную поверхность анализатора Представления воплощают в себе образную память что делает их связующим звеном между первосигнальными (образы ощущений и восприятий) и второсигналъными мыслительными и речемыслительными психическими процессами. Представления, накапливая признаки единичных образов, становятся основой для построения класса объектов, создавая возможность и понятийно-логического отображения его структуры. Представления позволяют прийти к обобщенном) классу объектов, синтезированных в представлении.

Воображение

Воображение есть психический процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений Воображение является комбинацией не только образного, но и абстрактного содержания Образы воображения не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла, направленность в будущее — мечта.

Воображения может быть активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное. Пользуясь активным

воображением, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы. Образы
пассивного
воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. В
продуктивном
воображении действительность сознательно конструируется человеком, не просто механически копируется или воссоздается, а творчески преобразуется. В
репродуктивном
воображении ставится задача воспроизвести реальность, какова она есть Функции воображения образное представление действительности, регулирование эмоциональных состояний, произвольная регуляция познавательных процессов и состояний Человека.

Формирование внутреннего плана действий.

Способы создания образов воображения могут быть 3 видов. Агглютинация

— создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.
Акцентирование
— выделение какой-либо части, детали целого.
Типизация
— сложный прием творческого обобщения аналогичных эпизодов. Например, литературный образ, концентрирующий типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.

Мышление

В психологии мышление определяется как опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях

Мышление есть процесс, его результат – мысль. Мыслительный процесс осуществляется в 2 формах — формирование и усвоение понятий и решение проблем. Формирование понятий это отличие «похожего» от «непохожего», а усвоение научает, субъекта узнавать признаки, присущие каждому из понятий Решение проблем опирается на усвоенные понятия, хранящиеся в долговременной памяти, и содержит 4 этапа формулирование вопроса, проблемы, задачи перебор вариантов решения; выдвижение гипотез, решение задачи — ответ или выработка суждения по данному вопросу. Аналогичны этапы творческого мыслительного процесса подготовка, созревание, вдохновение, проверка истинности.

Мыслительный процесс включает 5 операций сравнение — установление отношений сходства и различия, анализ

— мысленное расчленение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы;
синтез
— воссоединение элементов в целостную структуру;
абстракция и обобщение
— выделение общих признаков,
конкретизация и дифференциация
— возврат к полноте индивидуальной специфичности осмысливаемого объекта. Все операции, по мнению С. Л. Рубинштейна, являются различными сторонами основной операции мышления —
опосредования
, т.е. раскрытия существенных связей и отношений.

П.Я. Гальперин отметил формирование умственных действий

в процессе решения задач посредством перехода материальных действий в оперирование предметными психологическими структурами разных уровней (восприятия, представления, понятия). Это оперирование реализуется сначала средствами громкой внешней речи, а затем речи внутренней. Последний уровень — высшая форма «чисто умственного», «идеального» действия.
Операнды
это вещественные или психологические предметные структуры, являющиеся объектами оперирования, — материальные вещи, образы, понятия, символы, концепты, конструкты и др., их изменение меняет характеристики мыслительных операций. Мышление есть процесс непрерывного обратимого перевода информации с языка образов на язык символов. Структурной единицей мысли является суждение, его речевым эквивалентом служит трехчленное
предложения
, состоящее из подлежащего, сказуемого и связки.

В становлении мышления выделяются 2 стадии — допонятяйная и понятийная со своей логикой и организацией Одновременно со становлением понятий происходит развитие операций мышления. Теоретическое и практическое мышление, по мнению Б.М. Теплова, отличаются чем, что работа практического мышления направлена

на разрешение конкретных задач, а теоретического — на нахождение общих закономерностей.

Что относится к психологическим процессам. Смотреть фото Что относится к психологическим процессам. Смотреть картинку Что относится к психологическим процессам. Картинка про Что относится к психологическим процессам. Фото Что относится к психологическим процессам

по Дж. Гилфорду, отличает оригинальность высказываемых идей, стремление к интеллектуальной новизне, возможность видеть объект по

новому, расширять функциональное применение на практике, продуцирование идей в неопределенной ситуации. Препятствуют творческому мышлению склонность к

конформизму, желание быть похожим на других; внутренняя цензура, вызванная боязнью оказаться смешным, глупым, экстравагантным или получить возмездия со стороны других ригидность как приверженность старым знаниям и идеям, переоценка их значимости, желание найти ответ немедленно.

Память

Память является одной из основных форм организации психической жизни

Память — интегральная следовая форма отражения. По уровню сохранения информации выделяются мгновенная, кратковременная, промежуточная и долговременная память. Мгновенная

память связана с инерционностью органов чувств и не поддается произвольному управлению, в ней возникает образ ощущения. Мгновенная память обеспечивает слитное восприятие мира. В
кратковременной
памяти сохраняется информация, к которой привлечено внимание, здесь она обрабатывается и интерпретируется. Кратковременная память может произвольно управляться с помощью повторения или символизации.
Промежуточная (буферная)
память осуществляет сохранение информации при переводе из кратковременной в долговременную память. Очищение буферной памяти и категоризация информации, накопленной за день, происходит во время сна.
Долговременная
память не ограничена по объему и времени сохранения информации, но не всегда информация может быть вовремя извлечена.

Доступность информации определяется организацией хранения по 2 типам: с

произвольным доступом к информации, которая непрерывно преобразуется, и без, когда она хранится в неизменном виде. Скорость извлечения информации из долговременной памяти зависит от величины класса, т.е. количества альтернатив, из чего производится выбор, ценности информации, установки человека, логической категоризации. Сохранение информации определяют: привычность материала; контекст; принцип специфичности кодирования, мотивация, углубление в изучаемый материал.

Процессы памяти: запечатление, хранение, воспроизведение и забывание.

начинается на стадии мгновенной памяти, углубляется во время передачи информации в кратковременную память и укрепляется в долговременной памяти, где происходит анализ и идентификация информации.

— накопление материала для эпизодической (автобиографической) и

семантической памяти. В эпизодической памяти хранится информация о различных событиях нашей жизни Семантическая память содержит правила, лежащие в основе языка и различных мыслительных действий а также структуры, свойственные данной культуре Семантическая память служит основой для фиксации событий хранимых в эпизодической памяти (Организация информации в памяти может быть пространственная (отражающая когнитивность физического пространства), ассоциативная(группировка элементов с общими признаками), иерархическая (отнесение элемента информации к определенной категории).

(извлечение) информация происходит на основе той структуры, в составе которой она запоминалась и осуществляется 2 путями узнаванием и воспоминанием. Важную роль здесь играет контекст, поэтому человеку бывает легче узнать информацию чем вспомнить. Именно узнавание, а не воспоминание считают более чувствительным показателем фактического объема усвоенного материала.

— процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек абстрагируется от множества деталей и получает возможность обобщения. Забыванием трудно управлять. Факторы, влияющие на забывание возраст, характер информации и степень ее использования, интерференция, связанная с событиями, происходящими до и после запоминания материала, подавление — мотивированное забывание неприятных ситуаций.

По происхождению различают генетическую

(наследственную) и
прижизненную
память. В прижизненную память входят двигательная, образна: (зрительная, слуховая, кинестетическая и т д ), эмоциональная, символическая (словесная и логическая) и волевая память.

Внимание

Вниманием называется выделение актуальных, значимых сигналов. Как и память, внимание присутствует на всех уровнях психической организации.

Сущность внимания в избирательном характере психической деятельности. Внимание ограничивает поле восприятия, т.е. человек воспринимает то, что хочет (видеть, слышать и т.д.), предопределяя структуру получаемой информации. Внимание осуществляет выбор информации для обрабатывания, ограниченного одним объектом в каждый момент времени, и характеризуется фиксированным объемом. А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец. А.Л. Розов, Ж. Годфруа отождествляют внимание с ориентировочной деятельностью

. А. ПЯ. Гальперин, С.Л. Кабыльнидкая считают внимание
психологической формой контроля
, когда контроль достигает уровня идеального действия. По Н. Ф. Добрынину, внимание это определенная организация психической деятельности.

Внимание обеспечивает направленность и сосредоточенность психической деятельности. Если они носят непроизвольный характер речь идет о непроизвольном

внимании. К нему по мнению К. К. Платонова, относится установка, те состояние готовности иди предрасположенности личности к действию определенным образом. Если направленность и сосредоточенность внимания связаны с сознательной целью это
произвольное
внимание. Н.Ф. Добрынин выделил также
последовательное
внимание, естественно сопровождающее деятельность личности.

Характеристики внимания устойчивость, концентрация внимания, распределение внимания, переключаемость, предметность Устойчивость

это длительность привлечения внимания к одному объекту, после чего наступает колебание внимания.
Концентрация
внимания есть повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия.
Распределение
позволяет удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.
Переключаемость
это скорость перехода от одного вида деятельности к другому, в частности, рассеянность есть плохая переключаемость.
Предметность
внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т.д.

Речь и язык

Язык — социальное явление, важнейшее средство развития человеческой психики и инструмент общения. При помощи языка осуществляется отвлеченное мышление, происходит накопление и передача опыта, знаний, умений.

Возникновение и развитие языка знаменует появление новой формы отражения

, отражающее помимо вышеназванного анализ предметов, абстрагирование и обобщение их признаков. Именно язык переводит дознание человека в рациональный план.

Усвоение речи происходит через общение. Форма речи, возникающая у ребенка — диалог

, т.е. громкая внешняя речь. Затем развивается речь, сопровождающая действие, это речь для себя, эгоцентрическая, хотя и громкая. Постепенно в процессе интериоризации внешняя речь переходит во внутреннюю. Н. Хомский предложил гипотезе о существовании глубинной грамматики: за поверхностными синтаксическими структурами, своими для разных языков, существует небольшое число глубинных структур, отражающих общие схемы построения мысли, и и в основе развития познавательных процессов у ребенка лежит врожденная лингвистическая компетентность.

Сложные психические процессы социальны по формированию, опосредствова­ны и благодаря этому произвольны.

Теоретический конструкт, призванный объяснить качественное своеобразие человеческой психики — высшие психические функции.

Психические явления, соглас­но Л.С.Выготскому могут быть «натуральными», детерминированными преимущест­венно генетическим фактором, и «культурными», т.е. высшими психическими функ­циями, формирующимися под влиянием социальных воздействий. Основной признак высших психических функций — опосредствованность «психологическими орудиями»

— знаками, возникшими в результате длительного общественно-исторического разви­тия человечества, прежде всего речью.

Высшая психическая функция сначала реализуется как форма взаимодействия между людьми, между взрослым и ребенком — как интерпсихический процесс, а затем

— как внутренний, интрапсихический. При этом внешние средства, опосредствующие это взаимодействие, переходят во внутренние, т.е. происходит их интериоризация. На первых этапах формирования высшей психической функции она представляет собой развернутую форму предметной деятельности, опирается

на относительно простые сенсорные и моторные процессы, но в дальнейшем действия свертываются, становясь автоматизированными умственными действиями.

Обучение и развитие

В психологии важна проблема соотношения обучения и развития.

Л.С.Выготс­кий обосновал ведущую роль обучения в развитии, обучение должно стать источни­ком нового в развитии. Характеризует процесс подтягивания психического развития за обучением
зона ближайшего развития,
она определяется содержанием таких за­дач, которые ребенок решает сначала с помощью взрослого, но после приобретения опыта совместной деятельности становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач. Мера этой помощи (способность ее воспринять) выступает как показатель потенциальных возможностей ребенка к обучению. Достигнутое ребенком к моменту обучения характеризуется как
зона актуального развития.
4.

ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

В психологии одно из важных мест занимает проблема личности человека, понимаемой как относительно устойчивая система поведения индивида, построенная на основе его включенности в социальный контекст.

Человек как индивид

есть представитель вида Homo Sapiens. В понятии «индивид» отражается целостность субъекта и наличие у него особенных индивидуальных свойств, которые отличают его от других представителей этого вида. Человек от рождения имеет обусловленные природой особенности —
генотип,
который в процессе жизни развивается и преобразуется в
фенотип.
Как индивиды, люди отличаются морфофизиологическими (рост, телесная конституция, цвет глаз, тип нервной систе­мы) и психологическими свойствами (способности, темперамент, эмоциональность).

качественно новое образование, формирующееся в социальном окружении. Личность, осмысляемая как система социального поведения индивида, об­ладает самооценкой, строящейся на взаимных оценках людей, и идентификацией. А.Адлер, Г.Салливен, Э.Фромм, К.Хорни развивают модель личности, объясняющую внутрипсихологические процессы. А в бихевиоризме личность понимается как систе­ма генеризованных форм поведения, модель личности основывается на наблюдаемом поведении, на действиях и взаимодействиях с другими людьми в актуальной ситуации — ситуационизм, интеракционизм. В гуманистической психологии утверждается
имплицитная
теория личности, проблема принимающей решения, самоактуализирующейся личности. В советской психологии А.Валлон, И.Мейерсон, Ж.Политцер, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев определяют личность как продукт исторического развития индивида в коллективно трудовой деятельности. А.Н.Леонтьев подчеркивал, что личность создается общественными отношениями, в которые вступает субъект в своей деятельности, подчиненной иерархии мотивов, где главное — соотношение мотивов смыслообразующих и стимулов. По А.В.Петровскому, развитие личности опре­деляет тип группы, куда она включена и интегрирована, личностная активность есть стремление выйти и действовать за границами требований ситуации или ролей.

личности есть осознанное человеком своего общественного ста­туса и жизненных потребностей. Самосознание — акт сознания, отражающий внешний мир и свое место в нем, познающий свой внутренний мир, позволяющий его переживать и определенным образом относиться к себе. (Осознание себя «предполагает внутреннюю целостность и постоянство личности. Самосознание формируется в про­цессе взаимодействия с другими людьми и связано с оцениванием себя, зависящим от успешности деятельности человека. Главная функция самосознания — сделать дос­тупными для человека мотивы и результаты своих поступков, дать возможность по­нять, каков он есть на самом деле, оценить себя.

рассмотренная в трудах С.Л.Рубинштейна, А.Г.Ковале­ва, В.Н.Мясищева, К.К.Платонова, Б.Г.Ананьева, в целом охватывает:

· определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);

Структура личности, по Б.Г.Ананьеву, строится по 2 принципам — субордина­ционному и координационному. Она формируется в процессе индивидуально-психо­логического развития по 3 направлениям: онтогенетическая эволюция психофизиоло­гических функций; становление деятельности и история развития человека как субъ­екта труда, познания и общения; жизненный путь человека (история личности). Инте­грация личностных свойств представлена в характере человека и его склонностях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *