Что относится к процессу
Компьютер с нуля
Понятие ПРОЦЕСС
Рассмотрим ключевые понятия в теории операционных систем, такие как процессы и потоки. Посмотрим, как все это исторически развивалось и к чему привело сейчас. Начнем с самого фундаментального понятия в операционных системах – ПРОЦЕСС, на нем строится все остальное.
Процесс это:
По сути своей все программное обеспечение, которые работает под управлением операционной системы на нашем компьютере, даже включая иногда и саму ОС организованно в виде множества процессов.
Процессы это минимальный примитив, который позволяет организовать некоторую многозадачность.
Как исполняемый объект, процесс позволяет параллельное выполнение нескольких программ в системе (ЦП переключается между программами)
Все ПО, работающее на компьютере, включая саму ОС, организованно в виде множества процессов.
Состав процесса
Разберем из чего же состоит процесс. Процесс состоит из трех основных компонент:
ОС ведет список всех процессов, находящихся в системе. Он может усложняться, а может быть самым простым.
Физическое представление процесса
Внизу 0 адрес, сверху максимальный. На максимуме расположен стек, затем куча, которые растут в противоположных направлениях, данные и код программы.
Важно понимать, что каждый процесс обладает своим адресным пространством.
На схеме виртуальное адресное пространство начинается c нуля и заканчивается неким максимумом, которое состоит из сегментов : кода, данных и стека.
При запуске программы (например MS Word) в ОС происходит следующее:
— Выделяется место в памяти.
Каждый процесс выполняется в собственном виртуальном адресном пространстве, которое состоит:
Запуск одной и той же программы несколько раз порождает новые процессы, у каждой из которых свое виртуальное адресное пространство и окружение. Т.е. эта схема будет у каждого запущенного процесса.
Как все этим управляет операционная система?
Структура управления процессами в ОС
ОС ведет некоторый список процессов.
Таблица процессов – на каждый процесс приходится одна запись в этой таблице;
Для каждого процесса нужна некая структура данных, которая содержала бы в себе все то, что относится к процессу (некий контекст). Все это хранится в ОС в определенном универсальном понятии, которое называется:
Блок управления процессом (Process Control Block – PCB) . Описывает свой процесс, которому он принадлежит и его текущее состояние.
Образ процесса ( Process Image) – на предыдущей схеме – память, выделенная для процесса.
Блок управления процессом (Process Control Block – PCB)
Данный блок постоянного размера для все процессов в ОС.
Содержит всю информацию, необходимую для осуществления над процессом любых действий – приостановки, последующего восстановления процесса, выгрузки на диск и загрузки с диска.
Идентификаторы процесса
Состояние процесса – регистры, указатели стека. Состояние процесса:
Диспетчеризация
Диспетчер – отправляет процессы на выполнение, выделяет время ЦП и переключает ЦП с одного процесса на другой.
В любой момент времени любой процесс может находиться в каком-либо состоянии: как минимум это ожидание ввода/вывывода, выполнение, готовность к выполнению, и еще можно придумать ряд дополнительных промежуточных состояний.
Рассмотрим две модели состояний процессов.
Первая модель состояний процесса
Конечная цель любой операционной системы – выполнить какую-либо работу, задачу, ответить на запрос пользователя…
Можно выделить три основные состояния процесса
Модель состояний процесса
Любой процесс находится в нескольких состояниях, в самом простом варианте можно выделить три состояния:
Диспетчеру системы нужно знать, что происходит с общими событиями: с вводом/выводом, синхронизацией, др.
Перейдем к рассмотрению второй модели состояний процесса.
Вторая модель состояний процесса
Вторая модель состояний процесса
Новая модель состоит из пяти состояний, эта модель очень близка к сегодняшним ОС.
Планирование процессов
Исходя из трех основных состояний процесса «готов», «выполнение» «заблокирован» планировщик должен знать, какой процесс находится в каком состоянии. Все усложняется, если ЦП содержит несколько вычислительных ядер.
Поэтому в ОС вводятся различные очереди (списки) для планирования процессов.
Исходя из трех состояний процесса вводятся три очереди:
В процессе жизненного цикла процессы перемещаются между этими очередями.
Рассмотрим планирование процессов на примере Диспетчера задач (task manager) Windows.
Очередь задач Windows
Task manager Windows
Диспетчер задач показывает множество всех процессов в ОС.
Исторически эта задача называется Task Manager – менеждер задач. Он отображает все процессы, которые есть в ОС, правда состояний процесса (готовность, ожидание, выполнение) мы не видим. Видим только общий список, можно настроить видимость колонок списка.
В Windows очень сложно определить, сколько памяти занимает процесс (много параметров).
Ядро в Windows представлено как процесс с идентификатором 4(PID), наименьший 0, но он занятый.
В Linux ядро не является процессом.
Управление процессами
Используется одна очередь «готовых» и одна очередь «заблокированных» процессов.
При этом есть следующие недостатки:
Событие это :
Каким то образом данную схему необходимо улучшить. Наиболее логично – каждому событию в ОС должна быть своя очередь заблокированных по этому событию. Тогда, выбирая события видим все процессы, которые его ожидают, сразу же все переносим в очередь «готовых» и все работает быстро и замечательно.
Но на практике такое невозможно, сильно много будет очередей заблокированных процессов, поэтому применяются некоторые компромиссы — используется несколько очередей, отсортированных по типу ожидаемых событий.
РЕШЕНИЕ: использовать несколько очередей заблокированных процессов. Уменьшить нагрузку и не перебирать весь список заблокированных процессов.
В следующей лекции рассмотрим, как создаются процессы в разных операционных системах.
Классификация бизнес-процессов организации
Виды процессов
Большинство руководителей совершенно не задумываются о бизнес-процессах. И это вполне естественно. Хотят они того или нет в их бизнесе процессы происходят постоянно: процессы маркетинга и продаж, производственные процессы, процессы закупки и логистики, финансовые процессы. Чем крупнее бизнес, тем большее количество процессов происходит в единицу времени и тем острее становится вопрос регламентации таких процессов. Особенно это становится актуальным если компания решает произвести их автоматизацию.
Хаос невозможно автоматизировать. Автоматизация хаоса приводит к еще большему хаосу. Дм.Потапенко
Давайте представим, что наша компания это организм в котором происходят множество бизнес-процессов. Наша компания занимается оптовой и розничной торговлей. Компания небольшая – всего несколько человек. Клиенты приезжают в офис компании, небольшой склад находится в том же здании что и основной офис.
Мы только что описали процесс продажи товара постоянному покупателю и этот процесс можно представить в виде 3 шагов:
Схематически это выглядит так:
Только что мы с вами описали сквозной бизнес-процесс.
Сквозной (или межфункциональный) бизнес-процесс – бизнес-процесс, полностью или частично включающий деятельность, выполняемую структурными подразделениями организации, имеющими различную функциональную подчиненность.
Рассмотрим процесс обслуживания клиента или, другими словами, процесс сбыта. С одной из точек зрения можно отнести к этому процессу следующие виды деятельности:
– анализ рынка (отдел маркетинга);
– анализ заявки клиента и подготовка договора (отдел сбыта);
– согласование договора (юридический отдел);
– анализ возможностей производства (производственный отдел);
– расчет плановой себестоимости заказа (планово-экономический отдел);
– анализ состояния расчетов с клиентом (финансовый отдел);
– мониторинг состояния заказа в производстве (отдел сбыта);
– отгрузка готовой продукции (склад);
– фактурирование (бухгалтерия);
– и проч.
Таким образом, рассматриваемый сквозной процесс будет включать деятельность, выполняемую в следующих подразделениях: отдел маркетинга, отдел сбыта, юридический отдел, производственный отдел, планово-экономический отдел, финансовый отдел.
Внутри сквозного процесса находятся подпроцессы, которые находятся в каждом шаге сквозного процесса. И этих подпроцессов есть свои участники: продавец и клиент, бухгалтер и клиент, кладовщик и клиент. Каждый из участников совершает определенный набор действий которые приводят к определенному результату.
Вложенный бизнес-процесс (подпроцесс) – cамостоятельный бизнес-процесс, инициируемый в ходе выполнения некоторого родительского бизнес-процесса.
Сами по себе подпроцессы “висят в воздухе” и без понимания того на каком они находятся месте в сквозном процессе у них нет привязки к результату деятельности компании. Многие руководители не понимают этого и зацикливаются исключительно на части процессов которые происходят в их подразделениях тем самым укрепляя межфункциональные барьеры внутри организации.
Только что мы рассмотрели классификацию процессов по их видам, теперь же давайте перейдем к классификации по их категориям.
Категории процессов
Категория процесса определяется по его цели и добавочной ценности создаваемой в ходе процесса.
Для определения категории процессов можно пользоваться разными подходами:
Для определения того к какой категории относится наш процесс надо ответить на 3 вопроса:
По ответам на эти вопросы можно выделить три категории процессов: основные, вспомогательные и управления
Категория | Цель | Ценность | Клиент |
Основные | 1. Удовлетворить потребность клиента в продукте компании 2. Заработать, продавая свой продукт | Потребительская ценность от продукта, который получает клиент | Внешний покупатель |
Вспомогательные | 1. Удовлетворить потребность клиента БП в добавочной ценности, создаваемой в БП 2. Снизить затраты на сам БП 3. Повысить эффективность участников БП | Добавочная ценность, которая создается участниками БП для клиента | 1. Внутренний клиент БП – сотрудник компании |
Управления | 1. Удовлетворить потребность сотрудников компании в управленческих целях 2. Принять управленческое решение 3. Реализовать управленческое решение | Управленческое решение, принятое и реализованное | Сотрудники или руководители компании |
Теперь давайте дадим определение того, кто является клиентом процесса и каким (внешним или внутренним)
Клиент (потребитель) процесса – субъект использующий результаты процесса. Для клиента процесса важно качество, стоимость и время предоставления результата
Внешние клиенты рассматриваются по отношению к организации в целом, при этом ими являются не только потребители ее продукции или услуг. Можно выделить пять основных групп лиц, которые заинтересованы в том, что деятельность организации была успешной:
Внутренними клиентами процесса являются подразделения (исполнители процессы) использующие результат выполнения (выход) процесса
Основные бизнес-процессы
Основные бизнес-процессы – это процессы зарабатывания денег. Без этих процессов нет бизнеса. Такие процессы могут совершаться разными центрами финансовой ответственности, в том числе и центрами затрат.
Основные процессы направлены на производство товаров и услуг для конечного потребителя, т.е. именно для того, кто в итоге покупает и использует результаты процесса. Основные процессы создают добавочную стоимость. Результат процесса (его продукт) добавляет ценность конечному продукту. К примеру, помимо непосредственно производства, нам необходимо еще “упаковать” жидкость для мыльных пузырей так, чтобы это понравилось клиенту. Упаковка добавляет ценность продукту, а значит, данный процесс является основным.
Каждый основной бизнес-процесс можно рассматривать как решение определенной задачи или проблемы клиента. Но как определить является ли процесс основным? Для этого есть несколько критериев:
Пример процесса “Отгрузка товара клиенту с отстрочкой платежа”
№ | Шаг | Документы | Ответственный |
1 | Прием и обработка заявки клиента | Заявка клиента Счет на предоплату | Менеджер по работе с клиентами |
2 | Получение предоплаты от клиента | Банковская выписка | Бухгалтер-кассир |
3 | Подготовка документов на отгрузку | Пакет отгрузочных документов | Операционист |
4 | Подготовка заказа к отгрузке | Расходная накладная | Кладовщик |
5 | Передача продукции клиенту и погрузка на машину | Расходная накладная | Кладовщик |
6 | Напоминание о сроке оплаты | Карточка клиента в CRM | Операционист |
7 | Обеспечение полной оплаты клиентом | Карточка клиента в CRM | Менеджер по работе с клиентами |
8 | Получение окончательной оплаты от клиента | Банковская выписка | Бухгалтер-кассир |
9 | Завершение сделки и получение обратной связи | Заявка клиента Карточка клиента в CRM | Менеджер по работе с клиентами |
Вспомогательные бизнес-процессы
Вспомогательные бизнес-процессы необходимы для обеспечения нормальной и стабильной работы основных бизнес-процессов. Эти процессы не только помогают бизнесу зарабатывать деньги, но и способствуют наведению в нем порядка. Но вспомагательные процессы – это всегда издержки и их необходимо оптимизировать для повышения рентабельности бизнеса. Таких процессов в компании может быть очень много и их нужно научиться видеть.
К таким процессам можно отнести:
Все эти процессы клиент не готов оплачивать, потому что они ему не нужны, а нужны лишь самому предприятию. Однако без них оно существовать не способно.
Например, бухгалтерия есть в каждой компании, однако она не создаёт никакой ценности для клиента. Тем не менее, услуги бухгалтеров потребуются для того, чтобы предприятие могло нормально работать и производить свои основные ценности.
Критерием выделения вспомагательного процесса может являться использование результатов этого процесса многими подразделениями и процессами. Вспомагательные процессы не являются в организации менее важными и второстепенными. И при этом надо помнить что разделение на основные и вспомогательные тоже может быть достаточно условным.
Процессы управления
Эта группа бизнес-процессов необходима для принятия и реализации управленческих решений, а также для управления ресурсами компании. Эти процессы менее очевидны чем основные и вспомагательные.
Выделение в качестве объектов описания процессов управления требует измерения их эффективности и результативности. Но для большинства организаций (до 300-500 сотрудников) выделение таких процессов будет нецелесообразным и большинство таких процессов будут выступать в роли вспомагательных.
Выводы
Классификация бизнес-процессов на предприятии важна по нескольким причинам:
В рамках устоявшейся практики принято выделять основные, вспомогательные и процессы управления.
Основной процесс – процесс, преобразующий ресурсы для создания продукта, который используется внешними потребителями.
Вспомогательный процесс – процесс, поставляющий на вход других процессов обеспечивающие ресурсы.
Процесс управления – процесс, поставляющий на вход других процессов ресурсы по управлению.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЦЕССОВ
Классификация процессов – это система, по которой осуществляется отнесение процессов, составляющих деятельность организации, к различным классам.
1. По структуре процессы подразделяют на:
· горизонтальные и вертикальные:
— вертикальные процессы отражают деятельность организации по вертикали и соответствуют структуре взаимодействия руководителей, отделов, подразделений и служащих организации;
— горизонтальные процессы пересекают по горизонтали деятельность организации, и представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов, обеспечивающих финальные результаты, соответствующие интересам организации.
— сквозные (межфункциональные) процессы, проходят через несколько подразделений организации (полностью или частично включая их деятельность) или через всю организацию, пересекают границы функциональных подразделений;
— деятельность процессов (подпроцессов) подразделений ограничена рамками одного функционального подразделения организации;
— операции (функции) самого нижнего уровня декомпозиции деятельности организации, как правило, операции выполняются одним человеком.
2. По назначению (по степени их влияния на получение добавленной ценности) выделяют:
· бизнес-процессы (основные процессы, производственные процессы, процессы жизненного цикла, базовые процессы, главные процессы);
· обеспечивающие процессы (обеспечения ресурсами, менеджмента ресурсов, поддерживающие процессы, второстепенные);
· процессы менеджмента (организационно-управленческие процессы, процессы управления, управленческой деятельности руководства).
Часто обеспечивающие процессы и процессы менеджмента объединяют в класс вспомогательных процессов.
Непосредственным результатом бизнес-процессов является выпуск продукции или оказание услуг, они предназначены для удовлетворения потребностей внешних потребителей. Они:
· создают выходные (как конечные, так и промежуточные) результаты деятельности организации, непосредственно добавляющие стоимость (ценность) продукции;
· кросс-функциональны (то есть в их рамках происходит взаимодействие, как с потребителями, так и с поставщиками);
· стратегически важны для успешного бизнеса организации и влияют на удовлетворение потребителей;
· через них реализуется миссия организации, на их базе формируется организационная структура, определяется набор обеспечивающих процессов и процессов управления;
· являются наиболее консервативными, их перестройка сопряжена с наибольшими стоимостными и временными затратами.
В качестве схемы для выделения бизнес-процессов можно воспользоваться схемой жизненного цикла продукции.
Рисунок – Жизненный цикл продукции (ISO 9004-1:1994)
В зависимости от особенностей конкретной организации отдельные процессы могут отсутствовать или быть включенными друг в друга.
Пример Для предприятий пищевой промышленности нет «процесса утилизации и переработки в конце срока службы», но может быть «процесс утилизации и переработки отходов производства». Для предприятий атомной энергетики «процесс утилизации и переработки в конце срока службы» является одним из важнейших и дорогостоящих.
Без бизнес-процессов остальные процессы просто теряют смысл.
Обеспечивающие процессы предназначены для обеспечения ресурсами других процессов. Клиенты обеспечивающих процессов находятся внутри организации. Критерием выделения обеспечивающего процесса может являться использование результатов этого процесса многими функциональными подразделениями и процессами.
Хотя эти процессы лишь опосредованно добавляют ценность продукции, некоторые из них могут быть так же значимы, как и бизнес-процессы (менеджмент персонала, менеджмент финансов и др.).
К обеспечивающим процессам обычно относятся процессы:
· обслуживания и ремонта оборудования;
· финансового и бухгалтерского обеспечения;
Организация сама выбирает перечень имеющихся у нее обеспечивающих процессов.
Пример Для небольшого предприятия с численностью до 100 человек выделение процесса подготовки кадров может оказаться нецелесообразным. Как правило, подготовкой кадров в таких небольших организациях занимаются сами руководители подразделений (служб), каждый по своему направлению. В этом случае подготовка кадров должна входить в состав видов деятельности (функций, работ) процессов; она является распределенной и назначить одного ответственного за эту функцию невозможно.
Следует отметить, что разделение процессов на бизнес-процессы и обеспечивающие процессы в достаточной степени условно.
Пример Процесс доставки товара в магазин и его предпродажной подготовки может рассматриваться организацией в качестве основного, добавляющего ценность для клиента процесса. Процесс доставки сотрудников ведомственным транспортом до места работы или перевозка топ-менеджеров легковым автотранспортом может рассматриваться как вспомогательный процесс.
Результатом процессов менеджмента, является повышение результативности и эффективности бизнес-процессов и обеспечивающих процессов. Процессы менеджмента – особые информационные процессы. Их потребителями являются пять групп заинтересованных лиц. К процессам менеджмента относятся: стратегическое планирование и управление, финансово-экономическое управление, разработка политики в области качества, организация процессов, анализ со стороны руководства, контроль и другие.
По своему характеру бизнес-процессы являются горизонтальными, так как пронизывают всю производственную деятельность организации по горизонтали и объединяют весь бизнес. Обеспечивающие процессы и процессы менеджмента являются по своему характеру вертикальными, так как отражают деятельность организации по вертикали в соответствии с ее структурой и формой взаимодействия руководителей функциональных подразделений.
В концентрированном виде признаки процессов приведены в таблице.
Таблица – Признаки процессов
Тип процессов | Отличительные признаки |
Бизнес-процессы | · через них проходит основная продукция (услуга) · добавляют продукту ценность для потребителя · результат получает внешний потребитель |
Обеспечивающие процессы | · не касаются основной продукции (услуги) · добавляют продукции стоимость · результат получают внутренние потребители (различные процессы организации) |
Процессы менеджмента | · результатом является управление деятельностью всей организации · результат получают пять групп заинтересованных лиц |
3. В стандарте ГОСТ Р ИСО 9001-2001 определены следующие классы процессов, относящихся к системе менеджмента качества:
· управленческой деятельности руководства;
· жизненного цикла продукции;
· измерения, анализа и улучшения.
Можно выделить такие процессы, реализующие требования стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001:
1. Управление документацией.
2. Управление записями.
3. Управление со стороны высшего руководства.
4. Проведение анализа СМК высшим руководством.
5. Управление персоналом.
6. Управление инфраструктурой.
7. Управление производственной средой.
8. Планирование процессов жизненного цикла продукции.
9. Организация работы с потребителями.
10. Управление проектированием и разработкой.
11. Организация закупок.
12. Управление производством.
13. Управление обслуживанием.
14. Управление средствами измерений и испытательным оборудованием.
15. Оценивание удовлетворенности потребителей.
16. Проведение внутренних аудитов.
17. Организация мониторинга и измерений процессов СМК.
18. Организация мониторинга и измерений продукции.
19. Управление несоответствующей продукцией.
20. Организация анализа данных.
21. Организация работ по улучшениям СМК.
22. Организация работ по проведению корректирующих мероприятий.
23. Организация работ с целью проведения предупреждающих действий.
4. По уровням – первого, второго, третьего и т.д. уровня; супер-, гипер-, мета-, суб-, макро- и микропроцессы.
На следующем рисунке представлена декомпозиция одного из процессов верхнего уровня на более детальный процесс (подпроцесс, функцию).
Рисунок – Декомпозиция процесса на подпроцессы (функции)
Если рассматривать деятельность организации в целом, то для ее описания используются укрупненные процессы.
Примером процесса верхнего уровня может быть процесс закупок сырья и материалов для производства, который включает такие функции, как: планирование закупок, заключение договоров, оформление заказов, получение ТМЦ (товарно-материальных ценностей), оплата ТМЦ, отпуск ТМЦ в производство.
Число уровней декомпозиции не должно быть слишком большим (не более 6-8 уровней). При определении процессов, существующих в организации, целесообразно начинать описание процессов с верхнего уровня. Важно изначально определить практически целесообразную степень детализации описания процессов.
Верхний уровень описания бизнес-процессов соответствует процессам, которыми управляют топ-менеджеры уровня заместителей генерального директора. Второй уровень процессов, как правило, рассматривается на уровне крупных структурных подразделений организации. Третий уровень – уровень функций подразделений. Четвертый уровень – функции, выполняемые на рабочих местах, и т.д.
Корнем этой древовидной структуры является диаграмма обобщенного процесса СМК. Процессы могут быть декомпозированы в соответствии со структурой стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2000, основное содержание которого распределено между следующими пятью его разделами: «Система менеджмента качества», «Ответственность руководства», «Менеджмент ресурсов», «Производство продукции» и «Измерение, анализ и улучшение».
Процессы жизненного цикла продукции подразделяются в соответствии с выпускаемой организацией продукцией (услугами). Далее макропроцессы второго уровня «Менеджмент ресурсов» и «Процессы жизненного цикла продукции» разбиваются как на третий, так и на четвертый уровень (микропроцессы).
5. По взаимодействию процессы подразделяют на следующие:
Процессы, имеющие взаимосвязь по управлению – когда выход одного процесса является управлением для другого процесса. Процесс 1 является процессом управления по отношению к процессу 2. | |
Процессы, имеющие взаимосвязь по входу – когда выход одного блока является входом для другого. В этом случае процессы 1 и 2 являются последовательными и относятся к одной и той же категории. | |
Процессы, имеющие обратную связь по управлению – когда выходы из одного процесса влияют на выполнение других процессов, выполнение которых в свою очередь влияет на выполнение исходного процесса. В этом случае процесс 2 относится к категории процессов измерения, анализа и улучшения. | |
Процессы, имеющие обратную связь по входу – когда выход из одного процесса является входом для другого процесса, выход которой является для него входом. См. Обратная связь по управлению. | |
Процессы, имеющие взаимосвязь «выход-механизм» – когда выход одного процесса является механизмом для другого. В этом случае процесс 1 относится к категории менеджмента ресурсами. |
6. Не все процессы оказывают одинаковое влияние на успех организации в конкретных рыночных условиях.
В разряд критических может попасть любой процесс. Выявление критических процессов осуществляется в ходе текущей деятельности или по результатам аудиторских проверок. При этом следует отметить, что если ключевые процессы отражают внешние по отношению к организации воздействия, то критические процессы являются отражением сугубо внутренних воздействий.