Что относится к проливам
Пролив
Проли́в — водное пространство, расположенное между двумя участками суши и соединяющее смежные водные бассейны или их части.
Содержание
Характеристики проливов
Проливы характеризуются длиной, наименьшей и наибольшей шириной и глубиной. Также указывается направление и скорость течения. Для судоходных проливов составлены лоции.
Самый длинный пролив на Земле — Мозамбикский пролив, длина 1760 километров. Самый широкий пролив на Земле — пролив Дрейка, ширина 820 километров.
Классификация проливов
Проливы по бассейну океана
Проливы по континентам
По международно-правовому статусу
Важнейшие проливы по океанам
Атлантический океан
Индийский океан
Северный Ледовитый океан
Тихий океан
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Пролив» в других словарях:
пролив — ОХВ: По ГОСТ Р 22.0.05; Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ПРОЛИВ — ПРОЛИВ, пролива, муж. Узкое водное пространство, соединяющее два моря, море с океаном и т.п. или находящееся между островами, островом и материком и т.п. Керченский пролив. Гибралтарский пролив. Татарский пролив. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова
пролив — канал; босфор, ворота, большой бельт, скагеррак, симоносеки, каттегат, па де кале, хайнань, дарданеллы, шар, салма, горло, ламанш, карские ворота, маточкин шар, цугару, эресунн Словарь русских синонимов. пролив сущ., кол во синонимов: 24 • баб… … Словарь синонимов
ПРОЛИВ — ПРОЛИВ, относительно узкое водное пространство, разделяющее какие либо участки суши и соединяющее смежные водные бассейны или их части. Наибольшая длина проливов 1760 км (Мозамбикский), наибольшая ширина 1120 км (Дрейка) … Современная энциклопедия
ПРОЛИВ — относительно узкое водное пространство, разделяющее какие либо участки суши и соединяющее смежные водные бассейны или их части. Предельные величины проливов: длина ок. 1760 км (Мозамбикский), ширина 1120 км (Дрейка) … Большой Энциклопедический словарь
ПРОЛИВ — ПРОЛИВ, а, муж. Узкое водное пространство, разделяющее участки суши и соединяющее смежные водные бассейны или их части. | прил. проливный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Пролив — относительно узкое естественное водное пространство, разделяющее какие либо участки суши и соединяющее два смежных водных бассейна или их части. Как правило, характеризуются индивидуальным гидрологическим режимом. Имеют важное военное значение,… … Морской словарь
ПРОЛИВ — узкий водный проход, связывающий две крупные акватории. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989 … Экологический словарь
пролив — Узкий канал, соединяющий две крупные массы воды. [http://www.oceanographers.ru/index.php?option=com glossary&Itemid=238] Тематики океанология EN strait … Справочник технического переводчика
пролив — Относительно узкое водное пространство (или более широкое), разделяющее участки суши и соединяющее смежные водоемы или их части. → Рис. 312 … Словарь по географии
Пролив — ПРОЛИВ, относительно узкое водное пространство, разделяющее какие либо участки суши и соединяющее смежные водные бассейны или их части. Наибольшая длина проливов 1760 км (Мозамбикский), наибольшая ширина 1120 км (Дрейка). … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Значение слова «пролив»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПРОЛИ’В, а, м. Узкое водное пространство, соединяющее два моря, море с океаном и т. п. или находящееся между островами,
островом и материком и т. п.
Керченский п. Гибралтарский п. Татарский п.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
проли́в I
1. геогр. сравнительно узкая полоса воды, разъединяющая участки суши и соединяющая два водных бассейна или две части водного бассейна ◆ С военной точки зрения острова интересны не только наличием многочисленных глубоководных проливов, но и тем, что это самая западная из всех северных границ. Анатолий Грешневиков, «Зов Арктики», 2002 г. // «Наш современник» (цитата из НКРЯ)
2. действие по значению гл. пролить, проливать, также результат такого действия ◆ Особо же оперативники интересовались проливами бензина, загрязнением близлежащих к заправкам водоемов. Александр Хинштейн, «Оборотень дикий. Hе кормить!», 2003 г. // «Московский комсомолец» (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: подладить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Правовой режим международных проливов
Международные проливы – это естественные морские проходы, соединяющие между собой части одного и того же моря или отдельные моря и океаны.
При установлении правового режима морских проливов государствами учитываются, как правило, два связанных между собой фактора: географическое положение того или иного пролива и его значение для международного судоходства. Проливы, являющиеся проходами, ведущими во внутренние воды государства или проливы, которые не используются для международного судоходства и в силу исторической традиции составляют внутренние морские пути, не относятся к международным.
В положениях Конвенции ООН по морскому праву оговорено, что она не применяется к проливу, используемому для международного судоходства, если через этот пролив проходит столь же удобный с точки зрения навигационных и гидрографических условий путь в открытом море или в исключительной экономической зоне. Использование такого пути осуществляется на основе принципа свободы судоходства и полетов.
Что же касается проливов, используемых для международного судоходства между одним районом открытого моря (или исключительной экономической зоны) и другим районом открытого моря (или исключительной экономической зоны) и перекрываемых территориальным морем прибрежного или прибрежных государств, то в них все суда и летательные аппараты пользуются правом транзитного прохода, которому не должно чиниться препятствий. Транзитный проход в данном случае представляет собой осуществление свободы судоходства и пролета исключительно с целью непрерывного быстрого транзита через пролив.
Согласно Конвенции режим транзитного прохода не применяется к проливам, используемым для международного судоходства между частью открытого моря (исключительной экономической зоны) и территориальным морем другого государства (например, пролив Тирана), а также к проливам, образуемым островом государства, граничащего с проливом, и его континентальной частью, если в сторону моря от острова имеется столь же удобный с точки зрения навигационных и гидрографических условий путь в открытом море или исключительной экономической зоне (например, Мессинский пролив). В таких проливах применяется режим мирного прохода.
Конвенция ООН не затрагивает правового режима проливов, проход в которые регулируется действующими международными конвенциями, находящимися в силе, которые специально относятся к таким проливам.
Международные морские проливы и каналы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Международные проливы
Международные проливы – это морские пути, соединяющие моря и океаны и используемые для международного судоходства.
Рисунок 1. Международные проливы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Есть проливы, которые ведут во внутренние воды страны, например, Керченский пролив. Есть проливы, которые для международного судоходства не используются, потому что относятся к внутренним морским путям, например, пролив Лаптева или Лонг-Айленд.
Правовой режим таких проливов определяется законами прибрежного государства. У проливов есть свои особенности, но считается, что Па-де-Кале, Гибралтарский, Сингапурский, Ла-Манш, Ормузский и другие проливы являются мировыми морскими путями, которые открыты для свободного мореплавания всех стран.
Когда устанавливается правовой режим морских проливов, государства учитывают два фактора – географическое положение пролива и значение этого пролива для международного судоходства.
Международные проливы по правовому режиму могут быть следующие:
Готовые работы на аналогичную тему
При наличии полосы открытого моря в срединной части пролива действует свобода судоходства, которая принята в открытом море, например, Мозамбикский пролив, Корейский, Тайваньский проливы;
Проливы Балтики – Большой и Малый Бельт, Зунд соединяют Балтийское море с Атлантическим океаном. Проливы Бельтов перекрываются территориальными водами Дании, а пролив Зунд перекрывается водами Дании и Швеции. Правовой режим этих проливов определяется Королевским постановлением Дании 1976 г и Копенгагенским трактатом 1857 г. Акты предусматривают свободу судоходства для торговых судов. Проход военных судов имеет ограничения и требует предварительного уведомления.
Атлантический и Тихий Океаны соединяет Магелланов пролив, берега которого принадлежат Чили. Между Аргентиной и Чили был подписан договор в 1941 г, который устанавливает свободный и беспрепятственный проход всех судов.
Черное и Средиземное моря соединяются проливами Босфор и Дарданеллы, а также Мраморным морем. Суда всех стран в любое время суток и без особых формальностей пользуются свободой прохода в соответствии с Конвенцией о режиме проливов 1936 г.
Что касается военных судов, то для них предусмотрены ограничения. Через проливы черноморские страны могут проводить свои подводные лодки, если они направляются к месту базирования или следуют на ремонт.
Военные корабли нечерноморских стран имеют ограничения прохода через проливы.
Международные каналы
Каналы отличаются от проливов тем, что являются искусственными сооружениями. Их особенностью является то, что они проходят по сухопутной территории какого-либо государства, а это значит, что канал автоматически находится под юрисдикцией и суверенитетом соответствующего государства. Однако для каналов, которые на практике имеют значение для международного судоходства, устанавливаются международные соглашения. Сегодня к таким важным судоходным путям относятся Суэцкий, Кильский, Панамский каналы.
Суэцккий канал находится в пределах Египта и соединяет два моря – Средиземное и Красное. Условия использования канала, протяженность которого 161 км, регулируются законами Египта – это, во-первых, а во-вторых – Константинопольской конвенцией от 29 октября 1888 г.
Для судоходства канал был открыт в 1869 г. В канале запрещены военные действия, строительство иностранных военных баз, блокада.В Конвенции закреплен принцип равенства государств-участников, что касается пользования каналом. Безопасность и общественный порядок в Суэцком канале обеспечивается Администрацией Суэцкого канала. О прохождении через канал следует уведомлять за 4 суток до вхождения в него. По правилам судоходства по каналу требуется лоцманская проводка.
Панамский канал проходит по территории Панамы, соединяя Атлантический и Тихий океаны. Его протяженность 82 км. До 2000 г США осуществляли управление каналом, которое с 1 января этого же года было передано панамским властям.
Рисунок 2. Панамский канал. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Между Панамой и США в 1977 г был заключен Договор о постоянном нейтралитете и эксплуатации канала. Задача Панамы обеспечить безопасность и открытость канала для мирного транзита всех судов на условиях равенства и отсутствия дискриминации, согласно ст. 2 Конвенции. Лоцманская проводка через Панамский канал осуществляется безвозмездно, несмотря на то, что за проход взимаются специальные пошлины и сборы.
Кильский канал проходит через территорию Германии и построен в1895 г. Первоначально этот канал был полностью под суверенитетом Германии. После Первой мировой войны страны-победительницы включили в Версальский мирный договор положение о международном режиме использования канала. Сегодня канал открыт для всех судов за установленный Германией сбор. Правила судоходства устанавливаются законодательными актами Германии.
В доктрине международного права все международные каналы рассматриваются как «общественная дорога». Сегодня, те государства по территории которых проходят международные каналы, стремятся расширить свои административные полномочия.
Проблема безопасности черноморских проливов
Через два международных пролива – Босфор и Дарданеллы Россия экспортирует нефть и нефтепродукты.
Безопасность транспортировки упирается в невозможность получить беспрепятственный доступ в этом направлении. Особенно острой эта проблема становится зимой.
Постоянная задержка при прохождении проливов ведет к срывам графиков отгрузки и, безусловно, на рентабельности поставок нефти это сказывается отрицательно.
Данная проблема связана с политикой Турции, которая стремится без согласования с международными организациями и странами региона в одностороннем порядке ужесточить правила прохода судов, нарушая международную конвенцию.
Специалисты считают, что Турция стремится вывести проливы из-под международной юрисдикции. Ситуация, в принципе, не нова – борьба за контроль над проливами является краеугольным камнем на протяжении 3-х последних столетий.
Современный режим судоходства в проливах Босфор и Дарданеллы был установлен Конвенцией о режиме проливов в 1936 г и подписан в Монтрё.
Права черноморских стран были признаны и в соответствии с документом торговые суда имеют право беспрепятственного прохода в любое время суток и независимо от флага и вида перевозимого груза.
Если статус проливов будет изменен, то для некоторых экономик причерноморья возникают дискриминационные условия, а это очень остро может сказаться на перспективах экспорта российской нефти.
Поскольку ряд формулировок Конвенции размыт, то воспользовавшись этим, турки делают попытки их изменить, например, часть Босфора ещё в 1982 г была отнесена к территории портал Стамбул.
Позже Турция предприняла ещё один шаг, изменив название проливов. Пролив Босфор был переименован в Стамбульский пролив, а Дарданеллы – в пролив Чанаккале.
Попытки монополизации зоны проливов Турция не оставляет и сегодня, обходя международные соглашения.
Правительство Турции в одностороннем порядке приняло в 1994 г новый регламент судоходства в проливах, а в 2018 г ситуация в районе Босфора приняла угрожающий характер.
Суть его заключалась в том, что Министерство транспорта Турции, нарушив международные соглашения, в одностороннем порядке ввело ограничения на прохождение крупнотоннажных судов по проливам.
Черноморские проливы для России очень значимы, а попытки Турции навязать международным игрокам свои условия, вызывают серьезные опасения и требуют обсуждения на самом высоком уровне.
ПРОЛИВЫ МЕЖДУНАРОДНЫЕ
Проливы, ведущие к внутренним морям государства, если оба их берега принадлежат этому государству, считаются внутренними водами. В международном судоходстве наиболее активно используются проливы: Гибралтарский, Черноморские, Балтийские (Датские), Магелланов, Сингапурский, Ла-Манш, Па-де-Кале и Дальневосточные.
Пеждународные проливы делятся на две основные группы: соединяющие открытые моря (например, Гибралтарский и Магелланов проливы); соединяющие открытое море с замкнутыми морями (например, Балтийские проливы). В Конвенции ООН по морскому праву 1982 года подтверждается общепризнанная норма международного права относительно свободы транзитного прохода всех судов и пролёта летательные аппаратов. При осуществлении этого права суда и летательные аппараты должны без промедления следовать через пролив или над ним. Они обязаны воздерживаться от любой угрозы силой или её применения против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости государств, граничащих с проливом. Суда при транзитном проходе соблюдают общепринятые международные правила, процедуры и практику, касающиеся безопасности на море, а также международные правила по предотвращению загрязнения с судов. При транзитном проходе летательные аппараты должны соблюдать правила полётов, установленные Международной организацией гражданской авиации.
Проливным государствам разрешено принимать законы и правила, относящиеся к транзитному проходу через международные проливы. Эти акты могут касаться безопасности судоходства и регулирования движения судов; предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения; недопущения в проливах рыболовства и уборки рыболовных сетей; погрузки или выгрузки любых товаров или валюты; посадки и высадки лиц при нарушении таможенных, фискальных, иммиграционных и санитарных правил. Государства, граничащие с проливами, могут устанавливать мор. коридоры и определять схемы разделения движения судов.