Что относится к проектной конвергенции
КОРПОРАТИВНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МОСКОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОРПОРАТИВНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МОСКОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОРПОРАТИВНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МОСКОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Конвергенция образования как запрос социума
Капранова М.Н.,
заместитель директора Инженерно-технической школы
Конвергентное обучение направлено на формирование такой образовательной среды, в которой школьники будут воспринимать мир, как единое целое, а не как перечень отдельных изучаемых в школе дисциплин…
Методология преодоления междисциплинарных границ научного и технологического знания — это старт для активной жизни и труда в обществе конвергентных технологий будущего, к которым сегодня относятся информационно-коммуникационные, нано-, био- и когнитивные технологии.
Мир вокруг школы меняется гораздо стремительнее, чем она сама. Миссия образования уже не ограничивается только воспроизведением знаний, накопленных предыдущими поколениями. Очевидно, что сегодняшним ученикам во взрослой жизни придётся сталкиваться с вызовами, выходящими за рамки узких предметных областей, а значит перед современной системой образования стоят серьёзные задачи определения новых приоритетов и новых подходов в организации школьного образования.
Современный педагогический работник всё это понимает и принимает, но на практике, чем больше он погружается в тему, тем больше у него возникает вопросов:
Реалии таковы, что рассказать, каким образом это должно реализовываться в школе, однозначно и уверенно могут единицы.
Работать над этими вопросами, обсуждать, спорить, мы начали в Московском центре развития кадрового потенциала образования в рамках нового учебного курса повышения квалификации «Современный заместитель руководителя образовательной организации». Курс направлен на формирование у слушателей нового восприятия содержания и перестройку взаимодействия всех участников образовательного процесса в ходе реализации запросов социума и, очевидно, что конвергенция – один из важнейших его запросов.
Организация конвергентно ориентированного образовательного пространства в школе начинается с индивидуального подхода к обучающемуся. Для системы образования этот подход не является чем-то новым. Более того, в Федеральном государственном образовательном стандарте на первом месте — личностный результат школьника, значит, индивидуальный подход в организации учебной деятельности также выдвигается на первый план. Но в условиях конвергентного образования базироваться этот подход должен на таких принципах обучения, где основная модель познания – конструирование. То есть одним из обязательных компонентов современного обучения становится проектная и исследовательская деятельность. Для её реализации в школе необходимо создавать условия, при которых каждый ученик в ходе выполнения индивидуального проекта узнаёт, что такое конкурентоспособность, междисциплинарность, приобретает умение мыслить, применять школьные знания в реальной жизни и в реальных ситуациях.
Есть и ещё один важный аспект – это раздел ФГОС «Портрет выпускника», где перечислены те качества выпускника, развитие которых должна обеспечить современная школа, в нём нет ни одного качества, которое касается знаний теории, конкретных фактов или умения решать узко-направленные задачи в той или иной предметной области.
Государству и обществу нужен креативный и критически мыслящий человек, владеющий основами научных методов познания, мотивированный на творчество, готовый к сотрудничеству и осуществлению учебно-исследовательской, проектной, информационно-познавательной и инновационной деятельности. А самое главное – подготовленный к осознанному выбору своей будущей профессии.
Стандарт требует организации образовательного процесса, основанного на стыке наук, внедрения технологий конвергентного обучения. Именно поэтому конвергентный подход сегодня так необходим современной школе. Следовательно, необходимы изменения в построении образовательного пространства, методиках и технологиях обучения, в контроле и системе оценок образовательных результатов.
Обучение на курсе «Современный заместитель руководителя образовательной организации» помогает найти ответы на поставленные вопросы. Погружает слушателей в такие темы, как «Школа в цифровой среде», «Управление информацией», «Кадровый менеджмент и командообразование с целью создания единой школьной команды для реализации конвергентного подхода в обучении и получения качественных результатов», «Организация образовательного процесса и содержание обучения», «Как избежать монопредметного взгляда на результаты обучения школьников».
Курс предполагает анализ основных образовательных программ школ с целью выявления «точек конвергенции» — позиций, по которым возможно осуществить слияние содержания учебных предметов, уровней общего и дополнительного образования, сфер деятельности. Рассмотрены вопросы взаимодействия администрации и руководителя класса, сотрудничества педагогов, развития сетевого взаимодействия, использования образовательных ресурсов города.
Поиск и привлечение единомышленников по созданию конвергентного образовательного процесса — ещё одна задача курса. Впереди у слушателей – стажировки в школах Москвы и, как результат обучения, разработка Дорожной карты реализации в школе конвергентного подхода.
Статьи
Конвергентное образование: как применять новый подход на обычных уроках
Конвергентный подход вызывает большое количество вопросов. Что это? Почему междисциплинарность стала важна сейчас? Как привнести конвергенцию в обычный урок?
Чтобы лучше понять важность междисциплинарного подхода, нужно начать от развития научного знания. В мере развития науки и техники постоянно сменяются два противоположных процесса: интеграция и дифференциация. Дифференциация возникает, когда появляются новые области знания, которые нужно исследовать, а интеграция – когда возникает необходимость обобщить и надежно обосновать знания, добытые в узких областях.
Это нормальный процесс для научного знания. Так, например, интеграция наук проходилась в эпоху Возрождения, а за ней в XVII – XX веках последовала масштабная научная дифференциация. Сейчас снова начался процесс интеграции научных теорий и подходов в самых разных областях, ученые хотят разработать единую теорию поля – теорию, которая смогла бы объединить все фундаментальные взаимодействия на физико-математическом уровне.
Процесс интеграции и дифференциации научного знания
Таким образом, конвергентность или междисциплинарность – это отражение процесса объединения научных знаний и интегративного характера современного научного знания. И школа должна обучать именно этому новому научному знанию, однако важной составляющей конвергентного подхода является неразрывность предмета и способов его подачи: описывать природный мир «как он есть сам по себе», вне учета его восприятий людьми, почти невозможно. Научные знания обретают смысл, преломляясь в сознании личности конкретного человека.
Однако применить междисциплинарный подход в школе сложно в том числе и из-за дифференцированного подхода к освоению учебных предметов: выигрывая в узких знаниях одной науки, мы можем проигрывать в создании целостной картины мира у обучающихся.
Валентина Смелова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогических технологий непрерывного образования, основываясь на собственных научных разработках и многолетнем педагогическом опыте предложила схему междисциплинарного подхода, которая может помочь учителю сделать уроки более конвергентными, не изменяя при этом фундаментальных основ преподавания и методики:
Система конвергентного подхода в образовании
Междсциплинарный подход включает в себя самостоятельные, но взаимосвязанные модули:
Междпредметные связи — наиболее разработанная в педагогической теории и практике методическая область. Например, это рассмотрение одного явления с точек зрения разных наук: функционирование гормонов в теле человека с точки зрения и биологии, и химии.
Межпредметная интеграция – это создание целостных учебных дисциплин, в которых будет отражены системы фундаментальных закономерностей развития науки. Так, во время занятий с детьми в Центре проектного творчества «Старт-Про» были проведены уроки, сочетающие в себе и взгляд на предметы искусства, и биологию: «Сытый голодному не товарищ. Изобразительное искусство на уроках биологии», «Свет бел, да люди черны: Птицы в картинах В. Васнецова», «Все боятся пауков больше всех на свете! Коррекция эмоционального фона на уроках биологии».
Конвергенция в образовании – это построение целостных учебных дисциплин, в которых интегрируются научные знания и технологические достижения на основе фундаментальных закономерностей развития естественных наук и NBIC-технологий (нанотехнологий, биотехнологии, информационных и когнитивных технологий) и в которых будут отображаться взаимопроникновения наук и технологий в ходе прогрессивного развития человечества.
Теперь сделать собственные уроки более междисциплинарными стало проще. А если хотите стать настоящим профи в конвергентном образовании, то у нас есть курсы, которые будут полезны:
Курчатовский проект конвергентного образования
Мы возвращаем эксперимент в школы
Главным результатом обучения в школе является освоение базовых теоретических понятий (время, вещество, объем, сумма) и способность применять их в решении практических задач и получении новых знаний. Представители естественных наук считают, что будущее за междисциплинарными исследованиями в области химии, физики и биологии. Конвергентное обучение, для реализации которого был создан Курчатовский проект, направлено на формирование именно такой междисциплинарной образовательной среды на уроке и во внеурочной деятельности учеников.
Одной из проблем современного образования является традиционное преподавание предметов естественнонаучного цикла изолированно друг от друга, в результате чего у учащихся происходит неполное формирование целостной картины мира.
Сформировать системные представления об окружающем мире на этапе начального образования, которое определяет мотивацию учащегося и на весь последующий образовательный цикл.
— Сформировать у школьников мотивацию к получению естественнонаучного образования.
— Заложить основы восприятия окружающего мира как целого на базе междисциплинарных образовательных программ.
— Предоставить возможность участия в выполнении учебно-исследовательских проектов.
— Сориентировать учащихся выпускных классов на поступления в лучшие университеты, ведущие междисциплинарную подготовку кадров.
Участниками проекта стали 37 московских школ, которые объединяет интерес к новым технологиям, активное освоение новых образовательных методик. В рамках проекта эти школы оснащены наиболее современным учебным и лабораторным оборудованием, предназначенным для проведения уроков, экспериментальных практикумов и полевых работ по 4 предметам: физике, химии, географии и биологии. Также в каждую школу была поставлена компьютерная техника, необходимое ПО, расходные материалы для лабораторного оборудования и даже мебель.
Для полноценного использования поставленного высокотехнологичного оборудования были проведены пусконаладочные работы, прошло обучение учителей, в школы поставлены учебно-методические материалы, осуществляется сервисная поддержка.
Школы-участники не только используют оборудование сами, но и работают как сеть инновационных образовательных учреждений «шаговой доступности». Учителя и ученики других школ используют эти ресурсные центры, чтобы перенимать опыт, проводить выездные занятия.
Концепция проекта сформирована московскими образовательными учреждениями совместно с Курчатовским институтом. Компания Softline в рамках проекта, помимо поставки компьютерного, учебного оборудования и программного обеспечения, провела пуско-наладочные работы, обучение учителей и обеспечивает техническую поддержку. Конкурс, в котором компания Softline выиграла этот контракт, был организован Окружным управлением образования ЗАО г. Москвы по инициативе Департамента образования г. Москвы.
Один из основателей Курчатовского проекта Михаил Валентинович Ковальчук, доктор физико-математических наук и член-корреспондент РАН отмечает, что основой сближения (конвергенции) наук и технологий должны стать информационные и нанотехнологии, и выделяет следующие черты развития естественных наук:
— переход к наноразмерам;
— изменение парадигмы развития от анализа к синтезу;
— сближение и взаимопроникновение неорганики и органического мира живой природы;
— междисциплинарный подход вместо узких специализаций.
Эти положения определяют содержание образовательных ресурсов Курчатовского проекта.
Фундаментом для всех комплектов лабораторного оборудования является применение современной техники, максимально приближенного к той, что используют взрослые ученые в настоящих лабораториях. Его дополняет вычислительная техника (ведь современное лабораторное оборудование подключается к компьютеру) и новые решения в области эргономики образовательной среды.
Каждый кабинет включает:
— интерактивную доску,
— цифровое лабораторное оборудование, датчики,
— необходимые расходные материалы,
— учебную мебель.
Для полноценного использования оборудования предусмотрены электронные образовательные ресурсы и специализированное программное обеспечение.
Кабинет химии оснащен спектрофотометром, позволяющим проводить количественные и кинетические измерения, определять спектр поглощения веществ.
Цифровой иономер, позволяет проводить высокоточные измерения и исследовать концентрацию ионов в любых растворах.
Электронные весы позволяют измерять массу с точностью до тысячных и решать задачи по количественной химии.
Наборы реактивов позволяют проводить не только базовые эксперименты из курса школьной химии, но и изучать физико-химические показатели веществ и готовиться к профильным олимпиадам.
Кабинет физики оборудован атомным силовым микроскопом, с помощью которого можно изучать физические свойства и структуру вещества на уровне наноразмеров.
Набор «Лазерное излучение» позволяет получать голографические изображения различных трёхмерных объектов.
Набор для определения удельного заряда электрона даёт возможность наблюдать и исследовать движение электронов в магнитном поле.
Телескоп позволяет более детально изучать различные астрономические объекты и явления (лунные и солнечные затмения), а также составлять карту звёздного неба.
Благодаря современной цифровой дистанционной метеостанции возможно создание школьной метеорологической службы, а в комплексе с другим оборудованием (по биологии, химии и физике) — осуществление экологического мониторинга абиотических факторов среды.
Аппаратно-программный комплекс Сканекс для приема данных дистанционного зондирования Земли позволяет использовать космические технологии, помогающими получать самую современную информацию о процессах и явлениях, происходящих на планете.
Интерактивные столы позволяют работать с интерактивными картами, 3D-моделями природных объектов и явлений, спутниковыми снимками.
Комплект оборудования по биологии позволяет проводить исследования и эксперименты на пришкольных участках, парковых зонах, водных объектах.
В набор оборудования входит мобильная лаборатория, необходимая для проведения биолого-экологических и биолого-химических исследований, анализа почвы, воды и воздуха.
Набор «Молекулярная биология» позволяет выделять ДНК из биологических объектов, проводить биохимическую диагностику.
Полностью пересмотрен концепт мебели, заключающийся в отказе от большого количества проводов и невозможности мобильного перемещения в классе.
Применяется современная система верхней подводки коммуникаций, которая упрощает монтаж силовых цепей, подводки воды, газа, системы вентиляции и т.д.
Класс-трансформер можно использовать как лекционный кабинет или как класс для практикумов.
Современные системы классных досок с короткофокусными проекторами и интегрированными интерактивными досками.
Компьютерная система управления оборудованием класса.
Применение видео-стен в качестве элементов доступной визуализации.
Возможность проведения виртуальных лабораторных работ в режиме 3D.
Применение технологии «Дополненная реальность».
Многозадачность и кросс-платформенность.
Вывод видеороликов в режиме 3D позволяет повысить эффективность и интерес к учебному процессу.
Интерактивный глобус с набором интерактивных карт с возможностью вывода актуальной информации полученной со спутников в режиме online.
Интегрированная в общий комплекс система 3D-контента позволяет изучать процессы «изнутри».
Использование современных программных продуктов для создания дистанционного обучения на базе инновационных классов.
Организация online трансляций в интернет с возможностью подключения других учреждений к учебному процессу.
От поставки к полноценному использованию
Чтобы несколько десятков больших и маленьких коробок, которые привезли в каждую из 37 школ, выгрузили на первый этаж и приняли на баланс, превратились в лабораторные классы, пришлось проделать огромный объем пуско-наладочных работ.
По условиям поставки каждая школа должна была подготовить помещения согласно техническим требования, регламентирующим количество и расположение розеток, размещение водопровода и канализации, подготовка вентшахт к подключению вытяжек и т.д. На подготовленную площадку приезжала бригада монтажников, которая монтировала колонны для интерактивных досок, островные столы с вытяжками, собирала мебель, подключала коммуникации.
На следующем этапе были установлены и настроены серверы и ПК, сетевое оборудование., Затем настала очередь сборки лабораторной техники, подключение к компьютерам, установка специального ПО.
На заключительном этапе готовые лабораторные классы были протестированы и переданы школам.
Для освоения новой техники для всех учителей было проведено обучение на основе методических рекомендаций по использованию учебного оборудования по всем предметам. Прошло также обучение системных администраторов по использованию программного обеспечения и оборудованию, в том числе специализированного – проекторы, интерактивные столы и т.д.
В рамках проекта осуществляется 3-летня поддержка всего поставленного оборудования. Поскольку гарантия большинства производителей составляет 1 год, дальнейшую поддержку взял на себя поставщик по контракту, компания Softline. При этом гарантия предусматривала замену нерабочего оборудования в срок не более 2 рабочих дней.
В настоящее время заявки принимаются как по телефону, так и через специальный функционал на школьном портале shkola.softline.ru. Заявки обрабатывают специально выделенные инженеры. В перспективе планируется перевод процесса обработки заявок на собственный servicedesk компании Softline, имеющий широкие возможности по отслеживанию заявок, подключению любых необходимых специалистов и руководителей для решения проблем.
В настоящее время объем заявок — порядка 30 в месяц — начиная от банальных проблем с электропитанием и заканчивая полноценным ремонтом техники.
Масштаб Курчатовского проекта большой, и для осуществления гарантийного обслуживания был организован специальный склад подменного оборудования.
Городской методический центр mosmetod.ru
На сайте методического центра можно найти:
— Перечни оборудования Курчатовского проекта;
— Методические рекомендации по расстановке и использованию учебного оборудования по всем предметам (биология, химия, физика, география).
— Сборник инструкций по охране труда и технике безопасности.
Эти материалы позволили своевременно подключить и настроить оборудование, правильно разместить в учебных лабораториях с учетом требований СанПиН.
Умение учиться. В современных федеральных государственных образовательных стандартах впервые в истории отечественного образования умение учиться выделено как самостоятельный и важный результат образования. Деятельностное освоение предмета, индивидуальные проекты, которые учащиеся могут выполнять в условиях конвергентных лабораторий, формируют способность к самостоятельному мышлению и познанию.
Междисциплинарное образование. Обучение в конвергентных лабораториях направлено на освоение универсальных учебных действий и понятий, находящихся на стыке предметных дисциплин, которые в перспективе позволяют достигать высокие предметные результаты.
Результативное образование. Оборудование проекта позволяет проводить индивидуальную и групповую исследовательскую работу, успешно готовиться к сдаче ЕГЭ, поступлению на естественно-научные и инженерные факультеты ВУЗов.
Новые требования к исполнению государственного контракта
По сравнению к традиционными, мы применили более высокие требования по следующим параметрам:
Тип требований Характер исполнения
Увеличенный гарантийный срок. 3 года гарантии на все поставляемые товары.
Центр службы технической и информационной поддержки. Call-центр, web-сайт, ежемесячная отчетность, ежеквартальные профилактические выезды специалистов.
Подменный фонд. Замена оборудования в срок не более 2 рабочих дней
Повышение квалификации специалистов работающих с оборудованием. Повышение квалификации специалистов с выдачей сертификата государственного образца.
Дополнительные финансовые гарантии. На весь гарантийный срок.
Полная готовность к работе. Полная пуско-наладка и монтаж на место эксплуатации
Функционально-техническая совместимость. Товар должен быть технически и функционально совместим между собой и в совокупности должен составлять единый аппаратно-лабораторный комплекс конвергентного обучения.
Презентация на тему «Конвергентный подход в образовании: строим настоящее – думаем о будущем»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Конвергентный подход в образовании: строим настоящее – думаем о будущем
Вопросы для обсуждения: Что такое конвергентный подход в образовании и как он связан с развитием наук и технологий? Кому и зачем нужен конвергентный подход в школьном образовании? Как выстроить современную образовательную среду в школе для реализации этого подхода? Как работать с детьми, которые уже не в теории, а опытным путем добывают себе знания, например, проводя уникальные эксперименты или создавая роботов? Интеллектуальная игра с конвергентным содержанием: реальность или утопия? Какие идеи конвергентного подхода можно и нужно реализовывать в проектной деятельности школьников?
«Миллионны людей видели, как падает яблоки, и только Ньютон спросил почему». Люк де Брабандер «Забытая сторона перемен. Как творческий подход изменяет реальность» Источник: https://econ.wikireading.ru/72882
МИР ШКОЛЫ: ВЧЕРА Источник: https://trv-science.ru/2019/03/26/bazovye-shkoly-ras/ Рис. И Кийко
Разрозненность предметных знаний
«Все науки настолько связаны между собою, что легче изучать их все сразу, нежели какую-либо одну из них в отдельности от всех» Р. Декарт Нельзя прервать связующую нить?
Будущее уже здесь… Мир школы сегодня «Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать её в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее» A. Барбюс
Смена технологических укладов с последующим резким скачком производительности и ростом экономики (промышленные / индустриальные революции)
Конвергентный подход в области наук и технологий Это методология преодоления междисциплинарных границ научного и технологического знания, направленная на разработку способов и технологий создания «природоподобных объектов» (М.В.Ковальчук). Управление фундаментальным дискретным элементом: атом (нано-), ген (био-), бит (инфо-), нейрон (когито-) в целом – «NBIC» https://www.youtube.com/watch?v=M5rbxJlWclE https://www.youtube.com/watch?v=ehVmUqYAyRw
НБИК взаимодействие Префиксы Уровни организации материи «Акторынаномасштаба» Единицы Технологии нано- природа вещества атом мельчайшая частица химического элемента, являющаяся носителем его свойств АМК – атомно-молекулярное конструирование – новый подход к конструированию материалов с принципиально новыми свойствами (материалы «под заказ») био- природа жизни ген структурная ифункциональ- наяединицанаследственнос-тиживых организмов получение гибридных материалов – возможность вводить в конструирование неорганических материалов биологическую часть (биоорганический материал)
НБИК взаимодействие инфо- информационный обмен бит единица измерения информации получение принципиально новой интеллектуальной системы – возможность в гибридном материале использовать интегральную схему (программируемый модуль) когно- природа разума нейрон структурно-функциональная единица нервной системы «одушевление» создаваемых приборов и систем – использование алгоритмов (программ), основанных на изучении функций мозга Префиксы Уровни организации материи «Акторынаномасштаба» Единицы Технологии
«Технологии давно уже готовы. Люди не готовы» Джордж Хелд, обладатель многочисленных индустриальных наград за внедрение инновационных продуктов
конвергенция в науке и технологиях (научно-производственная сфера) 1 2 современный школьник (новые способности, возможности и потребности) ВЫЗОВ ОБРАЗОВАНИЮ СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, «ПОДОБНОЙ СРЕДЕ РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ»
НАВЫКИ БУДУЩЕГО ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ-НОВЫЕ ПОДХОДЫ ЦИФРОВАЯ ШКОЛА КОНВЕРГЕНТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ НЕ ОПОЗДАТЬ В БУДУЩЕЕ: МИР МЕНЯЕТСЯ БЫСТРЕЕ, ЧЕМ ШКОЛА
«КОНВЕРГЕНТНЫЙ ЧЕЛОВЕК» способный соединять и взаимообогащать различные области предметного знания способный создавать новое для улучшения качества жизни человека. Способный принимать решения и нести за них ответственность способный делать то, что необходимо и людям, и экономике способный делать то, чего ещё нет
Никакую проблему невозможно решить на том же уровне, на каком она возникла. А. Эйнштейн
ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОСФЕРЫ изучение требований современного рынка труда на подготовку работника в контексте развития техносферы современного общества создание техносферной инфраструктуры ОО, соответствующей требованиям развития современной цивилизации, запросам рынка труда, потребностям личности, общества, государства совершенствование МТБ ОО в соответствии с современным уровнем развития техники и технологий; развитие технологических процессов и технологий образовательной деятельности
научно-технический аспект социальный аспект взаимодействие человека и техники в различных видах деятельности развитие и характеристики социальных процессов под влиянием развития техники и технологий Техносфера – совокупность содержания образования, нормативов ресурсов и технологий, а также связанные с ней коммуникации и общественные отношения
КОМПОНЕНТЫ КОНВЕРГЕНТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ содержание образования технологии обучения и формы организации познавательной деятельности кадровое обеспечение управление образовательным процессом образовательная среда
Система дополнительного и профессио- нального образования Преемственность всех уровней общего образования (ДО, НО, ОО, СО) Взаимодействие Школа-наука-производство Использование всех ресурсов региона Воспитание и социализация 2 3 4 5 КОНВЕРГЕНТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Области поиска новизны 1
ЛОГИКА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ – ОСНОВЫ КОНВЕРГЕНТНОГО ПОДХОДА СОЗДАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЛЮБЫЕ ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕМЕНИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ НА ПРАКТИКЕ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К РАБОТЕ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 2 4 + = ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 1 Критическое мышление 3 Креативность Коммуникация, кооперация Функциональная грамотность
Контексты современного образования
Структура современного научного знания – основа для успешной социализации в современном мире
ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ Учебные – включение современного знания о мире в систему общего образования Социально- образовательные – поддержка и развитие гражданского сознания причастности к жизни в стране и в мире Личностные – создание условий для самоопределения жизненных целей, формирования, развития и поддержки социальной мобильности, готовности к ориентации в социально- экономической ситуации в России и в мире
4К Как мы используем наши знания Критическое мышление Кооперация Креативность Коммуникация
21 век Установка на развитие Что мы знаем и понимаем Как мы используем знания Как мы ведем себя и взаимодействуем с миром Как мы размышляем и адаптируемся
Современная образовательная среда От неделимых курсов к микроформатам Нужно перестать мыслить в терминах курсов. Будущее – за гранулированными форматами От пассивного слушания к активному действию За ключевую единицу обучения нужно принимать активность От белых пятен к картам знаний Межпредметные связи важны так же, как отдельные области знаний От единых учебников к персонализированным траекториям Индивидуализация – высшее благо и точка отсчета Манифест «О цифровой образовательной среде»* *Edutainme
Современная образовательная среда От предопределенности к свободному выбору Ученик должен быть соучастником своего обучения От совместного слушания к коллаборативным проектам Среда – это социальное пространство От повторения к творчеству Ученик должен иметь возможность создавать От формальных экзаменов к мгновенной обратной связи Образовательная среда должна давать постоянную и индивидуализированную обратную связь на все действия Манифест «О цифровой образовательной среде»* *Edutainme
Учебник VS Цифровая образовательная среда Содержание Манифест «О цифровой образовательной среде»* *Edutainme Каксейчас Какдолжностать Обновление разв тригода Обновлениееженедельно Ограничениепообъему Нетограничений Формаопределяетсодержание Содержаниеопределяетформуи функционал Усредненнаямодельизложения длявсехтем Разныеинтерфейсы дляразных активностей Линейноеизложение Возможностьнелинейногоизложения Недаетданных обуспеваемости Позволяетсобиратьианализироватьданные
Учебник VS Цифровая образовательная среда Мотивация Манифест «О цифровой образовательной среде»* *Edutainme Каксейчас Какдолжностать Недаетученикуобратнуюсвязь Даетмгновенную обратнуюсвязь Слабаясвязь междупредметами,темамииконцепциями Наглядныемежпредметныесвязи навсехуровнях Нетситуациивыбора Естьситуациясвободногопоиска Мотивациянауровнетекста Мотивацияпри помощи игровыхмеханик иперсонализации Доставказнания Формирование опыта,погружение в контекст
Учебник VS Цифровая образовательная среда Ученик Каксейчас Какдолжностать Воспринимаетинформацию Принимаетосмысленныерешения Ниначтоневлияет Действует Учится вместесовсеми Учится по персональнойтраектории Единая длявсехсложность Адаптивная учебнаяпрограмма Одинаковыйдлявсех Индивидуальныйвызов Цельяснатолькодляучителя Ясныецелидляученика Вопросы поматериалу тольконауроке Поддержка24/7 Оценки ставитучитель Ямогу оценитьсебяв любоймоментивидетьсвойпрогресс Мневсерассказали Я самузнал
Учебник VS Цифровая образовательная среда Учитель Манифест «О цифровой образовательной среде»* *Edutainme Каксейчас Какдолжностать Неможетвлиятьнаучебник Настраиваетсистемупод себяисвой класс Отвечаюттолькоактивные или те,когоспросили Каждый ученикпроявляетактивность Фокуснасодержании Фокуснарезультате Фокуснапосещении Фокуснавовлечении Проверка знанияфактов Проверкаумения приниматьреальные решения Одноразовыепроверки Практикавтечение всеговремениобучения
Иллюстрация из доклада «Будущее образования: глобальная повестка». Сайт: edu2035.org. map.edu2035.org Что там за горизонтом? «Путь ученика» в образовании 2035 года Картина мира, языки, интеллект. развитие (IQ) Социальные и управленческие навыки (SQ/ЕQ) Управление психофизическим состоянием и развитием тела (PQ/ЕQ) Траектория индивидуального развития
Цифровая грамотность — набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета цифровое потребление цифровая грамотность (компетенции) цифровая безопасность
Фиксированный интернет Мобильный интернет Цифровые устройства Интернет-СМИ Новости Социальные сети Госуслуги Телемедицина Облачные технологии ЦИФРОВОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ
ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ (КОМПЕТЕНЦИИ) Поиск информации в Интернет и базах данных, ориентация в качественных цифровых источниках Визуальная коммуникация Организация учебной деятельности в информационной среде Оценивание качества цифровых ресурсов Использование и конструирование цифровых устройств: виртуальные лаборатории, роботы Использование функционала социальных сетей Финансовые операции Онлайн-покупки Критическое восприятие информации Производство мультимедийного контента Урок биологии: «Эндемики Австралии» Дмитриева М.Т., Коллективная презентация ГБОУ СОШ №1353, Google Apps Урок алгебры: «Алгебраические выражения» Казаркина О.В., Виртуальная лабораторная работа ГБОУ Школы № 618 (DESMOS)
Защита персональных данных Надежный пароль Легальный контент Культура поведения Репутация Соблюдение этических и правовых норм Хранение информации Создание резервных копий ЦИФРОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
медиаграмотность: критическое отношение к массмедиа информационная грамотность: навыки поиска нужной информации и инструментов работы с ней, умение быстро освоить эти инструменты коммуникативная компетентность: навыки общения с другими пользователями креативная компетентность: навыки производства информации в ее разнообразных формах и форматах Пол Гилстер, основатель концепции цифровой грамотности КРИТЕРИИ ДОСТИЖЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ *Канадский центр цифровой и медиа грамотности
Вызовы – кризис образования? Есть решение? Креативное мышление Сотрудничество Постоянное обучение Эмоциональный интеллект Информационная среда Желаемое Действительное Решение Выполнение проектов на основе междисциплинарного подхода Стандартные задачи. Шаблоны Кооперативных дел мало Нет самостоятельности. Ошибки порицаются Человек 21 века Знания, показатели «Черная дыра» Нет необходимых умений Как узнать, на сколько досолить блюдо, если ты не попробовал его на вкус?! Как повысить уровень чего-либо, не зная, каков он изначально?! Чтобы достичь цифровой грамотности необходимо понимать ее изначальный уровень у каждого учителя.
использование возможностей ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для формирования нового понимания миссии современного человека: 1)«делай то, что необходимо экономике»; 2) «делай то, что необходимо и людям, и экономике»; 3) «делай то, чего ещё нет». 4) «модифицируй то, что пользуется спросом»; 5) «делай необычную форму для традиционного содержания»;
Возможные темы проектно-исследовательской работы на основе Конвергентного подхода «Получи» Альтернативные источники энергии. Зажги лампочку без розетки и батарейки Кристаллы и способы их выращивания Создание модели для изучения парникового эффекта Вечный двигатель: попробуй, предложи! Греет ли снег? Сделай нагревательный элемент на основе снега «Память воды»: попробуй передать информацию с помощью воды, воздуха и т.д.!
«Измерь» • Микроволновка – как измерительный прибор. Измерь скорость света шоколадкой и предложи, что еще можно ей измерить • Кто больше молодец? Предложи оценку объема кратковременной памяти и работоспособности школьников • Как увидеть опасность? – гигиенические аспекты школьных учебников. Какой предмет опасней. • Измерения голыми руками. Как померить все без ничего? • Измерь человека: сколько мегапикселей в глазу, сколько байт в мозге, какого время отклика человека, какова мощность сердца и т.д. • Измерь качество воды • Агрегатное состояние желе. Разработай методику определения агрегатного состояния образца Возможные темы проектно-исследовательской деятельности на основе Конвергентного подхода
«Продай» •Бизнес-план школьного предприятия. Из отходов в доходы. Предложи выгодный стартап Возможные темы проектно-исследовательской деятельности на основе Конвергентного подхода
ВОСПИТАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРИОРИТЕТ ГОТОВ К УЧЕБЕ ГОТОВ К ЖИЗНИ ГОТОВ К ТРУДУ НАЛИЧИЕ НЕОБХОДИМЫХ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НАЛИЧИЕ НЕОБХОДИМЫХ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ. ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ОСОЗНАННЫЙ ВЫБОР ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ 2017 Новые точки роста для обучающихся
Конвергентный подход в образовании: строим настоящее – думаем о будущем
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Травля (буллинг, моббинг) – это вид группового эмоционального и/или физического насилия. Подвергая человека травле, над ним смеются, издеваются, его подчеркнуто игнорируют, оскорбляют, унижают, толкают, бьют, удерживают силой, отнимают, прячут и портят его вещи и т. д., причем все это делается систематически, группой или агрессором при поддержке группы.
Номер материала: ДБ-1031625
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием
Время чтения: 1 минута
Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.