Что относится к признакам цифровой трансформации обработка типовых случаев

Цифровая трансформация: семь признаков прогресса

По мере ослабевания карантинных мер большинство компаний по всему миру занимаются перестройкой цифровых процессов, однако есть ли какие-то мерила, показывающие, двигаются ли они к успеху или провалу? Опрошенные порталом Enterprisers Project эксперты обозначили ключевые факторы успешного процесса цифровизации.

Цифровая трансформация — постоянный процесс, который никогда не заканчивается. Это может усложнить задачу для ИТ-команд, которые традиционно привыкли оценивать успех по окончательным результатам или текущим показателям эффективности. Несмотря на это, отслеживать прогресс цифровой трансформации особенно важно. «Суровая реальность такова, что около 70% цифровых проектов терпят неудачу, и так было еще до пандемии. COVID-19 ускоряет спрос на цифровую трансформацию, поскольку пандемия вскрывает массовую неэффективность и разрушает традиционные экосистемы и бизнес-модели, — говорит Кевин Маккафри, генеральный директор и основатель консалтинговой компании Tr3Dent, специализирующейся на цифровой трансформации. — Сегодня особенно важно, чтобы компании всех отраслей были уверены, что они находятся на правильном пути цифровой трансформации, сохраняя при этом непрерывность бизнеса и конкурентоспособность».

Могут ли все организации стать технологическими компаниями? Вероятно, нет, но они могут приблизиться к этому. «Стратегии выхода на рынок, взаимодействия с клиентами и расширения возможностей рабочей силы — все это примеры деятельности, которая трансформируется под воздействием технологий, — говорит старший директор по технологическому анализу технологической ассоциации CompTIA Сет Робинсон. — Следовательно, чтобы оставаться конкурентоспособными, компании должны принять новое мышление в отношении внедрения технологий и инвестиций».

Существует ряд ключевых показателей, которые свидетельствуют о том, что компания движется в правильном направлении в плане трансформации. Некоторые из них зависят от целей организации, тогда как другие — более универсальные. «Организациям необходимо определить собственные критерии успеха, — советует Югал Джоши, вице-президент по исследованиям цифровых, облачных и прикладных услуг Everest Group. — Например, если они акцентировано планировали выйти в цифровые каналы, то их показатели будут отличаться от инициатив, которые были направлены на повышение внутренней эффективности с помощью цифровизации. Более того, решающую роль в определении этих показателей также играют существующий и новый технологический ландшафт. Тем не менее, они могут учиться у своих коллег и компаний, которые демонстрируют более широкий рыночный охват».

Семь факторов, которые сигнализируют о цифровом прогрессе организации.

1. Воспроизводимость процессов для цифровых инициатив

Многое зависит от базового уровня зрелости организации, говорит Марк Сами, директор по технологиям консалтинговой компании West Monroe, но в целом ИТ-подразделения, ориентированные на цифровую трансформацию, применяют долгосрочный подход к цифровым проектам и программам. На высоком уровне такой подход включает определение целей, выявление разрывов между текущим состоянием и целями, KPI для измерения успеха, межфункциональные экспериментальные команды и процессы, управление изменениями на предприятии, гибкое обучение, современную архитектуру и инфраструктуру, постоянное обучение, итерации и масштабирование рабочих процессов.

2. Повышение эффективности бережливых бизнес-процессов

По словам Джоши, одним из интересных аспектов измерения успеха является оценка новых процессов, которые появились в результате цифровой трансформации. Процесс должен быть бережливым, эффективным и достигать поставленных целей, затрачивая как можно меньше ресурсов и времени. К этой категории индикаторов также относится более эффективное использование человеческих ресурсов.

3. Совместная ответственность за стратегию и реализацию цифровой трансформации

Общепринятым является мнение, что один лишь ИТ-отдел или бизнес-подразделение не является и не может являться движущей силой цифровой трансформации. По словам Сами, ИТ-командам трудно быстро реагировать на потребности бизнеса, если они не знают, куда он движется, или если ИТ-команды не принимают активного участия в планировании бизнес-стратегии. Чтобы бизнес и технологические команды могли работать вместе, необходим серьезный сдвиг на организационном уровне. Необходимо разделить ответственность за бизнес-стратегию и техническое исполнение.

4. Сокращение времени выхода на рынок/возросшая частота изменений

Вне зависимости от того, на чем сосредоточено ваше внимание — на предоставлении новых продуктов и функций клиентам или сотрудникам, увеличение скорости — это положительный знак. По словам Сами, частота внедрения новых изменений для бизнеса/клиента/заказчика/конечного пользователя — отличная метрика. Она может показаться чрезмерно упрощенной и очевидной, но она свидетельствует о сотрудничестве между бизнес- и технологическими командами. Решение стратегических проблемы путем быстрого развертывания, проверки и обкатки идей в естественных условиях является основой успешной цифровой трансформации.

5. Счастливые клиенты и сотрудники

Улучшение показателей удовлетворенности клиентов, повышение вовлеченности сотрудников, рост числа клиентов — все это важные маркеры прогресса цифровой трансформации. Конкретные показатели будут зависеть от ее направленности, отмечает Джоши.

6. Оптимизация ИТ

Благодаря успешной цифровой трансформации, как отмечают ИТ-руководители, сроки реализации ИТ-проектов сокращаются, а объемы переработок снижаются, говорит Маккафри. Снижение совокупной стоимости владения технологиями — еще одна метрика, которую не стоит сбрасывать со счетов, советует Джоши.

7. Возросшая наблюдаемость операций предприятия

Рост наблюдаемости — основа многих усилий по цифровой трансформации. Если она выросла в масштабах компании — это четкий показатель прогресса, говорит Маккафри. Рост может проявляться в увеличении объема данных, доступных для использования в процессе принятия решений, операциях или стратегии.

Источник

Цифровая трансформация бизнеса в 2021 — условия, технологии, направления

Что относится к признакам цифровой трансформации обработка типовых случаев

Содержание:

Многие компании уже начали свою цифровую трансформацию. Согласно исследованию международного консалтингового агентства IDC, к 2022 году, несмотря на вспышку COVID-19, процесс цифровой трансформации охватит 65% мирового ВВП. Это привлечёт в сферу развития «цифровых» технологий и услуг более 6,8 триллиона долларов прямых инвестиций до конца 2023 года.

Пандемия фактически вынудила предприятия повышать эффективность работы и качество обслуживания. Это не просто ключевые цели в процессе перехода компании на цифровые технологии, но и важнейшие факторы, определяющие судьбу бизнеса в условиях экономического спада.

В этой статье мы объясним, что такое цифровая трансформация бизнеса, чем обусловлен этот процесс, в чём его польза и как начать практически двигаться по данному пути.

Что такое цифровая трансформация

Для бизнеса цифровая трансформация — это всеобъемлющий процесс интеграции цифровых технологий в новую или существующую производственную модель. Это определение может с успехом применяться и к другим сферам общественной жизни, например к государственному управлению или образованию.

Главная цель цифровой трансформации — приведение всей деловой активности в соответствие со стремительно меняющимся требованиями современного мира. Простыми словами, цифровая трансформация помогает бизнесу правильно принять даже самые радикальные внешние изменения и остаться конкурентоспособными в новой среде.

С началом цифровой трансформации компании, в ней могут появиться новые должности и профессиональные обязанности, особенно связанные со сферой ИТ. Например, руководитель цифровой трансформации (Chief Digital Transformation Officer / CDTO), директор по цифровым технологиям (Chief Digital Officer / CDO), ИТ-директор (Chief Information Officer / CIO), технический директор (Chief Technical Officer / CTO), исследователь данных (Data Scientist / DS).

Цифровая трансформация и цифровизация

Цифровая трансформация бизнес-процессов не представима без цифровизации. Однако, не стоит путать эти понятия — между ними есть существенная разница.

Цифровизация или диджитализация — повсеместное внедрение в производство и различные сферы жизни новейших цифровых технологий. Это следующий логический шаг после оцифровки, то есть перевода информации в цифровой вид, а также оптимизации обработки оцифрованной информации. На практике цифровизация компании обычно воплощается в появлении или модернизации в ней IT-отдела.

Цифровая трансформация включает не только внедрение в производство новых технологий, но и изменение самой деловой культуры. Этот процесс может затронуть множество сфер — от управления бизнес-процессами и корпоративной культурой до создания новых моделей взаимодействия с клиентами.

Основные технологии цифровой трансформации

Что относится к признакам цифровой трансформации обработка типовых случаев

Что такое цифровой подрыв

Что относится к признакам цифровой трансформации обработка типовых случаев

Цифровой подрыв (digital disruption) или просто дизрупция — главный локомотив и основа цифровой трансформации. Это не что иное, как революционное преобразование производственных отношений, вызванное внедрением прорывных цифровых технологий и связанных с ними новых бизнес-моделей.

Этот процесс сопровождается существенными переменами в поведении потребителей и самом облике рынка. Дизрупция и цифровая трансформация требуют от предпринимателей серьезной переоценки взглядов на ведение бизнеса. Зато они дают прекрасный шанс получить решающее преимущество, даже в самой высококонкурентной сфере.

Причины цифрового подрыва

Технологические инновации

Важно понимать, что технологические новинки сами по себе не вызывают в бизнесе ни дизрупции, ни трансформации. Всё зависит от того, как цифровые технологии используются и осваиваются партнёрами, клиентами, конкурентами, другими заинтересованными сторонами.

Прорывные изобретения

Инновационные изобретения могут вызвать дизрупцию в любой сфере. Будь то наука, технологии или бизнес. Например, в прошлом к резким общественным переменам привело изобретение локомотива и печатного станка. А сегодня мы переживаем крупнейшую трансформацию всех сфер нашей жизни из-за изобретения смартфонов, соцсетей, приложений и других высокотехнологичных продуктов.

Поведение потребителей

Важность удобства и простоты во взаимоотношениях с бизнесом для потребителей — не новая идея. Эти факторы были важны и до интернет-эпохи. Цифровая трансформация просто придает новый импульс имеющимся тенденциям, позволяя бизнесу немедленно реагировать на изменения в поведении потенциальных покупателей, а также на процессы и потрясения в обществе.

Перемены в окружающем мире

Коммерческие организации — часть не только бизнес-процессов, но и природной среды. Поэтому любые экономические и законодательные перемены, развитие сотрудничества или даже пандемия могут потребовать цифровой трансформации.

Под натиском COVID-19 многие организации стали активно переводить свою инфраструктуру на облачные платформы. В процесс включились даже компании, которые прежде не планировали или откладывали этот переход на дальнюю перспективу.

Примеры цифровой трансформации и цифрового подрыва

Преимущества цифровой трансформации

Что относится к признакам цифровой трансформации обработка типовых случаев

Решения на основе достоверных сведений

Сегодня большинству организаций доступны огромные объёмы данных. Их можно превратить в ценные идеи по развитию бизнеса, а также использовать для принятия более взвешенных и оперативных решений.

Подход к управлению бизнес-процессами с опорой исключительно на анализ фактических данных носит название Data Driven («управляемый данными»). Он позволяет наиболее адекватно реагировать на стремительно меняющиеся запросы потенциальных клиентов, персонализировать предложение и развивать сервис в верном направлении.

Data Driven подход дает понимание, какие товары и услуги будут пользоваться спросом, еще до того как потребительский тренд проявит себя. Применение цифровых технологий для поиска инновационных путей вывода продуктов на рынок — это ключевое условие для процветания бизнеса в наши дни.

Повышение производительности

Цифровые технологии позволяет сотрудникам эффективнее выполнять основные задачи. С их помощью ключевые отделы компании, такие как HR и финансы, могут автоматизировать свои важнейшие задачи. Например, начисление зарплаты или обработку данных клиентов.

Цифровое сотрудничество и нетворкинг значительно облегчают взаимодействие различных подразделений и групп внутри организации. Помимо этого, цифровая трансформация позволяет наладить работу в удаленном режиме, а также открывает доступ к облачным услугам и сервисам, поставляющимся «под ключ» (SAAS).

Вовлечение потребителей

Развитие хороших отношений с клиентами — основа любого процветающего бизнеса. И цифровые инструменты существенно облегчают подобную задачу.

Цифровая трансформация может помочь улучшить имидж бренда за счёт более активной работы с клиентами на разных её этапах — от оперативного рассмотрения жалоб до запуска сезонных распродаж и акций. А это, в свою очередь, приведёт к более высоким бизнес-результатам.

Обеспечение информационной безопасности

Это важнейшая задача требует целого комплекса мер. Например, строгого контроля над процессом предоставления доступа к данным, соблюдения требований к их сохранности, а также обеспечения защиты от хакерских атак. Она едва выполнима, если в компании нет своего IT-отдела.

Очевидный выход в таких случаях — обратиться к сторонним специалистам по кибербезопасности. Предпочтительно делать выбор в пользу тех профессионалов, которые знакомы со спецификой предприятия. Они понимают задачи бизнеса и могут достичь поставленных целей наиболее эффективно.

Укрепление партнерских отношений

Большинство компаний взаимозависимы. Чтобы привлечь потребителей к своей продукции, они взаимодействуют со множеством партнеров — поставщиков, подрядчиков и специализированных консультантов. Конечно, общаться с ними можно и на основе физического документооборота, но это утомительно и неэффективно.

Цифровые технологии позволяют изменить и упростить этот процесс, сделав его прозрачнее, точнее и быстрее. Оптимизация внутреннего взаимодействия партнеров экономит их время и ресурсы, что приводит к укреплению взаимовыгодных отношений.

Развитие услуг по требованию

Гибридные IT-услуги, дающие расширенные возможности для нетворкинга и улучшающие качество обслуживания, востребованы сегодня бизнесом как никогда. Это касается не только удобства использования приложений для сотрудников и клиентов. Работа «on demand» сервисов немыслима без отлаженного механизма взаимодействия с IT-инструментами и IT-персоналом.

Этапы подготовки цифровой трансформации

Что относится к признакам цифровой трансформации обработка типовых случаев

Этап 1. Планирование

Практическое проведение цифровой трансформации начинается со стратегического планирования. Нужно понимать, какие задачи должны быть решены, какие ресурсы потребуются, как внедрение цифровых инструментов и инноваций повлияет на корпоративную культуру в целом.

Дорожная карта цифровой трансформации создаётся за три основных шага:

Этап 2. Обеспечение административным ресурсом

После определения цифровой стратегии бизнеса, нужно заручиться ее поддержкой у руководства. Понимание управленческим звеном всех нюансов предстоящего процесса и его последствий — один из главных признаков готовности компании к цифровой трансформации. Именно поэтому первые лица зачастую начинают принимать участие в цифровой трансформации еще на этапе составления ее стратегии, наряду с генеральным директором, CDO и ИТ-директором.

Этап 3. Выбор партнёров

Для успеха цифровой трансформации крайне важно правильно выбрать партнеров по производственной цепочке или стейкхолдеров.

Надёжный партнёр сможет:

Этап 4. Доведение плана до сотрудников

Чтобы создать условия для успешного прохождения цифровой трансформации в компании, нужно своевременно донести её ценность до персонала. Это обеспечит доверие к предстоящему процессу и его внутреннюю поддержку.

Убедитесь, что сотрудники получили ясную структурную схему и план перехода. К цифровой трансформации они должны быть подготовлены заранее.

Этап 5. Старт трансформации

Исполнение намеченной стратегии должно проходить на всех уровнях организации — от топ-менеджмента до рядового персонала. В процессе цифровой трансформации крайне важно сохранять фокус на поставленных бизнес-целях.

Управлением «цифровыми» изменениями должны руководить кросс-функциональные рабочие группы, которые формируют CDO. В их состав могут входить профессионалы с различными компетенциями. Но прежде всего — специалисты по стратегическому маркетингу, HR-менеджменту и дизайну потребительского опыта.

Такие тактические команды возглавят изменение корпоративной культуры. Они создадут фундамент для успешного внедрения цифровой операционной модели в производственные цепочки компании.

Заключение

Сегодня для бизнеса критически важно освоить цифровые технологии и экспериментировать с использованием соцсетей, анализом больших данных и облачными вычислениями. Ориентация на цифровую трансформацию даст предприятиям новые направления для развития, позволит обойти конкурентов и подготовит к переменам ближайшего будущего. Эта обзорная статья и приведённый начальный план цифровой трансформации поможет предпринимателям подойти этому процессу как можно более осознанно.

Успешная цифровая трансформация начинается с правильно подобранного хостинга. VDS от Eternalhost с быстрыми NVMe дисками, бесплатной DDoS защитой и техподдержкой 24/7 — гарантия высокой производительности и бесперебойной работы ваших веб-ресурсов!

Источник

Что такое цифровая трансформация?

Что относится к признакам цифровой трансформации обработка типовых случаев

Цифровая трансформация – что именно она трансформирует?

Цифровая трансформация – это только про бизнес?

Цифровая трансформация касается любой сферы. Например, активная цифровизация происходит в здравоохранении. «Облачные» решения для хранения Big Data (результаты анализов, снимки), телемедицина, приборы удаленного мониторинга состояния пациентов и мобильные приложения по поиску врача меняют подход к лечению.

Цифровая трансформация происходит и в образовании. Сейчас почти в каждой современной школе висят интерактивные доски, у школьников есть электронные дневники, а учителя активно пользуются соцсетями, чтобы оставаться с учениками на связи и консультировать по домашней работе. Правда, цифровая трансформация образования не исчерпывается заменой тетради компьютером. Технологии позволяют применять методы, которые не могут быть реализованы при обычном контактном обучении. Например, ученики должны создавать аудио- и видео-контент, делать совместные проекты. То есть IT начинает выступать в качестве важного инструмента мышления.

Цифровая трансформация происходит также в сельском хозяйстве, строительстве, госуправлении и многих других сферах.

Зачем нужна цифровая трансформация, если дела компании идут хорошо?

С каждым днем спрос на цифровые технологии для бизнеса на рынке растет. Сейчас клиенты ожидают, что любое их желание — даже необычное — будет выполнено максимально быстро и точно. Именно прорывные технологии помогают решить эти задачи. Предприятия, которые не смогут адаптироваться к требованиям цифрового потребителя, скорее всего, обанкротятся и перестанут существовать. Их уничтожат новые высокотехнологичные компании, потому что потребители получат доступ к более продвинутым сервисам.

Часто компании тратят огромные средства на поддержание устаревших технологий, которые уже давно не приносят большой прибыли и не соответствуют требованиям цифрового рынка. Сохранять устаревшие технологии в рабочем состоянии — слишком дорого, модернизировать — еще дороже. К тому же для их обслуживания требуется не один человек. Намного легче потратиться на новейшие технологии и расширять пул клиентов, чем медленно разоряться, пытаясь поддерживать нерентабельный бизнес.

Обязательно строить цифровой бизнес с нуля?

Цифровой бизнес можно построить с нуля, а можно изменить уже существующий. Например, «Тинькофф» — пример цифрового бизнеса, построенного с нуля, а вот Сбербанк трансформировали, чтобы он смог конкурировать на рынке банковских услуг.

С одной стороны, запуск цифрового бизнеса с нуля требует наличия технологических компетенций и предполагает определенную долю риска: готовых решений зачастую нет, и сложно делать прогнозы. С другой — цифровая трансформация существующего предприятия иногда требует полного уничтожения имеющейся бизнес-модели. Так что предприниматель должен сам оценить масштаб потенциальных рисков.

Какими компетенциями должен обладать менеджер?

Набор навыков и умений менеджера по инновациям или менеджера по управлению изменениями должен включать в себя как hard skills, так и soft skills. Создание новых бизнес-моделей, умение работать с новейшими технологиями (искусственный интеллект, робототехника, AR и VR, блокчейн, интернет вещей), анализ данных, владение продвинутыми методами управления проектами (6 Sigma, DevOps, Scrum, Kanban, Lean, PRINCE2) относятся к «твердым» навыкам, то есть профессиональным компетенциям, которые легко проверить, например, с помощью тестирования.

Soft skills нужны для эффективного взаимодействия с командой, партнерами и клиентами. Часто их называют личными качествами. Это коммуникационные навыки, эмоциональный интеллект, дизайн-мышление (то есть ориентация на пользователя при разработке товара), адаптивность.

Как обычно проводят цифровизацию бизнес-процессов?

Цифровая трансформация должна начинаться с верхнего уровня: за разработку цифровой стратегии отвечает не только директор по технологиям, но и руководитель компании. Если же у руководителя нет навыков работы с цифровыми технологиями, необходимо нанять нового — и желательно из более «цифровизованной» отрасли. В команде должно быть не менее пяти технических экспертов высокого уровня, а еще experience-дизайнер — специалист по дизайну клиентского опыта.

Только после того, как команда сформирована, можно думать о разработке продукта. Обеспечен ли бизнес необходимой инфраструктурой — то есть набором технологий, которые помогут в дальнейшем в его развитии? Чтобы ответ был утвердительным, бизнесу нужны профессионалы в области безопасности, облачных технологий, промышленных коммуникаций и аналитики.

А дальше нужно повышать уровень технологического IQ остальных сотрудников, адаптировать их к нововведениям, новому стилю управления и работы, вовлекать их в процесс перехода на новый этап развития.

Почему цифровая трансформация может провалиться?

Как узнать больше о цифровой трансформации?

Много материалов, посвященных цифровой трансформации публикует РБК.Pro. Например, статья EY о том, как цифровизация может раскрыть потенциал сотрудников, или исследование Bain & Company о лидерах цифровой трансформации.

Также рекомендуем прочитать следующие книги:

«Как работает Google», Эрик Шмидт

«Разумный инвестор», Бенджамин Грэм

«Scrum. Революционный метод управления проектами», Джефф Сазерленд

«Руководство по DevOps», Джин Ким, Патрик Дебуа,

«Эпоха Agile. Как умные компании меняются и достигают результатов», Стивен Деннинг

Источник

Научно-
образовательный
портал IQ

Цифровая трансформация

ИЛЛЮСТРАЦИИ, ГРАФИКИ И ИНФОГРАФИКА ДАРЬИ ДЕЛОНЕ

Стремительное развитие цифровых технологий меняет облик практически всех сфер экономики и социальной сферы. Российские ключевые отрасли — не исключение. Многие из них находятся в тренде мировых изменений, например, промышленность и финансовый сектор. Однако некоторые значительно отстают, — и это несёт большие риски для экономики страны. Коллектив учёных ИСИЭЗ НИУ ВШЭ проанализировал современные подходы к измерению цифровой трансформации, а также её характерные особенности на примере достижений ключевых отраслей российской экономики в сравнении с зарубежным опытом. Результаты исследования представлены в докладе «Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты» на XXII Апрельской международной научной конференции, организованной совместно НИУ ВШЭ и Сбером.

Что такое цифровая трансформация?

Понятие «цифровая трансформация», на первый взгляд, не должно вызывать вопросов. Однако, как отмечают авторы доклада, пока не сложилось его чёткого определения ни в научной литературе, ни в международных руководствах по статическим измерениям, ни в государственных документах.

В целом понятие «цифровая трансформация» (ЦТ) может трактоваться крайне широко, а конкретный смысл зависит от контекста употребления. «В компании цифровая трансформация затрагивает производственные, вспомогательные и управленческие процессы; в экономике — обеспечивает способы взаимодействия между контрагентами; в обществе — порождает новые форматы коммуникации для решения целого спектра задач», — поясняют исследователи ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. И внутри этих групп понимание может быть очень сильно размыто, в том числе в свете отраслевой специфики. Многие исследователи рассматривают ЦТ как процесс изменения (преобразования) устоявшихся экономических и общественных институтов в связи с внедрением цифровых технологий.

Авторы доклада предлагают следующее определение цифровой трансформации — это качественные изменения в бизнес-процессах или способах осуществления экономической деятельности (бизнес-моделях) в результате внедрения цифровых технологий, приводящие к значительным социально-экономическим эффектам.

Как измерить цифровую трансформацию?

Учёные отмечают, цифровые технологии развиваются настолько стремительно и непредсказуемо, что это делает практически невозможным предвидеть последствия их распространения, особенно на дальнюю перспективу. В связи с этим непросто измерить и описать процесс цифровой трансформации в целом.

В России на публичном уровне много внимания уделяется мерам государственной политики, направленным на цифровую трансформацию наиболее значимых отраслей экономики и социальной сферы. ЦТ закреплена в качестве одной из национальных целей развития страны на период до 2030 года. Мониторинг хода её реализации осуществляется на основе четырёх показателей:

Для всесторонней количественной оценки цифровой трансформации как явления, затрагивающего все сферы жизни, этого явно недостаточно, отмечают авторы. Они приводят пример комплексного описания и измерений ЦТ в исследовании ОЭСР «Measuring the Digital Transformation: A Roadmap for the Future». В этой работе процесс ЦТ рассматривается сквозь призму внедрения и использования цифровых технологий — интернета вещей, искусственного интеллекта, блокчейна, облачных решений и т.д. Отдельное внимание уделяется вопросам сбора и анализа доступной информации (в том числе больших массивов данных), а также структурным изменениям спроса на цифровые компетенции.

В ракурсе популярного доказательного подхода к принятию решений (evidence-based approach) запрос на количественные оценки процесса цифровой трансформации обычно формируется с точки зрения:

Каждый из этих аспектов, в свою очередь, может иметь собственные показатели и метрики.

Авторы отмечают, что выявление и измерение цифровой трансформации имеет большую важность для современного мира — в том числе в силу распространения в обществе опасений относительно сохранности персональных данных и цифровой неприкосновенности частной жизни, а также упомянутой выше неопределённости результатов ЦТ.

Цифровая трансформация в моменте

За последние несколько десятков лет подавляющее большинство отраслей уже прошли через определенные этапы, связанные с развитием новых технологий. Это например, распространение применения ЭВМ, первая волна автоматизации производства, появление персональных компьютеров, развитие интернета. Вместе с тем на текущем этапе имеется определенная специфика. Авторы доклада выделили пять её ключевых аспектов.

1. Новый виток технологического развития

Передовые технологические направления, такие как искусственный интеллект, робототехника, блокчейн, технологии виртуальной и дополненной реальности, стали важнейшим катализатором нового этапа цифровой трансформации. Они предоставили уникальные возможности для решения различных задач. В результате всё больше инвестиций идут в технологии нового поколения.

Что относится к признакам цифровой трансформации обработка типовых случаев

«Доля передовых цифровых технологий в общем объёме затрат неуклонно растёт и может достичь 23,4% к 2023 году», — отмечается в докладе. В 2020 году в результате пандемии наметились ещё более ощутимые сдвиги: инвестиции отраслей в передовые технологии выросли за год на 16%. В то же время расходы на традиционные информационно-коммуникационные технологии (включая программное обеспечение, оборудование, информационные и телекоммуникационные сервисы сократились на 3%).

2. Беспрецедентный рост спроса на цифровые технологии

Сейчас уже 46% руководителей компаний в России планируют расширить применение цифровых технологий, каждый третий — в ближайшие пять лет. В мире такого же мнения придерживаются, согласно данным 2021 года, 56% топ-менеджеров крупных компаний.

3. Сокращение жизненного цикла технологий

Резкий спрос, как отмечают авторы, сократил сроки «выхода передовых технологий из лабораторий». Лучший пример здесь — стремительный прогресс квантовых технологий. Ожидается, что в перспективе 3-5 лет их развитие обеспечит новый уровень скорости, надёжности и защищённости в вычислениях и передаче данных.

4. Новые импульсы цифровизации вследствие пандемии

Одним из ключевых драйверов становятся изменившиеся потребности отраслей и населения на фоне распространения COVID-19. Например, за несколько месяцев пандемии совершён прорыв в уровне цифровизации внутренних процессов и продуктовых линеек в разных секторах экономики, который сопоставим с аналогичными изменениями за предыдущие 3-4 года.

5. Возрастающие технологические и социальные риски

Цифровая трансформация несёт не только позитивные эффекты, но и целый ряд рисков. Наиболее острая проблема — кибербезопасность. Например, с переходом на «удалёнку» на 40% возросло число личных устройств для обмена корпоративными данными с недостаточным уровнем защиты.

Второй риск — сокращение рабочих мест на фоне цифровизации, роботизации многих трудовых процессов, а также риск алгоритмической дискриминации — например, сбор данных, контроль за движениями сотрудника и т.п.

Специфика цифровой трансформации российских отраслей

В ходе анализа учёные ИСИЭЗ НИУ ВШЭ сосредоточились на особенностях цифровой трансформации семи ключевых российских отраслей: промышленность, ТЭК, сельское хозяйство, строительство, транспорт и логистика, финансовый сектор и здравоохранение. А затем сравнили их достижения и перспективы с учётом международного опыта.

Результаты экспертного опроса, проведённого НИУ ВШЭ в 2020 году, показали неравномерное развитие спроса на передовые цифровые технологии по секторам экономики и социальной сферы России. Наиболее востребованы эти технологии в ТЭК, здравоохранении и финансовом секторе.

Что относится к признакам цифровой трансформации обработка типовых случаев

В большинстве секторов российской экономики и социальной сферы, цифровизация пока находится на начальном этапе. «До сих пор в структуре инвестиций организаций различных видов деятельности, на которые приходится две трети внутренних затрат на цифровую экономику, преобладает оборудование», — говорится в докладе.

«Цифровой разрыв» есть как между отраслями так и внутри каждой из них — между лидерами процесса и аутсайдерами. Темпы и модели ЦТ различных отраслей, по мнению авторов, определяют такие факторы, как

Промышленность — в передовиках цифровизации в России

В России обрабатывающая промышленность — лидер цифровизации среди других отраслей. По оценкам ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, индекс её цифровизации — 36 пунктов из 100. Но в мировом индексе цифровизации Россия занимает лишь 21-е место из 27 стран, по которым собираются соответствующие данные. Затраты на внедрение и использование цифровых технологий в обрабатывающей промышленности России по итогам 2019 года составили 158,2 млрд рублей. Лидерами по инвестициям в цифровизацию стали предприятия машиностроительного и металлургического комплекса.

По оценкам ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, цифровая трансформация обеспечит дополнительный рост производительности труда в обрабатывающей промышленности на 20,2% до 2030 года (накопленным итогом).

Векторы развития российских промышленных компаний соответствуют общемировым трендам, отмечают авторы. Но темпы реализации цифровых инициатив заметно отстают от динамики ведущих стран. «Задержка России в освоении цифровых технологий, по разным оценкам, составляет около 5-10 лет, что обусловлено в том числе негативным влиянием санкций, которые затруднили доступ к передовым зарубежным технологиям», — говорится в докладе.

ТЭК России — в мировом тренде

Цифровая трансформация российского ТЭК в целом соответствует глобальным трендам, подчеркивают авторы доклада и в качестве примера приводят одну из особенностей развития данной отрасли в ряде стран, которая начинает проявляться и в России, — объединение энергетических компаний с организациями из других отраслей для разработки инновационных цифровых решений, в том числе в сфере осуществления и оплаты услуг электроснабжения.

В числе основных приоритетов государства — создание универсальной цифровой платформы, цель которой — инвентаризация, учёт и контроль использования всех видов энергоресурсов имущественных комплексов государственной и муниципальной форм собственности, а также ЖКХ. «Предполагается развитие и внедрение интеллектуальных систем управления централизованных энергосистем, включая модернизацию генерирующих мощностей тепловых, атомных и гидроэлектростанций», — говорится в докладе.

Что относится к признакам цифровой трансформации обработка типовых случаев

В то же время авторы отмечают, что задачи цифровизации ТЭК во многих странах гармонизированы с задачами «зелёного роста» и климатическими целями.

Сельское хозяйство буксует

Сельское хозяйство России отстаёт от передовых стран по распространению цифровых технологий и пока находится на последнем месте, согласно индексу цифровизации бизнеса ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

Основными сдерживающими факторами выступают цифровое неравенство между городом и селом (так, лишь 74,3% сельхозпредприятий в России имеют широкополосный доступ к интернету) и острый дефицит кадров с цифровыми компетенциями в отрасли.

Цифровизация отрасли, как отмечают авторы, в силу своей специфики происходит скачкообразно и характеризуется внедрением отдельных элементов цифрового сельского хозяйства с наименьшими сроками окупаемости. «Например, наиболее востребованы в настоящее время технологии спутникового позиционирования сельхозтехники и оборудования, системы мониторинга и контроля качества выполненных работ, системы учёта и контроля ресурсов», — говорится в докладе.

По оценкам ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, цифровая трансформация обеспечит дополнительный рост производительности труда в сельском хозяйстве на 15,6% до 2030 года (накопленным итогом).

Одно из основных ограничений для развития цифрового сельского хозяйства — цифровое неравенство между городом и селом. Только 74,3% сельхозпредприятий в России имеют широкополосный доступ к интернету. Другая проблема — острый дефицит кадров с цифровыми компетенциями в отрасли.

Строительная отрасль не использует весь потенциал

В развитых странах уже более 50% строительных организаций применяют BIM-технологии. Это часто обусловлено введением опережающих требований со стороны государства. BIM интегрируют множество слоёв информации в разрезе элементов объекта, в том числе об используемых материалах, спецификациях, стоимости, план-графике строительных работ, функциональных и эксплуатационных характеристиках и даже условиях окружающей среды.

По информации Минстроя России, в 2017 году лишь 5-7% российских компаний использовали BIM — по большей части в крупных городах и для реализации «мегапроектов». Но буквально за пару лет, как отмечают авторы доклада, количество BIM-проектов заметно выросло — в 2019 году их использовала уже примерно каждая пятая организация инвестиционно-строительной сферы. Это связано с развитием нормативно-правовой базы, ростом спроса со стороны заказчиков и снижением стоимости внедрения технологии.

BIM — не единственная технология, которая пока не в полной мере используется в России по сравнению с зарубежными странами. Другие примеры — цифровое моделирование городов, использование дронов, беспилотной и робототехники на стройплощадках и т.д.

Для транспорта и логистики большой простор для развития

Российская повестка внедрения цифровых технологий в транспортной отрасли в целом отражает все ключевые общемировые тренды. Однако их реализация отличается рядом особенностей в силу большой территории, разнообразия ландшафтов и климата. В России реализуются уникальные проекты, такие как Северный морской путь, евразийские транспортные коридоры, развиваются Арктические территории. При этом темпы проникновения цифровых технологий зависят от вида транспорта.

Наиболее «цифровизированным» сегментом можно назвать авиаперевозки. «Ведущие авиакомпании используют широкий набор цифровых инструментов на земле и в воздухе, включая облачные сервисы, беспроводные сервисы для экипажа, автоматическое управление данными и др.», — говорится в докладе. Российская компания «Аэрофлот» занимает 4-е место в мире в рейтинге авиаперевозчиков по уровню цифровизации.

В области морских перевозок Россия относится к числу немногих стран, которые тестируют автономные суда. В 2020 году был одобрен набор технических решений для автоматической навигации, создающих технологическую основу для тестирования судов-беспилотников.

По уровню внедрения беспилотного автотранспорта Россия входит в топ-30 стран (26 место в 2020 году) со сравнительно низким уровнем внедрения передовых решений в этой сфере. Одна из причин — особенности нормативного регулирования и уровень готовности.

По оценкам ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, цифровая трансформация обеспечит дополнительный рост производительности труда на транспорте и в логистике на 20,04% до 2030 года (накопленным итогом).

«По-настоящему цифровая трансформация транспорта возможна лишь в том случае, если в неё вовлечено большинство участников отрасли, в том числе малые и средние предприятия», — говорится в докладе.

Финансовый сектор в «отличниках» цифровизации

Финансовый сектор во всем мире и в России лидирует по уровню цифровизации. Кроме того, в нашей стране он — абсолютный лидер по использованию широкополосного интернета и облачных сервисов.

По оценкам ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, цифровая трансформация обеспечит дополнительный рост производительности труда в финансовом секторе на 14,07% до 2030 года (накопленным итогом).

В 2020 году объём инвестиций в стартапы, связанные с цифровыми технологиями в финансовом секторе, только со стороны венчурных фондов составил 21,9 млрд рублей. Общий размер российского финтех-рынка в 2020 году, по некоторым оценкам, достиг 940 млн долларов США. Это, как говорится в докладе, позволило России войти в тройку ведущих стран с самым высоким уровнем проникновения финтех-услуг: ими пользуются 82% российских граждан.

Что относится к признакам цифровой трансформации обработка типовых случаев

Здравоохранение — темпы цифровизации ускоряются

Цифровая медицина в России развивается быстрыми темпами, которые ещё больше возросли во время пандемии СOVID-19. Так, с 2018 года стало возможным применение телемедицинских технологий для оказания медпомощи. В 2019 году было проведено 697 тыс. телемедицинских консультаций, из которых — более 100 тыс. консилиумов врачей и около 400 тыс. консультаций пациентов, по результатам которых была проведена госпитализация.

Что относится к признакам цифровой трансформации обработка типовых случаев

По оценкам ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, цифровая трансформация обеспечит дополнительный рост производительности труда в здравоохранении на 22,19% до 2030 года (накопленным итогом).

В 2020 году для лечения пациентов с диагнозом СOVID-19, которые наблюдаются на дому, были созданы региональные телемедицинские центры, в которых организовано предоставление удалённых консультаций.

С 2021 года на федеральном уровне организуется мониторинг цифровой зрелости здравоохранения. Он будет охватывать такие направления, как:

Риски цифровой трансформации

Цифровая трансформация — сложный, абсолютно не рутинный и во многом слабо предсказуемый процесс, отмечают исследователи. Он требует выполнения ряда принципиальных условий, включая технологическую и управленческую подготовленность организаций и рынков.

В России лишь немногие отрасли готовы к цифровой трансформации, считают специалисты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. «Пробовать осуществить её без должной подготовки — это, вероятнее всего, обречь на неудачу», — отмечают авторы. В начале 2021 года ключевые ведомства получили поручение от президента РФ разработать стратегии цифровой трансформации ключевых отраслей экономики и социальной сферы. Эти стратегии, как считают учёные, могут получиться в разной степени амбициозными и не все будут «соответствовать своему заголовку» по по причине крайне неравномерного текущего уровня цифровизации отраслей и других факторов.

Авторы доклада обращают внимание на особенности международного опыта по участию государства в цифровой трансформации. В большинстве случаев государство выступает инициатором изменений, в том числе реализуя демонстрационные проекты, но вовремя «отходит» в сторону, давая возможность рыночным механизмам произвести отбор эффективных решений. В России пока предпринимаются попытки «организовать» цифровую трансформацию исключительно «в периметре» государственного сектора с использованием ограниченного инструментария и утративших актуальность подходов.

Главным принципом цифровой трансформации, как считают в ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, должно стать стимулирование распространения передовых институтов, подготовка квалифицированных кадров и развитие регулирования, формирующего благоприятные условия для цифровой трансформации.
IQ

Материал подготовлен по докладу «Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты». Научные редакторы — Л.М. Гохберг, П.Б. Рудник, К.О. Вишневский, Т.С. Зинина. Авторский коллектив: Г.И. Абдрахманова, К.Б. Быховский, Н.Н. Веселитская, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг, А.Ю. Гребенюк, Т.С. Зинина, Д.Д. Максименко, А.А. Назаренко, Л.Н. Проскурякова, С.Г. Приворотская, П.Б. Рудник, А.Б. Суслов, Н.Н. Тарасова, Ю.В. Туровец, К.Е. Утятина, П.О. Шпарова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *