Что относится к признакам демократического государства
Демократия, её основные ценности и признаки
Содержание:
Демократический политический режим – организация политической системы и социальной жизни, при которой население выступает источником власти и регулирует государственные и общественные отношения, дела, обладая свободой и правами.
Демократия – вид организации социума, где источников власти выступает население, которое имеет право влиять на государственные дела и обладает свободой и правами. Демократией обозначают организации и деятельность институтов. Впервые термин употребил Аристотель. Самое популярное обозначение демократии ввёл Линкольн – «Демократия – это власть народа, избранная народом и для народа».
Эволюция термина «демократия»
Принципы демократии
Основные формы и типы демократии
Уровни формирования демократического режима:
Политические | — доступность множества политических взглядов, развитие гражданского общества. |
Экономические | — разделение труда, производства благ, собственность. |
Социальные | — высокий ВВП, социальный плюрализм. |
Культурные | — обычаи и традиции этносов, проживающих на территории страны. |
Религиозные | — различия конфессий и их догматов, обычаев, традиций. |
Черты демократического режима правления:
Полиархия – тип правления, при котором характерными чертами выступают: терпеливое отношение к оппозиции и влияние население на поведения правительства.
Что такое демократическое государство?
Впервые термин «демократия» был использован в труде греческого историка Геродота. Американский президент Авраам Линкольн определял это понятие как власть народа, которую он избирает и в интересах которого она совершается. Чтобы понять, что такое демократическое государство, следует рассмотреть основные его признаки, принципы и функции.
Определения термина «демократия»
На сегодняшний день юридическая наука и политология дают несколько определений понятию «демократия»:
1. Особая форма организации государства, при которой власть принадлежит всем ее гражданам, которые пользуются равными правами на управление.
2. Устройство какой-либо структуры. Оно основывается на принципах равенства ее членов, периодичной избирательности органов управления и принятия решений большинством голосов.
3. Социальное движение с целью утверждения в жизни идеалов демократии.
4. Мировоззрение, основанное на принципах свободы, равенства, уважения прав человека и национальных меньшинств.
Демократическое государство является олицетворением власти народа. При этом граждане имеют равные права на управление, а правительство действует в их интересах.
Признаки демократического государства
1. Признание народного суверенитета. Граждане демократических государств – верховные носители власти.
2. Возможность участия всего народа (а не части населения) в управлении делами в обществе и стране непосредственно или через представительные органы.
3. Наличие многопартийной системы. Конкурентные, честные и свободные выборы, в которых принимают участие все граждане. При этом одни и те же люди не должны долгое время находиться у власти.
4. Признание и гарантии основополагающих прав человека. Для этого должны функционировать специальные юридические институты, предупреждающие беззаконие.
5. Политическая свобода и равенство граждан перед судом.
6. Наличие систем самоуправления.
7. Взаимная ответственность гражданина и государства.
Часть из этих признаков можно считать также принципами демократического государства, которые будут подробно рассмотрены далее.
Принципы демократического государства
1. Плюрализм во всех сферах общественной жизни. В экономике он воплощается в наличии разнообразных форм собственности и хозяйственной деятельности. В политике плюрализм проявляется через многопартийную систему, а в сфере идеологии – через свободное высказывание мыслей, концепций и идей.
2. Свобода слова. Этот принцип включает в себя гласность деятельности всех субъектов политики. Это все должно обеспечиваться свободой средств массовой информации.
3. Демократическое государство предполагает подчинение меньшинства большинству при принятии любых решений.
4. Избирательность органов государственной и местной власти.
5. Гарантии прав национальных меньшинств, предупреждение дискриминации по какому-либо признаку.
6. Существование и свободное функционирование политической оппозиции.
7. Власть в демократическом государстве должна обязательно быть разделена (законодательная, исполнительная и судебная).
Что такое правовое государство?
Впервые проанализировать и обосновать с юридической точки зрение это понятие удалось Р. фон Молю. Он определил, что демократическое правовое государство основано на закреплении в конституции прав и свобод граждан и обеспечении их защиты законом и судом. Следует отметить, что изначально не всеми учеными признавались реальность и возможность воплощения в жизнь этой концепции. До сих пор некоторые исследователи отмечают слабость основ для такой формы государственности, в частности на постсоветском пространстве.
Для этой концепции характерно признание верховенства права над властью. При этом признаются:
1) приоритет личности и общества над государством;
2) реальность прав и свобод каждого гражданина;
3) взаимная ответственность государства и личности;
4) независимость и авторитет суда;
5) связанность власти правом.
Что такое социальное государство?
В истории формирования концепции социального государства можно выделить три основных этапа. Первый характеризуется принятием в различных странах таких политических решений, которые открыли путь к его формированию. На этом этапе в работах Пренса и Шершеневича впервые появилось понятие «демократическое социальное государство». Его определение было сформулировано Хеллером в XX в. Кроме того, в это время в области внутренней политики государства начинает выделяться социальная.
Второй этап – начало–средина XX в. Этот период характеризуется появлением двух традиций утверждения социальной модели государства. Первая как сборное понятие была реализована в Германии, вторая как фундаментальный принцип конституционного строя – во Франции, Испании.
Третий этап – формирование социального права. В это время появляются специальные документы, регулирующие отношения в данной области.
Признаки социального государства
1. Демократическое государство с развитым гражданским обществом. Наличие эффективной правовой системы.
2. Наличие юридической основы. Она выступает в форме социального законодательства, которое отвечает принципам справедливости и быстро реагирует на изменения в обществе.
3. Наличие сбалансированной экономической основы. Она выступает в форме развитого социально ориентированного рыночного хозяйства.
4. Государство заботится о защите основополагающих гражданских прав.
5. Гарантии социальной безопасности населения страны. При этом граждане, благодаря своей активности, сами обеспечивают себе необходимый уровень материального положения.
6. Социальная помощь государства населению, которое не способно само себя обеспечивать.
7. Укрепление стабильности в стране. Деятельность государства направлена на сведение к минимуму имущественной дифференциации.
Демократическое, авторитарное и тоталитарное государства
Противоположностью демократическому государству являются авторитарное и тоталитарное. Следует выделить такие их признаки:
1. Власть сосредоточена в руках одного человека или группы лиц. Они, выступая от имени государства или общества, действуют исключительно в своих интересах, не учитывают мнения большинства.
2. В работе органов власти используются методы давления и диктата.
3. Объем прав и свобод человека зависит от правящих лиц и может быть изменен в любой момент.
4. Нет размежевания полномочий между ветвями власти. Один и тот же орган может издавать законы и контролировать их воплощение в жизнь.
Характеристика основных форм правления
Чтобы понять, кто является верховным носителем власти в демократическом государстве, необходимо рассмотреть особенность двух форм правления.
Монархия. На политической карте мира существует несколько государств с такой формой правления. Это конституционные (парламентские) монархии: Великобритания, Бельгия, Испания, Норвегия, Япония и Швеция. Они являются демократическими государствами. Власть монарха в этих странах значительно ограничена, и основными вопросами общественной жизни занимаются парламенты.
Республика. Различают несколько видов государств с такой формой правления.
Парламентская республика характеризуется приоритетом высшего законодательного органа. Среди таких стран Германия, Греция, Италия. Правительство в этих государствах формируется парламентом и отвечает только перед ним.
В президентской республике глава государства избирается народом. Он сам формирует правительство с согласия парламента.
Реализация принципов демократического государства на примере России
Россия – демократическое государство. Об этом сказано в Конституции страны. Представительская демократия в России обеспечивается выборностью Государственной думы и законно обусловленным формированием Совета Федерации. Кроме того, в стране реализуется такой признак демократического государства, как гарантии и признание основополагающих прав и свобод человека.
Россия по своему устройству является конституционно-правовой федерацией. Это означает, что отдельные части страны (территории) располагают определенной самостоятельностью. Субъекты такой федерации равноправны.
Россия – демократическое государство, которое обеспечивает гарантии прав и свобод человека, реализует принцип идеологического и политического разнообразия и т.д.
Демократическое государство: понятие, принципы. Формы демократии
Понятие демократического государства
Суверенитет народа означает, что:
Субъектом демократии могут выступать:
Формы этого участия могут быть различными (членство в партии, участие в демонстрации, участие в выборах президента, губернатора, депутатов, в обращении с жалобами, заявлениями и т.д. и т.п.). Если субъектом демократии может быть как отдельный человек, так и группа людей, а также весь народ, то субъектом народовластия может быть только народ в целом.
Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трех терминов. Демократическое государство не может не быть одновременно конституционным и правовым.
Государство может соответствовать характеристике демократического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Это государство не должно стремиться к этатизму, оно должно строго придерживаться установленных пределов вмешательства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечивают свободу предпринимательства и культуры. В функции демократического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.
Важнейшими признаками демократического государства являются:
Принципы демократического государства
Основными принципами демократического государства являются:
Принципы демократического государства (применительно к РФ):
Обеспечение прав и свобод человека и гражданина — важнейший признак демократического государства. Именно здесь проявляется тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ закрепила все известные мировой практике права и свободы, однако для реализации многих из них еще необходимо создать условия.
Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонарушения. Демократия — это не вседозволенность. Однако принуждение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только вправе, но и обязаны применять силу в определенных случаях, однако при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить «разрыхления» государственности, т. е. невыполнения законов и других правовых актов, игнорирования действий органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.
Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство ( ст. 1 Конституции РФ). Народовластие предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ (ст.3 Конституции РФ).
Принцип федерализма является основой его государственно-территориального устройства РФ. Он способствует демократизации управления государством. Децентрализация власти лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет отдельным регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни.
Основы конституционного строя включают основные принципы федерализма, определяющие государственно-территориальное устройство РФ. К ним относятся:
Принцип разделения властей является предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека. Разделение властей поэтому не ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное равновесие между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Это равновесие достигается системой «сдержек и противовесов», которая выражается в полномочиях государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать при решении важнейших государственных проблем.
Принципы идеологического и политического плюрализма. Идеологический плюрализм означает, что в РФ признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.13,ч. 1,2 Конституции).
РФ провозглашается светским государством (ст.14 Конституции). Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Светский характер государства проявляется так же и в том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ст.13, ч.3, 4, 5 Конституции). Деятельность всевозможных объединений граждан в обществе оказывает влияние на политический процесс (формирование органов государственной власти, принятие государственных решений и т.д. ). Многопартийность предполагает легальность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоёв населения. Конституцией запрещается лишь создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Принцип многообразия форм экономической деятельности подразумевает, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Формы демократии
Суверенная воля народа может быть выражена в двух основных формах:
Представительная демократия — осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы. Представительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и военного положения, разрешение территориальных споров и др.). Конституции в различных странах наделяют представительные органы различными полномочиями, но обязательными и важнейшими среди них являются функции законодательной власти и принятия бюджета.
Представительные органы не обязательно призваны напрямую контролировать исполнительную власть — это признается только в государствах с парламентской формой правления, но при любой системе данные органы все же наделяются отдельными конституционными полномочиями в этой области. Эффективность деятельности представительных органов в огромной, если не в решающей, степени зависит от сотрудничества с исполнительной властью. Другое не менее важное условие — независимость представительного учреждения в пределах своих полномочий, отсутствие конкурирующей законодательной власти, невмешательство исполнительной власти в прерогативы представительных учреждений.
В РФ представительная демократия обеспечивается выборностью Государственной Думы и конституционно обусловленным формированием Совета Федерации, а также законодательных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления. На каждом уровне представительные учреждения обладают определенными полномочиями, которые исключают возможность вмешательства со стороны кого бы то ни было. И в то же время эта система носит целостный характер, характеризует одно суверенное государство — Российскую Федерацию. Единство системы государственной власти закреплено в ч. 3 ст. 5 Конституции РФ.
Понятие демократического государства
Что такое демократическое государство
Демократическое государство — тип политического устройства и форма правления, при котором его деятельность соответствует воле народа, общепризнанным правам человека. Является важнейшим институтом гражданского общества. Источником власти выступает народный суверенитет, власть носит законный и легитимный характер, признается всеми членами общества.
Демократическому режиму характерно признание и защита прав и свобод человека как высшей ценности, соблюдаются нормы международного права. Сущность демократии также проявляется в невмешательстве в общественную жизнь, предоставлении свободы развития культуры, предпринимательства, духовной жизни.
Принципы
Признаки
Структура демократического государства
Для достижения целей демократического правления должна включать:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Примеры
Действующие демократии — США, Германия, Россия, Украина и др.
В Конституциях стран обычно указывают тип режима, к которому относится правление. Так, в статье 1 Конституции РФ указано, что Россия является демократией, а в статье 3 закреплен принцип народного суверенитета и подчеркивается, что именно народ является источником власти. Подобные нормы содержат Конституции США, Украины.
Существование демократии невозможно без наличия гражданского типа общества и правового государства. Если страна представляет собой правовое государство, то ее однозначно можно отнести к демократиям.
Демократия
Из Википедии — свободной энциклопедии
Народное правление требует обеспечения ряда прав для каждого члена общества. С современной демократией связан ряд ценностей: законность, политическое и социальное равенство, свобода, право на самоопределение, права человека и др.
Одной из основных целей современной демократии является ограничение произвола и злоупотреблений властью. Этой цели часто не удавалось достигнуть там, где права человека и другие демократические ценности не были общепризнанными или не имели эффективной защиты со стороны правовой системы. Сегодня во многих странах народовластие отождествляется с либеральной демократией, которая, наряду с честными, периодическими и всеобщими выборами наделённых высшей властью лиц, в ходе которых кандидаты свободно соревнуются за голоса избирателей, включает в себя верховенство права, разделение властей и конституционные ограничения власти большинства путём гарантий определённых личных или групповых свобод. С другой стороны, левые движения, видные экономисты, а также такие представители западной политической элиты как экс-президент США Барак Обама, директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард утверждают, что реализация права принятия политических решений, влияние рядовых граждан на политику страны невозможно без обеспечения социальных прав, равенства возможностей (англ.) ( рус. и низкого уровня социально-экономического неравенства.