Что относится к принудительному труду
Что относится к принудительному труду
ТК РФ Статья 1. Цели и задачи трудового законодательства
Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:
организации труда и управлению трудом;
трудоустройству у данного работодателя;
подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
разрешению трудовых споров;
обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.
(абзац введен Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Что относится к принудительному труду
ТК РФ Статья 2. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:
свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
равенство прав и возможностей работников;
обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них, право работодателей создавать объединения работодателей и вступать в них;
(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 358-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;
обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.
Ст. 2 ТК РФ. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений
Тема 1. Трудовое право как регулятор процесса труда и социальных связей, возникающих при его организации и применении
Цели: ознакомившись с данной темой, Вы будете:
Оглавление
1.1. Понятие предмета, метода, источников и принципов трудового права
Труд представляет собой целенаправленную деятельность человека, связанную с реализацией его физических и умственных способностей, для получения определенных материальных или духовных благ. Труд может быть индивидуальным и в общественной кооперации труда. Нормы трудового права регламентируют труд только в общественной кооперации, которая имеет две стороны: техническую (технологические процессы производства определенного продукта, работу техники, машин) и социальную (общественные отношения по труду на производстве).
Цели трудового законодательства
Задачи трудового законодательства
установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан;
создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношении и интересов государства
создание благоприятных условий труда для субъектов трудовых правоотношений
правовое регулирование трудовых отношений
защита прав и интересов работников и работодателей.
правовое регулирование иных непосредственно связанных с трудовыми отношениями.
Система трудового права представляет собой совокупность взаимосвязанных групп, институтов и норм, имеющих отраслевое и структурное единство по предмету правового регулирования, и состоит из следующих элементов:
Общая часть включает нормы, связанные с:
Особенная часть регулирует общественные отношения по:
предметом трудового права;
источниками трудового права;
системой трудовых правоотношений
рабочему времени и времени отдыха;
материальной ответственности нормированию труда и заработной платы;
охране труда и трудовым спорам;
надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде
Таким образом, ПРЕДМЕТ трудового права – отвечает на вопрос, какие общественные отношения регулируются нормами трудового права, а МЕТОД – как и какими способами осуществляется регулирование трудовых отношений и иных непосредственно с ними связанных.
К методам трудового права относятся: сочетание централизованного и локального, нормативного и договорного регулирования; участие работников и их представителей в установлении условий труда и контроль за их соблюдением; единство, дифференциация правового регулирования труда; договорный характер труда, установление его условий; сочетание отношений равенства сторон и обязанность подчиняться законодательству и правилам внутреннего трудового распорядка; специфические способы защиты трудовых прав.
Основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними, отношений признаются:
Содержание права на труд гражданина включает в себя единство следующих его возможностей: право на получение работы, подходящей по специальности, квалификации и оплате труда, право свободного выбора рода занятий, заключения трудового договора, а при безработице получение от службы занятости определенной материальной и моральной помощи в виде пособий, стипендий, а в случае нарушения его трудовых прав через соответствующий орган, включая суд, требовать их восстановления.
Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в органы федеральной инспекции труда и (или) в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.
Особое место среди принципов трудового права имеет установленный ст. 4 ТК РФ запрет на применение принудительного труда.
К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:
Однако, следует иметь ввиду, что принудительный труд не включает в себя :
В новой редакции ТК РФ не считается принудительным трудом работа при нарушении установленных сроков выплаты заработной платы или выплаты не полном размере. Однако, данное невыполнение условий трудового договора со стороны работодателя, будет считаться принудительным трудом, если при этом работник вынужден будет продолжать работу вследствие угрозы применения к нему наказания (насильственного воздействия). Но если работник продолжает работать добровольно, не используя свое право прекратить работу. – то его труд не будет считаться принудительным
Источник трудового права служит основой для правоприменительной деятельности в сфере труда различных органов, должностных лиц и работодателей. В нем содержатся нормы данной отрасли права.
Источник трудового права служит основой для правоприменительной деятельности в сфере труда различных органов, должностных лиц и работодателей. В нем содержатся нормы данной отрасли права.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, (ст. 15, 37,72), федеральными конституционными законами осуществляется:
Нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать ТК РФ.
Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам.
Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ (введенному в действие 01.02.02), иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.
Акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В случае противоречий между ТК РФ и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется ТК РФ.
Если вновь принятый федеральный закон противоречит ТК РФ, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в ТК РФ. Если международным договором РФ установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.
Действие во времени законов и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, определено в ст. 12 ТК РФ. Общее правило состоит в том, что они не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Например, Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных, конституционных законов, федеральных законов, актов палат федерального собрания», определяет даты принятия, вступления в силу конституционных федеральных законов, федеральных законов, порядок их официального опубликования. Указанные акты должны быть опубликованы не позднее 7 дней после подписания их Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания РФ публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия. Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации и вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении 10 дней, если не установлен другой порядок вступления их в силу. Официальным опубликованием является первая публикация нормативного акта в Парламентской газете, Российской газете или в Собрании законодательства Российской Федерации.
Прекращение действия указанных законов и нормативных актов возможно в связи истечением срока его действия, вступлением в силу другого акта, равной или высшей юридической силы, отменой данного акта – атом равной или высшей юридической силой.
Действие законов и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права по кругу лиц:
Распространяется на:
Не распространяется на:
Действие законов и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права в пространстве, зависит от их юридической силы и органа, принявшего их (ст. 13 ТК РФ):
Наименование нормативного акта
Действия законов и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права в пространстве
Федеральные законы РФ и иные нормативные правовые акты
Распространяются на трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения, возникающие на всей территории Российской Федерации, если в этих законах и иных нормативных правовых актах не предусмотрено иное
Акты субъектов РФ и иные нормативные правовые акты субъектов
Действуют в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации
Акты органов местного с амоуправления
Действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования
Локальные нормативные акты
Действуют в пределах этой организации, то есть, принимаемые работодателем локальные нормативные акты действуют в отношении работников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы.
1.2. Правоотношения в сфере трудового права
Правоотношения в сфере трудового права делятся на две группы отношений:
Трудовые правоотношения – это общественные отношения, возникающие между работником и работодателем по поводу применения труда, урегулированные нормами трудового права.
Основанием для возникновения трудовых отношений являются:
Элементы трудового правоотношения.
Работники – физические лица
Работодатели – юридические или физические лица
Федеральная инспекция труда
Федеральные органы надзора и контроля
Комиссия по трудовым спорам (КТС)
Иные правоотношения непосредственно связанные с трудовыми правоотношениями и регулируемые трудовым законодательством по:
организации труда и управлению трудом; трудоустройству у данного работодателя; профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя; социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений; участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях; материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда; надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда); разрешению трудовых споров.
1.3. Правовой статус работника и работодателя в трудовых отношениях
Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Работник – это всегда физическое лицо, вступившее в трудовые правоотношения с работодателем (ст. 20 ТК РФ). Работники – это дееспособные граждане, достигшие 16 лет, в исключительных случаях с 15 лет, учащиеся с 14 лет. Работник вправе самостоятельно распоряжаться своими способностями к труду и реализовывать их. Трудовые обязанности невозможно осуществлять через представителей, т. к. их необходимо выполнять лично. Физическая и психическая способность к труду является трудоспособностью. Полная трудовая праводееспособность возникает с 18 лет, а ограниченная с 14 лет, иностранные граждане на территории России реализуют свои способности к труду с учетом ограничений, установленных федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ст. 18), а также в соответствии с Положением о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2002 г. № 941.
Правовой статус работника
Основные статутные трудовые права граждан закреплены в Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 г.:
Труд свободен, принудительный труд запрещен
Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию
Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены
Каждый имеет право на оплату труда без дискриминации и не ниже минимального размера
Каждый имеет право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов, включая право на забастовку
Работающему по трудовому договору гарантирована продолжительность рабочего времени, выходные и нерабочие праздничные дни, ежегодный отпуск
Гарантии права на объединение, в том числе права создавать профсоюзы для защиты своих интересов
Каждый имеет равный доступ к государственной службе
Гарантируется социальное обеспечение по достижении установленного законом возраста, в случае болезни, потери кормильца, инвалидности, для воспитания детей
Гарантируется судебная защита прав и свобод (в том числе трудовых) человека и гражданина
Трудовой кодекс Российской Федерации в ст. 21 ТК РФ содержит основные права и обязанности.
Работник имеет право на:
Правовой статус работодателя
Вторым субъектом большинства трудовых отношений является работодатель. Это физическое лицо, юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры. Трудовой кодекс Российской Федерации в соответствующих статьях (ст. 22, 23, гл. 48 ТК РФ), содержит основные права и обязанности.
Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются: физическим лицом, являющимся работодателем; органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами (ст. 23, 48, 51 ГК РФ).
По обязательствам учреждений, финансируемых полностью или частично собственником (учредителем), вытекающим из трудовых отношений, дополнительную ответственность несет собственник (учредитель) в установленном законом порядке.
Работодатель имеет право:
Работодатель обязан:
Работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям. Указанное право реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем – ученического договора.
Виды ученического договора в зависимости от сторон договора представлены в табл. 8.
Стороны
Работодатель и лицо, ищущее работу
Работодатель и работник данной организации
Цели
Ученический договор на профессиональное обучение
Ученический договор на переобучение без отрыва от работы
Содержание ученического договора и форма договора:
условия ученического договора, противоречащие ТК РФ, коллективному договору, соглашениям, являются недействительными и не применяются.
Обязательные условия ученического договора:
Факультативные условия ученического договора – иные условия, определенные соглашением сторон:
Время ученичества
Время ученичества в течение недели не должно превышать нормы рабочего времени, установленной для работников соответствующего возраста, профессии, специальности при выполнении соответствующих работ.
Работники, проходящие обучение в организации, по соглашению с работодателем могут полностью освобождаться от работы по трудовому договору либо выполнять эту работу на условиях неполного рабочего времени.
В период действия ученического договора работники не могут привлекаться к сверхурочным работам, направляться в служебные командировки, не связанные с ученичеством
Оплата ученичества
В период ученичества выплачивается стипендия, размер которой определяется ученическим договором и зависит от получаемой профессии, специальности, квалификации, но не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Работа, выполняемая учеником на практических занятиях, оплачивается по установленным расценкам
Права и обязанности учеников по окончании ученичества
Лицам, успешно завершившим ученичество, при заключении трудового договора с работодателем, по договору с которым они проходили обучение, испытательный срок не устанавливается.
В случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством
Что относится к принудительному труду
Принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года
Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года
(В редакции федеральных законов от 24.07.2002 № 97-ФЗ, от 25.07.2002 № 116-ФЗ, от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 27.04.2004 № 32-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 29.12.2004 № 201-ФЗ, от 09.05.2005 № 45-ФЗ, от 30.06.2006 № 90-ФЗ, от 18.12.2006 № 232-ФЗ, от 30.12.2006 № 271-ФЗ, от 20.04.2007 № 54-ФЗ, от 21.07.2007 № 194-ФЗ, от 01.10.2007 № 224-ФЗ, от 18.10.2007 № 230-ФЗ, от 01.12.2007 № 309-ФЗ, от 28.02.2008 № 13-ФЗ, от 22.07.2008 № 157-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 25.12.2008 № 280-ФЗ, от 25.12.2008 № 281-ФЗ, от 30.12.2008 № 309-ФЗ, от 30.12.2008 № 313-ФЗ, от 07.05.2009 № 80-ФЗ, от 17.07.2009 № 167-ФЗ, от 24.07.2009 № 206-ФЗ, от 24.07.2009 № 213-ФЗ, от 10.11.2009 № 260-ФЗ, от 25.11.2009 № 267-ФЗ, от 27.07.2010 № 227-ФЗ, от 23.12.2010 № 387-ФЗ, от 29.12.2010 № 437-ФЗ, от 17.06.2011 № 146-ФЗ, от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 18.07.2011 № 238-ФЗ, от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 18.07.2011 № 243-ФЗ, от 19.07.2011 № 248-ФЗ, от 07.11.2011 № 303-ФЗ, от 07.11.2011 № 305-ФЗ, от 21.11.2011 № 329-ФЗ, от 22.11.2011 № 334-ФЗ, от 28.11.2011 № 337-ФЗ, от 30.11.2011 № 353-ФЗ, от 07.12.2011 № 417-ФЗ, от 29.02.2012 № 16-ФЗ, от 01.04.2012 № 27-ФЗ, от 23.04.2012 № 35-ФЗ, от 28.07.2012 № 136-ФЗ, от 12.11.2012 № 188-ФЗ, от 03.12.2012 № 231-ФЗ, от 03.12.2012 № 234-ФЗ, от 03.12.2012 № 236-ФЗ, от 29.12.2012 № 280-ФЗ, от 05.04.2013 № 58-ФЗ, от 05.04.2013 № 60-ФЗ, от 07.05.2013 № 95-ФЗ, от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.05.2013 № 102-ФЗ, от 07.06.2013 № 108-ФЗ, от 07.06.2013 № 125-ФЗ, от 02.07.2013 № 157-ФЗ, от 02.07.2013 № 162-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 23.07.2013 № 204-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 28.12.2013 № 421-ФЗ, от 02.04.2014 № 50-ФЗ, от 02.04.2014 № 55-ФЗ, от 02.04.2014 № 56-ФЗ, от 05.05.2014 № 116-ФЗ, от 04.06.2014 № 145-ФЗ, от 28.06.2014 № 199-ФЗ, от 21.07.2014 № 216-ФЗ, от 04.11.2014 № 333-ФЗ, от 24.11.2014 № 358-ФЗ, от 01.12.2014 № 409-ФЗ, от 22.12.2014 № 432-ФЗ, от 22.12.2014 № 443-ФЗ, от 29.12.2014 № 457-ФЗ, от 31.12.2014 № 489-ФЗ, от 31.12.2014 № 519-ФЗ, от 06.04.2015 № 82-ФЗ, от 02.05.2015 № 122-ФЗ, от 08.06.2015 № 152-ФЗ, от 29.06.2015 № 200-ФЗ, от 29.06.2015 № 201-ФЗ, от 13.07.2015 № 230-ФЗ, от 13.07.2015 № 233-ФЗ, от 13.07.2015 № 237-ФЗ, от 13.07.2015 № 242-ФЗ, от 05.10.2015 № 285-ФЗ, от 29.12.2015 № 391-ФЗ, от 30.12.2015 № 434-ФЗ, от 01.05.2016 № 132-ФЗ, от 03.07.2016 № 236-ФЗ, от 03.07.2016 № 239-ФЗ, от 03.07.2016 № 272-ФЗ, от 03.07.2016 № 305-ФЗ, от 03.07.2016 № 347-ФЗ, от 03.07.2016 № 348-ФЗ, от 28.12.2016 № 505-ФЗ, от 01.05.2017 № 84-ФЗ, от 18.06.2017 № 125-ФЗ, от 01.07.2017 № 132-ФЗ, от 01.07.2017 № 139-ФЗ, от 29.07.2017 № 255-ФЗ, от 29.07.2017 № 256-ФЗ, от 27.11.2017 № 359-ФЗ, от 20.12.2017 № 400-ФЗ, от 29.12.2017 № 461-ФЗ, от 31.12.2017 № 502-ФЗ, от 05.02.2018 № 8-ФЗ, от 19.07.2018 № 207-ФЗ, от 03.08.2018 № 304-ФЗ, от 03.08.2018 № 315-ФЗ, от 03.10.2018 № 353-ФЗ, от 11.10.2018 № 360-ФЗ, от 27.12.2018 № 542-ФЗ, от 01.04.2019 № 48-ФЗ, от 26.07.2019 № 231-ФЗ, от 02.08.2019 № 292-ФЗ, от 12.11.2019 № 372-ФЗ, от 02.12.2019 № 393-ФЗ, от 16.12.2019 № 439-ФЗ, от 24.04.2020 № 127-ФЗ, от 25.05.2020 № 157-ФЗ, от 13.07.2020 № 210-ФЗ, от 31.07.2020 № 246-ФЗ, от 31.07.2020 № 261-ФЗ, от 09.11.2020 № 362-ФЗ, от 08.12.2020 № 407-ФЗ, от 29.12.2020 № 477-ФЗ, от 09.03.2021 № 34-ФЗ, от 05.04.2021 № 74-ФЗ, от 20.04.2021 № 99-ФЗ, от 30.04.2021 № 109-ФЗ, от 30.04.2021 № 110-ФЗ, от 28.06.2021 № 220-ФЗ, от 02.07.2021 № 311-ФЗ, от 19.11.2021 № 372-ФЗ, от 19.11.2021 № 373-ФЗ, от 22.11.2021 № 377-ФЗ)
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава 1. ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Статья 1. Цели и задачи трудового законодательства
Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:
организации труда и управлению трудом;
трудоустройству у данного работодателя;
подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя; (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)
социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; (В редакции Федеральных законов от 30.06.2006 № 90-ФЗ; от 18.07.2011 № 242-ФЗ)
разрешению трудовых споров;
Статья 2. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:
свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
равенство прав и возможностей работников;
обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование; (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)
обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них, право работодателей создавать объединения работодателей и вступать в них; (В редакции Федерального закона от 24.11.2014 № 358-ФЗ)
обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением; (В редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ)
обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; (В редакции Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ)
обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;
обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.
Статья 3. Запрещение дискриминации в сфере труда
Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. (В редакции Федеральных законов от 30.06.2006 № 90-ФЗ; от 02.07.2013 № 162-ФЗ)
Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства. (В редакции Федеральных законов от 23.07.2013 № 204-ФЗ; от 01.12.2014 № 409-ФЗ)
Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда. (В редакции Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ)
Статья 4. Запрещение принудительного труда
Принудительный труд запрещен.
в целях поддержания трудовой дисциплины;
в качестве меры ответственности за участие в забастовке;
в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.
К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:
нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;
возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.
(Часть в редакции Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ)
Для целей настоящего Кодекса принудительный труд не включает в себя:
работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;
работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;
работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;
работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.
(Часть в редакции Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ)
Статья 5. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:
трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;
иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
указами Президента Российской Федерации;
постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.
В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.
Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в настоящий Кодекс.
Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.
Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.
Законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.
Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
(Статья в редакции Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ)
Статья 6. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений
К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:
основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности); (В редакции Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ)
обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);
порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;
основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;
порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;
порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; (В редакции федеральных законов от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 28.06.2021 № 220-ФЗ)
порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
систему и порядок проведения специальной оценки условий труда и государственной экспертизы условий труда, организацию контроля качества проведения специальной оценки условий труда; (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ)
порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;
систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;
особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных