Что относится к принципам законности
Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации
Под принципами понимаются основополагающие начала, определяющие сущность и предназначение прокурорской системы. Основные принципы организации и деятельности прокуратуры закреплены в в ст. 4 Закона о прокуратуре. К ним относятся: законность; единство и централизация органов прокуратуры; независимость; гласность.
Принцип законности
Принцип законности означает, что выполнение органами прокуратуры надзорной и иных функций должно осуществляться в соответствии с требованиями закона, при неукоснительном соблюдении закрепленных законом прав и интересов личности, общества, государства. Законность в деятельности прокуратуры означает, кроме того, направленность этой деятельности на обеспечение верховенства закона и иерархичности права, соблюдение установленных Конституцией РФ и законом прав и свобод граждан, установленного порядка поддержания законности в деятельности правоохранительных органов.
Принцип законности проявляется и в том, что различные аспекты организации и деятельности органов прокуратуры должны быть урегулированы в законодательном порядке наиболее полным и точным образом. Для прокуратуры соблюдение этой стороны данного принципа приобретает особый характер, если учесть, что ее основной функцией является надзор за исполнением законов. Данный принцип предусматривает и необходимость обеспечения требований законности в деятельности самих органов прокуратуры. Таким образом, принцип законности для системы органов прокуратуры, с одной стороны, определяет назначение надзорной и иной деятельности, а с другой стороны, характеризует подчинение требованиям закона методов и средств осуществления прокурорской деятельности.
Принцип единства
Принцип единства означает, что все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие на территории РФ, составляют единую систему. Поэтому создание и деятельность на ее территории органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускается (п. 3 ст. 11 Закона о прокуратуре). Каждый прокурор действует на соответствующей территории или в сфере правовых отношений от имени России в целом и наделен в пределах своей компетенции едиными полномочиями и правовыми средствами их реализации. Единство органов прокуратуры тесно связано с централизацией прокуратуры и обусловлено необходимостью обеспечения единой законности на территории РФ, достижимой лишь руководством, исходящим из единого центра.
Принцип централизации
Принцип централизации проявляется в том, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим прокурорам и Генпрокурору РФ, который назначает на должность всех нижестоящих прокуроров. Соответственно все прокуроры подчинены и подотчетны ему. Вышестоящие прокуроры руководят деятельностью нижестоящих прокуроров и осуществляют контроль над ней. Приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, которые издает Генпрокурор РФ по вопросам организации деятельности системы прокуратуры, обязательны для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры (п. 1 ст. 17 Закона о прокуратуре).
Действие принципа централизации проявляется также в том, что вышестоящий прокурор может поручить нижестоящему выполнение своих обязанностей (кроме определенных законом случаев исключительной компетенции конкретного прокурора), принять на себя исполнение обязанностей нижестоящего прокурора, изменить или отменить любое его решение (если это предусмотрено законом).
Принцип независимости
Органы прокуратуры при осуществлении своей деятельности независимы от федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений, что прямо закреплено в п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре. Сущность данного принципа состоит в том, что, осуществляя возложенные на него функции, каждый прокурор в своей деятельности независим и должен руководствоваться исключительно законами и издаваемыми в соответствии с ними приказами и указаниями Генпрокурора РФ. Таким образом, прокурор огражден от вмешательства в его надзорную деятельность. Воздействие в какой-либо форме указанных выше органов или их должностных лиц и представителей на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствовать его деятельности влечет установленную законом ответственность, а также меры различного характера, применяемые в судебном порядке.
Прокуроры не могут быть членами выборных, назначаемых, создаваемых и иных органов, образуемых органами государственной власти и местного самоуправления. Данное требование Закона о прокуратуре является конкретным проявлением принципа независимости органов прокуратуры в отношениях с органами власти. Членство представителей прокуратуры в различных комиссиях и других органах означало бы разделение с ними ответственности за действия и решения и препятствовало бы или делало практически невозможным осуществление надзора за исполнением ими законов, что не исключает, однако, возможности ассоциативного (по согласованию) участия прокуроров в заседаниях таких структур, что на практике способствует более полному владению ими необходимой информацией, возможности высказать рациональные предложения по существу рассматриваемых вопросов.
Закон о прокуратуре (ст. 5) указывает на недопустимость вмешательства в прокурорскую деятельность, что является важной гарантией независимости прокуроров. Как вмешательство следует рассматривать обращения должностных лиц, депутатов, представителей СМИ к прокурору с требованиями предоставить информацию, составляющую служебную или иную тайну, выполнить или не выполнять конкретные действия либо совершить их определенным образом попреки интересам соблюдения законов, установления истины, привлечения к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
Пунктом 4 ст. 4 Закона о прокуратуре определено, что прокурорские работники не могут быть членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются.
Еще одним аспектом конкретизации принципа независимости прокуратуры как условия объективности и принципиальности ее деятельности по укреплению законности, охране прав и свобод граждан является недопустимость совмещения прокурорскими работниками своей деятельности с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью. Исключение составляет преподавательская, научная и иная творческая деятельность, которая может осуществляться на договорной, контрактной или разовой, эпизодической основе. Иной творческой работой могут быть любые иные творческие виды деятельности (журналистика, писательская деятельность, различные виды изобразительного искусства и т.д.). Объем, характер и интенсивность совмещаемой прокурорским работником деятельности не должны наносить ущерб качественному выполнению им своих служебных обязанностей и подлежит выполнению во внерабочее время.
Принцип гласности
Принцип гласности означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для граждан, СМИ. Посредством реализации этого принципа общество осуществляет контроль за деятельностью органов прокуратуры. В порядке обратной связи обеспечение принципа гласности повышает уровень информированности населения о состоянии законности и деятельности прокуратуры по обеспечению прав и свобод граждан, недостатках в этой работе и позволяет им обращаться в органы прокуратуры. При этом граждане, СМИ сообщают об известных им фактах правонарушений. В результате последовательное соблюдение принципа гласности активно влияет на процесс укрепления законности.
Нормативное ограничение принципа гласности в деятельности органов прокуратуры определяется конституционными требованиями, а также нормами федерального законодательства. Согласно ч. 1 ст. 23 Конституции РФ, «каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну». В п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре говорится о том, что органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне (государственная, военная, служебная, врачебная, коммерческая и др.). Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 утвержден Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. Согласно ст. 131 ГК информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
На органы прокуратуры возложена обязанность информировать властные структуры России и ее субъектов, а также органы местного самоуправления и население о состоянии законности. Это связано со спецификой деятельности органов прокуратуры, в результате которой она осведомлена о состоянии законности практически во всех сферах правовых отношений, а также с тем обстоятельством, что прокуроры осуществляют координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и при этом получают от них необходимую информацию. Такая информация представляется органам власти и местного самоуправления по отдельным правонарушениям или группе (виду) правонарушений в письменной (информация о состоянии законности) или устной (путем выступления прокурора с докладом) формах. Одним из проявлений этого принципа является ежегодное представление Генпрокурором РФ палатам Федерального Собрания и Президенту РФ доклада о состоянии законности и правопорядка в стране и о проделанной работе по их укреплению. Нижестоящие прокуроры представляют подобную информацию органам власти субъектов РФ, местного самоуправления. Все прокуроры предоставляют информацию радио, телевидению, газетам, выступают на страницах печати, с лекциями и докладами перед населением.
Понятие, требования и принципы законности
Законность – это выраженная в точном и неуклонном исполнении и соблюдении законов всеми субъектами права их общая воля.
Понятие законности приобретает исходное значение в государстве, где признается верховенство закона. Коренной переворот в общественных отношениях в Российской Федерации выдвинул вопрос о понятии законности на передний план. И если раньше, в период тоталитарного режима, ей уделялось лишь теоретическое внимание, то в нынешних условиях она обрела огромное практическое значение. И это понятно, ибо правовое государство неразрывно связано с законностью, которая основывается на законах.
Когда мы говорим о точном и неуклонном соблюдении и исполнении законов всеми субъектами права, то прежде всего сталкиваемся с равенством граждан перед законом. Ибо каждый из них призван делать то же, что и другой: неукоснительно соблюдать и исполнять законы государства. Это равенство представляет собой равенство их прав и обязанностей по отношению к действующим законам. В свою очередь оно выступает как количественное отношение, ибо каждый имеет такой же объем прав и обязанностей, что и другой. А поскольку всякое количество есть количество какого-то качества, то в рассматриваемом равенстве скрывается внутреннее качество. Таким качеством является воля субъектов права. Иначе говоря, каждый из них посредством общего волевого акта признает друг друга равным себе. Эта общая воля и образует сущность законности. На поверхности ее явлений она выражается в точном соблюдении и исполнении законов всеми лицами.
Требованиями законности являются:
Кпринципам законности относятся:
1. Единство законности в масштабах всего государства. Этот принцип означает борьбу с местничеством и волокитой, единообразное понимание и исполнение законов государства, недопустимость посягательства на общие интересы путем абсолютизации особенных и т. д.
2. Обязательность соблюдения законности для всех без исключения. Перед законом все должны быть равны.
3. Неразрывная связь законности с общей культурой населения. Чем выше его культурный уровень, тем прочнее законность и незыблемость законов. Особое значение приобретает правовая культура общества. Без правовых знаний не могут соблюдаться и исполняться законы. Сами же законы должны быть доведены до сведения всех граждан. Именно поэтому в Конституции РФ было записано: «законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются».
4. Связь законности и целесообразности. Этот принцип означает, что законы государства должны быть оптимальными, то есть не только выражать и воплощать волю общества, но и соответствовать потребностям общественного развития. Целесообразность должна пониматься и как наиболее рациональные действия должностных лиц, осуществляющих свои полномочия в пределах закона и на основе законов.
5. Контроль со стороны общества за законностью. Он осуществляется в разнообразных формах и призван обеспечить незыблемость законов, охрану прав и законных интересов граждан.
Законность и правопорядок
Законность: понятие и принципы
Понятие «законность»
Ценность права для общества определяется тем, насколько оно воплощено в поведении людей, в деятельности должностных лиц, применяющих право, в правоотношениях. Урегулированность взаимодействий между людьми, индивидами и государством отражается понятием «законность», выражающим общий принцип отношения к праву.
Содержание законности связано как с поведением граждан, реализующих свои права и обязанности, так и с деятельностью органов государства, формулирующих нормы права, обеспечивающих их защиту.
Следовательно, законность — это строгое, неуклонное соблюдение, исполнение законов и соответствующих им правовых актов всеми органами государства, должностными лицами и гражданами.
Исходя из этого определения законность может рассматриваться в трех смыслах: а) как принцип, метод осуществления государственной власти, б) как режим общественной жизни, в) как система требований, предъявляемых к личности.
Законность как метод осуществления государственной власти означает, что свои функции государство осуществляет только правовыми средствами: принятием нормативных актов и обеспечением их неукоснительной реализации. В то же время этой стороной законности предполагается, что государство и все его органы и учреждения связаны нормами права и действуют в их рамках. Наиболее полно законность как метод государственного руководства обществом и принцип деятельности органов государства проявляется в правовом государстве.
Правовое регулирование государством различных сторон жизни общества является одним из условий обеспечения упорядоченности взаимодействия людей. Благодаря строгому, неукоснительному соблюдению и исполнению правовых норм всеми участниками общественных отношений в сознании людей утверждаются ценности свободы, справедливости, гуманизма. Они являются смыслом, определяющим взаимодействие людей друг с другом. В этом смысле законность рассматривается как режим общественной жизни. При этом режиме деятельность всех участников общественных и межличностных взаимодействий основывается на законе, праве.
Наконец, законность требует от участников правоотношений неукоснительного соблюдения и исполнения действующего законодательства, соответствия их поведения предписаниям правовых норм. В этом смысле законность органично связана с общеобязательностью права. Осуществление норм права в поведении людей тем выше, чем сильнее в правосознании общества идея целесообразности соблюдения законов опирается на всеобщность права, действительную гарантированность прав и свобод граждан.
Принципы законности
Законность как принцип, метод, режим, система неукоснительного соблюдения и исполнения норм права всеми участниками общественных отношений основывается на определенных принципах. Среди них следует отметить:
Правопорядок: понятие и принципы
Понятие «правопорядок»
Конечно, в реальной жизни добиться строгого и неуклонного соблюдения и исполнения всеми людьми, органами государства норм права достаточно сложно. На практике имеется немало нарушений законов. Поэтому то, насколько требования правовых норм вошли в быт, привычку, повседневное поведение людей, отражает понятие «правопорядок». Правопорядок органично связан с законностью, поскольку является результатом ее осуществления — реализации требований норм права, их соблюдения и исполнения всеми и каждым в отдельности.
Правопорядок отражает степень упорядоченности общественных отношений. Эта упорядоченность возникает на основе реализации норм права, является итогом правового регулирования взаимодействий между людьми. Правопорядок — цель правового регулирования, он обеспечивается государством.
Таким образом, правопорядок — это состояние упорядоченности и организованности общественной жизни, основанное на праве и законности.
Правопорядок — составная часть более широкого понятия — «общественный порядок», которое также отражает состояние упорядоченности и организованности общественных отношений, основанное на реализации норм морали, обычаев, традиций, стереотипов.
Реализация требований этих социальных норм обеспечивается силой общественного мнения, осознанием целесообразности и необходимости их выполнения. Однако состояние общественного порядка наряду с другими факторами (экономическими, психологическими, социальными и культурными) во многом определяется состоянием правопорядка. В иных случаях лишь возможность государственного принуждения — лучший аргумент против действий хулигана, террориста.
Принципы правопорядка
Правопорядок — не только цель, но и результат правового регулирования государством правового положения и взаимоотношений участников общественных взаимодействий. Он также включает не только упорядоченность отношений на основе права в сфере государственной власти, но и отношения людей в сфере гражданского общества.
Однако совершенно очевидно, что без государства обеспечить правопорядок невозможно. Правопорядок как состояние упорядоченности общественной жизни основывается на ряде принципов, которые обеспечиваются государством. Среди основных принципов правопорядка следует выделить:
Целостность правовым отношениям придают правовые принципы, зафиксированные в Конституции, сложившиеся экономические отношения, уровень правовой культуры и, конечно же, единство государственной власти на территории государства, являющейся гарантом этой целостности.
Статья 2.5. Принцип законности
Статья 2.5. Принцип законности
1. Никто не может быть подвергнут административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушений с учетом разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях.
2. Правовые нормы, устанавливающие административную ответственность, должны быть сформулированы точно, ясно и недвусмысленно, в строгом соответствии с положениями Общей части настоящего Кодекса и с учетом положений федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов, устанавливающих обязанности, правила поведения и запреты, за неисполнение, ненадлежащее исполнение и нарушение которых устанавливается административная ответственность.
3. Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется в строгом соответствии с настоящим Кодексом. Действия и решения суда, органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, должны быть законными, обоснованными, а также мотивированными.
4. Применение уполномоченными на то судом, органом, должностным лицом административного наказания или мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении осуществляется в пределах установленной в соответствии с законом компетенции указанных суда, органа, должностного лица.
5. Применение законодательства об административных правонарушениях по аналогии не допускается.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
27.2 Принципы законности
Проблема принципов законности относится к дискуссионным в юридической литературе. Это объясняется разнообразием критериев для классификации принципов, а также различным их перечнем. Нет однозначного отношения к принципам законности и ее требованиям. Некоторые ученые отождествляют эти категории и считают недопустимым их различение, полагая, что это приведет к противопоставлению принципов и требований законности. Проф. Н. Н. Вопленко, например, считает, что требования законности есть не что иное, как конкретизация наиболее важных идей режима законности, раскрывающих содержание основных ее принципов. При этом каждый основной принцип законности имеет свой специфический набор требований, которые предопределяются содержанием данного принципа и сферой его действия. Отсюда следует вывод, что требования законности генетически и субординационно подчинены принципам. Принципы первичны по сравнению с требованиями, требования лишь конкретизируют и раскрывают содержание принципов.
Другая точка зрения состоит в том, что принципы и требования законности существенно отличаются друг от друга по объему, степени детализации возможных вариантов деятельности субъектов права, обладают разной направленностью. Соответственно принципы законности трактуются как система основополагающих начал, глубинных характеристик законности, выражающих ее природу и назначение. Требования законности в отличие от ее принципов есть обобщение содержания определенных групп норм права, регулирующих отдельные виды деятельности субъектов в области правотворчества, правореализации, в том числе правоприменения, толкования и т. д. (В. К. Бабаев, В. В. Демидов, О. П. Сауляк).
Как уже указывалось, в литературе называют различное число принципов: от трех до одиннадцати. Чаще всего это принципы единства законности; ее всеобщности; реальности; целесообразности; гарантированности; неотвратимости юридической ответственности за совершенное правонарушение. Раскроем содержание каждого из перечисленных принципов.
Принцип единства законности предполагает единую направленность законности в области правотворчества и правореализации на всей территории страны (пространственный аспект). При этом предполагается единое понимание и применение законности на всей территории государства, единство правового регулирования сходных общественных отношений, единые критерии оценки поведения участников правового общения (содержательный и оценочный аспекты). Единство законности во времени означает установление единого порядка вступления законов и других нормативных правовых актов в юридическую силу (временной аспект).
Принцип всеобщности законности означает, что ее требования должны быть обращены ко всем в равной степени, никто не может быть выведен из-под действия законов. Данный принцип распространяется на все действующие нормы права.
Принцип реальности выражается в цели законности — достижение фактического осуществления в поведении и действиях требований правовых норм.
Принцип целесообразности вытекает из ценности права для жизни общества как средства обеспечения организованности и порядка. Целесообразность в правотворческой деятельности означает принятие таких норм права и актов, которые максимально отражают потребности общественного развития и способны обеспечить достижение целей правового регулирования. В сфере правореализации данный принцип означает, что участники общественных отношений должны иметь возможность выбора наиболее целесообразного варианта поведения или решения в пределах закона. Такую возможность предоставляют нормы права диспозитивного характера. Целесообразность используется также при назначении мер взыскания, наказания, иного воздействия на правонарушителя.
Принцип гарантированности означает, что прочная законность невозможна в стране без действенных, эффективных механизмов ее обеспечения.
Принцип неотвратимости юридической ответственности характеризует юридическую сторону законности. Ее суть составляет свое-временное раскрытие любого правонарушения и назначение виновному адекватного наказания или иной меры воздействия. При этом меры воздействия на правонарушителя должны быть строго индивидуализированными: соответствовать тяжести правонарушения, личности правонарушителя, обстоятельствам, средствам правонарушения, тяжести последствий и другим условиям.
Все перечисленные принципы взаимодействуют в процессе практической реализации законности и не могут существовать друг без друга. Чаще всего эти принципы относятся к внутренней структуре законности, поскольку составляют основу для формирования правомерного поведения, законопослушных действий. Одновременно выделяются так называемые внешние принципы, характеризующие связи законности с другими явлениями общественной жизни и оказывающие определенное влияние на функционирование законности. В частности, существует тесная взаимосвязь законности и культуры. Она проявляется в том, что законность не может существовать без опоры на человеческие знания, опыт, общий кругозор, без осознания необходимости соблюдать законы, руководствоваться ими в повседневной жизни. Иначе говоря, культура служит основой законности, а законность, в свою очередь, выступает предпосылкой формирования правовой культуры общества.
Не менее тесная связь установилась между законностью и нравственностью. В теории государства и права утвердилось мнение о том, что подлинная законность всегда нравственно обоснована. А поскольку центральной идеей нравственности выступает справедливость, то законность должна быть справедливой. При этом справедливость понимается не только как идея, но и как реально сложившаяся в каждом обществе система общественных отношений, отвечающая представлениям общества в конкретный исторический период о соответствующей его интересам социальной и юридической справедливости.
Состояние законности в определенной мере предопределяется ее взаимодействием с экономикой, так как развитие хозяйственных отношений требует строгого соблюдения действующего законодательства, а хозяйственная целесообразность имеет конкретные юридические границы. Следовательно, законность придает экономическому развитию правомерность.
Законность во многом зависит от политики. Взаимосвязь этих явлении состоит в том, что политика должна приобрести юридическую форму, чтобы стать общеобязательной. Одновременно в законность привносится политическое содержание. Более того, законность является одним из способов осуществления политики в области правовой действительности. Вместе с тем законность обладает специфическими юридическими средствами и приемами воздействия на политику, направляя ее развитие в правовые рамки.
В литературе нередко отмечают взаимообусловленность законности и демократии, хотя законность исторически возникла вместе с государством, а формирование демократии относят к периоду становления буржуазных общественных отношений. В современной юридической литературе демократию рассматривают как политическую гарантию законности. Законность, в свою очередь, призвана гарантировать легальность институтов демократии.
Заслуживает внимания проблема соотношения законности и легитимности. Названные явления на практике не всегда согласованы между собой: требования точного и строгого соблюдения действующего законодательства в отдельных случаях расходятся с общественным мнением, поскольку оцениваются как ущемление свободы личности, ограничение демократии, несоответствие справедливости и гуманизму.
По мнению многих теоретиков, законность должна быть легитимной, т. е. одобряемой населением. Только тогда субъекты добровольно соблюдают ее требования. В противном случае законность превращается в формальное требование, не основанное на воле и интересах народа. Легитимность законности определяется легитимностью права в целом, т. е. совершенством действующего законодательства, юридической качественностью практики, их моральной обоснованностью, независимостью от субъективного усмотрения.
В юридической литературе легитимность законности определяется как особое состояние режима законности, характеризуемое нравственностью и поддержкой со стороны населения (Н. Н. Вопленко). Вместе с тем утверждается, что легитимность законности — это ее идеальное состояние. В реальной же государственно-правовой действительности каждый закон, иной нормативный правовой акт, отдельные правовые нормы характеризуются различной степенью их поддержки со стороны населения. В результате возникает проблема установления степени легитимности отдельных юридических актов или норм права и, следовательно, степени легитимности тех или иных требований законности. В настоящее время такая работа никем не проводится ни в научном, ни в прикладном, ни в практическом плане, хотя она важна для совершенствования механизма государственной власти, правового регулирования общественных отношений и института законности в целом.
Необходимо отметить связь законности с дисциплиной и одновременно провести разграничение этих понятий. Законности и дисциплине присуще то общее, что они имеют своей направленностью обеспечение стабильного порядка в обществе путем закрепления требований правомерного поведения и установления мер ответственности за нарушение этих требований. Но данные понятия различаются по сфере действия, объему требований, а в итоге — по правовой природе. Указанные различия можно сгруппировать следующим образом.
Во-первых, по объему требований: законность направлена на неуклонное соблюдение всеми субъектами юридически закрепленных субъективных прав и обязанностей; дисциплина же требует соблюдения только обязанностей.
Во-вторых, они различаются по происхождению. Законность появляется с возникновением государства и права, а дисциплина связана с необходимостью совместной деятельности людей и обязана своим происхождением труду еще в догосударственный период. Но в государственно организованном обществе дисциплина приобретает юридический характер.
В-третьих, по сфере действия: законность требует соблюдения только правовых норм и ее результатом выступает установление правопорядка; дисциплина имеет более широкую сферу применения, а именно всю сферу действия социальных норм и ее результатом является организация общественного порядка.
В-четвертых, дисциплина обусловлена отношениями власти-подчинения, законность может быть связана с такого рода отношениями, но она распространяет свое действие абсолютно на всех субъектов правового общения и всех, кто находится на территории данной страны.
Несмотря на различия, дисциплина способна укреплять законность, и, вместе с тем, нарушения государственной дисциплины ведут к нарушениям законности и могут перерасти в преступления. Таким образом, в правовой сфере законность и дисциплина взаимно дополняют и поддерживают друг друга, и дисциплину можно рассматривать как предпосылку и особый аспект проявления законности.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
§ 2. Принцип законности
§ 2. Принцип законности Принцип законности означает, что исключительно федеральный уголовный закон регламентирует ответственность виновного в преступлении лица.Данный принцип слагается из ряда правовых требований. Первое из них — приоритет международного уголовного
Статья 5. Принцип законности
Статья 5. Принцип законности (1) Никто не может быть признан виновным в совершении правонарушения, а также подвергнут наказанию за его совершение иначе как в соответствии с законом о правонарушениях. (2) Применение других положений законодательства в ущерб лицу,
6. Принципы законности и гумманизма
6. Принципы законности и гумманизма В общей теории права принципы определяются как основные идеи права, руководящие положения правовой системы. В ст. 8 УИК РФ перечислены принципы, на которых основывается уголовно-исполнительное законодательство Российской
17. Обеспечение единства законности
17. Обеспечение единства законности Прокуратура является единственным в стране органом, выполняющим важнейшую функцию в правовом государстве, – функцию надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории государства
§ 14.1. Понятие законности и ее принципы
15. Понятие законности
15. Понятие законности Законность является универсальным правовым принципом, относящимся не только к правосудию, но и к деятельности всех государственных органов. Это вытекает из конституционного положения (ст. 15) о том, что все государственные органы, должностные лица
7. Принцип законности
7. Принцип законности Отдельное место среди принципов гражданского процессуального права занимает присущий любой отрасли права общеправовой (межотраслевой) принцип законности.По ст. 2 Конституции РФ «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание,
Статья 3. Принцип законности
Статья 3. Принцип законности 1. Преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом.2. Применение уголовного закона по аналогии не
Статья 3. Принцип законности
Статья 3. Принцип законности Об отказе в принятии к рассмотрению запроса о проверке конституционности части первой статьи 3 см. Определение Конституционного Суда РФ от 10.07.2003 №270-О.1. Преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия
§ 2. Содержание законности
§ 2. Содержание законности Анализ законности в широком смысле слова позволяет различить в ее содержании следующие самостоятельные моменты диалектики правового, юридического и государственно-политического.Законность неотторжима от общеобязательности права. Именно
§ 3. Требования законности
§ 3. Требования законности Как режим общественно-политической жизни законность не есть определенный, устоявшийся порядок отношений. В таком понимании она была бы тождественна правопорядку. Законность выступает как необходимость, которая выражается в системе
§ 4. Основные принципы законности
§ 4. Основные принципы законности Подлинная, реальная (а не формальная) законность должна строиться на определенных принципах, основополагающих началах, обеспечивающих ее демократический, гуманный характер. Каковы же эти принципы?Единство законностиПри всем
§ 6. Гарантии законности
§ 6. Гарантии законности Несмотря на свою значимость, требования законности не претворяются в жизнь автоматически, стихийно. Чтобы правовые предписания не остались на бумаге (и тем более не нарушались), необходимы соответствующие условия и определенный комплекс
27.5 Гарантии законности и правопорядка
27.5 Гарантии законности и правопорядка Под гарантиями законности и правопорядка понимается обусловленная закономерностями общественного развития система условий, средств, факторов, обеспечивающих процесс реализации законности и установления стабильного