Что относится к принципам правотворчества

Принципы и виды правотворчества

Что относится к принципам правотворчества Что относится к принципам правотворчества Что относится к принципам правотворчества Что относится к принципам правотворчества

Что относится к принципам правотворчества

Что относится к принципам правотворчества

Правотворчество есть форма государственной деятельности, направленная на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену

Правотворческая деятельность современных цивилизованных государств осуществляется на базе принципов, представляющих собой организационные начала, которые определяют существо, характерные черты и общее направление этой деятельности.

К принципам относятся:

1.Демократизм. Исключительного права издавать законы принадрежит народу путем референдума или через представительные органы власти. Процедуры обсуждения и принятия НПА, в особенности законов (гласность правотворческого процесса, участие граждан, их объединений в правотворчестве, использование института всенародных обсуждений законопроектов, освещение законотворческого процесса в СМИ. Обнародование принятых законов и иных нпа

2. Принцип Законности, предполагающий, что НПА: а.) издаются правомочными на то органами и должностными лицами; б) соответствуют Конституции страны и законам; в) принимаются в соответствии с установленными законом правотворческими процедурами; г) внешне выражены в форме, предусмотренной законодательством (закон, указы, постановления, инструкции и т.д.), учитывают сложившуюся иерархию, или субординацию, действующих правовых актов;

.3. Принцип гуманизма, или соответствия правотворческой деятельности гуманистической природе права, означающий, что принимаемые правотворческим субъектом нпа призваны формулировать, защищать общечеловеческие ценности, естественные права человека, юридическими средствами (средствами правового регулирования) создавать условия и механизмы воплощения их в жизнь. Гуманистическая природа закона связана с его соответствием нравственным началам.

4.Гласностьправотворчества выражается в его информационной открытости для общества, освещении правотворческой деятельности средствами массовой информации, обязательном опубликовании законов и нпа, затрагивающие права, свободы и обязанности гражданина.

5.Принцип системности предполагает, что вновь принимаемые акты должны «вписываться» в существующую систему законодательства, не противоречить действующим актам, не содержать коллизий, пробелов, дублирования и при этом должны использовать средства регулирования общественных отношений, присущие данной отрасли права.

6. Принцип научности, Правотворчество призвано отображать объективные потребности общественного развития при принятии, отмене, изменении нормативных актов, придании им той или иной юридической формы; учитывать достижения юридической науки и потребности общественной практики; основываться на компетентном мнении ученых-правоведов, их непосредственном участии в разработке и подготовке проектов НПА; использование в правотворчестве приемов и методов научного анализа, достижений науки и строгое следование объективным критериям оценки

7. Оперативность правотворчества — необходимое условие эффективности правового регулирования. Она предполагает своевременность издания нормативных актов, недопущение положения, когда законы отстают от жизни.

Субъектами правотворчества выступают: народ, государственные органы (органы власти и управления), должностные лица. В зависимости от этого следует различать следующие виды правотворчества:

2. Правотворчество государственных органов.

Это основной вид правотворчества. Им занимаются практически все государственные органы, каждый на своем уровне. Уровень и объем полномочий государственного органа определяют соответственно и юридическую силу принимаемого им нормативно-правового акта (законотворчество, подзаконное правотворчество)

3.Правотворчество должностных лиц.

Что относится к принципам правотворчества

должностное лицо — это гражданин, занимающий определенную должность в органах государственной власти, управления либо в негосударственной организации, наделенный правом принимать для осуществления возложенных на него функций правовые акты и обеспечивать их реализацию.

Полномочия руководителей негосударственных организаций (хозяйственных, коммерческих, творческих и пр.) по принятию и реализации правовых актов вытекают из трудового, гражданского, финансового и другого отраслевого законодательства.

Правотворчеством является лишь деятельность должностных лиц по подготовке и принятию нормативно-правовых актов. Их правоприменительные акты к правотворчеству, естественно, отношения не имеют.

4. Санкционирование государством обычаев. Это могут быть нормы, признанные населением данной местности (местные обычаи) или сложившиеся в практике деятельности некоторых организаций (например, обычаи морского порта).

Государственное санкционирование обычая производится двумя способами:

а) путем указания на обычай в нормативно-правовом акте (отсылки к обычаю);

б) использованием обычая в качестве нормативной основы судебного решения.

5. Судебный прецедент в ряде стран.

6. Делегированное правотворчество — издание нормативно-правового акта по уполномочию, исходящему из закона, или по прямому поручению одного (вышестоящего) органа государства другому (нижестоящему) при сохранении определенной системы контроля со стороны вышестоящего органа за реализацией делегированных полномочий. Например, правотворчество органов местного самоуправления, передача полномочий общественным объединениям. За рубежом практикуется передача право издания законов парламентом исполнительной власти Но не допускается субделегация.

7. Законозамещающее правотворчество Президента (Указы по вопросам, не урегулированные законами)

8.Договорноное правотворчество.

9. Локальное – реализация правомочий на издание НПА отдельными организациями, учреждениями Приказы, уставы, правила и т. д. Издаются руководителем и имеют ограниченное действие. Для юридического действия уставов и положений необходима регистрация в соотв гос органе

Источник

Основные принципы правотворчества

Создание законов – дело тонкое, требующее внимательности, соответствующих знаний и компетенции. Для облегчения такого трудоёмкого и сложного процесса были сформулированы принципы правотворчества. Об этом элементе правовой культуры государства стоит рассказать подробнее.

Правотворчество: понятие, виды, принципы – общая характеристика

Для того чтобы получить комплексные знания о создании системы законодательства, следует изучить основные термины. Так, понятие и принципы правотворчества – это одно из направлений деятельности государства, работа которого строится исключительно на прагматических идеях, независимых от какой-либо идеологии. Данный элемент правовой культуры представляет собой руководящие начала и требования.Что относится к принципам правотворчества

Важность принципов показывают всевозможные юридические коллизии, устранение которых возлагается на Конституционный суд Российской Федерации. Для того чтобы избежать появления подобных ошибок в национальном законодательстве, а также разгрузить деятельность государственных органов судебной системы, важно в целом знать правотворчество, понятие, принципы, стадии данного процесса. Чем больше сфера используемых знаний, тем эффективнее становится законодательная база государства. В соответствии с создаваемыми нормами формируется правовая культура у населения.

Правотворчество: понятие, субъекты, принципы – подробное рассмотрение вопроса

Кроме основных идей и принципов, процесс сотворения норм также представляет собой совокупность юридически значимых действий, направленных на формирование, принятие и промульгацию нормативно-правовых актов в различных областях государственной жизни.Что относится к принципам правотворчества

Принципы и стадии правотворчества также включают в себя деятельность органов государственной власти, действия которых направлены на формирование законов. Здесь важно отметить, что правительственные организации являются ключевыми субъектами процесса сотворения законодательных норм. Именно поэтому принципы правотворчества представляют собой широкий круг идей, понятий, требований и положений. Рассмотрим первую основу.

Научность

Необходимость участия высококвалифицированных лиц и профессионалов своего дела показывают основные принципы правотворчества, среди которых главенствующее положение занимают научность и обоснованность.

Данные идеалы говорят о том, что при подготовке любого нормативно-правового акта необходимо участие специалистов различных научных сфер юриспруденции. Данный факт представляет собой огромную значимость благодаря сложнейшему процессу законотворческой работы. Принципы и виды правотворчества характеризуются комплексной областью знаний, для полного рассмотрения которой точки зрения одного учёного недостаточно. Более того, сейчас активно привлекаются научные деятели социальных и духовных сфер. Так как исследования этих областей жизни общества влияют на процесс создания норм. Принцип научности позволяет дать наиболее широкий прогноз практического действия закона для населения.

Законность

«Любой нормативный акт должен издаваться лишь тем органом, к компетенции которого он принадлежит», – гласят принципы правотворчества, а именно правило о законности. Так как в Российской Федерации действует принцип разделения власти, именуемый системой сдержек и противовесов, законы одной ветви не могут влиять на действия других органов государства. Например, приказ Министерства юстиции никоим образом не влияет на решения Верховного суда.Что относится к принципам правотворчества

Принцип законности подразумевает обязательное соблюдение всех стадий законотворческого процесса, определённого для каждого органа власти. Кроме того, здесь действует общее правило соблюдения главенства Конституции. Важно знать, что ни один документ не должен противоречить положениям Основного закона государства.

Демократизм

Данный принцип показывает возможность влияния граждан России на правотворчество. Понятие, виды, принципы, стадии – всё доступно для обозрения каждому гражданину государства. Более того, чем больше инициативы и участия проявляет современное население при создании законов, тем быстрее возрастает правовая культура народа, а также стремительно повышается действенность написанных норм.

Кроме того, данное положение говорит о том, что любой закон, любая норма права создаются исключительно на благо людей. Учёт общественного мнения – необходимость для каждого органа государственной власти в деле создания законодательных актов.

Гласность

Любой документ, прошедший все стадии правотворчества, обязательно проходит и последний процесс промульгации. Как правило, проведение данной стадии принадлежит к компетенции главы государства, ведь в переводе «промульгация» означает «обнародование». В Российской Федерации с новыми нормативно-правовыми актами граждане могут ознакомиться через следующие источники: «Российская газета», «Парламентская газета», а также «Собрание законодательства». Кроме того, сейчас документы публикуются на различных официальных сайтах органов государственной власти.Что относится к принципам правотворчества

Несмотря на мнимую формальность данной процедуры законотворчества, гласность имеет большое значение. В Российском государстве нормативные акты, не прошедшие стадию опубликования, не применяются. Причём обнародование обязательно должно проводиться в официальных источниках, доступных любому жителю страны.

Постоянное техническое совершенствование принимаемых НПА

Процедура правотворчества не стоит на месте. В силу того что общество является динамично развивающейся системой, все процессы, происходящие в нём, также должны совершенствоваться. Принципы правотворчества необходимы для того, чтобы меняющиеся техники принятия законов, их создания и формирования не влияли на правовую основу. В противном случае из общественной жизни исчезнет былая стабильность, устойчивость.

Суть принципа заключается в том, чтобы внедрять и использовать на всех стадиях юридической техники предложенные идеи и методы. Причём принимаются лишь те взгляды, которые соответствуют устойчивым и общепринятым установкам, а также не противоречат мировым стандартам правотворчества.Что относится к принципам правотворчества

Профессионализм

Такой сложный процесс, как правотворчество, понятие, виды, принципы которого формируются с учётом профессионализма, доверяется только специалистам в своей области. Он особенно важен в деле создания законодательной базы. Так как подобной деятельностью могут заниматься лишь люди, обладающие определёнными знаниями, умениями и навыками в сфере юриспруденции. Более того, особая роль отводится таланту и умению наперёд анализировать возможное действие нормы на практике. Навыки правильного владения всеми принципами юридической техники также имеют немалое значение.

Системность

Данный принцип частично входит в понятие «иерархия». Положение о системности правотворчества говорит о том, что принимаемые регулятивные и охранительные акты не должны противоречить действующему законодательству.

Кроме того, системность призвана как можно больше исключать появление пробелов в праве и возникновение коллизий, использовать те методы и средства, которые характерны для нормы определённой отрасли. И конечно, вышеназванный принцип провозглашает Конституцию РФ в качестве главного закона государства. На его основе создаются и принимаются все нормы, а впоследствии формируются правовые отрасли.

Гуманизм

Правотворчество, понятие, виды, принципы которого мы рассматриваем, базируется также на правиле гуманизма. Это значит, что нормативные документы, издаваемые органами государственной власти, формируются исключительно во имя прав человека и на благо общества. Каждый закон направлен на удовлетворение как потребностей каждой личности, так и всего общества в целом.Что относится к принципам правотворчества

Принцип гуманизма показывает, что в основу всей процедуры сотворения права в качестве объекта закладываются интересы и благо проживающего в государстве населения. Важным критерием этого положения является постоянное соблюдение баланса между публичными потребностями и личностными интересами. Фома Аквинский, великий исследователь и философ, говорил о том, что законы призваны дарить и защищать благо, однако действовать на личность лишь в пределах общественных интересов. Здесь право выступает как в качестве защитника, так и в роли регулятора отношений.

Огромное влияние принцип гуманизма оказывает на научно-исследовательскую деятельность. Так, совсем недавно работниками, специализирующимися в области юриспруденции, были предложены новые концепции сотворения права. Сотрудники предлагали делать упор в процессе законотворчества на индивидуальные психофизические особенности личности. При этом важно учитывать правовую культуру граждан, а также морально-этические, духовные и нравственные особенности. Создание этого подхода обусловлено отличительными признаками антропологии в сфере юриспруденции.

Справедливость

Даже самый высококвалифицированный учёный не сможет однозначно ответить на вопрос о том, что такое справедливость, ведь понимание данного термина во все времена было различным. Это доказывают многочисленные позиции философов, историков, филологов и других специалистов гуманитарных наук. Подобная неопределённость относится и к сфере юриспруденции.

В процессе правотворчества принцип справедливости трактуется как воплощение идеи гуманизма, а также равенства всех граждан государства. Данное положение говорит о том, что вновь созданный закон, норма права, статья должны относиться ко всем на основе равенства.

Что относится к принципам правотворчества

Под принципом справедливости также понимается изучение результата собственного труда. Каким образом та или иная норма права реализуется в обществе, какое влияние оказывает на жизнь, взаимодействие граждан, эффективна ли в сфере регулирования? На основе полученных данных создатели права делают обоснованные выводы, которые закладываются в последующие этапы создания новых законов. Об этом призывает помнить принцип справедливости.

Источник

Правотворчество

Понятие и принципы правотворчества

Правотворчество – это деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Правотворчество является видом государственной деятельности. Правотворческая деятельность состоит в создании норм права, в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм. Правотворчество завершает процесс формирования права и означает возведение государственной воли в закон. С.А.Комаров отмечает, что «правотворчество, или законотворчество, являются одной из форм государственного руководства обществом и осуществляется государством независимо от его задач, типа, форм осуществления и организации государственной власти».

Субъектами правотворчества выступают государственные органы и структуры, наделенные соответствующими полномочиями на принятие законов. Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм. Правотворчество является проявлением активной государственной деятельности, средством его управления обществом. В Российской Федерации нормативно-правовые акты могут издаваться лишь представительными и исполнительными органами власти. При этом каждый орган вправе издавать акты только определенного вида (закон, указ, постановление) и исключительно по вопросам, входящим в его компетенцию. Юридическая сила нормативных актов зависит от места органа, издавшего акт, в механизме правового регулирования.

Начальной стадией процесса правообразования является – возникновение потребности в регулировании определенных общественных отношений. Возможно издание непосредственно государством нормативного акта, возможно также официальное признание конкретного общественного отношения юридическим или официальное признание уже сложившегося обычая как юридической нормы и конкретного источника субъективных прав и обязанностей. Содержание правотворчества складывается из последовательно осуществляемых организационных действий. Таким образом, правотворческий процесс представляет собой технологию создания нормативно-правовых актов и доведение их предписаний до адресатов. В юридической науке различают три способа правотворческой деятельности полномочных государственных органов:

Правом принятия нормативно-правовых актов в Российской Федерации обладают Государственная Дума, Совет Федерации, представительные органы субъектов федерации, органы местного самоуправления. К числу правотворческих органов относятся также Президент РФ, Правительство РФ, министерства и другие ведомства, главы администраций. Полномочия на правотворчество каждого органа детально регламентированы Конституцией и законодательством. Например, Правительство РФ свои акты нормативного характера издает в форме постановлений, а министерства и другие ведомства издают приказы и инструкции. В пределах своих полномочий нормативные акты издают органы законодательной и исполнительной власти субъектов федерации. Органы местного самоуправления, обеспечивая управление вопросами местного значения, издают нормативные акты, в основном, в виде решений. Администрации объединений, предприятий, учреждений в пределах своих полномочий издают локальные нормативные акты.

Правотворчеству присущи следующие принципы:

Итак, принципы правотворчества – это руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или заменой юридических норм.

Виды правотворчества

Правотворчество подразделяется на следующие виды:

В зависимости от значимости правотворчество делится на:

В отличие от законотворчества подзаконное нормотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшим формализмом. В тоже время подзаконное правотворчество осуществляется негласно, подготовка и принятие подзаконных актов осуществляется соответствующими правовыми управлениями, администрациями и часто характеризуется определенной громоздкостью и противоречивостью. Подзаконное правотворчество в тоже время позволяет быстро разрешать вопросы, требующие правового воздействия, тогда как закон по таким вопросам принимается в течение достаточно длительного времени по усложненной процедуре, свойственной законотворчеству.

Этапы и стадии законотворческого процесса

Законотворческий процесс является основной частью правотворческого процесса. Если результатом правотворчества в целом являются различные формы права – законы, подзаконные нормативно-правовые акты, нормативные договоры, юридические прецеденты, то результатом законотворчества являются законы.

В законотворческом процессе можно выделить два этапа: неофициальный (подготовка нормативно-правового акта) и официальный (его принятие). Принятие нормативно-правового акта процедурно жестко определено и включает в себя следующие стадии:

1. Законодательная инициатива – это процедура внесения проекта нормативно-правового акта обычно в нижнюю палату парламента (в некоторых государствах возможно внесение проекта закона в любую из палат парламента). Субъекты права законодательной инициативы определены Конституцией. Это право порождает у законодательных органов обязанность рассмотреть законопроект. Но предварительно происходит его экспертиза с точки зрения актуальности предмета регулирования, задач и целей законотворчества на данном этапе, просчитывается также экономическая обоснованность принятия акта. При положительном заключении как правило комитет по законодательству Государственной Думы РФ официально включает проект нормативно-правового акта в повестку дня заседания Государственной Думы.

2. Обсуждение законопроекта – это стадия законотворческого процесса, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада инициатора внесения законопроекта (субъекта права законодательной инициативы). Документ должен приобрести необходимое качество, должны быть устранены пробелы и неточности. Обычно обсуждение законопроекта предполагает два или более его чтений. В первом чтении обсуждается общая концепция закона, во втором чтении вносятся к нему поправки. На стадии третьего чтения принимается законопроект как закон и невозможно внесение поправок.

3. Принятие закона достигается с помощью голосования в третьем чтении простым или квалифицированным большинством голосов. Федеральные конституционные законы принимаются абсолютным большинством обеих палат парламента, федеральные законы принимаются числом голосов – более половины от общего числа депутатов Государственной Думы. Дальнейший ход процесса принятия закона зависит от того, подлежит ли закон обязательному рассмотрению Советом Федерации или нет. Если не подлежит, то считается одобренным по истечении четырнадцати дней и направляется на подписание Президенту. Если подлежит, то необходимо, чтобы за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты или не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации (для принятия федерального конституционного закона). В случае расхождения позиций Государственной Думы и Совета Федерации по принятию федерального закона возможно преодолеть вето верхней палаты, если за законопроект проголосует не менее двух третей депутатов нижней палаты парламента.

4. Подписание закона главой государства. В течение четырнадцати дней Президент РФ подписывает и обнародует одобренный закон (федеральный и федеральный конституционный). При использовании Президентом РФ права вето обе палаты парламента могут преодолеть его, приняв закон в прежней редакции абсолютным большинством голосов. В этом случае Президент РФ обязан подписать закон в течение семи дней.

5. Опубликование закона. Федеральные и федеральные конституционные законы подлежат подписанию главой государства и вступают в действие (приобретают юридическую силу) по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок их вступления в юридическую силу. Официальными изданиями, в которых публикуются законы в Российской Федерации, являются «Собрание законодательства Российской Федерации» и «Российская газета». Неопубликованные законы в соответствии со ст. 15 Конституции РФ не применяются.

Итак, законотворческий процесс начинается с принятия решения о подготовке проекта. До начала подготовки проекта важны предварительные работы, связанные с выявлением потребности в принятии акта и целями правового регулирования. По каждому проекту закона перед началом его разработки подготавливают специальную справку о действующем нормативно-правом регулировании данного вопроса в России и за рубежом. На начальном этапе работы над законопроектом вырабатываются основные положения будущего акта, которые должны обеспечить решение поставленных задач. На стадии подготовки первоначального текста образуются обычно специальные комиссии парламента, ответственные за законопроект. Кроме того, на этой стадии обязательным является проведение юридической экспертизы. Предварительное обсуждение связано с привлечением широкого круга заинтересованных субъектов. Важнейшие законопроекты могут быть вынесены на референдум. После учета замечаний и предложений проект окончательно редактируется. На втором этапе уже законопроект проходит перечисленные стадии официального этапа принятия закона.

Особенности правотворчества субъектов Российской Федерации

Субъекты РФ в соответствии с Конституцией имеют право вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и ее субъектов осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативно-правовых актов. Республики наделены правом принятия собственных конституций, а иные субъекты – правом принятия уставов и иного законодательства на уровне субъектов, включая принятие бюджета. В соответствие с федеративным устройством России субъекты на своей территории принимают законы как акты высшей юридической силы, при условии, что они не противоречат Конституции РФ и федеральному законодательству. Возрастает значение в правотворчестве субъектов заключение отдельных договоров и соглашений между субъектами Федерации. Правотворчество субъектов также отражает специфику и правовой статус отдельного региона, учитываются в большей мере исторические, религиозные и культурные традиции правового регулирования. В рамках субъектов РФ принимаются нормативные акты и многочисленными негосударственными структурами, прежде всего – органами местного самоуправления.

Законодательная техника

Законотворчество требует специальных знаний. Законодательная техника позволяет четко, выразительно и логично формулировать юридические предписания. Она представляет собой систему правил и приемов наиболее рациональной организации и логически последовательного формулирования нормативно-правовых актов в соответствии с их сущностью и содержанием. Законодательная техника важна в целях обеспечения совершенства и эффективности законодательства.

Законодательная (юридическая) техника своим объектом имеет текст нормативно-правового акта. Структура закона, например, состоит из следующих частей:

Правовая норма и текст статьи закона в конкретном случае по элементам могут не совпадать, поэтому существует отсылочный и бланкетный способы изложения нормы права. Содержание нормативного предписания должно быть четко сформулировано. Абстрактный способ изложения правовых норм не должен допускать произвольного применения нормативного предписания к любой ситуации. Особое значение в законодательной технике имеет проблема терминологии. Например, не следует использовать правовые понятия в тех случаях, когда их можно заменить не правовыми, не искажая при этом смысл нормы.

Юридическая техника помогает структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, сделать его более точным и понятным. Уровень юридической техники свидетельствует также об уровне правовой культуры общества. К техническим средствам относят прежде всего юридические термины (словесное выражение юридических понятий) и юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, которое складывается из определенного сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов и др.). К техническим правилам относят четкость и доступность языка нормативно-правовых актов, последовательность изложения юридической информации, взаимосвязь и согласованность нормативно-правового материала. К техническим приемам относят способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата, место его принятия, подписи должностных лиц и др.), структурную организацию правового акта.

Правовая конструкция охватывает ряд однопорядковых правовых понятий низшего уровня и выявляет существенное в этих понятиях. Смысл правовых конструкций состоит в том, что соответствующие понятия объединяются в единое целое, на основе которого посредством дедукции делаются логические выводы, применяемые к понятиям низшего порядка. При этом необходимо точно и полно охватывать правовые нормы, из которых выводится правовая конструкция, она должна максимально служить целям законодательства. Определение понятий, образование правовых конструкций дополняются иными приемами законодательной техники в целях точного формулирования законов. Важно при этом соблюдать логику, стиль и язык закона.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *