Что относится к принципам планирования

Что относится к принципам планирования

3.1. Основные принципы планирования

7. Планирование себестоимости продукции (работ, услуг) является составной частью комплексного плана предприятия, разрабатываемого им самостоятельно на основе договора с потребителями продукции (работ, услуг) и поставщиками материально-технических ресурсов.

Целью планирования себестоимости является:

определение общей стоимости потребляемых в производстве ресурсов и выявление эффективности их использования, выражаемой в показателях материалоемкости, зарплатоемкости, фондозатратности (через затраты на содержание и эксплуатацию основных фондов), а также совокупных затрат на один рубль производимой продукции (работ, услуг):

исчисление плановой себестоимости производимой продукции (работ, услуг) и изыскание путей и способов повышения ее рентабельности и роста прибыли;

определение общих размеров прибыли и возможностей производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов работников, исходя из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;

организация внутрипроизводственного хозрасчета структурных подразделений предприятия.

8. Планирование себестоимости продукции (работ, услуг) осуществляется при разработке планов на перспективу, очередной год, а для усиления оперативного управления производством и на более короткие календарные сроки.

Перечень технико-экономических факторов и методы расчета снижения себестоимости продукции (работ, услуг) в цветной металлургии по технико-экономическим факторам определяются в настоящих Методических указаниях. Предприятия могут дополнять и изменять рекомендуемые им перечни факторов исходя из особенностей их производства.

На подготовительной стадии разработки проектов годовых планов себестоимость продукции (работ, услуг) определяется, как правило, путем расчета ее изменения под воздействием технико-экономических факторов.

При разработке развернутого производственно-финансового плана расчеты затрат по технико-экономическим факторам уточняются и дополняются расчетами смет отдельных видов расходов, общей сметы затрат на производство продукции (работ, услуг), себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг), производимыми на основе норм расхода материальных ресурсов, норм времени (норм выработки), сдельных расценок, должностных окладов, других экономических нормативов (включая нормы амортизационных отчислений на полное восстановление; нормативы отчислений, связанные с использованием природного сырья; нормативы отчислений в специальные внебюджетные фонды; тарифы взносов на социальные нужды; ставки платежей по кредитам, за страхование имущества и т.д.), а также хозяйственных договоров на поставку сырья и материалов и поставку производимой продукции.

9. Для планирования, материально-технического обеспечения производства, организации труда и управления на предприятиях создается система прогрессивных материальных, трудовых и финансовых норм и нормативов, включающая действующие (текущие, оперативные) нормы, соответствующие условия производства в текущем периоде, и плановые нормы, устанавливаемые на определенный плановый период с учетом намечаемых к внедрению в этом периоде организационно-технических мероприятий по ресурсосбережению и снижению трудоемкости продукции (работ, услуг).

Действующие нормы разрабатываются на каждый вид полуфабрикатов, изделий, деталей, продукции (работ, услуг) и служат для непосредственного отпуска материальных ресурсов на производственные нужды и расчета оплаты труда. Они должны систематизироваться в спецификациях норм расхода материальных ресурсов и в картах норм времени и расценок.

Изменение действующих норм в результате проведения оргтехмероприятий должно обеспечивать в среднем за календарный период достижения плановых норм.

При планировании на перспективу, а также оперативном планировании на очередной год, используются групповые (средневзвешенные) нормы расхода ресурса (труда) на производство усредненной или укрупненной единицы продукции (работ, услуг). На стадии разработки развернутого производственно-финансового плана используются, как правило, плановые индивидуальные нормы расхода, определяющие расход нормируемого ресурса на производство единицы конкретного вида продукции (работ, услуг).

Предприятия и объединения с многономенклатурной продукцией и большим количеством типоразмеров однородных изделий могут пользоваться при планировании агрегированными (групповыми) нормами, которые рассчитываются как средневзвешенные величины расхода ресурсов на планируемые объемы производства одноименных видов продукции или работ в целом по предприятию в условиях планируемого периода.

10. Условием и основным методом разработки мероприятий, направленных на снижение затрат, учитываемых в планах по себестоимости, является систематически проводимый технико-экономический анализ резервов производства: производственного потенциала, устойчивости и надежности производственных систем, возможностей обновления, модернизации и конструктивного улучшения изделий, их качества и надежности в эксплуатации, выявление излишних затрат и потерь, возможностей их устранения.

11. Расчеты плановой себестоимости продукции (работ, услуг) должны составляться в соответствии с показателями других разделов плана предприятия по объему производства продукции (работ, услуг), внедрению новой и совершенствованию применяемой техники и технологии, улучшению организации производства, повышению производительности труда, материально-техническому обеспечению, нормам и нормативам и т.д.

Плановые калькуляции составляются, как правило, на год с разбивкой по кварталам, а при необходимости и по месяцам.

Объектами калькулирования могут быть отдельные виды продукции, группы изделий, полуфабрикаты, работы, услуги, заказы.

Калькуляционная единица соответствующего вида продукции (работ, услуг) должна соответствовать, как правило, единице измерения, принятой в стандартах или технических условиях на данный вид продукции (работ, услуг) и при установлении цены на продукцию (работы, услуги).

При разработке перспективных планов калькуляции составляются по важнейшим видам продукции (работ, услуг).

При разработке развернутого производственно-финансового плана плановые калькуляции составляются на все виды продукции, включенные в план производства. При этом на важнейшие виды продукции составляются развернутые плановые калькуляции с расшифровкой прямых материальных затрат и затрат на оплату труда.

При широкой номенклатуре выпускаемой продукции плановые калькуляции могут составляться на группы однородных изделий с последующим исчислением себестоимости отдельных видов (типосорторазмеров) продукции, включенных в соответствующую группу.

В группу может объединяться только продукция, изготавливаемая из однородного сырья с применением одинаковых технологических процессов.

Калькулируется также продукция вспомогательных производств, за исключением тех случаев, когда она вырабатывается в небольших количествах и полностью потребляется внутри предприятия.

Перечень калькулируемых видов продукции и услуг основного и вспомогательных производств приводится в подотраслевых указаниях.

При составлении плановых калькуляций определяется величина прямых и косвенных затрат на производство продукции (работ, услуг) в планируемом периоде. При этом возможно большая часть затрат должна включаться в себестоимость единицы продукции (работ, услуг) в виде прямых затрат.

13. При составлении плана по себестоимости разработка смет затрат на производство по вспомогательным цехам производится в первую очередь, имея в виду, что стоимость работ и услуг вспомогательных цехов находит свое отражение в себестоимости продукции основных цехов и производств.

Общая сумма затрат вспомогательных цехов распределяется по направлениям, согласно оказываемых услуг подразделением предприятия, по которым эти затраты включаются в себестоимость продукции предприятия (расходы по переделу цехов основного производства, расходы по обслуживанию производства и управлению, транспортно-заготовительные расходы и т.п.).

С этой целью составляются балансы распределения продукции и услуг вспомогательных цехов по указанным выше направлениям (в разрезе цехов).

14. Для выявления общей величины затрат на выполнение работ и услуг, не включаемых в валовую и товарную продукцию, обосновываются расчетами планируемые объемы как самих работ, так и расходов, требующихся для их выполнения.

К стоимости работ и услуг непромышленного характера, не включаемых в производственную себестоимость продукции и списываемых на непроизводственные счета, относятся:

стоимость строительно-монтажных работ, выполняемых промышленно-производственным персоналом предприятия для капитального строительства, жилищно-коммунального хозяйства и в качестве услуг на сторону;

стоимость услуг заводского транспорта, оказываемых сторонними организациями, своему капитальному строительству и непромышленным хозяйствам;

стоимость покупной энергии, отпускаемой на сторону;

стоимость работ и услуг непромышленного назначения;

стоимость выполняемых цехами завода работ и услуг, входящих в состав коммерческих расходов (изготовление тары, упаковки, доставки отгружаемой продукции до станции (пристани, порта) отправления и погрузка ее в транспортные средства), а также прочих производственных расходов в пределах смет на эти цели, утвержденных руководителем предприятия.

Источник

Что относится к принципам планирования

Статья 7. Принципы стратегического планирования

1. Организация и функционирование системы стратегического планирования основываются на принципах единства и целостности, разграничения полномочий, преемственности и непрерывности, сбалансированности системы стратегического планирования, результативности и эффективности стратегического планирования, ответственности участников стратегического планирования, прозрачности (открытости) стратегического планирования, реалистичности, ресурсной обеспеченности, измеряемости целей, соответствия показателей целям и программно-целевом принципе.

2. Принцип единства и целостности означает единство принципов и методологии организации и функционирования системы стратегического планирования, единство порядка осуществления стратегического планирования и формирования отчетности о реализации документов стратегического планирования.

3. Принцип разграничения полномочий означает осуществление установленных законодательством Российской Федерации полномочий органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований, в пределах которых участники стратегического планирования самостоятельно определяют цели и задачи социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также пути достижения этих целей и решения этих задач.

4. Принцип преемственности и непрерывности означает, что разработка и реализация документов стратегического планирования осуществляются участниками стратегического планирования последовательно с учетом результатов реализации ранее принятых документов стратегического планирования и с учетом этапов реализации документов стратегического планирования.

5. Принцип сбалансированности системы стратегического планирования означает согласованность и сбалансированность документов стратегического планирования по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям, показателям, финансовым и иным ресурсам и срокам реализации.

6. Принцип результативности и эффективности стратегического планирования означает, что выбор способов и методов достижения целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации должен основываться на необходимости достижения заданных результатов с наименьшими затратами ресурсов в соответствии с документами стратегического планирования, разрабатываемыми в рамках планирования и программирования.

7. Принцип ответственности участников стратегического планирования означает, что участники стратегического планирования несут ответственность за своевременность и качество разработки и корректировки документов стратегического планирования, осуществления мероприятий по достижению целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и за результативность и эффективность решения задач социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Принцип прозрачности (открытости) стратегического планирования означает, что документы стратегического планирования, за исключением документов или их отдельных положений, в которых содержится информация, относящаяся к государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне, подлежат официальному опубликованию.

9. Принцип реалистичности означает, что при определении целей и задач социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации участники стратегического планирования должны исходить из возможности достижения целей и решения задач в установленные сроки с учетом ресурсных ограничений и рисков.

10. Принцип ресурсной обеспеченности означает, что при разработке и утверждении (одобрении) документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках планирования и программирования, должны быть определены источники финансового и иного ресурсного обеспечения мероприятий, предусмотренных этими документами, в пределах ограничений, определяемых документами стратегического планирования, разрабатываемыми в рамках прогнозирования.

11. Принцип измеряемости целей означает, что должна быть обеспечена возможность оценки достижения целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации с использованием количественных и (или) качественных целевых показателей, критериев и методов их оценки, используемых в процессе стратегического планирования.

12. Принцип соответствия показателей целям означает, что показатели, содержащиеся в документах стратегического планирования и дополнительно вводимые при их корректировке, а также при оценке эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, должны соответствовать целям социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

13. Программно-целевой принцип означает определение приоритетов и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, разработку взаимоувязанных по целям, срокам реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ и определение объемов и источников их финансирования.

Источник

Как организовать планирование деятельности предприятия

Планирование деятельности является частью управления предприятием, что предполагает нахождение приоритетных целей и возможностей их достижения. Это обширная область, включающая план предполагаемых затрат, улучшение состояния структуры, обеспечение согласованности деятельности подразделений. В завершении работы контролируется достижение поставленных результатов.

Что входит в планирование деятельности?

Планирование – это менеджерская задача. Работа происходит по трем базовым направлениям:

Исходя из данных задач, можно вывести структуру работы по планированию:

Планирование – это комплексная задача, без которой не может обойтись ни одно развивающееся предприятие.

Как проводится анализ планирования?

Анализ предполагает оценку эффективности планирования. Для ее нахождения нужно ввести определенные критерии. Самый простой критерий – прибыльность. Рассмотрим иные показатели:

На ранних этапах планирования менеджер определяет цели на заданный период. В завершении этого периода фактические показатели сравниваются с целями. Процент от совпадения и будет показателем эффективности плана.

Цели и виды

Рассмотрим основные цели планирования:

Планирование позволяет создать объективную картину деятельности предприятия, увидеть его слабые места.

Разновидности

Планирование можно подразделяться на разновидности в зависимости от определяющих признаков. К примеру, признаком является масштаб охвата. Планирование, в свете данной категории, делится на следующие типы:

Если рассматривать содержательную часть, выделяются следующие типы планирования:

ВНИМАНИЕ! Стратегическое и текущее планирование дополняют друг друга. Второй вид основывается на поставленных целях в долгосрочной перспективе.

Тип планирования зависит от области, в которой ставятся задачи:

Планирование предполагает определение временного отрезка, на который устанавливаются цели и задачи. Исходя из этого, работа может быть:

Планирование может быть:

ВНИМАНИЕ! Жесткий метод на предприятиях применяется крайне редко. Ему сложно следовать. Большую эффективность показывает именно гибкая система.

Методы

Метод предполагает инструмент, посредством которого происходит планирование деятельности. Могут применяться сразу несколько методов. Рассмотрим их разновидности:

Элементы планирования есть в любой организационной структуре. Ярким примером является бизнес-план, составляемый на ранних этапах функционирования компании. По сути, это определение дальнейшей деятельности организации, основанное на объективных предпосылках (к примеру, конкуренция). Бизнес-план решает сразу несколько задач. Он позволяет привлекать инвестиционные средства, обеспечивает видение деятельности компании.

Обычно планированием занимается менеджер. Но, если предприятие очень крупное, данная задача может быть делегирована более узкому специалисту. При осуществлении данной деятельности важно видеть реальную ситуацию, строить план на основании имеющихся внешних и внутренних факторов. Всё это позволит не просто вывести компанию на новый уровень, но и сделать это с максимальной экономией, уменьшением затрат на достижение целей.

Источник

Раздел 4. Экономический механизм управления предприятием

Цель, задачи: Для успешного функционирования предприятия в рыночной экономике необходимо прогнозировать и планировать его хозяйственную деятельность. В данной теме раскрывается сущность и принципы хозяйственной стратегии, приводится сравнительная характеристика планов, дается характеристика производственной программы и порядок ее расчета.

Оглавление

2.1. Прогнозирование и планирование. Хозяйственные стратегии

Планирование является основным звеном в системе управления. Планирование представляет собой процесс формирования целей определение приоритетов, средств и методов их достижения.

В качестве одного из инструментов стратегического планирования выступает прогнозирование. Стратегическое планирование имеет своей целью определение тенденций развития различных сторон деятельности предприятия, расчет и выбор наиболее благоприятных условий его деятельности.

Главная задача стратегического планирования – выработка стратегии, структуры, объемов и направлений капитальных вложений исходя из конечных финансовых и рыночных целей предприятия. Смысл стратегического планирования состоит в том, чтобы повысить обоснованность инвестиций, производственно-сбытовых и научно-технических решений на базе применения современных методов анализа рынка.

Хозяйственная стратегия – совокупность целей функционирования и развития предприятия на определенный период времени, способов использования ресурсов для достижения поставленных целей. Важная роль хозяйственной стратегии заключается в учете всей совокупности факторов и сил, влияющих на предприятие с целью сохранения конкурентоспособности на рынке, минимизации рисков.

Различают два типа хозяйственной стратегии:

В реальной действительности обе стратегии переплетаются и речь может идти о преобладании одной из них.

В рамках каждой стратегии можно выделить конкретные виды ее реализации. Стратегия первого типа осуществляется через:

Стратегия второго типа может осуществляться следующим путем:

Выбор типа стратегии определяется следующими обстоятельствами:

2.2. Виды планов. Методы планирования

Система планирования на предприятии включает следующие виды планирования: перспективное, текущее, оперативно-производственное.

Объектами среднесрочного планирования являются: организационная структура, производственные мощности, капитальные вложения, потребности в финансовых средствах, исследования и разработки, доля рынка и т. д.

Текущее планирование включает разработку трех планов: плана реализации продукции, плана по издержкам производства, плана по использованию прибыли.

План реализации продукции основывается на производственном плане, плане по маркетингу, плане по труду, плане движения запасов готовой продукции и плане закупок.

План по издержкам производства разрабатывается на основе сметы затрат на производство.

План по использованию прибыли разрабатывается на основе плана доходов и сметы затрат.

Итоговым планом является текущий финансовый план, он отражает баланс доходов и расходов. В свою очередь, он является основой для разработки среднесрочного плана финансов и баланса предприятия.

Основные параметры и показатели по видам планирования

Основные параметры планирования

Долгосрочное (стратегическое) планирование

Среднесрочное планирование

Текущее планирование

Оперативно- Производственное планирование

Перечень важнейшей номенклатуры продукции

Перечень и кол-во всей номенклатуры продукции

Подетальный перечень кол-во всей номенклатуры продукции

Сумма расходования ресурсов по видам

Сумма расходования ресурсов по видам и Номенклатуре выпускаемой продукции

Подетальные и пооперационные нормы расходования ресурсов по видам

Точно установленные сроки исполнения

Почасовые и суточные графики исполнения

Ответственные исполнители без указания соисполнителей

Ответственные исполнители и соисполнители по этапам работ

Подробный перечень исполнителей по этапам и видам работ и номенклатуре продукции

Подетальное распределение работ среди исполнителей

Эффективность: достижение цели, окупаемость затрат

Превышение доходов над расходами (прибыль)

Сумма чистого дохода

Своевременность и полнота выполнения плана по номенклатуре продукции

2.3. Бизнес-план как инструмент организации хозяйственной деятельности предприятия

Бизнес-план представляет документ, в котором содержится обоснование всех действий, необходимых для осуществления определенного коммерческого проекта или создания нового предприятия. Резко возросшая роль бизнес-плана обусловлена следующими причинами.

Основными функциями бизнес-плана являются:

Бизнес-план, как правило, включает следующие разделы:

Резюме содержит краткую характеристику содержания предпринимательской деятельности на предприятии. Приводится обобщенная характеристика предпринимательского продукта, конечного результата намечаемого плана и его отличительные особенности, пути и способы достижения поставленной цели, сроки осуществления сделки, затраты и ожидаемая эффективность, а также область использования результатов. Главная задача этой части бизнес-плана состоит в том, чтобы заинтересовать контрагентов в участии в деятельности данного предприятия. Доказать, что именно это предприятие способно наилучшим образом выполнить поставленную задачу, а значит ему можно доверить деньги инвесторов и другие ресурсы партнеров.

Цели и задачи предпринимательской сделки должны раскрыть главную цель деятельности предприятия в данной сделке, содержание решаемых задач предприятием.

Характеристика товара (услуги), предлагаемого покупателям, отражает, по возможности полно, основные параметры товара (услуги) с приложением либо опытного образца, либо его фотографий, либо модели. Приводится маркетинговая характеристика потенциальных покупателей, расчет ожидаемого потребления товара с учетом влияния факторов, формирующих спрос на подобный товар.

Анализ и оценка экономической конъюнктуры рынка сбыта представляет собой продолжение маркетинговой характеристики рынка для данного товара (услуги). Оценивается емкость рынка данного товара, сильные и слабые стороны конкурентов, определяется тип рыночной структуры и пути стимулирования сбыта данного товара (услуги).

Программа действий и организационных мер в зависимости от вида предпринимательской деятельности (производственной, коммерческой, финансовой) включает маркетинговое управление производством, решение проблем логистики (управление материальными и информационными потоками от поставщиков до конечных потребителей), решение проблем послепродажного обслуживания. Организационные меры включают способы управления реализацией бизнес-плана, организационные структуры управления проектом, выбор системы заработной платы и материального стимулирования персонала предприятия.

Ресурсное обеспечение сделки содержит сведения о видах и объемах необходимых ресурсов для осуществления сделки, об источниках и способах их получения.

Эффективность сделки характеризуется совокупностью сводных показателей эффективности. Среди них прибыль, рентабельность сделки, социальная и научно-техническая эффективность.

2.4. Маркетинговое планирование на предприятии

Маркетинг представляет собой систему организации деятельности предприятия по разработке, производству и сбыту продукции. Таким образом, маркетинг является важным звеном в управлении и планировании деятельности предприятия.

Маркетинговые подходы к управлению предприятием включают:

Маркетинговое планирование на предприятии использует следующие технологии маркетинга: выбор целевого рынка, сегментирование рынка, позиционирование товара, брендинг, микс-маркетинг. Таким образом, маркетинговое планирование позволяет оценить спрос, предложить на рынке товар, пользующийся спросом, и стимулировать его сбыт.

2.5. Расчет и планирование производственной программы и мощности предприятия

Производственная программа представляет систему плановых заданий по выпуску продукции установленной номенклатуры, ассортимента и качества, предназначенной для удовлетворения потребностей.

Расчет производственной программы включает следующие этапы.

Номенклатура и ассортимент продукции включают:

Основными показателями производственной программы являются: номенклатура, содержащая наименование продукции с указанием количества, качества и сроков сдачи; товарная продукция; незавершенное производство; валовая продукция.

Товарная продукция – продукция, предназначенная для реализации. Она служит основой для расчета валовой и реализованной продукции.

Товарная продукция включает: стоимость готовых изделий, стоимость полуфабрикатов собственного производства, отпускаемые на сторону; стоимость продукции вспомогательных производств; стоимость работ и услуг производственного характера по заказам на сторону; стоимость нестандартного оборудования (приспособлений своего производства, реализуемого на сторону).

Валовая продукция – стоимость общего результата производственной деятельности предприятия за определенный период времени.

Валовая продукции = Товарная продукция + Незавершенное производство
Чистая продукция = Товарная продукция – (Амортизация + Материальные затраты)

Выпуск планируемого объема продукции возможен при условии наличия на предприятии соответствующих производственных мощностей.

Производственная мощность предприятия – это способность произвести максимальное количество продукции соответствующего качества и ассортимента при полном использовании производственных фондов в плановом периоде.

Различают следующие характеристики производственной мощности: теоретическая (проектная) мощность, максимальная мощность, экономическая мощность, практическая мощность.

Теоретическая (проектная) мощность – максимально возможный выпуск продукции при идеальных условиях функционирования производства. Этот показатель применяется при расширении производства.

Максимальная мощность – выпуск продукции освоенного ассортимента при использовании установленного оборудования. Показатель используется при определении резервов производства, наращивании объемов выпускаемой продукции.

Экономическая мощность – показатель, характеризующий предел производства, выше которого невыгодно наращивать производство в связи с большими издержками производства.

Практическая мощность – показатель, отражающий наивысший объем производства в реальных условиях функционирования предприятия.

Для расчета производственной мощности предприятия необходимы следующие данные:

Различают входную мощность – производственную мощность на начало планового периода, выходную мощность – производственная мощность на конец планового периода, среднегодовую мощность – производственная мощность, которой располагает предприятие в среднем за плановый период.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *