Что относится к принципам обеспечения безопасности
Основные стандарты безопасности
В статье приведено описание основных международных и национальных стандартов безопасности. Рассмотрены определения терминов «безопасность», «опасность», «риск». Сделаны предположения о возможности применения для описания опасностей принципов неопределенности Гейзенберга и дополнительности Бора.
Что такое «безопасность»?
Обеспечение безопасности — одно из важнейших требований, которое должны выполнять все, везде и всегда, так как любая деятельность потенциально опасна. Безопасность связана с риском (они взаимозависимы). Рассмотрим определения этих понятий, приведенные в стандартах [3, 12, 13].
Безопасность — отсутствие недопустимого риска [3, 12, 13].
Опасность — потенциальный источник возникновения ущерба [3, 12, 13].
Риск — эффект от неопределенности целей [13].
Таким образом, безопасность характеризуется не отсутствием риска вообще, а только отсутствием недопустимого риска. Стандарты [6, 12] определяют допустимый риск как «оптимальный баланс между безопасностью и требованиями, которым должны удовлетворять продукция, процесс или услуга, а также такими факторами, как выгодность для пользователя, эффективность затрат, обычаи и др.». Стандарт [10], часто используемый предприятиями, трактует допустимый (приемлемый) риск как «риск, уменьшенный до уровня, который организация может допустить, учитывая свои законодательные обязательства и собственную политику в области гигиены и безопасности труда».
Типы стандартов безопасности
Задание требований безопасности в регламентах/стандартах должно основываться на анализе риска причинения вреда людям, имуществу или окружающей среде или их сочетанию — так говорится в стандартах [6, 12]. На рисунке схематически приведены основные риски предприятия с указанием стандартов управления рисками.
Возможно, для описания и анализа опасностей и рисков можно было бы применять дельта-функции Дирака и функции Хевисайда, так как переход от допустимого к недопустимому риску — скачкообразный.
Принципы и средства обеспечения безопасности
Остановимся подробнее на принципе классификации (категорирования). Он состоит в делении объектов на классы и категории по признакам, связанным с опасностями. Примеры: санитарнозащитные зоны (5 классов), категории производств (помещений) по взрывопожарной опасности (А, Б, В, Г, Д), категории/классы по директивам АТЕХ (3 категории оборудования, 6 зон), классы опасности отходов (5 классов — в России, 4 класса — в Украине), классы опасности веществ (4 класса), классы опасности при перевозках опасных грузов (9 классов) и др.
По расчетам Гейнриха на один несчастный случай со смертельным исходом приходится около 30 травм с менее тяжелыми последствиями и около 300 других инцидентов, которые могут пройти практически незамеченными. При этом косвенные экономические затраты на ликвидацию последствий в четыре раза превышают прямые.
Справка
около 20% всех неблагоприятных событий связаны с отказами оборудования, а 80% — с человеческой ошибкой, из которых 70% ошибок произошли из-за скрытых организационных слабостей (ошибки скрывались, не было реакции на них), а около 30% связаны с индивидуальным работником.
Рис. Риски компании (пример) и применимые к ним стандарты
ЕСО — Европейские стандарты оценки (Европейская группа оценщиков TEGoVA);
МСО — Международные стандарты оценки (имущества);
МСФО — Международные стандарты финансовой отчетности (IFRS);
BASEL II — соглашение «Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы» Базельского комитета по банковскому надзору;
BRC — The British Retail Consortium Global standards (Стандарты Консорциума Британской торговли);
COBIT — Control Objectives for Information and Related Technology («Задачи информационных и смежных технологий» — пакет открытых документов, около 40 международных и национальных стандартов и руководств в области управления IT, аудита и IT-безопасности); COSO — Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission (стандарт комитета спонсорских организаций комиссии Тредвея);
FERMA — Federation of European Risk Management Associations (стандарт Федерации европейских ассоциаций риск-менеджеров); GARP — Global Association of Risk Professionals (стандарт Ассоциации риск-профессионалов);
IFS — International Featured Standards (Международные стандарты по производству и реализации продуктов питания);
ISO/PAS 28000 — Specification for security management systems for the supply chain (Системы менеджмента безопасности цепи поставок. Технические условия);
NIST SP 800–30 — Risk Management Guide for Information Technology Systems (Руководство по управлению рисками в системах информационных технологий).
Таблица. Стандарты безопасности (примеры)
примеры стандартов
Основополагающие стандарты
ISO 31000 Risk management — Principles and guidelines (Менеджмент риска. Принципы и руководства);
IEC/ ISO 31010 Risk management — Risk assessment techniques (Менеджмент риска. Методы оценки риска);
BS 31100 Risk management.Code of practice (Менеджмент риска. Практический кодекс); BS 25999 Business continuity management (part 1, part 2) (Управление непрерывностью бизнеса, ч. 1, 2);
IEC 61160 Risk management. Formal design review (Менеджмент риска. Формальный анализ проекта);
BS OHSAS 18001 Occupational health and safety management systems. Requirements. (Системы менеджмента безопасности труда и здоровья. Требования);
GS-R-1 Legal and Governmental Infrastructure for Nuclear, Radiation, Radioactive Waste and Transport Safety. Requirements (Законодательная и правительственная инфраструктура для ядерной и радиационной безопасности, безопасности радиоактивных отходов и транспортировки); ISO 22000:2005 Food safety management systems — Requirements for any organization in the food chain (Системы управления безопасностью пищевой продукции. Требования для любой организации в пищевой цепочке)
Групповые стандарты
ISO 14121 Safety of machinery — Risk assessment (Безопасность машин. Оценка риска);
ISO 12100 Safety of machinery — Basic concepts, general principles for design (Безопасность машин.
Базовые концепции, основные принципы для проектирования);
ISO 13849 Safety of machinery — Safety-related parts of control systems (Безопасность машин. Безопасность частей систем контроля);
ATEX 95 directive 94/9/EC, Equipment and protective systems intended for use in potentially explosive atmospheres (Директива 94/9/EC. Оборудование и защитные системы, предназначенные для применения в потенциально взрывоопасных атмосферах);
ATEX 137 directive 99/92/EC, Minimum requirements for improving the safety and health protection of workers potentially at risk from explosive atmospheres (Директива 1999/92EC. Минимальные требования для улучшения безопасности, охраны труда и здоровья работников, а также потенциального риска от взрывоопасной атмосферы);
IEC 62198 Project Risk Management — Application Guidelines (Управление риском проекта. Руководство по применению);
ISO 15190 Medical laboratories — Requirements for safety (Медицинские лаборатории. Требования к безопасности);
ISO 14971 Medical devices — Application of risk management to medical devices (Медицинские приборы. Применение менеджмента риска к медицинским приборам);
ISO 14798 Lifts (elevators), escalators and moving walks — Risk assessment and reduction methodology (Лифты, эскалаторы и конвейеры. Методология оценки и снижения риска); ISO 15408 Information technology — Security techniques — Evaluation criteria for IT security (Информационная технология. Критерии оценки для безопасности информационной технологии)
Стандарты на безопасность продукции
ISO 10218 Robots for industrial environments — Safety requirements (Промышленные роботы. Требования безопасности);
IEC 61010–1:2001 Safety requirements for electrical equipment for measurement, control, and laboratory use—Part 1: General requirements (Требования безопасности к оборудованию для измерений, контроля и лабораторного применения. Часть 1: Основные требования);
IEC 60086–4:2000—Primary batteries—Part 4: Safety of lithium batteries. (Батареи первичные. Часть Часть 4: Безопасность литиевых батарей);
EC 61199 Single-capped fluorescent lamps. Safety specifications (Лампы люминесцентные одноцокольные. Требования безопасности);
IEC 60335 Household and similar electrical appliances — Safety (Приборы электрические бытового и аналогичного назначения. Безопасность);
IEC 60065 Audio, video and similar electronic apparatus — Safety requirements (Аудио, видео и подобная электронная аппаратура. Требования безопасности); EN 692 Mechanical presses — Safety (Механические прессы. Безопасность); EN 50088 Safety of electric toys (Безопасность электрических игрушек)
Стандарты на продукцию
Standards of Codex Alimentarius Commission. (Стандарты Комиссии Кодекс Алиментариус на продукцию CODEX STAN 12–1981, CODEX STAN 13–1981 и др.);
ISO 3500:2005 Gas cylinders — Seamless steel CO2 cylinders for fixed fire-fighting installations on ships (Баллоны газовые. Стальные бесшовные баллоны с углекислым газом для судовых стационарных пожарных установок);
ISO 4706:2008 Gas cylinders — Refillable welded steel cylinders — Test pressure 60 bar and below (Баллоны газовые. Баллоны стальные сварные заправляемые. Испытательное давление 60 бар и ниже); EN 13109:2002 LPG tanks. Disposa (Баллоны для сжиженного газа. Использование); EN 13807:2003 Transportable gas cylinders. Battery vehicles. Design, manufacture, identification and testing (Баллоны газовые переносные. Аккумуляторные автомобили. Проектирование, изготовление, идентификация и испытания); ГОСТ 10003–90. Стирол. Технические условия; ГОСТ 10007–80. Фторопласт-4. Технические условия;
ГОСТ 10121–76. Масло трансформаторное селективной очистки. Технические условия; ГОСТ 10037–83. Автоклавы для строительной индустрии. Технические условия
Средства обеспечения безопасности делятся на средства коллективной (СКЗ) и индивидуальной защиты (СИЗ). В свою очередь, СКЗ и СИЗ делятся на группы в зависимости от характера опасностей, конструктивного исполнения, области применения и т.д.
Основные стандарты безопасности
Учитывая важность оценки профессиональных рисков для безопасности труда на рабочих местах, Европейское агентство по обеспечению здоровья и безопасности работников в 1996 г. опубликовало Руководство о порядке проведения оценки рисков (Guidance on risk assessment at work) и постоянно добавляет много полезных примеров для определения опасностей при оценке профессиональных рисков.
В целом также и требования европейской Директивы REACH [18] направлены на обеспечение безопасности. Эта система основана на управлении рисками, связанными с веществами, которые содержатся в химических соединениях, а в отдельных случаях и в изделиях.
Важное место занимают стандарты системы безопасного труда (ГОСТ ССБТ). Это документы хорошо выстроенной системы, которая существует в немногих странах мира. Так безопасность технологического оборудования должна соответствовать ГОСТ 12.2.003 [3], безопасность технологических процессов — ГОСТ 12.3.002 [4]. А если производятся, сохраняются и применяются опасные вещества, то требования к безопасности определяются по ГОСТ 12.1.007 [1]. Системы (устройства, элементы) безопасности должны соответствовать ГОСТ 12.4.011 [5], а при пожаре и взрыве — еще и ГОСТ 12.1.004 [2].
Требования к безопасности строений/сооружений определяются по строительным нормам и правилам.
Большое значение имеют также медицинские стандарты и регламенты (GMP — надлежащая производственная практика, GLP — надлежащая лабораторная практика, GDP — надлежащая дистрибьюторская практика, GPP — надлежащая аптечная практика и др.).
Стандарты безопасности в продовольственной сфере определяются Комиссией Codex Alimentarius. Есть также регламенты безопасности в ветеринарии, растениеводстве.
Развитие космонавтики и ядерной энергетики, усложнение авиационной техники привело к тому, что изучение безопасности систем было выделено в независимую отдельную область деятельности (например, МАГАТЭ была опубликована новая структура стандартов по безопасности: GS-R-1 «Законодательная и правительственная инфраструктура для ядерной и радиационной безопасности, безопасности радиоактивных отходов и транспортировки»). Еще в 1969 г. Министерство обороны США приняло стандарт MILSTD-882 «Программа по обеспечению надежности систем, подсистем и оборудования». В нем изложены требования для всех промышленных подрядчиков по военным программам.
Важными документами являются карты безопасности материала (MSDSкарты — Material safety data sheet) [7]. MSDS-карты, как правило, содержат следующие разделы: сведения о продукте, опасные составляющие, потенциальное воздействие на здоровье (контакт с кожей, воздействие при приеме пищи, предельные дозы, раздражающее действие, возбуждающее действие, взаимно усиливающее действие в контакте с другими химическими веществами, кратковременное воздействие, долговременное воздействие, влияние на репродуктивность, мутагенность, канцерогенность), порядок оказания первой медицинской помощи (при попадании на кожу, в глаза, желудок, при вдыхании), пожаро- и взрывоопасность (огнеопасность/горючесть — при каких условиях, способы тушения, особые инструкции по тушению огня, опасные продукты сгорания), данные по химической активности (химическая стабильность, условия химической активности, опасные продукты распада), действия в случае розлива/утечки (включая утилизацию отходов, распад/токсичность для водной флоры/фауны, грунта, воздуха), борьба с воздействием вещества и средства индивидуальной защиты (технические средства, перчатки, средства защиты органов дыхания и зрения, защитная обувь, защитная одежда), требования к хранению и работе с веществом (хранение, работа, порядок транспортировки), физические характеристики вещества, экологическая, нормативная, дополнительная информация. Такие MSDS-карты готовит производитель и передает пользователю/потребителю. Данные из MSDS-карт необходимо включить в инструкции производственные и по охране труда.
Факты
Примеры отзывов продукции по причине ее опасности
Заключение
Специалистам, разрабатывающим стандарты безопасности, нужно больше внимания уделять гармонизации нормативов, применяемых в различных областях. Например, использовать подходы, изложенные в принципах неопределенности Гейзенберга и дополнительности Бора. Кроме того, не забывать о человеческих ошибках [17] и устранении организационных слабостей. Введение риск-менеджмента на предприятиях поможет повысить уровень безопасности. В последние годы активно развиваются стандарты риск-менеджмента, например [9, 11, 14, 15, 16]. Изучение и применение этих документов также способствует улучшению культуры безопасности.
Безусловно, в сфере безопасности стандарты, регламенты, нормы, правила, инструкции необходимы, но не менее важно их выполнение.
Для обеспечения безопасности необходимо знать ответы на вопросы:
1. Какова вероятность возникновения инцидента?
2. Каковы будут негативные последствия?
3. Как их минимизировать?
4. Как продолжать деятельность во время и после инцидента?
5. Каковы приоритеты и временные рамки восстановления?
6. Что, как, когда и кому необходимо сделать?
7. Какие предупреждающие меры надо предпринимать, чтобы упредить/ минимизировать негативные последствия?
Использованная литература
1. ГОСТ 12.1.007–76 (1999). ССБТ. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности.
2. ГОСТ 12.1.004–91. ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования.
3. ГОСТ 12.2.003–91. ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности.
4. ГОСТ 12.3.002–75 (2000). ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности.
5. ГОСТ 12.4.011–89. ССБТ. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация.
6. ГОСТ Р 51898–2002. Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты.
7. ГОСТ Р 12.1.052–97. ССБТ. Информация о безопасности веществ и материалов (Паспорт безопасности). Основные положения.
8. ГОСТ Р ИСО 13849–1-2003. Безопасность оборудования. Элементы систем управления, связанные с безопасностью. Часть 1. Общие принципы конструирования.
9. BS 31100:2008. Risk management — Code of practice.
10. BS OHSAS 18001:2007. Occupational health and safety management systems. Requirements.
11. CWA 15793:2008. Laboratory biorisk management standard.
12. ISO/IEC 51:1999. Safety aspects — Guidelines for their inclusion in standards.
13. ISO/IEC Guide 73:2009. Risk management — Vocabulary — Guidelines for use in standards.
14. ISO 31000:2009. Risk management — Principles and guidelines.
15. IEC/ISO 31010:2009. Risk management — Risk assessment techniques.
16. ISO 15190:2003. Medical laboratories — Requirements for safety.
17. Reason J. Human error. — New York: Cambridge University Press, 1990. — 316 p.
18. Regulation (EC) № 1907/2006 of the European Parliament and the Council of 18 December 2006 concerning the Registration, Evaluation, Authorisation and Restriction of Chemicals (REACH), establishing a European Chemicals Agency, amending Directive 1999/45/EC and repealing Council Regulation (EEC) № 793/93 and Commission Regulation (EC) № 1488/94 as well as Council Directive 76/769/EEC and Commission Directives 91/155/EEC, 93/67/ EEC, 93/105/EC and 2000/21/EC.
© Интернет-проект «Корпоративный менеджмент», 1998–2021
«О безопасности»
28 декабря 2010 года
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О БЕЗОПАСНОСТИ
7 декабря 2010 года
15 декабря 2010 года
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Статья 2. Основные принципы обеспечения безопасности
Основными принципами обеспечения безопасности являются:
1) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;
3) системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;
4) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;
5) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.
Статья 3. Содержание деятельности по обеспечению безопасности
Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя:
1) прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;
2) определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности;
3) правовое регулирование в области обеспечения безопасности;
4) разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;
5) применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;
6) разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности;
7) организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности;
8) координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности;
9) финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств;
10) международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности;
11) осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 4. Государственная политика в области обеспечения безопасности
1. Государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер.
2. Основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности определяет Президент Российской Федерации.
3. Государственная политика в области обеспечения безопасности реализуется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основе стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом Российской Федерации.
4. Граждане и общественные объединения участвуют в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности.
Статья 5. Правовая основа обеспечения безопасности
Правовую основу обеспечения безопасности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности.
Статья 6. Координация деятельности по обеспечению безопасности
Координацию деятельности по обеспечению безопасности осуществляют Президент Российской Федерации и формируемый и возглавляемый им Совет Безопасности, а также в пределах своей компетенции Правительство Российской Федерации, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Статья 7. Международное сотрудничество в области обеспечения безопасности
1. Международное сотрудничество Российской Федерации в области обеспечения безопасности осуществляется на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.
2. Основными целями международного сотрудничества в области обеспечения безопасности являются:
1) защита суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации;
2) защита прав и законных интересов российских граждан за рубежом;
3) укрепление отношений со стратегическими партнерами Российской Федерации;
4) участие в деятельности международных организаций, занимающихся проблемами обеспечения безопасности;
5) развитие двусторонних и многосторонних отношений в целях выполнения задач обеспечения безопасности;
6) содействие урегулированию конфликтов, включая участие в миротворческой деятельности.
Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ, ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 8. Полномочия Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности
Президент Российской Федерации:
1) определяет основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности;
2) утверждает стратегию национальной безопасности Российской Федерации, иные концептуальные и доктринальные документы в области обеспечения безопасности;
3) формирует и возглавляет Совет Безопасности;
4) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых он осуществляет;
5) в порядке, установленном Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, осуществляет полномочия в области обеспечения режима чрезвычайного положения;
6) принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации:
а) решение о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;
б) меры по защите граждан от преступных и иных противоправных действий, по противодействию терроризму и экстремизму;
7) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с обеспечением защиты:
а) информации и государственной тайны;
б) населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
8) осуществляет иные полномочия в области обеспечения безопасности, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Статья 9. Полномочия палат Федерального Собрания Российской Федерации в области обеспечения безопасности
1. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:
1) рассматривает принятые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации федеральные законы в области обеспечения безопасности;
2) утверждает указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения.
2. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации принимает федеральные законы в области обеспечения безопасности.
Статья 10. Полномочия Правительства Российской Федерации в области обеспечения безопасности
Правительство Российской Федерации:
1) участвует в определении основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности;
2) формирует федеральные целевые программы в области обеспечения безопасности и обеспечивает их реализацию;
3) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых оно осуществляет;
4) организует обеспечение федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления средствами и ресурсами, необходимыми для выполнения задач в области обеспечения безопасности;
5) осуществляет иные полномочия в области обеспечения безопасности, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Статья 11. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности
Федеральные органы исполнительной власти выполняют задачи в области обеспечения безопасности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Статья 12. Функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности.
Глава 3. СТАТУС СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 13. Совет Безопасности
1. Совет Безопасности является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.
2. Совет Безопасности формируется и возглавляется Президентом Российской Федерации.
3. Положение о Совете Безопасности Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации.
4. В целях реализации задач и функций Совета Безопасности Президентом Российской Федерации могут создаваться рабочие органы Совета Безопасности и аппарат Совета Безопасности.
Статья 14. Основные задачи и функции Совета Безопасности
1. Основными задачами Совета Безопасности являются:
1) обеспечение условий для осуществления Президентом Российской Федерации полномочий в области обеспечения безопасности;
2) формирование государственной политики в области обеспечения безопасности и контроль за ее реализацией;
3) прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации;
4) подготовка предложений Президенту Российской Федерации:
а) о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и преодолению их последствий;
б) о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;
в) о введении, продлении и об отмене чрезвычайного положения;
5) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации принятых Президентом Российской Федерации решений в области обеспечения безопасности;
6) оценка эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
2. Основными функциями Совета Безопасности являются:
1) рассмотрение вопросов обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, иных вопросов, связанных с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также вопросов международного сотрудничества в области обеспечения безопасности;
2) анализ информации о реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности, о социально-политической и об экономической ситуации в стране, о соблюдении прав и свобод человека и гражданина;
3) разработка и уточнение стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов, а также критериев и показателей обеспечения национальной безопасности;
4) осуществление стратегического планирования в области обеспечения безопасности;
5) рассмотрение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к ведению Совета Безопасности;
6) подготовка проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности и осуществления контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
7) организация работы по подготовке федеральных программ в области обеспечения безопасности и осуществление контроля за их реализацией;
8) организация научных исследований по вопросам, отнесенным к ведению Совета Безопасности.
3. Президент Российской Федерации может возложить на Совет Безопасности иные задачи и функции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 15. Состав Совета Безопасности
2. Постоянные члены Совета Безопасности входят в состав Совета Безопасности по должности в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. Секретарь Совета Безопасности входит в число постоянных членов Совета Безопасности.
3. Члены Совета Безопасности назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, им определяемом.
4. Члены Совета Безопасности принимают участие в заседаниях Совета Безопасности с правом совещательного голоса.
5. Секретарем Совета Безопасности, постоянными членами Совета Безопасности и членами Совета Безопасности могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
Статья 16. Секретарь Совета Безопасности
1. Секретарь Совета Безопасности является должностным лицом, обеспечивающим реализацию возложенных на Совет Безопасности задач и функций.
2. Секретарь Совета Безопасности назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации, которому подчиняется непосредственно.
3. Полномочия Секретаря Совета Безопасности определяются Президентом Российской Федерации.
Статья 17. Организация деятельности Совета Безопасности
1. Деятельность Совета Безопасности осуществляется в форме заседаний и совещаний.
2. Порядок организации и проведения заседаний и совещаний Совета Безопасности определяется Президентом Российской Федерации.
Статья 18. Решения Совета Безопасности
1. Решения Совета Безопасности принимаются на его заседаниях и совещаниях постоянными членами Совета Безопасности в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. Постоянные члены Совета Безопасности обладают равными правами при принятии решений.
2. Решения Совета Безопасности вступают в силу после их утверждения Президентом Российской Федерации.
3. Вступившие в силу решения Совета Безопасности обязательны для исполнения государственными органами и должностными лицами.
4. В целях реализации решений Совета Безопасности Президентом Российской Федерации могут издаваться указы и распоряжения.
Глава 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 19. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации
Признать утратившими силу:
1) Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 года N 2446-1 «О безопасности» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст. 769);
2) Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 5 марта 1992 года N 2446/1-1 «О введении в действие Закона Российской Федерации «О безопасности» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст. 770);
3) Закон Российской Федерации от 25 декабря 1992 года N 4235-1 «О дополнении статьи 14 Закона Российской Федерации «О безопасности» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 77);
4) Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 25 декабря 1992 года N 4236-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О дополнении статьи 14 Закона Российской Федерации «О безопасности» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 78);
5) статью 9 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3033);
6) статью 2 Федерального закона от 7 марта 2005 года N 15-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательного акта Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления в сфере защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 10, ст. 763);
7) статью 1 Федерального закона от 25 июля 2006 года N 128-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к замещению государственных и муниципальных должностей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3427);
8) статью 3 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 24-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к лицам, замещающим государственные или муниципальные должности, а также должности государственной или муниципальной службы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 10, ст. 1151);
9) статью 1 Федерального закона от 26 июня 2008 года N 103-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области таможенного дела» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 26, ст. 3022).
Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.