Что относится к принципам формирования детского коллектива

Педагогика «Особенности формирования детского коллектива».

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Студентки группы Н-16(2) Чижовой Н.Е.

Задание 1. Основные предпосылки успешного формирования детского коллектива у школьников.

А.С. Макаренко разработал следующие пути формирования детского коллектива.

1.Организация совместной деятельности.

Основой создания, укрепления и развития коллектива учащихся является их совместная деятельность, направленная на достижение общих целей: учение, общественно-полезная работа, производительный труд, деятельность по художественному творчеству, общение.

2.Традиции коллектива. Традиция – хороший обычай, положительный опыт, который передаётся из поколения в поколение.

3.Система перспективных линий. Перспектива – это увлекательная цель.

близкая перспектива завтрашний день в развитии коллектива.

средняя перспектива проект коллективного события, несколько отодвинутого во времени.

дальняя перспектива цель, отодвинутая во времени, далёкое будущее в жизни коллектива.

4.Принцип параллельного действия .

В основе данного принципа лежит требование воздействовать на обучающегося опосредовано через первичный коллектив (для этого используются опосредованные требования: педагог – требование – коллектив – требование – воспитанник).

5.Формирование ученического актива, органов самоуправления .

6.Формирование общественного мнения.

Общественное мнение – это суждения коллектива, группы, выражающее оценку отношения к кому-либо или к чему-либо.

7.Отношения в коллективе. В коллективе должны быть гуманистические, демократические взаимоотношения, взаимоотношения сотрудничества, взаимопомощи, поддержки.

1)В основе какого принципа используются опосредованные требования: педагог – требование – коллектив – требование – воспитанник?

А) формирование общественного мнения

Б) принцип параллельного действия

В) формирование ученического актива

2) Перспектива предполагающая собой отодвинутую цель на долгое будущее?

А) близкая Б) дальняя В) средняя

Технология критического мышления.

Технология развития критического мышления требует строить урок по трёхфазной модели: стадия вызова – стадия осмысления содержания – стадия рефлексии. На стадии вызова осуществляется одна из самых важных функций технологии: учащиеся сами формулируют значимые для себя цели изучения нового материала. Возврат к обозначенным целям происходит на стадии рефлексии. Это позволяет дать оценку тому, что сделано. Решить, на какие вопросы даны ответы, а на какие – нет. Подумать над тем, как изменились представления об изучаемой теме, какие способы получения знаний были наиболее эффективными. Важно, чтобы новая информация накладывалась на уже имеющиеся знания. Тогда в процессе её изучения будут задействованы не только ресурсы памяти. Информация будет анализироваться по мере её поступления, систематизироваться, осознаваться. Основная задача стадии вызова в том и заключается, чтобы «вытащить на свет» уже имеющиеся знания.

Это составление списка информации по теме, которая на данный момент известна учащимся. Инвентаризация может осуществляться в форме «Корзины идей».

В течение определённого времени учащиеся записывают всё, что они знают по теме урока.

Затем происходит обмен информацией в паре или небольшой группе.

Затем группы по очереди «закидывают в корзину» свои идеи. Можно поставить предварительное условие: не должно быть повторов.

ЗХУ – это первые буквы названий трёх граф таблицы: знаю, хочу узнать, узнал (-а). На стадии вызова заполняются две первые графы. Работа осуществляется в два или три этапа. Вначале ребята работают индивидуально – каждый в своей тетради. Затем обсуждают то, что получилось, в парах или группах. И для всего класса озвучивают вопросы, на которые хотели бы получить ответы. Третья графа заполняется при подведении итогов работы. Таблицу можно дополнить и ещё одним элементом, озаглавив его буквой «Е»: ещё хочу узнать. Процесс познания бесконечен. Чем больше мы узнаём, тем лучше понимаем, сколько ещё неопознанного вокруг.

Этот метод более всего подходит для стадии осмысления. Но работу над его составлением можно начать и на стадии вызова. Кластер – графический приём систематизации информации, когда выделяются основные смысловые единицы текста и оформляются в определённом порядке в виде грозди. Например, что надо знать об именах существительных, чтобы правильно их употреблять, грамотно писать. Вид, род, тип склонения. Непостоянные признаки: падеж, число. Ключевые слова

Этот приём можно использовать для придания атмосферы некоторой таинственности и пробуждения азарта разведчика.

Этот приём – предсказание будущих действий – можно использовать и в процессе изучения материала. После ознакомления с одной его частью предложить сделать предположение о том, что будет в следующей. И, конечно, обязательно сравнить предположение и реальность.

Источник

Законы и принципы организации детского коллектива

Что относится к принципам формирования детского коллектива

Принцип перспективных линий. Это принцип будущих, перспективных, дел, которые принесут удовлетворение и радость всем членам группы, «завтрашняя радость». Он основал на том, что общие эмоции и дела сближают членов группы. Выделяют три группы перспектив: близкие (произойдут в ближайшие часы, дни), средние (произойдут в ближайшие недели и месяцы), далекие (события, ожидаемые через годы). При работе… Читать ещё >

Для того чтобы этот принцип способствовал развитию коллектива, необходимо использовать перспективы: полезные и нравственные; объединяющие детей; основанные на творчестве и личном участии членов группы.

Педагогическое руководство группой младших школьников

Методика создания и воспитания коллектива основывается на двух магистральных положениях:

Педагогическое руководство группой младших школьников включает:

Особенность коллектива младших школьников состоит в том, что им всегда руководит взрослый, который направляет и координирует действия детей. В этом возрасте не удается достичь высшей стадии развития коллектива — самоуправления, но возможно близко приблизиться к ней. При этом деятельность классного руководителя в начальной школе претерпевает определенные изменения в зависимости от развития группы.

В первый класс школы поступают дети часто незнакомые между собой. Учитель, классный руководитель, воспитатель, объясняет классу правила поведения в школе, предъявляя требования, помогая первоклассникам их выполнять, вовлекая их в совместную деятельность, прежде всего учебную. Чтобы сплачивать одноклассников, учитель сначала поощряет создание небольших детских сообществ (3−6 человек); чаще всего это дети, которые уже были знакомы до школы или живут рядом. Такие первичные объединения детей, являясь временными и неустойчивыми, способствуют развитию общей деятельности, деловых отношений. На этом этапе важно, чтобы каждый ученик класса был связан деловыми или дружескими отношениями с одноклассниками.

По мере укрепления позиции учеников в классе начинают возникать более устойчивые объединения, выделяются дети с организаторскими или лидерскими умениями. Учитель начинает выдвигать более сложные цели совместной деятельности — трудовой, внеклассной, учебной. Важная задача учителя теперь — формирование организаторских умений у всех детей. О начале развития коллектива свидетельствуют качественные изменения: проявляются инициативы, стабильные группы, расширяется сфера общения, общая сплоченность. Благодаря постоянным или временным поручениям возникает официальная структура группы.

Появляется актив класса, который транслирует требования учителя. Он постепенно приобретает авторитет и реальные полномочия. Актив помогает учителю в работе с классом в целом и отдельными учащимися.

Деятельность учителя на этом этапе состоит в том, чтобы регулировать внутренние взаимоотношения группы младших школьников, варьируя условия и организацию деятельности группы. Для этого у него есть несколько приемов:

Источник

Консультация для воспитателей «Формирование детского коллектива в дошкольном образовательном учреждении»

Консультация для воспитателей.

«Формирование детского коллектива в дошкольном образовательном учреждении».

Формирование детского коллектива-длительный и сложный процесс. Вначале это небольшие по численности объединения детей (по 3-6 человек, возникающие в связи с общей деятельностью, чаще всего игрой; эти объединения очень неустойчивы по составу, недлительны по времени, легко распадаются.

Организатором первых объединений детей младшего дошкольного возраста является воспитатель; например, по его предложению небольшая группа играет с общей игрушкой (один нагружает автомобиль, другой возит его, а третий разгружает; 4-5 девочек вместе играют с куклами в «семью», а воспитатель помогает им распределить роли и т. д.)

На первых шагах создания детских объединений воспитательчасто становится их центром: читает небольшой группе детей сказки, поет песенку, показывает забавную игрушку. Так у детей появляются общая цель, совместная деятельность, направленная на ее осуществление, необходимость договориться, радость от общения с товарищами.

Воспитатель поддерживает и поощряет первые объединения детей. «Как интересно и весело играть вместе»,-говорит она детям. Активная позиция его проявляется и в том, что она создает первичные объединения детей, учитывая их индивидуальные особенности, добиваясь такого сочетания, которое бы наиболее благоприятно отражалось на общей деятельности; так, она привлекает в общую группу детей подвижных и менее подвижных, активных и пассивных.

Следующий этап – формирования детского коллектива заключается в том, чтобы сделать эти первые объединения более устойчивыми, продлить их деятельность во времени. На этом этапе дети проявляют больше самостоятельности и организаторских умений, растет число участников объединения. Их может быть уже 8-10 человек. Выдвигаются более сложные цели совместной деятельности – игровой, трудовой. Состав объединений становится более устойчивым, так как детей привлекает совместная деятельность именно в такой группе сверстников. Важная задача воспитателя – формировать организаторские умения у всех детей.

Опытные воспитатели поручают важное дело, делают организаторами, самых хулиганистых детей в группе.

Более высокий этап формирования детского коллективахарактеризуется дальнейшим ростом самостоятельности детей: они сами создают объединения, регулируют свои взаимоотношения, оценивают поведение отдельных их членов, по своему усмотрению могут и не принять в игру и исключить из нее. На этом этапе появляется осознание себя, как части общего, как члена коллектива.

Теперь открывается возможность для объединения небольших групп в один коллектив детей данной возрастной группы.Этому способствует выполнение общего задания с общественно значимым мотивом: сделать для малышей игрушки и т. д.

Каждый ребенок чувствует себя участником жизни всей группы; периодически он выполняет поручения и обязанности, имеющие значение для всех (дежурство, уход за животными и растениями, украшение групповой комнаты к празднику и др.). На этом этапе позиция воспитателя изменяется: вместо прямых воздействий она чаще использует косвенные, выступает в качестве советчика, старшего товарища, всячески поддерживает хороших организаторов коллективных дел и затей. Она добивается, чтобы в этой роли побывало, возможно, больше детей, ведет разъяснительную работу с теми, кто постоянно претендует на ведущую роль в коллективной игре, труде, подавляет своей активностью других.

Формирование детского коллектива связано с задачей воспитания у детей чувства коллективизма; они все чаще слышат оценку их поведения, мотивируемую интересами всего коллектива.Например: «Как хорошо работали наши дежурные, они обо всем позаботились, детям приятно сесть за стол».Дети могут услышать и замечания от лица группы: «Ты нас всех задерживаешь, из-за тебя мы опаздываем» и т. д. Определенным показателем сформированного коллектива являются и совместные переживания детей за одного из своих товарищей.

Большое значение для развития коллектива имеет организация перспективных устремлений воспитанников.

Если развитие и укрепление коллектива во многом зависит от содержательности и динамики его деятельности, то он должен постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов. Остановка в развитии коллектива ведет к его ослаблению и распаду.

Поэтому необходимым условием развития коллективаявляется постановка и постепенное усложнение перспектив: близких, средних и далеких. Их уместно в соответствии с требованиями задачного подхода соотнести с оперативными, тактическими и стратегическими задачами и помочь каждому воспитаннику на фоне общей коллективной перспективы выделить и свою личную.

Если воспитатель видит, что дети считаются с мнением и оценкой коллектива, испытывают чувство гордости за него, стремятся сделать общую жизнь приятной и радостной – значит коллектив в достаточной степени сформирован.

Но даже в сложившемся коллективе не обходится без разногласий, ссор, жалоб.

Как воспитатель должен реагировать на жалобы детей? Какие методы подобрать для разрешения конфликтов?

Детям надо давать возможность самим разрешать конфликтные ситуации. Воспитатель же в данной ситуации должен быть наблюдателем, держа ситуацию под контролем.

Если педагог видит, что без его участия конфликт не разрешится, она может включиться и подсказать его разрешения. При этом у воспитателя должно быть несколько вариантов, а конфликтующим, лишь предоставляется право выбора одного из вариантов.

Например. Мальчишки не поделили конструктор, пытаясь построить дома, т. к. всем не хватило нужного количества строительного материала. Воспитатель видит, что дело доходит до драки и включается в конфликт, предлагая свои варианты.

Первый вариант. Дети играют по очереди, ждут, когда освободится конструктор.

Второй вариант. Дети играют вместе и делают общую постройку.

Третий вариант. Дети распределяют роли в игре,и каждый выполняет свою роль: один строитель, другой водитель, третий архитектор.

Четвертый вариант. Воспитатель предлагает одному из детей другой вид деятельности, тем самым выводя его из конфликта.

Например. Предлагает помочь выполнить ответственное поручение и убеждает ребенка, что с ним может справиться только он.

Находясь в ситуации выбора дети сами, того не замечая выходят из конфликта.

Как показывает практика, если воспитатель научит детей самостоятельно выходить из конфликтной ситуации, путем выбора вариантов разрешения конфликтов, то дети в дальнейшем сами применяют это в сложившихся конфликтных ситуациях.

Так, приятно видеть, когда дети, могут договариваться во время игры, а не машут кулаками. И никаких жалоб!

И в этом заслуга настоящего профессионала воспитателя.

Что относится к принципам формирования детского коллективаФормы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1 Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1. «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку.

Что относится к принципам формирования детского коллективаИспользование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении В дошкольных образовательных учреждениях широкой популярностью пользуются мягкие модули. Рынок предлагает большое разнообразие таких модулей,.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Что относится к принципам формирования детского коллективаКонсультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении» Изменения в системе образования открывает много возможностей для оснащения детских дошкольных учреждений всевозможными играми и пособиями,.

Что относится к принципам формирования детского коллективаКонсультация для педагогов «Коллективное творчество как механизм сплочения детского коллектива» Консультация для педагогов «Коллективное творчество, как механизм сплочения детского коллектива» Задача каждого педагога создать единый,.

Что относится к принципам формирования детского коллективаКонсультация для воспитателей «Меры профилактики заболеваемости детей в дошкольном учреждении» Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. В связи с этим, одним из приоритетных.

Источник

Педагогическая работа воспитателя по формированию детского коллектива

Что относится к принципам формирования детского коллектива Кира Чупрова
Педагогическая работа воспитателя по формированию детского коллектива

1 Педагогическая сущность детского коллектива 5

2 Система деятельности воспитателя по формированию детского коллектива 9

3 Особенности формирования детского коллектива 14

Список использованных источников 18

Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время нравственные ориентиры размыты, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безнравственности. Проблемы воспитания подрастающего поколения связана с тем, что современное российское общество нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими научными знаниями, но и нравственной культурой.

Проблема нравственности напрямую связана с формированием и развитием коллектива. Коллектив во многом определяет отношение человека к труду, обществу, людям и самому себе, направляет процесс формирования его творческой индивидуальности. Коллектив является основной социальной средой, в которой воспитываются потребности, раскрываются задатки, формируются способности личности.

Все эти качества можно развить у детей через формирование детского коллектива.

Коллектив как человеческая общность, образующая систему коллективистских отношений, является ведущим фактором формирования общественной сущности личности и всестороннего развития индивидуальности4. В коллективных отношениях отражается характер всей совокупности общественных отношений. Коллектив обладает способностью, поддерживая и развивая духовно-нравственные ценности в своих членах, противостоять негативным явлениям, изживать все асоциальное, вредное и наносное.

Объект: детский коллектив.

Предмет: педагогическая работа воспитателя по формированию детского коллектива.

Цель: изучить особенности педагогической работы воспитателя по формированию детского коллектива.

1. Раскрыть педагогическую сущность детского коллектива;

2. Изучить систему деятельности воспитателя по формированию детского коллектива.

1 Педагогическая сущность детского коллектива

Для того чтобы создавать детский коллектив и строить на его основе воспитательный процесс, нужно знать педагогическую природу этого процесса. Теоретически она обоснована в работах С. Т. Шацкого, В. А. Сухомлинского, И. П. Иванова, Т. Е. Конниковой, А. Т. Куракина, Л. И. Новиковой, но фундамент ее составляет учение А. С. Макаренко об этапах («стадиях») развития коллектива.

Положения А. С. Макаренко стали основой теории и методики коллективного воспитания. В статье «Цель воспитания» он выделяет следующие признаки коллектива:

общественно ценные цели;

совместная деятельность по их достижению;

отношения взаимной ответственности;

организация органов самоуправления;

направленность деятельности на общую пользу5.

В дальнейшем в отечественной социальной психологии был выделен ряд признаков, характеризующих группу как коллектив. Большое значение здесь сыграли работы А. В. Петровского, И. Н. Платонова, Л. И. Уманского и др.

Л. И. Уманским и его сотрудниками в основу характеристики группы как коллективабыли положены следующие критерии:

содержание нравственной направленности группы (единство целей, мотивов, ценностных ориентаций членов группы);

групповая подготовленность в области той или иной сферы деятельности;

психологическое единство (интеллектуальное, эмоциональное, волевое)1.

На основе указанных признаков Л. И.Уманский предлагает следующую классификацию групп по уровню их развития:

группа-ассоциация (общая цель, официальная структура);

группа-кооперация (общая цель, групповая подготовленность к деятельности);

группа-корпорация (наличие всех признаков, но нравственная направленность такой группы чаще всего характеризуется групповым эгоизмом и индивидуализмом);

коллектив1.

Коллектив имеет сложную структуру, так как связан общностью целей с другими коллективами.

Психологи в определении понятия «коллектив»подчеркивают его психологическую сущность: коллективами принято называть малые контактные группы, члены которых объединяются на основе межличностных отношений, единства ценностной ориентации, общей деятельности3.

В детском коллективе с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности его членов обеспечивается всестороннее развитие личности, надлежащая подготовка детей к активному участию в общественной жизни.

Детский коллектив не может развиваться автономно, без участия педагога, поэтому на первых стадиях развития коллектива детей педагогу необходимо осознать важность и необходимость своей позиции и выстаивать свою деятельность, исходя из первоцели.

Формальная структура коллектива строится на деловых (формальных) отношениях, на отношениях «взаимной ответственности», которые складываются и развиваются в обшей деятельности под руководством выборного органа коллектива.

идейно-воспитательной: детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений;

организаторской: детский коллектив становится субъектом управления своей общественно-полезной деятельностью;

стимулирования: коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения3.

Основой создания, укрепления и развития коллектива является совместная деятельность детей, направленная на достижение общих целей. Характер деятельности, ее содержание и способы ее организации определяют и характер возникающих при этом детских отношений, и те нормы, которые при этом естественно возникают в коллективе и регулирует поведение его членов. Поэтому педагогическое руководство внутриколлективной жизнью и происходящими в ней процессами осуществляется прежде всего посредством руководства деятельностью коллектива. Это утверждение является исходным для всего дела создания коллектива. Однако его осуществление требует соблюдения ряда условий, без которых даже внешне успешная деятельность не принесет ожидаемых результатов.

Началом организации коллектива является выдвижение перед детьми общественно ценной цели их будущей жизни. В ней должно получить отражение не только то, что будут делать дети, но и то, как они будут жить. Эта цель обязательно должна содержать осознаваемую ими перспективу и сплочения их коллектива,и собственного роста: нравственного, делового, творческого.

2 Система деятельности воспитателя по формированию детского коллектива

В федеральном государственном образовательном стандарте к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования большое внимание уделяется вопросу организации самостоятельной деятельности детей. Согласно новому нормативному документу образовательная программа должна «предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов»6.

Наиболее общее название специально организованного отрезка совместной деятельности педагога и воспитанников по решению воспитательных задач представляет собой воспитательное дело, в ходе которого осуществляется формирование детского коллектива.

Развитие детского коллектива связано с преодолением противоречий между коллективом и отдельными воспитанниками, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований. Однако эти противоречия при умелом педагогическом управлении становятся движущей силой процесса развития личности, её воспитания и социализации.

Деятельность воспитателя при управлении развитием детского коллектива можно представить следующим образом (таблица 1)3:

группы на данном этапе

коллектива Позиция педагога Стиль

управления Содержание деятельности педагога Новообразования в коллективе

1 Номинальная группа Общее знакомство. Симпатии и антипатии друг к другу. Каждый сам по себе. Определение общих целей и близких перспектив. Формирование отношений в общей деятельности Предъявляющий требования Требующий, настраивающий, приказывающий Предъявление единых требований. Выбор общей деятельности. Планирование и организация общения. Оценивание результатов. Принятие общих целей.

ассоциация Имеет общую цель, официальную структуру единства, общих интересов. Ведение группы от близких перспектив к средним и дальним. Организатор Основной – требующий. Вводится стиль коллегиальный, советующийся. Создание атмосферы сотрудничества. Организация коллективного планирования, анализа и оценивания результатов деятельности. Цели группы становятся привлекательными для ее членов. Появление законов и норм жизни группы.

3 Группа-кооперация Стабильная структура, характерно сотрудничество; положительные эмоционально-психологические отношения Формирование эмоционального единства. Помощник Сочетание требующего с советующийся, консультирующийся Вспомогательный – просящий, уступчивый Коррекция положения личности в группе. Привлечение всех к коллективной деятельности через совместное целеполагание, планирование, осуществление деятельности, ее контроль и анализ. Цели группы стали мотивами деятельности её членов. Появление и укрепление традиций в группе. Существует четкая система ответственной зависимости.

4 Группа-автономия Внутренняя сплоченность, отсутствие группировок. Выражено стремление быть вместе. Гармонизация личных и общественных интересов Сотрудник Ведущий – коллегиальный, консультирующийся. Развитие инициативы, активности каждого. Самостоятельность, сплоченность группы. Ценностно-ориентационное единство.

5 Группа-коллектив Согласованность личных и общественных интересов. Активность. Инициативность. Связи с другими группами на основе сотрудничества и взаимодействия Консультант Консультирующийся, советующийся. Вспомогательный – соглашающийся Использование влияния коллектива на воспитание личности. Создание условий для самореализации личности. Высокая организованность, психологическое единство. Защищённость личности в коллективе.

Основная идея, отражающая современный, личностно ориентированный подход к работе с детским коллективом, заключается в том, что коллектив должен являться для воспитателя не самоцелью, а средством воспитания каждого ребёнка, своеобразным инструментом создания оптимальных условий для гармоничного развития личности.

3 Особенности формирования детского коллектива

Взаимодействия ребенка с коллективом сверстников различны на разных возрастных этапах.

В дошкольные годы ребенок, как правило, долгое время проводит в группе сверстников, которую можно считать первой ступенью социальной организации детей.

В младшем и среднем дошкольном возрасте условием развития детского сообщества выступает коллективный образ жизни в детском саду, основанный на равенстве и партнерстве в совместных видах деятельности (игра, труд, художественное творчество).

В совместных играх разворачивается инициатива ребенка, расширяется диапазон его эмоциональных состояний. Детскую деятельность еще нельзя назвать коллективной, но педагог стремится к тому, чтобы помочь ребенку согласовывать и планировать свои действия с другими детьми.

Для старших дошкольников свойствен коллективный характер большинства видов деятельности. Происходит освоение новых форм сотрудничества (совместное планирование, распределение ролей, обязанностей). Организация воспитателем коллективной деятельности создает благоприятные возможности для развития межличностных взаимоотношений детей.

Развивая коллективные взаимоотношения, педагог показывает детям способы принятия общих решений, сотрудничества и взаимопомощи в совместной деятельности. Он помогает дошкольникам понять и эмоционально пережить чувство удовлетворения от результатов общих усилий.

Характеризуя особенности детского коллектива на разных возрастных этапах, можно выделить некоторые общие моменты, связанные с вхождением личности в социум. Это процесс, по мнению известного отечественного психолога Петровского А. В., включает в себя несколько последовательно сменяющих друг друга фаз (таблица 2)1:

1 Адаптация личности в коллективе Предполагает активное усвоение личности действующих в данной общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности

2 Индивидуализация Порождается противоречием между достигнутой личностью адаптацией в коллективе и неудовлетворенной потребностью в максимальной персонализации

3 Интеграция личности в коллективе Коллектив принимает личность, оценивает индивидуальные особенности, а личность в свою очередь, устраивает отношения сотрудничества с членами коллектива. В этот период личность имеет возможность наиболее полно проявить индивидуальность и творческий вклад в коллектив

Каждая из представленных стадий социального развития личности в коллективе имеет серьезные последствия становления и возможностей самореализации. Задача педагога состоит в том, чтобы способствовать созданию в детском коллективе условий для благоприятной адаптации, индивидуализации и интеграции в нем каждой личности.

Развивая коллективные взаимоотношения, воспитатель показывает детям способы принятия общих решений, сотрудничества и взаимопомощи в совместной деятельности. Он помогает дошкольникам понять и эмоционально пережить чувство удовлетворения от результатов общих усилий.

Руководство педагога на разных этапах осуществления проекта коллективнойтворческой деятельности имеет свои особенности:

Таким образом, современная гибкая педагогическая технология организации детского коллектива позволяет реализовать гуманистические идеи сотрудничества, сотворчества, совместной развивающейся деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, возможностью личностного самовыражения и самореализации.

Коллектив как человеческая общность, образующая систему коллективистских отношений, является ведущим фактором формирования общественной сущности личности и всестороннего развития индивидуальности.

В качестве основы формирования детского коллектива выступает совместная деятельность детей, направленная на достижение общих целей. Детский коллектив не может сформироваться и развиваться автономно, без участия педагога.

Коллектив является для воспитателя средством воспитания каждого ребенка, своеобразным инструментом создания оптимальных условий для гармоничного развития личности.

Формирование и развитие детского коллектива осуществляется в цепочке решения задач, требующих коллективного взаимодействия, сотворчества и сотрудничества. Воспитатель для решения этих задач использует разнообразные методы и приемы, содержащие в своей основе идеи сотрудничества, сотворчества, совместной развивающейся деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием.

Список использованных источников

1 Борытко Н. М. Теория и методика воспитания: учебник для ст-тов пед. вузов / под ред. Н. М. Борытко. —Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2014.— 98 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика».Вып. 7).

3 Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. :Юрайт-М,2001.—607с.

Презентация «Сплочение детского коллектива» «Сплочение детского коллектива»Данная презентация обобщает мой опыт по сплочению детского коллектива в условиях ДОУ. В презентации представлены.

Что относится к принципам формирования детского коллектива«Тимбилдинг» как эффективный инструмент формирования детского коллектива В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную.

Что относится к принципам формирования детского коллективаКонсультация «Организация детского коллектива» Собственно, речь пойдет о тех педагогических действиях, приемах, а также условиях, в том числе психологических, социальных, материальных,.

Проблемно-ориентированный анализ работы педагогического коллектива детского сада Проблемно-ориентированный анализ работы педагогического коллектива мкдоу «Детский сад №14 «Ивушка» за 2018-2019 учебный год. 1.1 Цели и.

Работа воспитателя по формированию культурно-гигиенически навыков у детей Павлова Е. П. воспитатель ГБДОУ Детский сад №11 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга Работа воспитателя по формированию.

Сборник сценариев общественно-полезных дел для сплочения детского коллектива обучающихся 2 класса Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение.

Коррекционно-развивающая работа воспитателя по заданию логопеда. Тема: «Осень и её признаки. Участок детского сада осенью» 1. Рекомендуется рассказать детям о поздней осени, о том, какие изменения происходят в природе; обратить внимание на то, как изменилась.

Веревочный курс как форма работы по формированию педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения Гуляева А. В., педагог-психолог МАДОУ «Кондратовский детский сад «Акварельки» Суворова А. А., старший воспитатель МАДОУ «Кондратовский детский.

Внеклассное мероприятие «Воспитание сплочённости детского коллектива через понятие «Толерантность» Внеклассное мероприятие «Воспитание сплочённости детского коллектива через понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ» Тип: классный час Цель мероприятия:.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *