Что относится к прикладным методическим материалам по безопасности

Что относится к прикладным методическим материалам по безопасности

Концепция преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы

Настоящая Концепция преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы (далее соответственно – Концепция, образовательные организации), представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цель, задачи и основные направления развития учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее – «ОБЖ») в Российской Федерации, а также определяет механизмы, ресурсное обеспечение и ожидаемые результаты от ее реализации.

I. Значение учебного предмета в системе общего образования

Обеспечение безопасности личности, общества и государства в условиях современного исторического процесса достигло уровня глобальной проблемы, став одной из актуальных для всего человечества. В связи с этим введение в нашей стране обучения основам безопасности жизнедеятельности (с 1991 года) является принципиальным достижением как для отечественного, так и для мирового образовательного сообщества.

В настоящее время учебный предмет «ОБЖ» включен в число обязательных учебных предметов для изучения в образовательных организациях. В этом направлении накоплен достаточный опыт, свидетельствующий о необходимости его преподавания, фиксирующий достижения, выявляющий положения, нуждающиеся в обновлении и переработке с учетом новых вызовов и угроз в природной, техногенной, социальной и информационных сферах.

Изучение учебного предмета «ОБЖ» обеспечивает формирование базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, способствует выработке умений распознавать угрозы, избегать опасности, нейтрализовать конфликтные ситуации, решать сложные вопросы социального характера, грамотно вести себя в чрезвычайных ситуациях. Все это содействует закреплению навыков, позволяющих обеспечивать защиту жизни и здоровья обучающегося, формированию необходимых для этого волевых и морально-нравственных качеств, предоставляет широкие возможности для эффективной социализации, необходимой для успешной адаптации к современной техно-социальной и информационной среде, способствует проведению превентивных мероприятий в сфере безопасности.

Проблематика учебного предмета «ОБЖ» также актуальна для внеурочной и внешкольной работы с детьми, подростками и молодежью.

II. Проблемы изучения и преподавания учебного предмета «ОБЖ»

В процессе модернизации российского образования и в условиях роста актуальности вопросов безопасности личности, общества и государства обострились проблемы реализации учебного предмета «ОБЖ», которые могут быть объединены в следующие основные группы.

1. Проблема мотивационного характера

Результатом освоения учебного предмета «ОБЖ» должна являться готовность к продуманному, самостоятельному, ответственному действию в различных реальных ситуациях повседневности. Интерес к предмету ОБЖ повышается, если есть тесная связь с личным опытом; даются ситуативные задания, в которых следует творчески применить полученные знания и умения. Задача каждого учителя – помочь обучающимся в освоении учебного предмета «ОБЖ», используя вариативные практикоориентированные методы обучения.

2. Проблемы содержательного характера

В федеральных государственных образовательных стандартах, примерных основных образовательных программах, учебных и учебно-методических изданиях основное внимание концентрируется на стадии предельного обострения опасных процессов и явлений, кризисных состояниях (чрезвычайных ситуациях, криминальных отношениях, антиобщественном поведении и т.п.), что искажает последовательность этапов и нарушает целостность изложения сущности опасных ситуаций.

Содержание учебного предмета «ОБЖ» не в полной мере отвечает современным требованиям безопасности личности, общества и государства. Ряд злободневных тем отсутствует, некоторые из них дублируют друг друга, многие темы рассматриваются в усеченном (или устаревшем) вариантах.

Отсутствует четкая научно обоснованная позиция о минимальном объеме необходимых знаний по вопросам безопасности обучающихся, соответствующих их возрасту и уровню образования. При этом присутствует перегруженность образовательных программ дидактическими элементами из других предметных областей.

3. Проблемы методического характера

Основной проблемой методического характера является отсутствие единого подхода к преподаванию учебного предмета «ОБЖ». Значительные трудности на уровне основного общего образования связаны с использованием имеющихся учебников и методических материалов, которые рассчитаны на реализацию содержания учебного предмета в течение пяти лет (5-9 классы). При этом примерная основная образовательная программа основного общего образования предполагает освоение этого содержания в течение всего двух лет (в 8-9 классах). Подобное рассогласование базовой учебно-методической литературы и структурно-логической модели учебного предмета «ОБЖ» в образовательных организациях не позволяет реализовывать системный подход, препятствует четкому тематическому планированию, не соответствует принципу последовательного усложнения и закрепления знаний.

Негативное влияние на преподавание учебного предмета оказывает целенаправленное продвижение идеи эффективности интегрированного обучения основам безопасности жизнедеятельности.

Оценка сформированности компетенций в рамках учебного предмета «ОБЖ» проводится с помощью материалов для контроля, ориентированных на проверку в основном дидактической составляющей.

Недостаточные возможности (в том числе и материально-технические) у преподавателя для осуществления систематических практических занятий нарушают принцип практико-ориентированности предмета.

Отсутствует единая методическая ресурсная база, что снижает возможность своевременно получать актуальную информацию о различных аспектах «ОБЖ» для использования ее в учебном процессе.

4. Кадровые проблемы

Прослеживается устойчивая тенденция образовательных организаций высшего педагогического образования к сокращению профиля подготовки «Безопасность жизнедеятельности» (уровень «Бакалавриат») в рамках направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», а также низкая эффективность магистерской подготовки в данном направлении в силу отсутствия у значительного числа магистрантов необходимой специализированной базовой и педагогической подготовки.

Сокращается число кафедр безопасности жизнедеятельности (специализированных и выпускающих) путем включения их в состав других кафедр (естественнонаучных, медицинских, физической культуры, экологии и т.п.), что ведет к утрате педагогического корпуса квалифицированных кадров.

В образовательных организациях высшего образования отсутствуют механизмы подготовки преподавателей, способных осуществлять образовательную деятельность по безопасности жизнедеятельности, как в отношении специализированных учебных предметов, так и в отношении учебного предмета «ОБЖ».

Повышение квалификации и переподготовки преподавателей-организаторов и преподавателей «ОБЖ» осуществляется в основном на теоретическом уровне.

III. Цель и задачи Концепции

Целью настоящей Концепции является обеспечение условий качественного развития учебного предмета «ОБЖ», изменение его образовательного статуса в соответствии со степенью важности формируемых им компетенций в области безопасности личности, общества и государства, государственным заказом, потребностями населения и перспективными задачами развития российского общества. Приобретение знаний, умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности должно стать осмысленным и внутренне согласованным процессом.

Задачи Концепции

изменению мотивации обучающихся к изучению учебного предмета «ОБЖ» как базового элемента системы формирования культуры безопасности жизнедеятельности;

формированию единообразного подхода к преподаванию предмета «ОБЖ»;

развитию содержания программ учебного предмета на всех уровнях общего образования (с учетом их преемственности) при тесной взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности, дополнительного образования, на базе реальных потребностей по обеспечению безопасности жизнедеятельности и необходимости формирования практико-ориентированных компетенций;

совершенствованию технологий и методик преподавания учебного предмета «ОБЖ» исходя из необходимости систематизированного и непрерывного овладения соответствующими компетенциями на всех уровнях общего образования с акцентом на прикладной характер учебного предмета;

разработке инструментария объективной оценки качества результатов освоения образовательной программы по учебному предмету «ОБЖ»;

повышению качества работы преподавателей-организаторов и преподавателей «ОБЖ», развитию кадрового потенциала в области преподавания «ОБЖ»;

разумному использованию электронной образовательной среды учебного предмета «ОБЖ» (в том числе и его цифровой составляющей);

обновлению учебных изданий по учебному предмету «ОБЖ» с учетом анализа современных проблем обеспечения безопасности личности, общества и государства и детального рассмотрения механизмов возникновения и развития рисков, угроз, опасностей и чрезвычайных ситуаций;

модернизации системы дополнительного профессионального образования преподавателей-организаторов и преподавателей «ОБЖ» в целях достижения ее многопрофильности и формирования компетенций, предусмотренных Профессиональным стандартом «Педагог»;

популяризации проблематики по основам безопасности жизнедеятельности.

IV. Основные направления реализации Концепции

1. Дошкольное и начальное общее образование

Образовательные программы на уровне дошкольного и начального общего образования при непосредственном участии семьи должны обеспечивать:

в дошкольном образовании:

понимание взаимозависимости счастливого детства и безопасного личного поведения в быту, социуме, на природе;

осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и усвоение простейших правил безопасного индивидуального повеления;

в начальном общем образовании:

внутреннюю мотивацию ребенка к приобретению знаний в области личной безопасности и формированию культуры безопасного поведения;

овладение исходными сведениями о проблемах безопасности жизнедеятельности человека;

выработку начальных умений и навыков безопасной жизни и поведения в системе «человек – среда обитания».

Основными направлениями реализации Концепции на уровне начального общего образования являются:

корректировка примерной основной образовательной программы учебного предмета «Окружающий мир» с целью обеспечения условий для формирования начальных навыков и первичных знаний для последовательного перехода к изучению учебного предмета «ОБЖ» на уровне основного общего образования;

конкретизация требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования в части раздела «Правила безопасной жизни» предмета «Окружающий мир» и разработка соответствующих контрольных измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации.

2. Основное общее образование

Освоение учебного предмета «ОБЖ» на уровне основного общего образования должно обеспечивать:

понимание проблем безопасности и формирование у всех обучающихся базового уровня культуры безопасного поведения;

предоставление каждому обучающемуся возможности выработки и закрепления умений и навыков, необходимых для дальнейшего существования в обществе, в том числе с учетом электронных учебных пособий и дистанционных образовательных технологий;

усвоение обучающимися минимума основных ключевых понятий, которые в дальнейшем будут использоваться без дополнительных разъяснений, включенных в систематизированные знания основ комплексной безопасности личности;

выработку практико-ориентированных компетенций, соответствующих возрастным особенностям и потребностям обучающихся, посредством применения интерактивных тренажерных систем, способных моделировать различные реальные ситуации повседневности;

реализацию оптимального баланса межпредметных связей и их разумное взаимодополнение, способствующих формированию практических умений и навыков;

корректную оценку результатов промежуточного и итогового контроля освоения основной образовательной программы.

Основными направлениями реализации Концепции на уровне основного общего образования являются:

реализация системного подхода и обеспечение непрерывного изучения предмета на уровне основного общего образования;

разработка содержания учебного предмета «ОБЖ» с выделением обязательных тематических линий с определением их целесообразного объема и тематики, обязательных практических занятий в каждом классе: безопасность во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникациях, при воздействии рисков культурной среды), здоровый образ жизни, первая помощь пострадавшим, основы комплексной безопасности населения Российской Федерации;

внедрение единой структурно-логической схемы изучения тематических линий с учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся: безопасность во время пребывания в различных средах – «правила пребывания в различных средах → риски и действия по их снижению во время пребывания в различных средах → действия в условиях опасностей в различных средах»; здоровый образ жизни – «значение для человека здорового образа жизни → правила здорового образа жизни и их соблюдение → экологическая безопасность»; первая помощь пострадавшим – «принципы и общий порядок оказания первой помощи пострадавшим → приемы и правила оказания первой помощи пострадавшим при состояниях, угрожающих их жизни и здоровью»; основы комплексной безопасности населения Российской Федерации – «правовые основы обеспечения комплексной безопасности → организация комплексной защиты населения → основные мероприятия комплексной защиты населения»;

использование приема организации учебного материала по сферам возможных проявлений рисков и опасностей: помещения и бытовые условия; улица и общественные места; природные условия; коммуникационные связи и каналы; объекты и учреждения культуры;

систематизация дидактических компонентов тематических линий в учебных изданиях (печатных, электронных, цифровых) в парадигме безопасной жизнедеятельности: «предвидеть опасность → по возможности ее избегать → при необходимости действовать со знанием дела»;

использование практико-ориентированных интерактивных форм организации учебных занятий с акцентом на применение тренажерных систем и виртуальных моделей, способных отображать объекты, не воспроизводимые в обычных условиях, а также обеспечивающих электронную поддержку выданных для решения ситуационных задач, отражающих повседневную действительность;

внедрение в преподавание учебного предмета «ОБЖ» современных форм электронного обучения с соблюдением следующих базовых принципов: использование электронной образовательной среды на учебных занятиях должно быть разумным; цифровые образовательные ресурсы являются дополнительным инструментом достижения цели учебного занятия, их использование не является самоцелью; компьютер и дистанционные образовательные технологии не способны полностью заменить педагога и практические действия обучающихся;

разработка примерных норм материально-технического обеспечения курса обучения «ОБЖ», оснащения кабинета «ОБЖ» наглядными и техническими средствами обучения, в том числе интерактивными 3d-моделями и тренажерными системами, способными моделировать различные опасные ситуации, для отработки целесообразных практических приемов и действий;

подготовка и введение в действие электронной методической ресурсной базы по учебному предмету «ОБЖ», создание единых контрольных измерительных материалов для проведения итогового контроля, соответствующих принципу практико-ориентированности учебного предмета «ОБЖ»;

организация всех видов контроля с помощью электронных ресурсов, обеспечивающих: фронтальный опрос обучающихся с оценкой результатов; групповой контроль винтерактивной форме; демонстрацию образцового варианта отработки контрольного задания и др.;

формирование единой базы оснащения образовательных организаций учебными классами и площадками для качественного преподавания учебного предмета «ОБЖ».

3. Среднее общее образование

Освоение учебного предмета «ОБЖ» на уровне среднего общего образования должно обеспечивать:

формирование личности выпускника с высоким уровнем культуры и мотивации ведения безопасного, здорового и экологически целесообразного образа жизни;

достижение выпускниками базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, соответствующего гуманитарным принципам государства, интересам обучающихся и потребностям общества в формировании полноценной личности;

понимание роли и места личности гражданина в системе национальной безопасности Российской Федерации;

преемственность и углубление тематики учебного предмета «ОБЖ» и расширение его путем дополнения тематической линии по основам обороны государства и военной службы;

подготовку обучающихся к решению практических задач безопасности жизнедеятельности, связанных с повседневной жизнью;

обновление печатных и электронных учебных изданий, адекватно учитывающих приоритетность практико-ориентированности учебного предмета «ОБЖ»;

содержательно-критериальную оценку уровня достижения прикладных компетенций в области и безопасности жизнедеятельности.

Основными направлениями реализации Концепции на уровне среднего общего образования являются:

расширение содержания учебного предмета «ОБЖ» новой тематической линией по основам военной безопасности государства и внедрение структурно-логической схемы ее изучения: «основы обороны государства → основы военной службы»;

включение вопросов межпредметного характера по обеспечению безопасности в контрольные измерительные материалы для проведения государственной итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена (далее – ГИА, ЕГЭ) по географии, химии, физике, биологии, обществознанию, информатике;

рекомендовать введение ГИА в форме ЕГЭ по «ОБЖ» в качестве обязательной при приеме на обучение в образовательные организации высшего образования по направлениям подготовки (специальностям):

«Техносферная безопасность (20.03.01), «Пожарная безопасность» (20.05.01), «Туризм» (43.03.02), «Информационная безопасность» (10.03.01), «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» (49.03.03) и т.п.;

использование кадрового потенциала спасателей высших квалификационных категорий МЧС России для преподавательской деятельности по учебному предмету «ОБЖ», популяризации и расширению знаний в данной области;

привлечение сотрудников органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в сфере обеспечения безопасности (МЧС, МВД, Минздрав России и др.), к участию в процедурах оценки качества результатов освоения обучающимися основной образовательной программы по учебному предмету «ОБЖ».

4. Система дополнительного образования в области безопасности жизнедеятельности

Система дополнительного образования, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, в области безопасности жизнедеятельности должна обеспечивать:

создание условий для углубленного самостоятельного освоения образовательных программ по «ОБЖ»;

согласованность компетенций, формируемых в условиях дополнительного образования и во внеурочной деятельности;

использование методических ресурсов, разработанных в рамках деятельности профильных кружков, секций, центров, полевых лагерей, учреждений дополнительного образования, общественных движений, добровольных обществ;

участие обучающихся во всероссийской олимпиаде школьников по «ОБЖ»;

обеспечение участия обучающихся в детско-юношеских движениях и других общественных объединениях, интерактивных экспозициях, проектах по «ОБЖ» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть Интернет);

привлечение обучающихся к разработке и совершенствованию электронной образовательной среды учебного предмета в образовательных организациях;

стимулирование деятельности школьных «Добровольных дружин юных пожарных», «Отрядов юных инспекторов движения» и др.

5. Система кадрового потенциала в области безопасности жизнедеятельности

Система кадрового потенциала в области безопасности жизнедеятельности должна обеспечивать:

преемственность между основными образовательными программами общего, среднего профессионального, высшего образования и дополнительного профессионального образования;

многопрофильную подготовку преподавателей-организаторов и преподавателей «ОБЖ» по дополнительным профессиональным программам, сочетающим современные дистанционные образовательные технологии, электронное обучение и практикоориентированные формы проведения занятий с использованием интерактивных тренажерных систем, позволяющих изучать и отрабатывать целесообразные действия при моделировании различных опасных ситуаций повседневной жизни;

организацию дополнительного профессионального образования преподавателей-организаторов и преподавателей «ОБЖ» с использованием сетевых форм обучения на базе специализированных выпускающих кафедр педагогических вузов, а также на базе учебно-методических центров федеральных структур в области обеспечения безопасности (МЧС, МВД, МО и др.);

организацию и проведение конкурсов «Лучший преподаватель-организатор ОБЖ», «Лучший кабинет «ОБЖ»;

проведение форумов, конференций, организацию дискуссионных площадок в сети Интернет, формирование электронной базы справочных данных, учебно-методических разработок, банка перспективных программ, проектных работ на основе современных информационных технологий для оказания методической поддержки преподавателям, в том числе работающим на отдаленных территориях, в сельской местности и пр.;

оценку качества работы преподавателей-организаторов и преподавателей «ОБЖ» в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог».

6. Формирование у обучающихся мотивации к безопасной жизнедеятельности

Для формирования у обучающихся мотивации к безопасной жизнедеятельности целесообразно:

обеспечить условия для индивидуализации обучения, профессиональной ориентации, выявления и поддержки обучающихся, проявивших заинтересованность и способности в области безопасности жизнедеятельности;

создать возможности для участия обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, в работе патриотических, военно-патриотических и туристских клубов, экологических и волонтерских движений и т.п., публичной защиты результатов научно-исследовательских и творческих работ;

создать в сети Интернет электронный ресурс для общеобразовательных организаций в части приемов и правил действий по обеспечению личной безопасности и безопасности окружающих, разработать и разместить в нем видеоматериалы по пропаганде правил безопасного поведения;

организовать теле- и радиотрансляции в образовательных организациях по тематике безопасного поведения, оказания первой помощи и др.;

оформить тематические «Уголок безопасности», «Уголок призывника», «Уголок первой помощи», «Уголок безопасности дорожного движения», «Схема безопасных маршрутов движения детей» и т.п., разместить в наиболее посещаемых местах общеобразовательных организаций легкосъемные материалы (пиктограммы, информационные знаки и др.) по правилам безопасного поведения;

разработать механизмы формирования навыков безопасности жизнедеятельности через взаимодействие с семьей и родительским сообществом.

V. Реализация Концепции

Планируемым механизмом реализации Концепции является включение соответствующих задач в осуществляемые мероприятия целевых федеральных и региональных программ и программ развития отдельных образовательных организаций, финансируемых за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов.

Необходимо добиться понимания того, что классическое понятие «культурный человек» должно быть дополнено характеристикой безопасности его поведения и поступков. Это будет одним из условий того, что изучение и преподавание учебного предмета «ОБЖ» в образовательных организациях, обеспечивая необходимый базовый уровень культуры безопасности жизнедеятельности гражданина, будет выполнять свою принципиальную задачу в общей системе национальной безопасности Российской Федерации.

Источник

Виды методической продукции и правила оформления

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ГОБПОУ «Липецкий машиностроительный колледж»

Виды методической продукции

и правила оформления

Что относится к прикладным методическим материалам по безопасностиЧто относится к прикладным методическим материалам по безопасности

«Лучшая практика развития учебного заведения»

Денисова Е.Е., методист

В настоящее время система образования находится в процессе активного реформирования: происходит обновление содержания образования, внедряются новые технологии, формы и методы учебной и педагогической деятельности, усложняются требования к профессиональным компетенциям педагогов.

Это обуславливает необходимость своевременного обеспечения специалистов системы образования новыми знаниями, информацией. Одним из способов такой информационно-методической помощи педагогам является создание и распространение методической продукции, описывающей передовой педагогический опыт, наиболее рациональные, эффективные формы, методы организации образовательного процесса, новые направления деятельности и другие актуальные темы.

Методическая продукция различается по своему функциональному назначению, содержанию, способу распространения среди целевой аудитории.

Методическое обеспечение – это необходимая информация, учебно-методические комплексы, а также разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой деятельности педагогических работников.

Совокупность методической продукции составляет информационно-методический фонд (методическую копилку) образовательной организации.

В представленных методических рекомендациях приведены основные понятия и назначение видов методической продукции, даны рекомендации по их оформлению.

Рекомендации адресованы преподавателям среднего профессионального образования образовательных организаций с целью методической поддержки, сопровождения и грамотного оформления различных видов методической продукции.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Основные виды и назначение методической продукции.

3. Классификация методической продукции, виды методических продуктов:

3.1. Информационно-пропагандистская методическая продукция;

3.3. Прикладная методическая продукция;

3.4. Учебная методическая продукция;

3.5. Образовательная методическая продукция.

4. Общие требования к оформлению методической продукции.

5. Критерии успешности методической работы в образовательной организации.

В основе деятельности методической службы любой образовательной организации находится непрерывное совершенствование педагогической квалификации и профессионального мастерства педагогических кадров в целях повышения качества образовательного процесса и его результативности. Моделей организации методической службы, как и моделей других образовательных систем, великое множество.

Образовательные организации осуществляют свою деятельность как организационно-методические центры, накапливающие и распространяющие лучший педагогический опыт.

Преподаватели среднего профессионального образования осуществляют в настоящее время внедрение новых педагогических технологий, работают над созданием разноуровневых, вариативных программ и учебно-методических комплексов нового поколения. Качество получаемого образования напрямую зависит от правильно организованного методического обеспечения.

Разносторонняя, разнообразная по формам и содержанию комплексная совместная деятельность преподавателей и студентов, позволяет передавать знания, содействует социализации личности, формирования ответственности.

При всѐм многообразии методической продукции большинство еѐ видов представляют собой печатные издания. Одно из важных правил оформления издания –нахождение удобной формы подачи материала, удобочитаемость, которая оказывает влияние не только на скорость чтения, но и на качество восприятия, осмысления прочитанного текста.

В данных методических рекомендациях приводятся основные требования к структуре и оформлению таких видов методической продукции.

Данные методические рекомендации имеют своей целью дать понятия основных видов методической продукции. В пособии приводятся практические рекомендации по назначению и правилам оформления методической продукции. Региональный педагогический опыт может быть использован с точки зрения содержательного обеспечения образования. Пособие может быть использовано преподавателями образовательных организаций среднего профессионального образования.

2. Основные виды и назначение методической продукции

Методическая продукция — один из самых востребованных сегодня видов педагогической издательской продукции. В ситуации постоянно меняющихся приоритетов вопрос «как преподавать?» оказывается гораздо важнее вопроса «что преподавать?».

Однако культура изданий, как общих, так и специальных, в настоящее время оставляет желать лучшего. Создание методической продукции обусловлено функциональными обязанностями методиста и является одним из направлений его деятельности. Но и учитель, владеющий навыками создания методической продукции, быстро становится проводником передовых педагогических идей, лидером методико-педагогического процесса в образовательном учреждении.

Методическая продукция классифицируется следующим образом: по периодичности, адресату, характеру информации, инновационному потенциалу и функциональному назначению.

Продукция может быть:

1. По периодичности: периодическая и непериодическая.

2. По адресату: для взрослых (преподавателей) и для учащихся (студентов)

3. По характеру информации: текстовая, схематическая, плакатная или графическая.

4. По содержанию (в зависимости от специализации учителя, методиста):

5. По функциональному назначению:

информационная (методическое описание, комментарий, аннотация, листовка, бюллетень, рецензия, газета, реферат, справочник, справка, информация, анализ, положение);

организационно-методическая (инструктивно-методическое письмо, методическая записка, памятка, инструкция, методическая рекомендация, методическая разработка, тематическая папка);

прикладная (сценарий, картотека, каталог, график, наглядные пособия, тематическая подборка материалов, задачник, сборник упражнений).

Любой из видов методической продукции может быть представлен как типографское издание, публикация в периодическом издании, буклет, электронное издание (CD, DVD, публикация в сети Интернет) или печатный вариант, набранный на компьютере.

Преподаватели оформляют результаты своей деятельности в основных видах методической продукции: информационно-методической, образовательной, учебной, прикладной, информационно-пропагандистской.

информационно- методическая выставка.

2.К организационно-инструктивной методической продукции относится:

инструктивно- методическое письмо;

3. Прикладная методическая продукция включает:

тематиче ская папка;

тематичес кая подборка материалов;

4. Учебная методическая продукция включает:

учебно- наглядное пособие;

учебно- м етодическое пособие;

учебная про грамма.

5. Образовательная методическая продукция:

3. Классификация методической продукции.

Виды методических продуктов

3.1. Информационно-пропагандистская методическая продукция

Информационно-пропагандистская методическая продукция содержит сведения, подлежащие распростра нению, разъяснения приемов и методов, анализ опыта, описания педагогических технологий, ориентирует в теку щих событиях, пропагандирует наиболее важные и акту­ альные направления педагогической деятельности. В основе данных изданий лежат факты, их оценки и методические выводы из педагогической практики.

Предположим, методист описывает ход интеллектуальной игры «Дебаты». Описывается подробно состав ко манд, игроков (название команд, возрастной состав, психо логический настрой на предстоящую игру и т. д.), затем поэтап ное описание разминки-приветствия капитанов двух ко манд, личное впечатление методиста от увиденного приветствия, возможные замечания, корректировки и т.д. и далее, подробное описание технологических аспектов основного хода интеллектуальной игры «Дебаты».

Аннотация раскрывает назначение данного материала. В ней обязательно указывается, кем и где может быть использована эта методиче ская работа, книга. В методической службе, аннотация применяется и для самообразования, при подготовке к личной аттестации.

Методический комментарий может быть частью описания, анализа, рекомендации, если после изложения основного тезиса комментируются положительные и отрицательные стороны анализируемого события. Это очень неплохой способ получить методическую продукцию из простого общепедагогического описания. Более или менее объемные методические комментарии могут сопровождать практически любую педагогическую продукцию. Часто один автор описывает свой опыт (например, представляет конспект урока), а второй, обладая большим методическим опытом или просто чутьем, его комментирует. Создание таких пар очень полезно для методической работы образовательного учреждения. При этом учитель, описывающий свой опыт, имеет уникальную возможность повышать свою методическую культуру.

Интересен вариант методического комментария, при котором несколько комментаторов независимо друг от друга комментируют один опыт. Завершением такой работы может стать круглый стол автора опыта и всех комментаторов, материалы которого составят уникальный методический продукт.

Бюллетень выпускается с целью оперативного и систематического оповещения педагогических работников о новинках литературы, об инновационных формах работы и т.д.

В бюллетене публикуются нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность учреждений. Специфической чертой этого вида методической продукции является официальный характер включаемых в бюллетень материалов.

Газета периодическое текстовое листовое издание, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным вопросам образования и воспитания, а также литературные произведения, иллюстрации, фотоснимки, рекламу.

В газете могут быть использованы различные жанры.

Газета используется для обмена мнениями по вопросам организации образовательного и воспитательного процесса, совершенствования профессионального мастерства педагогических работников, повышения их квалификации.

Аннотация — «краткая характеристика документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей». Обратите внимание, оба определения начинаются установлением размера данных продуктов. Там же даются и приблизительный объем аннотации и реферата: аннотация – может содержать около 500 печатных знаков, реферат — около 850 печатных знаков. Для наглядного представления достаточно сказать, что аннотация должна занимать один абзац в 7–8 строк, а реферат — два абзаца по 6–7 строк. Поэтому, необходимо различать методический реферат и учебный, который пишут учащиеся, и который подчас достигает размеров хорошей диссертации.

Вторым важным условием правильно составленных аннотации и реферата является отсутствие субъективной точки зрения их автора. Это бесстрастное изложение самой сути реферируемого или аннотируемого источника.

При правильном использовании эта форма методической продукции может оказать немалую услугу в распространении передовых методических идей, особенно при постоянном дефиците времени. Важно только не забывать, что сами методические идеи уже должны содержаться в источнике. Так, например, реферат простого конспекта урока бессмыслен, так как в самом конспекте методического наполнения почти нет. А вот реферативное изложение какого-нибудь интересного периодического методического издания — дело весьма перспективное. В этом случае каждая статья издания превращается в отдельный небольшой реферат.

В случае регулярного и многочисленного реферирования логично собрать все небольшие рефераты в реферативное издание (периодически издаваемый реферативный журнал или непериодический реферативный сборник).

По характеру информации он носит информационно-анали тический или пропагандистский характер, привлекает вни мание к актуальным темам и проблемам. В реферате автор демонстрирует теоретические и практические навыки по определенной проблеме; показы вает умение изучать, систематизировать и структуриро вать материал; обобщать и делать выводы.

Примерная структура реферата:

тема реферата, автор, занимаемая должность, ме сто работы (организация);

введение (содержит краткий анализ избранной про блемы, обоснование актуальности; во введении опреде ляются предмет, цели и задачи предстоящего исследова ния, описываются методики и технологии исследования);

теоретическая часть (содержит анализ концепту альных положений по избранной проблеме, анализ перво источников; раскрывает научное состояние проблемы, ее новые аспекты, требующие дальнейшего углубленного изучения и т. д.);

практическая часть (включает авторские разработ ки, описание позитивных, негативных результатов само стоятельной исследовательской деятельности, педагоги ческие технологии и т.д.). Эта часть обычно бывает боль шой по объему и содержит ряд разделов.

заключение (содержит определенные выводы по результатам проведенного исследования);

приложения (прикладная методическая продукция по итогам исследовательской и педагогической деятельности).

Рецензия это «произведение, содержащее анализ и аргументированную оценку авторского оригинала или вышедшего в свет издания». По сравнению с аннотацией и рефератом, здесь уже не только можно, но и нужно выразить свое субъективное отношение. Данное обстоятельство позволяет использовать и неметодическую продукцию, придавая ей с помощью рецензии методический характер.

Необходимо при этом помнить, что читатель методической рецензии может быть не знаком с источником рецензирования. Поэтому в рецензии нужно давать не только оценку первичного материала, но и фрагментарно представлять сам материал. Так не лишним будет указание на основную идею, структуру, главные положения исходного материала.

Автор хорошей рецензии всегда стремиться показать первичный материал с точки зрения общих процессов, проходящих в системе образования, общих проблем. Именно с точки зрения этих общих проблем и дается оценка авторского материала. При этом в методическую рецензию активно вводятся методические понятия, возможно и не присутствовавшие в первоисточнике.

И последняя рекомендация: стремитесь к краткости рецензии. Хорошая, добротная методическая рецензия должна занимать 1-2 страницы текста. И обязательно завершаться очень краткими методическими рекомендациями по сути процессов, описанных автором.

В зависимости от времени действия выставка может быть временная, если ее работа ограничена определенными временными рамками, и постоянной, если она предназначена для постоянной работы в течение длительного времени.

В зависимости от расположения выставка может быть стационарной, имеющей определенное место, и передвижной или выездной.

В структуру методической выставки входит заголовок, отражающий ее тему и назначение; адресат; разделы выставки (название, подзаголовок, эпиграф); аннотация литературы. Такие выставки пользуются большой популярностью в образовательных организациях.

3.2. Организационно-инструктивная методическая продукция

Назначение этого вида методической продукции заключается в разъяснении целей, порядка организации и проведения массовых мероприятий, раскрытия методики образовательной и воспитательной работы в образовательных организациях.

К организационно-методической продукции относятся инструктивно-методические письма, инструкции, методические записки, памятки, положения, методические разработки и методические рекомендации.

Инструктивно-методическое письмо методическое издание, содержащее конкретные указания и разъяснения, вытекающие из нормативно-правового акта вышестоящей организации. Этот документ определяет круг функций и виды деятельности преподавателя или коллектива организации по выполнению решений вышестоящих органов, раскрывает более полно содержание инструкций, приказов, положений. Инструктивно-методические письма не содержат разъяснений, частных методик и рекомендаций.

Примерная схема инструктивно-методического письма:

вступительная часть, обосновывающая необходимость разъяснения данного вопроса (приводятся отправные нормативные документы, делается анализ сложившейся ситуации, формулируются выводы);

изложение инструктажа (цели и задачи деятельности, ее содержание, обязанности непосредственных исполнителей, их полномочия, помощники, сроки исполнения). Здесь же могут быть освещены отдельные методические аспекты (алгоритм действий, направленный на выполнение поставленной задачи, перечень дел, рекомендованных к исполнению и т.д.);

заключительная часть, нацеливающая на выполнение данного инструктивно-методического письма;

Инструкция 1) нормативный акт, издаваемый руководителями центральных и местных органов государственного управления в пределах их компетенции на основании и во исполнение законов, указов, постановлений и распоряжений правительства и актов вышестоящих органов государственного управления;

2) собрание правил, регламентирующих производственно-техническую деятельность.

Методическая записка дает пояснения к методическим материалам, изложенным сжато (планы, графики, таблицы), и освещает следующие вопросы:

решению каких задач способствует данная методическая работа?

на основании каких документов и фактов составлена?

какова система изложения материала?

Памятка брошюра или листовка, содержащая необходимый минимум сведений для выполнения какой-либо деятельности. Этот вид методической продукции позволяет в сжатой форме дать алгоритм действий, круг обязанностей, перечень советов.

Объем памятки составляет не более одной страницы. В Памятке указывается точный адресат в виде краткого обращения или простого названия. Изложение материала осуществляется конкретно, лаконично, без повторений, как правило, по пунктам:

Например, «Памятка по планированию методической работы», «Памятка руководителя структурного подразделения по планированию работы лаборатории, кабинета на месяц, на год».

В структуру положения необходимо включить:

официальное название организации, на базе которой создается положение;

заголовок «Положение о…»;

перечисление нормативных документов, на основе которых разработано данное положение;

цели и задачи деятельности, которую регламентирует данное положение;

участники (индивидуальные или коллективные) данной деятельности;

направления деятельности (в случае положения о структурной методической единице);

регламент деятельности (в случае положения о проведении мероприятия);

условия участия (в случае положения о проведении мероприятия);

критерии оценивания результатов и определения победителей (в случае положения о проведении конкурса);

порядок подведения итогов деятельности.

Методическая справка это итоговый аналитический документ по результатам изучения конкретных методических процессов в организациях системы образования.

В справке отражаются особенности изученных процессов, определяются пути устранения или уменьшения факторов, отрицательно воздействующих на проведение методической работы, и усиления факторов, влияющих положительно. Подготовленный документ должен быть объективным, обоснованным, конкретным, системным, кратко, лаконично и логично изложенным.

Примерная структура изложения материала в методической справке:

тема изучаемого вопроса, дата, место, руководитель образовательной организации;

цели, формы и методы изучения;

анализ состояния дел (что положительного в работе и что этому способствовало, какие недостатки и их причины);

Он, как правило, готовится по поручению вышестоящей организации, либо по просьбе руководителя структурного подразделения образовательного учреждения. Поэтому все формулировки должны быть выверены и опираться только на проверенные факты. К тому же это не справка о состоянии дел в образовательном учреждении, не описание проведенного мероприятия. Нельзя забывать, что это методическая продукция. А значит, составитель справки должен обращать свое внимание, прежде всего, на методические процессы и описывать мероприятия с точки зрения методики их проведения.

Сегодня существует много разных вариантов портфолио. Портфолио происходит от англ. portfolio — портфель или папка для документов. Сегодня в образовании словом портфолио называют собрание более или менее официальных документов представляющих умения, навыки и знания ученика, учителя.

В основном, это достижения. Портфолио тем и отличается от других форм самопрезентации, что принципиально сосредоточено на достижениях.

В методической работе принцип портфолио в настоящее время применяется не слишком активно. Если учителя еще собирают личные портфолио, в которые входят и их методические наработки, то, например, портфолио методического объединения или методической службы всего образовательного учреждения практически не встречаются. И в результате интересные методические разработки трех – четырехлетней давности исчезают из поля зрения методической службы.

Создание документа всегда преследует какую-либо цель. Так целью создания коммерческого портфолио является убеждение потенциального работодателя или клиента в необходимости работы с автором портфолио. Часто целью создания учительского портфолио становится успешное прохождение аттестации. А что же может стать целью создания методического портфолио образовательного учреждения?

Современные процессы в образовании убедительно показывают, что время обособленных образовательных коллективов проходит. Все большее число образовательных организаций вступает в многочисленные сетевые взаимодействия как внутри системы образования, так и вне нее. А такое взаимодействие требует представительства одного образовательного учреждения перед другими. В том числе, и методического представительства. В сетевом взаимодействии каждый педагогический коллектив не только должен осознать свое методическое своеобразие, но и уметь предъявить его. Только тогда станет возможен нормальный сетевой методический обмен.

Структура методического портфолио может быть свободной. В Портфолио достаточно отразить деятельность, содержательность и результативность. Можно привести краткие аннотации и рецензии с указанием адреса, по которому можно ознакомиться с полным текстом.

Необходимо также помнить, что методическое портфолио — это динамичный, постоянно изменяющийся и пополняющийся продукт.

Методическая разработка комплексная форма, включающая в себя рекомендации по планированию, организации и проведению отдельных массовых мероприятий, методических советов, сценариев, планы выступлений, вы ставок и т.д. Методическая разработка имеет своей целью понять теоретические идеи и практические возможности рекомендованного материала.

Примерная схема методической разработки:

Название и форма проведения мероприятия.

3.Объяснительная записка, в которой указываются задачи проводимого мероприятия, предполагае мый метод проведения, возрастной состав участников, на которых рассчитано мероприятие, условия для проведения, осуществления.

4. Оборудование, оформление (технические средства, варианты текстов, лозунгов, плакатов, название и авторы музыкальных произведений, используемых в сценарии). Методические советы на подготовительный период (правильное распределение поручений).

Сценарный план, ход проведения мероприятия.

Сценарий мероприятия, где соблюдаются все композиционные сюжетные части.

Методические советы организаторам и постановщикам (где лучше проводить мероприятие, варианты оформления, пути создания эмоционального настроя, предостережения от ошибок).

8.Методические советы (как подвести итоги, что сделать для закрепления полученного результата и т. п.)

9. Список литературы.

10. Автор разработки, должность, место работы.

Методические рекомендации — комплекс предложений и указаний, способствующих внедрению наи более эффективных методов и форм работы для решения какой-либо проблемы педагогики.

Назначение методических рекомендаций заключается в оказании помощи педагогическим кадрам образовательных организаций в выработке решений, основанных на достижениях науки и лучших практик с учетом конкретных условий и особенностей деятельности.

При работе над методическими рекомендациями автору необходимо четко определить цель работы, подчинив ей все содержание; обязательно указать, кому адресованы рекомендации; изложить конкретные рекомендации о том, какими передовыми технологиями надо пользоваться, чтобы улучшить состояние оп ределенного участка работы в образовательном учреждении, в конкретном объединении. Если речь идет об обобще нии положительного опыта, необходимо раскрыть, какими методическими проблемами и способами достигаются успехи в образовательном процессе обучающихся или в учреждении в целом.

Подготовка к написанию методической рекомендации

Подготовка к написанию методических рекомендаций включает в себя следующие этапы:

Выбор актуальной темы.

Изучение литературы по избранной теме.

Накопление фактического материала.

Подбор наиболее ярких, характерных фактов для обоснования приведенных положений и реко мендаций.

Распределение содержания работы по разделам.

Примерная структура методической рекомендации

1.Вступительная часть — объяснительная записка, где обосновывается актуальность и необходи мость данной работы, дается краткий анализ положения дел по данному вопросу, указывается адрес, разъясняется, какую помощь призвана оказать работа.

Содержание этой части состоит из анализа использования современных технологий, которыми пользуются преподаватели для достижения поставленных целей. Одновременно указывается, что именно рекомендуется делать для исправления и улучшения су ществующего положения, дается описание перспективы результатов использования рекомендаций.

Здесь излагаются краткие, четкие выводы, логически вытекающие из содержания методических рекомендаций.

В конце работы в алфавитном порядке дается список литературы с указанием автора, полного назва­ ния, места издания, издательства, года издания.

В приложении могут быть различные памятки, схемы, графики, рисунки, фотографии, планы-конспекты занятий, уроков.

к оформлению методических разработок и рекомендаций

Методические разработки и рекомендации могут включать:

Сведения об авторе (авторах);

Вступительный очерк (пояснительную записку);

Список использованной и рекомендуемой литературы;

На титульном листе указывается название образовательной организации; фамилия, имя и отчество автора; название работы с указанием вида методической продукции; адрес и год издания.

Аннотация включает краткие сведения о сути рассматриваемых вопросов; назначении данных методических рекомендаций и разработок; источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций и разработок; о возможности использования лучшей практики преподавателями других образовательных организаций.

Во вступительном очерке (пояснительной записке) дается обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций, определяется цель составления предлагаемых методических рекомендаций; краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций; обоснование особенности и новизны данной работы в сравнении с уже существующими разработками.

Содержание методических рекомендаций и разработок не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в произвольной форме. Можно придерживаться следующей схемы:

— на основании лучшей практики работы описать, что и как рекомендуется делать по исследуемому вопросу;

— дать советы по решению организационных вопросов, материально-техническому, финансовому и кадровому обеспечению предлагаемых видов деятельности;

— вычленить наиболее трудные вопросы;

— предостеречь от типичных ошибок.

Список рекомендуемой и использованной литературы составляется в соответствии с правилами оформления литературных источников.

Приложения могут включать материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций и разработок, но не вошедшие в раздел «Содержание» (планы проведения массовых мероприятий, открытых уроков, занятий примерные вопросы к играм, викторинам, схемы, диаграммы, фотографии и т. д.).

к описанию передового педагогического опыта

Титульный лист Указывается название образовательной организации, фамилия, имя и отчество автора, года представления опыта.

Содержание, включающее в себя следующие компоненты:

Каким коллегиальным органом и когда апробирован опыт работы;

Обоснование актуальности опыта, его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса;

Теоретическая база опыта: показать, из каких научных положений исходит данный опыт и условия, в которых создавался опыт;

Сущность и технология опыта (система конкретных педагогических форм, методов и приемов работы, описание и анализ нового, оригинального, что имеется в практике автора материала);

Основная педагогическая идея, вытекающая из данного опыта;

Изложение достигнутых результатов, перспективы дальнейшего развития опыта;

Длительность функционирования опыта (функционирующий длительно – более 3 лет, кратковременно – до 3 лет);

Практическая значимость полученных в опыте работы результатов;

Рекомендации по использованию полученных результатов работы при проведении аналогичных видов деятельности.

Объем текста описания опыта работы не должен превышать 20 страниц.

3.3. Прикладная методическая продукция

В сценарии до словно приводятся слова ведущих, актеров, текстовой материал. В ремарках даются сценические указания: художественное оформление, световая партитура, движение участников на сцене и т.д.

Примерная схема сценария:

название мероприятия (праздника, классного часа и т.д.);

участники сценария (возрастная группа)

Сценарий может содержать устойчивые элементы, являющиеся основой формы праздничного действия.

Тематическая подборка материалов необходима в целях накопления материалов для написания методических рекомендаций, разработок массовых мероприятий. В их числе может быть подборка стихов, песен, игр, цитат, поговорок, фотографий, рисунков и т.д. на определенную тему.

Тематическая папка содержит:

нормативные документы, регулирующие деятельность учреждения в определенном направлении;

разработки и сценарии массовых мероприятий;

материалы из опыта работы;

Картотека совокупность организованных определенным образом карточек, с зафиксированными на них данными. Картотеки могут быть разного вида: газетных и журнальных статей, методических разработок и рекомендаций, описаний лучших практик.

Различают следующие виды каталогов: издательский, книготорговый, номенклатурный, промышленный, библиотечный. В практике среднего профессионального образования используются библиотечные информационные каталоги для ознакомления преподавателей с материалами по определенной теме. По форме каталоги могут быть карточными; блок-карточными, состоящими из отдельных карточек, скрепленных по краям зажимами; книжными и электронными.

Плакат информационный позволяет знакомить людей с предстоящими мероприятиями или итогами выполненного мероприятия. Примером информационного плаката могут служить печатные издания, информирующие о новых современных методах работы. Данный продукт позволяет ознакомить широкий круг людей с теми или иными методическими идеями. Чтобы стать методической продукцией, а не быть просто объявлениями, они должны быть регулярными, нацеленными на определенную аудиторию и обладать чертами методических рекомендаций. С другой стороны, как всякий плакат, они должны быть лаконичны по языку и броски оформлению.

Примером подобного типа методической продукции могут служить многочисленные плакаты психологической службы. Так же в виде плаката часто оформляют методические указания студентам, помещая их в классе. Точное понимание целевой аудитории позволяет правильно расположить такой плакат на территории образовательного учреждения.

Проспект по оформлению близок к буклету, но отличается большим объемом. В нем дается описание достигнутых успехов, рассказывается о предлагаемых образовательных услугах – с фотографиями и кратким описанием каждой.

Пресс-релиз – материал, предназначенный для раздачи представителям СМИ на выставках, благотворительных акциях. Включает те материалы, с которыми хотели бы ознакомить журналистов: краткие сведения об учреждении, о предоставляемых образовательных услугах, о перспективах развития учреждения, данные о благотворительной деятельности.

Рекламный листок – несет рекламную информацию о конкретной образовательной услуге. Отличается броским оформлением, «рекламным» текстом, иногда снабжается забавными, запоминающимися рисунками.

3.4. Учебная методическая продукция

К учебным пособиям относятся:

В тексте грифа указывается:

вид учебного издания;

предметное содержание издания в соответствии с учебной программой по дисциплине (предмету);

читательский адрес (назначение) в зависимости от вида образовательного учреждения, уровня подготовки, ступени обучения и категории читателя.

3.5. Образовательная методическая продукция

Образовательная методическая продукция включает в себя образовательные программы образовательных организаций, различные виды элективных, интегрированных, нетрадиционных курсов, предметов регионального компонента.

Основу успеха педагогической деятельности определяет использование преподавателями методики проектирования образовательного процесса.

Важно различать образовательную программу учреждения от образовательной программы преподавателя.

Программа образовательного учреждения определяет цели и ценности образования в данной образовательной организации, а также совокупность всех программ, включённых в учебный план, реализующий заявленные цели.

Образовательная программа преподавателя нормативный документ, отражающий целевые установки учебного профиля (курса), объём, содержательную характеристику профиля (курса), логику его построения, а также порядок изучения и преподавания учебного профиля (курса).

Выделяются виды образовательных программ:

По уровню освоения программы могут быть:

общеразвивающие, направленные на решение общей культуры, расширения знаний о мире и о себе;

специализированные, направленные на выявление и развитие способностей, приобретение ими определённых знаний и умений в избранном виде деятельности;

профессионально-ориентированные, направленные на ознакомление и последующее углубление той или иной профессиональной сферы жизнедеятельности.

По форме организации образовательного процесса программы различают:

Комплексные, соединяющие отдельные области, направления, виды деятельности в единое целое;

Интегрированные, изучающие несколько отраслей в едином ключе;

Модульные, состоящие из нескольких самостоятельных, устойчивых, целостных блоков;

Сквозные, соизмеряющие материал по направлениям, входящим в них, с учётом возрастных особенностей, их количества в группах.

Образовательная программа преподавателя выступает наглядным показателем его профессионального педагогического мастерства.

Приступая к созданию образовательной программы, необходимо учитывать типовой алгоритм программирования, знать структуру образовательной программы и руководствоваться следующими принципами:

Основной принцип дидактики (процесс изучения материала от простого к сложному);

Доступность-материал должен быть представлен просто, четко и понятно для всех;

Связь теории с практикой — необходимо предусмотреть возможность реализации полученных знаний на практике;

Элективные курсы необходимы для построения индивидуальных образовательных маршрутов.

Они направлены как на внутрипрофильную дифференциацию, так и на компенсацию профильной однонаправленности, способствуют углублению индивидуализации профильного обучения, расширению мировоззренческих представлений учащихся.

К примеру, для студентов интересны будут элективные курсы, связанные с использованием компьютерных технологий «Компьютерная графика», «Интернет-клуб».

Учащимся любого профиля чрезвычайно полезными будут такие элективные курсы как «Основы подготовки учащихся к учебно-исследовательской деятельности», «Техника в экспериментах». Что касается содержания элективных курсов, то оно может описываться в форме учебных программ.

Количество учебных часов, отводимых по учебному плану на каждый из этих курсов, колеблется от 20 до 48.

Стандартизации эти курсы не подлежат.

Алгоритм разработки элективного курса

1. Пояснительная записка

В ней обосновываются актуальность, важность и значимость курса. Формулируются цели, как предполагаемый конечный результат его освоения, задачи, определяющие пути достижения целей, требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся. Даётся описание структуры программы курса, её особенностей, форм контроля, соотношение часов теоретической и практической частей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *