Что относится к преимуществам дополнительного образования
Дополнительное образование: преимущества и недостатки
Одним из основных направлений развития колледжа можно признать качественное преобразование системы воспитательной работы. Важнейшие задачи воспитания – формирование у обучающихся чувства ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, предприимчивости, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительное образование: преимущества и недостатки»
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Ставропольский колледж связи имени Героя Советского Союза В.А. Петрова»,
Одним из основных направлений развития колледжа можно признать качественное преобразование системы воспитательной работы. Важнейшие задачи воспитания – формирование у обучающихся чувства ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, предприимчивости, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
В век интернета так сложно вернуть ребенка из виртуального мира в реальный, где нужно действовать, двигаться, творить. Но не только учебой живет современный студент. В его жизни непременно должно быть место дополнительному образованию. Сегодня государство рассматривает всю сферу дополнительного образования как некую инновационную площадку, создающую новые модели и технологии, внедряющую их на максимально персонифицированном уровне. Дополнительное образование многогранно. Во-первых, оно открывает перед обучающимся двери к постижению азов искусства, спорта, науки, даёт возможность проявить свои лидерские и организаторские способности. Во-вторых, помогает освоить глубины профессии. А в-третьих, что немаловажно, позволяет занять студента после занятий. Обеспечение доступности, качества и эффективности дополнительного образования детей, соответствующего требованиям современного общества, является сегодня одним из ведущих направлений российской образовательной политики. Согласно статьи 75 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование имеет два направления: дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. [1]
С утра до вечера в спортивных и актовых залах колледжа кипит жизнь. Работают кружки, секции. Например, кружок «Применение компьютерной техники в изучении физики», который организован преподавателем Сергеевой Н.А., позволяет ребятам выйти за рамки предметов, изучаемых в колледже, соединить свой жизненный опыт с новыми знаниями. Прежде всего, занятия в таких кружках — это смена вида общения и деятельности. Обычно обстановка в них более неформальная, нежели на занятиях, и обучающиеся могут более свободно общаться и развиваться. Занятия здесь проводятся исходя из интересов ребенка.
Большое внимание уделяют педагоги колледжа эстетическому воспитанию. Студенты посещают различные кружки —вокальный, хореографический.
Невозможно представить развитие гармоничной личности без занятий физкультурой. Обучающиеся колледжа занимаются мини футболом, волейболом, баскетболом, лёгкой атлетикой, гимнастикой. В колледже есть тренажерный зал и стрелковой тир. Причём посещать их могут не только обучающиеся колледжа, но и ребята из других учебных заведений и даже взрослые.
За счет занятий в секции или кружке можно грамотно организовать досуг обучающегося, разнообразить и расширить круг его общения, найдя единомышленников в его любимом деле, приобрести новых друзей. Такие занятия помогают в формировании самостоятельности и ответственности, тренируют память и многие другие качества. И естественно, опытные педагоги помогают в развитии талантов обучающегося и выявлении его скрытых способностей, что повышает самооценку студента и открывает перспективы его развития.
Особое место отводится ученическому самоуправлению, ведь развитие лидерских качеств происходит именно в учебных заведениях. В колледже функционирует объединенный совет обучающихся. Участвуя в управлении колледжем, ребята учатся быть активными, нести ответственность не только за себя, за свою группу, но и за мир в целом.
Но нельзя забывать и о минусах дополнительного образования детей и взрослых. Одним из самых основных минусов в подобном образовании является снижение количества свободного времени обучающегося и повышение нагрузок на его организм. Не меньшей проблемой могут стать и вопросы со здоровьем при неверном выборе занятий. Если это спорт, то выбор секции без учета способностей и особенностей телосложения, чрезмерные нагрузки в погоне за рекордами. Или это какие-либо интеллектуальные занятия — если они выбраны без учета особенностей нервной системы и психологических особенностей обучающегося.
Еще одним направлением воспитательной работы является дополнительное профессиональное образование. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. [1]
Дополнительное профессиональное образование (ДПО) – очень актуальный вид деятельности, который с каждым годом становится все более востребованным. В области дополнительного профессионального образования можно выделить следующие тенденции, которые в целом, созвучны общемировым требованиям к подготовке специалистов. Во-первых, современное общество отличает быстрое устаревание информации, следствием которого является обесценивание специальных профессиональных знаний, что в свою очередь создает необходимость возобновления профессионального образования. Эта тенденция наиболее ярко проявляется в концепции непрерывного образования. Во-вторых, в настоящее время среди средств производства наемный труд и знания являются одними из самых дорогих. Изменение структуры экономики, активное развитие малого и среднего бизнеса обусловили необходимость совмещения в одном лице нескольких функций. Поэтому в современном мире, в котором внешние условия деятельности изменяются довольно активно, для специалиста необходимо иметь достаточно разностороннюю подготовку. Следует отметить, что парадигма узкого специалиста в системе образования постепенно вытесняется парадигмой профессионала, ориентированного не столько на реализацию должностных инструкций, сколько на достижение конкретных целей путем использования широкого арсенала методических и инструментальных средств [2]. Третья тенденция связана, прежде всего, с проблемой невостребованности на рынке труда тех или иных специалистов, в том числе после окончания учебных заведений. В этом контексте для работодателя особую роль начинает играть такой критерий как готовность и способность к дальнейшему профессиональному обучению. Обозначенные выше тенденции дают основание говорить о повышении значимости дополнительного профессионального образования в современном обществе.
Таким образом, становится понятно, что дополнительное профессиональное образование представляет собой процесс получения новых знаний и умений профессионального характера, на основании уже полученных знаний и с учетом потребностей рабочего места, инновационных внедрений.
Преимуществ дополнительного профессионального образования большое количество:
— в большинстве случаев преподавателями курсов являются люди, имеющие опыт практической работы. Они ведут обучение, опираясь на свой опыт, рассказывают конкретные случаи из своей практики;
— получение индивидом необходимых профессиональных знаний в сжатые сроки на определенных условиях;
— дополнительное образование относительно дешевле;
— получение конкретной специализированной информации;
— самостоятельный выбор специализации;
— возможность получать образование удаленно;
— разработка образовательных программ с учетом потребностей рынка труда.
Есть у дополнительного профессионального образования и свои недостатки:
— опять же, краткосрочность курсов. В действительности есть профессии, требующие более углубленного изучения. Курсы дополнительного образования помогут направить в нужное русло. Дальше всё зависит от обучающегося, будет ли он самостоятельно углублять знания.
— по окончании курсов дополнительного образования, не выдается диплом государственного образца;
— кадровые вопросы системы дополнительного профессионального образования;
— наличие современной материальной базы для функционирования системы ДПО.
Таким образом, дополнительное образование детей в образовательном учреждении является той сферой, которая, обладая самоценностью, в первую очередь, ориентирована на создание единого образовательного пространства и формирование у обучающихся целостного восприятия мира; на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта нового поколения и создание условий для развития индивидуальных интересов и потребностей личности.
Подводя итог вышесказанному хочется добавить, что дополнительное образование детей должно выстраиваться на образовательных программах, способных удовлетворить на высоком профессиональном уровне потребность в получении образования по направлению, которое наилучшим образом покрывает эту потребность. При реализации таких программ необходимо учитывать различия этих потребностей у разных обучающихся. Таким образом, согласно статьи 26 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» процессы стандартизации услуг в дополнительном образовании должны быть связаны, прежде всего, с условиями предоставления этих услуг, а также должны касаться структуры и содержания образовательных программ дополнительного образования детей в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. [1]
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации»
2. В. Фомин, В. Севостьянов. Дополнительное профессиональное образование //Человеческие ресурсы. 2003 г. № 3
Нет пределов совершенству или возможности дополнительного образования
Дополнительное образование в наше время востребовано как никогда и это естественный процесс, связанный с потребностями рынка труда. По данным статистики в России ежегодно около 1,5 млн. человек проходят обучение по программам дополнительного профессионального образования.
Этот вид образования дает возможность достаточно оперативно удовлетворить постоянно изменяющиеся индивидуальные образовательные потребности населения. Несомненный плюс системы дополнительного образования заключается также в том, что она быстро и адекватно реагирует на изменения рынка труда, одновременно решая задачи, связанные с его исследованием и прогнозированием. Однако развитие системы дополнительного образования в новых условиях диктуется не только законами рынка, но и законами революции, которая требует постоянного обновления знаний и переподготовки специалистов.
Об актуальных проблемах и перспективах развития системы дополнительного образования, о возможностях получения дополнительного профессионального образования и значении непрерывного образования в жизни человека мы побеседовали с Инной Валерьевной Андреяновой, кандидатом юридических наук, директором Института непрерывного образования, доцентом кафедры государственного и муниципального управления факультета менеджмента Псковского государственного университета
Ведущий: Инна Валерьевна, здравствуйте. Давайте начнем с грустного — с кризиса, затронувшего все сферы нашей жизни. На данный момент российская экономика переживает не самые лучшие времена. Сегодняшний кризис и тяжелая ситуация на рынке труда повлияли на востребованность дополнительного профессионального образования?
: В условиях мирового экономического кризиса произошло снижение общих расходов предприятий, в том числе и расходов на повышение квалификации сотрудников.
Соответственно необходимо разрабатывать и реализовывать программы с доступной стоимостью обучения, а также вырабатывать новые способы стимулирования предприятий на расходы на повышение квалификации сотрудников.
С другой стороны, в условиях кризиса предприятия не только должны стремиться выжить, но и могут использовать сложившуюся ситуацию для расширения своего бизнеса, удержания и завоевания новых высот. Здесь руководителям предприятий помогут программы, семинары, тренинги, направленные на развитие способности составления антикризисных креативных программ развития предприятий. Так, например, летом мы получили заказ на программу повышения квалификации «Антикризисное управление организацией» для сотрудников некоммерческих организаций.
В результате кризиса граждане будут вынуждены чаще перерабатывать или сочетать несколько работ, чтобы сохранить свой материальный достаток. Соответственно актуальным становится овладение второй, третьей специальностью. Здесь мы можем предложить программы профессиональной переподготовки.
Неизбежным следствием экономического кризиса является дисбаланс спроса на рынке труда и предложений на рынке образовательных услуг. Растет безработица и в то же время работодатели испытывают трудности с подбором кадров нужной квалификации. Соответственно необходима дифференциация целей и содержания программ ДПО. Рынок труда перенасыщен одними специалистами и испытывает острую нехватку других. Так, он перенасыщен юристами и экономистами и испытывает острую нехватку квалифицированных рабочих. В определенной степени такой дисбаланс вызван потребностями граждан России. В последнее время все больше россиян хотят получить и получают высшее образование. Однако количество вакантных мест для специалистов с высшим образованием ограничено.
Ведущий: И что же делать людям, которые уже имеют высшее образование и не могут устроиться на работу или только получают и имеют туманные перспективы трудоустройства?
: Мне кажется, что граждан нужно стимулировать к овладению рабочими профессиями. Как это сделать?
Используя средства ДПО, можно так организовать обучение в вузах, чтобы студент за период обучения (за счет государственного финансирования или за небольшую дополнительную плату) овладевал не только избранным направлением высшего образования, но и рабочей профессией, связанной с получаемой специальностью (например, овладевал дополнительно профессией механика по ремонту автотранспорта, обучаясь на специальности высшего образования «Организация и безопасность дорожного движения»).
В 2015 году студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Электроэнергетика и электротехника» (прикладной бакалавриат), прошли обучение по профессии рабочего «Сварщик» и получили 2 разряд. Обучение для студентов было бесплатным, получение профессии было предусмотрено в учебном плане в рамках освоения программы прикладного бакалавриата. Вполне возможно, что в период овладения рабочей профессией у студента возникнет интерес к ней и в случае трудностей с трудоустройством у него будет отличный «запасной вариант».
Ведущий: Насколько на фоне этой ситуации диплом об обучении в Институте непрерывного образования востребован работодателями?
: Конечно документы о дополнительной квалификации востребованы работодателями. Приведу пример. Так нам поступил заказ от ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Псковской области» на организацию обучения своих работников в количестве 15 человек по программе профессиональной переподготовки «Метрология и метрологическое обеспечение». Соответственно, преподавателями ПсковГУ была разработана такая программа с учетом требования ФГОС ВО, а также с учетом профессионального стандарта «Специалист по метрологии». После освоения данной программы слушатели получили диплом о профессиональной переподготовке, что дало им возможность занимать должности, предусмотренные указанным профессиональным стандартом, а также проходить аттестацию для работы в качестве поверителя определенного вида средств измерений.
Ведущий: Какие из направлений дополнительного профобразования пользуются наибольшей популярностью среди населения региона России?
Ведущий: Можно ли сказать, что данные направления популярны и у жителей других регионов России?
: Да, конечно. Опыт коллег по реализации программ ДПО, например, в Великом Новгороде, Ярославле, также свидетельствует об этом.
Кроме того, как я уже говорила раньше, сегодня очень высокая конкуренция на рынке труда. На одно рабочее место претендуют несколько специалистов. Работодатель имеет возможность выбора. В свете этого, становятся востребованными программы ДПО, обучающие технологиям поиска работы, трудоустройства, прохождения собеседования.
Ведущий: Работники отправляются на переподготовку по указке «сверху», например, своего работодателя или увеличиваются их личные потребности в получении допобразования вплоть до профессиональной переориентации?
: Если обратиться к истории, то в период существования Советского Союза практически все предприятия в России были государственными и повышение квалификации их сотрудников регламентировалось и финансировались государством. Государство определяло периодичность повышения квалификации и учреждения, в которые необходимо направлять сотрудников для повышения квалификации. Оно же осуществляло контроль за качеством реализуемых в них программ.
Сейчас большинство российских предприятий основаны на частном капитале и полностью зависят от количества и финансовых возможностей потребителей. Повышение квалификации сотрудников на таких предприятиях финансируется только за счет средств предприятия, они же определяют и регламент повышения квалификации, и учреждения, которые его осуществляют.
Сегодня предприятия готовы платить только за качественное дополнительное профессиональное образование. В докладе «Российское образование 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях» отмечается: «Интересы национального капитала (работодателей) получить квалифицированных специалистов с высшим образованием и работников широкого профиля, готовых быстро адаптироваться к новым условиям труда, менять технологии, умеющих быстро обучаться. При этом бизнес готов тратить значительные средства на переподготовку сотрудников в рамках конкретных квалификаций, но совершенно не готов финансировать обучение профессии, которая может быть освоена за несколько месяцев».
При этом работники и сами готовы платить за дополнительные компетенции и навыки, но чаще всего, если уверены в успешном трудоустройстве. От нечего делать сейчас никто не учится!
Ведущий: Какие формы получения дополнительного образования может предложить Институт непрерывного образования ПсковГУ таким людям?
: В этой ситуации мы стараемся обеспечивать высокое качество ДПО, удовлетворяющее запросам предприятий, ведем гибкую ценовую политику, максимально учитываем пожелания работодателей относительно времени, места проведения занятий, их содержания.
Примером может послужить программа повышения квалификации «Организация эффективного управления предприятием», которая была специально разработана для конкретного предприятия, согласованы с ним все учебные модули программы, преподавательский состав, время занятий. Обучение проходило как в аудиториях нашего Университета, так и непосредственно на данном предприятии в очной форме. При этом в программе может быть предусмотрена и самостоятельная работа слушателей.
Ведущий: Учебный процесс осуществляется с отрывом от работы, с частичным отрывом от работы, есть ли возможность заниматься по индивидуальным формам обучения, либо с элементами дистанционного обучения?
Ведущий: Можно ли обучаться по выходным?
: Что касается выходных, то не забываем, что это дни отдыха. Мы стараемся основные программы не планировать на выходные дни и часто не используем в расписании и пятницу, но бывают специальные программы, которые подразумевают обучение именно в эти дни. Например, индивидуальные занятия по подготовке к ЕГЭ для тех кто живет в районах нашей Псковской области, выездные курсы повышения квалификации.
Ведущий: Вы затронули тему дистанционного обучения. Как Вы считаете, насколько вообще эффективно и востребовано ДПО в формате дистанционного обучения?
: Думаю, что эта технология обучения в дополнительном образовании становится все более популярной и востребованной. То, что интересно и актуально для слушателя, не всегда можно найти расположенным территориально близко. А дистанционные технологии обучения позволяют учиться и в удаленных образовательных организациях и тогда, когда это удобно обучающемуся. Так что в востребованности этой технологии сомневаться не приходится.
Эффективность дистанционного обучения зависит от возможностей образовательной организации, какими ресурсами она располагает (электронные лаборатории, программное обеспечение ) и, разумеется, от кадрового потенциала.
Если преподаватели привыкли делать свое дело качественно, с душой, то используемые при обучении технологии — это только инструмент в руках умельца.
Ведущий: Инна Валерьевна, расскажите, пожалуйста, историю создания Института непрерывного образования на базе Псковского государственного университета.
: Институт непрерывного образования был создан на основе факультета повышения квалификации Псковского государственного педагогического университета имени и подготовительных курсов Псковского государственного политехнического института после объединения вузов в Псковский государственный университет.
За прошедшее время в Институте увеличилось не только количество программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки, подготовки к поступлению в вуз, но и появились новые направления деятельности, такие как профильные университетские классы, подготовительное отделение для старшеклассников по подготовке к сдаче ЕГЭ (в том числе и молодых мам до 23 лет) и иностранных слушателей. Из отделения «Нордистика» ПГПУ им. и проекта был создан Центр языковой подготовки, где идет обучение английскому, немецкому, французскому, нидерландскому, шведскому, эстонскому, испанскому, китайскому, латышскому языкам.
Ведущий: На каких принципах строится деятельность Института непрерывного образования?
: Непрерывно учиться — не означает получать дипломы, сертификаты, удостоверения, друг за другом и до бесконечности. Ведь человеческую личность характеризует не общее число неких документов, а те компетенции, которых ждёт от своего потенциального работника работодатель. Поэтому работа Института непрерывного образования ПсковГУ в основе своей подразумевает несколько принципов — «китов».
, это всеохватность: ИНО строит свою работу так, чтобы удовлетворять потребности в услугах по представлению дополнительного образования для самого широкого круга людей.
Второй принцип — преемственность: те знания, которые человек получил на любой из ступеней своего образования, должны быть важны (или образом зачтены) на следующей ступени.
, индивидуальный, личностный подход к процессу обучения каждого — он, собственно, должен наличествовать в любом образовательном процессе, даже несмотря на то, что в основе нашей работы групповые формы обучения. Потребности ведь у всех разные. Сейчас есть такое понятие, как корпоративные программы — бизнес заказывает их для себя. То есть, люди приходят к нам не на разработанные, стандартные курсы, а на те, что мы разработали и подготовили им с учётом конкретного заказа, конкретных их нужд.
Ведущий: На какие наиболее интересные и перспективные цели и задачи сделаны акценты в институте?
: Любой развивающийся организм рано или поздно усваивает напутствие «Учиться, учиться и еще раз учиться». Поэтому интересной и перспективной целью нашей деятельности является организация непрерывности в образовании каждого, кто к нам обратится в соответствии с его желаниями и индивидуальными потребностями, разработка «графика» личного совершенствования. Из перспективных задач хотелось бы выделить:
Ведущий: В Институте есть ряд интересных проектов, например: университетские классы, школа словесности, школа мигрантов. Расскажите, пожалуйста, в чем они заключаются и насколько активно развиваются.
: Выбор профессии — один из самых ответственных моментов в нашей жизни. В мире много профессий, но есть одна единственная, твоя…
Считают, что счастлив тот, кто утром идет с удовольствием на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Вот почему так важно правильно выбрать профессию. Как ее найти? Как не ошибиться? Как помочь сегодняшнему старшекласснику найти правильную дорогу в жизни?
Об этом задумались в ПсковГУ и нашли ответы на эти вопросы.
Чтобы помочь выпускникам псковских школ определиться с выбором будущей профессии, дать возможность получить бесплатные дополнительные услуги по профильным предметам, в том числе и при подготовке к ЕГЭ, и таким образом привлечь их внимание к ведущему вузу Псковской области, чтобы лучшие выпускники школ города оставались учиться и работать на Псковщине, в 2013 году стартовал проект «Университетские профильные классы».
«Университетские классы» — это уникальный проект ПсковГУ, задача которого сохранить кадровый потенциал Псковской области, помочь псковским выпускникам определиться с выбранной профессией, повысить интерес к учебе, расширить кругозор.
Образовательный процесс в университетских классах осуществляется в соответствии с учебными программами, разработанными ПсковГУ и согласованными с администрацией общеобразовательных учреждений. Курс обучения рассчитан на учащихся 10–11 классов.
В учебном плане университетских профильных классов четко выделяются три составные части:
В этом году состоялся первый выпуск в «Университетских профильных классах». Многие из выпускников выбрали для дальнейшего обучения родной ПсковГУ. Сегодня по программе «Университетские профильные классы» обучается 261слушатель.
На базе института непрерывного образования ПсковГУ создана «Школа мигрантов», основной сферой деятельности которой является проведение комплексного государственного экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ, а также подготовка иностранных граждан и лиц без гражданства по указанным дисциплинам. С 1 января 2015 г. в университете можно пройти комплексный экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ.
Ведущий: В университетских классах Вы готовите школьников к сдаче ЕГЭ. Многие школьники начинают задумываться о ЕГЭ только в одиннадцатом классе. Означает ли это, что и работаете Вы только с ними?
: Конечно же, мы работаем не только с одиннадцатиклассниками. Если у школьника есть два года — он учится в классе и уже понял, что ПсковГУ — это его вуз? Тогда он из нашего контингента! Таким десятиклассникам я всегда рекомендую: «Не теряйте времени — приходите к нам на двухгодичную «Школу успешного абитуриента».
В отличие от одногодичной формы, где наша главная задача все успеть и обеспечить вам высокую вероятность прорыва оборонительных рубежей приемной комиссии, на двухгодичных курсах подготовки мы решаем более амбициозные задачи — создаем прочный фундамент знаний по выбранным предметам. Это окажется необходимым не только для того, чтобы попасть в число студентов вуза, но и для того, чтобы удержаться в их числе. Школьник не только сможет успешно сдать ЕГЭ и поступить на наиболее престижные факультеты, но и действительно начнет разбираться в выбранных дисциплинах. Мы предлагаем ребятам углубленный курс по математике, физике, русскому языку, обществознанию, истории, биологии и химии.
Двухгодичная «Школа успешного абитуриента» — это оптимальный вариант для тех, кому нужны высшие баллы на ЕГЭ.
Ведущий: Инна Валерьевна, посетители сайта edu.garant.ru также хотели с нашей помощью задать Вам вопросы. Мы отобрали наиболее интересные из них.
Вот, например, вопрос от Натальи из Пскова. «Посмотрела на сайте Института непрерывного образования, что есть такое направление как подготовка молодых мам к ЕГЭ. В чем заключается специфика этой программы по сравнению с подготовкой обычных абитуриентов? Есть ли льготы для поступающих в ПсковГУ после обучения по этой программе?»
: Наталья, данный эксперимент проводится в рамках Постановления Правительства РФ от № 756 «О проведении в 2013–2015 годах эксперимента по обучению молодых женщин в возрасте до 23 лет, имеющих одного и более детей, на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования». Его цель, согласно документу, — улучшение демографической ситуации, а также содействие молодым женщинам в адаптации к новым социальным условиям, создание условий для их подготовки к обучению по программам бакалавриата и (или) специалитета.
Молодые мамы в течение 6 месяцев могли бесплатно обучаться на курсах по подготовке к ЕГЭ на базе подготовительного отделения. Слушательницы получали стипендию в размере 2 тысяч рублей. Каждая из слушательниц была вправе выбрать свой индивидуальный курс для подготовки к сдаче ЕГЭ, состоящий из трех предметов. Полученные знания давали возможность молодым мамам на общих основаниях сдать единый государственный экзамен и по его результатам поступить в любой вуз Российской Федерации. Напомню, что с введение в действие нового закона «Об образовании в РФ» результаты ЕГЭ действительны в течение лет.
Ведущий: А насколько пользуется это направление спросом у молодых мам? Может быть у Вас есть статистика поступивших в ПГУ или другие вузы после прохождения этого курса?
В прошлом учебном году из пятнадцати человек, обучавшихся по этой программе, в ПсковГУ поступили девять молодых мам. (6 чел. — на специальность «Начальное образование» и по одному на «Государственное и муниципальное управление», «Таможенное дело» и «Психологию и педагогику». В другие вузы поступили 2 девушки, а вот 4 человека экзамены, к сожалению, не сдали.
В этом году из девяти обучающихся молодых мам одна (Богомаз Анастасия) уже зачислена на очную бюджетную форму на факультет психологии, а две к сдаче экзаменов не приступили по семейным обстоятельствам. Остальные же поступают на заочную форму обучения.
Из опыта работы по этой программе можно сделать вывод, что эксперимент требует корректировки.
Ведущий: Инна Валерьевна, еще один вопрос от жителя Пскова. «Мне 36 лет. В прошлом закончил колледж, но планирую получить и высшее образование. Можно ли сдать ЕГЭ на базе ИНО, предварительно пройдя у вас занятия по подготовке к ЕГЭ? Если да, то что для этого нужно?»
: На базе института непрерывного образования сдать ЕГЭ нельзя. Этим занимается Региональный центр тестирования.
В Вашем случае, для того чтобы получить высшее образование сдавать ЕГЭ не обязательно. Можно пройти вступительные испытания, установленные вузом. Чаще всего — это тестирование по различным предметам школьной программы.
Ведущий: Инна Валерьевна, вопрос от посетителя сайта edu.garant.ru, который, к сожалению, не представился. «Среди направлений деятельности Института есть и общеобразовательные программы, по сути это своего рода групповые подготовительные курсы для школьников или индивидуальное репетиторство?»
У каждого молодого человека, пожелавшего получить высшее образование, складывается дорога в вуз.
Но мы убеждены, что дорога в вуз начинается с подготовительного отделения. Подготовительное отделение института непрерывного образования ПсковГУ дает возможность нашим слушателям:
Мы постоянно работаем над усовершенствованием и разнообразием наших программ. Для выпускников классов мы организуем курсы для подготовки к сдаче ОГЭ, десятиклассникам предлагаем обучение в двухгодичной Школе успешного абитуриента. Выпускники школ, колледжей, профессиональных лицеев, а также все, кто решил поступать в вуз, могут подготовиться к ЕГЭ и внутренним экзаменам, выбрав для себя наиболее оптимальную программу.
Высокое качество подготовки обеспечивается небольшой численностью групп. В группах девятиклассников (подготовка к сдаче ОГЭ) обучается по 7–8 человек. В Школе успешного абитуриента — до 10 человек по предмету. Также постоянно действуют курсы индивидуальной подготовки, где с преподавателем в группе занимаются по 2–3 человека.
Ведущий: И последний вопрос от нашего читателя. «Вузов много, выбрать сложно. Кто мне может помочь сориентироваться в их многообразии и в плане профориентации?»
: Да, действительно, вузов много, но, к сожалению, нет такого сайта, где была бы выложена вся информация обо всех вузах России. Но у каждого вуза есть свой официальный сайт, где можно найти всю интересующую информацию для абитуриента. На сайтах можно узнать и про факультеты, кафедры, состав, а также что необходимо для поступления в вуз. В нашем регионе есть такой информационный ресурс, где сосредоточены аннотации всех образовательных программ и учебных заведений среднего профессионального и высшего образования Псковской области. Такой сайт создан силами Псковского государственного университета в рамках Программы стратегического развития ВУЗа на период до 2020 г. Он называется «Центр развития кадрового потенциала и образовательной логистики» и размещается по адресу http://co.pskgu.ru/.
Ведущий: Инна Валерьевна, спасибо большое за интересную беседу. От лица редакции хотелось бы пожелать Вам и Вашему институту не останавливаться на достигнутом и с еще большим успехом продвигать в массы идеи о необходимости получения дополнительного образования.