Что относится к предпринимательству
Виды и формы предпринимательской деятельности
Понятие предпринимательской деятельности
В современном понимании понятие «предпринимательство» обозначил английский экономист конца 17 – начала 18 веков Ричард Кантильон. Он назвал предпринимателем человека, который действует в условиях риска.
В 1803 году французский экономист Ж. Б. Сэй в книге «Трактат политической экономии» определил предпринимательскую деятельность как комбинацию из трех производственных факторов – земли, капитала и труда. Предпринимательский доход – вознаграждение за труд и организацию производства.
По мнению Д. Викардо предпринимательская деятельность выступала обязательным элементом, определяющим эффективность хозяйствования. К. Маркс рассматривал предпринимателя как капиталиста-эксплуататора.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
На границе 19-20 веков усиливается роль и значение предпринимательства. Французский экономист Андре Маршаль дополнил классификацию Сэя (земля, капитал, труд) четвёртым фактором – организацией. Функции понятия предпринимательства были расширены.
Дж. Кларк выделил в процессе производства 4 фактора:
Фридрих фон Хайек сущностью предпринимательства назвал поиск и исследование экономических возможностей, характер поведения, а не вид деятельности.
Роберт Хизрич понимал под предпринимательством процесс образования чего-то нового, обладающего стоимостью.
Современное понятие предпринимательской деятельности закреплено в Гражданском кодексе Российской Федерации, в статье 2.
Предпринимательская деятельность – самостоятельная деятельность, целью которой является получение прибыли от продажи товаров, имущества, оказания услуг. Осуществляется она на свой риск и лицами, которые должны быть законодательно зарегистрированы.
Виды предпринимательской деятельности, их характеристики
Предпринимательство подразделяется на виды в зависимости от содержания и направления деятельности, объекта вложения средств, взаимосвязи предпринимательской и производственной деятельности:
Производственное предпринимательство
Производственным называется предпринимательство, деятельность которого направлена на производство товаров, выполнение работ, создание духовных и интеллектуальных ценностей с целью их дальнейшей реализации конечным потребителям.
Исходный момент – выбор вида деятельности. Для этого необходимо провести маркетинговые исследования, выяснить предпочтения потребителей, будет ли товар или услуга пользоваться спросом, в каких объемах следует выпускать продукт, оценить предполагаемый план продаж.
В России данный вид предпринимательства подвержен рискам. Налоги, недостаток ресурсов, отсутствие мотивации со стороны государства – всё это приводит к сдерживанию развития частного производства.
Коммерческое
Торговое предпринимательство выступает как один из основных видов российского предпринимательства. В этой сфере предприниматель выполняет роль коммерсанта, реализуя готовую продукцию, приобретенную им ранее, потребителям.
Коммерческое предпринимательство распространяется на все виды деятельности, в которых происходит обмен товара на денежные средства, денег на продукт или товара на товар. Прибылью предпринимателя является разница стоимости реализации и покупки продукции. Для эффективного ведения деятельности необходимо провести анализ рынка сбыта, степень насыщенности его данным продуктом, спланировать ориентировочно возможные объемы продаж.
Финансовое
Предприниматель приобретает валюту или акции по одной стоимости, продает другим лицам с наценкой. Разница в цене и составляет прибыль его деятельности.
При проведении кредитной сделки предприниматель предоставляет потребителю определенную денежную сумму на указанный срок в долг. Потребитель со временем возвращает денежные средства, выплачивая установленный заранее процент за пользование ими.
Организация финансово-кредитного предпринимательства предполагает наличие определённой системы, в которую входят: коммерческие банки, валютные биржи. Такой вид деятельности регулируется и контролируется общими законодательными актами, нормами Центрального банка России и министерства финансов. Участниками финансово-кредитной деятельности могут быть только профессионалы. Государство в лице минфина выступает предпринимателем в сфере финансов.
Посредническое
Особенностью посреднической деятельности является то, что предприниматель не является ни производителем, ни продавцом товара, а выполняет роль посредника в товарном обмене.
Посредник – физическое или юридическое лицо, которое представляет интересы производителя или потребителя, но само таковым не является.
Цель посредничества состоит в успешном заключении сделки между сторонами. За выполнение своей работы посредник получает прибыль.
Страховое
Предприниматель, который занимается страховой деятельностью, при заключении договора страхования гарантирует потребителю возмещение ущерба в случае форс-мажорных обстоятельств, аварийных ситуаций, потери здоровья за определенную цену. Страховые платежи вносятся либо единоразово, либо регулярно. Страховка же выплачивается в конкретных исключительных случаях. Таким образом, взносы формируют доход предпринимателя.
Страховая деятельность – рисковый вид предпринимательства. Однако, опираясь на него, участники других видов деятельности могут получить компенсацию за свои риски.
Консультативное
Консультант (от лат. consultantis – «советующий») – специалист, предоставляющий советы и рекомендации по вопросам, входящим в его компетенцию.
Компании приглашают консультантов для поиска, решения и разъяснения проблем, возникающих в сфере управления. Выделяют три вида консультирования:
Консалтинговые услуги могут оказываться в различных сферах. Основными являются 8 групп:
В России сформировались 3 группы консультантов:
Формы предпринимательства по виду собственности
По формам собственности предпринимательство делят на:
Государственное предпринимательство – форма ведения экономической деятельности организацией, которая была создана:
Часть государственного имущества, бюджета передается таким предприятиям, что позволяет их обособить. По своим обязательствам государственные предприятия отвечают только имуществом, которое находится в их собственности.
Частное предпринимательство – форма ведения экономической деятельности от имени предприятия (зарегистрированного согласно закону) или предпринимателя (если для осуществления деятельности нет необходимости в наемной рабочей силе, в форме индивидуального предпринимательства).
Формы предпринимательства по количеству собственников
По количеству собственников предпринимательство бывает:
Индивидуальное
Индивидуальное предпринимательство предполагает создание компании одним собственником. Предприниматель должен быть официально зарегистрирован и иметь счет в банке. Его деятельность облагается налогом.
Плюсы индивидуальной формы:
Недостатки:
Коллективное
Коллективное предпринимательство предполагает создание предприятия путем внесения двумя или более лицами средств в паевый или уставной фонд. Организационно-правовые формы коллективной предпринимательской деятельности установлены Гражданским кодексом РФ. Способы и методы распоряжения коллективным имуществом осуществляется исходя из соглашения между всеми собственниками. В случае выделения в учредительной документации долей, такая собственность является долевой. В остальных случая собственность совместная.
Основными формами коллективной деятельности выступают:
Корпоративное
Для защиты общих интересов в коммерции предприятия разных форм организации объединяются в одну сложную структуру. При этом сотрудничество строится на договорной основе, каждая из фирм-участниц не теряет своей самостоятельности и юридического статуса.
Корпоративное предпринимательство делится на виды:
Примеры предпринимательской деятельности в современном мире
К производственному предпринимательству относятся:
Коммерческое предпринимательство представлено сетью магазинов и товарными биржами. Крупными российскими торговыми сетями являются:
Товарные биржи предоставляют оптовую продажу различной продукции в ассортименте. Например:
В России существует 150 торговых бирж. Наиболее известными в мире торговыми биржами являются:
Примерами деятельности финансовых и кредитных организаций является процесс обращения на финансовом рынке следующих средств:
Спрос на услуги консультативного предпринимательства зависит от вида субъекта. Малый и средний бизнес интересуют консультации в сферах:
Крупный бизнес интересуют рекомендации по направлениям:
Как пример посреднических организаций можно выделить следующие:
Мировые концерны, которые входят в топ-100 крупнейших:
Наиболее яркими представителями консорциумов в России выступают:
Предпринимательская деятельность гражданина: что это и кто может ее осуществлять
Предпринимательская деятельность гражданина (то есть физического лица) — это самостоятельная, со всеми рисками работа, направленная на получение прибыли, оформленная в соответствии с законом, но без образования юрлица.
Что такое предпринимательство
Предпринимательство — это самостоятельная деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Источники дохода — имущество, продажа товаров, труд (свой и/или наемных работников). Самостоятельность подразумевает риски как ключевое отличие свободного «коммерческого творчества» от работы «на хозяина» или «на государство» за зарплату.
По законодательству участие граждан в предпринимательской деятельности требует оформления с образованием юридического лица или без такового — в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) — статья 23 ГК РФ.
С 2020 года по всей стране действует новый закон о специальном налоговом режиме — «Налог на профессиональный доход» (НПД) (ФЗ № 422 от 27.11.2018) — то, что в народе называют «самозанятостью». То есть работа на себя, реализация товаров и услуг, но без образования ИП.
Кто вправе заниматься предпринимательством
Или другими словами, что такое предпринимательская способность гражданина — это совокупность обстоятельств, при которых он вправе зарегистрировать свое дело, никого не спрашивая.
Проще перечислить, кому это запрещено:
Какие виды предпринимательства разрешены в РФ
Кроме «внешнеотраслевых» признаков виды хозяйствования делятся на те, что требуют оформления специальных разрешений (лицензий), и на простые, где лицензия не нужна.
Важно понимать: индивидуальная предпринимательская деятельность гражданина (ИП) как форма государственного оформления далеко не всегда подходит для конкретного вида производства, торговли и т.д. Есть и такие сферы, которые доступны только организациям. Например, изготовление и продажа крепкого алкоголя.
Где узнать конкретнее? В нашей стране существует Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) — список всех существующих работ и услуг, обозначенных специальными кодами.
С какого момента гражданин становится предпринимателем
Общее правило: гражданин вправе заниматься предпринимательством с момента регистрации в Налоговой (статья 23.1 Гражданского кодекса РФ).
Подача документов доступна как в традиционном бумажном, так и в электронном формате, например, на сайте ФНС:
Ответственность за отсутствие регистрации
Незаконная предпринимательская деятельность граждан в РФ (вообще без регистрации или без лицензии на деятельность, требующую специального разрешения) грозит налоговыми и административными штрафами, а в особо тяжелых случаях — уголовным наказанием.
Налоговые санкции — это НДФЛ на доказанные доходы + пени + штрафы (ст. 116 НК РФ).
По КоАП — штрафы с возможностью конфискации продукции или оборудования (ст. 14.1 КоАП).
Если поймали с нелегальными доходами, нанесшими ущерб государству в крупном и особо крупном размере, работает Уголовный кодекс.
2. Производственное предпринимательство
2. Производственное предпринимательство
Производственное предпринимательство является одним из ведущих видов предпринимательства. Здесь осуществляется производство продукции, товаров, работ, оказываются услуги, создаются определенные ценности. Функция производства в этом виде предпринимательства является основной, определяющей, а сопровождающие функции имеют дополняющее значение (хранение, транспортировка, сбыт и др.). После Перестройки в России эта сфера деятельности претерпела самые значительные негативные изменения: были разорваны хозяйственные связи, нарушилось материально-техническое обеспечение, сбыт прежних объемов продукции стал невозможным, резко ухудшилось финансовое положение предприятий. К производственному предпринимательству относятся инновационная и научно-техническая деятельность, непосредственное производство товаров и услуг, использование их в дальнейшем производстве. Каждый предприниматель, готовый заняться производственной деятельностью, сначала должен определить, что конкретно он будет производить. Затем предприниматель ведет маркетинговую деятельность, занимается исследованием рынка и потребительского спроса. Если заключить контракт с потенциальным закупщиком, то это позволит свести к минимуму предпринимательский риск, но этот идеальный вариант практически не всегда возможен.
Следующий этап деятельности производственного предпринимательства – приобретение или аренда факторов производства.
К факторам производства относятся: производственные фонды, рабочая сила, информация. Производственные фонды, в свою очередь, делятся на основные и оборотные.
Основные производственные фонды – здания, сооружения, передаточные устройства, силовые машины и оборудование, рабочие машины и оборудование и т. п.
Оборотные производственные фонды включают сырье, основные и вспомогательные материалы, топливные и энергетические ресурсы, тару. Предпринимателю необходимо просчитать расходы будущего периода. Смысл состоит в обеспечении снижения расходов на первых порах производства новой продукции. Впоследствии в течение определенного периода времени эти расходы будут отнесены на издержки производства.
Рабочую силу предприниматель нанимает путем объявлений, через биржи труда, агентства по трудоустройству, с помощью друзей и знакомых. При подборе кадров следует учитывать образование кандидата, его обучаемость, уровень его профессиональных навыков, опыт предшествующей работы, личные качества.
Далее предприниматель приобретает всю необходимую ему информацию о возможности привлечения ресурсов: материальных, финансовых и трудовых, о рынке сбыта намечаемой к изготовлению продукции или услуги и т. д.
Факторы, влияющие на предпринимательство, особенно производственное, можно разделить на экономические, технологические, политико-правовые, институциональные, социокультурные, демографические и природные. Все они оказывают влияние на распространенность ресурсов и общество в целом, что важно для осуществления предпринимательской деятельности.
К многочисленным экономическим факторам можно отнести:
масштаб рынков и уровень их развития, доходы населения, размер платежеспособного спроса и конкуренцию в разных отраслях, курс национальной валюты и т. д. Все это влияет на отраслевой бизнес и предпринимательскую инициативу. В России ситуация крайне сложна, так как доходы населения остаются на низком уровне, не обеспечивается платежеспособный спрос, предприятиям негде сбывать товары, внешние рынки практически недоступны.
Технологические факторы говорят об уровне научно-технического прогресса и материально-технической базы. В России имеются 7–8 программ, способных перевести ее в разряд передовых стран на мировом рынке технологий: разработки в области атомной энергетики, биотехнологий и др. Без поддержки государства это невозможно.
Политические и правовые факторы определяют отношения общества и государства, механизмы государственного влияния и процессы принятия важных решений, развитость нормативно-правовой базы и правосознания в стране.
Необходимо существенное усиление роли государства в регулировании и стимулировании производственного предпринимательства, что объективно обусловлено и национальной спецификой России (огромная территория, многонациональный состав населения, многоотраслевой характер экономики), и факторами, связанными с ее современными социально-экономическими условиями. Трудности обусловлены потерей управляемости экономическими процессами, так как государство утратило свой авторитет и многие регулирующие функции, которые необходимы в условиях рынка. Политическая и экономическая нестабильность по сей день мешает предпринимательству, в том числе производственному.
Глубочайший кризис постиг все отрасли и сферы экономики, и без государственной поддержки справиться с ним самостоятельно предпринимательство не сможет.
Количественные и качественные характеристики материально-технической базы позволяют сделать вывод, что в нынешнем состоянии предпринимательство не сможет перейти не только к расширенному, но и к простому воспроизводству. Кроме того, устаревшее оборудование и методы производства значительно повышают риск техногенных аварий.
Роль государства для успешного функционирования производственного предпринимательства состоит в решении следующих задач:
1) государственная финансовая поддержка производственного предпринимательства;
2) грамотное налоговое регулирование;
3) правовое и информационное обеспечение производственного предпринимательства.
Крупное и среднее производственное предпринимательство из-за своих особенностей не меньше, чем малое, требуют государственного внимания и финансовой поддержки. В условиях ограниченности бюджетных средств, их нехватки на поддержку производственного предпринимательства возможно проводить косвенную поддержку, которая сегодня слабо применяется и сильно коррумпирована.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава II Предпринимательство
Глава II Предпринимательство Поскольку невозможно усвоить концепцию социализма, предварительно не разобравшись, в чем состоит сущность предпринимательства, данная глава будет посвящена этому понятию, а также характерным свойствам и основным элементам
Глава VI. Производственное обучение.
Глава VI. Производственное обучение. § 1. Рассмотрев причины, обусловливающие рост многочисленного и деятельного населения, мы теперь должны перейти к проблеме обучения, которое необходимо для развития производительности его труда. Естественная энергия, «позволяющая
11. Торговое предпринимательство
11. Торговое предпринимательство Характерной чертой торгового предпринима-тельстваслужат тесные экономические связи с оптовиками и розничными торговцами, потребителями товаров, работ, услуг.Торговое предпринимательство включает все виды деятельности, которые
3. Торговое предпринимательство
3. Торговое предпринимательство Производство неразрывно связано с предпринимательством сферы обращения – чтобы получить прибыль, произведенные товары необходимо продать или обменять на другие ресурсы. Поэтому самыми быстрыми темпами развивается именно торговое
4. Финансовое предпринимательство
4. Финансовое предпринимательство Сферой деятельности финансового предпринимательства являются обращение и обмен стоимостей. Финансовая деятельность связана с производственной и коммерческой, причем эти взаимосвязи постоянно углубляются. Однако финансовое
5. Страховое предпринимательство
5. Страховое предпринимательство Суть страхового предпринимательства заключается в том, что предприниматель гарантирует клиенту возмещение ущерба в соответствии с условиями, прописанными в договоре, не противоречащем действующему законодательству, в случае
6. Посредническое предпринимательство
6. Посредническое предпринимательство Посредническая деятельность заключается в том, чтобы получить прибыль, за оказание определенных услуг потребителю, в роли которого также могут выступать предприниматели. Как правило, это упрощение операций купли-продажи,
4. Индивидуальное предпринимательство
4. Индивидуальное предпринимательство Индивидуальное предпринимательство является самой простой формой организации предпринимательской деятельности, которая образуется с помощью семейной и индивидуальной собственности.Индивидуальное предпринимательство
§ 1 Коммерческое предпринимательство
§ 1 Коммерческое предпринимательство Кто является бизнесменомО бизнесмене (в буквальном смысле: деловом человеке) можно сказать прежде всего, что он является предпринимателем. Предпринимателем называют инициативного человека, который берет на себя ответственность за
9. Производственное предприятие как основа экономики
9. Производственное предприятие как основа экономики Производственное предприятие является единственной реальной основой функционирования экономики. Именно за счет наличия предприятий сферы производства существуют все остальные сферы и отрасли
Лекция 12 Оперативно-производственное планирование
Лекция 12 Оперативно-производственное планирование 12.1. Содержание, задачи и виды оперативно-производственного планированияВ основе ритмичного выпуска продукции каждым подразделением предприятия лежит единая производственная стратегия предприятия. Предприятия,
Предпринимательство
Предпринимательство Предприимчивость необходима, чтобы начать новую игру, создать новые правила, разработать совершенно новую бизнес-модель.Все последние исследования подчеркивают важность опыта и (или) позиционного преимущества и для отдельных людей, и для компаний.
Приложение А Производственное планирование, позволяющее Toyota Motor координировать работу своих дилеров и поставщиков автодеталей[9]
Приложение А Производственное планирование, позволяющее Toyota Motor координировать работу своих дилеров и поставщиков автодеталей[9] Координация работы автомобилестроителей и дилеров Процесс разработки автомобилестроителями производственных планов на основе
Производственное совершенство
Производственное совершенство Первую область, в которой может доминировать лидер, они определили как производственное совершенство. Компания, обладающая таким конкурентным преимуществом, способна вести бизнес настолько эффективно и хорошо, что эта способность
«Предпринимательство»
«Предпринимательство» Новые предприятия открываются сегодня в рекордных количествах. Предприниматели встречают со стороны делового сообщества гораздо б?льшее уважение и понимание, чем в недавнем прошлом. Многие американцы надеются когда-нибудь создать собственную
Предпринимательство
Предпринимательство На территориях фирм вроде Brooklyn Brine легко найти причину посмеяться. Компания продает традиционные соленья (я серьезно). Расположена в Бруклине. И ее работники свободно пользуются выражениями вроде «спаржа с лавандой», «стебли чеснока» и
Раздел 1. Бизнес и предпринимательство
Цель и задачи темы
Целью темы является ознакомление с системой современного бизнеса.
Оглавление
1.1.1. Концепции бизнеса
Существует несколько концепций бизнеса.
В условиях современной рыночной экономики деловые люди осуществляют предпринимательские инициативы, вступая в отношения с другими деловыми людьми. Система деловых отношений базируется на организационно-экономических отношениях. Понимание же под бизнесом всего лишь инициативной деятельности предпринимателей, направленной на получение доходов упрощает экономические отношения.
По второй концепции, бизнес рассматривается как система экономических, организационных, хозяйственно-правовых, деловых отношений осуществляемых частными лицами, предпринимателями, организациями, государством при создании или приобретении и продаже ценностей в обмен на товары, услуги, основные факторы производства (труд, земля, капитал), денежные средства с целью получения взаимных экономических и социальных выгод.
Третья концепция определяет бизнес как процесс, когда бизнес предполагает выполнение определенных функций, таких как ведение финансов и учета, кадровое и материально-техническое обеспечение, производственную деятельность, маркетинг, менеджмент, осуществление научно-исследовательских и проектных работ и т.п. В учебнике Алана Хоскинга « Business studies », изданного в Холборнском колледже Лондона, дано следующее определение: «Бизнес – это деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по извлечению природных благ, производству или приобретению и продаже товаров или оказанию услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций».
В соответствии с четвертой концепцией, понятие бизнеса значительно расширяется, он рассматривается не только, как процесс деятельности, но и как объект собственности, который можно продать, заложить, застраховать, завещать. В этом случае бизнес становится объектом сделки, товаром.
Бизнес, как товар имеет ряд особенностей:
1.1.2. Родовые признаки бизнеса
В любой из вышеназванных концепций главной целевой характеристикой бизнеса является получение экономической выгоды – это получение прибыли и дохода, снижение издержек, расширение производства и т.д. Кроме экономической выгоды целью бизнес деятельности являются и социальные выгоды — это имидж фирмы, статус как партнера, марка фирмы.
Бизнес деятельность реализуется только в процессе обмена, сделки, поэтому основополагающей характеристикой бизнеса является обмен. Каждая сделка, так или иначе, отражает заинтересованность в успешном её исполнении всех участвующих сторон.
Любая сделка вообще может состояться только в том случае, когда стороны пришли к взаимному решению, то есть определили для себя пользу от её реализации. Поэтому важнейшей характеристикой обмена является его взаимовыгодность. Последняя обеспечивается тем, что в сделке есть всегда контрагент.
Взаимовыгодность сделки законами, финансовыми органами должно обеспечивать государство, в противном случае оно не получит налоги, которые являются основным источником пополнения государственного бюджета. Если взаимовыгодная сделка, её предмет или форма не запрещены законом, например сбыт наркотиков, то помимо непосредственных участников сделки, заинтересованность в её успешном исполнении проявляет и государство, выражающее общую заинтересованность общества в эффективном развитии экономики.
Любой бизнес имеет свою экономико-организационную форму в виде предприятия. В этом плане существуют два подхода к экономике предприятия, как организационно-экономической формы бизнеса.
1.1.3. Субъекты бизнеса
Бизнес как деловые отношения представляют собой систему, охватывающую различных субъектов и интегрирующую их деятельность в единое целое. Субъектами бизнеса выступают:
Остановимся подробнее на каждом из субъектов бизнеса.
Первая из названных категорий субъектов деловых отношений – предприниматели. В процессе своей деятельности предприниматели вступают во взаимные деловые отношения с другими субъектами рыночной экономики. Целью предпринимателя выступает необходимость создать круг собственных потребителей, клиентов.
Во взаимоотношениях предпринимателя и потребителя предприниматель относится к категории активного субъекта, а потребителю свойственна, прежде всего, пассивная роль. При анализе стороны этих взаимоотношений потребитель является индикатором предпринимательского процесса, потому что все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает, как готовность последнего приобрести тот или иной товар.
Предприниматель, при планировании и организации своей деятельности не может игнорировать настроения, желания, интересы, ожидания, оценки потребителя. У предпринимателя в условиях рыночной системы отношений нет иного пути воздействия на потребителя, кроме как действовать в единстве с его интересами. Однако такая ситуация вовсе не означает, что предприниматель обязан действовать только в строгом соответствии с уже выявленными интересами потребителя. Сам предприниматель может формировать спрос потребителя, создавать новые покупательские потребности.
Если с точки зрения общественного производства, предприниматель выступает в роли активного субъекта, то с точки зрения самого предпринимательского процесса, его содержания и эффективности активную роль играет потребитель. Потребители, не являются пассивной стороной сделки с предпринимателями, они являются равноправными участниками деловых отношений, полноценными субъектами бизнеса.
Третьим субъектом бизнеса является наемный работник, без которого невозможен процесс производства и реализации продукции. Наемные работники, как и потребители, являются не пассивной стороной в сделках с предпринимателями, а равноправными участниками отношений с ними. Именно от наемного работника зависит эффективность и качество реализации предпринимательской идеи.
В рамках взаимоотношений между предпринимателем и наемным работником возникает ряд проблем, требующих обязательного решения.
Второй проблемой выступает необходимость вовлечения наемного работника в интерес предпринимательской структуры. При этом различают две формы:
Первая форма свойственна европейской системе организации труда, когда каждый наемный работник точно знает свои производственные функции и выполняет их с присущей ему умелостью. Форма вовлечения наемного работника в интерес производственный интерес фирмы зависит от используемой предпринимателем системы оплаты труда. Важнейшими формами оплаты труда являются:
Роль государства как еще одного субъекта бизнеса может быть различной в зависимости от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и тех целей, какие ставит перед собой государство. В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:
В случае, когда государство является ускорителем бизнес деятельности, оно должно выполнять следующие функции.
Во-первых, государство также должно берет на себя функции создания для предпринимателей требуемой предпринимательской инфраструктуры, то есть всех тех вспомогательных структур, которые могли бы оказать предпринимателю услуги, необходимые для эффективной реализации проектов. Государство должно снабжать предпринимателя необходимой информацией, должно способствовать учреждению консультационных, юридических и иных фирм, облегчающих деятельность предпринимателей.
Во-вторых, государство должно поддерживать в финансовом отношении только что вступивших или вступающих в сферу деловой активности предпринимателей. Обычно с этой целью государством разрабатываются специальные программы поддержки предпринимателей, в которых учитываются меры по льготному кредитованию. Особые льготы предоставляются тем, кто берется за реализацию каких-либо общественно значимых предпринимательских проектов.
В-третьих, государство должно брать на себя обеспечение эффективно функционирующей образовательной среды. Ведение предпринимательской деятельности в современной ситуации возможно лишь при условии умелого сочетания основных постулатов общеэкономической теории, конкретных экономических (предпринимательских) знаний, а также количественных методов в бизнесе.
1.1.4. Деловые интересы в бизнесе
При вступлении во взаимовыгодную сделку у каждого субъекта бизнеса возникают собственные деловые интересы.
Деловой интерес предпринимателей – это извлечение доходов, в форме прибыли. Он реализуется через производство и продажу продукции, оказание услуг, выполнение различных работ по принципу максимизации прибыли. Основу предпринимательского бизнеса составляет частная собственность на средства производства, из которой выросли современные формы негосударственной собственности – акционерная, паевая, корпоративная и т.д.
Деловой интерес потребителей — это потребление товаров в соответствии с моделью «цена-качество» для получения полезности и удовлетворения в той или иной форме. Данный интерес реализуется посредством установления контактов с производителями и продавцами продукции (услуг) на основе самостоятельного поиска контрагентов по принципу максимизации выгоды. Если для предпринимателей выгодой является доход (прибыль), как правило, в денежной форме, то для потребителей такой выгодой является товар или услуга, наилучшим образом удовлетворяющая потребность. Основу потребительского бизнеса составляет частная собственность на предметы потребления и услуги. Частная собственность на предметы потребления и частная собственность на средства производства являются двумя взаимосвязанными компонентами системы деловых отношений.
Деловой интерес наёмных работников – это извлечение доходов. Он реализуется посредством работы в предпринимательской фирме на контрактной или иной основе. Если для предпринимателей выгодой в сделках является конечный доход фирмы, получаемый от сбыта продукции, то для наёмных работников – личный доход, получаемый в результате выполнения ими должностных обязанностей. Основу делового интереса наемного работника составляет потребность в воспроизводстве рабочей силы и обеспечении существования ее как личности. Каждому экономическому субъекту свойственны свои собственные интересы. Что касается предпринимателя и наемного работника, то часть их планов совпадает, а часть носит полярно противоположный характер (предприниматель в отличие от наемного работника не всегда заинтересован в высокой оплате его труда). В таких случаях стороны вынуждены идти на поиск компромиссных вариантов, что, в общем-то, и составляет основу взаимоотношений этих двух субъектов предпринимательского процесса.
Деловой интерес государства отличается от других субъектов бизнеса. Государственные структуры призваны решать общегосударственные задачи (экология, содержание убыточных предприятий и целых отраслей). Государственные структуры могут оказывать и косвенное влияние на других субъектов деловых отношений, будучи гарантами осуществления законного бизнеса. Основу государственного бизнеса составляет государственная собственность на средства производства, информацию, продукцию интеллектуального труда, ценные бумаги, денежные ресурсы. Основу делового интереса государства составляет потребность в осуществлении приоритетных общегосударственных научно – технических, научно – производственных (как правило, наукоёмких, капиталоёмких) и иных программ, способных принести пользу государству как единому целому и тем самым – его гражданам.
1.1.5. Особенности предпринимательского, потребительского, наемно-трудового и государственного бизнеса
Несмотря на общие родовые признаки бизнеса, каждый из его видов имеет собственные черты и особенности.
Предпринимательский бизнес в крупных и средних фирмах базируется, как правило, на разграничении власти и управления (собственности и непосредственного предпринимательства). Предпринимательский бизнес в мелких фирмах является общедоступным делом, поддерживается государством и составляет основу постоянного воспроизведения предпринимательской среды.
Реализуя свои потребительские интересы, извлекая выгоду из осуществляемых сделок, потребитель осуществляет свой специфический потребительский бизнес.
Во-вторых, потребительский бизнес отражает заинтересованность людей в конечных результатах производства. Это деятельность, непосредственно направленная на поиск наилучших условий достижения этих результатов.
В-третьих, потребительский бизнес является стимулом по отношению к предпринимательскому бизнесу, заставляя предпринимателей не только считаться с запросами потребителей, но и воспринимать потребителей в качестве естественных партнёров по деловым связям.
В-четвёртых, участниками потребительского бизнеса выступают и предприниматели – в качестве потребителей продукции других фирм.
Реализуя свои трудовые интересы, извлекая выгоду из осуществления сделок с предпринимателями, данная категория граждан даёт свой специфический трудовой бизнес. Трудовой бизнес наемных работников заключается в получении доходов в виде зарплаты, нахождение наилучших вариантов занятости.
Главные мотивы отнесения наёмных работников к одному из элементов «трудового бизнеса» являются:
Во-первых, рабочая сила, лишь сдаётся в срочную аренду. Сделка между предпринимателем и работником – это арендное соглашение, в котором оговариваются сроки, условия аренды и другие моменты, присущие арендному соглашению.
Во-вторых, заключая сделку, обе стороны – и работники, и предприниматели – делают инициативный выбор и идут на экономический риск, обе стороны обмениваются своим достоянием, стремятся навязать друг другу свои интересы, используют разнообразные приёмы давления друг на друга, несут взаимную ответственность за нарушение условий соглашения о найме. Обе стороны осуществляют посредством сделки свою деловую стратегию и тактику. Другими словами, налицо необходимые признаки бизнеса как с одной стороны, так и с другой.
В-третьих, наёмные работники имеют возможность изменить свой социальный статус, превращаясь в собственников в результате приобретения акций предпринимательских фирм, либо по истечении срока соглашения о найме открыть своё дело, вливаясь в армию мелких предпринимателей.
Когда государство непосредственно входит на рынок с деловыми предложениями, оно является равноправным партнером других участников деловых отношений. Принцип взаимной выгодности сторон при таких сделках является иным – предпринимательские фирмы стимулируются государством на участие в государственных программах, государство же получает возможность реализации таких программ.