Что относится к предметам труда в бухучете

ТЕМА № 2. ПРЕДМЕТ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА

Бухгалтерский учёт как наука имеет свой предмет исследования. При изучении предмета следует уяснить область его применения и установить, что хозяйствующий субъект состоит из множества подразделений (элемен­тов) и бухгалтерский учёт ведётся на каждом из них и охватывает его в це­лом. Предметом бухгалтерского учёта экономического субъекта являются те составляющие его производственно-хозяйственной и финансовой дея­тельности объекты, которые могут быть описаны бухгалтерской информа­цией.

Для осуществления хозяйственной деятельности организации ис­пользуют разнообразные экономические ресурсы. Они являются активами хозяйствующего субъекта и отражаются в учёте в стоимостной оценке. Учёт и контроль за движением ресурсов осуществляются по стадиям их кругооборота. Состав активов весьма разнообразен. Для целей учёта и анализа они могут быть сгруппированы по целому ряду признаков: по ви­дам, местам эксплуатации, в зависимости от участия в хозяйственном обо­роте, по времени использования в производственном процессе и источни­кам образования.

При классификации активов по видам их принято делить на 6 групп (рис.2.1)

Что относится к предметам труда в бухучете

Средства тудаПредметы трудаПредметы обращенияДенежные средстваЧто относится к предметам труда в бухучетеСредства в расчетахОтвлеченные средства

Рис. 2.1 Классификация активов хозяйствующего субъекта по видам

К первой группе активов относятся средства труда, включающие ос­новные средства, нематериальные активы, инвентарь и хозяйственные принадлежности.

Ко второй группе активов относятся предметы труда. К ним относят­ся сырьё и материалы, топливо, полуфабрикаты, незавершённое производ­ство, запасные части, тара.

Под сырьём понимают продукцию сельского хозяйства (семена, корма и др.) и добывающих отраслей промышленности (нефть, уголь и др.), а под материалами продукцию обрабатывающих отраслей.

Материалы по их роли в процессе изготовления продукции делятся на две группы: сырьё и основные материалы, вспомогательные материа­лы.

Сырьё и основные материалы составляют вещественную основу продукта, а вспомогательные используются для выполнения определённых функций. Например, вспомогательные материалы могут создавать нор­мальные условия работы для основных средств (смазочные материалы), изменять качественную характеристику предметов труда (красители).

Третью группу активов составляют предметы обращения.

К четвёртой группе активов относятся денежные средства.

К группе денежных средств относятся средства на расчётном счёте в банке и других счетах (валютном, специальных счетах (аккредитивы, че­ковые книжки, депозитные счета, по банковским картам и др.)). С них производятся расчёты с поставщиками и покупателями, с банками, финан­совыми органами путём безналичных перечислений. Небольшие суммы наличных денег могут находиться в кассе хозяйствующего субъекта в пре­делах установленного лимита.

К пятой группе активов относятся средства в расчётах.

Что относится к предметам труда в бухучете

К шестой группе активов относятся отвлечённые активы.

Под инвестициями понимаются долгосрочные вложения средств. В их составе выделяются капитальные вложения самого предприятия и дол­госрочные финансовые вложения в другие организации.

Под капитальными вложениями понимают затраты, осуществлённые в связи со строительством или приобретением основных средств, немате­риальных активов.

В зависимости от механизма образования и срока погашения обяза­тельств различают собственный и привлечённый капитал.

К собственному капиталу относят: уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределённую прибыль, целевое финан­сирование.

Резервный капитал (фонд) формируется за счёт прибыли организа­ции и используется для покрытия потерь, возникших в результате чрезвы­чайных обстоятельств и выплаты дивидендов и доходов при недостаточно­сти прибыли.

К долгосрочному заёмному капиталу относятся кредиты банков и займы.

Краткосрочный привлечённый капитал по механизму образования может быть объединён в несколько групп.

Необходимо чётко представлять характерные особенности каждой группы и их составляющих и приводить правильные и обоснованные при­меры.

Следует уметь группировать экономические ресурсы по источникам их образования, представлять роль собственных и привлечённых источни­ков ресурсов в хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта. Важно понимать, что экономические ресурсы равны источникам их обра­зования, поскольку рассматриваются одни и те же средства с двух сторон. А именно:

экономические собственный привлечённый

ресурсы = капитал + капитал

Детальное изучение основ данной темы облегчит понимание после­дующих тем программы.

Задание 1.

а) Изучить материал темы «Предмет бухгалтерского учёта».

б) Ответить на вопросы для самоконтроля 1-22.

Вопросы для самоконтроля

1. Какова область применения бухгалтерского учёта?

2. Что является объектами бухгалтерского учёта?

3. Что такое хозяйственная операция, хозяйственный процесс?

4. Что понимается под фактом хозяйственной жизни?

5. Что является предметом бухгалтерского учёта?

6. Что понимается под основными средствами?

7. Что понимается под нематериальными активами?

8. Что относится к предметам труда?

9. Каков состав имущества, используемый в сфере обращения?

10.Что относится к предметам обращения?

11. Что понимается под средствами в расчётах?

12.Какие учётные объекты включаются в понятие «отвлечённые активы»?

13.Что относится к финансовым вложениям?

14.На какие группы подразделяются источники образования имущества хозяйства?

15.Что относится к собственным источникам образования имущества?

16.Что понимается под уставным капиталом?

17.Является ли прибыль источником образования имущества хозяйствен­ного органа?

18.Что относится к заёмным источникам?

19.Что понимается под кредиторской задолженностью?

20.Почему экономические ресурсы (активы) равны источникам их образо­вания (пассивам)?

21.Что общего между собственным и заёмным капиталом?

22.В чём отличие дебиторской задолженности от кредиторской?

Задание 2. Задания в текстовой форме для контроля знаний студентов по теме «Предмет бухгалтерского учёта».

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Основные средства

Определение

Основные средства — это средства труда, имеющие материально-вещественную форму и сохраняющие ее в процессе использования. Объекты основных средств предназначены для использования в течение длительного времени (свыше 12 месяцев). К основным средствам относятся здания, сооружения, земля, станки, оборудование, транспорт и т.п.

Основные средства относятся к внеоборотным активам. В процессе использования они переносят свою стоимость на себестоимость готовой продукции (работ, услуг) посредством амортизации (износа).

Критерии основного средства

В соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Амортизация основных средств

Амортизация основного средства, т.е. ежемесячное списание его стоимости на затраты, может производиться следующими способами:

Второй и третий способ относятся к ускоренным способам амортизации, когда в первые годы списываются большие суммы, чем в последующие. Последний способ призван отразить зависимость износа оборудования от количества выпущенной с его помощью продукции, когда это сильней влияет на износ, чем срок службы.

Не подлежат амортизации основные средства, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (например, земля, объекты природопользования, музейные коллекции т.п.).

Анализ использования основных средств

Анализ использования основных средств особенно актуален для фондоемких производств, где в себестоимости продукции большую долю имеет амортизация. На уровне бухгалтерской отчетности анализируют общее изменение стоимости основных средств, их долю в активах организации, а также фондоотдачу – отношение выручки к средней стоимости основных средств (см. подробней в Справочнике финансового аналитика).

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Источник

Особенности учета процесса производства

Производственный процесс – это отражение превращения сырья и материалов в готовый продукт. Это один из важнейших элементов учета на предприятии, поскольку отражает расходы и затраты на сырье в сопоставлении с прибылью от реализованной продукции. Корректность данного учета обеспечивает своевременное отслеживание финансовых результатов организации и позволяет осуществлять эффективное управление.

Вопрос: Как отражаются в учете поступление материалов, расходы на их доставку, а также списание указанных материалов в производство, если в бухгалтерском учете материалы отражаются по учетным (планово-расчетным) ценам с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», при этом фактическая себестоимость приобретенных материалов превышает их учетную цену?
Посмотреть ответ

Рассмотрим, какие существуют особенности бухгалтерского учета процесса производства на предприятии.

Производство и себестоимость

Производство – основная цель создания любого предприятия. Сотрудники, используя необходимые орудия труда, в ходе различных хозяйственных операций преобразуют сырье в товар, готовый к реализации – это и есть производственный процесс. К нему также относится деятельность, направленная на выполнение работ и оказание услуг. Изделия появляются в ходе объединения:

Чтобы правильно определить себестоимость единицы каждого вида продукции и всего массива в целом, нужно учесть все затраты, вложенные в ее производство. Часть затрат войдет в себестоимость, некоторые придется оставить «за скобками» – учет покажет, какие именно.

Что отражается в бухучете производства

Чтобы зафиксировать динамику процесса производства, бухгалтеру следует учитывать:

Формы производственных затрат

Затраты на производство – это те издержки, которые несет предприятие в ходе преобразования сырья в продукцию. Учитываются все проявления этих издержек:

Вопрос: Как отразить в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности организации (ООО) исправление допущенной в 2019 г. существенной ошибки, которая выявлена в декабре 2020 г.? В ноябре 2019 г. организация произвела продукцию и в том же месяце ее реализовала. Фактическая себестоимость использованного в производстве сырья в бухгалтерском учете (составляет 600 000 руб., равна стоимости его приобретения в налоговом учете) по вине бухгалтера организации ошибочно не была списана на затраты производства и в себестоимость продаж, а также не была учтена в целях налогообложения прибыли.
Посмотреть ответ

Фактически данные затраты представляют собой один или сразу оба варианта движения денежных (иногда неденежных) средств:

Классификация производственных издержек

Разделение затрат обусловлено разным подходом к их учету:

Что входит в производственные затраты

Перечислим основные позиции расходов предприятия на создание продукции, которые обязательно должны быть отражены в учете:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В этих расходах часть входит в себестоимость непосредственно (прямые издержки), а часть распределяется косвенно.

Объекты учета

В различных отраслях объекты учета могут отличаться, завися от специфики производства. Это могут быть:

Счета для бухучета производственного процесса

Для ведения учета производства бухгалтеру понадобится несколько обособленных счетов:

Принципы учета производственных издержек

Финансовый итог производственного процесса

Если уменьшить выручку, полученную от реализации товара, на себестоимость, в результате останется валовая прибыль, ясно отражающая эффективность работы предприятия.

Счет 90 «Продажи» отражает этот итог: если кредит больше дебета, имеем прибыль, дебет превышает кредит – налицо убытки. Сальдо выводится следующим образом:

ВАЖНО! Если на 99 счете сальдо образовалось по кредиту, значит, результат положительный, в распоряжении компании остается нераспределенная прибыль. При дебетовом сальдо необходимо пересмотреть политику управления производством и сбытом.

Таким образом, данные бухучета становятся основой для принятия жизненно важных для предприятия решений.

Источник

Что является предметом бухгалтерского учета?

Что относится к предметам труда в бухучете

Сущность бухгалтерского учета (понятие, функции, цели и задачи)

Для начала — немного теории, отражающей сущность бухучета.

В соответствии с п. 4 приказа Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н под бухгалтерским учетом понимается система сбора, фиксации и обобщения сведений об имуществе, обязательствах хозяйствующего субъекта, а также их движении посредством регулярного документального учета осуществляемых субъектом хозяйственных операций.

Схожее определение бухучета приводится в п. 2 ст. 1 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ: бухучет — это формирование и отражение в документах систематизированных сведений об объектах учета, а также составление на основе данных сведений отчетности.

Основные объекты бухучета (ст. 5 закона № 402-ФЗ):

Основная цель ведения бухучета — формирование совокупности сведений, позволяющих руководству фирмы, ее владельцам, акционерам и иным заинтересованным лицам дать достоверную оценку ее экономического положения. Другая значимая цель ведения бухучета — содействие работе государственных органов в части:

Главные задачи бухучета:

Основные функции бухучета:

Кто вправе вести упрощенный бухгалтерский учет и как правильно это делать, подробно пояснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Основные принципы ведения бухгалтерского учета

Достижение целей бухучета, решение его задач и осуществление функций, отмеченных выше, реализуется при условии, что ответственные за ведение бухучета лица следуют принципам ведения бухгалтерского учета:

В чем заключается предмет бухгалтерского учета?

Выше мы рассмотрели определение бухучета и его объектов, приведенное в нормативных актах. В свою очередь, сущность предмета бухучета на уровне законодательства не определена.

Однако исходя из определения бухучета под предметом бухгалтерского учета следует понимать хозяйственную деятельность предприятия. К основным ее направлениям можно отнести:

Основные элементы метода бухгалтерского учета

К элементам метода бухгалтерского учета относятся:

То, каким образом задействуются отмеченные методы бухучета, руководство предприятия определяет в учетной политике.

Итоги

Изучить иные полезные сведения о бухгалтерском учете вы можете в статьях:

Источник

Что относится к предметам труда в бухучете

Что относится к хозяйственному инвентарю и принадлежностям

Что может входить в список инструментов, хозяйственного инвентаря и принадлежностей (далее — материальные ценности, МЦ), никем не определено. Организация сама это регулирует. Обычно в него включаются:

Приобрести подобные товары возможно как по безналичному расчету, так и через подотчетных лиц.

Чтобы организовать бухгалтерский учет, необходимо правильно классифицировать МЦ.

Возможны 2 варианта учета инвентаря:

Важно! С 01.01.2021 МПЗ учитываются по новым правилам, которые установлены новым ФСБУ 5/2019 «Запасы», прежнее ПБУ 5/01 утратило силу. А основные средства учитываются по новым правилам, утвержденным ФСБУ 6/2020, которые обязательны к применению с 01.01.2022.

Некоторые учетные правила изменены существенно. Перестроить учет МПЗ вам поможет КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к К+ бесплатно и переходите в материал. А в этом готовом решении вы подробно узнаете об изменениях в учете основных средств.

При любом варианте объекты принимаются к учету по фактической стоимости приобретения, которая складывается из всех связанных с покупкой затрат. В общем случае НДС в эту сумму не входит. В стоимость его включают, только если МЦ используются для необлагаемой этим налогом деятельности (пп. 9-11 ФСБУ 5/2019 «Запасы», утвержденного приказом Минфина России от 15.11.2019 № 180н, п. 12 ФСБУ 6/2020 «Основные средства», утвержденного приказом Минфина России от 17.09.2020 № 204н).

Бухучет инвентаря и хозяйственных принадлежностей в составе ОС

Инвентарь относят к ОС, если срок его полезного использования — более 12 месяцев, а стоимость — свыше лимита, установленного организацией. При меньшей стоимости допускается учитывать его в составе МПЗ (п. 5 ФСБУ 6/2020). При этом стоимостную границу между ОС и МПЗ при указанном выше пределе организация может установить свою. Например, как ОС учитывать объекты стоимостью свыше 20 000 руб., а как МПЗ — более дешевые. Порог стоимости нужно закрепить в учетной политике.

Рассмотрим образец бухгалтерских проводок, которые формируются при поступлении, движении и выбытии ОС.

Бухгалтерская проводка

Действие, документ

Дт 08 Кт 60 (10, 71, 76)

Приобретается ОС. Товарная накладная, форма ОС-1

Выделен НДС. Счет-фактура

Сформирована стоимость ОС. Ему присваивают инвентарный номер и заполняют инвентарную карточку ОС-6

Дт 20 (23, 25, 26…) Кт 02

Начислена амортизация. В бухгалтерском учете есть 4 способа начисления амортизации. Выбранный способ фиксируют в учетной политике

Списана амортизация. Это происходит в момент выбытия, продажи, безвозмездной передачи, недостачи или порчи ОС

Списана остаточная стоимость. В случае если ОС полностью амортизировано, остаточная стоимость равна 0. Форма ОС-4

Это лишь небольшая часть из возможного комплекта проводок по учету ОС в организации.

Что касается документального оформления, в данном случае для инвентаря нужно использовать документы, обычные для оформления ОС либо утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7. Например, такие как:

Либо организация может разработать такие документы самостоятельно. Они, напомним, должны содержать обязательные реквизиты, указанные в ст. 9 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Далее будем приводить только унифицированные формы.

Какие еще документы могут потребоваться для оформления движения ОС, читайте здесь.

Учет инструментов и хозяйственного инвентаря в составе МПЗ и проводки к нему

Инвентарь со сроком полезного использования до 12 месяцев нужно учитывать в составе МПЗ. Причем независимо от его стоимости.

Он приходуется на склад организации на основании соответствующей первички:

После этого на оприходованные объекты заводят карточки учета, используя, к примеру, форму М-17.

В этот момент в бухгалтерском учете делается запись по дебету счета 10. Корреспондирующий счет зависит от способа поступления МПЗ в организацию.

Что относится к предметам труда в бухучете

Важно! Разъяснения от КонсультантПлюс (новый порядок с 2021 года)
На каждую отчетную дату запасы в общем случае должны отражаться в учете по наименьшей из величин (п. 28 ФСБУ 5/2019):
фактической себестоимости;
чистой стоимости продажи.
.
Превышение фактической себестоимости запасов над их ЧСП считается обесценением запасов. При наличии обесценения необходимо создать резерв под обесценение запасов (п. 30 ФСБУ 5/2019).
Определить чистую стоимость продажи и создать резерв вам помогут рекомендации экспертов К+. Пробный доступ можно оформить бесплатно.

Во время передачи инструментов и принадлежностей со склада для нужд организации оформляют требование-накладную по форме М-11. Также в качестве первичных учетных документов используют формы М-8, М-15 (утвержденные постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а).

Какие именно данные указывают при заполнении форм М-11, М-15, читайте в статьях:

Чтобы передать специальные инструменты со склада, необходимо предварительно установить лимиты, которые разрабатываются организацией по решению руководителя.

Форма М-8, лимитно-заборная карта, применяется как для отпуска специальных инструментов, так и для контроля соблюдения лимита. Ее выписывают в 2 или 3 экземплярах.

Скачать бланк и образец формы М-8 можно бесплатно, кликнув по картинке ниже:

МПЗ могут отпускаться со склада в промежуточные подразделения и без указания точного количества необходимого инвентаря. По мере его использования подразделение составляет акты (отчеты) в произвольной форме, но с обязательным раскрытием таких реквизитов, как наименование, количество, стоимость, подтверждение целесообразности его использования. На основании этих актов стоимость МПЗ будет списываться в затраты.

Способ списания инвентаря в производство необходимо закрепить в УП организации (п. 36 ФСБУ 5/2019):

В случае если МПЗ испорчены или потеряны, составляют акт списания с указанием причины выбытия, а потери списывают.

Списание инвентаря в учете отражается следующими бухгалтерскими проводками.

Что относится к предметам труда в бухучете

Рассмотрим учет инвентаря в составе МПЗ на примере.

ООО «ЛЕС» в феврале приобрело для работников компьютерные стулья (5 штук) стоимостью 16 155 руб., в т. ч. НДС — 2 464,32 руб.

В УП организации указано, что для целей БУ объекты ОС стоимостью менее 40 000 руб. списывают на расходы при их передаче в эксплуатацию. Одновременно с этим делают запись на забалансовом счете 012 «Материалы, переданные в эксплуатацию». Как только стулья доставили, бухгалтер списал их стоимость на расходы и отразил их передачу в эксплуатацию на забалансовом счете.

В октябре руководством ООО «ЛЕС» было принято решение переехать в новый офис, в котором уже была вся необходимая мебель. В связи с этим было решено продать стулья одному из работников. Сумма сделки составила 11 150 руб. (в т. ч. НДС — 1 700,85 руб.).

В бухгалтерском учете были сделаны следующие проводки.

При формировании расчета по налогу на прибыль за 12 месяцев ООО «ЛЕС»:

Контроль над движением переданного в эксплуатацию хозяйственного и производственного инвентаря

Выше мы уже сказали, что активы, отвечающие критериям отнесения к ОС и стоимостью в пределах лимита, установленного организацией, могут отражаться в БУ в составе МПЗ. При этом ФСБУ 6/2020 прямо требует, что организация обязана установить контроль над ними, чтобы отслеживать их передвижение и обеспечивать сохранность после передачи в эксплуатацию.

Такое имущество, как правило, учитывают на счете 10 и списывают его стоимость единовременно при передаче в эксплуатацию. В тоже время, это имущество нужно продолжать учитывать за балансом до момента его полного изнашивания или утраты. Для этого, как правило, используют счет МЦ.04. При списании с забаланса нужно составить акт по форме МБ-8.

Образец акта МБ-8 подготовили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный бесплатный доступ к системе и переходите к образцу.

Что касается МЦ, относящихся к МПЗ, устанавливать контроль над их движением организация не обязана, но может это сделать, руководствуясь своими интересами.

Как именно должен осуществляться контроль над инвентарем, никем не определено. Организация сама разрабатывает нормы и правила для его осуществления.

Часто это делают с помощью отдельного забалансового счета, например 012, на котором и ведут учет инвентаря, переданного в эксплуатацию (Дт 012), до момента его списания в связи с истечением срока эксплуатации, продажи, утери и т. п. (Кт 012).

Итоги

Хозяйственный инвентарь, может оказаться как МПЗ, так и ОС. В зависимости от квалификации имущества избирается и подходящий способ учета и документирования. Основные учетные правила должны иметь обязательное отражение в учетной политике.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *