Что относится к познавательной сфере ребенка с овз

Педразвитие

Автор: Омельченко Людмила Анатольевна
Должность: воспитатель ГКУ ЦССВ
Учебное заведение: Магаданский государственный педагогический институт
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности развития познавательной деятельности с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: высшее образование

Омельченко Людмила Анатольевна

Воспитатель ГКУ ЦССВ «Маяк» г. Москва.

Особенности развития познавательной деятельности с

ограниченными возможностями здоровья.

Познавательная деятельность – это сознательная деятельность,

направленная на изучение окружающей действительности с помощью таких

психических процессов, как мышление, восприятие, внимание, память, речь.

Л.С. Выготский отмечал, умственное развитие выражает то новое, что

выполняется самостоятельно посредством новообразования новых качеств ума и

переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень

развития по линии произвольности и осознанности.

Развитие познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных

проблем на нынешнем этапе развития педагогической практики и теории.

Развитие самостоятельности, активности, инициативности, творческого подхода, к

процессу – это требования самой жизни, обусловливающие во многом то

Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших

задача, которая состоит перед педагогами.

На сегодняшний день особую тревогу вызывает существенный рост

численности детей с ОВЗ.

Согласно данным разных исследований, число обучающихся, которые не в

состоянии освоить общеобразовательные программы начальной школы,

составляет 20-30% обучающихся, а примерно 70-80% из них нуждаются в

специальных формах и методах обучения.

Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие разные

отклонения физического либо психического плана, которые обусловливают

патологии общего развития, не позволяющие детям осуществлять полноценную

Согласно классификации, предложенной Б.П. Пузановым и В.А. Лапшиным,

к основным категориям детей с нарушениями в развитии относятся:

— дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

— дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

— дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

— дети с нарушением речи (логопаты)

— дети с задержкой психического развития;

— дети с умственной отсталостью;

— дети с нарушением поведения и общения;

— дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так

называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, слепые или глухие дети с

У детей с ОВЗ прослеживается низкий уровень развития восприятия. Это

выражается в потребности более продолжительного времени для приема и

переработки сенсорной информации, недостаточно знаний об окружающем мире.

Кроме того, у них слабо сформированы пространственные представления.

Обучающиеся с ОВЗ зачатую не могут осуществлять полноценный анализ формы,

определить тождественность, симметричность частей конструируемых фигур,

разместить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

Внимание рассеянное, неустойчивое, дети с трудом переключаются с одной

деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются

слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством умений

и навыков самоконтроля, недостаточным развитием интереса к учению и чувства

Память ограничена в объеме, доминирует кратковременная над

долговременной, наглядная над словесной, механическая над логической.

Мышление – наглядно – действенное мышление развито в большой

степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логической.

Снижена потребность в общении как с ровесниками, так и со взрослыми.

Игровая деятельность на сформирована. Сюжеты игры обычны, бедны

способы общения и сами игровые роли.

У обучающихся с ОВЗ присутствуют патологии речевых функций, либо все

компоненты языковой системы не сформированы. Прослеживается низкая

работоспособность в следствии повышенной истощаемости, из-за возникновения

у детей явлений психомоторной расторможенности.

По этой причине у детей выявляется неудовлетворительная

сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными

навыками учебной деятельности. Появляются трудности формирования учебных

умений (определение путей и средств достижения учебной цели, составление

плана будущей работы; умение работать в определенном темпе, контролирование

Повышенная утомляемость свойственна для основной массы подобных

детей. Они быстро становятся раздражительными либо вялыми, плаксивыми, с

трудом концентрируется на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес,

отказываются от выполнения задания. У одних детей в следствие утомления

появляется двигательное беспокойство, у других замечается повышенная

возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности,

В зависимости от характера патологии одни дефекты могут полностью

преодолеваться в ходе развития, воспитания и обучения ребенка, прочие только

сглаживаться, а некоторые лишь компенсироваться. Сложность и характер

нарушения нормального развития ребенка определяют особенности

формирования у него нужных знаний, навыков и умений, а кроме того

разнообразные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с

отклонениями в развитии способен овладеть только элементарными

общеобразовательными знаниями (писать простыми предложениями и читать по

слогам), другой – относительно не ограничен в своих возможностях (к примеру,

слабослышащий либо ребенок с ЗПР). Структура дефекта влияет и на

практическую деятельность детей.

Развитие ребенка с ОВЗ обусловливается биологическими и социальными

факторами. К первым из них принадлежат выраженность дефекта, качественное

своеобразие его структуры, время его появления.

Социальные факторы – это ближайшее окружение ребенка: семья, в

которой он живет; дети и взрослые, с которыми он проводит время и общается;

Недостаточная познавательная активность, слабо ориентировочной

деятельности – это симптомы, прямо вытекающие из особенностей, протекания

нейрофизиологических процессов в коре головного мозга у детей с ОВЗ. Многие

ученые, занимавшиеся изучением детей с данной патологией развития, отмечали

их сниженный интерес к окружающему миру, вялость и отсутствие инициативы.

Разбирая особенности познавательной деятельности, нужно остановиться

на структурных компонентах: интересе, внимании, восприятии и ощущении, речи,

Хорошо известна роль, которую играет интерес в познавательной

деятельности ученика. Это не означает, что вся познавательная деятельность

побуждается только интересом и не предполагает волевого усилия. Однако,

интерес является тем условием, без которого нельзя обеспечить сознательное

отношение ученика к учебной деятельности, продуктивность его работы. Интерес

к знаниям и к трудовой деятельности повышает тонус детей с ОВЗ, положительно

влияет на темп и качество работы, создает у них радостное настроение. Кроме

того, он способствует улучшению дисциплины, активизирует пассивных и вялых,

помогает детям преодолеть трудности.

Однако у учащихся сформировать познавательный интерес весьма трудно.

Это удается лишь на старших ступенях обучения, что связано со сложностью

пробуждения у них духовных потребностей. Но даже у старшеклассников он будет

недостаточно творческим и более низкого уровня. Характерными особенностями

интересов учеников являются малая дифференцированность, односторонность,

слабая выраженность в них интеллектуального компонента. Интересы этих

учащихся неглубоки, неустойчивы и малоинтенсивны. Вместе с тем, у отдельных

учеников они достигают значительной устойчивости и силы. Иногда это

объясняется повышенной эффективностью, связанной со стремлением к

самоутверждению. Желанием показать себя не хуже других. Живой интерес

вызывает у школьников (особенно младших) игра, а также практическая

деятельность, имеющая общественно значимую или вообще привлекательную

На уроке ребенок легко отвлекается, его внимание соскальзывает с одного

объекта на другой в следствии недостаточной целеустремленности и

устойчивости. Он переносит внимание с целого на части, с существенного на не

существенное, с содержания на форму, что приводит к непоследовательности

рассуждений, речи и мышления. Таким образом, интенсивность и

сосредоточенность внимания школьника с ОВЗ значительно снижена. Утомление

влияет на него сильнее, в силу чего его внимание затухает значительно чаще, а

периоды его понижения гораздо длительнее, чем у школьника массовой школы.

Для нормального школьника понижение интенсивности внимания или его

переключение на другой объект является своего рода отдыхом, для детей же с

ОВЗ, утомление ведет к резкому спаду внимания, переключение – разрыву его,

что значительно затрудняет учебную работу. Недостатки внимания сказываются и

на речи ребенка: он не следит ни за своей речью, ни за тем, как говорят

окружающие. Это часто ведет к образованию аграмматизмов.

Недостатки внимания мешают следить за своей моторикой, что вызывает

Все эти дефекты становятся особенно заметны при изучении ими сложного

или незнакомого материала, при встрече с трудностями.

Выработка произвольного внимания у детей с ОВЗ – задача весьма

сложная. Из-за недоразвития волевых процессов и слабой регулирующей роли

интеллекта у ученика вспомогательной школы проще вызвать непроизвольное

внимание, особенно используя яркие и сильные раздражители.

Картина указанных недостатков и особенностей познавательной

деятельности у обучающихся является чрезвычайно пестрой, ввиду

исключительного многообразия проявлений присущего им дефекта и

индивидуально – психологических особенностей, связанных с особенностями и

типом высшей нервной деятельности у каждого из них. Все это подчеркивает

особую важность учета индивидуальных особенностей и применения

индивидуального подхода при обучении в коррекционной школе.

Познавательная деятельность обучающихся с ОВЗ характеризуется рядом

специфических особенностей, которые можно скорректировать с помощью

специально подобранных дидактических игр, приемов и методов, включенных в

образовательно-воспитательную работу образовательного учреждения.

Нужно подчеркнуть, что используемые учителем методы и приемы

активизации познавательной деятельности учащихся в обучении должны

предусматривать постепенное, планомерное и целенаправленное развитие

мышления учащихся и формирование у них мотивов учения, с одной стороны. С

другой стороны, чтобы добиться хороших результатов в работе учитель должен

самосовершенствоваться, изучая и применяя инновационные технологии.

Список используемой литературы:

Аникеева Н.П. Воспитание игрой.-М.: Просвещение, 2007.

Ходос Ю.В., Шкляр Н.В. Особенности познавательной деятельности

школьников с ограниченными возможностями здоровья// Психология и

педагогика: методика и проблемы практического применения. № 47.2015

Якштес В.С. Дети с ограниченными возможностями здоровья.//

Начальная школа №12.2015

Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в

развитии: Кн. Для педагога-дефектолога. – М.:Гуманит.изд.центр

ВЛАДОС,2004.-184 с.:ил.-(Коррекционная педагогика)

Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи

дошкольников с ЗПР. Пособие для дефектологов и воспитателей

дошкольных учреждений.-М.:Школьная пресса, 2005.-80с.

Источник

Что относится к познавательной сфере ребенка с овз

Особые дети имеют особенные права. Чтобы ими воспользоваться, необходимо получить определенный статус.

Бесплатные занятия с логопедом

Особые дети имеют особенные права. Чтобы ими воспользоваться, необходимо получить определенный статус. Какие бывают статусы, кто их присваивает и какие права они дают?

Закон об образовании предусматривает две категории обучающихся с особыми образовательными потребностями — дети-инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Условия признания ребенка инвалидом и лицом с ОВЗ различаются, различны и меры поддержки, которые им предоставляются. Оба термина упоминаются в текстах законов, но статус ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ вовсе не обязательно будут у одного лица. Законы учитывают разницу между понятиями «ОВЗ» и «инвалид».

Понятие «инвалид»

Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (статья 1 Федерального закона 181).

1. Основные виды стойких расстройств функций организма

2. Основные категории жизнедеятельности человека

К ним относятся способность к самообслуживанию, к самостоятельному передвижению, к ориентации, к общению, способность контролировать свое поведение, способность к обучению, способность к трудовой деятельности. Ограничения в каждой из этих категорий могут быть выражены в разной степени.

I степень — стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30%;

II степень — стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60%;

III степень — стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80%;

IV степень — стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100%.

Присвоение группы инвалидности

На основе этих критериев МСЭ присваивает группу инвалидности.

Первая группа — нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций (в диапазоне от 90 до 100%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Вторая группа — нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций (в диапазоне от 70 до 80%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Третья группа — нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций (в диапазоне от 40 до 60%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Категория «ребенок-инвалид» устанавливается при наличии у ребенка II, III либо IV степени выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 100%), обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.

МСЭ выдает справку об инвалидности (оригинал справки об инвалидности хранится у родителей) и индивидуальную программу реабилитации или абилитации (ИПРА).

ИПРА ребенка-инвалида содержит разделы, касающиеся медицинской, психолого-педагогической, профессиональной, социальной реабилитации (или абилитации). Также в программе указываются технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (TCP).

Понятие «ограниченные возможности здоровья»

Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).

В ПМПК входят: учитель-дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, врач-психиатр, врач-невролог.

К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.

Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — ПМПК.

В чем разница статусов?

Перечень детей, относящихся к группе ОВЗ, не закрыт и, кроме того, существенно отличается от ограничений жизнедеятельности, на основании которых устанавливается инвалидность. Обучающийся с ОВЗ — это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования. Например, у слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и др.), пособия для обучения в школе. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус инвалид.

Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Например, ребенок с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не нужны специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус «обучающийся с ОВЗ». В этом случае он получает реабилитационные услуги не в образовании, а в иных сферах (здравоохранении, социальной защите).

Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например, глухой ребенок получает статус «инвалид» (у родителей есть справка МСЭ об инвалидности и ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение ПМПК).

В таком случае в разделе ИПРА, посвященном образовательной реабилитации, и заключении ПМПК должны быть идентичные с заключением ПМПК формулировки.

Для разведения терминов «ОВЗ» и «инвалидность» в настоящее время разрабатывается проект внесения изменений в ФЗ-273. Законопроект включает категорию инвалидов (детей-инвалидов) в категорию обучающихся с ОВЗ при наличии у них заключения ПМПК о необходимости создания специальных условий для получения образования.

Рекомендации ПМПК

ПМПК принимает решение о выдаче заключения коллегиально, с учетом особых образовательных потребностей, обучающихся и индивидуальной ситуации развития. В заключении отражаются следующие данные:

— наличие/отсутствие необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов (нуждается ли ребенок в сопровождении специалистов психолого-педагогического профиля, наблюдении врачей);

— рекомендации ПМПК по созданию специальных условий обучения и воспитания ребенка на базе образовательной организации (определение образовательной программы, потребности в архитектурной доступности, необходимости сопровождения ассистентом (помощником), потребности в сопровождении тьютором, особые условия прохождения ГИА, а также рекомендации о необходимых направлениях коррекционно-развивающей работы специалистов и срок повторного прохождения ПМПК).

Правовой статус обучающихся лиц с ОВЗ

1. К обучающимся с ОВЗ с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости запрещено применять меры дисциплинарного взыскания.

2. Педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать по этому вопросу с медицинскими организациями.

3. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ определяются уполномоченными органами власти (Министерство просвещения РФ совместно с Минтрудом РФ).

4. Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в образовательной организации, находятся на полном государственном обеспечении. Не проживающие в такой организации обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

5. Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают получение профобучения обучающимися с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим школьного образования.

6. При получении образования обучающимся с ОВЗ бесплатно предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (мера является расходным обязательством субъекта РФ).

7. Государство обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Конституция Российской Федерации (ст. 43, 55)

Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012 № 46-ФЗ (ст. 24);

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273 (в частности, статья 79);

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (в частности, статья 19);

Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 года N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Доступная среда“ на 2011-2020 годы»;

«Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ на период до 2020 года», утвержденный заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 7 февраля 2018 г. № 987п-П8;

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»;

Приказ Минтруда России от 10 декабря 2013 г. № 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями».

Источник

Педразвитие

Автор: Омельченко Людмила Анатольевна
Должность: воспитатель ГКУ ЦССВ
Учебное заведение: Магаданский государственный педагогический институт
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности развития познавательной деятельности с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: высшее образование

Омельченко Людмила Анатольевна

Воспитатель ГКУ ЦССВ «Маяк» г. Москва.

Особенности развития познавательной деятельности с

ограниченными возможностями здоровья.

Познавательная деятельность – это сознательная деятельность,

направленная на изучение окружающей действительности с помощью таких

психических процессов, как мышление, восприятие, внимание, память, речь.

Л.С. Выготский отмечал, умственное развитие выражает то новое, что

выполняется самостоятельно посредством новообразования новых качеств ума и

переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень

развития по линии произвольности и осознанности.

Развитие познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных

проблем на нынешнем этапе развития педагогической практики и теории.

Развитие самостоятельности, активности, инициативности, творческого подхода, к

процессу – это требования самой жизни, обусловливающие во многом то

Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших

задача, которая состоит перед педагогами.

На сегодняшний день особую тревогу вызывает существенный рост

численности детей с ОВЗ.

Согласно данным разных исследований, число обучающихся, которые не в

состоянии освоить общеобразовательные программы начальной школы,

составляет 20-30% обучающихся, а примерно 70-80% из них нуждаются в

специальных формах и методах обучения.

Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие разные

отклонения физического либо психического плана, которые обусловливают

патологии общего развития, не позволяющие детям осуществлять полноценную

Согласно классификации, предложенной Б.П. Пузановым и В.А. Лапшиным,

к основным категориям детей с нарушениями в развитии относятся:

— дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

— дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

— дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

— дети с нарушением речи (логопаты)

— дети с задержкой психического развития;

— дети с умственной отсталостью;

— дети с нарушением поведения и общения;

— дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так

называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, слепые или глухие дети с

У детей с ОВЗ прослеживается низкий уровень развития восприятия. Это

выражается в потребности более продолжительного времени для приема и

переработки сенсорной информации, недостаточно знаний об окружающем мире.

Кроме того, у них слабо сформированы пространственные представления.

Обучающиеся с ОВЗ зачатую не могут осуществлять полноценный анализ формы,

определить тождественность, симметричность частей конструируемых фигур,

разместить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

Внимание рассеянное, неустойчивое, дети с трудом переключаются с одной

деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются

слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством умений

и навыков самоконтроля, недостаточным развитием интереса к учению и чувства

Память ограничена в объеме, доминирует кратковременная над

долговременной, наглядная над словесной, механическая над логической.

Мышление – наглядно – действенное мышление развито в большой

степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логической.

Снижена потребность в общении как с ровесниками, так и со взрослыми.

Игровая деятельность на сформирована. Сюжеты игры обычны, бедны

способы общения и сами игровые роли.

У обучающихся с ОВЗ присутствуют патологии речевых функций, либо все

компоненты языковой системы не сформированы. Прослеживается низкая

работоспособность в следствии повышенной истощаемости, из-за возникновения

у детей явлений психомоторной расторможенности.

По этой причине у детей выявляется неудовлетворительная

сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными

навыками учебной деятельности. Появляются трудности формирования учебных

умений (определение путей и средств достижения учебной цели, составление

плана будущей работы; умение работать в определенном темпе, контролирование

Повышенная утомляемость свойственна для основной массы подобных

детей. Они быстро становятся раздражительными либо вялыми, плаксивыми, с

трудом концентрируется на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес,

отказываются от выполнения задания. У одних детей в следствие утомления

появляется двигательное беспокойство, у других замечается повышенная

возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности,

В зависимости от характера патологии одни дефекты могут полностью

преодолеваться в ходе развития, воспитания и обучения ребенка, прочие только

сглаживаться, а некоторые лишь компенсироваться. Сложность и характер

нарушения нормального развития ребенка определяют особенности

формирования у него нужных знаний, навыков и умений, а кроме того

разнообразные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с

отклонениями в развитии способен овладеть только элементарными

общеобразовательными знаниями (писать простыми предложениями и читать по

слогам), другой – относительно не ограничен в своих возможностях (к примеру,

слабослышащий либо ребенок с ЗПР). Структура дефекта влияет и на

практическую деятельность детей.

Развитие ребенка с ОВЗ обусловливается биологическими и социальными

факторами. К первым из них принадлежат выраженность дефекта, качественное

своеобразие его структуры, время его появления.

Социальные факторы – это ближайшее окружение ребенка: семья, в

которой он живет; дети и взрослые, с которыми он проводит время и общается;

Недостаточная познавательная активность, слабо ориентировочной

деятельности – это симптомы, прямо вытекающие из особенностей, протекания

нейрофизиологических процессов в коре головного мозга у детей с ОВЗ. Многие

ученые, занимавшиеся изучением детей с данной патологией развития, отмечали

их сниженный интерес к окружающему миру, вялость и отсутствие инициативы.

Разбирая особенности познавательной деятельности, нужно остановиться

на структурных компонентах: интересе, внимании, восприятии и ощущении, речи,

Хорошо известна роль, которую играет интерес в познавательной

деятельности ученика. Это не означает, что вся познавательная деятельность

побуждается только интересом и не предполагает волевого усилия. Однако,

интерес является тем условием, без которого нельзя обеспечить сознательное

отношение ученика к учебной деятельности, продуктивность его работы. Интерес

к знаниям и к трудовой деятельности повышает тонус детей с ОВЗ, положительно

влияет на темп и качество работы, создает у них радостное настроение. Кроме

того, он способствует улучшению дисциплины, активизирует пассивных и вялых,

помогает детям преодолеть трудности.

Однако у учащихся сформировать познавательный интерес весьма трудно.

Это удается лишь на старших ступенях обучения, что связано со сложностью

пробуждения у них духовных потребностей. Но даже у старшеклассников он будет

недостаточно творческим и более низкого уровня. Характерными особенностями

интересов учеников являются малая дифференцированность, односторонность,

слабая выраженность в них интеллектуального компонента. Интересы этих

учащихся неглубоки, неустойчивы и малоинтенсивны. Вместе с тем, у отдельных

учеников они достигают значительной устойчивости и силы. Иногда это

объясняется повышенной эффективностью, связанной со стремлением к

самоутверждению. Желанием показать себя не хуже других. Живой интерес

вызывает у школьников (особенно младших) игра, а также практическая

деятельность, имеющая общественно значимую или вообще привлекательную

На уроке ребенок легко отвлекается, его внимание соскальзывает с одного

объекта на другой в следствии недостаточной целеустремленности и

устойчивости. Он переносит внимание с целого на части, с существенного на не

существенное, с содержания на форму, что приводит к непоследовательности

рассуждений, речи и мышления. Таким образом, интенсивность и

сосредоточенность внимания школьника с ОВЗ значительно снижена. Утомление

влияет на него сильнее, в силу чего его внимание затухает значительно чаще, а

периоды его понижения гораздо длительнее, чем у школьника массовой школы.

Для нормального школьника понижение интенсивности внимания или его

переключение на другой объект является своего рода отдыхом, для детей же с

ОВЗ, утомление ведет к резкому спаду внимания, переключение – разрыву его,

что значительно затрудняет учебную работу. Недостатки внимания сказываются и

на речи ребенка: он не следит ни за своей речью, ни за тем, как говорят

окружающие. Это часто ведет к образованию аграмматизмов.

Недостатки внимания мешают следить за своей моторикой, что вызывает

Все эти дефекты становятся особенно заметны при изучении ими сложного

или незнакомого материала, при встрече с трудностями.

Выработка произвольного внимания у детей с ОВЗ – задача весьма

сложная. Из-за недоразвития волевых процессов и слабой регулирующей роли

интеллекта у ученика вспомогательной школы проще вызвать непроизвольное

внимание, особенно используя яркие и сильные раздражители.

Картина указанных недостатков и особенностей познавательной

деятельности у обучающихся является чрезвычайно пестрой, ввиду

исключительного многообразия проявлений присущего им дефекта и

индивидуально – психологических особенностей, связанных с особенностями и

типом высшей нервной деятельности у каждого из них. Все это подчеркивает

особую важность учета индивидуальных особенностей и применения

индивидуального подхода при обучении в коррекционной школе.

Познавательная деятельность обучающихся с ОВЗ характеризуется рядом

специфических особенностей, которые можно скорректировать с помощью

специально подобранных дидактических игр, приемов и методов, включенных в

образовательно-воспитательную работу образовательного учреждения.

Нужно подчеркнуть, что используемые учителем методы и приемы

активизации познавательной деятельности учащихся в обучении должны

предусматривать постепенное, планомерное и целенаправленное развитие

мышления учащихся и формирование у них мотивов учения, с одной стороны. С

другой стороны, чтобы добиться хороших результатов в работе учитель должен

самосовершенствоваться, изучая и применяя инновационные технологии.

Список используемой литературы:

Аникеева Н.П. Воспитание игрой.-М.: Просвещение, 2007.

Ходос Ю.В., Шкляр Н.В. Особенности познавательной деятельности

школьников с ограниченными возможностями здоровья// Психология и

педагогика: методика и проблемы практического применения. № 47.2015

Якштес В.С. Дети с ограниченными возможностями здоровья.//

Начальная школа №12.2015

Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в

развитии: Кн. Для педагога-дефектолога. – М.:Гуманит.изд.центр

ВЛАДОС,2004.-184 с.:ил.-(Коррекционная педагогика)

Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи

дошкольников с ЗПР. Пособие для дефектологов и воспитателей

дошкольных учреждений.-М.:Школьная пресса, 2005.-80с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *