Что относится к познавательной сфере ребенка с овз
Педразвитие
Автор: Омельченко Людмила Анатольевна
Должность: воспитатель ГКУ ЦССВ
Учебное заведение: Магаданский государственный педагогический институт
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности развития познавательной деятельности с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: высшее образование
Омельченко Людмила Анатольевна
Воспитатель ГКУ ЦССВ «Маяк» г. Москва.
Особенности развития познавательной деятельности с
ограниченными возможностями здоровья.
Познавательная деятельность – это сознательная деятельность,
направленная на изучение окружающей действительности с помощью таких
психических процессов, как мышление, восприятие, внимание, память, речь.
Л.С. Выготский отмечал, умственное развитие выражает то новое, что
выполняется самостоятельно посредством новообразования новых качеств ума и
переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень
развития по линии произвольности и осознанности.
Развитие познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных
проблем на нынешнем этапе развития педагогической практики и теории.
Развитие самостоятельности, активности, инициативности, творческого подхода, к
процессу – это требования самой жизни, обусловливающие во многом то
Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших
задача, которая состоит перед педагогами.
На сегодняшний день особую тревогу вызывает существенный рост
численности детей с ОВЗ.
Согласно данным разных исследований, число обучающихся, которые не в
состоянии освоить общеобразовательные программы начальной школы,
составляет 20-30% обучающихся, а примерно 70-80% из них нуждаются в
специальных формах и методах обучения.
Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие разные
отклонения физического либо психического плана, которые обусловливают
патологии общего развития, не позволяющие детям осуществлять полноценную
Согласно классификации, предложенной Б.П. Пузановым и В.А. Лапшиным,
к основным категориям детей с нарушениями в развитии относятся:
— дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
— дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
— дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
— дети с нарушением речи (логопаты)
— дети с задержкой психического развития;
— дети с умственной отсталостью;
— дети с нарушением поведения и общения;
— дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так
называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, слепые или глухие дети с
У детей с ОВЗ прослеживается низкий уровень развития восприятия. Это
выражается в потребности более продолжительного времени для приема и
переработки сенсорной информации, недостаточно знаний об окружающем мире.
Кроме того, у них слабо сформированы пространственные представления.
Обучающиеся с ОВЗ зачатую не могут осуществлять полноценный анализ формы,
определить тождественность, симметричность частей конструируемых фигур,
разместить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
Внимание рассеянное, неустойчивое, дети с трудом переключаются с одной
деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются
слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством умений
и навыков самоконтроля, недостаточным развитием интереса к учению и чувства
Память ограничена в объеме, доминирует кратковременная над
долговременной, наглядная над словесной, механическая над логической.
Мышление – наглядно – действенное мышление развито в большой
степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логической.
Снижена потребность в общении как с ровесниками, так и со взрослыми.
Игровая деятельность на сформирована. Сюжеты игры обычны, бедны
способы общения и сами игровые роли.
У обучающихся с ОВЗ присутствуют патологии речевых функций, либо все
компоненты языковой системы не сформированы. Прослеживается низкая
работоспособность в следствии повышенной истощаемости, из-за возникновения
у детей явлений психомоторной расторможенности.
По этой причине у детей выявляется неудовлетворительная
сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными
навыками учебной деятельности. Появляются трудности формирования учебных
умений (определение путей и средств достижения учебной цели, составление
плана будущей работы; умение работать в определенном темпе, контролирование
Повышенная утомляемость свойственна для основной массы подобных
детей. Они быстро становятся раздражительными либо вялыми, плаксивыми, с
трудом концентрируется на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес,
отказываются от выполнения задания. У одних детей в следствие утомления
появляется двигательное беспокойство, у других замечается повышенная
возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности,
В зависимости от характера патологии одни дефекты могут полностью
преодолеваться в ходе развития, воспитания и обучения ребенка, прочие только
сглаживаться, а некоторые лишь компенсироваться. Сложность и характер
нарушения нормального развития ребенка определяют особенности
формирования у него нужных знаний, навыков и умений, а кроме того
разнообразные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с
отклонениями в развитии способен овладеть только элементарными
общеобразовательными знаниями (писать простыми предложениями и читать по
слогам), другой – относительно не ограничен в своих возможностях (к примеру,
слабослышащий либо ребенок с ЗПР). Структура дефекта влияет и на
практическую деятельность детей.
Развитие ребенка с ОВЗ обусловливается биологическими и социальными
факторами. К первым из них принадлежат выраженность дефекта, качественное
своеобразие его структуры, время его появления.
Социальные факторы – это ближайшее окружение ребенка: семья, в
которой он живет; дети и взрослые, с которыми он проводит время и общается;
Недостаточная познавательная активность, слабо ориентировочной
деятельности – это симптомы, прямо вытекающие из особенностей, протекания
нейрофизиологических процессов в коре головного мозга у детей с ОВЗ. Многие
ученые, занимавшиеся изучением детей с данной патологией развития, отмечали
их сниженный интерес к окружающему миру, вялость и отсутствие инициативы.
Разбирая особенности познавательной деятельности, нужно остановиться
на структурных компонентах: интересе, внимании, восприятии и ощущении, речи,
Хорошо известна роль, которую играет интерес в познавательной
деятельности ученика. Это не означает, что вся познавательная деятельность
побуждается только интересом и не предполагает волевого усилия. Однако,
интерес является тем условием, без которого нельзя обеспечить сознательное
отношение ученика к учебной деятельности, продуктивность его работы. Интерес
к знаниям и к трудовой деятельности повышает тонус детей с ОВЗ, положительно
влияет на темп и качество работы, создает у них радостное настроение. Кроме
того, он способствует улучшению дисциплины, активизирует пассивных и вялых,
помогает детям преодолеть трудности.
Однако у учащихся сформировать познавательный интерес весьма трудно.
Это удается лишь на старших ступенях обучения, что связано со сложностью
пробуждения у них духовных потребностей. Но даже у старшеклассников он будет
недостаточно творческим и более низкого уровня. Характерными особенностями
интересов учеников являются малая дифференцированность, односторонность,
слабая выраженность в них интеллектуального компонента. Интересы этих
учащихся неглубоки, неустойчивы и малоинтенсивны. Вместе с тем, у отдельных
учеников они достигают значительной устойчивости и силы. Иногда это
объясняется повышенной эффективностью, связанной со стремлением к
самоутверждению. Желанием показать себя не хуже других. Живой интерес
вызывает у школьников (особенно младших) игра, а также практическая
деятельность, имеющая общественно значимую или вообще привлекательную
На уроке ребенок легко отвлекается, его внимание соскальзывает с одного
объекта на другой в следствии недостаточной целеустремленности и
устойчивости. Он переносит внимание с целого на части, с существенного на не
существенное, с содержания на форму, что приводит к непоследовательности
рассуждений, речи и мышления. Таким образом, интенсивность и
сосредоточенность внимания школьника с ОВЗ значительно снижена. Утомление
влияет на него сильнее, в силу чего его внимание затухает значительно чаще, а
периоды его понижения гораздо длительнее, чем у школьника массовой школы.
Для нормального школьника понижение интенсивности внимания или его
переключение на другой объект является своего рода отдыхом, для детей же с
ОВЗ, утомление ведет к резкому спаду внимания, переключение – разрыву его,
что значительно затрудняет учебную работу. Недостатки внимания сказываются и
на речи ребенка: он не следит ни за своей речью, ни за тем, как говорят
окружающие. Это часто ведет к образованию аграмматизмов.
Недостатки внимания мешают следить за своей моторикой, что вызывает
Все эти дефекты становятся особенно заметны при изучении ими сложного
или незнакомого материала, при встрече с трудностями.
Выработка произвольного внимания у детей с ОВЗ – задача весьма
сложная. Из-за недоразвития волевых процессов и слабой регулирующей роли
интеллекта у ученика вспомогательной школы проще вызвать непроизвольное
внимание, особенно используя яркие и сильные раздражители.
Картина указанных недостатков и особенностей познавательной
деятельности у обучающихся является чрезвычайно пестрой, ввиду
исключительного многообразия проявлений присущего им дефекта и
индивидуально – психологических особенностей, связанных с особенностями и
типом высшей нервной деятельности у каждого из них. Все это подчеркивает
особую важность учета индивидуальных особенностей и применения
индивидуального подхода при обучении в коррекционной школе.
Познавательная деятельность обучающихся с ОВЗ характеризуется рядом
специфических особенностей, которые можно скорректировать с помощью
специально подобранных дидактических игр, приемов и методов, включенных в
образовательно-воспитательную работу образовательного учреждения.
Нужно подчеркнуть, что используемые учителем методы и приемы
активизации познавательной деятельности учащихся в обучении должны
предусматривать постепенное, планомерное и целенаправленное развитие
мышления учащихся и формирование у них мотивов учения, с одной стороны. С
другой стороны, чтобы добиться хороших результатов в работе учитель должен
самосовершенствоваться, изучая и применяя инновационные технологии.
Список используемой литературы:
Аникеева Н.П. Воспитание игрой.-М.: Просвещение, 2007.
Ходос Ю.В., Шкляр Н.В. Особенности познавательной деятельности
школьников с ограниченными возможностями здоровья// Психология и
педагогика: методика и проблемы практического применения. № 47.2015
Якштес В.С. Дети с ограниченными возможностями здоровья.//
Начальная школа №12.2015
Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в
развитии: Кн. Для педагога-дефектолога. – М.:Гуманит.изд.центр
ВЛАДОС,2004.-184 с.:ил.-(Коррекционная педагогика)
Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи
дошкольников с ЗПР. Пособие для дефектологов и воспитателей
дошкольных учреждений.-М.:Школьная пресса, 2005.-80с.
Что относится к познавательной сфере ребенка с овз
Особые дети имеют особенные права. Чтобы ими воспользоваться, необходимо получить определенный статус.
Бесплатные занятия с логопедом
Особые дети имеют особенные права. Чтобы ими воспользоваться, необходимо получить определенный статус. Какие бывают статусы, кто их присваивает и какие права они дают?
Закон об образовании предусматривает две категории обучающихся с особыми образовательными потребностями — дети-инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Условия признания ребенка инвалидом и лицом с ОВЗ различаются, различны и меры поддержки, которые им предоставляются. Оба термина упоминаются в текстах законов, но статус ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ вовсе не обязательно будут у одного лица. Законы учитывают разницу между понятиями «ОВЗ» и «инвалид».
Понятие «инвалид»
Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (статья 1 Федерального закона 181).
1. Основные виды стойких расстройств функций организма
2. Основные категории жизнедеятельности человека
К ним относятся способность к самообслуживанию, к самостоятельному передвижению, к ориентации, к общению, способность контролировать свое поведение, способность к обучению, способность к трудовой деятельности. Ограничения в каждой из этих категорий могут быть выражены в разной степени.
I степень — стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30%;
II степень — стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60%;
III степень — стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80%;
IV степень — стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100%.
Присвоение группы инвалидности
На основе этих критериев МСЭ присваивает группу инвалидности.
Первая группа — нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций (в диапазоне от 90 до 100%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Вторая группа — нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций (в диапазоне от 70 до 80%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Третья группа — нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций (в диапазоне от 40 до 60%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Категория «ребенок-инвалид» устанавливается при наличии у ребенка II, III либо IV степени выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 100%), обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.
МСЭ выдает справку об инвалидности (оригинал справки об инвалидности хранится у родителей) и индивидуальную программу реабилитации или абилитации (ИПРА).
ИПРА ребенка-инвалида содержит разделы, касающиеся медицинской, психолого-педагогической, профессиональной, социальной реабилитации (или абилитации). Также в программе указываются технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (TCP).
Понятие «ограниченные возможности здоровья»
Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).
В ПМПК входят: учитель-дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, врач-психиатр, врач-невролог.
К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.
Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — ПМПК.
В чем разница статусов?
Перечень детей, относящихся к группе ОВЗ, не закрыт и, кроме того, существенно отличается от ограничений жизнедеятельности, на основании которых устанавливается инвалидность. Обучающийся с ОВЗ — это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования. Например, у слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и др.), пособия для обучения в школе. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус инвалид.
Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Например, ребенок с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не нужны специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус «обучающийся с ОВЗ». В этом случае он получает реабилитационные услуги не в образовании, а в иных сферах (здравоохранении, социальной защите).
Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например, глухой ребенок получает статус «инвалид» (у родителей есть справка МСЭ об инвалидности и ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение ПМПК).
В таком случае в разделе ИПРА, посвященном образовательной реабилитации, и заключении ПМПК должны быть идентичные с заключением ПМПК формулировки.
Для разведения терминов «ОВЗ» и «инвалидность» в настоящее время разрабатывается проект внесения изменений в ФЗ-273. Законопроект включает категорию инвалидов (детей-инвалидов) в категорию обучающихся с ОВЗ при наличии у них заключения ПМПК о необходимости создания специальных условий для получения образования.
Рекомендации ПМПК
ПМПК принимает решение о выдаче заключения коллегиально, с учетом особых образовательных потребностей, обучающихся и индивидуальной ситуации развития. В заключении отражаются следующие данные:
— наличие/отсутствие необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов (нуждается ли ребенок в сопровождении специалистов психолого-педагогического профиля, наблюдении врачей);
— рекомендации ПМПК по созданию специальных условий обучения и воспитания ребенка на базе образовательной организации (определение образовательной программы, потребности в архитектурной доступности, необходимости сопровождения ассистентом (помощником), потребности в сопровождении тьютором, особые условия прохождения ГИА, а также рекомендации о необходимых направлениях коррекционно-развивающей работы специалистов и срок повторного прохождения ПМПК).
Правовой статус обучающихся лиц с ОВЗ
1. К обучающимся с ОВЗ с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости запрещено применять меры дисциплинарного взыскания.
2. Педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать по этому вопросу с медицинскими организациями.
3. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ определяются уполномоченными органами власти (Министерство просвещения РФ совместно с Минтрудом РФ).
4. Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в образовательной организации, находятся на полном государственном обеспечении. Не проживающие в такой организации обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
5. Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают получение профобучения обучающимися с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим школьного образования.
6. При получении образования обучающимся с ОВЗ бесплатно предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (мера является расходным обязательством субъекта РФ).
7. Государство обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Конституция Российской Федерации (ст. 43, 55)
Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012 № 46-ФЗ (ст. 24);
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273 (в частности, статья 79);
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (в частности, статья 19);
Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 года N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Доступная среда“ на 2011-2020 годы»;
«Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ на период до 2020 года», утвержденный заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 7 февраля 2018 г. № 987п-П8;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»;
Приказ Минтруда России от 10 декабря 2013 г. № 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями».
Педразвитие
Автор: Омельченко Людмила Анатольевна
Должность: воспитатель ГКУ ЦССВ
Учебное заведение: Магаданский государственный педагогический институт
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности развития познавательной деятельности с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: высшее образование
Омельченко Людмила Анатольевна
Воспитатель ГКУ ЦССВ «Маяк» г. Москва.
Особенности развития познавательной деятельности с
ограниченными возможностями здоровья.
Познавательная деятельность – это сознательная деятельность,
направленная на изучение окружающей действительности с помощью таких
психических процессов, как мышление, восприятие, внимание, память, речь.
Л.С. Выготский отмечал, умственное развитие выражает то новое, что
выполняется самостоятельно посредством новообразования новых качеств ума и
переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень
развития по линии произвольности и осознанности.
Развитие познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных
проблем на нынешнем этапе развития педагогической практики и теории.
Развитие самостоятельности, активности, инициативности, творческого подхода, к
процессу – это требования самой жизни, обусловливающие во многом то
Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших
задача, которая состоит перед педагогами.
На сегодняшний день особую тревогу вызывает существенный рост
численности детей с ОВЗ.
Согласно данным разных исследований, число обучающихся, которые не в
состоянии освоить общеобразовательные программы начальной школы,
составляет 20-30% обучающихся, а примерно 70-80% из них нуждаются в
специальных формах и методах обучения.
Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие разные
отклонения физического либо психического плана, которые обусловливают
патологии общего развития, не позволяющие детям осуществлять полноценную
Согласно классификации, предложенной Б.П. Пузановым и В.А. Лапшиным,
к основным категориям детей с нарушениями в развитии относятся:
— дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
— дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
— дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
— дети с нарушением речи (логопаты)
— дети с задержкой психического развития;
— дети с умственной отсталостью;
— дети с нарушением поведения и общения;
— дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так
называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, слепые или глухие дети с
У детей с ОВЗ прослеживается низкий уровень развития восприятия. Это
выражается в потребности более продолжительного времени для приема и
переработки сенсорной информации, недостаточно знаний об окружающем мире.
Кроме того, у них слабо сформированы пространственные представления.
Обучающиеся с ОВЗ зачатую не могут осуществлять полноценный анализ формы,
определить тождественность, симметричность частей конструируемых фигур,
разместить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
Внимание рассеянное, неустойчивое, дети с трудом переключаются с одной
деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются
слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством умений
и навыков самоконтроля, недостаточным развитием интереса к учению и чувства
Память ограничена в объеме, доминирует кратковременная над
долговременной, наглядная над словесной, механическая над логической.
Мышление – наглядно – действенное мышление развито в большой
степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логической.
Снижена потребность в общении как с ровесниками, так и со взрослыми.
Игровая деятельность на сформирована. Сюжеты игры обычны, бедны
способы общения и сами игровые роли.
У обучающихся с ОВЗ присутствуют патологии речевых функций, либо все
компоненты языковой системы не сформированы. Прослеживается низкая
работоспособность в следствии повышенной истощаемости, из-за возникновения
у детей явлений психомоторной расторможенности.
По этой причине у детей выявляется неудовлетворительная
сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными
навыками учебной деятельности. Появляются трудности формирования учебных
умений (определение путей и средств достижения учебной цели, составление
плана будущей работы; умение работать в определенном темпе, контролирование
Повышенная утомляемость свойственна для основной массы подобных
детей. Они быстро становятся раздражительными либо вялыми, плаксивыми, с
трудом концентрируется на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес,
отказываются от выполнения задания. У одних детей в следствие утомления
появляется двигательное беспокойство, у других замечается повышенная
возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности,
В зависимости от характера патологии одни дефекты могут полностью
преодолеваться в ходе развития, воспитания и обучения ребенка, прочие только
сглаживаться, а некоторые лишь компенсироваться. Сложность и характер
нарушения нормального развития ребенка определяют особенности
формирования у него нужных знаний, навыков и умений, а кроме того
разнообразные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с
отклонениями в развитии способен овладеть только элементарными
общеобразовательными знаниями (писать простыми предложениями и читать по
слогам), другой – относительно не ограничен в своих возможностях (к примеру,
слабослышащий либо ребенок с ЗПР). Структура дефекта влияет и на
практическую деятельность детей.
Развитие ребенка с ОВЗ обусловливается биологическими и социальными
факторами. К первым из них принадлежат выраженность дефекта, качественное
своеобразие его структуры, время его появления.
Социальные факторы – это ближайшее окружение ребенка: семья, в
которой он живет; дети и взрослые, с которыми он проводит время и общается;
Недостаточная познавательная активность, слабо ориентировочной
деятельности – это симптомы, прямо вытекающие из особенностей, протекания
нейрофизиологических процессов в коре головного мозга у детей с ОВЗ. Многие
ученые, занимавшиеся изучением детей с данной патологией развития, отмечали
их сниженный интерес к окружающему миру, вялость и отсутствие инициативы.
Разбирая особенности познавательной деятельности, нужно остановиться
на структурных компонентах: интересе, внимании, восприятии и ощущении, речи,
Хорошо известна роль, которую играет интерес в познавательной
деятельности ученика. Это не означает, что вся познавательная деятельность
побуждается только интересом и не предполагает волевого усилия. Однако,
интерес является тем условием, без которого нельзя обеспечить сознательное
отношение ученика к учебной деятельности, продуктивность его работы. Интерес
к знаниям и к трудовой деятельности повышает тонус детей с ОВЗ, положительно
влияет на темп и качество работы, создает у них радостное настроение. Кроме
того, он способствует улучшению дисциплины, активизирует пассивных и вялых,
помогает детям преодолеть трудности.
Однако у учащихся сформировать познавательный интерес весьма трудно.
Это удается лишь на старших ступенях обучения, что связано со сложностью
пробуждения у них духовных потребностей. Но даже у старшеклассников он будет
недостаточно творческим и более низкого уровня. Характерными особенностями
интересов учеников являются малая дифференцированность, односторонность,
слабая выраженность в них интеллектуального компонента. Интересы этих
учащихся неглубоки, неустойчивы и малоинтенсивны. Вместе с тем, у отдельных
учеников они достигают значительной устойчивости и силы. Иногда это
объясняется повышенной эффективностью, связанной со стремлением к
самоутверждению. Желанием показать себя не хуже других. Живой интерес
вызывает у школьников (особенно младших) игра, а также практическая
деятельность, имеющая общественно значимую или вообще привлекательную
На уроке ребенок легко отвлекается, его внимание соскальзывает с одного
объекта на другой в следствии недостаточной целеустремленности и
устойчивости. Он переносит внимание с целого на части, с существенного на не
существенное, с содержания на форму, что приводит к непоследовательности
рассуждений, речи и мышления. Таким образом, интенсивность и
сосредоточенность внимания школьника с ОВЗ значительно снижена. Утомление
влияет на него сильнее, в силу чего его внимание затухает значительно чаще, а
периоды его понижения гораздо длительнее, чем у школьника массовой школы.
Для нормального школьника понижение интенсивности внимания или его
переключение на другой объект является своего рода отдыхом, для детей же с
ОВЗ, утомление ведет к резкому спаду внимания, переключение – разрыву его,
что значительно затрудняет учебную работу. Недостатки внимания сказываются и
на речи ребенка: он не следит ни за своей речью, ни за тем, как говорят
окружающие. Это часто ведет к образованию аграмматизмов.
Недостатки внимания мешают следить за своей моторикой, что вызывает
Все эти дефекты становятся особенно заметны при изучении ими сложного
или незнакомого материала, при встрече с трудностями.
Выработка произвольного внимания у детей с ОВЗ – задача весьма
сложная. Из-за недоразвития волевых процессов и слабой регулирующей роли
интеллекта у ученика вспомогательной школы проще вызвать непроизвольное
внимание, особенно используя яркие и сильные раздражители.
Картина указанных недостатков и особенностей познавательной
деятельности у обучающихся является чрезвычайно пестрой, ввиду
исключительного многообразия проявлений присущего им дефекта и
индивидуально – психологических особенностей, связанных с особенностями и
типом высшей нервной деятельности у каждого из них. Все это подчеркивает
особую важность учета индивидуальных особенностей и применения
индивидуального подхода при обучении в коррекционной школе.
Познавательная деятельность обучающихся с ОВЗ характеризуется рядом
специфических особенностей, которые можно скорректировать с помощью
специально подобранных дидактических игр, приемов и методов, включенных в
образовательно-воспитательную работу образовательного учреждения.
Нужно подчеркнуть, что используемые учителем методы и приемы
активизации познавательной деятельности учащихся в обучении должны
предусматривать постепенное, планомерное и целенаправленное развитие
мышления учащихся и формирование у них мотивов учения, с одной стороны. С
другой стороны, чтобы добиться хороших результатов в работе учитель должен
самосовершенствоваться, изучая и применяя инновационные технологии.
Список используемой литературы:
Аникеева Н.П. Воспитание игрой.-М.: Просвещение, 2007.
Ходос Ю.В., Шкляр Н.В. Особенности познавательной деятельности
школьников с ограниченными возможностями здоровья// Психология и
педагогика: методика и проблемы практического применения. № 47.2015
Якштес В.С. Дети с ограниченными возможностями здоровья.//
Начальная школа №12.2015
Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в
развитии: Кн. Для педагога-дефектолога. – М.:Гуманит.изд.центр
ВЛАДОС,2004.-184 с.:ил.-(Коррекционная педагогика)
Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи
дошкольников с ЗПР. Пособие для дефектологов и воспитателей
дошкольных учреждений.-М.:Школьная пресса, 2005.-80с.