Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов

«Вопреки мифам»: как пятилетки изменили экономику СССР

После революции 1917 года в Советской России, а затем в СССР начался поиск экономической модели для дальнейшего развития страны. С 1918 по 1921 год РСФСР пережила период военного коммунизма, который характеризовался масштабной национализацией промышленности, централизацией управления и продразвёрсткой. По мере выхода страны из Гражданской войны власти стали проводить новую экономическую политику (НЭП). Продразвёрстка сменилась продналогом, были восстановлены элементы рыночных отношений и частное предпринимательство.

Пятилетние планы

В середине 1920-х годов властям СССР стало ясно, что темпы индустриального развития при НЭПе не позволяют догнать западные страны. Более того, промышленный разрыв продолжал увеличиваться — в городах росла безработица.

Среди экономистов и партийных функционеров начались дискуссии о пути дальнейшего развития страны. В итоге Иосиф Сталин поддержал точку зрения тех специалистов, кто выступал за выпуск продукции, будущие структурные изменения и жёсткую дисциплину. За основу было решено взять планирование развития экономики на пять лет.

«Данный период был выбран неслучайно. Это тот горизонт, на котором всё ясно и, как правило, не может быть больших неожиданностей», — рассказал в беседе с RT научный руководитель Института проблем глобализации, доктор экономических наук Михаил Делягин.

В декабре 1927 года в Москве состоялся XV съезд Всесоюзной коммунистической партии (большевиков), на котором были приняты Директивы по составлению первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР.

Через два года в столице прошла конференция ВКП(б). На ней была одобрена резолюция «О пятилетнем плане развития народного хозяйства». С апреля — мая 1929 года историки отсчитывают начало пятилетнего планирования.

Начало индустриализации

К периоду индустриализации большинство исследователей относят три пятилетки (первую (1928—1932 годы), вторую (1933—1937 годы) и третью, начавшуюся в 1938-м). Её стратегические задачи огласил Сталин на первой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности.

«Мы отстали от передовых стран на 50—100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут», — заявил советский лидер.

Рабочей силы для воплощения в жизнь идей индустриализации было достаточно. Партия и комсомол успешно проводили пропагандистскую кампанию. Многие люди ради более высокого качества жизни уехали в города из сельской местности. Для создания новых предприятий активно привлекались иностранные специалисты.

Первая и вторая пятилетки подарили стране Турксиб, Днепрогэс, «Уралмаш», ГАЗ, металлургические и тракторные заводы, а также многие другие стратегически важные промышленные объекты.

Индустриализацию было невозможно провести без качественных изменений в науке и обучении граждан. В 1930 году в СССР было введено всеобщее начальное образование, в городах — семилетнее. Советские учёные и педагоги выстраивали систему высшего технического образования.

По итогам первых двух пятилеток производство чугуна и стали в СССР выросло в четыре раза, угля — в 3,5 раза, нефти — в 2,5 раза, электроэнергии — в семь раз.

С 1928 по 1940 год ВВП Советского Союза увеличивался, согласно разным оценкам, со скоростью от 3% до 6,3% в год. Среднегодовые темпы роста промышленного производства достигали 16%. По объёму выпуска продукции СССР вышел на второе место в мире после США.

Роль пятилеток в войне

Методист Музея Победы Ирина Архангельская отметила в разговоре с RT, что третья пятилетка проходила под знаком подготовки к Великой Отечественной войне.

«Мюнхенский сговор 1938 года красноречиво свидетельствовал о том, что масштабного конфликта избежать не удастся», — подчеркнула эксперт.

По словам Архангельской, третья пятилетка — это этап обширного строительства. В эти годы было введено в строй около 3 тыс. новых крупных заводов и фабрик. К 1941 году Урал, Сибирь, Средняя Азия, восточные регионы страны стали играть заметную роль в промышленном производстве.

«Именно там закладывались основы инфраструктуры, благодаря чему в первые месяцы войны удалось организовать эвакуацию предприятий с запада, наладить их работу на новом месте», — подчеркнула эксперт.

Архангельская отметила, что к концу третьей пятилетки Советский Союз из аграрной страны превратился в индустриальную державу.

«К 1940 году производственные фонды по сравнению с 1928-м выросли в семь раз. СССР производил уже около 10% мирового объема промышленной продукции. К 1941 году с момента начала политики индустриализации в Советском Союзе было построено 23 тыс. новых заводов. Эти научно-технические и экономические успехи во многом определили результаты войны», — добавила эксперт.

Экономика мирной жизни

После победы над нацистской Германией советское руководство поставило перед обществом задачу восстановить страну, сделать новый экономический рывок и нарастить промышленное производство в три раза по сравнению с довоенным уровнем.

К 1961 году планы властей были перевыполнены: СССР производил 50,9 млн т чугуна, 70,8 млн т стали, 506,4 млн т угля, 166 млн т нефти. Объём машиностроения в 1950 году в 2,3 раза превысил показатели 1940-го.

Вместо седьмого пятилетнего плана была введена семилетка 1959—1965 годов, направленная на развитие высокотехнологичных производств, рост уровня жизни и совершенствование ВПК на фоне холодной войны.

В этот период в два раза выросла нефтедобыча, началось массовое строительство микрорайонов, динамично росло производство легковых автомобилей. Национальный доход за семилетку вырос на 53%, промышленная продукция — на 84%, реальные доходы населения — на треть.

С конца 1960-х годов темпы роста основных экономических показателей начали постепенно снижаться, хотя в целом оставались достаточно высокими. В 1980-е годы доля СССР в мировой промышленности составляла около 20%, а экономика в целом уступала только американской.

В последнее десятилетие существования Советского Союза стало проявляться снижение экономической эффективности и технологическое отставание от западных государств. В годы перестройки негативные тенденции только усугубились. В конце 1980-х темпы роста ВВП снизились, в 1990 году стали отрицательными. 13-й пятилетний план не был реализован из-за распада СССР.

Несмотря на проблемы, возникшие в Советском Союзе в 1980-е годы, идею пятилетнего планирования Делягин называет удачной. По его мнению, опыт пятилеток можно использовать и сегодня.

«Пятилетнее планирование применяется в ряде высокоразвитых стран, например во Франции. Это идеальная форма функционирования индустрии. Доиндустриальные и постиндустриальные составляющие экономики требуют других подходов, но для планирования промышленности, по моему мнению, ничего лучше ещё не придумали», — подытожил эксперт.

Источник

Контрольная работа по теме «СССР в 1920-1930-е годы»

Выбранный для просмотра документ вар 1.docx

1 Что произошло 30 декабря 1922 г.:

а) была принята советская Конституция;

в) закончилась Гражданская война;

г) был образован СССР;

в) культурная революция

3 Представители каких республик участвовали в создании СССР? Укажите два верных положения из пяти предложенных.

4 Как, согласно Конституции СССР 1924 г., назывался высший орган законодательной власти СССР?

а) Совет Народных Комиссаров в) Всесоюзный съезд Советов

б) Совет Союза г) Съезд народных депутатов СССР

5. Концепция о построении социализма в одной, отдельно взятой стране была выдвинута

6. Что было целью внешней политики СССР в первой половине 20-х годов?

А) изоляция от стран Западной Европы

Б) разжигание конфликтов в Азии

В) осуществление идеи мировой революции

Г) борьба с фашизмом Германии и Испании

7 Коллективизация, проводившаяся в СССР пропаганду социалистических идей среди крестьян, в 1930-е гг., не предусматривала:

а) создание фермерских хозяйств;

б) ликвидацию кулачества как класса;

в) перевод средств из сельского хозяйства на нужды индустриализации;

г) обеспечение городов дополнительной рабочей силой.

8 Основной целью индустриализации НЕ была:

а) Ликвидация технико-экономической отсталости страны

б) Создание мощной оборонной промышленности

в) Первоочередное развитие легкой промышленности

г) Первоочередное развитие тяжелой промышленности

9 Кто такие «двадцатипятитысячники»?

а) рабочие, помогавшие создавать колхозы;

б) работники машинно-тракторных станций;

в) охранники ГУЛАГа;

г) советские добровольцы, сражавшиеся в Испании

10 Первый пятилетний план индустриализации осуществлялся в

а) 1920-1925 гг. в) 1928-1932 гг.

б) 1925-1930 гг. г) 1929 – 1933гг.

11 Какое событие относится к 1934 г.?

а) принятие СССР в Лигу Наций

б) начало советско-финляндской войны

в) установление дипломатических отношений между СССР и США

г) создание Дальневосточной республики

а) международной организации по гуманитарному сотрудничеству;

б) управления лагерей НКВД (МВД)

в) организация «Гражданская инициатива»

г )организация летнего отдыха детей.

13 29-30 сентября 1938г. состоялось:

А) Мюнхенское совещание

Б) Подписание пакта о ненападении между Германией и Россией

В) Введение Красной Армии на восточные земли Польши

Г) Совещание по итогам советско-финской войны.

14 Кто из военачальников был репрессирован в 1930-х гг.?

а) С. М. Буденный; б) М. Н.Тухачевский;

в) К. Е. Ворошилов; г) Г. К. Жуков.

15 Основателями новых театров в 1920-е гг. были

а) Б.М. Кустодиев, К.С. Малевич

б) В.Э. Мейерхольд, Е.Б. Вахтангов

в) М.А. Булгаков, Н.Ф. Погодин

г) С.М. Эйзенштейн, И.А. Пырьев

16 Какие три из перечисленных признака относятся к внешней политики СССР в 30-е годы:

1 попытка создания системы коллективной безопасности

2 заключение сепаратного мира с Германией

3 преодоление дипломатической изоляции

4 принятие СССР в Лигу Наций

6 поддержка СССР Испанской республики

17 Когда произошли следующие события?

Гражданская война в Испании

Принятие Сталинской конституции

Провозглашение курса на индустриализацию

18 Какие идеи построения СССР выдвигались?

19 К каким итогам привела индустриализация?

20 Охарактеризуйте очаги агрессии возникшие в 1930-е гг в мире

21 Какие методы использовались при проведении коллективизации?

Выбранный для просмотра документ вар 2.docx

1 Когда был образован СССР:

а) в марте 1921 г. в) в декабре 1922 г.

б) в ноябре 1923 г. г) в январе 1924 г.

2 В вопросе создания единого Советского государства И.В.Сталин предлагал:

а) план конфедерации б) план федерации в) план автономизации

Отметьте четыре советские республики, которые первоначально вошли в состав СССР:

а) РСФСР, Украина, Белоруссия, Грузия

б) РСФСР, Украина, Белоруссия, Закавказская Федерация

в) РСФСР, Украина, Белоруссия, Молдавия

г) РСФСР, Узбекистан, Белоруссия, Армения

4 Какой орган стал высшим органом исполнительной власти по Конституции СССР 1924 года?

5 Теории перманентной революции придерживался:

6 Главное содержание советской внешней политики в 1920-е гг составляло стремление к:

А) преодоление дипломатической изоляции

Б) создание единого антифашистского фронта

В) разрыву отношений с капиталистическими странами

Г) конфронтации с Германией и Японией

7 Что было одним из последствий проведения политики индустриализации в СССР в 1920—1930-е гг.?

а) создание военно-промышленного комплекса

б) ликвидация дефицита товаров народного потребления

в) интеграция в мировую экономику

г) развитие частного сектора в экономике

8 В результате коллективизации

а) в несколько раз выросла урожайность зерновых культур

б) обеспечены опережающие по сравнению с промышленностью темпы роста сельско-хозяйственного производства

в) укрепилась техническая база индивидуальных крестьянских хозяйств

г) возник новый социальный слой — колхозное крестьянство

9 Что не относилось к материальным источникам индустриализации

а) продажа хлеба за границу;

б) труд заключенных ГУЛАГа;

в) кредиты западных держав;

г) продажа за границу ценностей

10 Конституция «победившего социализма» была принята в:

11 Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов?

а) широкий выход советских машин и оборудования на мировой рынок

б) значительное сокращение числа оборонных предприятий

в) рост количества частных хозяйств в деревне

г) превращение СССР в мощную индустриальную державу

12 Кто из названных лиц был репрессирован в 30-е гг. XX в.?

а) Л. Берия б) С. Буденный в) Г. Жуков г) Н. Бухарин

13 Мюнхенское совещание по вопросу о Чехословакии состоялось:

А) в августе 1937 г.

Б) в сентябре 1938 г.

В) в сентябре 1939 г.

Г) в августе 1940 г.

14 Найдите лишнее. К основным чертам тоталитарного режима власти в СССР относятся:

а) культ личности в) демократические права и свободы

15 Понятие «ликбез» относится к проведению в стране

а) культурной революции

б) национализации промышленности

в) коллективизации сельского хоз-ва

г) продовольственной разверстки

16 Какие три из перечисленных признака относятся к внешней политики СССР в 30-е годы:

1 попытка создания системы коллективной безопасности

2 заключение сепаратного мира с Германией

3 преодоление дипломатической изоляции

4 принятие СССР в Лигу Наций

6 поддержка СССР Испанской республики

17 Когда произошли следующие события?

Вступление СССР в Лигу Наций

Договор о взаимопомощи между СССР, Чехославакией, Францией

Второй пятилетний план

18 Охарактеризуйте очаги агрессии возникшие в 1930-е гг в мире

19 Как складывались отношения СССР с азиатскими странами в 1920 гг?

20 В чем суть мюнхенского сговора?

21Что собой представляла культурная революция?

Выбранный для просмотра документ вар 3.docx

1 Когда была создана первая Конституция СССР:

а) в 1924 г. в) в 1936 г.

б) в 1932 г. г) в 1940 г.

в) культурная революция

3 Какие территории входили в Закавказскую федерацию

б) Грузия, Узбекистан, Таджикистан

в) Украина, Армения, Туркмения

г) Белоруссия, Грузия, Узбекистан, Таджикистан

4 Что было одной из причин (предпосылок) образования СССР?

а) начало массовой коллективизации

б) существование экономических связей между территориями бывшей Российской империи

в) результаты референдума о создании СССР

г) заключение Брест-Литовского мирного договора

5 Когда был подписан Рапалльский договор?

6 Внешняя политика СССР в 1920-е гг. по линии Коминтерна:

а) декларировала принцип мирного сосуществования, установление и развитие дружеских отношений со всеми странами

б) была направлена на проведение подрывной работы в других странах в целях осуществления мировой социалистической революции

в) была направлена на создание военно-политического союза с Германией и Китаем для борьбы с «мировым империализмом»

7 Курс на индустриализацию был принят:

8 Проводившаяся в 1930-е гг. политика раскулачивания означала:

а) перевод хозяйств кулаков на отдаленные хутора с увеличением надела

б) насильственное лишение кулаков и крестьян земли и хозяйств

в) переселение кулаков за счет государства на плодородные земли Сибири

г) выкуп земли у хозяйства у кулаков и устройство их на работу в город

9 В результате индустриализации:

а) СССР вышел на первое место в мире по производству продукции на душу населения

б) В СССР была создана атомная энергетика

в) Обеспечена технико-экономическая независимость СССР

г) Обеспечено опережающее развитие лёгкой и пищевой промышленности

10 Второй пятилетний план индустриализации осуществлялся в

11 Что из названного является одним из последствий политических репрессий в СССР?

а) построение социализма в СССР

б) укрепление международного авторитета СССР

в) снижение боеспособности Красной Армии

г) увеличение количества «врагов народа»

12 К деятельности СССР в 1930-е гг. по созданию в Европе системы коллективной безопасности относится

а) заключение договора о нейтралитете с Японией

б) заключение между СССР, Францией, Великобританией договора о взаимопомощи

в) заключение советско-германского пакта о ненападении

г) вступление СССР в Лигу Наций

13 Что было характерно для политической системы, сформировавшейся в 1930-х гг.?

а) конституционный запрет свободы слова и собраний

б) свобода оппозиционной деятельности внутри партии

3) однопартийная система

4) принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной власти

14 С какого возраста в 1935 г. была введена уголовная ответственность?

а) с 12 лет; б) с 13 лет; в) с 14 лет; г) с 15 лет.

15 Что относится к 1934году?

а) принятие новой Конституции

б) убийство С.М.Кирова

в) введение смертной казни

16 Какие три из перечисленных признака относятся к внешней политики СССР в 30-е годы:

1 попытка создания системы коллективной безопасности

2 заключение сепаратного мира с Германией

3 преодоление дипломатической изоляции

4 принятие СССР в Лигу Наций

6 поддержка СССР Испанской республики

17 Когда произошли следующие события?

Принятие первой конституции СССР

18 Как складывались отношения СССР с европейскими странами в 1920 гг?

19 В чем суть «идеи построения социализма в одной стране»?

20 Охарактеризуйте очаги агрессии возникшие в 1930-е гг в мире

21 Назовите источники индустриализации

Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Смотреть фото Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Смотреть картинку Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Картинка про Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Фото Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Смотреть фото Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Смотреть картинку Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Картинка про Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Фото Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов

Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Смотреть фото Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Смотреть картинку Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Картинка про Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Фото Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Смотреть фото Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Смотреть картинку Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Картинка про Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Фото Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов

Номер материала: ДБ-1360454

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Смотреть фото Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Смотреть картинку Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Картинка про Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Фото Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Смотреть фото Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Смотреть картинку Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Картинка про Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Фото Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Смотреть фото Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Смотреть картинку Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Картинка про Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Фото Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов

При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи

Время чтения: 1 минута

Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Смотреть фото Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Смотреть картинку Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Картинка про Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Фото Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Смотреть фото Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Смотреть картинку Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Картинка про Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Фото Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов

Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ

Время чтения: 2 минуты

Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Смотреть фото Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Смотреть картинку Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Картинка про Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Фото Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Смотреть фото Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Смотреть картинку Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Картинка про Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Фото Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов

В российских школах могут появиться «службы примирения»

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Пятилетки: экономический рост по расписанию

Тип экономики СССР известен как плановое хозяйство. Хотя много сказано о его недостатках в сравнении с рыночной экономикой, существенные достоинства у такого государственного хозяйствования тоже были. В результате многое из опыта советского планирования ныне заимствовано другими государствами (в том числе таким мировым экономическим гигантом, как Китай), а в свое время введение пятилетних планов развития народного хозяйства помогло СССР ликвидировать экономическое отставание от ведущих держав мира в невероятно сжатые сроки.

Индустриализация как причина введения пятилетнего планирования

В 1920-е годы в СССР реализовывалась экономическая стратегия НЭПа. Новая экономическая политика пришла на смену военному коммунизму периода гражданской войны, и допускала существование многих элементов рынка (частного предпринимательства и частной собственности, например). НЭП был призван способствовать восстановлению экономики, разоренной мировой и гражданской войнами. Его реализация позволяла переложить расходы по восстановлению не имеющих стратегического значения отраслей (в первую очередь легкой и пищевой промышленности) с государства на частника.

По данным статистики, в 1926 году объемы производства в СССР по основным показателям сравнялись с довоенным 1913 годом. Однако темпы роста экономики все же были непозволительно малы. Царская Россия и ранее отставала по многим экономическим показателям от наиболее развитых мировых держав, а в результате военного разорения это отставание только усилилось. Его следствием стали социальные проблемы, включая низкий уровень жизни и рост безработицы.

Также медленные темпы роста производства в промышленности были опасны для самого существования СССР. Страна действительно находилась в полностью враждебном окружении. И постоянная угроза силового уничтожения СССР – факт, а не пропагандистская выдумка. С имеющимся же уровнем промышленного развития страна не могла рассчитывать дать результативный отпор потенциальному агрессору.

Недостаточный уровень развития промышленности ставил под угрозу и дальнейший рост экономики в целом – было проблематично добиваться существенного увеличения объемов производства без механизации труда. Совокупность этих факторов и привела руководство СССР к мысли о необходимости проведения индустриализации ускоренными темпами.

Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Смотреть фото Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Смотреть картинку Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Картинка про Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Фото Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов

Соответственно, требовалось добиться того, чтобы все необходимые для развития производства ресурсы (финансы, сырье, технологии, кадры) направлялись не туда, где они принесут максимальную прибыль какой-то личности или группе лиц, а туда, где они решат проблемы государства в целом. Для руководства экономикой в таком стиле и создавались пятилетние планы. В дальнейшем основные задачи могли меняться, но общие идеи оставались теми же.

Особенности пятилетнего планирования на разных этапах

5-летний интервал был выбран не случайно, и современные экономисты полагают его идеальным для руководства промышленностью. Это был достаточно большой промежуток времени для того, чтобы получить существенные в масштабах страны результаты, и одновременно достаточно маленький, чтобы планы не становились неточными из-за накопления непредвиденных обстоятельств.

Каждая пятилетка дополнительно разбивалась на этапы. Разрабатывались годовые планы, а по предприятиям и отраслям – и квартальные. За их выполнение следовало отчитываться. Соответственно, руководство страны в целом и профильных ведомств могли корректировать общий план по факту.

Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Смотреть фото Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Смотреть картинку Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Картинка про Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Фото Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов

Были в СССР и незавершенные пятилетки. В первом случае причиной стало начало Великой Отечественной войны, во втором – попытка Н.С. Хрущева перейти к 7-летнему планированию.

Общая картина выглядит следующим образом:

В 1959-1965 гг. страна жила по 7-летнему плану. Последний пятилетний план (1991-1995 гг.) не был реализован в связи с распадом СССР и изменением экономической модели.

Способы и методы выполнения пятилетних планов

Сразу же после принятия первого пятилетнего плана появились лозунги, призывающие выполнить его ранее срока. Идеи перевыполнения планов культивировались и в дальнейшем. Результат получался двояким. С одной стороны, показатели экономического роста СССР (особенно в 30-е и 50-60-е годы) были действительно впечатляющими. Они позволили преодолеть отставание от ведущих западных держав, а затем в рекордные сроки ликвидировать последствия войны и вновь обеспечить значительный экономический рост. Но эти позитивные явления сопровождались жестким административным принуждением и перекосами в развитии разных отраслей.

Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Смотреть фото Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Смотреть картинку Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Картинка про Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Фото Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов

Так, за первую пятилетку рост тяжелой промышленности составил 300%, машиностроения – 2000%. Число созданных за это время новых предприятий превысило 1,5 тыс. Вторая пятилетка дала стране 4,5 тыс. предприятий, рост в промышленности на 200%, в сельском хозяйстве – на 150%. Довоенный уровень производства был достигнут в 1948 году. В 6-й пятилетке национальный доход вырос на 71%, в 8-й – на 44%. Это огромные показатели, свидетельствующие о реальной экономической мощи СССР.

Вместе с тем выполнение и перевыполнение плана было вменено работникам фактически в обязанность. За его срыв руководителю предприятия и высшим техническим кадрам грозили реальные сроки (и такие осужденные составили заметную долю в числе репрессированных в 1930-е годы). Конечно, имели иногда место и реальные халатность, недобросовестность и даже вредительство, но хуже всего было то, что этих реальных преступников наказывали так же, как и просто допустивших неумышленные служебные просчеты, а то и вовсе пострадавших от не зависящих от них причин. В результате даже честные руководители шли на приписки, выпуск некачественной продукции, подтасовку фактов.

Применялись административные методы и к работникам, в основном в 1930-е и послевоенные годы. Бывали периоды, когда работники лишались выходных, отпусков и права выбора места работы. Прогул и многократное опоздание на работу криминализировались. Однако уже в 1950-е годы от этих методов стали отказываться.

Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Смотреть фото Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Смотреть картинку Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Картинка про Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Фото Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов

Способствовал выполнению пятилеток и труд заключенных. Стоит признать, что использование осужденных на различных работах вместо содержания их в безделье за государственный счет – более чем разумное решение. Проблемой было то, что работали заключенные часто в совершенно нечеловеческих условиях.

Использовались не только административные методы. В 1930-е годы большое распространение получило стахановское движение, участники которого стремились увеличить свою производительность труда. Поощрялись эффективные эксперименты в деле организации труда, внесение рационализаторских предложений. Передовики производства становились известными людьми, их достижения популяризовались через СМИ. Широко использовались моральные поощрения (грамоты, благодарности) За особые достижения были введены государственные награды.

Использовался и материальный стимул. В 1930-е и послевоенные годы это чаще было льготное обеспечение какими-то дорогими или дефицитными товарами (передовик мог получить бесплатно костюм, пальто или часы). Передовики производства имели преимущественное право на отправку в санаторий или на курорт по профсоюзной путевке. В 1960-е годы основным методом поощрения стала выплата денежных премий по итогам отчетного периода.

Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Смотреть фото Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Смотреть картинку Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Картинка про Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Фото Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов

Преимущества и недостатки пятилетнего планирования

Все эти частные достоинства и недостатки обеспечили положительное и отрицательное влияние системы пятилетнего планирования на экономику страны в целом. На разных этапах преобладали разные факторы. Поэтому в 1930-1960-е годы пятилетки давали больше преимуществ, чем создавали проблем; в 1980-е годы недостатки возобладали.

Основными преимуществами введения 5-летних планов развития народного хозяйства в СССР стали

Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Смотреть фото Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Смотреть картинку Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Картинка про Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Фото Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов

Однако система пятилеток имела и ряд существенных недостатков. По этой причине СССР в 1980-е годы вошел в критический период, а затем и вовсе прекратил существование. К числу основных недостатков пятилетнего планирования принадлежат

Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Смотреть фото Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Смотреть картинку Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Картинка про Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов. Фото Что относится к последствиям реализации двух первых пятилетних планов

Следует отметить, что экономический кризис 1980-х годов в СССР и его последующий распад произошли не только из-за недостатков пятилетнего планирования. Эти события стали следствием множества факторов.

Сегодня во многих странах используют положительные аспекты опыта советских пятилеток, стараясь избегать отрицательных сторон. Это самый разумный вывод из этого экономического эксперимента.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *