Что относится к поэзии
Виды и жанры поэзии с примерами
Поэтический мир огромен и разнообразен. И чтобы в нем не потеряться, нужно знать основные виды и жанры поэзии. Разобраться в них не так сложно, как может казаться на первый взгляд. Наша статья вам обязательно поможет!
Мы рассмотрим основные виды и жанры поэзии с примерами, которые могут встретиться вам в литературе. Разумеется, наш список не претендует на всеохватность. Но знание этих 18 основных жанров поможет вам лучше ориентироваться в поэтическом многообразии.
Основные виды и жанры поэзии
Для удобства мы разбили список из 18 жанров поэзии на три больших категории. В зависимости от рода литературы жанры поэзии подразделяются на:
Рассмотрим, в чем заключаются особенности каждой из категорий, и какие жанры поэзии в нее входят.
Лирическая поэзия
Лирическая поэзия ставит целью раскрыть душу лирического героя: его раздумья, впечатления, чувства. Повествование о событиях не относится к задачам лирического стихотворения – оно может быть бессюжетным. Лирика отражает и душевное состояние автора, его размышления, переживания.
Ода – торжественное стихотворение (от греч. ode – песня). В Древней Греции оды слагались для прославления победителей атлетических состязаний. Позже ода трансформировалась в жанр высокой лирики, восхваляющий важную персону, событие или идею.
Для оды характерен так называемый «велеречивый» слог: церковная лексика, инверсия, пышность эпитетов, риторические обращения и восклицания. Ода стала одним из важнейших поэтических жанров эпохи классицизма (XVIII век). Знаменитые русские авторы од – Ломоносов, Державин, Сумароков.
Царей и царств земных отрада
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
Вокруг тебя цветы пестреют
И класы на полях желтеют;
Сокровищ полны корабли
Дерзают в море за тобою;
Ты сыплешь щедрою рукою
Свое богатство по земли.
Ломоносов, «Ода на день восшествия на Всероссийский Престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (фрагмент), 1747
Гимн – (от греч. gymnos – хвала) торжественная песнь (стихотворение) на возвышенную тему. В античности гимны исполнялись в качестве хвалебных посвящений богам. В русской литературе XVIII – XIX веков сочинялись гимны как религиозные, так и светского содержания.
Известные авторы гимнов этой эпохи – Сумароков, Жуковский, Дмитриев. В начале XX века несколько сатирических гимнов вышли из под пера Маяковского, среди них – «Гимн обеду» и «Гимн взятке».
В гимнах часто используются обращения и воззвания к объекту восхваления, лестные сравнения и описания, перечисление высоких качеств или деяний объекта. Из средств художественной выразительности преобладают гиперболы, метафоры, сравнения, эпитеты.
Светило гордое, всего питатель мира,
Блистающее к нам с небесной высоты!
О, если бы взыграть могла моя мне лира
Твои достойно красоты!
Но трудно на лицо твое воззрети оку;
Трудняе нам еще постигнути тебя;
Погружено творцом ты в бездну преглубоку,
Во мраке зря густом себя.
Вострепетала тьма, лишь только луч пустился,
Лишь только в вышине подвигнулся с небес,
Горящею стрелой дом смертных осветился,
И мрак перед тобой исчез.
Сумароков, «Гимн о премудрости божией в солнце» (фрагмент), 1760
Элегия
Наибольшую популярность этот поэтический жанр завоевал в поэзии сентиментализма и романтизма. Среди известных авторов элегий – Жуковский, Батюшков, Пушкин, Баратынский.
Сижу задумавшись; в душе моей мечты;
К протекшим временам лечу воспоминаньем…
О дней моих весна, как быстро скрылась ты
С твоим блаженством и страданьем!
Где вы, мои друзья, вы, спутники мои?
Ужели никогда не зреть соединенья?
Ужель иссякнули всех радостей струи?
О вы, погибши наслажденья!
Сонет
Сонет – вид лирики, возникший в Италии в XIII веке. Распространился в поэзии Возрождения, романтизма. Относится к твердым стихотворным формам из-за строго определенного объема (14 строк) и порядка рифмовки.
Наиболее частые темы, затрагиваемые в сонетах – тема любви и размышления о поэзии. Узнать больше о сонетах и правилах их написания, а также ознакомиться с примерами вы можете в нашей статье «Что такое сонет?»
Послание
Послание – стихотворное письмо-монолог, обращенное к реальному или вымышленному лицу и, как правило, содержащее призыв, просьбу или пожелание. Основные особенности послания – адресность и связь с биографическими либо историческими событиями.
В XIX веке в России особую популярность обрели дружеские послания, пришедшие на смену «высоким» посланиям XVIII столетия. Примеры дружеских посланий часто встречаются среди стихотворений Жуковского, Батюшкова, Пушкина, Дельвига, Вяземского.
Итак, мой милый друг, оставя скучный свет
И в поле уклонясь от шума и сует,
В деревне ты живёшь, спокойный друг природы,
Среди кудрявых рощ, под сению свободы!
И жизнь твоя течёт, как светлый ручеёк,
Бегущий по лугам, как лёгкий ветерок,
Играющий в полях с душистыми цветами
Или в тени древес пастушки с волосами.
Беспечность твой удел! Стократ она милей
И пышности владык и блеску богачей!
Вяземский, «Послание к Жуковскому в деревню» (фрагмент), 1808
Мадригал
Мадригал – краткое стихотворение-обращение, содержащее комплимент, признание в любви или лестную характеристику адресата. Чаще всего мадригалы обращены к женщине.
В эпоху Возрождения мадригалы создавались в основном для последующего переложения на музыку. Позднее мадригал стал самостоятельным поэтическим жанром. Часто использовался в так называемой «салонной» поэзии. Мадригалы было принято оставлять в альбомах светских красавиц.
Глядися чаще в зеркала,
Любуйся милыми очами,
И света шумная хвала
С моими скромными стихами
Тебе покажутся ясней…
Когда же вздох самодовольный
Из груди вырвется невольно,
Когда в младой душе своей
Самолюбивые волненья
Не будешь в силах утаить:
Мою любовь, мои мученья
Ты оправдаешь, может быть.
Романс
Романс – небольшое стихотворение, преимущественно о любви. В романсах обычно излагаются простые по сути, но исполненные чувства истории. Этот жанр отличается напевностью, выразительностью и живостью (в отличие от баллады, о которой речь пойдет ниже).
Расцвет русского романса приходится на XIX век. Романсы Полонского, Майкова, Апухтина, Григорьева неоднократно перекладывались на музыку.
Песни и романсы на стихи Я. Полонского:
Эпиграмма
Эпиграмма – (от греч. epigramma – надпись), короткое (обычно не более четырех–восьми строк) сатирическое стихотворение. Главной задачей эпиграммы является высмеять или представить в юмористическом ключе какое-то лицо, событие, явление.
Появившись еще в античности, изначально эпиграммы выполняли роль эпитафий на алтарях и надгробиях. Современная эпиграмма сложилась во Франции в XVI–XVII веках и постепенно стала средством обличения человеческих пороков, а также могла использоваться в политических целях:
Воспитанный под барабаном,
Наш царь лихим был капитаном:
Под Австерлицем он бежал,
В двенадцатом году дрожал,
Зато был фрунтовой профессор!
Но фрунт герою надоел —
Теперь коллежский он асессор
По части иностранных дел!
Пушкин, эпиграмма на Александра I
Сатира
Сатира – более развернутое, чем эпиграмма, стихотворение, в том числе по масштабу изображаемого. В сатирическом стихотворении обычно высмеиваются недостатки всего общества. Отсюда – гражданский пафос сатиры. В отличие от эпиграммы для сатиры характерно большее негодование и возмущение автора.
В качестве одного из наиболее ярких поэтов-сатириков можно вспомнить Маяковского, например, его сатиру на взяточничество:
Господа!
Взломайте шкапы, сундуки и ларчики,
берите деньги и драгоценности мамашины,
чтоб последний мальчонка в потненьком кулачике
зажал сбереженный рубль бумажный.
Костюмы соберите. Чтоб не было рваных.
Мамаша! Вытряхивайтесь из шубы беличьей!
У старых брюк обшарьте карманы —
в карманах копеек на сорок мелочи.
Все это узлами уложим и свяжем,
а сами, без денег и платья,
придем, поклонимся и скажем:
Нате!
Маяковский, «Внимательное отношение к взяточникам» (фрагмент), 1915
Пастораль, или буколическая поэзия
Пастораль, идиллия, буколическая поэзия – (от фр. pastorale «пастушеский, сельский») жанр поэзии, изображающий простую сельскую жизнь в романтизированном представлении. Изначально героями пасторальной поэзии выступали пастухи и пастушки.
Одна из задач пасторалей – противопоставить спокойную жизнь на природе шуму и суетности крупных городов. Пасторальной поэзии свойственна «языческая» стилизация, гедонизм, обыгрывание мифологических образов.
Родина пасторали – Италия. В России этот жанр был распространен главным образом в XVIII веке у сентименталистов.
Когда она была пастушкою простой,
Цвела невинностью, невинностью блистала,
Когда слыла в селе девичьей красотой
И кудри светлые цветами убирала —
Тогда ей нравились и пенистый ручей,
И луг, и сень лесов, и мир моей долины,
Где я пленял ее свирелию моей,
Где я так счастлив был присутствием Алины.
Стансы
Стансы – поэтические строфы из четырех строк, обладающие законченным смыслом, но вместе составляющие целостную композицию стихотворения. Преобладающий стихотворный размер стансов – четырехстопный ямб.
Основная тема стансов – любовь лирического героя к девушке, женщине. Встречаются также стансы на социальную и политическую темы. Например, стансы Пушкина, где он обращается к Николаю I с призывом быть достойным своего предка – Петра Великого:
Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал ее предназначенье.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Семейным сходством будь же горд;
Во всем будь пращуру подобен:
Как он, неутомим и тверд,
И памятью, как он, незлобен.
Эпическая (нарративная) поэзия
Эпическая поэзия предлагает объективное описание действительности. В эпосе события изображаются в последовательном развитии, а герои – в действии. Этот род поэзии повествует о явлениях, лицах (людях и не только), их характерах и поступках.
Былина
Былина – песня-сказание о героических деяниях прошлого. Как правило, в былинах описываются подвиги богатырей, исторические события и народный быт Древней Руси IX–XIII веков. Поскольку былины – это фольклорный жанр, в них нередко происходят чудеса или встречаются фантастические элементы.
Из художественных средств в былинах часто используются гипербола, эпитеты, сравнения, повторы. Рифма отсутствует, а напевность достигается за счет созвучий и особой расстановки ударений. Обычно первое ударение падает на третий с начала слог, а последнее – на третий с конца.
Как скака́л-то Илья́ да со добра́ коня,
Припада́л-то он ко ма́тушке сыро́й земле:
Как стучи́т ведь ма́тушка сыра́ земля
Да под то́й же как сторо́нушкой восто́чной.
Басня
Басня – короткий, с комическим оттенком, рассказ в стихах. Главная особенность басен – наличие прямого морального вывода (урока), который придает басне характер аллегории. В баснях действующими лицами выступают не люди, а животные, растения, вещи.
Самым известным баснописцем в русской литературе по праву считается Крылов, написавший за всю жизнь более 200 басен.
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру…
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.
Крылов, «Ворона и лисица» (фрагмент)
Притча
Притча – небольшое произведение назидательного характера. Из-за иносказательности близка к басне, но отличается большей обобщенностью и значимостью идеи. Цель притчи – сообщить о событиях и этическом выборе человека, а не изобразить характеры или явления в их развитии. Притчи часто основаны на библейских сюжетах.
Лиро-эпическая поэзия
Лиро-эпическая поэзия находится на границе лирики и эпоса. От лирики здесь – субъективность, эмоциональность, от эпоса – сюжетность.
Баллада
Баллада – сюжетное стихотворение, в основе которого фантастический, фольклорный материал. Особенностью жанра является мрачный, таинственный, мистический характер. Сюжет баллады строится вокруг некого необычного случая: преступление, трагедия, явление потусторонних сил.
Баллады соединяют в себе черты рассказа и песни. В балладах активно используются такие средства выразительности, как эпитеты («горькая судьбина», «мертвое молчанье»), сравнения («мчат, как будто на крылах»), а также архаизмы и особая мелодика. Это один из главных поэтических жанров сентиментализма и романтизма.
В море царевич купает коня;
Слышит: «Царевич! Взгляни на меня!»
Фыркает конь и ушами прядет,
Брызжет и плещет и дале плывет.
Слышит царевич: «Я царская дочь!
Хочешь провесть ты с царевною ночь?»
Вот показалась рука из воды,
Ловит за кисти шелко́вой узды.
Вышла младая потом голова;
В косу вплелася морская трава.
Синие очи любовью горят;
Брызги на шее, как жемчуг, дрожат.
Лермонтов, «Морская царевна» (фрагмент), 1841
Дума – поэтическое размышление автора на философскую, историческую или социально-бытовую тему. Имеет сходство с балладой, так как тоже основана на реальных событиях, но в ней отсутствует фантастический элемент.
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
Поэма
Поэма (а также роман в стихах) – крупное или среднее по объему произведение, главными особенностями которого является сюжетность (как в эпосе), оценочность и присутствие лирического героя (как в лирике). В поэмах разного типа – героических, романтических, сатирических и других – эти составляющие сочетаются в разных пропорциях.
«Паноптикум» – современная поэма Данила Рудого
Например, историческая поэма Пушкина «Полтава» описывает преимущественно события военного характера и близка к эпосу:
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки. Дым багровый
Кругами всходит к небесам
Навстречу утренним лучам.
Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.
Сыны любимые победы,
Сквозь огонь окопов рвутся
Напротив, поэма Блока «Соловьиный сад» – чистая лирика, где переживания героя выходят на первый план:
Знойный день догорает бесследно,
Сумрак ночи ползет сквозь кусты;
И осел удивляется, бедный:
«Что, хозяин, раздумался ты?»
Или разум от зноя мутится,
Замечтался ли в сумраке я?
Только всё неотступнее снится
Жизнь другая — моя, не моя…
И чего в этой хижине тесной
Я, бедняк обездоленный, жду,
Повторяя напев неизвестный,
В соловьином звенящий саду?
Исповедь
Исповедь – стихотворение-покаяние, в котором лирический герой раскрывает свою душу, вспоминает жизненный путь, высказывает личные убеждения философского, религиозного, иногда политического характера. Исповедь близка дневнику, но, в отличие от него, не привязана к хронологии или месту.
В русской поэзии элементы исповеди появляются в конце XVIII века у Карамзина, Жуковского, позже – у Баратынского, Пушкина, Лермонтова.
Ты слушать исповедь мою
Сюда пришел — благодарю;
Не понимаю: что была
У них за мысль? — мои дела
И без меня ты должен знать —
А душу можно ль рассказать?
И если б мог я эту грудь
Перед тобою развернуть,
Ты, верно, не прочел бы в ней,
Что я преступник иль злодей.
Лермонтов, поэма «Исповедь» (фрагмент), 1831
Жанры поэзии
Стихира предлагает нам следующие разделы для публикации:
1. Лирика
2. Твердые Формы,
3. Свободные формы и проза
4. Пародии и юмор
5. Детские разделы
6. Музыкальное творчество
7. Переводы
8. Крупные формы
9. Низовые жанры
10. Без рубрики.
( Более подробный, но не пока исчерпывающий список существующих жанров можно посмотреть в http://www.stihi.ru/2012/02/27/10077 )
О разделах с 5 по 8 мы пока говорить не будем – оставим их на будущее, остальные разделы (стихотворные жанры) мне хочется прокомментировать. Начну с конца.
Сама я никогда в этих жанрах не писала, не пишу и писать не собираюсь. Но – убедительная просьба! – если в ваши стихи залетело по какой-то причине матерное выражение (а это, к сожалению, встречается на Стихире сплошь и рядом), и вам это слово дорого до такой степени, что и под угрозой расстрела вы не согласитесь заменить его более пристойным выражением – поставьте рубрику «матерные стихи». Это будет честно. Любители их почитать найдут их по указанному вами разделу, а противники их не почувствуют себя униженными и оплеванными. Что касается меня (впрочем, кто я такая, чтоб с моим мнением считались?), то единожды наткнувшись в стихах автора на «матерок», я больше на его страницу не захожу, сколь бы талантлив он ни был.
Их не так много, но каждая из них пишется по своим правилам. На странице «Ликбез Для Начинающих» есть сборник «Твердые Формы», пока еще не законченный и до конца не отредактированный. Там идет публикация статей, посвященных написанию каждой из этих форм.
Твердые формы достаточно архаичны – особо хорошие (глубокие и интересные по содержанию) стихи в их жестких рамках написать довольно трудно. И, если вы не любитель кропотливой и вдумчивой работы, то и не беритесь! Стихи – это не шарады и не кроссворды – не игра с заполнением заданной формы все равно, чем….
В том числе, не советую вам без четкого понимания природы и смысла восточных форм браться за написание многочисленных японских сонетов (ЯС-ов) и хокку, ставших очень модными, но ничего общего с настоящими ЯС-ами и хокку не имеющими.
Мое отношение к этому увлечению (да простят его мне их любители!) прекрасно отразил в своем ироничном «хокку» автор нашего сайта и мой большой друг – Сергей Сметанин:
Хокку народ сочиняет.
Издать на японском —
Японцев не хватит читать.
Попытавшись однажды освоить трудный жанр восточной поэзии, я очень скоро поняла, что для настощих ЯС-ов и хокку надо сначала очень глубоко проникнуть в культуру восточного стихосложения, а, главное, миропонимания. А еще то, что не всякие три строчки из пяти и семи слогов делают русское трехстишие настоящим хокку, что не всякая тема годится для Яса и Хокку, а исполняться эта тема должна совсем не так, как это шаловливо и беззаботно делают наши русскоязычные авторы. Об особенностях написания последних на Ликбезе планируется новый сборник.
Об отличиях и особенностях языка этих двух совершенно разных разделов (поэтических жанров) мы и поговорим. Но сначала немного о понятии ЖАНРА.
ЖАНРЫ ПОЭЗИИ — это типы литературных произведений, которые встречаются в рамках этого рода литературы. Поскольку поэзия — явление, охватывающее большое количество разноплановых произведений, то и стихотворные жанры она в себя включает самые разные: оды и сонеты, элегии и романсы, стихотворения и баллады, гимны и думы, песни и частушки и еще многое другое.
В литературе является распространенной еще одна классификация, при использовании которой жанры поэзии разделяются в зависимости ОТ ИХ ТЕМАТИКИ. А поскольку количество таких тематик, параллельно с развитием мира и общества в целом, все возрастает, то эта классификация постоянно расширяется и дополняется.
Возглавляют жанры поэзии, произведения, классифицированные по тематическому признаку ЛИРИКА.
ЛИРИКА – слово, пришедшее к нам из греческого языка. В классическом понимании – это один из родов литературы, в основе которого лежит изображение духовной жизни человека, мира его чувств и эмоций, мыслей и размышлений. Лирическое произведение подразумевает поэтическое повествование, в котором отображены размышления автора о различных природных явлениях и жизни в целом.
Вплоть до XIX века лирику разделяли на: сонет, отрывок, сатиру, эпиграмму и эпитафию. Подробнее рассмотрим каждый из этих жанров лирики.
СОНЕТ – одна из поэтических форм эпохи Возрождения. Драматургический жанр, в котором его структура и композиция объединены по смыслу, как борьба противоположностей.
ОТРЫВОК представляет собой фрагмент произведения или же намеренно незавершенное стихотворение философского содержания.
САТИРА, как жанр, представляет собой лиро-эпическое произведение, призванное высмеять какое-либо явление действительности, либо общественные пороки, по сути своей это злая критика общественной жизни.
ЭПИТАФИЯ представляет собой надгробную надпись, посвященную усопшему, часто эпитафия пишется в стихотворной форме.
На сегодняшний день существуют другие способы классификации жанров лирики. Согласно тематике стихотворений выделяют такие основные жанры лирики, как: пейзажная, интимная, философская.
ПЕЙЗАЖНАЯ ЛИРИКА в большинстве случаев отображает отношение самого автора к природе и окружающему миру сквозь призму собственных мироощущений и чувств. Для пейзажной лирики, более, чем для всех других разновидностей важен образный язык
ИНТИМНАЯ ЛИРИКА – это изображение дружбы, любви, а в некоторых случаях и личной жизни автора. Она схожа с любовной лирикой, и, как правило, интимная лирика является «продолжением» любовной.
ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА рассматривает общечеловеческие вопросы о смысле жизни и гуманизме, вечные темы смысла жизни, добра и зла, мироустройства и цели нашего пребывания на земле. Ее продолжение и разновидности – «гражданская лирика» и «религиозная лирика».
ГРАЖДАНСКАЯ ЛИРИКА – разновидность философской, которая приближена к общественным проблемам – к истории и политике, она описывает (непременно поэтическим языком!) наши коллективные чаяния, любовь к родине, борьбу со злом в обществе.
Об особенностях написания стихов каждого жанра см. соответствующую статью на странице Ликбеза Для Начинающих в сборнике «Все о жанрах»:
Поэзия: богемная прихоть или жизненная необходимость?
Поэзия — это то, без чего в жизни обычного человека, казалось бы, можно было бы и обойтись… Но — это только на первый взгляд. Роль поэзии, ее влияние на наше, скажем возвышенным словом, — бытие — невозможно переоценить. Потому что посредством поэзии мы поддерживаем связь с собой настоящим и со своею бессмертной душой.
Что такое поэзия
Если говорить образно, то это, по-моему, голос вечности. Если же вернуться к языку смыслов и понятий — а порою, на нем изъясняться и легче, и доходчивей, — то поэзия есть, прежде всего, художественное словесное творчество.
Поэзия — это апофеоз образного мышления, когда буквально при помощи нескольких особым образом подобранных слов или даже слогов (в этом непревзойденной была Марина Цветаева) можно не просто выразить мысль, а еще и вдохнуть в эту мысль жизнь. Снабдить ее цветом, вкусом и запахом, вызвать в ней трепетную живую энергию… И, конечно, это — настоящее искусство. Которое дается далеко не всем и не каждому.
Понятия сотворение и творчество — смысловые синонимы поэзии, в переводе с греческого. А само художественное поэтическое творчество — есть особая, стихотворная организация речи, привнесение в нее дополнительного измерения, которое потребностями обыденного нашего языка вовсе не измеряется.
Проза и поэзия — две стороны одной попытки: оживить, я бы сказала, некую иррациональную сущность. Но, по сравнению с основательной и раздумчивой прозой, поэзия — неуловимый мотылек. Хрупкий, ускользающий и — существующий во всей своей красе лишь в свободном полете.
Какой она бывает
Так что же это за дополнительное измерение, присущее поэтическому творчеству, и в чем оно выражается? Если говорить литературоведческими формулировками, то это сам стих, воплощенный в стихотворной строке, рифма, поэтический метр и прочие термины.
Часто можно слышать и такие определения как визуальная поэзия, высокая поэзия, гражданская и духовная; возвышенная поэзия чистого искусства… Все эти термины и определения имеют, конечно, право на существование, и каждое из них отражает какой-то сегмент нашей жизни, к которому прикасается поэт своим поэтическим словом.
Однако, главное здесь то, что что все эти определения и классификации придумывают, опять же, люди, исходя из своих земных представлений о сути вещей.
Визуальная поэзия
Она так же — один из примеров такого рода терминологии, однако по сути своей соответствует больше не поэтическому слову как таковому, а поэтическому изображению. Визуальный поэтический текст — это микс слова и графики. И он имеет свою давнюю историю, обращенную еще в III век до н.э.
Поэт Симмий, живший в Древней Греции, создавал свои стихи таким образом, чтобы компоновка поэтического текста приобретала форму предмета, о котором говорилось в стихотворении.
Таким же образом, фигурно, старались располагать свои поэтические строки и российские стихотворцы Симеон Полоцкий, Сумароков и Державин. Несколько позже, в 19-20 веках это течение было подхвачено европейским литературным модернизмом (С. Малларме «Бросок костей»). Есть приверженцы такого рода поэзии и сегодня.
Основные виды и жанры поэзии
Определение поэзии не пытался сформулировать только ленивый. Мир ее безмерен и разнообразен. И, конечно же, чтобы хоть как-то не затеряться во всех этих многомерных литературоведческих понятиях, стоит обозначить среди них основные.
Этот вид словесного искусства подразделяется на довольно большое количество жанров и несколько категорий-видов.
Виды бывают
Чаще всего поэзию как таковую связывают с неким лирическим настроением: как ее создающего, так и ее читающего. Отчасти это верно, только когда я вижу классические определения, где подчеркивается, что такого рода поэзия стремится или даже ставит своей задачей (!) раскрыть душу некого лирического героя — честно: мне становится тошно.
И хочется напомнить в этих случаях, что не ставит она перед собой в момент своего появления никаких задач.
Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
А если и раскрывается в момент стихо-творения чья-то душа — то только и исключительно — душа его автора. А душа читателя может с этим состоянием раскрытости либо резонировать — либо нет. И тут уж «каждая собака ищет свою траву».
О жанрах
Прежде, чем все их перечислить, хочу напомнить, что жанры в поэзии — это самые разные литературно-поэтические стихотворные формы, которые только могут существовать в природе.
И если в прежние времена они были более или менее чистые, то есть имеющие свои конкретные законы и условия написания (как, скажем, классическая гармония в музыке), то с течением времени мы стали свидетелями постепенной утраты так называемой чистоты жанра.
С одной стороны, это вроде как расширяет поэтические возможности, но с другой, как я думаю, ведет к подмене понятий и всемерному процветанию графоманства. И если раньше считал себя поэтом каждый, кто умел хоть как-то рифмовать строки, то сегодня не требуется даже и этого умения…
14 лирических жанров до XIX века
Классификация жанров 20 века
И еще несколько определений в этой связи. Сегодня поэтические жанры классифицируют, больше исходя из тематики стихотворения. Вот как это может теперь выглядеть применительно к лирике:
Пояснять эти понятия я не буду — они говорят за себя сами.
У меня нет цели превратить эту статью в литературную энциклопедию. Поэтому обозначу, что разного рода классификаций и попыток систематизировать всё, что возникает в виде той или иной стихотворной формы — великое множество. Источник же любого настоящего стихотворения один. И это — непостижимый духовный катарсис.
Назначение поэта и поэзии
Эту тему социум обсуждал и обсуждает постоянно, доводя смысл этого самого назначения, порой, до абсурда. И абсурд этот заключается в том, что поэтический голос вечности постоянно пытаются превратить в эдакий рупор современности. А еще — определить его роль и место среди людей, наделить этот рупор разного рода воспитательно-просветительскими функциями и поставить на службу просвещенному человечеству…
В то время как никаких таких функций и задач у настоящего поэтического слова нет и быть не может. Идет оно — из души. И, в чем я абсолютно убеждена — душа поэта, в данном случае, выступает просто проводником особого рода и вида энергий, закодированных в простых человеческих, берущих за душу словах.