Что относится к поездам дальнего следования
Поезда дальнего следования
Услуги в поездах дальнего следования зависят от типа и класса выбранного жд состава. Если потребуется перевезти российских или заграничных пассажиров, компания будет руководствоваться различными условиями.
Типы жд составов, пассажирских вагонов и категорий обслуживания в поездах дальнего следования
В соответствии с Приложением к приказу Минтранса РФ от 24 декабря 2004 г. к поездам дальнего следования относятся те, что следуют на расстояние свыше 150 километров. Если путь меньше, то поезд считается пригородным. № 50 Вагоны по типу разделяются на пассажирские и грузовые.
Классы вагонов | Категория | Описание |
---|---|---|
Сидячий | С | Имеются места (мягкие или жесткие) для сидения. |
Общий | О | Плацкартный вагон, где люди располагаются рядом по трое внизу, верхние полки отсутствуют или просто не используются. |
Плацкартный | П | 4 стандартных места (2 нижних и 2 верхних) и через проход 2 боковых. Нет ограждений у отсеков. |
Купейный | К | 4 стандартных места — пассажирское купе, имеются раздвижные двери. |
Мягкий | М | Чаще всего это трехместные купе, иногда двухместные, имеются дополнительные услуги (душ, телевизор). |
Люкс/СВ | Л/СВ | Двухместные купе, где обе полки располагаются внизу. Повышенная комфортность обеспечивается дополнительными услугами: работает интернет, есть телевизор. |
Сидячий
В сидячем вагоне пассажирского плацкартного поезда можно встретить специальные мягкие кресла с подлокотниками. Такие виды вагонов напоминают борт самолета, хотя здесь намного больше площадь. Федеральная пассажирская компания рекомендует выбирать именно этот тип вагона для путешествий на небольшие расстояния. Это поможет пассажиру не устать. К этой категории также относятся, например, дневные экспрессы.
Поезд дальнего следования
Где-то можно встретить название coach. Означает оно то же самое — «сидячий вагон». Он отличается по расположению, по способу обслуживания и количеству посадочных мест. Общей схемы для них не существует. При покупке железнодорожного билета для некоторых поездов указывается направление движения, что позволяет гражданам выбирать комфортабельные места и не ехать спиной вперед.
Современный сидячий вагон РЖД
Некоторые люди не могут долго путешествовать по железной дороге в сидячем положении, так как из-за неудобной позы затекает все тело. В основном coach заказывают, если поездка длится максимум 10 часов.
Для справки! Больше всего пассажиров привлекает цена. Билет в такие вагоны обходится в 1,5 раза дешевле, чем в плацкартные.
Плацкартный
Плацкарт — самый популярный тип вагона по перевозке пассажиров. Размер таких поездов средний: в них 54 посадочных места — 9 купе по 6 спальных мест. На плацкарт билеты недорогие, поэтому и спрос выше. Между купе нет дверей, все они соединяются общим коридором.
Боковые места по площади меньше, чем те, что располагаются в блоке. Несколько мест находятся возле туалета. Конечно, здесь никто не хотел бы расположиться, но если так получилось, то надо быть готовым к бесконечным хлопаньям дверей и неприятному запаху.
Также стоит учесть, что в третьем и шестом купе окна не открываются. Это правило относится к старым экспрессам, в новых установлена современная система кондиционирования.
Определение багажа играет важную роль в поездке. Ведь нужно куда-то уложить свои вещи. Для этого в плацкартных вагонах придумали специально отведенные багажные отсеки под нижними сиденьями и полкой.
В фирменных поездах (например «Северная Пальмира» по маршруту Санкт-Петербург — Адлер) условия более комфортные: в вагоне просторнее и удобнее, есть система кондиционирования, биотуалеты, много розеток.
Вагон общего назначения
Какие еще бывают вагоны? Есть еще общий вагон. Обычно это плацкарт с тремя посадочными местами на каждой нижней полке. Важно понимать, что эти полочки не предназначены для долгого сидения, так как там нет спинки и подголовника. Также там нет подлокотников, которые разделяли бы людей между собой. Длина пассажирского классического поезда с общими вагонами бывает разной. То же самое можно сказать об их высоте. Все билеты на общий вагон продаются без закрепления места — кто раньше успел, тот и занял лучшие места.
Купейный
В купейном вагоне имеется 32 пассажирских сиденья, в каждом купе по 4 места. Бывает купе с 38 местами, где 1 зона двухместная. Каждая зона отделяется друг от друга, можно закрыть двери на замок. Пассажиры в коридоре могут передохнуть на откидных стульчиках.
В купе есть зеркало, столик, вешалки для одежды. Третья полка в купе отсутствует, ее заменяет лишь отсек багажа под потолком.
В основном люди выбирают купе, так как за приемлемую цену они получают комфорт: в отделенной зоне меньше людей, можно даже путешествовать всей семьей, не мешают посторонние разговоры. К тому же в купейных отсеках реже бываю очереди в туалет, чем в плацкартах.
Спальный
В спальном отсеке находится до 10 купе по 2 спальных места. Есть люксы с верхним и нижним местом. В стандартном отсеке 18 мест. Там комфортнее находиться, потому что отсутствуют верхние полки. Внизу есть мягкая спинка для сидения.
В купе расположена специальная кнопка для вызова проводника. Также при необходимости можно воспользоваться кондиционером и телевизором. У люксов сервис на высшем уровне. Люди с низкой заработной платой обычно не путешествуют в спальном вагоне, так как цена в среднем в 4 раза выше, чем в плацкарт.
Мягкий
В мягком вагоне поезда для дальнего следования РЖД находится 6 купейных отсеков, каждый из которых похож на комнатку.
Купе напоминают люкс, но отличаются большей площадью.
В каждом отсеке есть биотуалет, умывальник, душ, система кондиционирования, телевизор, диван и кресло. Пассажирам привозят горячий завтрак, выдают белье для душа. Также в таких комнатах предусмотрен бар.
Особенности проезда для пенсионеров
Некоторым категориям пенсионеров дается право пользоваться льготами при покупке билетов на жд составы. Для получения скидки на билет гражданин обязан предоставить пенсионное удостоверение и специальную справку. С помощью данной привилегии пенсионеры могут покупать билеты по заниженной цене.
Как перевозить велосипед
Путешествуя, можно без проблем закинуть велосипед в поезд. Но необходимо уточнить его вес, так как разрешено провозить с собой багаж до 36 кг. Чтобы перевозить велосипед в жд составах, нужно сшить для него чехол, а также захватить с собой веревки и инструменты. Правила перевозки:
Перевозка велосипеда в электропоезде
Правила провоза детей
В 2018 году в России родители могут перевозить ребенка до 5 лет бесплатно. Если ребенок не занимает дополнительное место, то для него не нужно приобретать билет на поезда дальнего следования. Для детей действует следующая льгота: с 5 до 10 лет билеты на железнодорожный транспорт (электропоезд или электричку) идут по детскому тарифу. За рубежом действуют такие же правила. Многодетные родители могут сэкономить на проезде, так как компании предлагают скидки при покупке билета.
Есть ли в поездах дальнего следования Wi-Fi, биотуалет и прочие популярные удобства
Какие новшества нравятся туристам в современных составах? Уже в половине поездов дальнего сообщения появился бесплатный интернет. Наличие Wi-Fi позволяет пассажирам с комфортом провести время, так как с помощью интернета можно смотреть фильмы и мультики (детям).
Для справки! Цена на беспроводную сеть составит до 200 рублей за сутки. При необходимости стоимость услуги может увеличиться, если пассажиры захотят посмотреть какой-то определенный платный фильм в дороге.
ФАС обязало провести проверку и установить кондиционеры, биотуалеты в поездах. То есть в каждом вагоне должно быть по одному туалету, а в каждом купе — кондиционер.
Также поднимался вопрос по поводу провоза животных в пассажирских составах. Питомцев брать с собой в дорогу можно, но они должны быть помещены в клетку или корзинку.
Правила перевозки животных
Покупка билета на электропоезд
Раньше предпочитали покупать билеты на поезд на вокзале, сейчас же все больше граждан делают это через интернет. Ведь на официальном сайте можно посмотреть расписание, движение поездов и цены на билеты, не выходя из дома. Какой же способ лучше?
Для приобретения билета потребуется предъявить документ, удостоверяющий личность гражданина. Сначала выбирается пункт отправления и прибытия, дата поездки. Затем выбирается поезд, тип вагона и номера свободных мест. Если заказ производится через интернет, то выбирается способ оплаты (номер карты или электронного кошелька). Осталось подтвердить заказ.
Полученный код нужно предъявить в кассу на вокзале и получить билет.
Важно! Доставка электронных билетов не осуществляется.
Поезда дальнего назначения предназначены для пассажиров, путешествующих за границу. Обслуживание таких составов на высшем уровне, РЖД делает все возможное, чтобы граждане могли с комфортом проводить время в пути.
Категории электричек и перевозчики
Категории электричек
Все электропоезда можно разделить на два больших класса:
К дальним электропоездам относятся часть «Ласточек» и электрички-экспрессы АО «ФПК», следующие на расстояние свыше 150 км, а также «Сапсаны».
В разделе «Электрички» показываются «Ласточки» и электропоезда-экспрессы АО «ФПК», поскольку по ряду признаков они больше похожи на пригородные электрички-экспрессы, чем на классические поезда дальнего следования. «Сапсаны» в разделе «Электрички» не показываются. Дальние электрички выделяются на сайте красным цветом.
Юридически, дальние электрички являются полноценными поездами дальнего следования, о них можно прочитать в разделе «Поезда». Билеты на дальние электрички нельзя купить в пригородных кассах. Удобнее всего покупать билеты через интернет (например, на нашем сайте), также можно купить в кассах АО «ФПК» на вокзале и терминалах самообслуживания. Число билетов ограничено.
Пригородные электрички можно разделить на:
Поезда «Стандарт плюс» — обычные электрички, но с рядом преимуществ. Это электропоезда, выпущенные до 2014 года. В электричках «Стандарт плюс» широкий тамбур для провоза багажа и велосипедов, установлены комфортные сиденья, есть кондиционер, биотуалет, места для инвалидов, бегущая строка.
Скорые и скоростные электрички делятся на:
В скорых электричках с предоставлением мест (выделены на сайте зеленым цветом) предоставляется гарантированное сидячее место, число билетов ограничено, также, как правило, осуществляется продажа через интернет. При покупке билета необходим документ, удостоверяющий личность.
В редких случаях электричка может являться обычной, при этом иметь часть вагонов повышенной комфортности, за проезд в которых (помимо стоимости билета) взимается дополнительный сбор. В Московском регионе таких поездов нет.
К скорым электричкам, помимо обычных скорых, относятся также «спутники», электропоезда «РЭКС», аэроэкспрессы.
Разовый билет на скорую электричку без предоставления мест, как правило, дает право проезда в скорой электричке без предоставления мест данного перевозчика на местах указанного класса обслуживания (если указан), либо в обычной электричке данного перевозчика. То есть если пассажир купил билет на скорую электричку, но опоздал на нее, он может проехать по нему и в обычной электричке.
Обращаем внимание на то, что доплата в кассе ЦППК возможна только, если по данному билету не было прохода через турникета, доплата обычно возможна только в течение часа после приобретения биолета. Доплата в терминале возможно только в том случае, если билет записан на транспортную карту.
Разовый билет на межобластной экспресс АО «Центральной ППК» действует на одну поездку на указанном в билете поезде, либо на любом другом пригородном поезде без предоставления мест.
Перевозчики
Перевозчик — организация, которая организует перевозку пассажиров в данном поезде.
Для пассажира важно знать, что билет на поезд одного перевозчика почти всегда является недействительным в поездах другого перевозчика.
Например, билеты Александров — Балакириево, купленные в кассе ОАО «Центральной ППК», не действуют на проезд в электричке «Северной ППК» сообщением Александров — Ярославль.
Название перевозчика можно узнать на странице маршрута (расписания) электрички.
Перевозчики для электропоездов Московского узла
На Ленинградском направлении Москвы перевозчиком является «Московско-Тверская ППК».
Для аэроэкспрессов перевозчиком является ООО «Аэроэкспресс».
Во всех остальных случаях (в том числе, в электричках «РЭКС» всех направлений) в Московском регионе перевозчиком выступает ОАО «Центральной ППК».
Перевозчики для электропоездов Санкт-Петербургского узла
Для электричек дальнего следования («Сапсаны», «Ласточки» на расстояние свыше 200 км) перевозчиком является АО «ФПК», либо ДОСС. Для пригородных электричек (в том числе, пригородных «Ласточек» (следующих на расстояние до 200 км)) перевозчиком выступает ОАО «Северо-Западная ППК». С 1 января 2016 года проезд в «Ласточках» ОАО «СЗ ППК» осуществляется по билету категории «Скорый». Билеты категории «пассажирский» для проезда в «Ласточках» не действительны.
Большой FAQ про поезда дальнего следования и неочевидные правила
Ачивка «Ген тестировщика»: моя коллега сначала села в поезд, а спустя час распечатала билет на станции, мимо которой проехала.
После того как мы начали писать про поезда и электрички, выяснилось, что многие не знают таких очевидных (для нас) вещей, как душ в штабном вагоне поезда, возможность сойти на любой станции маршрута и разница между обменом и возвратом билета.
Поэтому давайте мы сейчас выкусим весь изюм из правил перевозок основных пассажирских компаний на железной дороге, чтобы нести свет знаний в массы. И, возможно, немного снизить нагрузку на наш колл-центр на первой линии.
— Когда перестают продавать билеты?
В электронном виде — за один час до отправления. В кассах — за 15 минут до отправления. На современных станциях — в электронном виде за 15 минут до отправления со станции пассажира, если в поезде есть устройство контроля легитимности электронных билетов. В кассе можно купить билет прямо до отправления поезда, если технические возможности станции позволяют это сделать.
В последний момент можно ухватить очень дешёвые билеты на Сапсан, например, но это лотерея. Вот тут ещё пара вещей именно про Сапсаны: например, у нас есть уведомление о поступлении первых билетов и даже фича с предзаказом (не только для Сапсанов).
— По какому документу можно купить билет на поезд?
Обратите внимание, что в правилах ОАО «РЖД» не указывается информация о том, что билет обязательно приобретать по оригиналу документа, поэтому некоторые кассиры могут оформить билеты без представления оригинала документа (по копии или данным документа). При посадке в поезд пассажир обязан предъявить оригинал документа, который указан в билете.
Посадка в поезд осуществляется только при наличии подлинного документа, удостоверяющего личность пассажира, на основании которого приобретён проездной документ.
— Сколько ошибок может быть в билете?
Допускается одна ошибка на билет (приказ Минтранса РФ от 19.12.2013 № 473) в один знак ровно (в любом месте) в имени, отчестве, фамилии, серии или номере документа. Вы должны проверить билет при получении. Если допущена грубая ошибка в данных при оформлении заказа, то нужно делать возврат в претензионном порядке (например).
Сейчас в билетах указывается дата рождения взрослого пассажира. В ней допускаются любые ошибки, если это не влияет на стоимость билета (то есть из-за ошибки он не становится детским). Если ошибка — в возрасте ребёнка, меняющая уровень оплаты, то надо будет или доплачивать на месте, или отказываться от поездки (ну или возвращать билет).
Если ошибок две или больше и вы их не увидели при покупке, то надо лично подойти в кассу ОАО «РЖД» с паспортом и номером билета или посадочным купоном. Вам выдадут новый билет, стоимость услуги составит 223,70 руб.
Девичья фамилия: «если при посадке в поезд пассажир предъявляет посадочный купон (билет), фамилия пассажира в котором не соответствует фамилии в документе, удостоверяющем личность пассажира, и документ, подтверждающий факт изменения фамилии, то такой пассажир допускается для проезда в поезде дальнего следования и пригородного сообщения с указанием мест». Больше информации тут.
Можно сесть в поезд по новому паспорту, поскольку в нём указаны сведения о старом.
При перепутанных местами имени и фамилии у иностранца в теории нужен возврат, но на практике мы не знаем случаев отказа в посадке. Но мы не рекомендуем надеяться на авось, если есть время на возврат и новую покупку.
— Что делать, если я купил билет на поезд, где нет электронной регистрации, и его негде получить на станции?
Если билет был приобретен заранее, то для его получения необходимо обратиться на ближайшую станцию, где есть кассы Экспресс-3. Если такой возможности нет или поезд отправляется в ближайшее время, то нужно обратиться к проводнику поезда с посадочным купоном и удостоверяющим личность документом и объяснить ситуацию. И далее получить билет на бланке на ближайшей станции по пути следования поезда, где есть возможность получения бумажного билета. Получить билет можно в течение 12 часов после отправления поезда, если поезд — по России, и в течение трёх часов, если поезд — межгосударственного сообщения.
Наверху — доказательство того, что мы это сделали.
Ещё обратите внимание, что наличие или отсутствие услуги электронной регистрации относится не к поезду, а к каждому конкретному вагону. Поэтому надо смотреть скорее не на поезд, а на конкретный вагон на шаге выбора мест (на схеме вагона есть значок ЭР). У большинства поездов по России есть электронная регистрация.
— Можно ли переоформить электронный билет?
Да, можно. Можно сменить поезд, место, вагон, класс, поменять маршрут с сохранением конечной точки (с доплатой за более длинный или возвратом части денег за более короткий), возобновить поездку после опоздания или из-за болезни. Нельзя переоформить на другого пассажира, нельзя менять конечную и начальную станции, перевозчика, нельзя менять билет, если взрослому был куплен детский, или наоборот. Есть особый порядок обмена на Сапсаны и поезда, пересекающие границу страны. Стоимость билета при переоформлении рассчитывается на момент переоформления в кассе, неважно, электронный ваш билет или физический. Нужно обратиться в кассу лично пассажиру, на которого оформлен билет, показать билет (или его скриншот) и документ, по которому он был куплен. С 2018 года действует сбор за переоформление — 132 рубля 30 копеек ровно.
Разница в том, что:
— в диапазоне 8–24 часов до отправления вы экономите 60 рублей 40 копеек (разница со сбором за возврат), но должны идти к кассе ногами;
— в диапазоне 0–8 часов до отправления переоформление выгоднее возврата и покупки нового билета на довольно существенную сумму.
На переоформление после опоздания даётся 12 часов в случае «я раздолбай, простите» и пять суток — при болезни или несчастном случае, также надо будет предъявить подтверждающие документы.
— Могут ли провожающих не пустить в вагон?
Да, например, на территории Узбекистана действует такая же система входа и пропуска, как и в наших аэропортах: есть бюро пропусков для провожающих (например, если надо сопроводить инвалида), но в общем случае все остаются за территорией вокзала. В России провожающих обычно пускают в вагоны. И минут за 5–10 до отправления проводник просит провожающих покинуть вагон, а пассажиров — пройти с платформы внутрь вагона.
— Как продлить поездку с промежуточной станции?
Процедура была описана на бумажных бланках билета, но всё равно мало кто что-нибудь понимал. В общем, можно взять и выйти на любой станции по дороге. Потом через пару дней поймать другой поезд и поехать на нём. Это платно.
Делается это так: в поезде надо предупредить проводника о выходе и на промежуточной станции обратиться в кассу (к администрации вокзала) в течение трёх часов с момента прибытия поезда, предъявить проездной документ и документ, удостоверяющий личность. Вам поставят отметку об остановке. Для продления поездки надо также обратиться к администрации. Вам поставят новую отметку. Остановиться на промежуточной станции можно не более чем на 10 суток.
При возобновлении поездки оплачиваются стоимость плацкарты (деньги за то, что у вас есть место в вагоне), сбор за переоформление билета, а также возможны иные платежи в зависимости от изменений условий поездки. Возобновление поездки производится в вагон того перевозчика, у которого был оформлен первоначальный билет.
Вы заплатили за билет в купе Екатеринбург — Москва и решили выйти на станции Казань на неделю.
Вы платите за билет Екатеринбург — Москва 4 631,50 рубля.
Вы платите за продолжение поездки Казань — Москва 1 328,10 рубля: это сбор 132,30 рубля и часть билета (плацкарта) 1 195,80 рубля. 5 941,60 рубля — за поездку с остановкой.
Билеты Екатеринбург — Казань и Казань — Москва стоят тем же поездом 2 891 + 2 767,50 = 5 658,50 рубля.
Вы заплатили за билет в плацкарте Екатеринбург — Москва и решили выйти на станции Казань на неделю.
Вы платите за билет Екатеринбург — Москва 2 469,10 рубля.
Вы платите за продолжение поездки Казань — Москва 774 рублей: это сбор 132,30 рубля и часть билета (плацкарта) 611,70 рубля. 3 213,10 рубля — за поездку с остановкой.
Билеты Екатеринбург — Казань и Казань — Москва стоят тем же поездом 1 536,40 + 1 393,50 = 2 929,90 рубля.
То есть происходит нечто похожее на льготный возврат билета от Казани до Москвы и покупку нового.
— Можно сесть на промежуточной станции?
Пунктом 16 Правил перевозок пассажиров установлено, что поездка пассажиров должна начинаться от станции, указанной в проездном документе (билете). Однако, как разъяснил ВС РФ в решении от 01.07.2004 № ГКПИ04-875, это означает лишь то, что пассажир не вправе осуществить посадку в поезд ранее пункта отправления, указанного в билете. Это не лишает пассажира права воспользоваться услугой перевозки начиная с любой следующей станции по пути следования.
Пассажир может сесть на любой станции следования после станции отправления, указанной в билете, при условии соблюдения срока годности билета. По правилам ОАО «РЖД», если место окажется проданным, то проводник должен предоставить либо место классом выше без доплаты, либо место классом ниже с выплатой разницы.
Например, был случай, когда человек опоздал на поезд на несколько минут, но смог быстро поймать такси и доехать до следующей остановки поезда.
Это не касается электричек: заходить надо на своей станции.
— Есть ли страховка в билете?
С 24 января 2013 года перевозчики, осуществляющие деятельность по перевозке пассажиров на железнодорожном транспорте и входящие в холдинг РЖД, прекратили взимать страховой сбор при продаже проездных документов. Обязательное личное страхование пассажиров отменено в соответствии с указом Президента Российской Федерации В. В. Путина от 19 января 2013 года № 36. Новые правила предписывают, что при наступлении страхового случая возмещать ущерб пассажирам будет страховая компания перевозчика (если пассажир самостоятельно не оформил страховку в какой-либо страховой компании).
Сейчас выплачивается: за причинение вреда жизни пассажира до 2 млн 25 тыс. рублей, за причинение вреда здоровью пассажира — до 2 млн рублей, за причинение вреда имуществу пассажира — до 23 тыс. рублей. Для того чтобы претендовать на компенсацию, пострадавший должен направить перевозчику письменное заявление о выплате страхового возмещения, составленное в произвольной форме, и документы со сведениями о потерпевшем, произошедшем событии и его обстоятельствах, характере и степени повреждения здоровья потерпевшего. Срок выплаты компенсации — 30 календарных дней со дня получения страховщиком документов. В страховку не попадают стихийные бедствия, народные волнения и забастовки, военные действия и т. п. Дополнительно к этой страховке вам, возможно, будут настойчиво предлагать добровольное страхование с более высокими порогами и большим количеством страховых случаев. У сервиса Поезда на Туту.ру есть страховка на время поездки – она недорогая, можно поставить галочку, если хотите быть застрахованными, например, если случайно поезд качнёт и вы обольётесь кипятком по пути от титана к своему месту в вагоне. Ну или при слезании с полки ногу подвернёте. Подробнее написано в оферте АльфаСтрахование по ссылке в блоке страховок на шаге «Завершение заказа».
— Я не проходил электронную регистрацию и потерял свой билет. Что делать?
Если поезд через границу — покупать новый. Если поезд внутри страны — бежать к дежурному по вокзалу станции отправления, назначения или продажи билета, платить 223 рубля 70 копеек ровно и показывать свой документ. И вспоминать поезд и вагон с местом.
Кстати, места, как правило, хранятся в вычислительном центре первой станции отправления поезда.
— Нужна ли виза в Калининград?
Для разовой поездки литовская виза гражданам РФ не нужна. Достаточно оформить специальный упрощённый проездной документ на железной дороге (УПД ЖД). УПД ЖД оформляется в кассах на вокзале, которые одновременно направляют запрос в консульский отдел посольства Литовской Республики в Москве. Через 28 часов после подачи запроса пассажир должен обратиться в любую железнодорожную кассу и узнать, получил ли он разрешение на право транзитного проезда через Литву. Если разрешение не получено, то пассажир может сдать билет и вернуть деньги. Оформление УПД ЖД производится бесплатно.
— Я еду с животным. Что делать?
Если животное мелкое (до 20 килограммов), то надо купить документ в обычной кассе. Если животное крупное, то его надо взвесить на багажных весах и получить документ на него в багажной кассе. Это легаси, но с точки зрения логики обработки большие собаки — всё ещё багаж, а мелкие — ручная кладь. В зависимости от вашего вагона провоз мелких животных может быть бесплатным либо вообще не предусмотренным. Для крупных может потребоваться выкуп отдельного места, всего купе, или аналогично он может быть не предусмотрен. В одной клетке или ящике — не больше двух домашних животных. Собаки — в наморднике и с поводком. Каждая собака занимает одно место, их вместе с владельцами в купе не может быть больше, чем мест в этом купе. К собакам-поводырям применяются особые правила, с ними ехать куда легче: например, не надо платить за дополнительное место. Диких животных возить нельзя. Домашние животные перечислены в правилах перевозки: в частности, можно везти полоза. В зависимости от животного и назначения перевозки может понадобиться справка от ветеринара. Обратите внимание, что, если вы везёте животных на выставку, то правила строже, чем если вы везёте их просто покататься.
— У меня суперсумка больше 180 см по трём измерениям. Что делать?
Если багаж не укладывается в нормы ручной клади, то он оформляется либо в багажном отделении вокзала, либо онлайн на сайте РЖД. Его грузят в отдельный вагон, а выдача производится только при наличии у получателя багажной квитанции и проездного документа. Если пассажир ехал с пересадкой — то проездного документа от станции пересадки до станции назначения. В случае отсутствия у получателя проездного документа с него взыскивается доплата до тарифа грузобагажа.
Железные дороги обязаны производить операции по выдаче прибывшего багажа на промежуточных станциях не позднее чем через час после проследования поезда, а на конечных станциях — после разгрузки багажного вагона.
— Я потерял вещь, и теперь.
При потере вещей в поезде нужно обратиться в камеру хранения вокзала конечного пункта следования поезда. То есть если вы потеряли вещь в поезде Петербург — Москва где-то в Ленинградской области, а ехали до Твери, то обращаться надо в камеру хранения в Москве.
В ваши вещи заглянут.
Если среди вещей есть съестные продукты, то они сразу же списываются по санитарному акту.
Если в вещах есть документы или другие бумаги, по которым можно установить личность или связаться с владельцем, то сотрудники это делают.
Хранятся вещи 30 дней, после чего, если не было обращений, утилизируются. При обращении нужно будет сказать сотруднику вокзала, где их потеряли, в каком поезде и т. д., что именно потеряли, как это всё выглядит. После этого вещи передаются владельцу с приложением их описи на день поступления. При возврате владелец должен оплатить каждый день стоимости хранения по тарифам примерно как в камере хранения: это защита от тех, кто целенаправленно терял объёмные сумки, чтобы их хранили на вокзале.
— Если я вышел погулять на промежуточной станции и не успел сесть в поезд, то…
С 3:30 до 3:50 по Москве в Экспрессе-3 — технологический перерыв. По вторникам он чуть дольше, до 4:07. В это время при поиске билетов не будет возможности получить самое актуальное расписание поездов, цены и наличие мест. Из соседних стран очень заметные перерывы есть в финской системе бронирования, они начинаются в 23:00 по Москве и заканчиваются в случайное время.
— На билете местное время или пункта прибытия?
Раньше указывалось время станции отправления. Для трансграничных поездов — отправление по Москве, прибытие указывается местное. Для поездов не из России и не в Россию — местное. Для старта из Финляндии время будет местное (минус час от Москвы), а по прибытию в РФ будет указано время станции прибытия.
С 1 августа 2018 года указывается местное время.
— Можно ли посмотреть фактическое движение поезда?
Да, для поездов дальнего следования — на сайте РЖД. Для электрички — можно у нас вот здесь. Поезда дальнего следования опаздывают крайне редко, поэтому обычно необходимости в отслеживании поезда в реальном времени нет. А маршрут поезда можно посмотреть вот здесь — на этой странице есть поиск по номеру поезда. Либо на странице расписания по направлению кликнуть по номеру поезда и перейти по ссылке на его маршрут с временем остановок и картой. Та же инфа приходит короткой ссылкой в СМСке «Счастливого пути» при отправлении поезда, чтобы знать, на каких станциях можно выйти подышать. Ну и в мобильном приложении удобно иметь эту инфу всегда под рукой.
— Могу я сесть в любой вагон, если поезд на моей станции стоит две минуты?
Да. «Посадка пассажиров производится в вагон, указанный в проездном документе. На промежуточных станциях посадка пассажиров допускается в любой вагон поезда с последующим переходом в вагон, указанный в проездном документе».
Ещё чуть больше деталей есть в посте про то, какие бывают поезда и вагоны.